на рекламу; - различиями в издержках на транспортировку прибывающего и отправляемого товара; - различиями в издержках на сбытовую сеть.
Для того, чтобы компания была конкурентоспособной, ее издержки должны примерно соответствовать издержкам ее конкурентов. В то время как определенное различие в издержках оправдано, если товары конкурентов существенно дифференцированы, рыночная позиция фирм с высокими издержками уязвима тем более, чем значительнее ее издержки превышают издержки непосредственных конкурентов.
Таким образом, стратегия повышения эффективности носит более широкий характер, чем чаще применяемая на практике стратегия снижения издержек производства.
УДК 334.78
И.М. Бунина, Т.В. Суркова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИЙ В ПРАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПОРТНЕРСТВА В РОССИИ
The basic forms of corporate partnership of managing subjects are investigated. Classification of kinds of corporate associations is specified and features of integration of each of them are determined. Lacks of existing approaches to integration of managing subjects into practice of their strategic development are revealed and ways of their elimination are determined.
Исследованы основные формы корпоративного партнерства хозяйствующих субъектов. Уточнена классификация видов корпоративных объединений и определены особенности интеграции каждого из них. Выявлены недостатки существующих подходов к интеграции хозяйствующих субъектов в практике их стратегического развития и определены пути их устранения.
Компания, перед которой стоит задача стратегического развития, всегда будет поставлена перед выбором: использовать для этого собственные ресурсы, приобрести экономическую структуру с уже существующими финансовыми, производственными и людскими ресурсами или создать временное стратегически ориентированное объединение для достижения определенной цели. Выбор более эффективного пути зависит от экономической ситуации в стране, юридических аспектов, присущих тому или иному методу, географического и стратегического местоположения компании, технологических аспектов бизнеса, в который она вовлечена, ее сильных и слабых сторон. В связи с этим целью исследования стала оценка практики организации корпоративных объединений, а также рассмотрение особенностей, мотивов и недостатков их создания и функционирования. Формы интеграции в стратегическом плане компании предполагают не только направление, но и силу интеграции, которая может принимать различные формы: слияние или поглощение; совместное предприятие; альянс или долгосрочный контракт (табл. 1).
Анализ различных форм интеграции показывает, что достигать своих целей и ограничивать риски компании могут, не прибегая к сильным формам интеграции, как покупка и установление контроля. Наоборот, в последнее время стали популярны "корпоративные альянсы": группы, связанные системой долгосрочных контрактов, взаимным участием в предприятиях, но не полным акционерным контролем. Преимуществом таких объединений является достижение целей без серьезных вложений, опасности приобретения ненужных активов, рисков, связанных с необходимостью контролировать и управлять новыми активами. При этом организации, которые вступают в подобные корпоративные объединения, имеют определенные цели и мотивы (рис.1).
Таблица 1. Формы стратегического развития
Слияния и Поглощения СП Альянс или контракт
Покупка компании или большого пакета акций Образование совместного предприятия Заключение контрактов
Предполагает интеграцию и долгосрочный плановый горизонт Ограничивают риск инвестора данным проектом Можно расторгнуть отношения при смене обстоятельств
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СП АТ ЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ
---- Укрепление конкурентоспособности на рынки стран ЕС и освоение рынков восточноевропейских стран 7 Усиление возможностей по обслуживанию и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке
МОТИВЫ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ
а «
| о &
<и <и
о к
а ? н с и н
Н « ц. Е
ч
о «
в
о и
к т
с с
и о
р н
е ьл
и н е т
е я
ж е
и д
н в
с
■ а <и
о * ч
К >н щ
X <и н
л ив
¡Г о
й „, ^ Ч 'К
<а К И
(и о ^ е§
Й , о Й« и Я "
«
о
ч
о
- в
и с -д- о т о-к - к-
у о в з и о р н уд
е и н е е н о п ек р о д о опр
н п м б й
и в о с о
д к н
е б й е в т и л и ч е н
о с
Я 1
и и т л
и ^
3 л я а
Й И
р а
о о 2 И
4
Рис. 1. Основные цели и мотивы создания корпоративных объединений
КОРПОРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
т
Т
