Научная статья на тему 'Исследование ESG-повестки в банковском секторе США в целях эффективного внедрения принципов устойчивого развития в России'

Исследование ESG-повестки в банковском секторе США в целях эффективного внедрения принципов устойчивого развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегическое развитие / ESG-банкинг / «зеленые» облигации / государственное управление / правовое регулирование / strategic development / ESG-banking / “green” bonds / public administration / legal regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олег Владимирович Жаров, Юлия Юрьевна Финогенова, Равиль Габдуллаевич Ахмадеев

В современной глобальной экономике аспекты устойчивого развития становятся все более актуальными, банковский сектор при этом не является исключением. Банковский сектор, будучи одним из ключевых звеньев финансовой системы, оказывает существенное влияние на социальные, экологические и экономические аспекты общества. В связи с этим внедрение принципов устойчивого развития в банковскую деятельность является объективной необходимостью в сложившихся макроэкономических условиях периода 2022—2023 гг. В частности, в США приняты различные инициативы и стандарты, направленные на поощрение развития ESG-банкинга, в частности, Principles for Responsible Investment — инициатива, которая создает стандарты для инвесторов и финансовых организаций, включая банки, с целью интеграции ESG-факторов в инвестиционные решения. В связи с изменением климата и растущими общественными требованиями к компаниям многие американские банки внедряют собственные разработанные программы по ESG и улучшают свою корпоративную ответственность. Государство активно работает над развитием устойчивого финансового сектора и применением ESG-подхода в банковском секторе экономики. В целях эффективной реализации данного направления необходимо учитывать международный опыт и лучшие практики в данной области, а также учитывать специфику российского рынка в целом и банковской системы в частности. Необходимо обеспечить совместное взаимодействие государства, бизнеса и общественности для разработки и внедрения стандартов ESG-отчетности, что позволит увеличить эффективность мер по совершенствованию законодательства в сфере ESG-банкинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the ESG program in the US banking sector in order to effectively implement the core principles in Russia

In the modern global economy, aspects of sustainable development are becoming increasingly relevant, and the banking sector is no exception. The banking sector, being one of the key links of the financial system, has a significant impact on the social, environmental and economic aspects of society. In this regard, the introduction of the principles of sustainable development into banking is an objective necessity in the prevailing macroeconomic conditions of the period 2022-2023. In particular, the United States has adopted various initiatives and standards aimed at encouraging the development of ESG banking, in particular, Principles for Responsible Investment, an initiative that creates standards for investors and financial organizations, including banks, in order to integrate ESG factors into investment decisions. Due to climate change and growing public demands on companies, many American banks are implementing their own developed ESG programs and improving their corporate responsibility. The government is actively working on the development of a sustainable financial sector and the application of the ESG approach in the banking sector of the economy. In order to effectively implement this direction, it is necessary to take into account international experience and best practices in this area, as well as take into account the specifics of the Russian market in general and the banking system in particular. It is necessary to ensure joint interaction between the state, business and the public to develop and implement ESG reporting standards, which will increase the effectiveness of measures to improve legislation in the field of ESG banking in Russia.

Текст научной работы на тему «Исследование ESG-повестки в банковском секторе США в целях эффективного внедрения принципов устойчивого развития в России»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 60—65. Audit journal. 2024;(1):60 — 65.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.1

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -60-65 NIION: 201 7-0074-1 /24-007

EDN: https://elibrary.ru/WWFKWV MOSURED: 77/27-021-2024-01-207

Исследование ESG-повестки в банковском секторе США в целях эффективного внедрения принципов устойчивого развития

