Научная статья на тему 'Исследование опыта применения активных и интерактивных методов обучения в курсе «Макроэкономика»'

Исследование опыта применения активных и интерактивных методов обучения в курсе «Макроэкономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МАКРОЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО / РЕЗУЛЬТАТЫ / ACTIVE / INTERACTIVE METHODS / MACROECONOMICS / QUALITY / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Татьяна Николаевна, Рябичкина Галина Владимировна

Интерактивные методы обучения являются важнейшим направлением развития современной системы преподавания, повышения качества образования и соответствия образовательного процесса актуальным требованиям потребителей образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF EXPERIENCE OF ACTIVE AND INTERACTIVE TRAINING METHODS APPLICATION IN THE COURSE «MACROECONOMICS»12

Interactive methods of training are the most important direction of development of modern system of teaching, improvement of quality of education and compliance of educational process to actual requirements of consumers of educational services.

Текст научной работы на тему «Исследование опыта применения активных и интерактивных методов обучения в курсе «Макроэкономика»»

УДК 330.101.541:004.031.42:37.026 ББК У012.3р30+Ч448.026

Т.Н. Аксенова, Г.В. Рябичкина

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»

Аннотация. Интерактивные методы обучения являются важнейшим направлением развития современной системы преподавания, повышения качества образования и соответствия образовательного процесса актуальным требованиям потребителей образовательных услуг.

Ключевые слова: активные, интерактивные методы, макроэкономика, качество, результаты.

T.N. Aksenova, G.V. Ryabichkina

RESEARCH OF EXPERIENCE OF ACTIVE AND INTERACTIVE TRAINING METHODS APPLICATION IN THE COURSE «MACROECONOMICS»

Annotation. Interactive methods of training are the most important direction of development of modern system of teaching, improvement of quality of education and compliance of educational process to actual requirements of consumers of educational services.

Keywords: active, interactive methods, Macroeconomics, quality, results.

Одним из основных требований современного рынка труда является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных применять знания, полученные в образовательном процессе, на практике. Каждый из студентов, окончив высшее учебное заведение, желает получить хорошую работу, при этом будучи готовым перейти от теории к практике. Однако, зачастую пропасть между теоретическими знаниями и практическими навыками является огромной. В связи с этим перед профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений стоит важная задача - поиск и применение новых методов обучения, их совершенствование, которые должны отвечать требованиям нынешнего студента и будущего работодателя, а в целом - формирования компетентного, конкурентоспособного будущего специалиста. Как отмечает С.А. Биязева: «На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях. Среди них следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, к приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу» [1].

Сегодня, в условиях информатизационной насыщенности общества, когда студенты являются активными пользователями информационных ресурсов Интернет, перед педагогом стоит еще одна немаловажная задача — организация учебного процесса посредством привлечения новых, интересных, мотивирующих образовательных тех-

нологий, самыми результативными из которых, бесспорно, являются активные и интерактивные технологии.

«Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения».

В практике преподавания по направлению подготовки «Экономика» в Калмыцком государственном университете накоплен определенный опыт реализации активных и интерактивных методов обучения. Так, студенты 1 курса, обучающиеся по направлению «Экономика», были ознакомлены с такими формами активного и интерактивного обучения, как тренинг-семинар, кейс-семинар, семинар-«аквариум» и др.

Для выявления степени воздействия данных методов обучения на студентов и как следствие - влияния на результативность обучения, нами было проведено анкетирование студентов. В качестве группы респондентов выступили 20 студентов 1 курса направления подготовки «Экономика», что составило 30% от общего контингента студентов, обучавшихся с применением данных методов. Анализ анкет позволил нам сформулировать некоторые выводы и проектные предложения по дальнейшему развитию данных форм обучения в учебном процессе подготовки будущих специалистов.

Каждый из отвечавших на вопросы анкеты отметил, что используемые на занятиях технологии обучения относились к интерактивным методам, более того, к интерактивной форме студенты отнесли и лекции-презентации (см. рис.1). Отличительная особенность визуализированного лекционного курса заключается в разложении учебного материала на визуальные логические схемы, блок-схемы, отражающие как содержание отдельных макроэкономических теорий, так и логику макроэкономических процессов.

