УДК 336.14
doi: 10.21685/2227-8486-2023-4-3
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ И СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. Понукалин1, Н. В. Некрылова2, И. Г. Хохлова3
1 2, 3 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1 avp1123@mail.ru, 2 nina-nekrylova@yandex.ru, 3 irina_khokhlova@inbox.ru
Аннотация. Актуальность и цели. Рассматриваются проблемы неравномерности формирования и исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в части соотнесения доходных и расходных статей в динамике. Актуальность данного исследования объясняется возрастающей колеблемостью большинства бюджетных параметров, в том числе бюджетного дефицита, а также существенными структурными изменениями в доходах бюджетов всех уровней. Материалы и методы. Методическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, а именно анализ структурных сдвигов, корреляционный анализ и др. Результаты. Исполнение расходов всех уровней бюджета далеко не исчерпывающее, что также дестабилизирует систему бюджетного финансирования. Приведены результаты сбора и верификации открытых статистических данных исполнения федерального и субфедеральных бюджетов за 2017-2020 гг., анализ корреляции доходов и расходов бюджета в межрегиональном сопоставлении, анализ и выявление наиболее типичных «схем» бюджетного финансирования, анализ структурных сдвигов в схемах исполнения бюджетов РФ и субъектов. Выводы. Выявлены существенные структурные сдвиги и непостоянство (неравномерность) схем финансирования, несоответствие бюджетных доходов и расходов по таким статьям, как: результат исполнения бюджета и источники финансирования дефицита бюджетов; межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Ключевые слова: бюджет, доходы и расходы бюджета, межбюджетные трансферты, неравномерность, корреляция, структурные сдвиги
Для цитирования: Понукалин А. В., Некрылова Н. В., Хохлова И. Г. Исследование неравномерности и структурных сдвигов формирования бюджетного финансирования по субъектам Российской Федерации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2023. № 4. С. 56-76. doi: 10.21685/2227-8486-2023-4-3
THE STUDY OF UNEVENNESS AND STRUCTURAL SHIFTS IN THE FORMATION OF BUDGET FINANCING BY SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.V. Ponukalin1, N.V. Nekrylova2, I.G. Khokhlova3
1, 2, 3 Penza State University, Penza, Russia 1 avp1123@mail.ru, 2 nina-nekrylova@yandex.ru, 3 irina_khokhlova@inbox.ru
Abstract. Background. The article examines the problems of uneven formation and execution of consolidated budgets of th e constituent entities of the Russian Federation in terms of correlating revenue and expenditure items over time. The relevance of this study is explained by the increasing volatility of most budget parameters, including the budget deficit,
© Понукалин А. В., Некрылова Н. В., Хохлова И. Г., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
as well as significant structural changes in budget revenues at all levels. Materials and methods. The methodological basis of the study was made up of general scientific and special methods, namely, analysis of structural changes, correlation analysis and others. Results. The execution of expenditures at all levels of the budget is far from exhaustive, which also destabilizes the system of budget financing. This article presents the results of the collection and verification of open statistical data on the execution of federal and subfederal budgets for 2017-2020, analysis of the correlation of budget revenues and expenditures in interregional comparison, analysis and identification of the most typical "schemes" of budget financing, analysis of structural changes in execution schemes budgets of the Russian Federation and its constituent entities. Conclusions. Significant structural shifts and inconstancy (uneven-ness) of financing schemes, discrepancies between budget revenues and expenditures on such items as: the result of budget execution and sources of financing the budget deficit have been identified; interbudgetary transfers of a general nature to the budgets of the budget system of the Russian Federation; changes in fund balances in budget accounts.
Keywords: budget, budget revenues and expenditures, inter-budget transfers, uneven-ness, correlation, structural shifts
For citation: Ponukalin A.V., Nekrylova N.V., Khokhlova I.G. The study of unevenness and structural shifts in the formation of budget financing by subjects of the russian federation.
Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve = Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2023;(4):56-76. (In Russ.). doi: 10.21685/2227-8486-2023-4-3
Введение
Планирование региональных бюджетов, оценки их сбалансированности и достижение платежеспособности регионов в долгосрочной перспективе значительно актуализировались в условиях значительного дефицита финансовых ресурсов. Дополнительные расходы, возникшие в условиях пандемии и санк-ционного давления, усложнили процесс планирования доходной и расходной частей региональных бюджетов.
Управление денежными средствами коммерческих организаций на основе корреляции притоков и оттоков организации широко рассмотрена в работах отечественных экономистов. Так, Н. И. Морозко в работе [2] рассматривает сбалансированность притоков и оттоков непубличных организаций на основе их вариации и корреляции; М. С. Власова, Т. Б. Альгина в работе [3] оценивают финансовую устойчивость организации на основе параметров сбалансированности денежного потока; А. А. Асеева, С. В. Малахова, А. В. Малахов в работе [4] рассматривают проблему оптимизации денежных потоков и их синхронизации на основе коэффициентов корреляции.
Проблеме формирования и исполнения бюджетов всех уровней в РФ посвящено достаточно большое количество научных работ. Чаще всего данную проблему рассматривают через призму бюджетного выравнивания, как в работах С. Н. Леонова [5], М. Р. Таштамирова [6], Н. В. Барбашовой [7], а также исследуется теоретический поиск наиболее оптимальных методов бюджетного планирования, отчасти и прогнозирования, рассмотренный в работах Г. В. Мо-руновой, Н. Г. Ивановой, С. Н. Кузьминой [8], И. Н. Молчанова, Н. П. Молчановой, Н. Р. Нурисламова [9]. Вместе с этим оценка сбалансированности бюджетных статей федерального и регионального бюджетов носит в целом описательный характер. М. А. Заусаева [10], З. К. Джафарова [11], А. Н. Дерюгин [12], О. А. Черная, В. В. Лахно, Д. В. Гашникова [13], Ю. С Лисачкина [14] и др. анализируют динамику изменения основных статей доходной и расходной частей бюджета, структуру бюджета, изменение относительных
показателей по отношению к численности населения, площади региона и т.д., вопросы же качественного содержания и равномерности соотнесения доходов и расходов бюджетов всех уровней чаще всего являются второстепенными.