в России

Олег Владимирович Жаров1, Юлия Юрьевна Финогенова2,

Равиль Габдуллаевич Ахмадеев3

1 2, 3 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

1 oleg.zharov2013@yandex.ru

2 Finogenova.YY@rea.ru

3 ahm_rav@mail.ru

Аннотация. В современной глобальной экономике аспекты устойчивого развития становятся все более актуальными, банковский сектор при этом не является исключением. Банковский сектор, будучи одним из ключевых звеньев финансовой системы, оказывает существенное влияние на социальные, экологические и экономические аспекты общества. В связи с этим внедрение принципов устойчивого развития в банковскую деятельность является объективной необходимостью в сложившихся макроэкономических условиях периода 2022—2023 гг. В частности, в США приняты различные инициативы и стандарты, направленные на поощрение развития ESG-банкинга, в частности, Principles for Responsible Investment — инициатива, которая создает стандарты для инвесторов и финансовых организаций, включая банки, с целью интеграции ESG-факторов в инвестиционные решения. В связи с изменением климата и растущими общественными требованиями к компаниям многие американские банки внедряют собственные разработанные программы по ESG и улучшают свою корпоративную ответственность. Государство активно работает над развитием устойчивого финансового сектора и применением ESG-подхода в банковском секторе экономики. В целях эффективной реализации данного направления необходимо учитывать международный опыт и лучшие практики в данной области, а также учитывать специфику российского рынка в целом и банковской системы в частности. Необходимо обеспечить совместное взаимодействие государства, бизнеса и общественности для разработки и внедрения стандартов ESG-отчетности, что позволит увеличить эффективность мер по совершенствованию законодательства в сфере ESG-банкинга в России.

Ключевые слова: стратегическое развитие, ESG-банкинг, «зеленые» облигации, государственное управление, правовое регулирование

Для цитирования: Жаров О.В., Финогенова Ю.Ю., Ахмадеев Р.Г. Исследование ESG-повестки в банковском секторе США в целях эффективного внедрения принципов устойчивого развития в России // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 60—65. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-60-65. EDN: https://elibrary.ru/WWFKWV.

FINANCE

Original article

Research of the ESG program in the US banking sector in order to effectively implement the core principles in Russia

Oleg V. Zharov1, Yulia Yu. Finogenova2, Ravil G. Akhmadeev3

1 2, 3 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 oleg.zharov2013@yandex.ru

2 Finogenova.YY@rea.ru

3 ahm_rav@mail.ru

© Жаров О.В., Финогенова Ю.Ю., Ахмадеев Р. Г., 2024

Abstract. In the modern global economy, aspects of sustainable development are becoming increasingly relevant, and the banking sector is no exception. The banking sector, being one of the key links of the financial system, has a significant impact on the social, environmental and economic aspects of society. In this regard, the introduction of the principles of sustainable development into banking is an objective necessity in the prevailing macroeconomic conditions of the period 2022-2023. In particular, the United States has adopted various initiatives and standards aimed at encouraging the development of ESG banking, in particular, Principles for Responsible Investment, an initiative that creates standards for investors and financial organizations, including banks, in order to integrate ESG factors into investment decisions. Due to climate change and growing public demands on companies, many American banks are implementing their own developed ESG programs and improving their corporate responsibility. The government is actively working on the development of a sustainable financial sector and the application of the ESG approach in the banking sector of the economy. In order to effectively implement this direction, it is necessary to take into account international experience and best practices in this area, as well as take into account the specifics of the Russian market in general and the banking system in particular. It is necessary to ensure joint interaction between the state, business and the public to develop and implement ESG reporting standards, which will increase the effectiveness of measures to improve legislation in the field of ESG banking in Russia.

Keywords: strategic development, ESG-banking, "green" bonds, public administration, legal regulation

For citation: Zharov O.V., Finogenova Yu.Yu., Akhmadeev R.G. Research of the ESG program in the US banking sector in order to effectively implement the core principles in Russia // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):60—65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-60-65. EDN: https://elibrary.ru/WWFKWV.

Введение. В историческом аспекте в США вопросы, касающиеся охраны окружающей среды, социальной сферы и управления (ESG), в значительной степени определялись добровольными мерами, ориентированными на внутренний рынок, в том числе в банковском секторе. Данный аспект контрастирует со странами ЕС, в которых действуют специальные директивы по ESG, основанные на пруденциальном подходе и поведении. За последние несколько лет ESG-банкинг в США становится все более популярным, поскольку банки стремятся к устойчивому развитию и социальной ответственности. В практическом аспекте американские банки разрабатывают свои собственные программы инициатив по ESG, в том числе создание средств инвестирования в социально ответственные компании, сокращение выбросов углекислого газа и повышение стандартов устойчивости для своих кредитных продуктов [1; 2].

