Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЧЕРЕДНОСТЬ РОЖДЕНИЯ / ПСИХОМОТОРНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богун Татьяна Васильевна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей динамических свойств индивидуальности ресурсного потенциала спортсменов-юниоров с учетом фактора очередности рождения ребенка в семье. Установлено, что спортсмены, родившиеся вторыми и последующими детьми в семье, характеризуются большей психомоторной пластичностью, а также более высоким уровнем ресурсного потенциала по сравнению со спортсменами, которые родились первыми либо единственными детьми в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PECULIARITIES OF DYNAMIC PROPERTIES OF INDIVIDUALITY AND RESOURCE POTENTIAL OF AN ATHLETE

The article analyzes the results of an empirical study of the characteristics of the dynamic properties of the individuality of the resource potential of junior athletes, taking into account the factor of the order in which a child is born in the family. It has been established that athletes who were born the second and subsequent children in the family are characterized by greater psychomotor plasticity, as well as a higher level of resource potential compared to athletes who were born the first or only children in the family.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНА»

3. Kot N. A., Denisenko N. F., Ts'os' A. V., Shiyan B. M. and others. Specifics of developing volitional traits in older preschool children in course of motor activity // Optimization of a child's physical development in our educational system: monography. - Zaporozhye: ZIPPO, 2020. -P.149-174

4. Leontiev A. N. Problems of psyche development. - M.: MGU publishment, 1972. - P. 575

5. Svarkovskaya L. A. How to motivate preschool children to physical education classes // Teacher - methodologist of a preschool educational organization. - 2022. - №° 5. - P. 5-7

6. Stepanenkova E. Ya Theory and methods ofphysical education and development of a child. -M.: Academy, 2001. - P. 368

7. Poltavtseva N. V., Gordova N. A. Physical education in preschool childhood: manual for physical education instructors and educators working with children of 2-3 years old. - M.: Education, 2018. - P. 141

8. Shchebeko V. N. Formation of a preschool child's personality through physical education: dissertation ... of the doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.02. - Moscow, 2011. - P. 319.

9. Shchebeko V. N. Development of a preschool child's personality through physical education // International Scientific Congress. Physical Education, sport, tourism - in new conditions of the CIS countries: Materials. - P. 2. Minsk the 23rd - 25th of June, 1999. - P. 221-224.

f&ivU

Т. В. Богун

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНА

О ведение. В работах ведущих исследователей в области перинатальной психологии С. Грофа, Г. Г. Филипповой, И. Н. Добрякова, Н. П. Коваленко указывается, что перинатальная психология включает в себя такие системы знаний, как:

- перинатальная медицина (внутриутробная диагностика и терапия), «физическое и психическое здоровье ребенка и родителей» [6, £ 2];

- теория адаптивности, концепция инстинктов и психосоматическая патология [5, с. 44];

- теория перинатальных матриц [4, с. 12].

Перинатальная матрица - это информационный блок индивидуального бессознательного, связанный с опытом рождения [8, с. 10]. С. Гроф считает, что перинатальный опыт проявляется в четырех паттернах переживаний, которые глубоко соответствуют четырем клиническим стадиям биологического рождения -в базовых перинатальных матрицах (БПМ).

С. Гроф утверждает, что рождение - это, в первую очередь, преодоление препятствий (по второй БПМ). Успешный результат рождения закрепляет двигательные паттерны рождения как некую схему, приводящую к успеху, в том числе и в области спортивной деятельности.

Таким образом, опыт рождения представляет собой момент формирования врожденных поведенческих актов, которые связаны с мобилизацией внутренних ресурсов человека, направленных на преодоление внутренних и внешних противоречий и реализации программы деятельности, в том числе и спортивной [1, с. 185].

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в перинатальной психологии накоплен большой теоретический и эмпирический материал о влиянии рождения на психическое и физическое развитие человека, однако в спортивной психологии фактор очередности рождения спортсмена в семье применительно к его спортивным результатам остается малоизученным. Проведенное нами исследование позволило выявить формально-динамические свойства спортсменов и некоторые особенности ресурсного потенциала с учетом фактора очередности их рождения.