В работах И. И. Глотовой, Н. Р. Бурнашевой [15], И. Г. Хохловой [16], Т. Е. Родиной [17] были предприняты попытки построения моделей оценки финансовой устойчивости отдельно взятого бюджета на основе классических показателей финансового менеджмента в рамках системы федерального или регионального бюджетирования.
Накопленный опыт в оценке денежных потоков коммерческих организаций и недостаточность исследования соотношений поступлений и обязательств региональных бюджетов определили цель настоящего исследования.
Целью исследования является анализ устойчивости исполнения субфедеральных бюджетов, а также выявление структурных сдвигов на основе корреляции доходов и расходов бюджета в межрегиональном сопоставлении.
В рамках данного исследования осуществлены и представлены результаты следующих этапов и задач:
— сбор и верификация статистических данных исполнения федерального и субфедеральных бюджетов за 2017-2020 гг.;
— анализ корреляции доходов и расходов бюджета в межрегиональном сопоставлении;
анализ и выявление наиболее типичных «схем» или «состояний»
бюджетного финансирования;
— анализ структурных сдвигов в схемах исполнения бюджетов РФ и субъектов РФ.
Объектом исследования является консолидированный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ за 2017-2020 гг. Предметом исследования являются равномерность и устойчивость исполнения бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.
В качестве источников открытых данных исполнения бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ за 2017-2020 гг. использованы публикуемые показатели Минфина РФ - электронный бюджет (http://budget.gov.ru), Казначейства РФ (https://roskazna.gov.ru/) [14], Росстата РФ (https://rosstat.gov.ru).
Результаты и обсуждение
В РФ сохраняется высокая степень территориальной дифференциации в бюджетном финансировании и распределении целевых бюджетных средств. За последние 10-15 лет наблюдается существенный размах колебаний балансировки бюджетов в динамике (рис. 1).
Рис. 1. Динамика бюджетного дефицита (профицита), % [18]
За тот же период уровень исполнения расходов федерального бюджета достаточно сильно меняется и ни разу не выходит на уровень 100 % (рис. 2). При этом в последние годы этот показатель существенно снижается.
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 2. Уровень исполнения расходов федерального бюджета, % [18]
В рамках настоящего исследования анализируется лишь статистическая степень равномерности распределения доходов и расходов бюджетов в межрегиональном сопоставлении. Влияние геополитических факторов на общую динамику федерального и субфедеральных бюджетов составляет предмет отдельного изучения.
К 2020 г. объем межбюджетных трансфертов (МБТ) увеличивается в 1,5 раза, что во многом свидетельствует о том, что именно и только с помощью этого инструмента осуществляется межбюджетное выравнивание (рис. 3).
I
2016
2017
2018
2019
2020
Общий объем межбюджетных трансфертов, перечисленных бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (млрд рублей)
3 399,4
ж
\
В % к объему
расходов федерального бюджета
3 752,0 3 309,7 3 425,9 5 176,7
Рис. 3. Динамика межбюджетных трансфертов [18]
20.7
22.8 19,8 18,8 22,7
В результате такой динамики доля межбюджетных трансфертов в общей величине расходов федерального бюджета к 2020 г. уже достигает 39 % (рис. 4).
За анализируемый период также меняется структура доходов федерального бюджета (рис. 5). Данный структурный сдвиг сопровождается смещением поступления доходов от нефтегазового сектора к ненефтегазовым (налоги, доходы от использования государственной собственности и т.д.). Причинами такого структурного сдвига являются внешние факторы (рост цен на нефть и газ), а также рост эффективности их администрирования.
Рис. 4. Величина межбюджетных трансфертов, млрд руб. / доля в общем объеме расходов в 2020 г., % [18]
2020 год
2019 год
201 в год
2017 год
2016 год
2В.0% 72,0%
39,3% 60,7%
46.4% 53,6%
39,6% 60.4%
36,0% 64,0%
I (нфихюал доходы
цонафпгазаио доходы
Рис. 5. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета РФ, % [18]
В результате таких структурных изменений дефицит федерального и субфедеральных бюджетов в основном обеспечен недостатком именно ненефтегазовых доходов либо неравномерностью финансирования (неэффективностью распределения) соответствующих им расходных статей и бюджетных программ (рис. 6).
- Доходы -и- Расходы Дефицит/профицит Ноиофтогазоеый дефицит
Рис. 6. Показатели исполнения федерального бюджета РФ, % к ВВП [18]
Все это подтверждает актуальность и необходимость изучения, во-первых, степени неравномерности распределения бюджетного финансирования, а во-вторых, исследования факторов, влияющих на формирование и устойчивость субфедеральных бюджетных параметров в зависимости от уровня и потенциала социально-экономического развития отдельно взятой территории.
Для анализа в основу структурирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ положена принятая бюджетная классификация. Однако для унификации и статистической группировки необходимо ввести кодирование показателей бюджетных параметров (табл. 1).
