Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 2000-Х ГГ.'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 2000-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
поколение z / цифровое мышление / дивергентное мышление / цифровая среда / generation z / digital thinking / divergent thinking / digital environment

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Шичкина В. В., Сусанина И. В.

в статье представлены результаты пилотного исследования (выборка из 30 человек) особенностей мышления людей, рожденных в 2000-е., включая аспекты дивергентного мышления. В качестве методов использовались: «Выделение существенных признаков», «Толкование пословиц», «Тест вербальной креативности» С. Медника, Uкритерий Манна — Уитни и описательная статистика. Сравнительный анализ особенностей мышления представителей поколения «Z» и поколения «Y» показал, что миллениал» обладают более развитым абстрактно-логическим мышлением, для них характерен высокий уровень сверхобобщения и резонерства, а также, более высокий уровень вербальной креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF THINKING OF PEOPLE BORN IN THE 2000S

The article presents the results of a pilot study (sample of 30 people) of the peculiarities of thinking of people born in the 2000s, including aspects of divergent thinking. The following methods were used as methods: "Identification of essential features", "Proverb interpretation", "Test of verbal creativity" by S. Mednik, Mann-Whitney U-test and descriptive statistics. A comparative analysis of the thinking characteristics of representatives of generation Z and generation Y has shown that millennials have more developed abstract-logical thinking, they are characterized by a high level of over-generalization and reasoning, as well as a higher level of verbal creativity

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 2000-Х ГГ.»

IX ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЦИФРОВОЙ МИР: ПЕРСПЕКТИВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Шичкина В.В.

студент, Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова, [email protected] Сусанина И.В.

кандидат психологических наук, доцент кафедры

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова,

isusanina2001@yahoo. com

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, РОЖДЕННЫХ В 2000-Х ГГ.

Аннотация: в статье представлены результаты пилотного исследования (выборка из 30 человек) особенностей мышления людей, рожденных в 2000-е., включая аспекты дивергентного мышления. В качестве методов использовались: «Выделение существенных признаков», «Толкование пословиц», «Тест вербальной креативности» С. Медника, и-критерий Манна — Уитни и описательная статистика. Сравнительный анализ особенностей мышления представителей поколения «2» и поколения показал, что миллениал» обладают более развитым абстрактно-логическим мышлением, для них характерен высокий уровень сверхобобщения и резонерства, а также, более высокий уровень вербальной креативности.

Ключевые слова: поколение z, цифровое мышление, дивергентное мышление, цифровая среда

Введение. Формирование цифрового пространства - процесс, влияющий на особенности мышления поколения, рожденного в 2000-х (поколение Данная проблема анализируется в работах Алехина А.Н., Грековой А.А1., Регуш Л.А., Алексеевой Е.В., Веретины О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С2, Молодцовой Н.Г3., Курбатова В.И4, Дутко Ю.А., Беловол Е.В5. Эволюция человеческого мышления и культуры, заключается в постоянном совершенствовании все более эффективных знаковых систем и переходах на более абстрактный уровень знаков6. Исследователи отмечают, что мышление современных студентов оперирует за пределами видимого и очевидного, перебирает различные точки зрения, варианты восприятия, анализирует различные версии решения тривиальных задач, отличается зрительным представлением образов. В классической литературе такой

1 Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Alehin_Grekova.shtml (дата обращения: 6.12.2022).

2 Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду// Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. № 194. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-mysMemya-podrostkov-imeyuschih-raznuyu-stepen-pogruzhennosti-v-internet-sredu (дата обращения: 6.12.2022).

3 Молодцова Н.Г. От клипового мышления к визуальному: проблема и способ разрешения// Хроноэкономика, 2021. № 5(33). С. 27-29.

4 Курбатов В.И. Символическое, виртуальное, сетевое мышление: новая эпоха или эпоха новостей// Гуманитарий юга России, 2013. № 1. С. 1-11.

5 Дутко Ю.А., Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений)// Научный результат. Педагогика и психология образования, 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-myshleniya-lichnosti-v-tsifrovoy-srede-sravnitelnyy-analiz-pokoleniy (дата обращения: 6.12.2022).