Цель данной работы - выявить индивидуально-психологические особенности спортсменов (на примере занимающихся бадминтоном), которые связаны с фактором очередности их рождения (первый или единственный ребенок, а также второй и последующие дети по порядку рождения).

Изложение основного материала статьи. Ресурсный потенциал личности - это совокупность качеств субъекта или особое интегральное качество, которое выполняет функцию «реализации» субъекта, т. е. определяет и обеспечивает эффективность осуществления им в данных объективных условиях всех видов жизнедеятельности [7, с. 91].

Задачи исследования:

1. Эмпирически исследовать особенности ресурсного потенциала спортсменов с учетом очередности их рождения (первые/единственные по счету дети и вторые/последующие дети).

2. Эмпирически исследовать особенности формально-динамических характеристик спортсменов с учетом очередности их рождения.

Исследование проводилось на базе Учебно-тренировочного центра (УТЦ), расположенного в Раменском районе Московской области. В исследовании приняли участие 40 спортсменов, из них 20 юношей и 20 девушек в возрасте 13-16 лет, реализующих себя в области спорта высших достижений. Были сформированы две подвыборки спортсменов с учетом их очередности рождения: подвыборка «Пер-

вый либо единственный ребенок в семье» и подвыборка «Второй и последующие дети в семье».

Методы исследования:

1. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Ру-салова [10, с. 33]. Данный тест используется для диагностики свойств «предметно-деятель-ностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов. Автор выделил эргичность (силу, энергичность), пластичность, скорость и эмоциональность. Именно эти характеристики, а также их проявленность в разных сферах (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной) можно выявить с помощью данного опросника.

Эмоциональная сфера - это чувствительность, импульсивность, сила и динамика проявления эмоций.

Психомоторная (двигательная) сфера - выражение общей активности, а именно темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Интеллектуальная сфера - уровень интеллектуальных возможностей, стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

Коммуникативная сфера - потребность в общении, стремление к установлению знакомств, степень общительности.

2. Тест «Перинатальный опыт - ресурсный потенциал» (Н. П. Коваленко). В основе данной методики лежит система выявления блоков памяти, относящихся к травмированному перинатальному опыту. В перинатальной психологии выявлено, что перинатальный опыт существенно влияет на формирование базовых психофизиологических программ подсознания [2, с. 14], а это значит, влияет на характер поведения, стратегии самореализации и развития. Н. П. Коваленко считает, что перинатальная травма может быть вытеснена в глубинные слои подсознания, может быть компенсирована в процессе жизни, но, несмотря на это, она может влиять на общее психическое здоровье и ресурсный потенциал человека [8, с. 36]. Данная методика предполагает исследование этого раннего опыта по четырем матрицам (БПМ).

Рис. 1. Сравнение формально-динамических свойств спортсменов по подвыборкам в зависимости от очередности рождения (по и-критерию Манна-Уитни)

Высокие показатели, полученные по первой матрице (БПМ 1), связаны с созреванием сенсорных и физиологических систем, со стадией накопления жизненных сил и хорошим иммунитетом, с умением расслабляться, радоваться жизни. Низкие показатели говорят о трудностях в этой сфере.

Показатели второй матрицы (БПМ 2) являются активизацией и динамизацией процессов обеспечения, свидетельствуют о мобилизации и стрессоустойчивости личности, умении проходить через трудности и способность быстро принимать решения; низкие показатели свидетельствуют о негативном опыте, о чувстве беспомощности, отчаяния и вины, когда необходимо активно действовать, такой человек испытывает замешательство, растерянность, подвержен страху.

Третья матрица (БПМ 3) отражает витальную силу, опыт борьбы за жизнь, свободу, уверенность в достижении поставленной цели, включение лидерского инстинкта. При негативном опыте (низких показателях) такой человек склонен демонстрировать неуверенное поведение, неумение бороться, в трудных ситуа-

циях и при преодолении препятствий придерживается установки «за меня это сделает кто-то другой».

