8. Лядов В.И. Влияние изобразительного искусства на формирование музыкального мышления Пауля Хиндемита // Colloquium-journal. 2019. № 24 (26). С. 9-12.
9. Ноймайр А.И. Роберт Шуман // Ноймайр А. Музыка и медицина: На примере немецкой романтики. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 345 с.
10. Шуман Р. Письма. Т. 1. М.: Музыка, 1970. 347 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ОБРАЗА БАБОЧКИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА
Мартынова Н.В.
к.п.н., доцент кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры Тихоокеанский государственный университет,
Хабаровск, Россия Слипецкая Д.Р.
бакалавр направления «Педагогическое образование», Тихоокеанского государственного университета
Хабаровск, Россия
RESEARCH OF ORNAMENTAL SYMBOLS OF THE IMAGE BUTTERFLIES IN THE TRADITIONAL CULTURE OF PEOPLES OF THE WORLD
Martynova N.
Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Design, Arts & Crafts and Ethno culture Pacific National University, Khabarovsk, Russia Slipetskaya D. Student Pacific State University Khabarovsk, Russia
Аннотация
Статья является попыткой авторов проанализировать семантику образа бабочки в различных культурах народов Мира. Орнаментальный символ - это образ, несущий информацию о мире, о процессах, происходящих в нём. Поскольку орнамент для людей древности служил оберегом, они включали в него символы, способные защитить от злых сил, болезней, голода. Можно сказать, что они - элементы орнаментальной письменности, посредством которой мастер зашифровывал картину мира.
В данной статье раскрывается неоднозначное значение символов бабочки в разных культурах, но в большинстве своем он был связан с символом вечности, говорящим, что текущая жизнь - только часть судьбы, но не её завершение. Возможно, её природная красота послужила основой возникновения орнаментального символа в декоративном искусстве разных стран. Рождаясь в одной форме и заканчивая жизнь в другой, бабочка олицетворяет перерождение. Из неприметной гусеницы появляется нежное, трепетное существо, способное к полёту, опровергая известную крылатую фразу: «Кто рождён ползать, летать не может».
Авторы рассмотрели особенное значение символа бабочки в культуре Китая и народности Мяо, а также в традиционной культуре Приамурья. Где бабочка изображалась на одежде в качестве оберега.
В конце статьи авторы делают вывод, что образ бабочки - интернациональный символ, так встречается во многих культурах мира, и ее орнаментальный образ несёт глубокий смысл и разные трактовки.
В наши дни бабочка - ещё и метафора жизнерадостного восприятия и образа жизни. В ряде графических эмблем и пиктограмм указывает на искусство, многоцветность, часто ассоциируется с детским творчеством. Многогранность значений этого, на первый взгляд, незатейливого образа и сегодня привлекает внимание художников, искусствоведов и простых зрителей.
Abstract
Article is attempt of authors to analyze semantics of an image of a butterfly in various cultures of people of the world. The ornamental symbol is the image bearing information on the world, on the processes happening in it. As the ornament for people of antiquity served as a charm, they included in it the symbols capable to protect from evil forces, diseases, hunger. It is possible to tell that they are elements of ornamental writing by means of which the master ciphered a world picture.
In this article the ambiguous value of symbols of a butterfly in different cultures reveals, but in the majority it was connected - the eternity symbol saying that the current life - only a part of destiny, but not its end. Perhaps, its natural beauty formed a basis of emergence of an ornamental symbol in decorative arts of the different countries.
Being born in one form and finishing life in another, the butterfly personifies regeneration. From an imperceptible caterpillar there is a gentle, timid being capable to flight, disproving the known familiar expression: "Who is given rise to creep, cannot fly".
Authors considered special value of a symbol of a butterfly in the culture of China and Miao's nationality and also in the traditional culture of Priamurye on Far East Russia. Where the butterfly was represented on clothes as a charm.
At the end of article authors draw a conclusion that an image of a butterfly - the international symbol, so meets in many cultures of the world, and her ornamental image bears deep meaning and different treatments. Butterfly today a metaphor of cheerful perception and a way of life. In a number of graphic emblems and picto-grams points to art, polychromic, often is associated with children's creativity. The versatility of values of this, at first sight, simple image draws attention of artists, art critics and ordinary audience also today.