6 Алехин А.Н., Грекова А.А. «Псевдопсихопатологические» формы мышления в современных условиях// Вестник психотерапии, 2018. Т. 71. № 66. С. 137-151.

«проникающий вглубь» взгляд, выискивающий нечто глобальное, описывался как иллюстрация патологического расстройства психики. Феномен аномальной избирательности мышления Ю.Ф. Поляков определял, как явление, характерное для больных с расстройствами мышления, а его причиной считал ослабление детерминации мышления опытом практического взаимодействия с предметами окружающей действительности1. У подростков поколения Z выявлены статистически значимые различия в уровне невербального и вербального интеллекта, что возможно, опосредованно связано с уровнем их креативности, являющимся огромным ресурсным преимуществом людей поколения Z. Так, в исследовании Ршрка, V., Fauzan, & ТпуаШю, D, (2021) отмечается, что миллениалы развивают 80% творческих индустрий в городе Бенгкулу (Индонезия), и с опорой на эту статистику, государство создает программу борьбы с бедностью2. Таким образом, особенности мышления поколения людей, рожденных в 2000-х и связанных с погружением в цифровую среду, отличаются противоречивостью, требуют детального изучения в целях совершенствования психодиагностических подходов и инструментария, а также для моделирования развивающих психолого-педагогических технологий3, чем и определяется актуальность исследования.

Выявление особенностей мышления людей, рожденных в 2000-х стало целью данного исследования, для достижения которой были проанализированы современные подходы к проблеме формирования цифрового мышления, а также данные пилотного экспериментального исследования.

Методы. В исследовании приняло участие 30 испытуемых, включая 15 человек в возрасте 18-20 лет в экспериментальной группе, и 15 человек, в возрасте 30-35 лет, в контрольной группе. В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики: «Выделение существенных признаков», выявляющая уровень логичности мышления и умение сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения; «Толкование пословиц», направленная на выявление уровня развития абстрактного мышления и «Тест вербальной креативности» С. Медника. Для оценки различий между двумя независимыми выборками были использованы, и-критерий Манна — Уитни и описательная статистика.

Результаты и обсуждения. По результатам статистического анализа данных, в экспериментальной группе выявлено превышение средних значений при использовании методики «Выделение существенных признаков» (Рис.1.) по сравнению с контрольной, а данные, полученные по другим методикам не показали существенных различий.

В соответствии с полученными результатами можно предположить, что представители экспериментальной группы обладают более развитым абстрактно-логическим мышлением, в отличии от контрольной группы, для которой характерен преимущественно конкретно-ситуативный стиль мышления.

В результате качественного анализа данных методики «Толкование пословиц» в экспериментальной выборке (Таблица 1) в 9% ответов обнаружены проявления резонерства; в 10,5% ответов - обобщенных вербализаций или, иначе говоря, сверхобобщения, для контрольной группы характерны признаки ситуативного мышления (15%) и метафоричности (7,5%). Соответственно, представители экспериментальной группы чаще используют в

1 Алехин А.Н., Грекова А.А. «Псевдопсихопатологические» формы мышления в современных условиях// Вестник психотерапии, 2018. Т. 71. № 66. С. 137-151.

2 Eshet-Alkalai, Yoram. "Thinking in the Digital Era: A Revised Model for Digital Literacy." Issues in Informing Science and Information Technology 9 (2012). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Thinking-in-the-Digital-Era%3A-A-Revised-Model-for-Eshet-Alkalai/dcc9297e7i3f4i3c5ad51fef4a8a0bafbed4f7f5 (дата обращения: 6.12.2022).

3 Грекова А.А. Особенности мышления представителей «цифрового поколения»// Психология. Психофизиология, 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-predstaviteley-tsifrovogo-pokoleniya (дата обращения: 6.12.2022).

процессе мышления отвлеченные и абстрактные понятия, а испытуемые из контрольной группы - практико-ориентированное и конкретно-ситуативное мышление.

Представляют интерес результаты (Таблица 1), свидетельствующие о том, что для 39% всей совокупности нормотипической выборки, методика оказалась трудно доступной (диагностические признаки: неправильное объяснение, отказ от задания), возможно, в связи со значительным изменением информационной среды.