Четвертая матрица (БПМ 4) позволяет (при позитивном опыте) говорить о стремлении личности к самореализации, о ее адаптивных способностях, о сформированном базовом доверии к миру, активизации лидерского инстинкта и самосохранения. В случае негативного раннего опыта данная матрица свидетельствует о незащищенности, о недоверии к миру, о чувстве одиночества.

3. Беседа со спортсменами - участниками исследования. В ходе беседы обсуждались данные о составе семьи и об очередности рождения ребенка в семье.

4. Для определения значимости различий между двумя выборками использовался И-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования. Исследование формально-динамических свойств спортсменов осуществлялось с помощью опросника ОФДСИ (автор В. М. Русалов), результаты представлены на рисунке 1.

I матрица III матрица III матрица IV матрица

■ 1-й ВНР 1-й

Рис. 2. Сравнение особенностей ресурсного потенциала по подвыборкам спортсменов в зависимости от очередности рождения (по и-критерию Манна-Уитни)

Применение и-критерия Манна-Уитни позволило выявить значимые различия между под-выборками в области психомоторной пластичности (гибкости переключения с одной физической работы на другую, склонности к разнообразным формам двигательной активности).

Спортсмены, входящие в подвыборку «Вторые/последующие по очередности рождения», характеризуются более высокой психомоторной пластичностью (36,1 б.) по сравнению со спортсменами подвыборки «Первые/единственные по очередности рождения» (33,85 б.). Спортсмены, рожденные вторыми и последующими детьми в семье, более активны и динамичны, они легче и успешнее преодолевают препятствия, у них более развиты процессы активизации и динамизации жизнеобеспечения. Спортсмены, рожденные первыми или единственными детьми в семье, менее пластичны, им приходится энергетически более вкладываться в получение результата. «Младшие дети, избежав груза родительских ожиданий, имеют в своем мироощущении более низкое влияние материнской тревожности, гиперзащиты и гиперопеки. Отсутствие излишней заботы и внимания со стороны родителей снимает с их детей чрезмерную ответственность за свои действия» [3, с. 32].

В рамках нашего исследования ставилась задача изучения особенностей ресурсного потенциала спортсменов с учетом очередности их рождения (первые/единственные по очередности рождения и вторые/последующие по очередности рождения).

Анализ показателей по второй БПМ, которая связана с активизацией и динамизацией процессов обеспечения спортивной деятельности, а также применение и-критерия Ман-на-Уитни позволили выявить значимые различия в уровне ресурсного потенциала между подвыборками (рис. 2).

Как видно из рисунка, спортсмены из под-выборки «Вторые/последующие по очередности рождения» отличаются существенно более высокими значениями (9,35 б.) по второй БПМ от спортсменов подвыборки «Первые/единственные по очередности рождения» (7,25 б.). Это говорит о том, что спортсмены подвыбор-ки «Вторые/последующие по очередности рождения» обладают большей стрессоустойчиво-стью, способностью к мобилизации, они умеют легче проходить через трудности и способны быстрее принимать решения, чем спортсмены из подвыборки «Первые/единственные по очередности рождения».

202.3/2-

Как показывает наш профессиональный опыт, спортсмены, рожденные вторыми и последующими детьми в семье, наряду с более высоким уровнем динамичности и активности (что является их сильной стороной в спорте), характеризуются и меньшей эмоциональной устойчивостью, что делает их более уязвимыми, по сравнению со спортсменами -единственными или первыми детьми в семье, которые за счет меньшей пластичности обладают большей эмоциональной стабильностью и устойчивостью. Это необходимо учитывать в работе со спортсменами.

А. А. Мезенцев и О. В. Ракитина (2022) пишут о том, что повышению эмоциональной устойчивости субъекта способствует психоконсультативная работа, направленная на повышение мотивационного компонента. Развитие мотивации достижения имеет положительное влияние на показатели эмоциональной устойчивости [9, с. 2]. Это, на наш взгляд, обозначает одно из направлений работы спортивного психолога со спортсменами, входящими в категорию «Вторые и последующие дети в семье».

Выводы.

1. Спортсмены, входящие в подвыборку «Первые/единственные по очередности рождения», характеризуются значительно меньшей психомоторной пластичностью по сравнению со спортсменами подвыборки «Вторые/последующие по очередности рождения». Спортсмены, рожденные первыми или единственными детьми в семье, более интенсивно тренируются ради достижения высоких спортивных результатов.

