Научная статья на тему 'Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодежи'

Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / АВТОРИТАРНЫЙ СИНДРОМ / АВТОРИТАРИЗМ / АДЕПТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / КАРЬЕРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUNG PEOPLE / CAREER ORIENTATIONS / VALUES / ATTITUDES / AUTOCRATIC SYNDROM / AUTHORITARIANISM / ADEPT / PROFESSIONALISATION / CAREER / SOCIALISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова Диана Викторовна

В статье автор предлагает рассмотреть вопрос о возможной связи черт авторитарности личности и карьерных ценностных ориентаций. Опираясь на анализ литературы, автор пришел к выводу, что есть исследования, в которых рассматривался вопрос о влиянии на авторитарность личности ряда факторов, среди которых уровень и характер образования. У студентов-гуманитариев уровень авторитарности ниже, чем у студентов, изучающих естественные науки. На уровень авторитарности влияет содержание образования: так, если студентов учат диалогическому мышлению, уровень авторитарности ниже. В ходе профессионализации у личности складываются определенные карьерные ориентации. Студенты находятся на такой стадии профессионализации, когда они усваивают азы профессии и присваивают себе нормы и ценности профессии и корректируют карьерные установки. Культурные традиции тоже оказывают влияние на формирование ценностных установок в карьере. В исследовании принимали участие студенты из вузов России, преимущественно получающие гуманитарные профессии. Автор использовал методики на измерение авторитарного синдрома Т. Адорно и карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна. В ходе исследования было выяснено, что ядро авторитарного синдрома у изучаемой группы составляют такие черты, как авторитарная агрессия и авторитарное подчинение, стереотипизированность и «комплекс силы». Ведущими карьерными ориентациями молодых людей являются вызов, стабильность места работы, автономия, интеграция стилей жизни. На основе анализа литературы и интерпретации полученных данных автор приходит к выводу, что такие карьерные ориентации, как вызов, стабильность работы и служение, могут входить в структуру авторитарного синдрома, являются дополнительными имплицитными характеристиками авторитарной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RELATIONSHIP BETWEEN AUTOCRATIC SYNDROM AND CAREER ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

This article deals with the question about possible relationship between the autocratic personality and careerand value-related orientations. Based on the study of relevant literature, the author of the article comes to the conclusion that there are studies that examined the problem of influence of several factors on the autocratic personality, among which are the level and character of education. Students of the humanities have the level of autocracy lower than those who study science. The content of education also affects the level of autocracy. Thus, if students are taught dialogical thinking, the level of autocracy is lower. In the course of professionalisation, the personality builds certain career orientations. Students are in such a stage of the professionalisation, where they internalise basics of their profession and assimilate standards and values of the profession, as well as adjust their career orientations. Cultural traditions also influence the development of value-related orientations in career. This study was carried out with participation of students from Russia, mainly those who study the humanities. The author of the article made use of techniques for measuring the autocratic syndrom by T. Adorno and career orientations of “Anchors of a Career” by E. Shein. In the course of the study, it was discovered that the core of the autocratic syndrom with the group in question is made up by such features as autocratic aggression and autocratic submission, stereotypes, and the “complex of power”. The leading career orientations of young people are challenge, stable work, autonomy, integration of the lifestyle. The article makes the conclusion that such career orientations as challenge, stable work and service can be incorporated into the structure of the autocratic syndrom and are additional implicit characteristics of an autocratic personality.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодежи»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2019. Вып. 52. С. 128-136 DOI: 10.15382/sturIV201952.128-136

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт педагогики и психологии образования Российская Федерация, 124486, г. Зеленоград, пл. Юности, корп. 240, кв.102 ser oglazka3@yandex.ru

