Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулагина Ирина Васильевна

Современное медиапространство как новая среда социализации нередко содержит в себе образцы девиантного поведения, которые могут усваиваться участниками виртуальных отношений, поскольку транслируются референтными лицами. Впоследствии подобное поведение может переноситься в реальное взаимодействие и блокировать личностный рост. Цель исследования, обусловленная данным аспектом, состояла в выявлении доминирующих форм девиантного поведения у юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преобладающей стратегией респондентов является демонстративное социально желательное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINATION OF THE DEVIANT BEHAVIOR FEATURES AMONG YOUNG MEN, STUDENTS OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Modern media space, as a new environment of socialization, often contains models of deviant behavior that can be borrowed by participants in virtual relationships, since they are broadcast by reference persons. Subsequently, such behavior can be transferred to real interaction and block personal growth. The purpose of the study, due to this aspect, was to identify the dominant forms of deviant behavior in young men studying at a secondary vocational educational institution. The results obtained indicate that the predominant strategy of respondents is demonstrative socially desirable behavior.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2021/212018.htm.

ART 212018 DOI 10.24412/2304-120X-2021-12018 УДК 159.922.8

Кулагина Ирина Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти kulagina.i.v@mail.ru

Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении

Аннотация. Современное медиапространство как новая среда социализации нередко содержит в себе образцы девиантного поведения, которые могут усваиваться участниками виртуальных отношений, поскольку транслируются референтными лицами. Впоследствии подобное поведение может переноситься в реальное взаимодействие и блокировать личностный рост. Цель исследования, обусловленная данным аспектом, состояла в выявлении доминирующих форм девиантного поведения у юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении. Полученные результаты свидетельствуют о том, что преобладающей стратегией респондентов является демонстративное социально желательное поведение. Ключевые слова: личность, самореализация, девиантное поведение, юношеский возраст.

Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Современные тенденции моды через средства массовой информации зачастую пропагандируют специфические формы самореализации, нередко находящиеся на грани поведенческой нормы и патологии. Поскольку стремление к самореализации является врожденным [1, 2], можно говорить о нем как о вневременном феномене. Исторически и социально обусловленными становятся только формы личностной самореализации. В контексте современных нам социокультурных условий эти формы располагаются преимущественно в рамках медиапространства.

В статье М. В. Жижиной приводятся данные о том, что просмотр интернет-контента является основной формой досуга современной молодежи. Опосредованное интернет-средой общение становится доминирующим для большинства молодых людей, формирует их ценностную сферу и способы взаимодействия с окружающим миром. М. В. Жижина указывает: «Значительная часть времени молодежи проходит за просмотром видео блогеров, которые обладают символической властью, пользуются высоким уровнем доверия и лояльности у многих подписчиков, следовательно, бло-госфера является той сферой, в которой формируются и трансформируются социальные представления о тех или иных социальных явлениях, в том числе о массмедиа» [3]. Как замечает Н. А. Мартьянова, «если ранее главной ценностью интернет-общения была анонимность, то теперь активно культивируется нарциссизм, яркая самопрезентация, извлечение выгоды из конструирования собственного имиджа и создания собственного управляемого пространства» [4].

М. В. Жижина считает также, что «все большее значение приобретает медиа-имидж, проявляющийся не только в фото- и видеопрезентации человека в пространстве медиа, но и в медиастатусе, выявляющемся в количестве репостов, просмотров, подписчиков и комментариев» [5]. Одним из способов добиться большого количества

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2021/212018.htm.

просмотров созданного контента является демонстрация чего-то необычного и оригинального. В качестве такового могут выступать различные действия и поступки, являющиеся с научной точки зрения отклоняющимся, или девиантным, поведением.

Вопросы изучения того, что же является отклонением от поведенческой нормы, имеют длительную историю. Представители каждой исторической эпохи по-своему видели то, что «нормально» или «ненормально» в поведении. Само понятие «норма» достаточно подвижно и обусловлено окружающими социокультурными условиями. Существует несколько подходов к пониманию поведенческой нормы. Так, с точки зрения социологического подхода норма приравнивается к безопасности для окружающих. С точки зрения психиатрического подхода норма - это отсутствие патологии. Психологический подход рассматривает норму поведения как то, что приводит личность в итоге к самореализации.

