Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мизонова Ольга Викторовна, Назарова Ирина Алексеевна

В статье эмпирически исследуется проблема определения особенностей карьерных ориентаций в процессе вузовской подготовки. Показано, что в период обучения в вузе, который относится к ранним стадиям профессионализации, происходит формирование карьерных ориентаций, что в свою очередь отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального развития в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мизонова Ольга Викторовна, Назарова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE FEATURES OF CAREER VALUES AND ORIENTATIONS IN STUDENTS

The article empirically examines the problem of determining the features of career orientations during university training. It is shown that during the period of study at the university, which refers to the early stages of professionalization, career orientations are formed, which in turn is reflected in the specifics of setting career goals and developing plans that determine the success of career and professional development in general.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ»

МИЗОНОВА О. В., НАЗАРОВА И. А.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАРЬЕРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье эмпирически исследуется проблема определения особенностей карьерных ориентаций в процессе вузовской подготовки. Показано, что в период обучения в вузе, который относится к ранним стадиям профессионализации, происходит формирование карьерных ориентаций, что в свою очередь отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального развития в целом.

Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональный путь, ценностные ориентации, личность, профессиональное становление, якоря карьеры.

MIZONOVA O. V., NAZAROVA I. A.

A STUDY OF THE FEATURES OF CAREER VALUES AND ORIENTATIONS IN STUDENTS

Abstract. The article empirically examines the problem of determining the features of career orientations during university training. It is shown that during the period of study at the university, which refers to the early stages of professionalization, career orientations are formed, which in turn is reflected in the specifics of setting career goals and developing plans that determine the success of career and professional development in general.

Keywords: career orientations, professional path, value orientations, personality, professional development, career anchors.

Исследования карьерных ориентаций и ценностей у студентов определяется повышенными требованиями к молодым специалистам на современном рынке труда. Эти требования не сводятся только к профессиональным навыкам, а скорее они связаны с ценностными, смысловыми ориентациями личности [1]. Ведь последствия неправильного выбора профессии касаются не только самого человека, но и всего общества в целом. И, напротив, правильно сделанный выбор профессии дает человеку возможность в полной мере реализовать свои способности и возможности, принести максимальную пользу обществу.

В нашем исследовании приняли участие 40 студентов в возрасте от 18 до 26 лет разных курсов и направлений подготовки. Исследование проводилось на базе МГУ им. Н. П. Огарева.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1) Методика изучения мотивации профессиональной карьеры или «Якоря карьеры» (А. Шейн (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер)). Методика создана для определения ведущих профессиональных установок личности, изучение ее профессиональных ценностных ориентаций, ведущих профессиональных мотивов, отношение к свой профессиональной карьере [3].

2) Методика «Диагностика системы ценностных ориентаций личности» (Е. Б. Фанталова) применяется для определения преобладающих ценностных ориентаций личности, а также для выявления наличия внутриличностного ценностного конфликта, проблемных областей жизни, которые больше всего нуждаются в проработке [3].

3) Методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д. А. Леонтьев) предназначается для выявления показателей общего осмысления личности своей жизни, а также для выявления степени контроля собственной жизни [3].

На первом этапе исследовании нами была проведена методика «Якоря карьеры» (А. Шейн (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер)). Полученные результаты анализировались в зависимости от занимаемого места той или иной карьерной ориентации по отношению к остальным. Так, карьерные ориентации, занимаемые 1 и 2 место, составляли ведущие «якоря карьеры», ориентации на 3, 4, 5 и 6 месте обозначались как дополнительные «якоря карьеры», а те карьерные ориентации, которые оказались на 7 и 8 месте в общей структуре обозначили наименее выраженные карьерные якоря.

Согласно полученным данным, чаще всего ведущими якорями карьеры являются Служение (26%), Интеграция стилей жизни (19%) и Менеджмент (17%), в то время как реже всего в категорию ведущих «якорей» попадают Вызов (2%) и Предпринимательство (5%).

