Научная статья на тему 'Исследование опыта нормативного правового регулирования в сфере ESG-банкинга Италии для целей внедрения в России'

Исследование опыта нормативного правового регулирования в сфере ESG-банкинга Италии для целей внедрения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое развитие / ESG-банкинг / гринвошинг / государственное управление / правовое регулирование / strategic development / ESG-banking / greenwashing / public administration / legal regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарья Сергеевна Краснослободцева, Равиль Габдуллаевич Ахмадеев, Владимир Артурович Кайтмазов

Применение принципов устойчивого развития в банковском секторе является необходимым условием для целей долгосрочного развития и стабильного характера всей финансовой системы. ESG-банкинг, который включает в себя принципы экологии, социальной ответственности и управления корпоративным риском, являясь актуальной повесткой в странах ЕС, характеризуется установлением четких стандартов, способствующих более быстрому достижению устойчивого развития. По мнению современных зарубежных исследований, в среднесрочной перспективе ожидается, что европейский опыт регулирования ESG послужит эталонным в качестве нормативноправового регулирования иных юрисдикций стран. В частности, для банковского сектора Италии, сосредоточенной на подготовке банковской и финансовой системы к переходу к устойчивой экономике, в большей степени характерной является интеграция экологических, социальных и управленческих факторов, учитывающих применение современных надзорных рекомендаций. В этой связи важным аспектом является принятие мер для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть в результате некорректной реализации принципов устойчивого развития в банковском секторе. Необходимость принятия устойчивых принципов развития в банковском секторе становится все более актуальной в условиях изменяющейся экологической и социальной ситуации в мировой экономике, при этом российский банковский сектор не является исключением, и также нуждается в устойчивом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дарья Сергеевна Краснослободцева, Равиль Габдуллаевич Ахмадеев, Владимир Артурович Кайтмазов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Italian ESG-banking regulatory experience for the purposes of implementation in Russia

The application of sustainable development principles in the banking sector is a prerequisite for the objectives of long-term development and stability of the entire financial system. ESG banking, which includes the principles of ecology, social responsibility and corporate risk management, being a topical agenda in the EU countries, is characterized by the establishment of clear standards that contribute to faster achievement of sustainable development. According to current foreign studies, in the medium term, the European experience of ESG regulation is expected to serve as a benchmark as a regulatory framework for other country jurisdictions. In particular, the Italian banking sector, focused on preparing the banking and financial system for the transition to a sustainable economy, is more characterized by the integration of environmental, social and governance factors, taking into account the application of modern supervisory guidelines. In this regard, an important aspect is the adoption of measures to prevent negative consequences that may arise from the incorrect implementation of sustainable development principles in the banking sector. The need to adopt sustainable development principles in the banking sector is becoming more and more urgent in the context of the changing environmental and social situation in the global economy, and the Russian banking sector is not an exception and also needs sustainable development.

Текст научной работы на тему «Исследование опыта нормативного правового регулирования в сфере ESG-банкинга Италии для целей внедрения в России»

Научная статья УДК 336.1

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-192-196 EDN: https://elibrary.ru/nxixju

2015-0066-2/24-976 MOSURED: 77/27-011-2024-02-175

Исследование опыта нормативного правового регулирования в сфере ESG-банкинга Италии для целей внедрения в России