Наумова Диана Викторовна, канд. психол. наук, доцент департамента психологии,

ORCID: 0000-0001-7427-0079

Взаимосвязь авторитарного синдрома

И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ*

Аннотация: В статье автор предлагает рассмотреть вопрос о возможной связи черт авторитарности личности и карьерных ценностных ориентаций. Опираясь на анализ литературы, автор пришел к выводу, что есть исследования, в которых рассматривался вопрос о влиянии на авторитарность личности ряда факторов, среди которых уровень и характер образования. У студентов-гуманитариев уровень авторитарности ниже, чем у студентов, изучающих естественные науки. На уровень авторитарности влияет содержание образования: так, если студентов учат диалогическому мышлению, уровень авторитарности ниже. В ходе профессионализации у личности складываются определенные карьерные ориентации. Студенты находятся на такой стадии профессионализации, когда они усваивают азы профессии и присваивают себе нормы и ценности профессии и корректируют карьерные установки. Культурные традиции тоже оказывают влияние на формирование ценностных установок в карьере. В исследовании принимали участие студенты из вузов России, преимущественно получающие гуманитарные профессии. Автор использовал методики на измерение авторитарного синдрома Т. Адорно и карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна. В ходе исследования было выяснено, что ядро авторитарного синдрома у изучаемой группы составляют такие черты, как авторитарная агрессия и авторитарное подчинение, стереотипизированность и «комплекс силы». Ведущими карьерными ориентациями молодых людей являются вызов, стабильность места работы, автономия, интеграция стилей жизни. На основе анализа литературы и интерпретации полученных данных автор приходит к выводу, что такие карьерные ориентации, как вызов, стабильность работы и служение, могут входить в структуру авторитарного синдрома, являются дополнительными имплицитными характеристиками авторитарной личности.

Проблема изучения авторитарной личности стала актуальной в 50-е гг. XX в. после Второй мировой войны. Социологи, психологи, культурологи искали ответ на вопрос, что заставляет личность увлечься антидемократической идеологией, а затем отстаивать эти идеи, оправдывать и обосновывать. В данный историче-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.

Д. В. Наумова

ский период достаточно значимым был вопрос о том, каким образом личность приобретает авторитарное отношение к аут-группам, различным меньшинствам, субкультурам, нациям, какие факторы оказывают на это влияние, может ли личность иметь предрасположенность к этому или это результат адаптации, социализации и инкультурации. Исторический экскурс развития теории авторитаризма изложен подробно в различных источниках1. Особое внимание ученые уделяли факторам, детерминирующим этот процесс. Один из факторов — это уровень и характер образования. Например, обучение на бакалавриате уменьшает уровень авторитарности, особенно если обучение осуществляют на основе развития у учащихся диалектического мышления и при участии слабо авторитарных педагогов (Peterson, Lane, 2001; Duckitt, 1992)2. Характер образования тоже является значимой переменной, влияющей на уровень авторитарности, так, у студентов-гуманитариев он ниже, чем у студентов, занимающихся естественными науками (Rubinstein, 1997)3.

Исследования Д. Дакита убедительно показали, что авторитаризм личности проявляется в отношениях с группой, а именно потребность личности в идентификации с группой, ее укоренение и развитый групповой фаворитизм, когда представители других групп рассматриваются в более негативном свете, а «своя» группа оценивается однозначно положительно4.

Исследователи отмечали качества авторитарной личности, куда можно отнести: сопротивление социальным изменениям, самостереотипизация, выбор жизненного пути в соответствии с полоролевыми стереотипами, сопротивление новому опыту, когнитивная ригидность, экстравертированность и добросовестность.

Процессы глобализации, начинающаяся четвертая промышленная революция, политические события, локальные войны являются благоприятной почвой для агрессии и авторитаризма. Исследования гражданского мировосприятия, проведенные группой ученых, показывают, что молодые люди в России видят будущее достаточно негативно, они ожидают третью мировую войну, конец света, Армагеддон5. В этом контексте фокус внимания исследователей концентрируется на патриотических настроениях, они традиционно полагают, что любовь к стране следует считать краеугольным камнем гражданственности. Часто крайней формой патриотизма становится национализм, который сопровождается экстремизмом. Патриотизм в нашей стране имеет военизированную окраску, патриот — это физически сильный человек, ведущий здоровый образ жизни и умеющий обращаться с оружием. Нам эта тенденция представляется достаточно тревожной, поэтому мы решили проанализировать уровень авторитаризма среди

1 Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений. М., 2007; Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / В. И. Добренькова, ред. М., 1994. С. 8—29.

2 Цит. по: Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений... С. 23.

3 Там же.

4 Там же.

5 Егоров И. В. Гражданское мировосприятие молодёжи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования / И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Л. Б. Шней-дер, А. А. Фомин; И. В. Егоров, общ. ред. М., 2017.

студенческой молодежи. Как уже отмечалось выше, уровень и характер образования связаны с уровнем авторитаризма. Мы бы хотели добавить в независимые переменные еще карьерные ориентации молодых людей, получающих профессию. Адепты, приобретая профессию, присваивают себе и профессиональные ценности, установки, принятые в профессиональном сообществе, выстраивают образ профессионального будущего, карьеру — другими словами, у них складывается профессиональная идентичность. Процесс профессионализации является важной стороной социализации, и мы предполагаем, что традиционные культурные ценности представляются благоприятным фактором, детерминирующим карьерные устремления начинающих профессионалов. Таким образом, гипотеза исследования сводится к предположению, что существует взаимосвязь авторитарного синдрома личности и ее ценностных ориентаций в карьере.

