Научная статья на тему 'Семантика солярных символов в художественном металле адыгов'

Семантика солярных символов в художественном металле адыгов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1804
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ СОЛНЦА / СОЛЯРНЫЙ СИМВОЛ / КУЛЬТ ПЛОДОРОДИЯ / "ДРЕВО ЖИЗНИ" / САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ АДЫГОВ / АРХАИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОРНАМЕНТ / SUN CULT / SOLAR SYMBOL / FERTILITY CULT / "LIFE TREE" / SACRAL SYMBOL / ART METAL OF THE ADYGHES / ARCHAIC TRADITIONS / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куек Марьет Гиссовна

Рассматривается солярная символика в контексте архаичности образов изобразительного и декоративно-прикладного искусства Северо-Западного Кавказа. Объектом исследования являются произведения художественного металла из археологических памятников разных исторических периодов, семантика солярных символов, языческих культов адыгов. Цель заключается в рассмотрении изображений, отражающих богатство символики орнаментальных и декоративных мотивов, обусловленных развитием архаических мифологических и художественных структур познания мира, языческих культов, религиозных воззрений. Используется метод сравнительно-типологического исследования, а также семантический для выявления символической нагрузки декора. Отмечается, что сакральное в орнаментальном искусстве адыгов транслируется и закрепляется каноническими мотивами, отражающими солнечный культ в солярных, зооморфных и антропологических символах. Актуальность работы определяется сопоставлением символического значения элементов декора на произведениях декоративного искусства, позволяющим выявить пути преемственности и обозначить основополагающие категории космологических представлений, которые могут быть обозначены как архаические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of solar symbols in art metal of the Adyghes

The solar symbolics is explored in the context of archaism of images of fine arts and arts and crafts of the Northwest Caucasus. Objects of research are works of art metal from archaeological monuments of the different historical periods, semantics of solar symbols, and pagan cults of the Adyghes. The purpose of research is to explore the images reflecting richness of symbolics of ornamental and decorative motives, caused by development of archaic mythological and art structures of knowledge of the world, pagan cults and religious views. We used the method of comparative and typological research and the semantic method for identification of symbolical loading of a decor. It is noted that the sacral in ornamental art of the Adyghes is translated and fixed by the initial motives reflecting a solar cult in solar, zoomorphic and anthropological symbols. Relevance of work is defined by comparison of symbolical value of elements of a decor on works of decorative art, allowing us to reveal ways of continuity and to designate fundamental categories of cosmological representations which can be designated as archaic.

Текст научной работы на тему «Семантика солярных символов в художественном металле адыгов»

УДК73 (470.621)

ББК 85.125 (2 Рос. Ады)

К 88

Куек М.Г.

Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева, e-mail: [email protected]

Семантика солярных символов в художественном металле адыгов

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается солярная символика в контексте архаичности образов изобразительного и декоративно-прикладного искусства Северо-Западного Кавказа. Объектом исследования являются произведения художественного металла из археологических памятников разных исторических периодов, семантика солярных символов, языческих культов адыгов. Цель заключается в рассмотрении изображений, отражающих богатство символики орнаментальных и декоративных мотивов, обусловленных развитием архаических мифологических и художественных структур познания мира, языческих культов, религиозных воззрений. Используется метод сравнительно-типологического исследования, а также семантический - для выявления символической нагрузки декора. Отмечается, что сакральное в орнаментальном искусстве адыгов транслируется и закрепляется каноническими мотивами, отражающими солнечный культ в солярных, зооморфных и антропологических символах. Актуальность работы определяется сопоставлением символического значения элементов декора на произведениях декоративного искусства, позволяющим выявить пути преемственности и обозначить основополагающие категории космологических представлений, которые могут быть обозначены как архаические.

Ключевые слова:

Культ Солнца, солярный символ, культ плодородия, «древо жизни», сакральный символ, художественный металл адыгов, архаичные традиции, орнамент.

Kuyek M.G.

Candidate of Art Criticism, Scientist of the T.Kerashev Adyghe Republican Institute of the Humanities, e-mail: [email protected]

Semantics of solar symbols in art metal of the Adyghes

Abstract:

The solar symbolics is explored in the context of archaism of images of fine arts and arts and crafts of the Northwest Caucasus. Objects of research are works of art metal from archaeological monuments of the different historical periods, semantics of solar symbols, and pagan cults of the Adyghes. The purpose of research is to explore the images reflecting richness of symbolics of ornamental and decorative motives, caused by development of archaic mythological and art structures of knowledge of the world, pagan cults and religious views. We used the method of comparative and typological research and the semantic method for identification of symbolical loading of a decor. It is noted that the sacral in ornamental art of the Adyghes is translated and fixed by the initial motives reflecting a solar cult in solar,

zoomorphic and anthropological symbols. Relevance of work is defined by comparison of symbolical value of elements of a decor on works of decorative art, allowing us to reveal ways of continuity and to designate fundamental categories of cosmological representations which can be designated as archaic.