Дарья Сергеевна Краснослободцева1, Равиль Габдуллаевич Ахмадеев2,

Владимир Артурович Кайтмазов3

1,2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 ddomag1907@gmail.com

2 ahm_rav@mail.ru,

3 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, Vk13289@yandex.ru

Аннотация. Применение принципов устойчивого развития в банковском секторе является необходимым условием для целей долгосрочного развития и стабильного характера всей финансовой системы. ESG-банкинг, который включает в себя принципы экологии, социальной ответственности и управления корпоративным риском, являясь актуальной повесткой в странах ЕС, характеризуется установлением четких стандартов, способствующих более быстрому достижению устойчивого развития. По мнению современных зарубежных исследований, в среднесрочной перспективе ожидается, что европейский опыт регулирования ESG послужит эталонным в качестве нормативно-правового регулирования иных юрисдикций стран. В частности, для банковского сектора Италии, сосредоточенной на подготовке банковской и финансовой системы к переходу к устойчивой экономике, в большей степени характерной является интеграция экологических, социальных и управленческих факторов, учитывающих применение современных надзорных рекомендаций. В этой связи важным аспектом является принятие мер для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть в результате некорректной реализации принципов устойчивого развития в банковском секторе. Необходимость принятия устойчивых принципов развития в банковском секторе становится все более актуальной в условиях изменяющейся экологической и социальной ситуации в мировой экономике, при этом российский банковский сектор не является исключением, и также нуждается в устойчивом развитии.

Ключевые слова: стратегическое развитие, ESG-банкинг, гринвошинг, государственное управление, правовое регулирование

Благодарности: исследование выполнено в рамках государственного контракта «Разработка основных направлений совершенствования законодательства в области применения финансовых инструментов и повышения роли банковского сектора в целях ESG-трансформации экономики Российской Федерации. Анализ зарубежного опыта».

Для цитирования: Краснослободцева Д. С., Ахмадеев Р. Г., Кайтмазов В. А. Исследование опыта нормативного правового регулирования в сфере ESG-банкинга Италии для целей внедрения в России // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 192-196. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-192-196. EDN: NXIXJU.

Original article

Research of Italian ESG-banking regulatory experience for the purposes of implementation in Russia

Darya S. Krasnoslobodtseva1, Ravil G. Akhmadeev2, Vladimir A. Kaytmazov3

12 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 ddomag1907@gmail.com

2 ahm_rav@mail.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, Vk13289@yandex.ru

Abstract. The application of sustainable development principles in the banking sector is a prerequisite for the objectives of long-term development and stability of the entire financial system. ESG banking, which includes the principles of ecology, social responsibility and corporate risk management, being a topical agenda in the EU countries, is characterized by the

© Краснослободцева Д. С., Ахмадеев Р. Г., Кайтмазов В. А., 2024

establishment of clear standards that contribute to faster achievement of sustainable development. According to current foreign studies, in the medium term, the European experience of ESG regulation is expected to serve as a benchmark as a regulatory framework for other country jurisdictions. In particular, the Italian banking sector, focused on preparing the banking and financial system for the transition to a sustainable economy, is more characterized by the integration of environmental, social and governance factors, taking into account the application of modern supervisory guidelines. In this regard, an important aspect is the adoption of measures to prevent negative consequences that may arise from the incorrect implementation of sustainable development principles in the banking sector. The need to adopt sustainable development principles in the banking sector is becoming more and more urgent in the context of the changing environmental and social situation in the global economy, and the Russian banking sector is not an exception and also needs sustainable development.

Keywords: strategic development, ESG-banking, greenwashing, public administration, legal regulation

Acknowledgements: the study was carried out within the framework of the state contract «Development of the main directions for improving legislation in the field of the use of financial instruments and increasing the role of the banking sector in order to ESG-transform the economy of the Russian Federation. Analysis of foreign experience».

For citation: Krasnoslobodtseva D. S., Akhmadeev R. G., Kaytmazov V. A. Research of Italian ESG-banking regulatory experience for the purposes of implementation in Russia. Bulletin of economic security. 2024;(2):192-6. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-192-196. EDN: NXIXJU.

Введение.

ESG-банкинг - это подход к финансовой деятельности, который учитывает факторы экологии, социальной ответственности и управления, основан на принципах устойчивого развития и направлен на создание благоприятных условий для всех участников рынка, включая клиентов, инвесторов и общество в целом. В современных макроэкономических условиях ESG-банкинг становится все более популярным в свете растущей осведомленности общества о проблемах, связанных с изменением климата, неравенством и коррупцией. Банки, которые внедряют ESG-подход, стремятся не только получать прибыль, но и действовать в интересах общества, учитывая при этом потребности будущих поколений [1; 2].

