Научная статья на тему 'Современные организационные формы, методы и механизмы реализации корпоративной стратегии инновационного развития'

Современные организационные формы, методы и механизмы реализации корпоративной стратегии инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радионова Юлия Владимировна

Рассматриваются современные организационные формы и методы инновационного развития корпораций, ориентированные на промышленную интеграцию и интернализацию знаний. Показано, что основной формой интеграции в условиях глобализации экономики становятся стратегические альянсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current organizational forms and methods of innovation development of corporations are discussed, focused on industrial integration and internalization of knowledge. It is shown that the basic form of integration in the global economy are strategic alliances.

Текст научной работы на тему «Современные организационные формы, методы и механизмы реализации корпоративной стратегии инновационного развития»

УДК 338.45

Ю.В. Радионова

СО В Р Е М Е Н НЫ Е О Р ГАН И ЗАЦ И О Н НЫ Е ФОРМ Ы, М ЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ И Н Н О ВАЦ ИО Н Н О ГО РАЗ В ИТИ Я*

Многие компании, сталкиваясь с необходимостью обеспечения и укрепления конкурентоспособности, объединяются для получения доступа к новым технологиям и новым рынкам.

До недавнего времени бизнес мог расти либо посредством собственного развития, либо путем поглощений.

В настоящее время организационные формы развития бизнеса характеризуются большим разнообразием и постоянно меняются — от концернов и семейных групп до стратегических альянсов (стратегических партнерств). Вновь возникающие организационные формы дополняют ранее существующие. Характер взаимосвязей между организациями (предприятиями) становится все более сложным и тонким.

Научные разработки, процессы изготовления, сбыта и распределения продукции приобретают все более общий характер. Это в совокупности приводит к глобализации экономики. В этих условиях справляться с проблемами обеспечения конкурентоспособности становится все труднее.

Легкость, с которой распространяется информация, способствует широкому обмену знаниями. Молодые развивающиеся компании и целые страны быстро заимствуют передовые научно-технические достижения, стремятся к более интенсивному сотрудничеству и совместным разработкам. Их позиция — «лучше иметь партнеров, а не кредиторов».

В связи с этим возникла необходимость организации совместной деятельности, обеспечивающей разделение затрат и рисков при получении нового научного знания и освоения новых передовых технологий, а также выигрыш во времени. Словом, стало эконо-

мически целесообразнее не повторять сделанного другими, а развивать сотрудничество.

Создание совместных предприятий и стратегических партнерств — одна из самых могущественных стратегий, обеспечивающих продвижение компаний по пути экономического процветания на современном этапе.

Вопросы создания совместных предприятий рассматриваются в научной литературе достаточно полно, но практика показывает их низкую экономическую эффективность. В связи с этим активно развивается новая форма промышленно-производственной кооперации, получившая название «стратегические альянсы», или «стратегические партнерства».

Мотивами создания альянсов могут быть экономические причины (получение экономии на масштабе), получение доступа к новым рынкам сбыта, знаниям партнера, более выгодным каналам снабжения. Но особое значение формирование стратегических партнерств приобретает в условиях инновационного развития экономики, реализации стратегий инновационного развития [4].

Теория стратегических альянсов до настоящего времени в полной мере не сформировалась. Однако существует ряд эволюционирующих концепций, которые раскрывают мотивацию создания данных организационных форм, основывающихся на использовании методов промышленно-производственной интеграции и интернационализации, включая интернационализацию знаний [5]. К ним относятся, прежде всего, теория транзакционных издержек, ресурсно-ориентированная теория и теория отраслевых рынков.

Известно, что если транзакционные издержки высоки, то следует использовать интернационализацию, позволяющую перевести

Статья печатается в соответствии с грантом РГНС №12.02.00247.

*

внешние эффекты во внутренние и таким образом преодолеть барьеры проникновения на внешний рынок. То есть более эффективным является перевод рыночных контрактов во внутрифирменные иерархические взаимодействия.

Теория транзакционных издержек сыграла ключевую роль в анализе и интерпретации альянсов. Она обосновывает такие ситуации, при которых кооперация двух организаций предпочтительнее, чем слияние и присоединение или установление обычных контрактных или договорных отношений.