Ключевые слова: бабочка, орнамент, символ, страны АТР, страны Европы и Южной Америки, традиционная культура народа Мяо, творчество народов Приамурья.
Keywords: butterfly, ornament, symbol, Asia-Pacific countries, countries of Europe and South America, traditional culture of the people of Miao, creativity of the people of Priamurye on Far East Russia.
Введение. Окружающий мир наполнен символами, которых человек не всегда заметит, но они могут действовать на его подсознание. В декоративно-прикладном, в частности орнаментальном искусстве символами выступают древние зашифрованные образы. Орнаментальный символ - это образ, несущий информацию о мире, о процессах, происходящих в нём. Поскольку орнамент для людей древности служил оберегом, они включали в него символы, способные защитить от злых сил, болезней, голода. Можно сказать, что они - элементы орнаментальной письменности, посредством которой мастер зашифровывал картину мира.
Народы являются носителями собственной уникальной культуры, содержащей свою «письменность» в виде орнаментальных символов. Зачастую они приходят из среды, окружающей мастера - ор-наменталиста. Он художественно переосмысливает образы и вплетает их в орнаментальный рисунок. Так, в орнаменте разных культур мы можем найти, на первый взгляд, незамысловатую фигуру бабочки. Однако повторимся, что орнамент наполнен теми образами, что оберегают, значит, стоит глубже проникнуть в семантику этого орнаментального символа.
Ареал обитания бабочек включает практически все континенты, за исключением Арктики, Антарктики и снежных горных вершин. Примерно 4/5 обитает в тропическом поясе. Возможно, её природная красота послужила основой возникновения орнаментального символа. Рождаясь в одной форме и заканчивая жизнь в другой, бабочка олицетворяет перерождение. Из неприметной гусеницы появляется нежное, трепетное существо, способное к полёту, опровергая известную крылатую фразу: «Кто рождён ползать, летать не может». Изящные крылья бабочки, состоящие из множества тончайших чешуек, которые может повредить одно лишь прикосновение... Бабочка - символ вечности, говорящий, что текущая жизнь - только часть судьбы, но не её завершение.
Основная часть. Рассмотрим, какую же символику образ бабочки несет для разных культур? В славянской мифологии бабочку почитали. Иногда в разных районах России можно услышать: «Вот чья-то душка летает!». Это восклицание обращено к
пролетающим мотылькам. Действительно, в древней Руси верили, что бабочка - переродившаяся душа. Её могли называть «душкой» или «душечкой». Яркий пример - бабочка под названием «мёртвая голова». Поляки тоже считали, что душа покидает тело покойного в обличии бабочки. Среди болгар ходит поверье, что душа умершего на сороковой день возвращается в родной дом бабочкой или мухой. Исходя из этих представлений, бабочку считают предвестницей смерти. Белорусы, например, хранят легенду о старой женщине, которой однажды вечером на рукав сел ночной мотылёк. «Смертушка ты моя», - сказала женщина и в ту же ночь умерла. Также бабочка могла быть душой ведьмы, что по ночам уносит людей в мир иной. У южных славян считалось, что ночные бабочки -кровопийцы, подобно вампирам. Сербы подпаливали крылья мотылькам, чтобы утром по ожогам на теле распознать обратившуюся в человека ведьму. Бабочкам говорили: «Приди завтра, дам тебе соли». Если на следующий день кто-то приходил в дом с такой просьбой, то его отождествляли со злой душой, что прилетала прошлой ночью. Те же болгары верят, что ведьма напускает на скот своих слуг -больших пёстрых бабочек, которые отбирают у животных молоко и истощают их. На Юрьев день бабочка магесница, летая в поле, может лишить людей урожая, потому ранним утром на ниве выжинают изображение креста. Западные славяне ассоциировали бабочку с демоном - «морой», мучающей людей по ночам. С первыми весенними бабочками связаны многие народные приметы и суеверия, например:
- «Много красных и жёлтых бабочек - лето засушливое, жаркое, много мёда будет, если белых -дождливое, молоко принесёт» (Полесье);
- «Увидишь первую бабочку белую - умрёшь в предстоящем году, красную - будешь жить, но глаза заболят» (Моравия);
- «Увидел белую бабочку, белолицым будешь, красную - лицо покраснеет» (Болгария);
- «Чем выше летают бабочки, тем выше уродится лён» (белорусы Витебской губернии).