Таблица 1
Обозначения и коды доходов и расходов бюджета РФ
1 Д 010 *** 85000000000000000 Р 200 *** 9600 0000000000 000
Доходы бюджета Расходы бюджета
01000010000000000000000 20000001000000000000000
2 Днн Налоговые и неналоговые доходы Рог Общегосударственные вопросы
3 Днп 01000010100000000000000 Рно 20000002000000000000000
Налоги на прибыль, доходы Национальная оборона
01000010300000000000000 20000003000000000000000
4 Днтт Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ Рнб Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
01000010400000000000000 20000004000000000000000
5 Днтв Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ Рнэ Национальная экономика
01000010500000000000000 20000005000000000000000
6 Днсд Налоги на совокупный доход Ржкх Жилищно-коммунальное хозяйство
7 Дни 01000010600000000000000 Налоги на имущество Роос 20000006000000000000000 Охрана окружающей среды
01000010700000000000000 20000007000000000000000
8 Днпр Налоги, сборы и регулярные Ро Образование
платежи за пользование природными ресурсами
9 Дгп 01000010800000000000000 Ркк 20000008000000000000000
Государственная пошлина Культура, кинематография
01000010900000000000000 20000009000000000000000
10 Днз Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам Рз Здравоохранение
01000011100000000000000 20000010000000000000000
Доходы от использования Социальная политика
11 Дии имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Рсп
01000011200000000000000 20000011000000000000000
12 Дппр Платежи при пользовании природными ресурсами Рф Физическая культура и спорт
Окончание табл. 1
01000011300000000000000 20000012000000000000000
13 Ду Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства Рсми Средства массовой информации
01000011400000000000000 20000013000000000000000
14 Дпа Доходы от продажи материальных и нематериальных активов Рогд Обслуживание государственного (муниципального) долга
01000011500000000000000 20000014000000000000000
15 Дапс Административные платежи и сборы Рмбт Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ
01000011600000000000000 450 *** 7900 0000000000 000
16 Дш Штрафы, санкции, возмещение ущерба Иб Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит)
01000011700000000000000 500 *** 90000000000000000
17 Дпнн Прочие неналоговые доходы Иф Источники финансирования дефицита бюджетов
01000011800000000000000 520 *** 01000000000000000
18 Дурб Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Ивф Источники внутреннего финансирования бюджета
01000020000000000000000 620 *** 02000000000000000
19 Дбп Безвозмездные поступления Ивнф Источники внешнего финансирования бюджета
01000020100000000000000 700 *** 01000000000000000
20 Дбпн Безвозмездные поступления от нерезидентов Ииос Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
01000020200000000000000 71000001050000000000500
21 Дбпб Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ Иуос Увеличение остатков средств бюджетов
01000020300000000000000 72000001050000000000600
22 Дбпг Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций Исос Уменьшение остатков средств бюджетов
23 Дбпо 01000020400000000000000
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций
24 Дпбп 01000020700000000000000
Прочие безвозмездные поступления
01000020800000000000000
25 Дв Перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей
01000021800000000000000
26 Дбос Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов
01000021900000000000000
27 Дос Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет
Данные по объемам аккумулированных бюджетных средств (бюджетные доходы) и направлениям их финансового освоения (бюджетные расходы) в субъектах РФ [14] в 2020 г. наглядно представлены на рис. 1 и 2. Аналогично построены подобные картограммы за 2017, 2018 и 2019 гг. с привлечением информации из баз данных электронного бюджета и Казначейства РФ.
По показателям построенных картограмм в работе произведена оценка парных коэффициентов корреляции между доходными и расходными бюджетными статьями РФ за 2017-2020 гг. Выходная корреляционная матрица за 2020 г. представлена в табл. 2. В ней отражена количественная оценка связей между 24 доходными статьями бюджета и 22 расходными статьями. Аналогично сформированы подобные матрицы за 2017, 2018 и 2019 гг.
На основе корреляционной матрицы в исследовании предпринята попытка распределить доходные статьи бюджета РФ по расходным статьям методом статистической группировки в зависимости от величины парных коэффициентов корреляции. Число групп в группировке задает шкала Чеддока, согласно которой рекомендуется выделить пять групп по силе прямой связи и пять групп по силе обратной связи между бюджетными доходами и расходами (отсутствует, слабая, умеренная, сильная, тесная связь). Сформированная группировка доходных статей бюджета по расходным в зависимости от корреляционного отношения между ними в 2020 г. показана в табл. 3. Аналогично сформированы подобные группировки за 2017, 2018 и 2019 гг.
Выходные данные произведенной группировки позволили выделить несколько условных схем распределения финансовых источников (доходов бюджета) по направлениям их использования (расходам бюджета).
В 2020 г. большинство направлений использования бюджетных средств (16 из 22) финансировались по схеме 5, что предполагает устойчивое первоочередное покрытие этих расходных статей 18-20 доходными ресурсами бюджета (тесная прямая корреляция) и их вторичное дофинансирование из 3-5 бюджетных источников (сильная прямая корреляция). В этом процессе расходуются целевые субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты (тесная обратная корреляция).
В 2020 г. расходы бюджета Рмбт и Ииос профинансированы по схеме 4, когда 15-22 доходных бюджетных источника направлены на формирование межбюджетных трансфертов общего характера (сильная прямая корреляция), а изменение остатков на счетах по учету средств бюджета пропорционально изменениям ресурсов, аккумулированных в 8 бюджетных источниках (тесная прямая корреляция). В результате такого перераспределения финансовых средств также расходуются целевые субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты (сильная обратная корреляция).
По схеме 10 финансируются расходы Иб и Иоус, т.е. результат исполнения бюджета (дефицит/профицит) и изменения остатков бюджетных средств напрямую зависят от колебаний доходов, полученных от возврата остатков субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов (тесная прямая корреляция). Данные суммы обратно пропорциональны 18-19 основным доходным статьям (тесная обратная корреляция) и в меньшей степени - оставшимся 4-5 ресурсным частям бюджета (сильная обратная корреляция). Таким образом, чем меньше сумм аккумулируется в доходах бюджета, тем выше его дефицит и больше средств аккумулируется в виде субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов. В результате такого перераспределения финансовых средств и формируются последние, носящие целевой характер (сильная тесная корреляция).
Таблица 2
Корреляционная матрица доходных и расходных статей бюджета РФ за 2020 г.