Качественный анализ данных, полученных по «Тесту вербальной креативности» Медника (Таблица 2) подтверждает результаты предыдущих методик, и, в частности, то, что для контрольной группы в большей мере характерно мыслить в конкретно-ситуативных категориях (8,1%). По параметру «вербальная креативность» в контрольной и экспериментальной выборках наблюдается разница в два раза. Представители контрольной группы в 21,6% случаев называли слова, неподходящие для выполнения условий задания (что связано с трудностями в поиске подходящих слов), в отличии от представителей экспериментальной группы. Для контрольной выборки была выявлена тенденция к называнию меньшего количества ассоциативных слов, подходящих под условие выполнения задания и подбору конкретно-ситуативных, личностно-значимых слов, отличающихся оригинальностью (Таблица 3).

Выводы. Глобальное распространение цифровых технологий, погружение молодых людей в цифровую среду с первых лет жизни, является мощным объективным фактором, воздействующим на особенности их мышления. Проведенное исследование подтвердило теоретические и эмпирические данные отечественных и зарубежных авторов, о том, что лица, рожденные в 2000-е обладают более развитым абстрактно-логическим мышлением склонны к резонерству, сверхобобщениям, а также проявляют более высокий уровень вербальной креативности, в сравнении с представителями предшествующего поколения, обладающих конкретно-ситуативным и практико-ориентированным стилем мышления, что ярко проявилось в стратегии выполнения представленных методик. Пилотное исследование также показало необходимость дальнейшего анализа особенностей дивергентного мышления миллениалов в контексте интеллектуальных функций и целях прогнозирования их развития в условиях быстро меняющейся цифровой среды.

Литература:

1. Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности формирования мышления в условиях цифровой среды. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Alehin_Grekova.shtml (дата обращения: 6.12.2022).

2. Алехин А.Н., Грекова А.А. «Псевдопсихопатологические» формы мышления в современных условиях// Вестник психотерапии, 2018. Т. 71. № 66. С. 137-151.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М.: Academia, 2002. - 317 с.

4. Грекова А.А. Особенности мышления представителей «цифрового поколения»// Психология. Психофизиология, 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-predstaviteley-tsifrovogo-pokoleniya (дата обращения: 6.12.2022).

5. Дутко Ю.А., Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений)// Научный результат. Педагогика и психология образования, 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-myshleniya-lichnosti-v-tsifrovoy-srede-sravnitelnyy-analiz-pokoleniy (дата обращения: 6.12.2022).

6. Курбатов В.И. Символическое, виртуальное, сетевое мышление: новая эпоха или эпоха новостей// Гуманитарий юга России, 2013. № 1. С. 1-11.

7. Молодцова Н.Г. От клипового мышления к визуальному: проблема и способ разрешения// Хроноэкономика, 2021. № 5(33). С. 27-29.

8. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду// Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. № 194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-podrostkov-imeyuschih-raznuyu-stepen-pogruzhennosti-v-internet-sredu (дата обращения: 6.12.2022).

9. Eshet-Alkalai, Yoram. "Thinking in the Digital Era: A Revised Model for Digital Literacy." Issues in Informing Science and Information Technology 9 (2012). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Thinking-in-the-Digital-Era%3A-A-Revised-Model-for-Eshet-Alkalai/dcc9297e7f3f4f3c5ad51fef4a8a0bafbed4f7f5 (дата обращения: 6.12.2022).

References:

1. Alehin A.N., Grekova A.A. Osobennosti formirovanija myshlenija v uslovijah cifrovoj sredy. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Alehin_Grekova.shtml (accessed: 6.12.2022).

2. Alehin A.N., Grekova A.A. «Psevdopsihopatologicheskie» formy myshlenija v sovremennyh uslovijah// Vestnik psihoterapii. 2018. T. 71. № 66. Рр. 137-151.

3. Bogojavlenskaja D.B. Psihologija tvorcheskih sposobnostej [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po napravleniju i special'nostjam psihologii / D. B. Bogojavlenskaja. - M.: Academia, 2002. - 317 р.

4. Grekova A.A. Osobennosti myshlenija predstavitelej "cifrovogo pokolenija" // Psihologija. Psihofiziologija. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-predstaviteley-tsifrovogo-pokoleniya (accessed: 6.12.2022).