В период 2021—2022 гг. в сфере нормативного регулирования США произошли существенные изменения, вызванные «новыми» инициативами и предложениями по ESG Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), а также принятыми нормативными актами на уровне отдельных штатов.

Методика. В исследовании применены методы анализа, группировки и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение. В феврале 2021 г. Президентом США издано

распоряжение1, требующее от федерального правительства «проводить оценку, раскрывать информацию и смягчать последствия загрязнения климата и связанных с ним рисков в каждом секторе нашей экономики». В последующие периоды комиссия SEC объявила об общеведомственном подходе к решению проблемы изменения климата и иных рисков и возможностей ESG, который включал создание Целевой группы по климату и ESG в Отделе правоприменения и усиление правоприменения в отношении рисков, связанных с климатом.

На уровне отдельных штатов следует отметить введение соответствующих положений в сфере ESG, в частности, штаты Калифорния, Коннектикут, Иллинойс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Орегон и Вашингтон усилили регулирование своих пенсионных систем для продвижения устойчивых инвестиций [3]. По другую сторону политического водораздела некоторые штаты, включая Флориду, Кентукки, Оклахому, Теннесси, Техас и Западную Вирджинию, ввели новые запреты на ведение бизнеса с финансовыми учреждениями и инвестиционными фондами, которые приняли инвестиционные стратегии, ориентированные

1 Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad // URL: https://www.whitehouse.gov/ brief-ing-room/presidential-actions/2021/01/27/executive-or-der-on-tackling-the-cli-mate-crisis-at-home-and-abroad/ (дата обращения: 20.04.2023).

на принципы ESG, т.е. учитывающие данных факторы как часть своего инвестиционного процесса, и ограничивающие осуществление инвестиций в нефтяную, угольную и газовую отрасли.

Следует выделить действующие законодательные и нормативные акты, направленные на развитие ESG и устойчивого финансового сектора:

• Закон Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act (2010)2, который включает положения, направленные на регулирование финансовой отрасли в целом, а также на повышение ее устойчивости и прозрачности;

• Закон об инфраструктуре (2021)3, который направлен на содействие устойчивому развитию экономики США, в том числе при осуществлении инвестирования в инфраструктуру, экологически чистые технологии и т.д.;

• Climate Risk Disclosure Act (2019)4, который направлен на повышение прозрачности в отношении климатических рисков, с которыми сталкиваются компании, включая финансовые организации. Закон обязывает компании раскрывать информацию о своих климатических рисках и планах по их снижению;

• распоряжение президента США «О климатических рисках и финансовой стабильности» (2021)5. Данный нормативный акт направлен в отношении федеральных регуляторов и учреждений финансового сектора США учитывать климатические риски в своей финансово-хозяйственной деятельности и принимать меры по их снижению;

• распоряжения Комиссии SEC, принимающей регулярные меры в целях усиления требований к дивульгации информации компаниями в области ESG. В частности, SEC в 2021 г. обновила правила, направленные на раскрытие

2 Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection // URL: https://www.congress.gov/bill/111th-congress/ house-bill/4173/text (дата обращения: 16.05.2023).

3 URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/ sena-te-bill/2491/text (дата обращения: 16.10.2023).

4 URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/ hou-se-bill/3623/text (дата обращения: 16.10.2023).

5 URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/ presi-

dential-actions/2021/05/20/executive-order-on-climate-related-financial-risk/ (дата обращения: 16.05.2023).

информации о климатических рисках и их воздействии на бизнес.

В практическом аспекте в США приняты различные инициативы и стандарты, направленные на поощрение развития ESG-банкин-га, в частности, Principles for Responsible Investment (PRI) — инициатива, которая формирует стандарты для инвесторов и финансовых организаций, включая банки, с целью интеграции ESG-факторов в инвестиционные решения. В связи с изменением климата и растущими общественными требованиями к компаниям многие американские банки внедряют собственные разработанные программы по ESG и улучшают свою корпоративную ответственность. В связи с этим можно отметить, что государство активно работает над развитием устойчивого финансового сектора и применением ESG-подхода в банковском секторе экономики.

