Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОТРАСЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бархатинов Р.Р.

В статье представлены результаты самостоятельного исследования и последующего обобщения опыта современных проблем управления вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крупнейших муниципальных образованиях Свердловской области. Выявленные проблемы разделены и сгруппированы на основные и дополнительные, а также названо главное и наиболее актуальное с точки зрения распространенности и фактических управленческих затруднений направление деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бархатинов Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF EXPERIENCE CONTEMPORARY ISSUE MANAGEMENT PROBLEMS PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS (BASED ON THE MATERIALS OF THE LARGEST MUNICIPAL DISTRICT OF THE SVERDLOVSK REGION)

The article presents the results of an independent research and subsequent generalization of the experience of modern problems of management of issues of prevention and elimination of emergencies in the largest municipalities of the Sverdlovsk region. The identified problems are divided and grouped into main and additional ones, and the main and most relevant from the point of view of prevalence and actual managerial difficulties, the direction of activity of local self-government bodies in the area under consideration is named.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА И ТЕХНИКА В XXI ВЕКЕ»

УДК 1

Бархатинов Р.Р.

магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Екатеринбург, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА

СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(НА МАТЕРИАЛАХ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация: в статье представлены результаты самостоятельного исследования и последующего обобщения опыта современных проблем управления вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крупнейших муниципальных образованиях Свердловской области. Выявленные проблемы разделены и сгруппированы на основные и дополнительные, а также названо главное и наиболее актуальное с точки зрения распространенности и фактических управленческих затруднений направление деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: муниципальное управление, отраслевое управление, планирование, вопросы местного значения, гражданская оборона, чрезвычайные ситуации.

Актуальность вопросов совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории всех без исключения муниципальных образований Российской Федерации заключается в том, что названная сфера деятельности местных властей является одним их самых важных направлений деятельности

органов местного самоуправления с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивого функционирования городского хозяйства.

В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], деятельность, направленная на снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение материального ущерба от возникающих чрезвычайных ситуаций обеспечивается путем выполнения соответствующих мероприятий, является прямой обязанностью органов местного самоуправления.

Не менее важным направлением деятельности органов местного самоуправления является обучение населения муниципального образования вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Во исполнение полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления Российской Федерации реализуются мероприятия, позволяющие стабилизировать обстановку в сфере безопасности жизнедеятельности населения на территории муниципальных образований, минимизировать возможность чрезвычайных ситуаций любого характера и их последствия.

Организуемая же органами местного самоуправления совокупность мероприятий по обучению населения городов и иных населенных пунктов, обеспечению средствами индивидуальной защиты и формированию необходимых материально-технических запасов, создаёт, в свою очередь, условия для снижения рисков гибели населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В научном и управленческом плане наибольший профессиональный интерес муниципальных служащих к вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается не только в том, что названное направление их деятельности является, с одной стороны - ежедневным и регулярным - то есть

особо актуальным, а с ругой стороны носит сложный - комплексный и межотраслевой характер.

Кроме того, для органов местного самоуправления, при формировании долгосрочных и текущих планов, программ развития территорий, как показывает опыт, одной из самых главных проблем и в тоже время методологических ценностей является исследование аналогичной управленческой практики коллег по сопоставимым типовым проблемам местного самоуправления. Профессиональный обмен и заимствование опыта, межмуниципальное сотрудничество позволяют не только кратно снижать управленческие издержки на решение уже известных стандартных задач, но и существенным образом повышают эффективность и результативность достижения целей муниципального управления в тех или иных социальных сферах, при решении тех или иных вопросов местного значения.

Учитывая собственные научные интересы и аргументированную выше высокую актуальность анализа складывающейся управленческой практики по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций автором настоящей статьи была предпринята самостоятельная попытка исследования, осмысления и обобщения такового на примере крупнейших муниципалитетов Свердловской области - городов Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Новоуральск и ряда иных сопоставимых и сравнимых между собой муниципальных образований региона.