Девиантное же поведение - это стратегия самодеструкции, стратегия блокирования личностного роста [6, 7]. Именно таким образом мы будем понимать девиантное поведение.

В психологической науке представлено достаточно много теорий и концепций, объясняющих происхождение и динамику девиантного поведения личности. Но в рамках данного исследования нас преимущественно интересует поведенческая концепция бихевиоризма. По мнению сторонников данного направления [8, 9], основным механизмом формирования поведения является научение как сохранение определенных форм поведения за счет повторения и поощрения. Основной механизм формирования поведения - научение через наблюдение, в особенности наблюдение за поведением референтных лиц. Его особенность состоит в том, что оно обходится без внешнего поощрения, подкрепляясь когнитивными процессами переработки информации самой личности.

Как было сказано выше, жизнь современного молодого человека по большей части протекает в медиапространстве, референтными лицами в котором являются высокорейтинговые блогеры. Достижение объема подписчиков может достигаться и за счет трансляции шок-контента, демонстрирующего девиантные формы поведения. Систематический просмотр и эмоциональное вовлечение в такого рода интернет-коммуникацию могут приводить к формированию определенных форм медиаповедения и влиять на отклонение поведенческих стратегий от норм в реальной жизни молодежи. Можно говорить о том, что современная интернет-индустрия стала новой средой социализации [10].

Именно аспекты формирования отклоняющегося поведения молодежи за счет научения через наблюдение и включение в коммуникацию в медиапространстве обосновывают наш интерес к исследованию данного вопроса.

Методология и результаты исследования

Эмпирическое исследование особенностей девиантного поведения молодежи осуществлялось на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский электротехнический техникум». В исследовании принимали участие сорок юношей в возрасте от 16 до 19 лет.

На первом этапе нами был реализован свободный опрос респондентов относительно того, как они проводят свой досуг и много ли времени уделяют пребыванию в сети Интернет, что конкретно они предпочитают - коммуникацию, развлечение, познание и т. д. В итоге мы получили информацию о том, что 96% опрошенных проводят большую часть свободного времени в интернет-среде, основная цель, как правило, просмотр видеоконтента развлекательного характера.

На следующем этапе нами было проведено психодиагностическое обследование с помощью опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) [11], направленное на изучение выраженности готовности респондентов

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212018.htm.

к демонстрации различных форм девиантного поведения. Выбор данного опросника определялся, во-первых, его стандартизацией, а во-вторых, высокой достоверностью результатов, подтвержденной во многих исследованиях.

В соответствии с алгоритмом количественной обработки результатов нами были получены данные в стандартных Т-баллах. После этого результаты всех респондентов были распределены на три группы в соответствии со степенью выраженности количественных показателей шкал. В таблице отражена процентная представленность респондентов в каждой из трех градаций выраженности склонности к девиантному поведению: низкая, умеренная, высокая.

Процентная представленность различных степеней выраженности форм девиантного поведения в эмпирической выборке

Степень Шкалы опросника (%)

выраженности 1 2 3 4 5 6 7

Низкая 3,2 68,8 81,2 78,2 84,4 71,8 78,2

Умеренная 50 21,8 18,8 21,8 12,4 18,8 15,6

Высокая 46,8 9,4 0 0 3,2 9,4 6,2

Примечание. 1 - «Шкала установки на социально желательные ответы», 2 - «Шкала склонности к преодолению норм и правил», 3 - «Шкала склонности к аддиктивному поведению», 4 - «Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», 5 - «Шкала склонности к агрессии и насилию», 6 -«Шкала волевого контроля эмоциональных реакций», 7 - «Шкала склонности к деликвентному поведению».

Анализируя данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что респонденты достаточно настороженно отнеслись к ситуации психологического обследования несмотря на то, что перед началом диагностической процедуры им было разъяснено назначение исследования и гарантирована конфиденциальность результатов. В итоге практически 97% опрошенных продемонстрировали стремление к социально желательным ответам, тенденцию приукрасить свои достоинства и скрыть то, что считали недостатком.

