Научная статья на тему 'Исследование напряженно-деформированного состояния обделки подземных сооружений в зонах сопряжений'

Исследование напряженно-деформированного состояния обделки подземных сооружений в зонах сопряжений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
149
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TUNNEL / SHAFT / LINKING / STRESS-STRAIN STATE OF THE ROCK MASS / THE CONCRETE LINING / ТОННЕЛЬ / СТВОЛ / СОПРЯЖЕНИЕ / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОРОДНЫЙ МАССИВ / БЕТОННАЯ КРЕПЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Плешко М.С., Войнов И.В., Насонов А.А.

В статье рассмотрено численное моделирование зоны сопряжения тоннеля с вертикальным стволом. Разработка и расчет моделей осуществлялся в программном комплексе «ЛИРА», реализующем метод конечных элементов. Разработана пространственная численная модель сопряжения тоннеля и вертикального ствола. В результате расчетов определены все компоненты объемного тензора напряжений в конечных элементах обделки и породного массива, перемещения и деформации в узлах конечных элементов. Задача решена в упругопластической постановке шагово-итерационным методом. Установлено, что в характерных зонах влияния сопряжений, наблюдается значительное увеличение интенсивности эквивалентных напряжений, которое приводит к снижению запаса несущей способности обделки в 2 раза и более по сравнению с протяженными участками подземных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Плешко М.С., Войнов И.В., Насонов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the stress-strain state of lining of underground structures in the zones of linking

In the article numerical simulation of the interface zone of a tunnel with a vertical barrel by the finite element method is considered. The numerical spatial model is a fragment of a rock mass with a size of 80 to 90 meters, in which the tunnel is connected by a span of 6.0 m, adjacent to the vertical trunk. The mating and trunk in the area under consideration are fixed with reinforced concrete lining 500 mm thick. A universal spatial isoparametric eight-node finite element is used to break up the model. The dimensions of the finite elements on the outer regions of the model were 2.5 5.0 m, on the inner 0.25 0.5 m. Thus, the principle of combining dense and rarefied grids was used to reduce the amount of information describing the numerical model. The problem was solved in an elastoplastic formulation by a stepwise iteration method. As a result of calculations, all the components of the volumetric stress tensor in the finite elements of the lining and the rock mass, movement and deformation in the nodes of the finite elements were determined. With the help of the developed numerical models, a series of calculations was performed, an array of data was obtained on the stress-strain state of the lining in the zone of coupling effect, quantitative and qualitative analysis was performed. It is established that in characteristic zones of the influence of conjugations, a significant increase in the intensity of equivalent stresses is observed, which leads to a reduction in the load-bearing capacity of the lining by 2 times or more in comparison with extended sections of underground structures. To increase the efficiency of maintaining interfaces during tunnel operation, it is necessary to justify the control actions taking into account the dynamics of changes in the stress-strain state of the lining in space and time.

Текст научной работы на тему «Исследование напряженно-деформированного состояния обделки подземных сооружений в зонах сопряжений»

Исследование напряженно-деформированного состояния обделки подземных сооружений в зонах сопряжений

12 3

М.С. Плешко , И.В. Войнов , А.А. Насонов

1 Донской государственный технический университет 2Ростовский государственный университет путей сообщения

3Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова

Аннотация: В статье рассмотрено численное моделирование зоны сопряжения тоннеля с вертикальным стволом. Разработка и расчет моделей осуществлялся в программном комплексе «ЛИРА», реализующем метод конечных элементов. Разработана пространственная численная модель сопряжения тоннеля и вертикального ствола. В результате расчетов определены все компоненты объемного тензора напряжений в конечных элементах обделки и породного массива, перемещения и деформации в узлах конечных элементов. Задача решена в упругопластической постановке шагово-итерационным методом. Установлено, что в характерных зонах влияния сопряжений, наблюдается значительное увеличение интенсивности эквивалентных напряжений, которое приводит к снижению запаса несущей способности обделки в 2 раза и более по сравнению с протяженными участками подземных сооружений.

Ключевые слова: тоннель, ствол, сопряжение, напряженно-деформированное состояние, породный массив, бетонная крепь.

1. Введение

Современный комплекс транспортного тоннеля представляет собой сложную подземную сеть, которая, помимо самого тоннеля, включает обслуживающие штольни, камеры, сбойки, вертикальные стволы и др. Сопряжения основной тоннельной выработки с перечисленными сооружениями характеризуются большими пролетами и сложной пространственной геометрией. Это может привести к усложнению условий работы обделки при эксплуатации тоннеля и требует отдельного анализа при обосновании параметров несущих конструкций тоннеля [1-2].