2. В области ресурсного потенциала выявлены значимые различия, связанные с очередностью рождения спортсмена в семье, а именно: спортсмены, родившиеся вторыми и последующими детьми по счету, отличаются значимо более высоким уровнем ресурсного потенциала, по сравнению со спортсменами подвы-борки «Первые/единственные по очередности рождения», у которых ресурсный потенциал представлен на средним уровне.

3. Выявленные индивидуально-психологические особенности спортсменов с точки зрения их ресурсов и ограничений необходимо учитывать спортивному психологу и тренеру.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются результаты эмпирического исследования особенностей динамических свойств индивидуальности ресурсного потенциала спортсменов-юниоров с учетом фактора очередности рождения ребенка в семье. Установлено, что спортсмены, родившиеся вторыми и последующими детьми в семье, характеризуются большей психомоторной пластичностью, а также более высоким уровнем ресурсного потенциала по сравнению со спортсменами, которые родились первыми либо единственными детьми в семье.

Ключевые слова: спортсмены, ресурсный потенциал, очередность рождения, психомоторная пластичность, перинатальная матрица.

SUMMARY

The article analyzes the results of an empirical study of the characteristics of the dynamic properties of the individuality of the resource potential of junior athletes, taking into account the factor of the order in which a child is born in the family. It has been established that athletes who were born the second and subsequent children in the family are characterized by greater psychomo-tor plasticity, as well as a higher level of resource potential compared to athletes who were born the first or only children in the family.

Key words: athletes, resource potential, birth order, psychomotor plasticity, perinatal matrix.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние особенностей рождения ребенка на волевые качества и успешность в спортивной деятельности / И. С. Шемет [и др.] // «Наука и школа». - 2015. - № 6. - С. 184-198.

2. Добряков И. В. Перинатальная психология. - СПб., 2015. - 234 с.

3. Гущин В. И. Практика оптимизации психологической готовности спортсменов. Руководство для психологов. - 2022. - 132 с.

4. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: АСТ; Изд-во К. Кравчука; Изд-во Института трансперсональной психологии, 2008. -352 с.

5. Гарбузов В. И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология: наднозолог.

диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов. - СПб.: СОТИС, 1999. -319 с.

6. Завгородняя И. В. Перинатальная психология и медицина: поиск путей взаимодействия [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2015. -№ 4 (10). - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 10.03.2023).

7. Замараева З. П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения России: Монография. - Пермь: Изд. Дашков и К, 2019. - 270 с.

8. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. - СПб., Изд. БиС, 2001. - 214 с.

9. Мезенцев А. А., Ракитина О. В. О взаимосвязи целеполагания и эмоциональной устойчивости личности: к постановке проблемы // Конференциум АСОУ [Электронный ресурс]: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - М.: АСОУ, 2022. - Вып. 4. - С. 302-305.

10. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 264 с.

И. А. Алферова

УДК 137.011.33

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

р)

Оведение. В стратегии организации физической культуры и спорта определено приоритетное место сохранению, укреплению здоровья нации и повышению ее благосостояния, особое место определено развитию студенческого спорта.

Вместе с тем по ряду причин многие студенты вуза имеют нарушения в состоянии здоровья, страдают хроническими заболеваниями. Проблема допризывной молодежи существует неразрывно с этой проблемой. Будущие призывники не в полной мере соответствуют требованиям по здоровью, предъявляемым медицинской комиссией для призыва в армию. Это связанно с низким уровнем физического здоровья и физического развития молодого поколения.

В существующих реалиях частные клубы по видам спорта в основном ориентируются на получение дохода и предлагают свои услуги только на коммерческих условиях. В основном уровень дохода среднестатистического россиянина не позволяет пользоваться этими услугами.

В Кубанском государственном университете (КубГУ) ведется системная спортивная работа, идет нарастание числа спортивных секций по различным видам спорта, но студенты, не имеющие опыт спортивных достижений, не могут их посещать, так как в эти спортивные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.