Результаты по «Шкале склонности к преодолению норм и правил» указывают на то, что высокая выраженность нонконформизма с тенденцией к противопоставлению собственных ценностей социально одобряемым наблюдается только у 9,4% респондентов. Большинство же опрашиваемых (68,8%) считают себя достаточно конформными, готовыми следовать установленным нормам и правилам поведения. У 21,8% отмечены умеренные тенденции к следованию своим собственным убеждениям, даже если они противоречат существующим поведенческим нормативам, что может свидетельствовать о сложившихся точках зрения данных респондентов в отношении определенных аспектов жизни и деятельности.

81,2% опрошенных молодых людей по «Шкале склонности к аддиктивному поведению» продемонстрировали отсутствие выраженного стремления к уходу от реальности посредством употребления психоактивных веществ. 18,8% продемонстрировали умеренную склонность к употреблению ПАВ, что, возможно, обусловлено наличием вредных привычек, являющихся временными по своему характеру и групповыми по форме реализации.

Отсутствие высокой степени выраженности наблюдается и по результатам «Шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». Но 21,8% респондентов попали в категорию «умеренной выраженности», что может указывать на возникновение у них эпизодических мыслей о прекращении существования в особенно критических ситуациях.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212018.htm.

По «Шкале склонности к агрессии и насилию» были выявлены высокие показатели у 3,2% респондентов, что может свидетельствовать о закреплении данной поведенческой формы разрешения конфликтных ситуаций. 12,4% могут прибегать к демонстрации агрессии в определенных ситуациях. Но все же для большинства респондентов (84,4%) агрессия не рассматривается как приемлемая стратегия поведения.

Анализируя показатели «Шкалы волевого контроля эмоциональных реакций», можно сказать, что неспособность волевого контроля собственного поведения свойственна только 9,4% опрошенным. 12,4% респондентов в большинстве случаев способны контролировать свои побуждения и стремления. Большая же часть выборки (71,8%) рассматривает свое поведение как результат волевого контроля процесса достижения намеченных целей.

Данные «Шкалы склонности к деликвентному поведению» указывают на наличие у 78,2% респондентов доминирования установок социального контроля за поведением. Лишь 6,2% опрошенных продемонстрировали выраженную готовность к реализации де-линквентного поведения, а 15,6% юношей - потенциальную готовность к его реализации.

В целом можно сказать, что большинство опрошенных молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет не показало по результатам психодиагностики с помощью опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» выраженных тенденций к девиантному поведению. Мы не можем исключить того, что сама ситуация психологического обследования могла повлиять на ответы респондентов, поскольку была отмечена такая особенность: респонденты, продемонстрировавшие высокие показатели по «Шкале установки на социально желательные ответы», по другим шкалам методики показали низкую проявленность склонности к девиантности. И наоборот, респонденты, которые продемонстрировали высокую выраженность показателей по отдельным шкалам методики, стремление к социально желательным ответам не проявили.

В целом можно сказать, что помимо стремления избежать негативной социальной оценки своих поведенческих тенденций, отмеченной у большинства респондентов, отдельным молодым людям, составившим экспериментальную выборку, свойственны склонность к противопоставлению своих убеждений социально одобряемым нормам и правилам, готовность к реализации делинквентного поведения и ослабленный волевой контроль побуждений.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что реализованный нами эмпирический срез, направленный на выявление доминирующих склонностей к девиантному поведению и степени их выраженности, указывает на преимущественную проявленность демонстративного поведения у большинства опрошенных, стремление выглядеть в глазах окружающих в наиболее социально привлекательном ракурсе. И лишь незначительная часть респондентов имеет тенденции к преодолению норм и правил и готовность к демонстрации делинквентного поведения. Высокие показатели склонности к аддик-тивному и самоповреждающему поведению не были выявлены, что может свидетельствовать о том, что данные тенденции постепенно теряют свою актуальность. Проведенный свободный опрос показал, что большинство современных молодых людей проводят свое досуговое время на разных ресурсах сети Интернет, это подтверждает тезис о том, что медиапространство стало новой средой социализации.

Поскольку это было пилотное исследование, говорить о выявлении каких-то устойчивых достоверных тенденций не корректно, но высокие показатели шкалы на демонстрацию ожидаемого поведения в определенной мере подтверждают тезис современ-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212018.htm.