В европейской же мифологии бабочка - представляла прообраз эльфов. «Приятное легкомыслие» сближает бабочку с ними, а также гениями и
эротами (маленькими богами любви), которые часто наделяются её крыльями. В Англии считали, что бабочка - детская душа, вернувшаяся к жизни. Если человек убьёт первую увиденную бабочку, то его ждёт неудачный год. Если убитая бабочка была жёлтой, то семья человека заболеет. А вот в Шотландии и Ирландии, напротив - жёлтая бабочка означает богатство! Здесь же верили, что нельзя вредить белой бабочке, так как она несёт дух умершего ребёнка. «Бабочки - это души мертвых, ожидающих прохождения через Чистилище», - говорили ирландцы. В их сказании мифологического цикла «Сватовство к Этайн» (Tochmarc Etaíne), богиня выходит замуж за бога Мидира. Проникшись ревностью, его первая жена превращает Этайн в лужу, из которой появляется червь, становящийся бабочкой. «Вода превратилась в червяка, а тот — в пурпурную муху, которая была размером не менее головы воина, и была красивейшей из мух мира, с голосом и жужжанием слаще, чем песни волынок, рогов и арф, с глазами, сияющими, как драгоценные камни во тьме. Её аромат утолял голод и жажду у того, вокруг кого она порхала, а капли росы с её крыльев могли исцелить всякое страдание, болезнь или чуму у любого человека».
Греки нарекали бабочку символом бессмертия, и древнегреческая богиня Психея, чьё имя означает «душа», на фресках изображена прекрасной девушкой с крыльями бабочки как символ жизни. Часто богиню можно увидеть в образе мотылька, вылетающего из погребального костра. В христианстве бабочка - Воскресение. Её жизнь три стадии: гусеница - фаза, когда человек озабочен физическими потребностями, куколка - гробница и бабочка - новая жизнь, свободная от материальных привязанностей. В пасхальные дни её изображают на дверях домов, вышивают на предметах быта и одежде.
Бабочку почитали в племенах Южной Америки. Танец бабочки исполняют племена индейцев навахо и хопи. Первые отождествляли куколку с запеленатым в саван (погребальное одеяние) человеком. По традиции последних, незамужние девушки носили причёски в форме крыльев бабочки, чтобы показать свою доступность. Индейские племена вкладывали в бабочку значение перерождения и чистоты. Они верят, что желание, сказанное ей, сбудется по прибытии насекомого на небо. Жёлтый цвет крыльев бабочки означал, что человек станет вождём, чёрный - болезнь, белый - удачу, красный - важное событие. В Мексике бабочку ассоциировали с Принцем цветов - богом весны и плодородия. Ацтеки изображали Ицапапалотл, божество ацтекского календаря, в виде обсидиановой бабочки. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка (папалотл) — богиня Итцпапалотл, ночной дух пламенеющих звезд и символ душ умерших в родах женщин. У этого же народа бабочка может быть и символом огня, его колыхающихся языков, вероятно, из-за мерцания в полёте ярких крыльев. Наблюдательный глаз древнего художника подметил это, и изображение бабочки можно увидеть на орнаментальной пластине бога огня. Известны и представления бабочки в виде солнца.
В странах АТР образ бабочки также наделяется особым смыслом. В Японии бабочка - символ молодой женщины, её лёгкости, грациозности и красоты. Может олицетворять тщеславие или минутную любовь, а также искусство гейш. На их кимоно образ бабочки привлекал мужские взгляды. Белая бабочка - душа умершего, потому как бесплотна, прозрачна. Её появление означает смерть кого-то из семьи или приход гостя. Изображение бабочки можно встретить на весенних кимоно и фу-рисоде, так как бабочка ассоциируется и с теплом, цветением. Цветная бабочка в японском доме — это символ радости и счастья. В давние времена японские молодожёны выпускали в небо пару живых бабочек, что считалось залогом супружеского счастья.