Для эмпирического исследования были подобраны следующие методики: «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова); Тест-опросник общественного мнения (Т. Адорно).

«Якоря карьеры» — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Авторы выделяют следующие карьерные установки: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Методика Т. Адорно направлена на изучение авторитарного потенциала личности посредством измерения выраженности черт, составляющих авторитарный синдром. Методика содержит следующие шкалы: конвенционализм, авторитарное раболепие, авторитарная агрессия, анти-интрацепция, суеверность, силовое мышление, деструктивность и цинизм, проективность и сексуальное морализаторство.

В исследовании приняли участие 168 респондентов, студенты вузов России, из них 61 человек — юноши, 107 — девушки. Средний возраст — 19,9 лет. В выборку вошли молодые люди, которые получают образование в области гуманитарных наук, это будущие педагоги, психологи, социологи (151 человек), в области медицины (14 человек) и военных наук (три человека).

Первичный анализ данных показал следующее. По методике Т. Адорно мы подсчитали средние значения по шкалам, которые указаны в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения по шкалам методики Т. Адорно

Консерватизм Авторитарное подчинение Авторитарная агрессия Анти-интрацепция Суеверность и стереотипия «Комплекс власти» Деструктив-ность и цинизм Проективность Сексуальность

15,7 29,1 33,4 15,6 22,8 24,4 7,7 17,59 12,25

Из таблицы видно, что авторитарная агрессия, авторитарное подчинение, комплекс власти и суеверность составляют ядро авторитарного синдрома у данной выборки. Мы применили ^критерий Стьюдента для того, чтобы определить, есть ли значимые различия между этими шкалами и шкалами консерватизм, анти-ин-трацепция, суеверность, деструктивность, проективность и сексуальное морализаторство. Данные приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты ^критерия Стьюдента между шкалами методики Т. Адорно

г м а 13 п а ф о X о Анти-нтрацепция Деструк-тивность Проективность Сексуальность

« я

Авторитарное t = 31,1 t = 26,9 t = 41 t = 24 t = 36,6

подчинение

Авторитарная t = 43,3 t = 43,3 t = 43,6 t = 31,2 t = 48,3

агрессия

Комплекс власти t = 22,3 t = 22,6 t = 45,1 t = 17,2 t = 32,1

Суеверность t = 16,9 t =19 t = 39,7 t = 13,1 t = 26,5

Полученные данные показывают, что в ядро структуры авторитарного синдрома изучаемой группы респондентов входят такие черты, как авторитарное подчинение, авторитарная агрессия, комплекс власти и суеверность. Содержательные характеристики авторитаризма у группы сводятся к тому, что доминирует желание подчиняться любому авторитету вне зависимости от реальных качеств авторитета, явно проявляется склонность выискивать нарушителей норм и правил и жестко их наказывать, озабоченность категориями доминирования/ подчинения, силы/слабости, лидерства/повиновения; самоотождествление с наделенными властью фигурами, чрезмерная субъективная важность общепринятых атрибутов сильного «я»; преувеличенная потребность в утверждении собственной силы и жесткости, а также восприимчивость к доктринам, предлагающим упрощенную «черно-белую» схему мира и высшую силу, на которой лежит ответственность за участь человека.

Результаты по методике «Якоря карьеры» отражены в табл. 3, в которой мы указали средние значения по шкалам.

Таблица 3

Результаты методики «Якоря карьеры»

Менеджмент Автономия Стабильность работы Места жительства Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство

5,68 6,69 7,59 4,65 7,6 5,75 7 5,59

Из таблицы следует, что в структуре карьерных ориентаций респондентов доминирующее место занимают служение, стабильность работы, интеграция стилей жизни и автономия. То есть, с одной стороны, преобладает стремление к свободе, независимости принятия решения, терпимое отношение к плюрализму, ориентированность на гармонию между интересами собственными, семейными и карьерными. С другой стороны, шкала «стабильность работы» имеет самые высокие показатели, что говорит о том, что ценность стабильности, постоянства, неизменности превалирует. Для людей с такой ориентацией свойственна боязнь всего нового. В полученных данных мы видим дихотомию, которая свидетельствует о внутренней противоречивости и является отражением культурного, исторического, политического и экономического контекста. Современные молодые люди подвержены, с одной стороны, традициям авторитарного прошлого, которые, как оказалось, сильны, с другой стороны, они улавливают требования настоящего и будущего, и это отражается в их установках.