№ п/п Статья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
д Дни Днп Днтг Днсд Дни Днпр Дгп Днз Дии Дппр Ду Дпа
1 Р 0.999985 0.998128596 0.99599 0.991356 0.998168 0.997597 0.908076797 0.995954 0.972083 0.979749 0.965332 0.994656 0.980116
2 Рог 0.999688 0.998280769 0.996244 0.990533 0.998208 0.997697 0.907808059 0.99525 0.970636 0.98001 0.964101 0.994764 0.981197
3 Рно 0.995133 0.988577557 0.984188 0.99484 0.991123 0.991857 0.92124401 0.996494 0.966273 0.962856 0.971039 0.984947 0.974709
4 Рнб 0.998069 0.998379109 0.997256 0.983782 0.997034 0.995776 0.904462144 0.990035 0.970579 0.984923 0.955932 0.99588 0.984692
5 Рнэ 0.99588 0.998647071 0.998859 0.978472 0.997474 0.991497 0.882554548 0.98521 0.96739 0.992804 0.943162 0.99829 0.980042
6 Ржкх 0.993714 0.997303939 0.997996 0.971689 0.994163 0.990265 0.892918687 0.980355 0.96565 0.992676 0.941825 0.996214 0.983431
7 Роос 0.975052 0.976933945 0.975248 0.969641 0.977503 0.975684 0.849620219 0.972556 0.946485 0.962333 0.920648 0.976761 0.951288
8 Ро 0.996796 0.990812574 0.986561 0.996304 0.991841 0.996388 0.923218946 0.998819 0.969184 0.961341 0.978472 0.984456 0.973361
9 Ркк 0.998174 0.993321606 0.989619 0.996074 0.994239 0.996602 0.920533075 0.998549 0.967385 0.967294 0.975676 0.988029 0.976906
10 Рз 0.999864 0.998025017 0.995854 0.991967 0.998501 0.997432 0.904904597 0.996323 0.971867 0.979394 0.964653 0.994509 0.978979
11 Реп 0.999396 0.99567167 0.992765 0.993785 0.996489 0.996735 0.914123759 0.997551 0.973335 0.973719 0.970685 0.991806 0.977091
12 РФ 0.996876 0.992129338 0.988315 0.994641 0.992275 0.997069 0.922240891 0.998137 0.968209 0.964755 0.976588 0.98605 0.973459
13 Рсми 0.994214 0.997822071 0.998169 0.975458 0.99561 0.992297 0.8774576 0.983045 0.970615 0.991914 0.938125 0.996777 0.976785
14 Рогд 0.986109 0.977624234 0.971603 0.99518 0.980715 0.985925 0.928589282 0.993782 0.94957 0.940537 0.979938 0.971205 0.95936
15 Рмбт 0.825917 0.838565239 0.841475 0.817905 0.827887 0.849696 0.750709112 0.825031 0.794203 0.829091 0.833828 0.820109 0.806143
16 Иб -0.98927 -0.98972477 -0.98785 -0.98124 -0.9869 -0.99217 -0.890801699 -0.98719 -0.95788 -0.96949 -0.95943 -0.9845 -0.96698
17 Иф 0.989274 0.98972477 0.987854 0.981242 0.986905 0.992168 0.890801699 0.987193 0.957882 0.969486 0.959434 0.984496 0.966979
18 Ивф 0.261233 0.215075664 0.190245 0.356893 0.234663 0.282946 0.420046622 0.332811 0.225077 0.07368 0.443046 0.177577 0.227372
19 Иное 0.891873 0.914155133 0.92398 0.838372 0.901996 0.884544 0.715624076 0.85587 0.876678 0.960285 0.775251 0.926553 0.884988
20 Иуос -0.98869 -0.995405397 -0.99761 -0.96403 -0.9925 -0.98376 -0.86299302 -0.97309 -0.96211 -0.99773 -0.92592 -0.99625 -0.97399
21 Исос 0.988579 0.995337002 0.997566 0.963819 0.992397 0.98363 0.862899379 0.972908 0.962016 0.997782 0.925682 0.996215 0.973978
22 Ивнф -0,89863 -0,884715653 -0,87847 -0,91018 -0,88595 -0,89813 -0,909097181 -0,91061 -0,88978 -0,85025 -0,94756 -0,87751 -0,86552
о »
ее й к
о ее
о ее н
м ш я о к о ¡3
я
п>
н
ее X
к
Я
с>
Я
►тЗ
►тЗ
О Й ее
О
о\
в
ее
м Р ю о ю со
2|
ю
vo <N floe -0,98848 | -0,98969 -0,98738 -0,98618 I -0,97972 -0,97496 | -0,98172 | -0,98925 -0,98802 -0,98908 -0,98883 -0,98813 | -0,98176 I -0,9856 -0,81252 0,979074 -0,97907 -0,32074 -0,85326 0,967822 -0,96766 0,891319
in <N 0 0 0,862595 | 0,863885 0,829084 0,879657 0,902694 0,905445 0,859769 0,820647 4 2 6 3 3 ,8 0, 0,86173 0,848733 0,828185 0,902497 0,786272 0,808716 -0,84851 | 0,848512 -0,24472 0,986881 -0,92592 0,92623 -0,69526
<N HeT HeT ХЭН ХЭН HeT HeT HeT ХЭН ХЭН HeT HeT HeT Й н HeT HeT HeT HeT HeT ХЭН HeT HeT HeT
m <N e Ю £ 0,889619 0,890606 0,903426 0,891859 0,869365 0,881287 0,844095 0,901558 0,901048 0,885867 0,891977 0,899149 0,863308 0,900342 0,675259 -0,87201 0,87201 0,386288 0,71188 -0,84614 0,846071 -0,82338
zz 0 e Ю 0,814664 0,817184 0,825915 0,82194 0,794017 0,813412 0,768711 0,826794 0,826466 0,809897 0,815907 0,822338 0,792613 0,828719 0,703407 -0,79374 0,793736 0,34795 0,649208 -0,77326 0,773292 -0,78502
<N Ю 0,970467 0,969256 0,973294 0,967821 0,959213 0,964772 0,924299 0,977254 5 3 5 7 7 ,9 0, 0,96861 0,972412 0,975039 0,952099 0,976548 0,82139 -0,95948 0,959479 0,561881 0,874018 -0,94978 0,949748 -0,92212
О <N Дбпб 0,991086 0,989887 0,996011 0,984267 0,976751 0,972646 0,959218 0,997127 0,995869 0,991036 0,99451 0,994644 0,973599 0,99219 0,803225 -0,97668 0,976681 0,362697 0,830963 -0,96125 | 0,961054 -0,92169 |
a\ бп Д 0,744588 0,746879 0,725089 0,750147 0,747643 0,750457 0,715013 0,742889 0,740177 0,744209 0,742456 0,739197 0,746471 0,728247 0,820275 -0,74346 0,743462 0,765325 0,707103 -0,75158 0,751399 -1
00 Дбп 0,994015 0,992945 0,997312 0,988369 0,981963 0,978397 0,962848 0,997982 0,997394 0,993867 0,996658 0,995927 0,978861 0,991704 0,802892 -0,97942 0,979419 0,338535 0,845206 -0,96801 0,967837 -0,91755
б a HeT HeT ХЭН ХЭН HeT HeT HeT ХЭН ХЭН HeT HeT HeT Й н HeT HeT HeT HeT HeT ХЭН HeT HeT HeT
vo 0,926838 0,928728 0,902787 3 01 2 4 ,9 0, 0,954518 0,958977 0,919424 0,895344 8 5 5 5 0 ,9 0, 0,925546 0,915959 0,900508 0,954169 0,868117 0,791868 -0,91199 0,911987 -0,09716 0,982134 -0,96795 0,968187 -0,76412
in Дш 0,994639 0,995251 0,984842 0,995997 0,997907 0,994989 0,98351 0,984747 0,987976 0,994833 0,991494 0,986176 0,997817 0,973046 0,822742 -0,98501 0,985014 0,184513 0,923787 -0,99559 0,995543 -0,86829
О Дап Д 0,968668 0,967741 0,968295 0,964868 0,962058 0,957835 0,935404 0,9676 0,966766 0,968661 0,971219 0,963957 0,960951 0,951452 0,781692 -0,94728 0,94728 0,268358 0,845035 -0,95264 0,952471 -0,90999
Статья CM Por Рно Рнб Рнэ Ржкх Роос Ро Ркк Рз Pen Рф Рсми Рогд Рмбт Иб Иф с о с о £ с о с И ф к
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 11 2 3 14 5 6 7 8 9 0Z 21 2 2
Таблица 3
Распределение доходных статей бюджета РФ по расходным статьям с учетом коэффициента корреляции в 2020 г.
