Научная статья на тему 'Исследование направления подготовки «Русский язык + регионоведение» в китайских высших учебных заведениях по специфике региона'

Исследование направления подготовки «Русский язык + регионоведение» в китайских высших учебных заведениях по специфике региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / регионоведение / специфика региона / высшие учебные заведения / междисциплинарный специалист / Russian language / regional studies / specificity of the region / higher educational institutions / interdisciplinary specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунь На

В связи с диверсификацией социального спроса, бывшие выпускники унитарного типа, которые только усваивают лингвистические знания, уже не удовлетворяют государственным и рыночным потребностям, поэтому адекватное изменение моделей подготовки языковых специалистов имеет большое значение. В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин провозгласил «Один пояс – один путь» как глобальную инициативу Китая, направленную на углубление сотрудничества вовлеченных стран во многих областях их деятельности. Надо отметить, что во многих вовлеченных в инициативе странах говорят на русском языке, и эта цифра в полной мере свидетельствует о том, что преподавание русского языка играет особую роль в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Таким образом, для глубокого продвижения инициативы «Один пояс – один путь» необходимо создать группы высококлассных междисциплинарных специалистов, которые не только профессионально овладеют русским языком и способностью к коммуникации, но и должны будут иметь прочные знания о регионах, участвующих в инициативе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунь На

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE DIRECTION OF TRAINING “RUSSIAN LANGUAGE + REGIONAL STUDIES” IN CHINESE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE SPECIFICITY OF THE REGION

Due to the diversification of social demand, the former graduates of the unitary type, who are only mastering linguistic knowledge, no longer meet the state and market needs, therefore, an adequate change in the models of training language specialists is of great importance. In 2013, Chinese President Xi Jinping proclaimed Belt and Road as a global initiative of China aimed at deepening cooperation between the countries involved in many areas of their activities. It should be noted that many of the countries involved in the initiative speak Russian, and this figure fully testifies to the fact that the teaching of the Russian language plays a special role in the framework of the One Belt One Road initiative. Thus, in order to deeply promote the One Belt, One Road initiative, it is necessary to create teams of highly qualified interdisciplinary specialists who will not only become proficient in the Russian language and communication skills, but will also need to have solid knowledge of the regions participating in the initiative.

Текст научной работы на тему «Исследование направления подготовки «Русский язык + регионоведение» в китайских высших учебных заведениях по специфике региона»

Исследование направления подготовки «Русский язык + регионоведение» в китайских высших учебных заведениях по специфике региона

Сунь На,

старший преподаватель, кафедра практического русского языка, Хэйхэский университет (КНР) E-mail: 909389521@qq.com

В связи с диверсификацией социального спроса, бывшие выпускники унитарного типа, которые только усваивают лингвистические знания, уже не удовлетворяют государственным и рыночным потребностям, поэтому адекватное изменение моделей подготовки языковых специалистов имеет большое значение.

В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин провозгласил «Один пояс - один путь» как глобальную инициативу Китая, направленную на углубление сотрудничества вовлеченных стран во многих областях их деятельности. Надо отметить, что во многих вовлеченных в инициативе странах говорят на русском языке, и эта цифра в полной мере свидетельствует о том, что преподавание русского языка играет особую роль в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Таким образом, для глубокого продвижения инициативы «Один пояс - один путь» необходимо создать группы высококлассных междисциплинарных специалистов, которые не только профессионально овладеют русским языком и способностью к коммуникации, но и должны будут иметь прочные знания о регионах, участвующих в инициативе.

Ключевые слова: русский язык, регионоведение, специфика региона, высшие учебные заведения, междисциплинарный специалист.

По данным Министерства образования КНР, в настоящее время открываются факультеты русского языка в 164 китайских высших учебных заведениях. Существуют очевидные региональные различия по подготовке русистов в масштабе, количестве, профиле и др. китайские высшие учебные заведения должны открывать новое направление подготовки «регионоведение» с учетом специфики региона.

Как известно, Китай делится на четыре экономических региона: Восточное побережье, Центральный Китай, Северо-Восточный Китай и Западный Китай. На данный момент в Центральном Китае действует 20 высших учебных заведений, в которых открываются дисциплины по специальности «Русский язык». В трех Северо-Восточных провинциях Китая действует 47 высших учебных заведений. Юго-восток Китая пока значительно отстает от Северных и Центральных провинций по темпам и масштабам распространения русского языка. В Восточном побережье готовят специалистов по специальности «Русский язык» в 66 высших учебных заведениях. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе, Юго-западной части Китая и приграничных регионах России, Китая и Монголии действует 31 высших учебных заведения, которые также будут готовить русистов.

1. Направление подготовки для вузов в СевероВосточном районе Китая

В Северо-Восточном районе Китая начиная с 1898 года, после строительства китайско-восточной железной дороги, тенденции обучения русскому языку значительно развивались. В настоящее время изучение русского языка в этом регионе по-прежнему занимает особое место в связи с расширением межрегионального экономического сотрудничества и обмена между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком. Следовательно, у китайских высших учебных заведений в Северо-Восточном регионе имеется больше возможностей для подготовки регионоведов.

В контексте быстрого развития современных тенденций региональной интеграции изучение ре-гионоведческой информации Северо-Восточной Азии приобрело особую актуальность для Китая. С учетом экономических, географических, и других особенностей учетом экономических, географических, и других особенностей развития ре-гионоа, исследование региональных проблем в Северо-Восточной Азии сосредоточено на следующих ключевых областях:

Первая - это проблема безопасности в СевероВосточной Азии. Например, территориальные споры между Россией и Японией, распространение ядерного оружия в Северо-Восточной Азии и Альянс в Северо-Восточной Азии.