5. Dutko Ju.A., Belovol E.V. Osobennosti formirovanija myshlenija lichnosti v cifrovoj srede (sravnitel'nyj analiz pokolenij) // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-myshleniya-lichnosti-v-tsifrovoy-srede-sravnitelnyy-analiz-pokoleniy (accessed: 6.12.2022).

6. Kurbatov V.I. Simvolicheskoe, virtual'noe, setevoe myshlenie: novaja jepoha ili jepoha novostej// Gumanitarij juga Rossii. 2013. № 1. Рр. 1-11.

7. Molodcova N.G. Ot klipovogo myshlenija k vizual'nomu: problema i sposob razreshenija// Hronojekonomika. - 2021. - № 5(33). - Рр. 27-29.

8. Regush L.A., Alekseeva E.V., Veretina O.R., Orlova A.V., Pezhemskaja Ju.S. Osobennosti myshlenija podrostkov, imejushhih raznuju stepen' pogruzhennosti v internet-sredu// Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2019. № 194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-podrostkov-imeyuschih-raznuyu-stepen-pogruzhennosti-v-internet-sredu (accessed: 6.12.2022).

9. Eshet-Alkalai, Yoram. "Thinking in the Digital Era: A Revised Model for Digital Literacy." Issues in Informing Science and Information Technology 9 (2012). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Thinking-in-the-Digital-Era%3A-A-Revised-Model-for-Eshet-Alkalai/dcc9297e7f3f4f3c5ad51fef4a8a0bafbed4f7f5 (accessed: 6.12.2022).

Приложение:

■ эг чг

28.7 28.5

вцделение сущ. признака толкование пословиц количество ассоциации индекс оригинальности

Рисунок 1. Средние значения показателей мышления

*ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа

Выделяемый признак Характеристика признака Эксперименталь ная группа Контрольная группа

Неправильное объяснение Неверное объяснение пословицы 12% 15%

Резонерство Искусственная попытка подвести под формально строгое и/или универсальное по значению понятие любой предмет, имеющий простое житейское определение 9 % 0%

Отказ от объяснения («Не знаю») Незнание пословицы 3% 1,5%

Обобщенные вербализации Обобщения с пропуском ближайшего обобщающего понятия, которое заменяется более широкими категориями 10,5% 4,5%

Ситуативность описания Конкретно-ситуативное описание пословицы 3% 15%

Метафоричность Замена ответа на метафору и/или другую пословицу 0% 7,5%

Таблица 1. Результаты качественного анализа методики «Толкование пословиц».

Выявленный признак Описание признака Экспериментальная группа Контрольная группа

Неподходящие слова Придуманное слово, подходящее только для одного или двух предъявленных в методике слов 10,8% 21,6%

Конкретно- ситуативные слова Употребление имен известных или значимых людей 2,7% 8,1%

Таблица 2. Результаты исследования по «'

есту вербальной креативности» Медника

Выборка/анализ Количественный анализ Качественный анализ

Количество ассоциаций Индекс оригинал ьности Неподходя щие слова Конкретно- ситуативные слова

Экспериментальная выборка 1,3 0,44 10,8% 2,7%

Контрольная выборка 1,1 0,44 21,6% 8,1%

Таблица 3. Сводная таблица результатов по методике М

едника

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF THINKING OF PEOPLE BORN IN THE 2000S

Shichkina V.V.

Student of the Department of Clinical Psychology Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlova [email protected] Susanina I.V.

Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology

[email protected]

Abstract: The article presents the results of a pilot study (sample of 30 people) of the peculiarities of thinking of people born in the 2000s, including aspects of divergent thinking. The following methods were used as methods: "Identification of essential features", "Proverb interpretation", "Test of verbal creativity" by S. Mednik, Mann-Whitney U-test and descriptive statistics. A comparative analysis of the thinking characteristics of representatives of generation Z and generation Y has shown that millennials have more developed abstract-logical thinking, they are characterized by a high level of over-generalization and reasoning, as well as a higher level of verbal creativity

Keywords: generation z, digital thinking, divergent thinking, digital environment

Для цитирования: Шичкина В.В., Сусанина И.В. Исследование особенностей мышления людей, рожденных в 2000-х гг.// Архонт, 2023. № 1(34). С. 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.