Оценка несущей способности обделки тоннельного комплекса в зонах сопряжений методами строительной механики или механики сплошной среды весьма затруднена. На помощь приходят численные методы математического моделирования, получающие все большое распространение для решения аналогичных задач [3-7]. В качестве примера такого подхода в статье

рассмотрено численное моделирование зоны сопряжения тоннеля с вертикальным стволом.

2. Методика исследования

Разработка и расчет моделей осуществлялся в программном комплексе «ЛИРА», реализующем метод конечных элементов.

Рассмотрена односторонняя схема сопряжения пролетом 6,0 м, примыкающая к стволу диаметром также 6,0 м. Сопряжение и ствол в рассматриваемой зоне закреплены железобетонной обделкой толщиной 500 мм, класс бетона В30. С целью сравнения, параллельно выполнялся расчет модели протяженного участка ствола в аналогичных условиях.

Пространственные численные модели имели форму цилиндра, его размеры для исключения влияния граничных условий приняты: высота - 80 м; диаметр - 90 м. Для разбивки модели использован универсальный пространственный изопараметрический восьмиузловой конечный элемент. Размеры конечных элементов на внешних областях модели составляли 2,5 - 5,0 м, на внутренних - 0,25 - 0,5 м. Таким образом, применён принцип совмещения густой и разреженной сеток для уменьшения объема информации, описывающей численную модель. Граничные условия на боковой и нижней поверхностях модели заданы в форме ограничения перемешенный по нормали к ним, верхняя грань загружалась равномерно распределенным горным давлением.

Задача решалась в упругопластической постановке шагово-итерационным методом. В результате расчетов определялись все компоненты объемного тензора напряжений в конечных элементах обделки и породного массива, перемещения и деформации в узлах конечных элементов. Далее определялись главные напряжения а1, а2, о3 и в соответствии с критерием прочности Кулона-Мора - эквивалентные напряжения:

оэ = а1

х

а8 = А-а1 -&э ,

(1)

где х = а<+; ¿ = °0,

здесь сг0+ - предельное напряжение при одноосном растяжении; СТ0 - то же, при сжатии [9-10]. Э. Результаты моделирования

С помощью разработанных численных моделей выполнена серия расчетов, получен массив данных по напряженно-деформированному состоянию обделки в зоне влияния сопряжения, выполнен количественный и качественный анализ.

Типичная картина распределения эквивалентных напряжений оэ в зоне сопряжения в форме изополей представлена на рис. 1.

Рис. 1. - Изополя эквивалентных напряжений в зоне сопряжения

(фрагмент разреза численной модели)

Анализ распределения эквивалентных напряжений позволяет выделить несколько характерных зон на рассматриваемом участке (рис. 2).

Рис. 2. - Выделенные зоны участка сопряжения ствола: 1 - свод сопряжения; 2 - стенка ствола над сводом; 3 - стенка ствола, примыкающая к проему сопряжения; 4 - стенка ствола напротив проема сопряжения; 5 - стенка сопряжения; 6 - стенка ствола ниже сопряжения

Для оценки интенсивности эквивалентных напряжений в выделенных зонах был введен параметр сотн:

с

С отн

э.спр

с

(1)

где сэ.спр - максимальные эквивалентные напряжения в обделке в зоне сопряжения;

сэ.ств - максимальные эквивалентные напряжения в обделке ствола на протяженном участке в аналогичных условиях.

На рис. 3 представлена динамика изменения параметра сотн в зоне 1 и 5 по мере удаления от проема сопряжения по оси Ь (см. рис. 2).

с,

отн 3 2.8 2.6 2.4 2.2 2 1.8 1.6

7 8 Ь, м

Рис. 3. - Графики изменения сот — в зоне 5; в зоне 1;

На рис. 4 представлены графики изменения сотн в зоне 2 и 6 по мере удаления соответственно от свода и почвы сопряжения.

Рис. 4. - Графики изменения сотн: - в зоне 6; в зоне 2;

На рис. 5 приведены графики изменения сотн в зоне 3 и 4 в направлении вверх по стволу. За начало отчета принята высотная отметка оси Ь (см. рис. 2).

Рис. 5. - Графики изменения сотн: - в зоне 4; в зоне 3;

Представленные графики показывают, что во всех рассмотренных зонах, кроме четвертой, наблюдается значительное увеличение интенсивности эквивалентных напряжений, которое приводит к снижению запаса несущей способности обделки в 2 раза и более.

