исследование одаренности как социальная проблема
Е. А. Песина
в статье представлен необычный взгляд на проблему одаренности. возрастающая тенденция к исследованию одаренности рассматривается как признак становления нового вида социального неравенства. в работе представлена классификация современных подходов к изучению одаренности и подчеркивается необходимость разработки социального подхода. отмечается, что исследование одаренности как социального явления поможет приблизиться к пониманию природы одаренности и преодолеть проблему фантомности. Проблеме возникновения фантомов отводится особое внимание, подчеркивается влияние этого процесса на поиск и развитие одаренности. во второй части статьи одаренность рассматривается через призму социального неравенства. Анализ механизмов воспроизводства неравенства йорана Терборна показывает, что современные представления об одаренности и ее развитии имеют негативные последствия и могут провоцировать возникновение социального неравенства.
Ключевые слова: одаренность как социальное явление, фантомы одаренности, социальное неравенство, теория йорана Терборна.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ проект 15-06-10726 (а).
в последние десятилетия интерес к проблемам одаренности неуклонно возрастает. исследование одаренности осуществляется на разных уровнях: от локального до государственного. во многих странах поиск и развитие одаренных детей является приоритетной задачей, и Обавторе: россия не является исключением. основные принципы выявления и развития одаренности отражены в рабочей концепции одаренности аспирантка, младший (2003), а также в законе «об образовании» Иа>учныйсотрУдник (Фз № 273 от 29.12.2012). в этих документах, как ' и в работах многих ученых, подчеркивается необходимость поддерживать одаренных детей, Адрес для переписки: оказывать помощь в развитии их одаренности, готовить учителей и педагогов к работе с одаренными детьми и создавать специальные условия Е-таи: для этого процесса. Государственные деятели [email protected] поддерживают исследования одаренности, поскольку полагают, что одаренные дети — это ответ на постоянно повторяющиеся экономические и социальные кризисы. Поддерживая ода- ббк60.0
УДК 37.014
Песина Евгения Александровна
Института изучения общественных явлений
Россия, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 196.
ренных детей, государство готовит талантливых специалистов, которые будут применять свои способности во благо общества. Психологи и педагоги исследуют одаренность по большей мере из гуманистических целей. и одни, и другие рассматривают одаренность как положительное явление.
между тем одаренность как социальное явление может свидетельствовать о появлении нового вида неравенства. для обоснования этой гипотезы следует понять, существует ли необходимость рассматривать одаренность как социальное явление; выявить причины и возможные последствия политики активного развития одаренности и попытаться установить, какое место занимают одаренные люди в социальной структуре общества.
Одаренность как социальное явление
Как было отмечено ранее, большинство современных ученых считают приоритетной задачей выявление одаренности и помощь в ее развитии. К сожалению, исследование природы одаренности не входит в их число. в своих работах авторы либо постулируют нерешенность данного вопроса и переходят непосредственно к исследованию конкретной задачи, например, разрабатывают педагогические методики эффективной работы с одаренными, либо определяют одаренность в соответствии с рамками конкретной дисциплины, например, как качество психики (в рамках психологии) [рабочая концепция одаренности, 2003]. Анализ работ, посвященных исследованию одаренности, позволил выделить некоторые подходы.
1. одаренность как совокупность способностей, которые формируют будущий успех человека [Теплов, 1961; рубинштейн, 1998; Борисова, 2011]. другие исследователи в качестве определяющего признака классификации называют генетическую обусловленность [выготский, 1983], комплексность сочетаний способностей [миронова, 2012] или уровень их развития [Синкевич, 2011].
2. одаренность как человеческий потенциал, который может выступать в качестве психологической предпосылки дальнейшего развития [матюшкин, 1989] или как потенциал к достижениям чрезвычайно высокого уровня [Туник, 2011].
3. одаренность как комплексное качество психики (Богоявленская) или человека вообще [мелик-Пашаев, 2014].
4. одаренность как функция организма человека, например, функция нервной системы (Спирмен [рубинштейн, 1998]) или как адаптивная функция, возможность «приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях» (штерн [рубинштейн ,1998]).
Представленная классификация, хотя и не претендует на исчерпывающий анализ подходов к изучению одаренности, все же демонстрирует любопытную закономерность: в настоящее время одаренность принято рассматривать как часть или внутреннюю составляющую человека. Это особенность индивида, которую в каждом отдельном подходе называют по-разному: потенциал, качество или способность. Главной здесь является характеристика принадлежности самому человеку.
С одной стороны, такое представление об одаренности представляется практичным, поскольку объектом исследования становится конкретный человек. Это позволяет определить критерии одаренности, выбрать несколько человек, которые соответствуют данным критериям, и приступать к исследованию. другой вопрос, будем ли мы при этом исследовать именно одаренность?