Мы провели метод математической статистики ^критерия Стьюдента с целью определить, есть ли значимые различия между шкалами. Результаты отражены в табл. 4, жирным шрифтом указаны значимые различия между шкалами.

Таблица 4

^критерий Стьюдента между шкалами методики «Якоря карьеры»

Автономия Стабильность работы Места жительства Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство

Менеджмент t = 5,3 t = 9 t = 4,6 t = 10,2 t = 0,4 t = 7,7 t = 0,4

Шкалы «менеджмент», «вызов» и «предпринимательство» получили у респондентов одинаковые значения, это можно объяснить и тем, что в основе этих ценностей лежит интеграция усилий личности на управление и достижение неординарных результатов. Эти шкалы объединяет и наличие лидерского потенциала личности, понимание того, что от нее и ее знаний и навыков зависит получение результата.

Анализ литературы показал, что авторитарной личности свойственно искать виновных и требовать их жестокого наказания, восприимчивость к доктринам, упрощенное восприятие мира, когнитивная ригидность и т. д.

С целью определения взаимосвязи карьерных ориентаций и черт авторитарной личности был проведен корреляционный анализ. Данные отражены в табл. 5, при р = 0,01 от 0,21 корреляционные связи имеют значимые значения.

Таблица 5

Корреляционный анализ между шкалами методик «Якоря карьеры» и Т. Адорно

зм е ая я а к с е ь тс

тиз а с * £ и = арен ня & я е ри Я £ 13 5 с о вн

п а е с н о § Й в « мл £ а = 1 а Р 1 3 3 С ас а Ф ° & та Ав в ь ао а м £ ® ое 1 ^ в а Ё е о р П

Вызов 0,216 0,308 0,181 0,307 0,217 0,323 0,267

Стабильность работы 0,227 0,254 0,304 0,37 0,187 0,319 0,235

Стабильность места жительства 0,113 -0,002 0,246 0,32 0,057 0,09 0.068

Служение 0,192 0,193 0,293 0,256 0,18 0,274 0,24

Автономия -0,026 0,131 0,001 -0,018 0,11 0,085 0,165

Интеграция стилей жизни 0,146 0,155 0,176 0,183 0,148 0,18 0,102

Как видно из таблицы, есть значимые корреляции между шкалой «вызов» и такими чертами авторитарности, как консерватизм, комплекс власти, авторитарная агрессия, подверженность антидемократической идеологии и проективность. Разработчики методики «Якоря карьеры» отмечают, что для людей с доминирующей карьерной ориентацией «Вызов» свойственно сделать невозможное возможным, решать уникальные задачи. «Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы "бросать вызов". Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них — это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции "выигрыша — проигрыша". Процесс борьбы и победа более важны для них, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для них очень большую ценность, и если все идет слишком просто, им становится скучно»6.

Стабильность работы и стабильность места жительства — это такие карьерные ориентации личности, которые связаны со стремлением человека к безопасности, постоянству и защите. Новшества для них неприемлемы либо вызывают

6 Могилевкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61—78.

серьёзные затруднения. Из таблицы видно, что именно шкала «стабильная работа» имеет значимые положительные корреляционные связи с такими чертами авторитарности, как консерватизм, комплекс власти, авторитарное подчинение, авторитарная агрессия, проективность и подверженность антидемократическим идеологиям. Шкала «стабильность места жительства» имеет одну положительную и значимую корреляционную связь с чертой «авторитарное подчинение». Можно предположить, что люди, стремящиеся к постоянству и стабильности, испытывают потребность в подчинении перед любыми авторитетами, им важно, чтобы принятие решения лежало на других, и, соответственно, ответственность лежит тоже на других. Человеку проще жить, признавая власть авторитета и подчиняясь ему.

Шкала «служение» имеет положительную корреляционную связь с чертами «авторитарная агрессия», «авторитарное подчинение», «проективность и подверженность антидемократическим идеологиям». Для людей с такой доминирующей карьерной ориентацией свойственно желание быть полезными людям и приносить положительный результат в работе и функционировании организации в целом. При этом, как показало наше исследование, им свойственно подчиняться авторитетам, искать виновников неудач, верить в то, что мир опасен, они склонны к межгрупповым конфликтам.

Шкалы «автономия» и «интеграция стилей жизни» не имеют значимых корреляционных связей ни с одной чертой авторитарного синдрома. Люди, для которых важна гармония между удовлетворением собственных потребностей, интересов семьи и карьеры, для которых характерно стремление к независимости и свободе, менее всего стремятся подчинять и искать слабых, им несвойственна проективность и враждебность к миру и другим.