Бабочка в Китае - символ долголетия, досуга в изобилии, влюблённости, страсти. Буддисты с уважением относятся к бабочке, так как Будда обращался к ней со своей проповедью. Идиома «мотылек, обезумевший от любви и дикая пчела» обозначает сексуальную связь. Бабочка на китайском языке называется «ВДЩ (hu die)». Идеограмма «die» омонимична семидесяти годам, потому на семидесятилетие принято дарить изображение бабочки и сливы. Две бабочки в полёте - символ счастливой любви. Это рассказывает притча даосского философа Чжуанцзы. Юноша, гоняясь за бабочкой, попал в частные владения бывшего судьи и, увидев его дочь, был очарован её красотой. Тогда он решил стать достойным её и упорно трудиться в надежде дойти до высокого чина, чтобы взять девушку в жёны. У него получилось.
Символизм бабочки, помимо вышеупомянутого изображения со сливой, может проявляться и в следующих сочетаниях:
- Бабочка с кошкой — пожелание жить до 80
лет;
- Бабочка с пером — долголетие;
- Бабочка с хризантемой: 1) красота в старости; 2) символ осени.
Согласно китайскому учению фэн-шуй, бабочки должны быть в каждом доме, так как олицетворяют радость и любовь. Оптимально помещать их изображение в спальне. Одиноким людям она принесёт любовь, супругам - пламя страсти и разнообразие в отношениях. Потому лучше украшать комнату парой или группой бабочек, соблюдая гармонию. Можно расположить их над кроватью или использовать в принтах, например, постельного белья. Юго-западный сектор дома - сектор любви, положение бабочек в нём позволит не гармонизировать не только любовные отношения, но и отношения с людьми в целом. Также стая разноцветных бабочек может стать чудесным украшением детской комнаты. Они подарят ребёнку радость и хорошее настроение. Возможны не только изображения на стенах, но и фигурки из керамики, фарфора, металла, дерева и т.д. Их варианты различны. Сделанные своими руками - вырезанные, нарисованные, вышитые или вылепленные бабочки также привлекут положительную энергию в дом. Можно
вырезать бумажных бабочек и с помощью двустороннего скотча вихреобразно закрепить их на стене или подвесить к потолку на нитки. Бабочки в предметах мебели, светильниках, люстрах, а также музыка ветра с ними принесёт благополучие и счастье. Стоит учесть, что бабочек нежелательно располагать у деверей или окон, чтобы положительная энергия не покидала комнату. Также можно носить бабочки в виде броши или в бижутерии. Такой талисман придаст уверенности и очарования своей обладательнице. Одежда с соответствующим изображением окажет аналогичное действие. Бабочка в одежде может говорить и о целеустремлённости, поскольку её жизненный цикл короток (иногда -несколько дней), и обладатель такого принта нацелен на осуществление своих планов, несмотря на ограниченные сроки.
В культуре народа Мяо (тШ miao zu), одного из национальных меньшинств Китая, символ бабочки имеет особое значение. В контексте визуальной культуры народности он делится на четыре типа:
1) религиозное изображение. Эта трактовка связана с космогоническими представлениями о мире народа мяо, олицетворяет связь смертного и божественного.
2) атрибут колдовства. В художественных работах мяо бабочка занимает разное положение. Если она находится в центре образа, то он находится на ранней стадии развития и отражает характеристики матриархального общества. В мифологии эпоса Мяо бабочка — это человеческая мать. Существует более прямая производная связь между рисунком бабочки и эпическим мифом народа Мяо. Они использовали ведьм для общения с людьми и Богом, ведьмы отвечали за молитвы во время жертвоприношений. Поклонение природе и призракам развились в поклонение тотемам и поклонение предкам.
3) репродуктивное поклонение. Молитва о продолжении рода всегда была основной темой первоначального визуального образа. Основываясь на поклонении мощной способности размножения бабочки, значение этого символа увеличивается.
4) благоприятные изображения. В дополнение к поклонению тотему, изображение бабочки Хмонг — это описание некоторых благоприятных значений в естественном мире для выражения чувств людей о чем-то хорошем.
Изображение орнамента бабочки у народа мяо классифицируется по типу:
1) реалистичный тип, естественный образ бабочки для утончения и упрощения.
2) спиральный тип, использование динамической спирали суммирует изображение бабочки.