указанные подходы имеют свои преимущества, но ни один из них не может дать удовлетворительного ответа на вопрос о сущности одаренности. Это порождает возникновение фантомов при непосредственном исследовании одаренности. Под фантомом в данном случае следует понимать желаемый образ одаренного человека, который, однако, не соответствует действительности. например, когда мы вводим критерии одаренности в свое исследование, вместе с этим мы формируем образ одаренного человека, который подходил бы под эти критерии. Таким образом, мы ожидаем, что наши представления об одаренности оправдаются, и мы найдем человека, который будет соответствовать данному образу. но это вовсе не означает, что наши ожидания соответствуют действительности. То, что мы принимаем за интеллектуальную одаренность, вполне может оказаться трудолюбием или послушанием. и наоборот, мы можем не заметить одаренность, потому что она не соответствует ожидаемому образу в нашей голове, как это было в случае со многими выдающимися людьми, которых в детстве считали отстающими: Эйнштейном, ньютоном, Эдисоном, чеховым и др. другими словами, наши представления об одаренности формируют образ, который может оказаться фантомным, не соответствующим действительности. и все наши усилия в поиске, поддержании и развитии одаренности в этом случае оказываются безрезультатными, поскольку мы ищем то, чего на самом деле нет.
возникновение фантомов вовсе не означает, что исследователь оказался недостаточно компетентным и допустил ошибку в подборе критериев одаренности. Фантомы являются сигналом того, что природу одаренности следует искать не в самом человеке, а в социуме, в котором он существует. Это подводит нас к необходимости создания нового подхода, в котором одаренность будет рассматриваться в первую очередь как социальное явление. Такой подход, во-первых, даст возможность сделать объектом исследования социум, а точнее, социальные и общественные отношения. во-вторых, это позволит изучить одаренность с точки зрения социального запроса, ответить на вопрос, почему в современном мире ежегодно увеличивается запрос на одаренных людей, какое место им отводится в обществе и какую роль они должны выполнять.
можно сделать вывод, что разработка социального подхода к исследованию одаренности является важным шагом к пониманию ее сущности. между тем это непростой шаг, поскольку перемещение объекта исследования в область социальных отношений снимает вопрос об изначальной одаренности человека, то есть если мы утверждаем, что одаренность — это социальное явление, которое формируется общественными и социальными отношениями, значит, без этих отношений сам по себе человек не является одаренным. Следовательно, не имеет
смысла решать проблему поиска и поддержания одаренных, даже не должен стоять вопрос о том, все ли люди являются одаренными или только малая часть их. вопрос здесь в другом: существуют ли вообще одаренные люди (возможно ли стать одаренным человеком)? К сожалению, однозначного ответа на него дать нельзя, потому что человек одновременно одарен и неодарен.
чтобы данный тезис имел смысл, рассматривать его следует в контексте диалектики Гегеля, где «истина состоит в том, что бытие не переходит, а перешло в ничто, и ничто не переходит, а перешло в бытие» [Гегель, 1970, с. 139], то есть бытие человека как одаренного находится в постоянном становлении, как, в принципе, его бытие вообще. Если перейти к конкретному наличному бытию отдельного человека, то его состояние одаренности приобретается в определенных социальных условиях и при наличии соответствующих социальных отношений. следует подчеркнуть, что это именно со-стояние, которое человек обретает вместе с другими людьми, благодаря отношениям, в которые они вступают. чтобы пояснить эту мысль, в качестве примера возьмем историю Гарри Поттера, который был нами использован в монографии «одаренность и образование» [одаренность и образование, 2016]. Будучи маленьким мальчиком, Гарри воспитывался у своих дяди и тети. он попадал в разные загадочные ситуации, при которых вещи внезапно исчезали или удивительным образом перемещались в пространстве. При этом сказать, что Гарри уже тогда являлся волшебником, было бы неправильно. Гарри становится волшебником только тогда, когда вступает в отношения с волшебным миром. Без этих отношений он был всего лишь мальчиком с необъяснимыми способностями. здесь важно понимать, что сами по себе способности (пусть даже выдающиеся) не тождественны одаренности. одаренность — это состояние, которое человек обретает в социальных отношениях, и уже в них для него открывается возможность использовать свои способности в качестве инструмента или социальной функции. другими словами, каждый человек одновременно является и не является волшебником.
Одаренность и социальное неравенство
из приведенных выше аргументов можно сделать вывод, что разработка социального подхода к исследованию одаренности является необходимым этапом движения к познанию ее природы. чтобы ответить на вопрос о причинах и последствиях политики активного развития одаренности, а также понять, какое место занимают одаренные люди в социальной структуре общества, нам понадобится рассмотреть явление одаренности через призму социального неравенства.
Актуальными работами в изучении неравенства являются труды йорана Терборна. в своей книге «неравенства мира» [Therborn, 2006] он исследует основания неравенства, его виды и механизмы воспроизводства. на теорию Терборна оказали значительное влияние идеи маркса. Это прослеживается во всей работе Терборна, в частности, виды, на которые он разделяет неравенство (витальное, экзистенцио-нальное и материальное, или ресурсное), представляют собой скорее последствия экономического неравенства, о котором писал маркс [маркс, 1983, с. 7], чем являются отдельной разновидностью. интерес
представляют механизмы воспроизводства неравенства, их Терборн выделяет четыре: дистанцирование, исключение, иерархизация и эксплуатация [Therborn, 2012].