Основными законодательными актами, регулирующими ESG в странах ЕС, являются Таксономия ЕС, «Регламент раскрытия информации об устойчивом финансировании» (SFDR). Кроме того, еще одним нормативным актом, регулирующим сферу ESG, является «Директива о корпоративной отчетности в области устойчивого развития» (CSRD). Конкретные требования к раскрытию информации были введены в действующую европейскую нормативно-правовую базу как для промышленных компаний [3], так и для банков, чтобы поддержать реализацию так называемого европейского «зеленого» курса в отдельных государствах.

Методика. В исследовании применены методы анализа, группировки и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение.

Регулирование банковской деятельности в Италии, с учетом действующего законодательства ЕС (положения CRD V, CRR II, регламент Единого механизма надзора (SM)), содержит основные принципы регулирования на уровне банковского сектора в «Законе о банках», а инвестиционной деятельности в «Законе о финансах». Вместе с тем регламентные процедуры, реализующие данные принципы, в основном устанавливаются Центральным банком Италии (Banca d'Italia) и Consob (независимый госорган, ответственный за регулирование итальянского рынка ценных бумаг, в частности, по

осуществлению контроля посредников, эмитентов) [4]. Дополнительные требования могут устанавливаться Министерством экономики и финансов (MEF) и Межведомственным комитетом по кредитам и сбережениям (CICR). Конкретные полномочия области борьбы с отмыванием денег (AML) возложены на Группу финансовой разведки.

В 2016 г. Италия приняла Итальянский национальный план действий в области бизнеса и прав человека на 2016-2021 гг., предусматривающий достижение 17 целей в области устойчивого развития («ЦУР») и поощрение компаний в их реализации. Кроме того, в Италии существует Национальный план (далее - План) действий по устойчивому финансированию, который был разработан в 2018 году, созданный с целью поддержки устойчивого развития и социальной ответственности в финансовой системе Италии [5]. План включает в себя широкий спектр вопросов, связанных с устойчивым финансированием, к наиболее ключевым отнесены:

1) разработка стандартов и критериев для оценки устойчивости финансовых продуктов и услуг, которые используются в целях выявления и поддержки устойчивых инвестиционных проектов;

2) повышение уровня осведомленности и образования в области устойчивого финансирования, включая разработку обучающих программ и семинаров для сотрудников финансовых институтов;

3) развитие механизмов для стимулирования устойчивого финансирования, включая налоговые льготы и иные финансовые стимулы;

4) создание сети экспертов и специалистов по устойчивому финансированию для обмена знаниями и опытом.

Действующий План также включает в себя создание Национального совета по устойчивому финансированию, который осуществляет координацию реализации основных мероприятий, обеспечивая сотрудничество между финансовыми институтами, Правительством страны и другими заинтересованными сторонами. Вместе с тем План действий по устойчивому финансирова-

нию является важным шагом в развитии устойчивого финансирования Италии и является примером для других стран, поскольку способствует обеспечить более ответственное и устойчивое финансовое развитие, соответствующее современным потребностям экономики и общества.

Вместе с тем в Италии основным нормативно-правовым актом в сфере ESG-банкинга, является закон о корпоративной социальной ответственности (CSR) № 262/2005. Данным законодательным актом установлены требования к компаниям в отношении социальной ответственности и устойчивого развития. Кроме того, следует выделить ряд регуляторных документов, которые определяют требования к банкам в области ESG-банкинга. В частности, к ним отнесены:

1) Директива Европейского союза 2013/34/EC устанавливает требования к отчетности компаний в отношении социальной ответственности;

2) Положения Банка Италии в отношении оценки и управления рисками, связанными с окружающей средой и социальными аспектами (ESG-риски);

3) Положения Банка Италии в отношении управления рисками, связанными с корпоративной социальной ответственностью.