Выше мы отмечали, что авторитарный синдром может выразиться в патриотических настроениях, в нашей стране любовь к Родине ассоциируется прежде всего с военной службой и защитой страны с оружием в руках. Безусловно, в этом проявляется гражданственность личности, но помимо этого имплицитными структурными компонентами гражданского мировосприятия и гражданственности личности является развитое экологическое сознание, пространственная идентичность и историческое сознание. Учитывая все вышесказанное, мы предполагаем, что позитивная гражданская идентичность и позитивное отношение к стране имеют связь с чертами авторитарной личности. Конечно, эта гипотеза требует тщательной проверки.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

• у студенческой молодежи России доминируют такие черты авторитарной личности, как авторитарная агрессия, авторитарное подчинение, суеверие и комплекс власти;

• доминирующие карьерные ориентации исследуемой выборки: вызов, служение, стабильное место работы;

• для авторитарной личности характерны потребность в безопасности и защите, стабильность и неизменность ситуации; они заинтересованы в сохранении этой стабильности, они заинтересованы в реализации своих ценностей и идеалов, и большую значимость имеет ценность выигрыша и победы любой ценой.

Ключевые слова: молодежь, карьерные ориентации, ценности, установки, авторитарный синдром, авторитаризм, адепт, профессионализация, карьера, социализация.

Список литературы

Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / В. И. Добреньков, ред. М., 1994. С. 8-29.

Гулевич О. А. Психология межгрупповых отношений. М., 2007.

Егоров И. В. Гражданское мировосприятие молодёжи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования / И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Л. Б. Шнейдер, А. А. Фомин; И. В. Егоров, общ. ред. М., 2017.

Могилёвкин Е. А, Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61-78.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2019. Vol. 52. P 128-136

DOI: 10.15382/sturIV201952.128-136

Diana Naumova, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, 4 Vtoroy Selskokhozyastvennyi proezd, Moscow, 129226, Russian Federation, seroglazka3@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7427-0079

Mutual Relationship between Autocratic Syndrom and Career Orientations of University Students*

D. Naumova

Abstract: This article deals with the question about possible relationship between the autocratic personality and career- and value-related orientations. Based on the study of relevant literature, the author ofthe article comes to the conclusion that there are studies that examined the problem of influence of several factors on the autocratic personality, among which are the level and character of education. Students of the humanities have the level of autocracy lower than those who study science. The content of education also affects the level of autocracy. Thus, if students are taught dialogical thinking, the level of autocracy is lower. In the course of professionalisation, the personality builds certain career orientations. Students are in such a stage of the professionalisation, where they internalise basics of their profession and assimilate standards and values of the profession, as well as adjust their career orientations. Cultural traditions also influence the development of value-related orientations in career. This study was carried out with

* The reported study was funded by RFBR according to the research project №18-513-00003 Bel_a.

135

participation of students from Russia, mainly those who study the humanities. The author of the article made use of techniques for measuring the autocratic syndrom by T. Adorno and career orientations of "Anchors of a Career" by E. Shein. In the course of the study, it was discovered that the core of the autocratic syndrom with the group in question is made up by such features as autocratic aggression and autocratic submission, stereotypes, and the "complex of power". The leading career orientations of young people are challenge, stable work, autonomy, integration of the lifestyle. The article makes the conclusion that such career orientations as challenge, stable work and service can be incorporated into the structure of the autocratic syndrom and are additional implicit characteristics of an autocratic personality.

Keywords: young people, career orientations, values, attitudes, autocratic syndrom, authoritarianism, adept, professionalisation, career, socialisation.

References

Blau M. (1994) "Razlichnye tochki zreniia na sotsial'nuiu strukturu i ikh obshchii znamenatel'" [Diverse Points of View on the Social Structure and their Common Denominator], in V. Dobren'kov (ed.) Amerikanskaia sotsiologicheskaia mysl': Teksty [Americal Sociological Thought: Texts]. Moscow, pp. 8-29 (in Russian). Egorov I. (2017) Grazhdanskoe mirovospriiatie molodezhi: fenomenologiia, diagnostika ipsikhologo-pedagogicheskie usloviia formirovaniia [Civil World Outlook of Young People: Phenomenology, Diagnostics and Psycholo-Pedagogical Conditions of Formation]. Moscow (in Russian). Gulevich O. (2007) Psikhologiia mezhgruppovykh otnoshenii [Psychology of Relations within a

Group]. Moscow (in Russian). Mogilevkin E., Novgorodov A. (2011) "Issledovanie vedushchikh motivov kar'ernogo samoopredeleniia u studentov vuza" [Study of Leading Motives in Career Choice among University Students]. Territoriia novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, № 1, pp. 61-78 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.