Что касается дополнительных отраслей, то здесь преобладают Автономия (18%) и Интеграция стилей жизни (15%). Стоит отметить, что в данной категории между карьерными ориентациями не наблюдается существенных различий в показателях.

Чаще всего на последних местах по значимости оказывались такие карьерные якоря как Предпринимательство (23%), Вызов (23%) и Стабильность (17%). На данные ценности в профессиональном плане студенты нашей выборки ориентированы меньше всего.

Анализ средних показателей «якорей карьеры» в проведенном исследовании показывает, что среди восьми категорий ценностных ориентаций, наиболее высокие показатели наблюдаются у трех: автономия, служение и интеграция стилей жизни. Причем, наиболее значимой оказалась ориентация на служение. Средние значения по остальным шкалам распределились практически равномерно.

Так как карьерные ориентации формируются в процессе включения индивида в профессиональную деятельность, в процессе получения им профессиональных знаний и навыков [2], то на следующем этапе исследования мы провели сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов разного возраста. В первую группу вышли студенты в возрасте от 18 до 21 года (преимущественно обучающиеся на 1-3 курсах), а во вторую группу студенты в возрасте от 22 до 26 лет (студенты выпускных курсов, магистранты, а также студенты, получающие второе высшее образование).

Общая картина распределения «якорей» карьеры, как в первой, так и во второй группе в целом схожа. Однако, по некоторым показателям мы наблюдаем существенные различия между двумя возрастными группами студентов. Так, в группе от 18 до 21 года средние показатели выше по следующим шкалам: менеджмент, служение, вызов, предпринимательство. В группе от 22 до 26 лет наблюдаются сравнительно высокие показатели по шкалам профессиональная компетентность, автономия, интеграция стилей жизни. Средние показатели по шкале стабильности одинаково представлены в двух группах.

Согласно полученным данным между группами студентов существуют статистически значимые различия в таких «якорях» карьеры, как менеджмент и интеграция стилей жизни. Студенты в возрасте от 18 до 21 года более склонны, чем студенты в возрасте от 22 до 26 лет, ориентироваться в карьере на менеджмент и управление. В тоже время студенты старшего возраста в своей карьере более ориентированы на интеграцию всех сфер жизни, их взаимодействие.

На следующем этапе исследования с помощью методики «Диагностика системы ценностных ориентаций личности» Е. Б. Фанталовой мы изучили мотивационно-личностную сферу студентов. Анализ данной методики сводится к тому, что у большинства респондентов по всем ценностным показателям отсутствует внутренний конфликт. Чаще всего внутренняя гармония в мотивационно-личностной сфере наблюдается по следующим ценностям: уверенность в себе (80%), познание (80%), любовь (75%), наличие верных и хороших друзей (75%), материально обеспеченная жизнь (70%).

Наличие внутреннего конфликта, то есть нехватки той или иной ценности в жизни личности, обнаруживаются чаще всего в таких сферах, как счастливая семейная жизнь (35%), материально обеспеченная жизнь (30%), здоровье (20%), любовь (20%), уверенность в себе (20%). Преобладание ценностей материально обеспеченной жизни, любви и уверенности в себе как в первом, так и во втором столбце, свидетельствует о том, что данные ценности обладают одновременно двумя свойствами: труднодоступностью, редкостью с одной стороны, и исключительной важностью для личности - с другой.

К ценностям, которые присутствуют в жизни личности в избытке, чаще всего относятся: творчество (40%), активная деятельностная жизнь (35%), красота природы и искусства (30%), здоровье (25%), свобода (20%).

Е. Б. Фанталовой были выделены нормы расхождения между тем, что ценно, и тем, что доступно. Мы применили эти нормы к анализу наших данных и сравнили их между студентами, принадлежащими к различным возрастным группам. Анализируя возрастные группы студентов от 18 до 21 года и от 22 до 26 лет, было выявлено, что в обоих группах студентов преобладает низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Однако, следует отметить, что у более молодых студентов этот показатель выше (83% - в группе от 18 до 21, 75% - в группе от 22 до 26).