Согласно классической ЭКОНОМИЧвСКОЙ ТвОрИИ:

Рис. 1. Пример из лекции 6 «Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов»

В условиях возрастающих требований к качеству образовательного процесса и, как следствие - подготовки студентов, возрастает значимость представления информации в компактной, доступной, удобной для восприятия и понимания форме, чему отвечает созданный авторский курс. Это и определило его отнесение к активным и интерактивным методам обучения.

Несмотря на то, что обучение с использованием данной технологии проводилось в 1 семестре, студенты помнят суть занятий, на которых были реализованы интерактивные методы.

На вопрос относительно основных преимуществ интерактивных методов, используемых в курсе «Макроэкономика» по сравнению с традиционными методами, студенты давали разные ответы, систематизация которых представлена в таблице 1.

Как видно из таблицы, каждая интерактивная методика решает определенные задачи, отличается конкретными преимуществами. Главным же достоинством этих методов мы считаем вовлечение студентов в процесс обучения по дисциплине «Макроэкономика», чего невозможно достичь при использовании традиционных подходов к обучению.

Таблица 1

Преимущества интерактивных методов обучения по сравнению с традиционными методами (по результатам анкетирования)

Тренинг-с еминар Кейс-семинар Семинар - «аквариум»

1. стимулирует интерес к дисциплине

2. увеличивает эффективность усвоения учебного материала

3. учит фокусироваться на поставленном вопросе, задаче

4. предполагает командный поиск вариантов решения поставленной учебной задачи, в том числе информации 4. предполагает самостоятельный поиск вариантов решения поставленной учебной задачи, в том чиле, информации, учит глубокому анализу, помогает увидеть практические проявления теории 4. повышает ответственность за индивидуальный ответ

5. стимулирует активность в поиске литературы, информационных источников 5. активизирует запоминание учебного материала

6. устанавливает взаимодействие между студентами, обучает работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинство личности 6. обучает проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинство личности

7. активизирует запоминание учебного материала 7. стимулирует глубокое размышление над поставленным вопросом, помогает формировать свое мнение и отношение к поставленному вопросу

Наши практические выводы подтверждают положение о том, что «Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля» [3].

Отметим, что предпочтения студентов по формам проведения интерактивных занятий разные; так некоторым студентам больше понравились семинары-«аквариумы», другим - кейс-семинары, больше всего предпочтений было отдано форме тренинг-семинар.

Однако, 100% опрашиваемых отметили, что проведение занятий в интерактивной форме положительно повлияло на понимание учебного материала и в результате — на получение высокой экзаменационной оценки. При этом 9 студентов отметили, что ими было освоено 80-90% учебного материала, 7 чел. освоили 70-80%, 1 чел. - 50-70% и 1 чел. - менее 50%. При этом более половины анкетируемых определило, что при использовании традиционных форм обучения уровень освоения дисциплины сократился бы на 10-20%, а тот студент, который освоил менее половины учебного материала, отметил, что при традиционном обучении ничему бы не обучился.

17 респондентов ответили, что технология проведения интерактивных занятий помогла им подготовиться к вузовскому экзаменационному тестированию и интернет-тестированию.

Все 20 респондентов отметили, что интерактивные методы обучения оказали положительное влияние на посещаемость занятий, улучшили взаимоотношения в группе, взаимопонимание между студентами и преподавателем. Кроме того 18 чел. посчитали, что благодаря интерактиву улучшился и социально-психологический климат в студенческом коллективе.

63,3% студентов посчитали активные и интерактивные методы обучения инновационными. Мы рассматриваем инновационность таких методов не как нечто не существовавшее ранее, а скорее как возможность синтезировать новый, более информативный учебный ресурс (учебную тему, статью, ситуацию) в сопровождении с новым заданием, новой формой организации его изучения, что поддерживает интерес к обучению и стимулирует к новом познанию. Инновационность таких методов связана с организацией командной работы, и по нашему наблюдению когда в одной группе происходит объединение студентов в команды сменного состава (каждый раз нового), они показывают новые результаты своей деятельности.

По утверждению А.А. Белоноговой и И.А. Сухановой, «как показывает практика, использование активных методов в обучении приводит к положительным результатам: они позволяют формировать различные компетенции учащихся путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, тогда учебная информация переходит в личностное знание учащихся» [2].