В этой связи, действующие нормативные акты определяют требования к отчетности банков по социальной ответственности и устойчивому развитию, а также устанавливают требования к управлению ESG-рисками. При этом банки должны соблюдать нормы и требования, установленные другими регуляторными органами, в частности, Европейским банковским надзором (EBA) и Европейским центральным банком (ECB).

В практическом аспекте коммерческие банки осуществляют детальный анализ рисков, связанных с изменением климата, и разрабатывают стратегии по их смягчению, с учетом финансирования проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов и выявление источников возобновляемой энергетики. Кроме того, в Италии довольно успешно применяются инновационные методы управления рисками, связанными с окружающей средой. Некоторые банки активно инвестируют в проекты, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также финансируют развитие возобновляемых источников энергии. Такие действия не только способствуют снижению негативного влияния банковского сектора на окружающую среду, но и могут приносить прибыль в будущем.

Одним из практических примеров успешной реализации принципов устойчивого развития в Италии является банк UniCredit, который разработал и реализовал программу «Green Bond Framework» для финансирования экологических проектов. Данная программа позволила банку привлечь средства на сумму 3 млрд евро на финансирование свыше 70 проектов, связанных с экологией и устойчивым развитием. Кроме того, банк выпустил свой первый «зеленый» облигационный займ на 500 миллионов евро, предназначенный для финан-

сирования проектов, связанных с экологической устойчивостью, таких как энергетическая эффективность, возобновляемые источники энергии, устойчивое земледелие и т. д. Данный тренд продолжился в текущем 2023 году, в апреле выпущена третья «зеленая» облигация на сумму 35 миллиардов евро, что свидетельствует о значительном спросе на нее. С учетом установленного 8-ми летнего срока действия облигации в большей степени будут осуществлено финансирование расходов банка на охрану окружающей среды [6].

В Италии основными требованиями для банков в области ESG-банкинга являются интеграция принципов устойчивого развития и социальной ответственности в стратегию банка, а также формирование отчетности по социальной ответственности. Кроме того, банки должны учитывать экологические, социальные и управленческие риски при принятии решений. Практическая реализация данных требований включает разработку и внедрение политик и процедур, направленных на устойчивое развитие и социальную ответственность. Банки должны также проводить анализ рисков и возможностей в рамках принципов ESG, в целях определения потенциальных рисков и возможностей бизнеса.

В Италии, одним из главных рисков является то, что внедрение принципов ESG в большей степени может повлечь дополнительные затраты для самих банков, которые могут негативно сказаться на их финансовом состоянии. В связи с этим, банки могут увеличить ставки по кредитам, что негативно повлияет на потребителей и малый бизнес, который и так, буквально «душится» высокими налогами.

Другим видом риска является недостаточная прозрачность при реализации принципов устойчивого развития. В частности, банки могут использовать неэффективные методы управления рисками, не публикуя эту информацию, что может привести к нарушению принципов устойчивого развития. Стоит отметить также отсутствие единого подхода к применению принципов устойчивого развития. В Италии, как и в других странах ЕС, банки в практическом аспекте разрабатывают свои собственные программы устойчивого развития, что в большей степени влияет на неравномерное распределение финансовых ресурсов между банками и производственными секторами экономики.

Вместе с тем, существенной проблемой является несущественная координация между банками и государственными органами. Несмотря на то, что в Италии действует ряд законов и регулирований в области устойчивого развития, в практическом аспекте банки могут не соблюдать их требования, если отсутствует административный контроль со стороны государства. Более того, при отсутствии четко сформулированных принципов устойчивого развития банкам будет трудно отличить компании, которые серьезно относятся к своим усилиям по улучшению своей репутации в области ESG, и теми, кто занимается гринвошингом [7]. Такая путаница может привести к тому, что банки будут заниматься

финансированием невыгодных проектов, предприятий, организаций или даже будут оказывать помощь в развитии организаций, которые указывают некорректные данные показателей в ESG-отчетности. В результате, данный аспект может испортить репутацию банка в глазах общественности, регулирующих органов, акционеров и т. п., так как он поддерживает предприятия, которые не придерживаются принципов устойчивого развития.