Keywords:

Sun cult, solar symbol, fertility cult, «life tree», sacral symbol, art metal of the Adyghes, archaic traditions, ornament.

Солярные знаки и солярные мифы сложились на заре цивилизации и связаны с обожествлением Солнца. На протяжении многих тысячелетий графические абстрактные начертания, представлявшие собой символы древних религиозных культов, являлись идеограммами представлений человека о мире, но со временем мифологическое мировосприятие и содержание символических изображений трансформировалось в орнаментальный декор - архаичный и сакральный. Как отмечал исследователь древней символики Б. Рыбаков, часть сюжетов, украшений и элементов орнамента явно магического заклинательного характера, выполняла в свое время роль заговоров на благоденствие или оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, и рождалось чувство красивого [1: 399].

Культ Солнца отображался в солярных знаках, символах, солярных мифах и преданиях. Символ Солнца в виде солярного знака во многих народных мифологических и художественных традициях считается древним оберегом, источником света, тепла, жизни и добра. Находясь в полной зависимости от стихий, человек искал пути гармоничного сосуществования с ними в культовых верованиях в силы природы. Для взаимодействия с окружающим миром в древности была выработана целая система сакральных знаков, наделенных магическими функциями защиты от тех или иных стихий, контактов с ними, проникновения в иные сферы. Мир был полон для древнего человека сверхъестественных сил, которые, по его представлениям, были опасны, а потому зна-

ки стали частью ритуала, пронизывающего все стороны жизни. Обозначить себя в этом пространстве, связать себя с ним знаками - заклинаниями - оберегами значило для древнего человека пребывать в безопасности и гармонии с космосом [2].

Древний орнамент складывался как своеобразный язык символов, отражающих особенности мифологического мышления. Модель мира с его космической упорядоченностью запечатлена в орнаментальных образах и композициях у многих народов. Издревле человек не только стремился зафиксировать определенные понятия, связанные с окружающим бытием, выстроить в своем сознании схему мироздания, но и подчеркнуть его живую пульсацию, цикличность, универсальный ритм [3: 29].

Символику Солнца, исключительно положительную, рассматривают обычно с двух точек зрения. Как источник тепла Солнце символизирует жизненную силу, божественную созидательную энергию, вечную молодость и страсть, а в качестве источника света оно представляет истину, знание и интеллект. Во многих традициях Солнце, почитавшееся как Владыка дня, олицетворяло божественное всевидящее око [4: 58].

Археологические памятники

Северо-Западного Кавказа сохранили древнейшие солярные символы на произведениях художественного металла, которые мы рассматриваем в контексте мифологического мировосприятия природы древним человеком.

Архаический пласт декоративного искусства адыгов в художественном металле представлен геометрическим орна-

ментом: прямыми, зигзагообразными, криволинейными линиями и мотивами геометрических фигур - ромбами, треугольниками, точечным и циркульным мотивами, «жемчужником». Криволинейные мотивы орнамента состоят из розеток, солярных знаков, сердцевидных, спиралевидных фигур. К солярным знакам относится равноконечный крест «джора», который олицетворяет огненные силы природы, солнце, огонь. Символ «джора» также связан с культом дерева у адыгов, отождествляется с ним как символ мироздания и неиссякаемых жизненных сил природы. Адыгский крест «джора» похож по начертанию на букву Т, обозначает дохристианский трехконечный фетиш, который устанавливался в священных рощах у деревьев. Как писал Л.Я. Люлье: «Единственный символ предмета поклонения их есть деревянный крест особой формы, в виде буквы «Т», прислоненный к дереву» [5:99].

Архаичным солярным символом является крест в круге, который, по мнению Ф. Накова, может иметь другое толкование - как схематическое изображение человека в мире [6:52].

Исследователь сакрально - культовых основ формирования адыгского орнамента Л.А. Асланова-Ханфенова считает, что сакральное в орнаментальном искусстве адыгов транслируется и закрепляется каноническими мотивами, отражающими солнечный культ в солярных, зооморфных и антропологических символах [7: 73].