3) символический тип — это вид орнамента бабочки, происходящий, в основном, от неба, изображение бабочки сильно обобщается как геометрический символ.
4) прямой тип, использующий пространство и диагональные линии для разделения этого пространства. это еще одна чрезвычайная деформация изображения бабочки.
5) комбинированный тип — сочетание изображения бабочки и изображения других животных или растений, таких как рыбы, драконы, птицы, цветы и т.д.
Бабочку можно увидеть в 1) треугольнике (наиболее распространён); 2) круге как символе солнца; 3) квадрате и ромбе (непрерывен); 4) свободной форме.
Влияние на символическую систему бабочки национальности мяо существенно оказал матриархальный уклад. Мяо в районах Шуйчэн, Найун и Хэжан на северо-западе провинции Гуйчжоу, широко известные как «маленькие цветочные сеянцы», покинули границу Сычуань и Чунцин более чем 2000 лет назад, с тех пор как оставили примитивное сельское хозяйство и охотничью жизнь в среднем и нижнем течении реки Янцзы. Эта этническая группа претерпела изменения в своих узорах батика и увековечила орнамент бабочки в том районе, в котором данная группа народов первоначально поселилась. Духовная ориентация изображения бабочки существует в искусстве женщин Мяо. В основных ритуальных действиях схема бабочки как символ женщины часто становится носителем общения богов и людей. Во время фестиваля барабанов люди шьют батиковые плащи. Образ абстрактной бабочки появляется в его узоре. Можно видеть, что образы бабочек часто появляются в основных ритуальных действиях, указывая на ее священное символическое значение и сильную духовную ориентацию. Однако с течением времени культурный смысл символа бабочки понемногу меняется. Символ её как символ женской власти есть воплощение коллективной воли общества и женского символа в истории искусства народа Мяо. Однако с дальнейшей эволюцией истории она постепенно стала повседневным явлением и материализовалась благодаря повышению статуса субъекта, оставив алтарь власти, чтобы стать «ею» с декоративным эффектом. Это есть переход от Церемонии Колдовства к Изменению женского эстетического Сознания. В качестве одного из центральных символов родословной Мяо символ бабочки широко используется в коллективных действиях, таких, как церемонии колдовства, из-за его символизма женской власти. Современный образ жизни постепенно привил ритуалам колдовства развлекательный характер. В какой-то мере было восстановлено понимание эстетических ценностей женщин. Все больше и больше женщин начинают разрабатывать изображения бабочек, которые подходят для их этнической принадлежности и современной моды. Интерпретация исходит от женщин-старейшин, хранителей орнаментальных традиций. В современных визуальных искусствах Мяо женщины-художники начали устанавливать чувство самоидентификации, согласно их собственной ген-дерной идентичности, и начали извлекать свою ценность из гендерных различий. Когда они пытались использовать свой собственный опыт для интерпретации мира с «женской точки зрения», символ декоративных бабочек, которых они отображали, не только отличался от культуры ханьцев,
которая была глубоко затронута западной культурой, но также и от изображений женщин Мяо любой эпохи. Из-за этой практики древний культурный символ символа бабочки Мяо имеет новое содержание и «постмодернистское» представление Китая. Основываясь на нынешнем состоянии современного женского искусства Mяo, художник суммирует систему символа бабочки следующим образом: во-первых, он становится внутренним ресурсом женщин Мяо. Они постепенно приобретают вдохновение из личного опыта и иностранной культуры. Символ бабочки более личный.
В современное время он не представляет темы политики, истории и философии, но это красивая, естественная человеческая природа. С древних времен и до настоящего времени символ бабочки всегда был образным типом традиционных ремесел женщин Мяо. Хотя ручная работа по окраске, шитью, вязанию, ткачеству и вышивке постепенно стала несколько не актуальна для современных женщин, живущих в городах, естественное накопление навыков превратило ее в уникальный дискурс по женской моде. (Рис 1). Материалы повседневной жизни концептуальны и художественны
Рис.1. Орнаментальные образы бабочек - обереги на изделиях повседневной жизни национальности Мяо.