Принятие решения об интеграции основывается на сопоставлении транзакционных издержек (расходы на коммерческие операции в рыночных условиях) с затратами на организацию этого же товарообмена в пределах отдельной компании с четкой внутренней структурой.

Когда транзакционные издержки выходят за допустимые рамки, т. е. если транзакци-онные издержки на установление отношений с каким-либо внешним поставщиком превышают добавочную стоимость, стороны пытаются вывести свои экономические операции за пределы рынка и вместо постоянного оформления новых сделок создать структурированную организацию. При этом следует выбирать такую структуру, которая бы позволила минимизировать как производственные, так и транзакционные издержки.

Развитие теоретических воззрений на природу и эффективность кооперативных объединений подводит к выводу, что теория транзакционных издержек, хотя и является полезной, прежде всего для управленческого анализа, в настоящее время слишком узка для рассмотрения динамики мотивов и форм сотрудничества. Она не рассматривает внутренние проблемы, возникающие в интегрированных структурах, такие как доверие партнеров, обязательства по отношению друг к другу, опыт предыдущей работы в таких структурах и ряд других.

Ресурсно-ориентированная теория объясняет мотивы межфирменной интеграции стремлением к получению эффекта синергии от комбинации взаимодополняющих активов, что позволяет повысить рентабельность и стоимость для акционеров. Ограниченность

ресурсов более стимулирует кооперацию, нежели конкуренцию. Особенно привлекательным является создание кооперативных отношений, когда выигрыш покрывает убытки на их создание. В этой концепции подчеркивается также важность использования портфеля ключевых компетенций и набора неосязаемых активов компаний, рассматриваемых как интернационализация знаний, позволяющих добиваться конкурентных преимуществ.

Теория отраслевых рынков ориентирована на изучение механизма влияния альянсов (как активно развивающихся форм кооперации) на уровень конкуренции в отрасли. Анализ показал, что характер альянсов становится стратегическим, что особенно ярко проявляется при кооперировании конкурирующих компаний в инновационном процессе. В подходе, основанном на теории отраслевых рынков, подчеркивается «включенность» альянсовых соглашений в конкурентную стратегию фирмы и их связь с ее глобальной стратегией, ориентированной на инновационный путь развития.

Поэтому одним из этапов развития теории альянсов являются исследования в рамках межорганизационной концепции адаптации партнеров альянса к технологическим изменениям внешней среды. Результаты исследований показали, что использование альянсов потенциально более эффективно в случаях, когда фирмы сталкиваются с сокрушительными технологическими изменениями. Исследования, проведенные Хагедорном, позволили установить связь между интенсивностью технического прогресса в отрасли и числом технологических альянсов, возникающих в ней [1].

В то же время исследования, проведенные Д. Тисом по вопросу низкой экономической эффективности и экономического роста фирм, внедряющих инновации, показали, что причина — в отсутствии интеграции и сотрудничества [2]. Особенно ярко это проявилось на рынках, где вероятность имитации инноваций высока. В этих условиях наступает провал рынка, и доход от внедрения инноваций перераспределяется в пользу имитаторов, обладающих необходимыми для внедрения инноваций активами,

в том числе потенциалом сотрудничества и разветвленной сетью кооперативных соглашений.

Из этого следует, что стратегия фирмы-инноватора должна быть интегрированной и сфокусированной на сотрудничество в рамках существующего внешнего окружения, должна обладать способностью к обучению и адаптации, используя методы интернационализации знаний, что является одним из определяющих факторов успеха инновационного развития.

На основе теоретических положений относительно природы альянсов, эволюции мотивационных факторов и с учетом стратегической направленности альянсов на современном этапе следует по-новому подходить к сущности и цели их создания. Именно применительно к проблеме инновационного развития экономики сущностью и целью создания стратегических альянсов является развитие и укрепление инновационного потенциала корпораций путем промышленной интеграции на основе интернационализации знаний и использования комплементарных (дополняющих) активов.

В условиях все более нестабильной и неопределенной внешней среды стратегические альянсы являются средством, помогающим организации в достижении ее стратегических целей путем получения инновационных знаний.