Исследуем практику по реализации принципов устойчивого развития на примере одного из самых крупных банков США — Bank of America, поскольку данная финансовая организация является лидером в области ESG-банкинга, придерживаясь следующих основных принципов:

• экологическая ответственность: банк стремится сократить углеродные выбросы, поддерживая значимые проекты по использованию возобновляемых источников энергии, с учетом сотрудничества с корпоративным сектором, придерживающимся экологических принципов;

• социальная ответственность: банк поддерживает разнообразие и инклюзив-ность, предоставляет финансовую помощь и образовательные ресурсы в отношении субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, а также участвует в программе помощи бездомным категориям лиц;

• управление корпоративной ответственностью: банк стремится к прозрачности в представляемой отчетности, соблюдая соответствующие установленные стандарты в области управления рисками и этического поведения, а также участвуя в проектах, имеющих социальную направленность (ответственность).

Действующая практика Bank of America по охране окружающей среды, социальной сфере и управления интегрирована в каждое из основных направлений деятельности и помогает

определить степени использования компаниями своих деловых возможностей и управления рисками. Основными направлениями являются: приверженность расовому равенству, переход на низкоуглеродные технологии и поддержка сообщества с учетом разработанной концепции Net Zero6, с выделением ежегодно 250 млрд долл. на достижение цели устойчивого финансирования, на общую сумму 1,5 трлн долл. При этом Bank of America регулярно публикует соответствующие отчеты, в которых представлены основные достижения и установленные планы по применению принципов ESG. В частности, в 2020 г. в Отчете по устойчивости представлено существенное количество показателей, непосредственно относящихся к аспектам ESG, а для достижения основной цели банка установлены определенные параметры.

Вместе с тем в период с 2013 г. Bank of America выпустил десять корпоративных облигаций «зеленого», «социального» и «устойчивого развития», что делает его ведущим эмитентом соответствующих категорий ценных бумаг. По данным Bank of America Merrill Lynch возглавляет андеррайтинг «зеленых» облигаций с 2007 г., согласно базе данных Green Bond по финансированию окружающей среды и рейтинговым таблицам Bloomberg New Energy Finance. С 2007 г. Bank of America Merrill Lynch подписал «зеленые» облигации на 38 млрд долл. от имени 100 своих клиентов, поддержав свыше 220 сделок и предоставив важнейшее финансирование экологическим проектам [4]. Осуществляя поддержку предприятий, занимающихся экологически чистой энергетикой, с учетом выхода на мировые рынки, Bank of America финансирует важные устойчивые проекты, непосредственно создавая новые рабочие места, т.е. стимулируя экономический прогресс.

Вместе с тем Bank of America, являясь одним из крупнейших инвесторов и кредитором в области возобновляемых источников энергии в США за 2022 г., осуществляя налоговые инвестиции в акционерный капитал BofA, способствовал обеспечению около 17% (33 ГВт) общей вырабатываемой мощности из возобновляемых источников энергии ветра и солн-

6 Концепция чистого нуля (Net Zero) аналогична концепции углеродной нейтральности, но выходит за рамки двуокиси углерода. Net Zero включает в себя все парниковые газы, а не только углекислый газ.

ца в стране. В рамках развития экологического бизнеса Bank of America инвестирует в разработки в сфере низкоуглеродной деятельности. Так, за 2021 г. финансирование составило 200 млрд долл., а до 2030 г. поставлена цель достигнуть отметки инвестиций в 1 трлн долл. в целях ускоренного перехода к низкоуглеродной экономике и достижения устойчивого развития.