№ п/п Р Прямая связь Обратная связь Схема
0-0,3 отсутствует 0,3-0,5 слабая 0,5-0,7 умеренная 0,7-0,9 сильная 0,9-1 тесная 0-0,3 отсутствует 0,3-0,5 слабая 0,5-0,7 умеренная 0,7-0,9 сильная 0,9-1 тесная
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Р 0 0 0 4(19 22 23 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
2 Рог 0 0 0 4(19 22 23 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
3 Рно 0 0 0 3 (19 22 25) 20(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021 23) 0 0 0 0 1(26) 5
4 Рнб 0 0 0 4(19 22 23 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
5 Рнэ 0 0 0 4(7 19 22 23) 19(1 2 34 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 182021 25) 0 0 0 0 1(26) 5
6 Ржкх 0 0 0 4(7 19 22 23) 19(1 2 34 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 182021 25) 0 0 0 0 1(26) 5
7 Роос 0 0 0 5(7 19 22 23 25) 18(1 2 34 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
8 Ро 0 0 0 4(16 19 22 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 18 20 21 23) 0 0 0 0 1(26) 5
9 Ркк 0 0 0 3(19 22 25) 20(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021 23) 0 0 0 0 1(26) 5
10 Рз 0 0 0 4(19 22 23 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
11 Реп 0 0 0 4(19 22 23 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
12 РФ 0 0 0 4(19 22 23 25) 19(1 2 34 5 678 9 10 11 12 13 14 15 16 182021) 0 0 0 0 1(26) 5
n
H 1) s
X
cS
o «
o
m IT) IT) IT) 4 0 1 5 1 4 0 1 5 9
<N 1 (26) 1 (26) 1 (26) 0 18 (1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 20 21) 1 (26) 0 0 19 (1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 20 21 25) 1 (26) 9 (4 7 8 11 14 18 19 20 21)
- 0 0 0 1 (26) 5 (7 19 22 23 25) 0 0 1 (26) 4 (7 19 22 23) 0 13 (1 2 3 5 6 9 10 12 13 15 16 22 23)
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 5) 1 (2
a\ 0 0 0 0 0 0 1 (26) 0 0 0 0
00 0 0 0 0 0 0 2 (16 25) 0 0 0 0
19 (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 20 21) 19 (1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 20 21 25) 19 (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 18 20 21 23) 0 1 (26) 18 (1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 20 21) 0 8 (2 3 5 10 12 15 16 25) 1 (26) 19 (1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 20 21 25) 0
vo 4 (19 22 23 25) 4 (7 19 22 23) 4 (16 19 22 25) 22 (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 19 20 21 22 25) 0 5 (7 19 22 23 25) 1 (19) 15 (1 4 6 7 8 9 11 13 14 18 19 20 21 22 23) 0 4 (7 19 22 23) 1 (26)
0 0 0 1 (23) 0 0 1 (21) 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 8 (4 7 8 11 18 20 22 23) 0 0 0 0
m 0 0 0 0 0 0 11 (1 2 3 5 6 9 10 12 13 14 15) 0 0 0 0
<N Ph PCMH Porg PM6T H6 HHOC Hyoc Hcoc HBH$
- 12 3 14 5 6 7 8 9 0 2 21 2 2
Схема 9, по которой финансируется Ивнф, напоминает предыдущий алгоритм распределения ресурсов. Так, источники внешнего финансирования бюджета формируются остатками субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов (сильная прямая корреляция). Эти средства направляются на выравнивание в первую очередь 9 доходных статей (тесная обратная корреляция) и во вторую очередь - оставшихся 13 ресурсных позиций бюджета (сильная обратная корреляция).
Схема 1 раскрывает порядок формирования расходной статьи Ииос. Видно, что изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета напрямую не зависит от полноты формирования ни одного из 22 источников бюджетных ресурсов (отсутствует или слабая корреляция). Остатки на счетах меняются в большей мере в результате безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ и прочих поступлений средств из других источников (умеренная и сильная корреляция соответственно).
Рассмотренные выше схемы распределения бюджетных ресурсов не стабильны в динамике. Чтобы оценить степень ежегодной трансформации порядка перераспределения доходных статей бюджета по направлениям их расходования, в исследовании применен коэффициент Рябцева [3, 5]:
X й - )2
V — 1=1
к р =1 --'
+^ )2
где - удельные веса структурной части в общей совокупности в 7 или] периоде времени соответственно.