Имеются расхождения в средних и высоких уровнях. Согласно результатам, в группе студентов в возрасте от 18 до 21 года отсутствуют случаи с высоким уровнем дезинтеграции, тогда как группе студентов в возрасте от 22 до 26 лет таких случаев - 4 (25%). Что касается средних показателей, то во второй группе, наоборот, случаи со средними показателями дезинтеграции не выявлены, когда в первой группе их - 4 (17%).

На следующем этапе нашего исследования мы применили «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. А. Леонтьева для исследования ведущих жизненных ориентаций студентов, относящихся, в том числе и к сфере карьеры и профессиональной деятельности. Анализ данных позволяет сделать вывод, что практически по всем шкалам у студентов преобладают средние показатели.

По шкале «Цели» половина респондентов показала средние результаты, 35% респондентов имеют низкие результаты, а 15 % -высокие.

По шкале «Процесс» половина респондентов имеют низкие показатели, 45 % -средние, а 5% - высокие.

По шкале «Результат» 40% респондентов имеют низкие и средние показатели, и только 20% - высокие.

По шкале «Локус контроля - Я» 40% респондентов продемонстрировала средние результаты, 35% - низкие, а 25% - высокие.

По шкале «Локус контроля - жизнь» половина респондентов имеют средние результаты, 35% - низкие, а 15% - высокие.

По общему показателю осмысленности жизни большинство студентов (55%) имеют высокие показатели, чуть меньше (30%) имеют средние показатели и наименьшее число студентов (15%) продемонстрировали низкие показатели осмысленности жизни.

Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что в группе студентов в возрасте от 22 до 26 лет наблюдаются, в основном, более высокие показатели по всем шкалам, чем в

4

группе от 18 до 21 года. Однако, показатели по шкале «Локус контроля - Я» являются одинаковыми в обоих группах.

По результатам проведенного исследования, можно выделить несколько моментов.

Ведущее положение в системе карьерных ориентаций студентов занимает служение, то есть желание сделать мир лучше, принести своим делом пользу людям и обществу. Такие люди стремятся в профессиональной деятельности реализовывать свои ценности и цели, имеющие общественную значимость. Они, в первую очередь, ориентированы на получение конкретных плодов работы, нежели на их материальный эквивалент.

На втором месте по предпочтительности находится ориентация на интеграцию всех сфер жизни, стремление найти баланс межу различными сторонами жизнедеятельности: карьерой, семьей, друзьями, саморазвитием и т.д. В работе для них очень важна возможность поддерживать свой определенный образ жизни.

Следующей ведущей ориентацией у студентов является менеджмент - ориентация, направленная на управление деятельностью других людей, на интеграцию их усилий в общий конечный результат. В большей степени у них выражена ориентация на власть, на стремлении к осознанию того, что от них зависит принятие ключевых решений.

Меньше всего у студентов оказались выражены ориентации на предпринимательство, под которым подразумевает создание своего собственного дела, творческой идеи, которая будет являться продолжением самой его личности. Вершиной предпринимательства является создание собственного бизнеса.

Наравне с предпринимательством нижнюю позицию занимает ориентация на вызов, на конкуренцию, на желание решать трудные, уникальные задачи в своей профессии. Для таких людей процесс борьбы, процесс решения неразрешимой задачи и последующая победа, являются наиболее значимыми, чем конкретная профессиональная область или занимаемая должность.

Невысокие предпочтения студенты выразили касательно ориентации на стабильность, которая предполагает ощущение безопасности и предсказуемости жизни.