В этой связи, в качестве перспективных направлений совершенствования законодательства в России в сфере ESG-банкинга может быть направлено на разработку и внедрение стандартов ESG-отчетности как для банков, так и бизнеса. Стандарты ESG-отчетности позволят банкам осуществлять свою деятельность с учетом экологических, социальных и корпоративных факторов, а также раскрывать информацию об этом в отчетности, что, в свою очередь, позволит инвесторам и другим заинтересованным сторонам получать более полную информацию о финансовых результатах компаний, их стратегии в области устойчивого развития и оценивать риски инвестирования. Кроме того, стандарты ESG-отчетности помогут улучшить корпоративную ответственность банков и повысить их общественную репутацию.

Для эффективной реализации данного направления необходимо учитывать международный опыт и лучшие практики в данной области, а также учитывать специфику российского рынка и банковской системы, в частности. Кроме того, необходимо обеспечить совместное взаимодействие государства, бизнеса и общественности для разработки и внедрения стандартов ESG-отчетности, что позволит увеличить эффективность мер по совершенствованию законодательства в сфере ESG-банкинга в России.

В этой связи для успешной реализации мер по прозрачности отчетности в сфере ESG-банкинга необходимо обеспечить поддержку со стороны государства, в том числе путем создания стимулов для банков, которые активно внедряют и продвигают ESG-подход в своей деятельности. В частности, в Италии действует Национальный план действий по устойчивому финансированию, в котором зафиксированы ключевые мероприятия, проводимые государством. Данные мероприятия касаются разработки стандартов и критериев для оценки устойчивости финансов, повешения осведомленности и образования в области устойчивого финансирования, развития механизмов стимулирования, такие как налоговые льготы и т. п.

Заключение.

Следует отметить, что устойчивое развитие банковского сектора является ключевым фактором в достижении долгосрочной устойчивости экономики и общества в целом. В этой связи важно принимать меры для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть в результате некорректной реализации принципов устойчивого развития в банковском секторе.

Необходимость принятия устойчивых принципов развития в банковском секторе становится все более актуальной в условиях изменяющейся экологической и социальной ситуации в мире. Российский банковский сектор не является исключением, и также нуждается в устойчивом развитии. Для этого необходимо активнее внедрять принципы устойчивости в работу банков, с учетом специфики российской экономики и законодательства.

В этой связи банковский сектор России также может сделать вклад в устойчивое развитие экономики и общества, с учетом практического опыта Италии:

- интегрировать принципы устойчивого развития в стратегии и бизнес-планы. Банки могут интегрировать принципы устойчивого развития в свои стратегии и бизнес-планы, что позволит им ориентироваться на создание долгосрочной ценности для своих клиентов и для общества в целом;

- развивать продукты и услуги, которые способствуют устойчивому развитию. Банки могут разрабатывать продукты и услуги, которые способствуют устойчивому развитию, такие как «зеленые» кредиты, микрофинансирование для малых и средних предприятий, инвестиции в возобновляемые источники энергии и т. д.;

- повышать информированность сотрудников и клиентов о принципах устойчивого развития. Банки могут проводить обучающие программы для своих сотрудников и клиентов, которые помогут повысить их осведомленность о принципах устойчивого развития и их важности для бизнеса и общества;

- оценивать и управлять своими экологическими и социальными рисками. Банки должны оценивать свои экологические и социальные риски и принимать меры для уменьшения негативного влияния своей деятельности на окружающую среду и общество;

- инвестировать в устойчивые проекты и компании. Банки могут инвестировать в устойчивые проекты и компании, что поможет им продвигать устойчивое развитие экономики и общества;

- участвовать в развитии местных сообществ. Банки могут участвовать в развитии местных сообществ, путем инвестирования в местные проекты и предприятия, оказания благотворительной помощи и т. д.;