4. Выводы

Таким образом, в результате исследования подтверждены известные практические данные о том, что геомеханическая ситуация в зоне сопряжений подземных сооружений существенно сложнее чем на протяженных участках. При длительной эксплуатации это может привести к деформациям и разрушениям обделки, увеличению притока воды в тоннель, развитию процесса трещинообразования в окружающем породном массиве. Для повышения эффективности поддержания сопряжений, на наш взгляд, необходимо обосновать управляющие воздействия с учетом динамики изменения напряженно-деформированного состояния обделки в пространстве и времени. В частности, целесообразно проанализировать опыт эксплуатации и монито-

ринга сопряжений глубоких шахтных стволов в сложных горногеологических условиях [8-10].

Литература

1. Н.С. Булычев. Механика подземных сооружений. Учеб. для вузов. -М.: Недра, 1994. 382 с.

2. Плешко М.С., Насонов А.А., Пашкова О.В. Разработка технических решений по повышению устойчивости участков сопряжений вертикальных стволов // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 15.

3. Панкратенко А.Н., Нгуен З.Ф., Саммаль А.С., Нгуен С.М. Исследование расчета многослойной крепи тоннелей, сооружаемых в технологически неоднородном массиве пород // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № S13. С. 3-12.

4. Bock, S. Numerical modelling of a void behind shaft lining using FDM with a concrete spalling algorithm. Journal of Sustainable Mining. 2014. 13(2), Pp. 14 - 21.

5. Панкратенко А.Н., Нгуен К.Х., Самаль А.С., Бегалинов А.Б., Аман-толов Д.Б. Математическое моделирование влияния технологии строительства микротоннелей методом прокола на напряженное состояние вмещающего массива и конструкцию крепи существующего тоннеля // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 11. С. 252-258.

6. Саммаль А.С., Панкратенко А.Н., Нгуен К Прогноз изменения напряженного состояния обделки тоннеля при проведении вблизи него выработки методом микротоннелирования // Транспортное строительство. 2015. № 1.С. 14-17.

7. Панкратенко А.Н., Саммаль А.С., Нгуен К.Х. Математическое моделирование напряженного состояния конструкции крепи тоннеля и окру-

жающего массива пород при проведении в его окрестности выработки способами микротоннелирования // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 9. С. 277-281.

8. Страданченко С.Г., Плешко М.С., Армейсков В.Н. О необходимости проведения комплексного мониторинга подземных объектов на различных стадиях жизненного цикла // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1994.

9. Pleshko M.S., Stradanchenko S.G., Maslennikov S.A., Pashkova O.V. Study of technical solutions to strengthen the lining of the barrel in the zone of influence of construction near-wellbore production. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. VOL. 10. NO. 1, JANUARY 2015. Pp. 14-19.

10. Плешко М.С., Насонов А.А., Гармонин Р.Э., Сироткин А.Ю. Элементы геотехнического мониторинга подземных сооружений, закрепленных железобетонными анкерами // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3196.

References

1.N.S. Bulychev. Mehanika podzemnyh sooruzhenij. [Mechanics of underground structures]. Ucheb. dlja vuzov. M.: Nedra, 1994. 382 p.

2. Pleshko M.S., Nasonov A.A., Pashkova O.V. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2014. № 5 (24). Pp. 15.

3. Pankratenko A.N., Nguen Z.F., Sammal' A.S., Nguen S.M. Gornyj informacion-no-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2016. № S13. pp. 3-12.

4. Bock, S. Numerical modelling of a void behind shaft lining using FDM with a concrete spalling algorithm. Journal of Sustainable Mining. 2014. 13(2), Pp. 14 -21.

5. Pankratenko A.N., Nguen K.H., Samal' A.S., Begalinov A.B., Amantolov D.B. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2015. № 11. Pp. 252-258.

6. Sammal' A.S., Pankratenko A.N., Nguen K Transportnoe stroitel'stvo. 2015. № 1. Pp. 14-17.

7. Pankratenko A.N., Sammal' A.S., Nguen K.H. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2014. № 9. Pp. 277-281

8. Stradanchenko S.G., Pleshko M.S., Armejskov V.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2013. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1994.

9.Pleshko M.S., Stradanchenko S.G., Maslennikov S.A., Pashkova O.V. Study of technical solutions to strengthen the lining of the barrel in the zone of influence of construction near-wellbore production. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. VOL. 10. №1, JANUARY 2015. Pp. 14-19.

10. Pleshko M.S., Nasonov A.A., Garmonin R.Je., Sirotkin A.Ju. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.