В последние годы применение ESG-банкинга в США все чаще подвергается критике, в первую очередь это связно с конфронтацией между республиканской и демократической партиями США. Значительная часть американского общества считает, что чрезмерное применение ESG-инициатив в банковской отрасли способно привести к оттоку капитала из ключевых американских отраслей. Так, в 2022 г. коалиция из генеральных прокуроров 19 штатов со всей страны официально вела расследование в отношении шести крупных банков США, сославшись на юридические опасения по поводу инвестирования банков в сектор ESG и их участия в альянсе Организации Объединенных Наций, в отношении проблем с выбросами CO27.

Вместе с тем американские экономисты предупреждают, что результатом данной политики может стать нехватка кредитных ресурсов в ключевых отраслях, особенно в компаниях энергетического и сельскохозяйственного секторов, которые имеют решающее значение в целях национальной безопасности страны. Проводимая за последние несколько лет политика в сфере ESG-банкинга привела к тому, что потенциальные рабочие места фактически «перераспределены» в юрисдикцию КНР, поскольку в этой стране в большей степени развивается строительство электростанций, работающих на угле в целях обеспечения более дешевой и надежной энергии, что, в свою очередь, негативно сказывается на экономике США. Однако, несмотря на негативные комментарии некоторых американских экономистов, применение принципов ESG-банкинга в США имеет ряд положительных сторон, среди которых можно выделить:

• снижение рисков и повышение устойчивости банковского сектора;

7 Top US Banks Under Investigation Over ESG And Climate Action // URL:https://www.zerohedge.com/geopolitical/ top-us-banks-under-investigation-over-esg-and-climate-action (дата обращения: 17.10.2023).

• увеличение доходности инвестиций и улучшение репутации компаний;

• содействие в достижении глобальных Целей устойчивого развития и возможность получения льгот и стимулов от правительств и регуляторов.

В связи с этим Российская Федерация может использовать положительный опыт США в целях совершенствования законодательства в сфере ESG-банкинга по нескольким перспективным направлениям:

• введение элементов обязательной ESG-отчетности в банковском секторе по примеру США, которые должны соблюдать строгие требования к ESG-отчет-ности и обязательны для всех банков;

• развитие инвестиционных продуктов, связанных с ESG, в частности, в США применяются продукты, которые предназначены для инвестирования в компании, которые соответствуют ESG-стандартам;

• внедрение налоговых льгот и стимулов в отношении банков, которые принимают меры по устойчивому развитию. В США банки могут получить налоговые льготы и стимулы при осуществлении инвестирования в проекты по устойчивому развитию. По большей мере государство стремится предоставить льготы организациям и банкам различных типов и размеров, чтобы стимулировать их к инновациям посредством исследований и разработок, использовать более экологичные источники топлива или приобретать энергоэффективные технологии, электромобили или автомобили с низким уровнем выбросов.

Заключение. В практическом аспекте наиболее значимые банки, такие как JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Bank of America и Citi, уже внедрили ESG-стратегии и являются лидерами в области устойчивого финансового развития с учетом активного участия в финансировании проектов, связанных с экологией, здоровьем нации и решением социальных проблем. Bank of America также активно интегрирует ESG-принципы в свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом анализа потенциальных рисков и возможностей, связанных с построением бизнес-моделей, принимая при этом обоснованные решения.

В свою очередь высокая ресурсоориенти-рованность российской экономики не позво-

ляет осуществить быстрый переход без высоких финансовых затрат. Сырьевая модель российской экономики, до 40% которой приходится на углеродоемкие и смешанные отрасли, вместе с высоким износом основных фондов, при недостаточном уровне корпоративного управления не позволяет многим отраслевым лидерам соответствовать строгому стандарту «зелености». Именно поэтому крайне важно наращивать инструменты финансирования устойчивого развития, учитывающие специфику структуры российской экономики.

В этой связи существенной мерой является включение в положения действующего налогового законодательства по налогу на прибыль применение коэффициента не свыше 2 к основной норме амортизации (п. 1 ст. 259.3 НК РФ). В рамках текущей реализации налогово-бюджетной политики на период до 2025 г. установлены дополнительные преференции по налогу на прибыль организаций для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в части предоставления таким организациям возможности применять инвестиционный налоговый вычет в отношении отдельных видов расходов, а также применять повышающий коэффициент к норме амортизации в отношении отдельных видов амортизируемого имущества (принят Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Важным аспектом перспективных направлений является расширение механизма инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в отношении сектора Б50-экономики, т.е. следует дополнить положения ст. 286.1 НК РФ: «10) не более 90% суммы расходов, осуществленных в течение налогового периода на капитальные вложения при получении финансирования по Б50 кредитованию».