дистанцирование представляет собой процесс разделения субъектов в соответствии с их успешностью. Как объясняет сам Терборн, это разделение на тех, кто бежит вперед, и тех, кто падает и остается позади [Therborn, 2012]. в рамках индивидуализма этот процесс называется достижением (achievement) и рассматривается как положительное явление, поскольку считается, что успешные люди выделяются из массы своим стремлением достигать поставленных целей. однако, как указывает Терборн, индивидуалистическая концепция имеет «слепую зону», так как не учитывает другие процессы и начальные условия развития «успешных» людей: в каких они состоят отношениях, какие у них есть возможности, кто помогает им в достижении своих целей. Такая же ситуация наблюдается в поддержке одаренности. ресурсы направляются на развитие детей, которые выделяются своими достижениями. Считается, что таким образом осуществляется стимулирование одаренных детей, на самом деле происходит жесткое дистанцирование между «успешными» и «отстающими». в исследовании одаренности это выражается постановкой вопроса: ученым важно знать, почему конкретный человек одарен, хотя намного важнее было бы понять, почему остальные не считаются одаренными.
Следующий механизм неравенства — это исключение. оно выражается в ограничении доступа субъекта к определенным социальным группам, и, как следствие, ограничивается его доступ к общественным благам. По принципу исключения осуществляется дискриминация и монополизация. можно сказать, что сегодня активно происходит дискриминация по признаку одаренности. Если человек не попал в группу «одаренных», значит, значительно ограничивается его доступ к возможностям дальнейшего развития. в обыденном сознании это проявляется в стремлении родителей как можно раньше начать развивать своего ребенка, чтобы он смог поступить в специализированную школу и дальше в престижный университет. и все из-за боязни остаться на периферии, не попасть в число избранных. необходимо отметить, что исключение несколько схоже с иерархиацией, так как оба являются социальным разделением, однако, исключение представляет собой круговое деление на центр и периферию (своих и чужих), тогда как иерархиация — это деление вертикальное (классовое).
мы не будем останавливаться на механизмах иерархиации и эксплуатации, поскольку их подробно исследовал маркс. отметим только, что в отношении одаренности они также активно воспроизводят неравенство. Стоит обратить внимание, что общественный спрос на одаренность существует исключительно в эксплуататорских целях. общество ищет одаренных людей для того, чтобы использовать их способности, но при этом совершенно не заботится, какое место одаренные люди займут в его социальной структуре.
Анализ механизмов воспроизводства неравенства йорана Терборна показал, что современные представления об одаренности и ее развитии
имеют негативные последствия, поскольку могут провоцировать возникновение социального неравенства.
возвращаясь к предыдущим размышлениям о фантомности и социальной природе одаренности, можно сделать вывод, что взаимосвязь одаренности и социального неравенства основывается на некорректных представлениях о природе данного явления. одаренность как особенность конкретного человека является фантомной и вредной, потому что порождает разделение и дискриминацию людей, а также эксплуатацию их способностей. При этом не предусматриваются возможности для развития людей, которых по каким-то причинам не считают одаренными. Предложенный нами подход, который рассматривает одаренность как социальное явление, не претендует на абсолютную истинность, но открывает иной способ познания одаренности через социальные действия и отношения. Такой подход позволит начинать развитие одаренности не с ее поиска, а с создания социальных условий этого развития, а значит, исключит неравенство в этой сфере.
Список литературы
1 Борисова С. П. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы научно-практической конференции.
— СПб.: АППО, 2011. — С. 449-454.
2 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
3 Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. М. М. Розенталь. — М.: Изд-во «Мысль», Главная редакция социально-экономической литературы, 1970. — 502 с.
4 Котлова С. Ю., Туник Е. Е. Исследование уровня конформности у интеллектуально одаренных подростков // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы научно-практической конференции. — СПб.: АППО, 2011. — С. 302-308.
5 Маркс К. Учредительный манифест международного товарищества рабочих / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 3 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1983. — 543 с.
6 Мелик-Пашаев А. А. Одаренность: способность к творчеству и норма развития // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества / отв. ред. М. В. Наянова. — Самара: Офорт, 2014. — С. 69-79.
7 Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности [Электронный ресурс] // Журнал «Вопросы психологии» [сайт], 1989. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm (дата обращения: 7.12.2016).
8 Миронова А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 20-22.
9 Одаренность и образование / отв. ред. А. В. Нечаев. — Самара: ГБОУВОСО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)», 2016. — 183 с.
10 Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 2003.
11 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
12 Синкевич И. А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности детей в системе образования // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы научно-практической конференции. — СПб.: АППО, 2011. — С. 154-164.
13 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий: избранные работы. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 536 с.
14 Therborn G. The killing fields of inequality // International Journal of Health Services. — 2012.
— Vol. 42(4). — P. 579-589.
15 Therborn G. Inequalities of the World: New Theoretical Frameworks, Multiple Empirical Approaches. — London: Verso, 2006. — 332 p.