Результаты проведенного исследования позволили установить и констатироваться, что наиболее актуальными проблемами деятельности органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в практике крупнейших муниципалитетов Свердловской области к сегодняшнему дню являются следующие:

1. Недостаточный уровень информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях [3], [5], [6],

[8];

2. Низкая доля населения, обеспеченного доступом к системе вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» [2], [5], [7];

3. Низкий уровень оснащенность либо высокий уровень изношенности технических средств и оборудования объектов гражданской обороны [4];

4. Недостаточная укомплектованность спасательных формирований -центров защиты населения и территории муниципальных образований -техникой и оборудованием [4], [7];

5. Отсутствие достаточного уровня финансирования мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах [2], [3], [7], [8];

6. Недостаточный уровень финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения работ, направленных на надлежащее содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (например, плотин), а равно - безопасности населения при эксплуатации 13 гидротехнических сооружений, расположенных на муниципальных образований

[5], [6], [8];

7. Недостаточное количество оповещающих об экстренных и чрезвычайных ситуациях электросирен, установленных на территории муниципальных ого образований [3], [4], [6], [7];

8. Недостаточный уровень оказания поддержки гражданам и их объединениями, участвующими в охране общественного порядка [2], [7], [8];

9. Недостаточный уровень созданных для организации и деятельности народных дружин условий [4], [6], [7];

10. Недостаточный уровень созданных для организации и деятельности добровольной пожарной охраны условий [3], [7];

11. Недостаточный уровень обеспечения выполнения нормативных требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности [2], [6], [8];

12. Недостаточный уровень содержания и низкое качество либо

несвоевременность ремонта источников наружного противопожарного водоснабжения [5], [6], [7].

Дополнительными проблемами, с которыми сталкиваются уполномоченные профильные органы местного самоуправления, характерными практически для всех вышеназванных муниципальных образований, являются следующие:

Во-первых, доля внутренних территории муниципальных образований, охваченных централизованной системой оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях, как правило, является невысокой либо ниже нормативной;

Во-вторых, у муниципальных образований присутствуют явные организационные трудности по налаживанию деятельности муниципальных аварийно-спасательных формирований, поисково-спасательных отрядов, чья деятельность должна быть направлена на реагирование по сигналам о чрезвычайных происшествиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в том числе и на водных объектах), возникающих в муниципалитетах.

В-третьих, практически во всех обследованных муниципалитетах по-прежнему чрезвычайно высоким остается показатель количества человек, погибших на водных объектах. Причем, - как в летний период (происшествия на открытых водоемах при купании), так и в зимний период (ввиду и в обстоятельствах зимней рыбалки). В силу вышесказанного очевидным представляется тот факт, что деятельность уполномоченных субъектов управления, направленная на обеспечение безопасности людей на водных объектах, очевидным образом, требует особенного усиления, контроля и внимания со стороны руководящих органов власти и должностных лиц.

В-четвертых, самостоятельный спектр организационных и финансовых трудностей составляют, как установлено, вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан на территории муниципальных образований в части

закупки, установки, управления и обслуживания видеокамерами, ведущими в реальном времени видеозапись событий, запись в архив и экспорт архивной информации.

В-пятых, трудными для полноценной и своевременной реализации для муниципальных властей остаются и вопросы межведомственного взаимодействия в рассматриваемой сфере - вопросы оказания поддержки и содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, предупреждении чрезвычайных ситуаций и обеспечении гражданской обороны территорий - зачастую остаются нерешенными.

В-шестых, в части предотвращения и борьбы с пожарами, - одной из основных проблем на территориях муниципальных образований выделяется недостаточным уровень защищенности населения, проживающего в сельской местности, от пожаров. В большинстве небольших (особенно - сельских) населенных пунктов имеющиеся системы пожарной безопасности не соответствует требованиям нормативных документов. Более крупные муниципалитеты, как правило, не достаточно обеспечены наружными источниками пожарного водоснабжения.

В целом, завершая описание исследования, следует отметить, что вопросы предотвращения и борьбы с пожарами являются, по мнению автора настоящей статьи, и - одной из наиболее вероятностных форм чрезвычайных ситуаций, статистически возможных к возникновению на территории муниципальных образований, и одним из наиболее актуальных - главных направлений деятельности уполномоченных органов местного самоуправления, по которому последние испытывают наибольшую необходимость во всех видах и типах поддержки.