Если сравнивать карьерные ориентации в зависимости от возрастной группы студентов, то можно сделать вывод о том, что в более старшем возрасте студенты больше ориентированы на достижение профессиональной компетентности в своей сфере, достижении автономии, а также на нахождение баланса и интегрировании всех основных жизненных сфер. В то время как, студенты более младшего возраста в своем выборе больше ориентированы на менеджмент, служение, вызов и предпринимательство. Отметим, что по показателям ориентации на менеджмент группы студентов имеют статистически достоверные различия. Так, было обнаружено, что студенты в возрасте от 18 до 21 года

5

более ориентированы на менеджмент в своей профессиональной деятельности, чем студенты в возрасте от 22 до 26 лет.

Подобные результаты можно объяснить, с одной стороны, еще недостаточным включением студентов в их профессиональную сферу, что подразумевает, как невысокий уровень осознанности своей профессиональной деятельности, а также недостаток практического опыта. Получаемые студентами знания о профессии, не всегда адекватно отражают настоящее положение данной профессии в системе реального мира.

С другой стороны, полученные результаты могут быть объяснены с точки зрению психологии юношеского возраста (к которому относится и студенческий возраст), который, по данным некоторых исследователей, в настоящее время имеет тенденцию продлеваться. Сюда относится и юношеский идеализм со стремлением сделать мир лучше.

На выборе карьерных ориентаций юношей сказывается и недостаток личного опыта, а также неоконченный кризис идентичности, что ведет к недостаточной определенности целей, стремлений и взглядов собственной личности.

Применение методики Е. Б. Фанталовой для диагностики системы ценностных ориентаций личности показало, что потребности большинства студентов в тех или иных ценностях удовлетворены, и студенты не испытывают внутриличностного конфликта. К ценностям, в которых студенты больше всего не испытывают затруднений, относятся уверенность в себе, познание, любовь и наличие верных и хороших друзей. Отметим, что большинство из этих ценностей удовлетворяются с помощью построение межличностных (любовь и наличие друзей) и внутриличностных (уверенность в себе) отношений. Удовлетворение в познании обеспечивается принадлежность к студенческой среде.

Больше всего нехватки студенты ощущают в сфере построения счастливой семейной жизни, а также в материальной сфере, предполагающей отсутствие материальных затруднений. Такие результаты являются вполне объяснимыми: неоконченное образование еще не позволяет обеспечивать себя полностью в материальном плане. Что касается счастливой семейной жизни, то многие студенты получают образование вдали от дома, что может препятствовать отношениям с семьей, а статус студента является преградой (в том числе и материальной) для построения собственной семьи.

Избыточными ценностями в студенческой среде являются творчество и активная деятельностная жизнь [4]. Отсюда можно сделать вывод, что данные сферы сполна представлены в студенческой жизни, и даже иногда являются «грузом» для студентов.

Анализ результатов по методике Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» позволяет сделать вывод о том, что студенты старшего возраста (от 22 до 26 лет) практически по всем шкалам методики имеют более высокие показатели, чем более

6

юные студенты (от 18 до 21 года). Однако, применение статистического критерия не выявило достоверно значимых различий между этими группами.

В общем, студенты более склонны ориентироваться на цели в жизни, то есть на свое будущее. Это отражается в тенденции ставить важные цели и всю свою настоящую деятельность подчинять себя будущим целям. Данная характеристика описывает такое качество как целеустремленность людей. Вместе с тем, меньше всего студенты ориентированы на результат - характеристика прошлого, отражающая весь прожитый жизненный путь личности, и нацеленная на подведение итогов прошлых результатов жизни. Подобные закономерности объясняются юным возрастом испытуемых, который способствует устремлению их взглядов на будущее, нежели их прошлое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Е. Л., Соловьева Н. А. Влияние ценностно-мотивационных ориентаций на выбор карьерных стратегий у современных студентов // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 1 (73). - С. 131-136.

2. Беляева Е. В., Галкина Н. А. Становление карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 2 (50). - С. 234-241.

3. Немов Р. С. Психология: В 2 кн. Кн.2. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 491 с.

4. Халудорова А. В. Связь направленности личности с карьерными ориентациями студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 247-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.