УДК 61 е. 15S. 16:612.111.161-053.2-02:613.32:546.175
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ПРИ ВОДНО-НИТРАТНОЙ МЕТГЕМОГЛОБИНЕМИИ
У ДЕТЕЙ
Н. И. Петухов, А. В. Иванов
Курс коммунальной гигиены и Центральная научно-исследовательская лаборатория Казанского медицинского института им. С. В. Курашова
В зарубежной литературе (Comly; Woolley; Springfield и Eveloff; Ас-cordi и Gaioni) и в работах отечественных авторов (Ш. X. Капанадзе; Ф. Н. Субботин, Л. И. Малютина и Н. Б. Черкаевский) широко освещены вопросы водно-нитратной метгемоглобинемии.
Известно, что основной причиной водно-нитратной метгемоглобинемии является потребление нитратов с питьевой водой или пищей.
К наиболее характерным симптомам заболевания относятся повышение концентрации метгемоглобина в крови, цианоз, учащение пульса и дыхания, падение артериального давления. Вместе с тем изменяется и газовый состав крови — снижается содержание кислорода (А. М. Чарный; Bodo). Особенно чувствительна к недостатку его центральная нервная система. Под влиянием недостатка кислорода в коре больших полушарий возникает запредельное торможение. И. Р. Петров, Э. Ван Лир и К- Стикней находят, что гипоксия вызывает умственное и физическое утомление.
Степень утомления мы исследовали методом измерения времени реакции.
Исследование скорости реакции, в частности зрительной, по мнению С. А. Косилова, помогает в ряде случаев составить представление об изменениях скоростей нервных процессов в рефлекторной дуге при конкретных условиях трудовой деятельности. Л. С. Богаченко, Н. Б. Буштанская методом учета изменений латентного периода определяли влияние школьного дня на условные связи первой и второй сигнальной систем учеников.
Таким образом, временной компонент условных двигательных реакций как метод, позволяющий судить о состоянии центральной нервной системы, нашел применение в практике физиологических и гигиенических исследований и был использован нами для установления воздействия нитратов на психофизиологические функции школьников.
Мы провели психофизиологические исследования в условиях естественного эксперимента — путем хронометрии измеряли время реакции у школьников. Латентный период условнодвигательных рефлексов измеряли батарейным хронорефлексометром с транзисторным преобразованием. Определяли время простой двигательной реакции на зрительный или звуковой раздражители. Усилие, необходимое для преодоления сопротивления возвратной пружины кнопки, равнялось 50 г, ее свободный ход — 4 мм. Промежутки времени, отмеченные стрелкой прибора, заносили в протокол. Отсутствие показателей (норм) по изучаемым физиологическим реакциям потребовало от нас также определений у одного и того же ребенка до и после занятий.
Обследованию подвергли 39 школьников 12—14 лет, потреблявших воду с содержанием нитратов (NO^-), составляющем в среднем 105 мг!л (экспериментальная группа). 20 школьников 12—14 лет, потреблявших воду с концентрацией NO~, содержащей 8 мг!л, составили контрольную группу. Дети обеих групп проживали в одном населенном пункте, посещали одну школу и обучались у одних и тех же преподавателей в одной смене.
Перед началом психофизиологических исследований испытуемым разъясняли, в чем будет состоять эксперимент и какова их роль, т. е. что они
должны делать по ходу подачи сигналов. Раздражители (свет и звук) включались не по стереотипу, а в разбивку.
Данные об измерении времени реакции учеников на свет и звук приведены в табл. 1.
Таблица I
Изменение времени реакции на световой и звуковой раздражители
Группа
° £ * 5 а 2 ®
— о
а- э£
Среднее время реакции (в м сек)
Число проб до начала заня* тий после занятий удлинение времени реакции < Р
Контрольная . . . Экспериментальная
Контрольная . . . Экспериментальная
20 102
39 195
19 95
39 195
Реакция на свет
155,1 148,6
Реакция на звук
147,5 147,1
187,0 31,9
203,4 54,8 3,6 <0,001
184,7 37,2
207,2 60,1 2,55 <0,02
Из табл. 1 видно, что к концу занятий время реакции у контрольной группы при световом раздражителе увеличилось на 31,9 мсек, а при звуковом — на 37,2 мсек. Корковые клетки, по-видимому, достигают предела функциональной работоспособности и переходят в состояние запредельного торможения. У детей экспериментальной группы наблюдалось более выраженное утомление: время реакции на световой раздражитель к концу занятий увеличилось на 54,8 мсек, а на звуковой — на 60,1 мсек.