Более того, все анкетируемые студенты хотели бы продолжить обучение с применением активных и интерактивных методов. Каждый получил определенную пользу от такого обучения, что было определено в следующих формулировках:

- «узнал логику макроэкономических процессов, макроэкономику как интересную и основную экономическую дисциплину»;

- «лучше понял учебный материал»;

- «повысил свою компетентность в этой дисциплине»;

- «стали лучше отношения с однокурсниками»;

- «научился работать в команде»;

- «получил некоторые жизненные и профессиональные навыки (ответственность, обдуманность, творчество, умение формулировать ответ и др.)»;

- «заинтересовался научной работой»;

- «понял, что знаю больше, чем предполагал».

20 чел. опрашиваемых (около 67%) посчитали, что студенты могут привлекаться к разработке материалов, подготовке интерактивных занятий и более половины респондентов высказали готовность участвовать в этом процессе.

Мы считаем, что таким образом увеличивается потенциал и инновационность интерактивных методов обучения, что позволяет сформулировать основные положения

проекта «Интерактив - синергия» (рис. 2), предусматривающие вовлечение каждого студента в процесс подготовки, организации и проведения интерактивных занятий.

Рис. 2. Роль рабочей группы студентов в реализации проекта «Интерактив-синергия»

Приведем в качестве примера алгоритм внедрения интерактивных технологий обучения в учебный процесс. Группа студентов (например, 2 чел.) заблаговременно получает от преподавателя перечень основных направлений, по которым будет проводиться интерактивное занятие. Студенты самостоятельно выбирают технологию проведения этого занятия (мозговой штурм, кейс, видеокейс, тренинг и пр.) и с помощью преподавателя определяют сценарий занятия.

Если для предполагаемой тематики интерактивного занятия необходима дополнительная информация, то рабочая группа студентов структурирует задания и выдает их остальным студентам.

На подготовительном этапе рабочая группа студентов осуществляет все организационные мероприятия, связанные с оформлением «правил предстоящей игры», формированием информационного материала и т.д.

Рис. 3. Сценарий реализации проекта ««Интерактив-синергия»

«Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности

студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации».

В этой форме интерактивных занятий преподаватель не просто «уступает» место, но меняется ролями со студентами. Рабочая группа студентов при проведении интерактивного занятия выступает в роли координатора процесса, который на поисковой, организационной стадии установил правила игры, а в ходе проведения занятия контролирует их исполнение и направляет студентов в нужное русло. Преподаватель же включается в состав одной из команд и выполняет роль студента. Нам представляется, что такая расстановка основных сил при проведении интерактивного занятия будет в большей степени способствовать передаче знаний и навыков преподавателя в рамках конкретной дисциплины и мультиплицировать положительный эффект интерактивных методов проведения занятий.

Для того, чтобы команды получили равные «шансы на победу» преподаватель может «переходить» в разные команды в отдельные промежутки выполнения заданий (рис. 3).

В проекте «Интерактив-синергия» обучение организуется как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [6] и роль преподавателя здесь, несмотря на то, что он не является ведущим координатором еще более усиливается.

Таким образом, использование в учебном процесс интерактивных технологий обучения способствует приобретению студентами профессиональных, личностных и межличностных компетенций, наличие которых повышает конкурентоспособность и профессионализм будущих специалистов, увеличивает мотивацию к учебе и саморазвитию, способствует межличностному взаимодействию студентов в учебной группе.

Список литературы

1. Бизяева С.А. Формирование активной жизненной позиции методами интерактивного обучения // СПО. - 2007. - №10. - С. 23-24.

2. Белоногова А.А., Суханова И.А. Необходимость использования интерактивных методов в процессе обучения // Успехи современного естествознания. - 2012. -№ 5. - С. 91-91.

3. Типовые методические указания Организация активных, интерактивных и традиционных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС // www.pgtu.ru/ umo/m/m1.doc

4. Методы обучения // http://ru.wikipedia.org/wiki

5. Ренкас А.И., Придатко А.В., Сичевский Н.И. Разработка и исследование эффективности методов интерактивного компьютерного обучения для изучения специальных предметов// Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 3. - С. 466-472.

6. Семенова Л.И. Использование интерактивных методов обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 1. - С. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.