В частности, одним из самых проблемных аспектов, как установлено, является задача прикрытия населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Сложность заключается в том, что Федеральным законом Российской

Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [9] регламентируется достаточно конкретное время прибытия первого подразделения к месту пожара, которое составляет в городской черте - 10 минут, в сельских поселениях - 20 минут. Имеющаяся сеть пожарных депо федеральной и областной противопожарных служб в рассмотренных муниципалитетах Свердловской области, как правило, не соответствует указанным требованиям. Вне нормативного радиуса действия пожарных частей находятся немалое количество деревень, сел, поселков и иных малочисленных населенных пунктов. Анализ специальной литературы и исследование передового опыта муниципальных образований других регионов России позволяет автору настоящей статьи заключить, что наиболее эффективными и перспективными путями решения названной проблемы, в целях прикрытия пожарными формирования удаленных сельских территорий и небольших по численности проживающих населенных пунктов, должно являться создание и учреждение общественных образований добровольной пожарной охраны. Причем, речь может идти не только о стационарных постах, но и о мобильных либо временных формированиях, образуемых и дислоцируемых в населенных пунктах, например, только на летний период. В случае же большей бюджетной обеспеченности, безусловно, должно приветствоваться более системное решение вопросов, которое уже лежит в плоскости обеспечения пожарной безопасности и защита населения от возгораний посредством строительства капитальных стационарных объектов пожарной инфраструктуры.

В заключение статьи её автор считает важным подчеркнуть, что проведенное исследование показало существенную схожесть перечня проблем у всех рассмотренных муниципальных образований. Как представляется, похожесть спектра проблем обусловлена не столько объединяющим муниципальные образования географическим фактором, сколько типовым характером проблем для рассматриваемой сферы муниципального управления в

целом.

Имплементация в действующие планы и прочий управленческий учёт в своей деятельности главами муниципалитетов, руководителями соответствующих отраслевых и функциональных подразделений местных администраций выявленных типовых проблем управления вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как представляется способно как сократить временные издержки кадров, способствовать обеспечению реализации задач и целей единой государственной политики в области гражданской обороны и безопасности населения, территорий, так и способствовать своевременному предупреждению самих проблем в рассматриваемой сфере.

Таким образом, автор настоящей статьи выражает надежду на то, что представленный материал может иметь реальную методологическую полезность и для руководства всех муниципальных образований, расположенных на территории Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №2 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественной безопасности населения Невьянского городского округа до 2021 года»: Постановление Администрации Невьянского городского округа от 20.10.2014 № 2547-п (в ред. от 03.10.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территории Серовского городского округа» на 2016 - 2022 годы»: Постановление Администрации Серовского городского

округа от 10.03.2016 № 366 (в ред. от 02.06.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нижний Тагил до 2024 года»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 11.12.2013 № 2944 (в ред. от 15.05.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2020 - 2026 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от

10.10.2019 № 837 (в ред. от 20.05.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка, пожарной безопасности и защита населения от чрезвычайных ситуаций» на территории городского округа Первоуральск на 2017 - 2022 годы»: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 05.10.2016 № 2194 (в ред. от 27.02.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021 - 2025 годы»: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 28.10.2020 № 2191 (в ред. от 24.02.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение безопасности проживания населения Новоуральского городского округа» на 2020 - 2026 годы»: Постановление Администрации Новоуральского городского округа от

30.01.2020 № 169-а (в ред. от 18.06.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Barkhatinov R.R.

undergraduate RANEPA (Ekaterinburg, Russia)

THE RESEARCH OF EXPERIENCE CONTEMPORARY ISSUE MANAGEMENT PROBLEMS PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS (BASED ON THE MATERIALS OF THE LARGEST MUNICIPAL DISTRICT OF THE SVERDLOVSK REGION)

Abstract: the article presents the results of an independent research and subsequent generalization of the experience of modern problems of management of issues of prevention and elimination of emergencies in the largest municipalities of the Sverdlovsk region. The identified problems are divided and grouped into main and additional ones, and the main and most relevant from the point of view of prevalence and actual managerial difficulties, the direction of activity of local self-government bodies in the area under consideration is named.

Keywords: municipal management, sectoral management, planning, local issues, civil defense, emergency situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.