Солярные символы изображаются в виде диска, окружностей с рельефными кругами, крестами, крестами в круге, свастикой. Многочисленны в художественном металле адыгов изображения сакральных животных - коней, оленей, барана, быка, которые связаны с культом солнца и культом плодородия и сопровождаются солярными знаками и символами.

Переход от геометрического стиля к зооморфному стилю можно проследить на примере пронизи от колесничной упряжи, найденной в районе Тауйхабля, и ана-

логичной ей пронизи из могильника Хад-жох. В центре бронзовой пронизи имеется крупный «солярный знак» - ромб, вокруг которого располагается свастиче-ская композиция, состоящая из четырех головок кошачьего хищника [8: 35]. Эти пронизи можно рассматривать в качестве местных кавказских прототипов свасти-ческой зооморфной композиции, которые нашли дальнейшее развитие в искусстве скифского и меотского звериного стиля.

Зеркала с петелькой на орнаментированной стороне встречаются с У-У1 в.н.э. в могильниках Северного Кавказа и Прикубанья. В Сопинском могильнике V— VI вв. найдены литые зеркала, украшенные двумя и тремя рельефными концентрическими окружностями на обратной стороне. Интересно зеркало из погребения №2, украшенное по периметру двумя рельефными концентрическими окружностями, а внутренняя окружность разработана 21 рельефными радиальными лучами. Этот декор символизирует языческий культ солнца, который связан с адыгским культом плодородия Созэрэшэм.

В адыгской мифологии семиветви-стое древо символизирует бога изобилия и домашнего очага Созэрэша - покровителя всадников. В адыгском фольклоре известно «мировое дерево», состоящее из подземной, земной и небесных частей. В орнаменте этот мотив определяется как композиционная основа, вокруг которой строятся растительные, зооморфные и некоторые антропоморфные сюжеты. Первые изображения «древа жизни» в виде полного и усеченного ромба или сердцевидной фигуры относятся к палеолиту и символизируют плодородие. Известный серебряный сосуд из майкопского кургана Опщд с изображением шествия зверей, отчеканенным «колосковым штампом» и орнаментированный пересекающимися фестонами, также можно рассматривать как стилизацию цветка «древа жизни»[9: 287].

В Ленинохабльском кремационном могильнике УП-1Х вв. найдено бронзовое

литое зеркало с рельефным изображением креста с лепестковыми лучами на обороте, разделенными четырьмя бороздками. Фигура прямого креста часто встречается на бронзовых зеркалах и символизирует культ огня и солнца.

Бронзовые зеркала орнаментированы с обратной стороны рельефными валиками в виде двух или трёх концентрических окружностей, четырехлепестковыми розетками, зигзагами, символизирующими солнечный культ.

В Ленинохабльском комплексе в погребении №7 найдено зеркало диаметром 11см, украшенное с оборотной стороны литым рельефным орнаментом. Поверхность оборотной стороны зеркала разделена валиками на два круга: во внешнем круге даны изображения трех собак, бегущих за тремя вспорхнувшими птицами на фоне виноградной лозы с гроздьями; во внутреннем круге бегут четыре хищника кошачьей породы. Примечательной особенностью этих зверей является то, что они все бегут против часовой стрелки. В центре диска имеется полусферический выступ с двумя отверстиями, а выступающий бортик выделен «жемчужником».

В Казазовском могильнике найдено около десятка зеркал Х-ХП вв. с солярной орнаментацией реверса. Большинство солярных орнаментаций имеют композиционную основу креста с небольшими дополнениями и вариациями. Простейшее решение - рельефный ободок по периферийной окружности. Можно предположить изображение христианского креста «юстиниановского» типа, но нам кажется, что они ближе изображениям «джора» - древнего символа огнепоклонничества адыгов. Символами огнепоклоннического культа адыгов также являются крест, окружность с вписанным крестом, круг со спицами, свастика; крест, вписанный в прямоугольник; двойной круг.

В Колосовке найдены три зеркала, орнаментированые с одной стороны: по внешней окружности проходит валик, в

центре такой же валик образует круг с петелькой в центре, а между внешним и внутренним валиками радиально расходятся лучи. Изображения радиально расходящихся лучей и концентрических кругов являются, как известно, солярным символом.

Четырехлистник или крестовидный знак отлит на зеркале из окрестностей Майкопа. Четыре маленьких рельефных крестика с круглыми окончаниями лучей расположены в секторах прямого креста «джора» тройными лучами. Крест с расширяющимися пикообразными лучами неожиданно усложняется двумя полумесяцами на стволах, расположенных между лучами христианского креста.