Степень открытости компании
Открытые
Закрытые
Масштаб бизнеса)
Большие
Средние
Структура корпоративной собственности
* Полисубъектные
Моносубъектные
* Малые
Имущественная и нормативно-правовая зависимость
Жесткие
Мягкие
На постоянной На временной >
основе основе
Территориальная дислокация участников
Региональные
Межрегиональные
Обшенациональ-
Международные
+ -
Преобладающая сфера деятельности
Промышленные Социокультурные Сельскохозяйственные Торговые и сферы бытового обслуживания
Строигельные(включая ЖКХ). Финансовые
+
Стадия жизненного цикла компании
Первичное формирование Растущие
Развитые и устойчиво развивающиеся Предкризисные, в стадии реорганизации
Несостоятельные компании
+ -
Широта функционального профиля
Узкоспециализированные Горизонтальные Вертикальные Конгломеративные
Рис. 2. Классификация корпоративных образований
Степень интеграции компаний, вступающих на путь совместной деятельности, порождает «жесткие» и «мягкие» формы сотрудничества. В случае если объединение происходит для достижения разовой быстрореализуемой цели, нет смысла лишаться юридической и коммерческой самостоятельности. Если же целью объединения является перераспределение рисков деятельности или необходимость заняться тем, что невыгодно делать одному, целесообразно использование более жестких форм интеграции
с выделением корпоративного центра и центров ответственности юридически и финансово зависимых от головной компании (рис. 2).
Следует также отметить, что различия в мотивах объединения компаний выражаются, как правило, в направленности корпоративного партнерства - в зависимости от целей интеграции выделяют финансовые, промышленные, торговые, строительные и др. формы образований. В зависимости от этого подлежат централизации соответствующие функциональные системы компании: маркетинг, финансы, сбыт, НИОКР и т.д. Таблица 2 наглядно демонстрирует, какие внутрихозяйственные области объединяются при использовании того или иного вида корпоративного объединения компаний. Помимо этого, следует отметить, что при образовании корпоративных альянсов меняется функциональная роль основных механизмов внешнего и внутреннего (локального) институционального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с чем, необходимо говорить об изменении строения и поведения самих экономических субъектов, что в свою очередь должно приводить к изменениям в их статусе, строении и деятельности, что на сегодняшнем этапе развития корпоративного сектора в России не представляется возможным, в связи со следующими обстоятельствами: отсутствуют адаптивные формы организации взаимодействия и подчинения между партнерами в рамках корпоративного альянса; отсутствуют какие-либо интегрированные подходы к возможным путям разрешения противоречий между задачами, стоящими перед корпоративным альянсом в целом и отдельными его партнерами (учитывая различную их мотивацию и порой противоречащие цели).
Таблица 2. Особенности интеграции основных видов корпоративных объединений
Прибыль есть (+) нет(-) Жесткая(+) / мягкая (-) форма объединения сохранение (+) / потеря (-) юридической самостоятельности отсутствие (-) / наличие (+) производ. общности Централизация функций объединение отдельных (-) / большинства (+) сторон хоз. деятельности
Производство Маркетинг, сбыт Финансы, распределение прибыли Бизнес-планирование Учет
ассоциация - + + +/- - - - - - -
консорциум - - + +/- - - - + - -
картель + +/- + + + - + - - -
концерн + -+ +/- + + + + + + +
синдикат + + + + - + - + - -
пул + +/- + +/- - + + + + -
трест - - - + + + + + + +
Отмеченные обстоятельства в совокупности с низким уровнем развития бизнес-инфраструктуры, а также с известными трудностями в практическом применении российского «Кодекса корпоративного поведения» снижают конкурентоспособность российского корпоративного сектора не только относительно зарубежных корпораций и корпоративных групп, но и относительно унитарного и индивидуального секторов национальной экономики.
В связи с этим, в практике развития корпоративного партнерства в России необходимо в первую очередь решать задачи, связанные с изменением принципов и механизмов интеграции компаний в практике их стратегического развития. В частности по мнению авторов основные усилия при этом должны быть направлены на учет: специфической природы образования той или иной формы корпоративного партнерства; кооперационного механизма мобилизации и использования инвестиционных ресурсов, объединяющихся хозяйствующих субъектов; необходимости сегментации деловой среды объединяющихся компаний.