Исследуя интеграцию как особую, стратегическую, форму объединения компаний, отмечают ряд особенностей и преимуществ, характеризующих эту деятельность [3]:

— действующие в глобальных отраслях фирмы уделяют внимание поддержанию долгосрочных связей с партнерами в форме альянсов. Содержание их совместной деятельности углубляется и обогащается в процессе реализации общих проектов, заключения лицензионных соглашений, создания совместных предприятий, обмена акциями;

— в быстрорастущих отраслях совместные интересы партнеров стратегического альянса тяготеют к научно-технической области;

— стратегические альянсы позволяют компаниям успешно выходить на новые интегрированные технологические решения и стимулировать процесс нововведений;

— стратегические альянсы являются удобной формой для компаний, которые не заинтересованы вкладывать в партнерство все свои ресурсы, действуя избирательно;

— одной из ключевых особенностей, и преимуществом, является перенос знаний и компетенций из одной фирмы в другую. Руководители фирм раскрывают свое ноу-хау партнерам-конкурентам ради достижения более существенных стратегических целей глобального развития и защиты от других конкурентов.

Сегодня стратегические альянсы (стратегические партнерства) включают все типы компаний и имеют разнообразные формы. В них принимают участие как крупные, так и мелкие предприятия. Соглашение о сотрудничестве, имеющее общее название «альянс», заключается при самых разных обстоятельствах и предусматривает различные условия функционирования.

В организационно-правовом аспекте стратегический альянс — это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, вместо того чтобы запустить производство самостоятельно, не разделяя ни с кем рисков и стараясь победить конкурентов, создать условия для слияния или присоединения компаний.

Характерными особенностями альянса являются: наличие нескольких руководящих центров; отношения внутри альянса, построенные на диалоге; конфликт интересов.

Конфликт интересов определяется тем, что интересы и цели компаний, входящих в альянс, часто противоречат друг другу. Это связано с тем, что каждая компания имеет собственные цели, но в то же время они объединяются ради достижения других, заранее оговоренных, целей. Вполне вероятно, что общие цели могут вступать в противоречие с индивидуальными интересами того или иного партнера. Поэтому в альянсе может предусматриваться строгая система регламентации их общей деятельности, с тем чтобы индивидуальные интересы компаний не ставились выше интересов альянса.

Одна из характерных особенностей альянса заключается в обратимости принятых стратегических решений. Это приводит к их нестабильности. Вот почему важно уже на стадии выбора партнера четко определить и обосновать взаимные интересы и возможности участников.

В рамках стратегического альянса реализация научно-технической и организационно-хозяйственной интеграции предусматривает выполнение участвующими партнерами следующих условий:

— способность вносить свой вклад в получение новых технико-технологических знаний в определенной области или осуществлять обмен имеющимися знаниями и технологиями;

— готовность разделять выгоды от сотрудничества и получать право контролировать протекание процессов;

— сохранять полную самостоятельность и независимость в вопросах, не связанных с интеграцией.

Как форма интеграции, основывающаяся на договорных отношениях, стратегический альянс имеет следующие особенности:

— он представляют собой сотрудничество контрактного типа, не предусматривающее развития отношений в будущем;

— он основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двухсторонних или многосторонних соглашений;

— состав участников альянса не ограничен какими-либо особыми условиями по их диспозиции в рыночной среде;

— предусматривается совместная координация стратегического планирования и управления, что позволяет согласовывать долго -срочные партнерские отношения с выгодой для себя. Это является одним из существенных преимуществ альянса, укрепляющих доверие партнеров, усиливающих стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний союзников;

— как правило, альянс не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому любая компания может быть участником нескольких стратегических альянсов;

— стратегический альянс достаточно подвижен, свободен от партнеров, более ориентирован в будущее, уменьшает неясность

и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивает стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

— альянс создается на определенный срок и распадается, когда необходимость в объединении отпадает;

— альянс оказывает влияние на конкуренцию — объединяющиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем друг против друга;

— это пока наименее ограничиваемый в законодательном порядке способ проникновения на рынок.