Солярная символика присутствует на многих предметах из Колосовско-го, Убинского, Кужорского и Борисовского могильников. Орнаментация туалетного набора из Колосовки наполнена солярной символикой, как и другие предметы оружия, конской сбруи, деталей одежды и зеркала. Это изображения розеток, клейм-медальонов; дуги с радиальными лучами; кресты, вписанные в окружность; кресты с пикообразными лучами; кружки, обрамленные ложной зернью или «жемчужинами»; концентрические окружности зеркал; свастики центробежного вращения; круговые волны фризовой «плетенки»; круговое обрамление ложновитым валиком; компоновка зверей в круге; круглые подвески и бляшки; круговые завершения бронзовых скоб сабли; круговая композиция четырех птичьих фигур начельника.

В белореченском художественном металле XIV - XVI вв. на мужских поясных подвесках и наконечниках в решении декора используется крестообразная композиция. Особенно ярко этот композиционный прием прослеживается на серебряном поясном наконечнике из кургана ст. Костромской. Основное композиционное поле наконечника занимает гравированный ромб с тройными сторонами, во внутренний ромб вписана крестообразная фигура, лучи которой оканчиваются мотива-

ми «тыбже». Свободные углы наконечника заполнены линейно-гравированными растительными лепестковыми волютами.

Неизменный круг образов, связанный с земледельческими культами, языческими верованиями и мифологией пронизывал весь быт горцев, отражаясь в устном и музыкальном фоль-

клоре, обычаях, обрядах, в декоративно-прикладном искусстве. Знаки солнца, плодородия, древа жизни изображались на самых различных артефактах, предметах обихода, одежде, украшениях, формируя традиционный облик горцев, своеобразие интерьеров жилищ, всей среды обитания [10: 26].

Примечания:

1. Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры Древней Руси. Т. 2. М.; Л., 1954. 400 с. '

2. Ткаченко Н.Н. Солярная символика в культуре прошлого и настоящего. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2011/01/2011-01_r_kvm-s5.pdf

3. Баторова Е.А. Вариации мотива «Солнце и луна» в орнаментальном искусстве бурят // Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 252 с.

4. Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. М.: Вече, 2005. 384 с.

5. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик: Эльбрус, 1992. 166 с.

6. Наков Ф.Р. Тхыпхъэ: Адыгская (черкесская) знаковая система. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. 116 с.

7. Асланова - Ханфенова Л.А. Черкесский орнамент. Сакрально - культовые основы формирования. Черкесск: Издательство Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» ин-та гуманит. исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской республики. 2013. 160 с.

8. Канторович А.Р., Эрлих В.Р. Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи. М.: ГМВ, 2006. 232 с.

9. Куек М.Г. Художественный металл майкопской культуры из кургана Ошад // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 2. С. 285 - 290.

10. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа). М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.

References:

1. Rybakov В. A. Applied art and sculpture // History of the culture of Ancient Rus. V. 2. M.;L., 1954. 400 pp.

2. Tkachenko N.N. Solar symbols in the culture of the past and the present. URL: http:// infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2011/01/2011 -01_r_ kvm-s5.pdf

3. Batorova E.A. Variations of the «The sun and the moon» motive in Buryats' ornamental art // Reflection of the traditional culture symbols in the art of the peoples of the Baikal region and Central Asia. Ulan-Ude: BNTs SO RAS Publishing House, 2001. 252 pp.

4. Vovk O.V. Signs and symbols in the history of civilizations. M.: Veche, 2005. 384 pp.

5. Shortanov A.T. The Adyghe cults. Nalchik: Elbrus, 1992. 166 pp.

6. Nakov F.R. Тхыпхъэ: Adyghe (Circassian) sign system. Nalchik: Publishing House of

М. and V. Kotlyarovs, 2010. 116 pp.

7. Aslanova-Khanfenova L.A. A Circassian ornament. Sacral and religious bases of formation. Cherkessk: Publishing house of Karachay-Cherkessia Order «Badge of Honor» of the Institute of Humanitarian Research of the Government of the Republic of Karachay-Cherkessia. 2013. 160 pp.

8. Kantorovich A.R., Erlikh V.R. The bronze casting art of the mounds of Adygheya. M.: GMV, 2006. 232 pp.

9. Kuyek M.G. Art metal of the Maikop culture from the Oshad barrow // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU Publishing house, 2014. Iss. 2. P. 285 - 290.

10. Gamzatova P.R. Archaic traditions in folk arts and crafts (on the problem of cultural archetype). M.: Editorial URSS, 2004. 144 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.