- использовать технологии для устойчивого развития. Банки в России могут использовать новейшие технологии для улучшения своих бизнес-процессов, снижения потребления энергии, сокращения бумажной работы и уменьшения выбросов вредных веществ. Например, они могут использовать электронную подпись, внедрять цифровые технологии для управления активами и управления рисками;

- развивать корпоративную культуру, связанную с устойчивым развитием. Для успешной реализации устойчивого развития, банки в России должны развивать корпоративную культуру, связанную с устойчивым развитием. Это может включать в себя обучение сотруд-

ников принципам устойчивости, внедрение соответствующих стандартов и норм, а также активную коммуникацию с обществом и партнерами.

На сегодняшний день ESG-концепция в России находится на стадии формирования: не все отечественные компании разделяют принципы ответственного инвестирования, и в большинстве своем не готовы нести дополнительные издержки, связанные с разработкой стратегий устойчивого развития и системным внедрением ESG-инициатив.

Список источников

1. Волкова И. А., Леушкина В. В., Погребцова Е. А. ESG-банкинг как инновационный ориентир устойчивого развития территории и бизнеса // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 2. С. 879-896.

2. Груздева К. Н., Заборовская А. Е. ESG-концепция как ориентир устойчивого развития российского банковского сектора // Российские регионы в фокусе перемен : сборник докладов в двух томах (18-20 ноября 2021 года, Екатеринбург).

3. Гусева И. А., Богомолов Я. М. Рынок «зеленых облигаций»: пять лет в посиках «гриниума» // Финансовые рынки и банки. 2022. № 11.

4. Интегрированный отчет UniCredit за 2022 год «Integrated report UniCredit 2022».

5. Обзор европейской политики в отношении ESG в банковском секторе // URL://https://www.mdpi. com/2071-1050/13/22/12641.

6. Управление климатическими и экологическими рисками в итальянских банках // URL://https://bancaria. it/en/livello-2/archive-2/last-summary/march-2020/

climate-and-environmental-risk-management-in-italian-banks/.

7. Экологическое, социальное и управленческое право в Италии // URL://https://iclg.com/practice-areas/ environmental-social-and-governance-law/italy.

References

1. Volkova I. A., Leushkina V V., Pogrebtsova E. A. ESG-banking as an innovative benchmark for sustainable development of the territory and business // Issues of innovative economy. 2022. Vol. 12. № 2. P. 879-896.

2. Gruzdeva K. N., Zaborovskaya A. E. ESG-concept as a benchmark for sustainable development of the Russian banking sector // Russian regions in the focus of change : a collection of reports in two volumes (November 18-20, 2021, Yekaterinburg).

3. Guseva I. A., Bogomolov Ya. M. The market of «green bonds» : five years in search of «GREENIUM» // Financial markets and Banks. 2022. № 11.

4. Integrated UniCredit Report for 2022 «Integrated UniCredit report 2022».

5. Overview of the European ESG policy in the banking sector // URL://https://www.mdpi.com/2071-1050/13/22/12641.

6. Climate and environmental risk management in Italian banks // URL://https://bancaria.it/en/ livello-2/archive-2/last-summary/march-2020/climate-and-environmental-risk-management-in-italian-banks/.

7. Environmental, social and management law in Italy // URL://https://iclg.com/practice-areas/environmental-social-and-governance-law/italy.

Информация об авторах

Д. С. Краснослободцева - лаборант Высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова;

Р. Г. Ахмадеев - доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент;

В. А. Кайтмазов - Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the authors

D. S. Krasnoslobodtseva - Laboratory Assistant of the Higher Engineering School «New Materials and Technologies» of the Plekhanov Russian University of Economics;

R. G. Akhmadeev - Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

V. A. Kaytmazov - Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.02.2024; одобрена после рецензирования 19.03.2024; принята к публикации 05.04.2024.

The article was submitted 01.02.2024; approved after reviewing 19.03.2024; accepted for publication 05.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.