Все это подтверждается успешной практикой функционирования альянсов. Например, фирма «НЕК» занимает сильные позиции в получении знаний, относящихся к основным внутренним ценностям (специфическим знаниям). В созданном ею альянсе с «ЭйТиТи» она получает знания не только от патентов и продукции, но также и от персонала. Она посылает своих специалистов в лаборатории, принадлежащие другим компаниям, в частности «ЭйТиТи». Она «охотится» на самых полезных людей из других компаний. «Нек» наладила сотрудничество с американской фирмой «Хониуэл» и французской «Балл» с целью получения опыта своих партнеров, в частности в области технологий. Поступая так, она обучалась и тому, как создаются знания в других местах. Можно считать, что именно способность обучаться у других фирм является ключевым фактором успеха, определяющим позицию фирмы «Нек» на мировом рынке.

Японская фирма «Фуджитсу» поставляет многопроцессорные устройства (МРи) американской фирме «Сан Микросистемс», а получает от нее технологию рабочих станций. Это пример того, что сотрудничество относится не к каким-либо абстрактным знаниям, таким как стратегии или ценности корпораций, а к реальному товарообмену. Соглашения фирмы при вступлении в альянс ориентированы на совершенствование ее продуктовых линий.

Для того чтобы превалировал положительный эффект от вступления компании

в стратегический альянс, необходимы следующие условия:

— партнер по стратегическому альянсу должен быть совместим с компанией-партнером;

— товары и позиции на рынке партнера должны дополнять товары и позиции другой компании участника альянса, а не конкурировать с ними;

— должен соблюдаться запрет на информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;

— не следует ждать от альянса немедленной отдачи, так как результат во многом зависит от доверия, существующего между партнерами;

— при заключении стратегического альянса необходимо детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и использовать в своей деятельности наиболее рациональное из этого;

— стратегический альянс следует рассматривать как временное соглашение между партнерами (если он становится невыгодным, его целесообразно немедленно расторгать) .

Прочность стратегических альянсов обеспечивается взаимной собственностью, например участием партнеров в акционерном капитале друг друга.

эксклюзивных

ресурсы ноу-хау опыт

торговая марка

интернационализации

определения границ компании

анализ транзакционных издержек

Определение потребности в новых знаниях и поиск партнеров

Формирование требований к партнерам и условий совместной деятельности

Учет и анализ рисков, обеспечение «зоны безопасности» для участников альянсов

Совместимость с компанией

Отсутствие конкуренции по товарам

Отбор передаваемой информации

Изучение практики и методов, принимаемых к использованию

Отбор передаваемых знаний и ноу-хау

Организация и ведение переговоров, заключение договоров. Определение условий организационного взаимодействия

Модель формирования механизма для реализации инновационной стратегии с использованием методов интеграции и интернационализации

Представим в виде схемы модель механизма реализации стратегии инновационного развития с использованием методов интеграции и интернационализации.

На основе проведенного анализа можно считать, что дальнейшее развитие такого вида интеграции предприятий, как стратегический альянс, может существенно расширить область эффективного взаимодей-

ствия, сферу взаимопроникновения в соответствии с целями инновационного развития корпораций. Направления такого развития должны определяться на основе сопоставления целей инновационного развития корпораций и инновационных потенциалов будущих партнеров. Существенно при этом может расширяться и механизм взаимовыгодного сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hagedoorn, J. Choosing organizational modes of strategic technology partnering : International sectoral differences [Text] / J. Hagedoorn // Journal of International Business Studies. - 1996. - no. 27. - P. 265-287.

2. Тис, Д. Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании [Текст] / Д. Дж. Тис // Российский журнал менеджмента. — 2009. — Т. 7, № 4. - С. 59-108.

3. Дюссож, П. Стратегические альянсы [Текст] : пер. с англ. / П. Дюссож, Б. Гаррет. -

М.: Инфра-М, 2002. - 332 с.

4. Цацулин, А.Н. Экономический анализ комплексной инновационной активности: сущность и подходы [Текст] / А.Н. Цацулин, А.В. Бабкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — 2012. — № 4 (151). — С. 132—144.

5. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. — 2010. — № 12 (62). — С. 170—176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.