Расчет интегрального коэффициента структурных сдвигов Рябцева на примере общих расходов бюджета за 2020 г. произведен в табл. 4, где приведена структура распределения доходных статей бюджета РФ по расходной статье Р за этот период времени. Данная структура выявлена на основе табл. 5, где показано само распределение доходных статей по общим расходам бюджета РФ в 2020 г. в результате проведенной группировки (см. табл. 3).
Таблица 4
Структура распределения доходных статей бюджета РФ по расходной статье Р в 2020 г.
Связь Корреляция
2017 2018 2019 2020
1 2 3 4 5
прямо
0,0-0,3 0 0 0 0
0,3-0,5 0 1 (3,85 %) 0 0
0,5-0,7 1 (4,00 %) 1 (3,85 %) 0 0
0,7-0,9 1 (4,00 %) 2 (7,69 %) 4 (16,00 %) 4 (16,67 %)
0,9-1,0 21 (84,00 %) 20 (76,91 %) 20 (80,00 %) 19 (79,16 %)
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5
Обратно
0,0-0,3 0 0 0 0
0,3-0,5 0 1 (3,85 %) 0 0
0,5-0,7 1 (4,00 %) 0 0 0
0,7-0,9 0 0 0 0
0,9-1,0 1 (4,00 %) 1 (3,85 %) 1 (4,00 %) 1 (4,17 %)
Схема 25 (100 %) 26 (100 %) 25 (100 %) 24 (100 %)
Коэффициент Рябцева 0,064673 0,069769 0,006687
Уровень структурных различий Весьма низкий Весьма низкий Тождественность
Таблица 5
Распределение доходных статей бюджета РФ по расходным статьям в 2020 г.
Связь Корреляция
2017 2018 2019 2020
Прямо
0,0-0,3 0 0 0 0
0,3-0,5 0 1 (24) 0 0
0,5-0,7 1 (19) 1 (17) 0 0
0,7-0,9 1 (22) 2 (9 22) 4 (17 19 22 23) 4 (19 22 23 25)
21 (1 2 3 4 5 6 7 20 (1 2 3 4 5 6 7 20 (1 2 3 4 5 6 7 19 (1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 8 10 11 12 13 14 8 9 10 11 12 13 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 20 15 16 18 20 21 14 15 16 18 20 14 15 16 18 20
21 23 25) 23 25) 21 25) 21)
Обратно
0,0-0,3 0 0 0 0
0,3-0,5 0 1 (19) 0 0
0,5-0,7 1 (17) 0 0 0
0,7-0,9 0 0 0 0
0,9-1,0 1 (26) 1 (26) 1 (26) 1 (26)
Схема 5 5 5 5
Аналогично произведен расчет коэффициента Рябцева по остальной 21 расходной статье бюджета за 2017, 2018 и 2019 гг. с установлением масштаба структурных различий в финансировании (табл. 6, рис. 7-10). В табл. 6 выделены цветами и проранжированы (присвоены связные ранги) разные по масштабу структурные сдвиги в распределении финансовых бюджетных ресурсов по направлениям их расходования: тождественность (0-0,03 серый), весьма низкий уровень различий (0,031-0,07 зеленый), низкий уровень различий (0,071-0,15 синий), значительный уровень различий (0,301-0,5 розовый), весьма значительный уровень различий (0,501-0,7 фиолетовый), противоположный тип структур (0,701-0,9 коричневый), полная противоположность структур (0,901-1 желтый).
Таблица 6
Масштаб структурных сдвигов
Статья 2018/2017 2019/2018 2020/2019 2020/2017 Ранг
1 2 3 4 5 6
1 Р 0,064673 весьма низкий 0,069769 весьма низкий 0,006687 тождественность 0,05477 весьма низкий 19,5
2 Рог 0,064673 весьма низкий 0,065538 весьма низкий 0,040563 весьма низкий 0,05786 весьма низкий 16
3 Рно 0,068492 весьма низкий 0,077612 низкий 0,029121 тождественность 0,06137 весьма низкий 13,5
4 Рнб 0,068492 весьма низкий 0,077612 низкий 0,029121 тождественность 0,06137 весьма низкий 13,5
5 Рнэ 0,090168 низкий 0,070575 низкий 0,028776 тождественность 0,06721 весьма низкий 12
6 Ржкх 0,06844 весьма низкий 0,070575 низкий 0,028776 тождественность 0,05809 весьма низкий 15
7 Роос 0,097028 низкий 0,099294 низкий 0,066226 весьма низкий 0,086761 низкий 7
8 Ро 0,064673 весьма низкий 0,069769 весьма низкий 0,006687 тождественность 0,05477 весьма низкий 19,5
9 Ркк 0,047013 весьма низкий 0,065538 весьма низкий 0,005039 тождественность 0,04599 весьма низкий 22
10 Рз 0,064673 весьма низкий 0,069769 весьма низкий 0,006687 тождественность 0,05477 весьма низкий 19,5
11 Рсп 0,064673 весьма низкий 0,069769 весьма низкий 0,006687 тождественность 0,05477 весьма низкий 19,5
12 Рф 0,046403 весьма низкий 0,073491 низкий 0,040563 весьма низкий 0,05534 весьма низкий 17
13 Рсми 0,097028 низкий 0,070575 низкий 0,028776 тождественность 0,07018 низкий 10
14 Рогд 0,093709 низкий 0,087385 низкий 0,040563 весьма низкий 0,07676 низкий 8
15 Рмбт 0,638166 весьма значительный 0,947737 полная противоположность 0,054082 весьма низкий 0,55167 весьма значительный 6
16 Иб 0,980461 полная противоположность 0,934354 полная противоположность 0,996668 полная противоположность 0,97171 полная противоположность 3
17 Иф 0,942381 полная противоположность 0,976664 полная противоположность 1,000000 полная противоположность 0,97277 полная противоположность 2
18 Ивф 0,985989 полная противоположность 0,403823 значительный 0,370026 значительный 0,59774 весьма значительный 5
19 Ииос 0,703339 противоположный 0,883779 противоположный 0,996835 полная противоположность 0,86006 противоположный 4
20 Иуос 0,097028 низкий 0,070575 низкий 0,028776 тождественность 0,07018 низкий 10
Окончание табл. 6
1 2 3 4 5 6
21 Исос 0,097028 низкий 0,070575 низкий 0,028776 тождественность 0,07018 низкий 10
22 Ивнф 1,000000 полная противоположность 1,00000 полная противоположность 1
Ранг 2 3 1 - -
Рис. 7. Интегральные коэффициенты Рис. 8. Интегральные коэффициенты структурных сдвигов Рябцева структурных сдвигов Рябцева
в 2017-2018 гг. в 2018-2019 гг.