Несмотря на ограниченное по сложившимся условиям число наблюдений, разность средних показателей удлинения реакции на световой раздражитель, обработанная статистически, оказалась достоверной (¿=3,60; Ж0,001). При испытании реакции детей на звуковой раздражитель данные
Таблица 2
Концентрация нитратов в питьевой воде и уровень метгемоглобина в крови
Группа Концентрация N0 в • воде (в мг/л) Число обследованных Среднее содержание метгемоглобина в крови (в%> < Р
Контрольная .... 8,0 10 0,75
5,4 <0,001
Экспериментальная . 105,0 11 5,30
статистической обработки разности средних контрольной и опытной групп были следующими: /=2,55, Р<С0,01. Эти показатели позволяют считать результаты эксперимента существенными.
Для выяснения влияния нитратов у детей выборочно (10 учеников контрольной группы и 11 учеников экспериментальной) произведен анализ крови на метгемоглобин г. Данные анализа, произведенного по методу Г. В. Дер-виз с использованием визуально-электрического фотометра ФМ-58, представлены в табл. 2.
Из табл. 2 видно, что у школьников, потребляющих воду с низким содержанием нитратов (8 мг/л), количество метгемоглобина не выходит за пределы нормальных величин (0,75%). У детей, потребляющих воду с нитра-
1 В исследовании крови участвовала старший лаборант Л. Г. Жарикова.
тами в концентрации 105 мг!л, количество метгемоглобина в 7 раз выше, чем в контрольной группе, и составляет в среднем 5,3%. Разность средних статистически достоверна (/=5,4; Р<0,001).
Полученные данные говорят о том, что, по всей вероятности, нитраты оказывают воздействие и на центральную нервную систему.
ЛИТЕРАТУРА
{ I
БогаченкоЛ. С. Ж. высш. нервн. деят., 1953, в. 2, с. 203. — Б у ш т а н -с к а я Н. Б. Гиг. и сан., 1965, № 4, с. 52. — Д е р в и з Г. В. Лабор. дело, 1966, № 9, с. 527. — Капанадзе Ш. X. Гиг. и сан., 1961, № 9, с. 7. — К о с и л о в С. А. В кн.: Руководство по гигиене труда. М., 1965, т. I, с. 35. — Малютина Л. И., Ч е р-каевский Н. Б. Труды Владимирск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1962, сб. 2, с. 219. — Петров И. Р. О роли нервной системы при кислородном голодании. Л., 1952. —Субботин Ф. Н. Гиг. и сан., 1962, № 10, с. 79. — Ч а р н ы й А. М. Патофизиология аноксических состояний. М., 1947. — Ас-с о г d i V., G a i о n i L., Minerva pediat., 1961, v. 13, p. 1379. — В о d о Т., Mschr. Kinderheilk., 1955, Bd 103, S. 8. — С о m 1 у H. H., J. A. M. A., 1945, v. 129, p. 112. — Springfield A. R, Eveloff M. D„ lllionis med. J., 1950, v. 98, p. 294. — В а н Л и p Э., Стнкней К. Гипоксия. М., 1967. — W о о 1 1 е у P. V., J. Pediat., 1948, v. 33, р. 506.
Поступила 21/IV 1969 г.
INVESTIGATION OF CERTAIN PSYCHOPHYSIOLOGICAL REACTIONS IN CHILDREN WITH WATER NITRATE METHAEMOGLOBINEMIA
N. I. Petukhov, A. V. Ivanov
Psychophysiological reactions to light and sound irritations were studied in 12 to 14 year-old children. Simultaneously their blood was examined for the methaemoglobin content. The children whose blood contained methaemoglobin (5,30 per cent) presented more pronounced signs of fatigue than those of the control group. Evidently, nitrates affected the central nervous system.
УДК 814.777:661.718.5.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СПУСКА СТОЧНЫХ ВОД, СОДЕРЖАЩИХ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Канд. мед. наук А. Л■ Клящицкая, Г. Н. Красовский, С. А■ Фридлянд
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
В процессе получения различного типа полиорганосилоксанов (кремний-органических полимеров) образуются сточные воды, состав и концентрация которых определяется спецификой технологического процесса. Регламентация сброса этих сточных вод потребовала изучения условий их формирования и состава, а также проведения ряда экспериментальных исследований.
В течение 3 лет посезонно определялся состав производственных сточных вод Данковского химического завода; кроме того, исследовались сточные воды, образующиеся при получении ряда кремний органических полимеров, таких, как метил-{3-цианэтилсилоксан, полиметилтиенилсилоксан, поли-метилфенилсилоксан и ряд других. Количество таких сточных вод довольно значительно. Так, при получении полиорганосилоксановых жидкостей, содержащих тиенильный радикал, на стадии гидролиза образуется 10—12 л жидкости на 1 кг готовой продукции, а после каталитической перегруппировки — 2 л. При получении полинитрилсилоксановой жидкости образуется 1,5—4 л сточной жидкости на 1 кг готовой продукции. При производстве