ных исследователей о том, что происходит размывание «границы между частной и публичной сферами жизни. Вместе с тем возрастает роль демонстративной составляющей различных сфер жизни человека, постоянное позиционирование человеком себя и своей жизни стало неотъемлемым элементом жизни медиапользователя» [12].

Ссылки на источники

1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

2. Маслоу А. Психология бытия. - М.: «Ралф-бук», «Ваклер», 1997. - 304 с.

3. Жижина М. В. Социальные представления студенческой молодежи о личности блогера // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19. - Вып. 4. -С. 432-436. - URL: https://phpp.sgu.ru/sites/phpp.sgu.ru/files/2019/12/filosofiya_2019_4-432-436.pdf.

4. Мартьянова Н. А. Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров // Труды СПбГИК. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-internet-sub-kul-tury-na-primere-byuti-blogerov.

5. Жижина М. В. Указ. соч.

6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.

7. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - 5-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.

8. Торндайк Э. Ли. Принципы обучения, основанные на психологии // Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон. - М.; Назрань: АСТ, 1998. - 701 с.

9. Скиннер Б. Ф. Наука о поведении (гл. 2) // Reflexio. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 74-85.

10. Жижина М. В. Указ. соч.

11. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. и практикум для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 290 с.

12. Жижина М. В. Указ. соч.

Irina V. Kulagina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Preschool Education and Applied

Psychology, Togliatti State University, Togliatti

kulagina.i.v@mail.ru

Examination of the deviant behavior features among young men, students of a secondary vocational educational institution

Abstract. Modern media space, as a new environment of socialization, often contains models of deviant behavior that can be borrowed by participants in virtual relationships, since they are broadcast by reference persons. Subsequently, such behavior can be transferred to real interaction and block personal growth. The purpose of the study, due to this aspect, was to identify the dominant forms of deviant behavior in young men studying at a secondary vocational educational institution. The results obtained indicate that the predominant strategy of respondents is demonstrative socially desirable behavior. Key words: personality, self-realization, deviant behavior, adolescence. References

1. Rodzhers, K. (1994). Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka, Progress, Moscow, 478 p. (in Russian).

2. Maslou, A. (1997). Psihologiya bytiya, "Ralf-buk", "Vakler", Moscow, 304 p. (in Russian).

3. Zhizhina, M. V. (2019). "Social'nye predstavleniya studencheskoj molodezhi o lichnosti blogera", Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, , t. 19, vyp. 4, pp. 432-436. Available at: https://phpp.sgu.ru/sites/phpp.sgu.ru/files/2019/12/filosofiya_2019_4-432-436.pdf (in Russian).

4. Mart'yanova, N. A. (2015). "Sociologicheskij analiz internet-subkul'tury: na primere b'yuti-blogerov", Trudy SPbGIK. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-internet-sub-kultury-na-primere-byuti-blogerov (in Russian).

5. Zhizhina, M. V. (2019). Op. cit.

6. Klejberg, Yu. A. (2001). Psihologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. posobie, TC Sfera, Moscow, 160 p. (in Russian).

7. Zmanovskaya, E. V. (2008). Deviantologiya (psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya): ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved, 5-e izd., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 288 p. (in Russian).

8. Torndajk, E. Li. (1998). "Principy obucheniya, osnovannye na psihologii", Psihologiya kak nauka o povedenii, AST, Nazran', Moscow, 701 p. (in Russian).

9. Skinner, B. F. (2017). "Nauka o povedenii (gl. 2)", Reflexio, , t. 10, № 1, pp. 74-85 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кулагина И. В. Исследование особенностей девиантного поведения юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212018.htm.

10. Zhizhina, M. V. (2019). Op. cit.

11. Klejberg, Yu. A. (2021). Psihologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. i praktikum dlya vuzov, 5-e izd., pererab. i dop., Yurajt, Moscow, 290 p. (in Russian).

12. Zhizhina, M. V. (2019). Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 02.11.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.11.21

Принята к публикации Accepted for publication 29.11.21 Опубликована Published 30.12.21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Кулагина И. В., 2021

www.e-koncept.ru

977230412021012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.