В условиях всеобщей глобализации экономики все большее значение приобретают критерии экологической, социальной и управленческой ответственности, которые разнонаправленно могут влиять на финансовый результат компаний в целом. Вместе с тем в России не разработано четкое законодательство для банковской отрасли, которое в большей степени отражало бы ценности Б50-банкинга и определяло бы соответствующие критерии. Однако отдельные банки и инвестиционные фонды уже сегодня запускают продукты, ориентированные на Б50-банкинг, что

свидетельствует об интересе российских банков к данной теме и готовности к изменению практик и принципов в банковской отрасли.

Исследование выполнено в рамках государственного контракта «Разработка основных направлений совершенствования законодательства в области применения финансовых инструментов и повышения роли банковского сектора в целях ESG-трансформации экономики Российской Федерации. Анализ зарубежного опыта».

Список источников

1. Груздева К.Н, Заборовская А.Е. ESG-концепция как ориентир устойчивого развития российского банковского сектора // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов в двух томах (18—20 ноября 2021 г., Екатеринбург). Екатеринбург, 2021. С. 405—409.

2. Доронин Б, Глотова И., Томилина Е. Проблемы развития ESG-банкинга и управления ESG-рисками в коммерческих банках // Kant. 2021. № 4 (41). С. 46—51.

3. Егорова Е.М, Аванесова Е.С. О роли ЕSG-банкинга в формировании финансового вектора социально ориентированных бизнес-

проектов // Экономика: теория и практика. 2022. № 4 (68). С. 49-54.

4. ESG-банкинг в России. Исследование // Deloitte. 2021. (дата обращения: 20.10.2023).

References

1. Gruzdeva K.N, Zaborovskaya A.E. ESG-concept as a benchmark for sustainable development of the Russian banking sector // Russian regions in the focus of change: a collection of reports in two volumes (November 18-20, 2021, Yekaterinburg). Yekaterinburg, 2021. pp. 405—409.

2. Doronin B, Glotova I, Tomilina E. Problems of ESG banking development and ESG risk management in commercial banks // Kant. 2021. No. 4 (41). pp. 46—51.

3. Egorova E.M, Avanesova E.S. About the role of SG-banking in the formation of the financial sector of socially oriented business projects // Economics: theory and practice. 2022. No. 4 (68). pp. 49—54.

4. ESG banking in Russia. Research // Deloitte. 2021. (accessed: 10/20/2023).

Информация об авторах

О.В. Жаров — лаборант Высшей инженерной школы «Новые материалы и технологии» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова;

Ю.Ю. Финогенова — профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, доцент;

Р.Г. Ахмадеев — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors O.V. Zharov — Laboratory Assistant of the Higher Engineering School "New Materials and Technologies" Plekha-nov Russian University of Economics;

Yu.Yu. Finogenova — Professor of State and Municipal Finance Chair of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics, Associate Professor;

R.G. Akhmadeev — Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of Plekhanov Russian University of Economics, British Doctor of Philosophy degree (PhD) standard, Associate Professor.

Вклад авторов

О.В. Жаров — сбор аналитических и статистических метаданных; написание исходного текста; подготовка предварительных выводов исследования.

Ю.Ю. Финогенова, Р.Г. Ахмадеев — участие в разработке концепции исследования; развитие методологии; корректировка полученных данных; итоговые выводы.

Contribution of the authors

O.V. Zharov — participation in the selection of scientific sources; collection of analytical and statistical metadata; writing the source text; preparing preliminary conclusions of the study;

Yu.Yu. Finogenova, R.G. Akhmadeev — participation in the statement of the research concept; development of methodology; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 1 6.02.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 18.01.2024; accepted for publication 16.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.