Рис. 9. Интегральные коэффициенты структурных сдвигов Рябцева в 2019-2020 гг.
Рис. 10. Интегральные коэффициенты структурных сдвигов Рябцева в 2017-2020 гг.
Более значительные колебания в структуре распределения бюджетных источников по направлениям их расходования наблюдались в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (ранг 3), а самая стабильная структура финансирования проявилась в 2020 г. при переходе с 2019 г. (ранг 1).
Можно отметить, что с 1 по 14, а также 20 и 22 расходные статьи не подверглись значительным изменениям в порядке их финансирования: масштабы трансформаций структур распределения бюджетных источников по таким статьям в течение 2017-2020 гг. низкие, весьма низкие или тождественные. Такие расходные статьи бюджета, как Рмбт, Иб, Иф, Ивф, Ииос и Ивнф, за рассматриваемое время претерпели существенные структурные изменения в источниках своего финансового обеспечения - от весьма значительных структурных различий до полной противоположности структур.
Таким образом, выявлены существенные структурные сдвиги и непостоянство (неравномерность) схем финансирования, несоответствие бюджетных доходов и расходов по таким статьям, как: результат исполнения бюджета (дефицит/профицит) и источники финансирования дефицита бюджетов; межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Межбюджетные трансферты носят четко выраженный регулирующий, а не стимулирующий характер. Конечно, основной задачей МБТ (в виде дотаций, субсидий и субвенций) является обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности и достижение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Несмотря на это, МБТ должны решать и другие задачи [1, ст. 130-133]:
- поощрение достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления;
- выделение стимулирующих бюджетных ассигнований из резервных фондов Президента и Правительства РФ (субвенции);
- софинансирование расходных обязательств субъектов РФ (субсидии)
и др.
В связи с этим необходим дальнейший анализ характера межбюджетных трансфертов и их структурных изменений с целью оценки эффективности применения и регионального распределения межбюджетных финансовых механизмов, предусмотренных бюджетным законодательством.
Для понимания эффективности, устойчивости бюджетного финансирования и оценки «справедливости» формирования межбюджетного и межрегионального рефинансирования необходим многофакторный анализ формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Заключение
Данная статья представляет результаты эмпирического исследования неравномерности и структурных сдвигов в бюджетах всех уровней на основе статистических методов: анализа рядов динамики, корреляционного анализа, структурного анализа, метода сводки и группировки, графического метода и сравнительного анализа.
Проведенный анализ корреляции доходных и расходных статей бюджета позволил выделить пять условных схем распределения финансовых источников (доходов бюджета) по направлениям их использования (расходам бюджета), позволяющий планировать уровень устойчивости бюджета на плановые периоды. А оценка структурных сдвигов позволила проанализировать функцию межбюджетных трансфертов и определить доминирование их регулирующей
функции и отсутствие стимулирующей. Однако для понимания эффективности, устойчивости бюджетного финансирования и оценки «справедливости» формирования межбюджетного и межрегионального рефинансирования необходим многофакторный анализ формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, формирование модели оптимального соотношения статей доходной и расходной частей бюджета для достижения максимальной платежеспособности и сбалансированности расходных обязательств, что может стать основным направлением дальнейших исследований.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998.
2. Морозко Н. И. Рациональное управление денежными потоками непубличных организаций // Финансы и управление. 2017. № 3.
3. Власова М. С., Альгина Т. Б. Методические аспекты оценки финансовой устойчивости на основе параметров движения денежных потоков предприятия // Петербургский экономический журнал. 2021. № 2.
4. Асеева А. А., Малахова С. В., Малахов А. В. Статистический анализ денежных потоков сельскохозяйственного предприятия // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018.
5. Леонов С. Н. Проблемы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пути их решения // Регионалистика. 2021. № 4.
6. Таштамиров М. Р. Эффективность межбюджетного регулирования высокодотационных бюджетов субнационального уровня // Финансы: теория и практика. 2022. № 2.
7. Барбашова Н. Е. Создает ли методика межбюджетного выравнивания отрицательные стимулы для инфраструктурного развития регионов? // Финансы: теория и практика. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdaet-li-metodika-mezhbyudzhetnogo-vyravnivaniya-otritsatelnye-stimuly-dlya-infrastrukturnogo-razvitiya-regionov (дата обращения: 12.06.2023).
8. Морунова Г. В., Иванова Н. Г., Кузьмина С. Н. Инструментарий долгосрочного бюджетного планирования территории // Петербургский экономический журнал.
2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7instrumentariy-dolgosrochnogo-byudzhetnogo-planirovaniya-territorii (дата обращения: 12.06.2023).
9. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П., Нурисламова Н. Р. Программно-целевой подход в управлении общественными финансами: современные проблемы бюджетного планирования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2021. № 2.
10. Заусаева М. А. Особенности регионального бюджета // Экономика и социум.
2022. № 12-1 (103).
11. Джафарова З. К. Анализ доходов местных бюджетов Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2022. № 3.
12. Дерюгин А. Н. Региональные бюджеты в 2022 г. // Экономическое развитие России. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-byudzhety-v-2022-g (дата обращения: 12.06.2023).
13. Черная О. А., Лахно В. В., Гашникова Д. В. Повышение эффективности системы управления региональными финансами (на примере Краснодарского края) // Вестник Академии знаний. 2021. № 6 (47).
14. Лисачкина Ю. С. Стратегия дефицита региональных бюджетов России // Вестник Академии знаний. 2022. № 6 (53).