Сегодня символ бабочки национальности Мяо далек от традиционного культурного значения. Тем не менее, повсюду в визуальном виде, художественной культуре и духовной ориентации отражается накопление оригинальной культуры Мяо, так что в бесконечном потоке идей и многочисленных технологических средствах мы все еще можем видеть характер местной культуры Мяо, который он несет. Именно эти общие качества позволяют символу бабочки Хмонг составлять систему, которая может многое рассказать.
У народов Приамурья, что населяют юг Дальнего Востока России, в частности Хабаровский край, символ бабочки, как и в вышеупомянутых культурах, нёс охранительное значение. Бабочка,
наряду с птицей, представала душой ещё не появившегося на свет ребёнка, символом жизни [4]. Бабочек можно увидеть на спинках нанайских и ульч-ских свадебных халатов, где она среди трёх миров выступает символом небесного, Верхнего мира (Рис. 2). Её сверкающие крылья сегодняшние мастерицы с помощью цветных нитей передают в орнаменте сценических костюмов национальных ансамблей. Например, орнаментальная стилизация хвостоносца Маака на спинках халатов девочек из нанайского фольклорного ансамбля «Тосима» («Лепёшечка») выступает как оберег, чтобы, согласно древним канонам, защитить маленьких артисток от злых сил. С той же целью бабочек вышивают на детских налобных повязках гидо.
Рис. 2. Росугбу О. Л. Бабочка на спинке ульчского праздничного халата
Заключение. Итак, можно сказать, что бабочка - интернациональный символ. Её можно встретить во многих культурах, и образ её в орнаменте несёт глубокий смысл. Можно выделить следующие трактовки:
1) перерождение души - стремление к духовному, новому, где не существует материальных проблем и забот. Бабочка - сила духа человека, который, несмотря на преграды, справился с трудностями времени;
2) хрупкость жизни - трепетное существо напоминает о бережном отношении к миру, к живому и о быстротечности времени;
3) свобода - стремление выходить за рамки обыденного, открывать новое и покорять вершины;
4) любовь - нежная, прекрасная бабочка олицетворяет чистоту и искренность в отношениях;
5) счастье - цветная, яркая бабочка приносит положительные эмоции;
6) кокетство - минутная, легкомысленная, загадочная красота, привлекающая внимание мужчин, восходящая к образу гейши, к искусству обольщения и женственности.
В настоящее время бабочка - ещё и метафора жизнерадостного восприятия и образа жизни, либо. В ряде графических эмблем и пиктограмм указывает на искусство, многоцветность, часто ассоциируется с детским творчеством. Многогранность значений этого, на первый взгляд, незатейливого образа и сегодня привлекает внимание художников, искусствоведов и простых зрителей.
Список литературы
1. Ван Гонконг Цзин. Защита, наследование и развитие культуры ремесла вышивки Мяо [Д]. Журнал Института национальностей Хубэй, 2008.
2. Ву Пинг. Предварительное исследование культурных коннотаций и приемов вышивки Гуй-чжоу Мяо [Д]. журнал университета Гуйчжоу для национальностей, 2006.
3. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 486—492.
4. Киле А.С. Искусство нанайцев, вышивка, орнамент. Традиции и новации. - Хабаровск, «Российский Медиа альянс», 2004. - 130 с.
5. Ли Миньцзуань. Анализ рисунков вышивки Мяо в юго-восточной провинции Гуйчжоу [Д].
6. Ло Линь. О выпуске народной вышивки М1ао и его наследовании [Д]. Журнал университета Гуйчжоу для национальностей, 2008.
7. Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: «душа-предок» и «демон». — // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.Ш.89-6.1Х.89. Проблемы культуры. М., 1989. С. 151—160.
8. Чжан Вэньбяо. Формальные особенности композиции рисунков вышивки Мяо [Д]. Искусство обзора, 2016.
9. Чжу Си. О художественной эстетической ценности рисунков Гуйчжоу Миаосю [Д]. Популярная литература, 2012.
10. Ян Чжэнвэнь. Культура костюмов Мяо [М]. Издательский дом Гуйчжоу, 1998.
11. Яо Цзючжоу. Основные характеристики вышивки народности М1ао в юго-восточной провинции Гуйчжоу [Д]. журнал университета Гуй-чжоу, 2009.
12. Джек Тресиддер. Словарь символов [Электронный ресурс] https://www.booksite.ru/local-txt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/3.htm (дата обращения: 9.01.2021).