15. Глотова И. И., Бурнашева Н. Р. Анализ устойчивости регионального бюджета // Финансы и учетная политика. 2021. № 3 (25).
16. Хохлова И. Г. Использование механизмов МЧП в условиях дефицита бюджета городов - региональных столиц // Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 260-264.
17. Родина Т. Е. Оценка финансовой устойчивости регионального бюджета // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 10-1 (100).
18. Нестеренко Т. Г., Артюхин Р. Е., Белякова З. Г. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год. М. : Министерство финансов РФ, 2021.
19. Региональная статистика : учебник / под ред. В. М. Рябцева, Г. И. Чудилина. М., 2001.
20. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (за 2017-2020 гг.) // Официальный сайт Федерального казначейства. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 12.06.2023).
21. Бакуменко Л. П., Петухова О. А. Статистический анализ структуры инвестиций в регионе // Статистика и экономика. 2013. № 5. С. 143-146. doi: 10.21686/25003925-2013-5-143-146
References
1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii № 145-FZ ot 31.07.1998 = Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ dated 07/31/1998. (In Russ.)
2. Morozko N.I. Rational management of cash flows of non-public organizations. Finansy i upravlenie = Finance and Management. 2017;(3). (In Russ.)
3. Vlasova M.S., Al'gina T.B. Methodological aspects of assessing financial stability based on the parameters of the cash flow of the enterprise. Peterburgskiy ekonomich-eskiy zhurnal = St. Petersburg Economic Journal. 2021;(2). (In Russ.)
4. Aseeva A.A., Malakhova S.V., Malakhov A.V. Statistical analysis of cash flows of an agricultural enterprise. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akad-emii = Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2018. (In Russ.)
5. Leonov S.N. Problems of leveling the level of budgetary provision of municipalities and ways to solve them. Regionalistika = Regionalism. 2021;(4). (In Russ.)
6. Tashtamirov M.R. Efficiency of inter-budgetary regulation of highly subsidized subnational budgets. Finansy: teoriya i praktika = Finance: theory and practice. 2022;(2). (In Russ.)
7. Barbashova N.E. Does the methodology of inter-budgetary alignment create negative incentives for the infrastructural development of regions? Finansy: teoriya i praktika = Finance: theory and practice. 2021;(1). (In Russ.). Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/sozdaet-li-metodika-mezhbyudzhetnogo-vyravnivaniya-otritsatel-nye-stimuly-dlya-infrastrukturnogo-razvitiya-regionov (accessed 12.06.2023).
8. Morunova G.V., Ivanova N.G., Kuz'mina S.N. Tools for long-term budget planning of the territory. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal = St. Petersburg Economic Journal. 2021;(2). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7instrumentariy-dolgosrochnogo-byudzhetnogo-planirovaniya-territorii (accessed 12.06.2023).
9. Molchanov I.N., Molchanova N.P., Nurislamova N.R. Program-target approach in public finance management: modern problems of budget planning. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya = Bulletin of the Volgograd State University. Series 3: Economics. Ecology. 2021;(2). (In Russ.)
10. Zausaeva M.A. Features of the regional budget. Ekonomika i sotsium = Economy and society. 2022;(12-1). (In Russ.)
11. Dzhafarova Z.K. Analysis of revenues of local budgets of the Republic of Dagestan. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki = Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2022;(3). (In Russ.)
12. Deryugin A.N. Regional budgets in 2022. Ekonomicheskoe razvitie Rossii = Economic development of Russia. 2023;(4). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/regionalnye-byudzhety-v-2022-g (accessed 12.06.2023).
13. Chernaya O.A., Lakhno V.V., Gashnikova D.V. Improving the efficiency of the regional finance management system (on the example of the Krasnodar Territory). Vestnik Akademii znaniy = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021;(6). (In Russ.)
14. Lisachkina Yu.S. Strategy of deficit of regional budgets of Russia. Vestnik Akademii znaniy = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022;(6). (In Russ.)
15. Glotova I.I., Burnasheva N.R. Analysis of the sustainability of the regional budget. Fi-nansy i uchetnaya politika = Finance and accounting policy. 2021;(3). (In Russ.)
16. Khokhlova I.G. The use of MCHP mechanisms in conditions of budget deficit in cities -regional capitals. Finansovaya ekonomika = Financial Economics. 2018;(8):260-264. (In Russ.)
17. Rodina T.E. Assessment of the financial stability of the regional budget. Mezhdunarod-nyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal = International Scientific Research Journal. 2020;(10-1). (In Russ.)
18. Nesterenko T.G., Artyukhin R.E., Belyakova Z.G. Ispolnenie federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii za 2020 god = Execution of the federal budget and budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2020. Moscow: Ministerstvo finansov RF, 2021. (In Russ.)
19. Ryabtsev V.M., Chudilin G.I. (eds.). Regional'naya statistika: uchebnik = Regional statistics : textbook. Moscow, 2001. (In Russ.)
20. Consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds (for 2017-2020). Ofitsial'nyy sayt Federal'nogo kaznacheystva = Official website of the Federal Treasury. (In Russ.). Available at: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (accessed 12.06.2023).
21. Bakumenko L.P., Petukhova O.A. Statistical analysis of the structure of investments in the region. Statistika i ekonomika = Statistics and Economics. 2013;(5): 143-146. (In Russ.). doi: 10.21686/2500-3925-2013-5-143-146
Информация об авторах /Information about the authors
Александр Владимирович Понукалин
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: avp1123@mail.ru
Aleksandr V. Ponukalin
Candidate of economical sciences,
associate professor,
head of the sub-department
of economics and finance,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Нина Валерьевна Некрылова
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: nina-nekrylova@yandex.ru
Ирина Геннадьевна Хохлова
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: irina_khokhlova@inbox.ru
Nina V. Nekrylova
Candidate of economical sciences, associate professor,
associate professor of the sub-department of economics and finance, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Irina G. Khokhlova
Candidate of economical sciences, associate professor,
associate professor of the sub-department of economics and finance, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию/Received 17.06.2022 Поступила после рецензирования/Revised 20.08.2023 Принята к публикации/Accepted 05.09.2023