Вторая - проблема страноведческих исследований в Северо-Восточной Азии. Изучить политические, экономические, социальные и дипломатические проблемы России.

Третья - региональное экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии. Зона экономического развития Тюменьцзян, Экономическая зона Хуанцихай и др.

Четвертая - это история и гуманитарные обмены в Северо-Восточной Азии.

2. Направление подготовки для вузов в Центральном районе Китая

Центральный район Китая относится к региону с удобной транспортной сетью, мощной промышленной базой и имеет огромный рыночный потенциал для развития. Инвестиционное экономическое сотрудничество с другими странами мира в этом регионе затрагивают такие отрасли, как сельское хозяйство, производство, машиностроение, научные техники, судостроение, и др. В контексте быстрого развития региона и сильного экономического роста развертывание стратегического межрегионального сотрудничество с вовлеченными странами «Один пояс - один путь» приобрело особую актуальность.

С географической точки зрения региональное сотрудничество осуществляется в центральном районе Китая и европейской части России ("Янцзы-Волга"). Эта новая модель сотрудничества между внутриконтинентальными регионами Китая и России даст новый импульс развитию российско-китайских отношений. Высшие учебные заведения в этом районе для глубокого продвижения инициативы «Один пояс - один путь» и углубления российско-китайских отношений вполне возможно использовать свое выгодное экономическое условие, развертывая подготовку высококлассных регионоведов по профилю «Региональное сотрудничество с Россией».

В последние годы китайско-российское политическое, экономическое и культурное сотрудничество на региональном уровне бурно развивается. 2018-2019 годы являются Годами китайско-российского сотрудничества и обменов на местном уровне. Межрегиональное сотрудничество уже становится важной составной частью российско-китайских отношений. Высшем учебным заведениям в этом районе можно исследовать региональные проблемы на следующих ключевых областях:

Первая - мировые интеграционные процессы 5 и международные организации. Особое внимание о уделяет международной экономической интегра-£ ции, включая модели торгово-экономического со° трудничества и политико-экономической интегра-г! ции и т.д.

Вторая - исследование социально-экономических и политических процессов в России. Изучить политические, экономические, энергические, социальные проблемы и развитие России.

Третья - анализ деловую практику межрегионального сотрудничества Китая и России, как «Янцзы-Волга».

3. Направление подготовки для вузов в Западном районе Китая

По имеющейся информации на официальном сайте Министерства образования, отделения русского языка на кафедрах иностранных языков работают в Сианьском университете иностранных языков, Синьцзянском университете, Сычуаньском университете иностранных языков и ряде других. Надо отметить, что в том числе Синьцзян-Уйгурский автономный район граничит с восемью государствами (как Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан). Данные высшие учебные заведения, вполне возможно, использует свое выгодное географическое положение, развертывая подготовки реги-оноведов. Ведь Центральная Азия имеет важное геостратегическое и геоэкономическое значение для Китая. В рамках инициативы «Один пояс - один путь» Китай и страны Центральной Азии установили тесные транспортные, энергетические и инвестиционные сотрудничества. Таким образом, для глубокого продвижения инициативы «Один пояс - один путь» необходимо подготовить специалистов, которые иметь профессиональные знания о регионе Центральной Азии.

С учетом экономических, географических, и других особенностей развития региона, исследование региональных проблем в Центральной Азии сосредоточено на следующих ключевых областях:

Первая - внешние и внутренние угрозы безопасности в Центральной Азии. К внутренним вызовам относят социально-экономические и экологические проблемы, способствующие развитию политической нестабильности. К внешним факторам относят угрозы терроризма, религиозного экстремизма, нарко-индустрию, геоэкономическое и геополитическое влияние.

Вторая - проблема страноведческих исследований в Центральной Азии. Изучить политические системы и культуры стран Центральной Азии, экономическое, политическое и энергическое сотрудничество с другими странами.

Третья - исследование по современному развитию государств Центрально-Азиатского региона.

4. Направление подготовки для вузов в Восточном побережье Китая

В Восточном побережье Китая количество образовательных учреждений высшего профессионального образования по направлению подготовки «Русский язык и литература» составляет 33. Среди них большая часть вузов находится в крупных городах, как в Пекине, которые имеют мощную научно-

интеллектуальную базу. (Например: Пекинский университет иностранных языков, Пекинский университет, Пекинский педагогический университет, Столичный педагогический университет, Университет внешней экономики и торговли и т.д.). Существует огромное количество профессиональных преподавателей. С учетом экономических, географических, и других особенностей развития региона, исследование по России сосредоточено на следующих ключевых областях:

Первая - региональная теория. Определять сущность и направления региональной политики и основные методы для регионоведческих исследований.

Вторая - история развития и нынешняя ситуация России, затрагивают вопросы в политической, экономической и социальной сферах. Например, демографическая проблема, борьба с бедностью, политические паритии, социалистическая модернизация и т.д.

Третья - исследование вопросов об дипломатических проблемах. Изучить приоритеты внешней политики России, деловое сотрудничество с другими странами, международные отношения с Западными странами, СНГ, Китаем и другими странами.

Заключение. Направление подготовки русский язык + регионоведение вызывает большой интерес со стороны преподавателей русского языка в Китае.

В наше время в китайских высших учебных заведениях актуальность и необходимость для создания групп высококлассных лингворегионове-дов, которые не только профессионально владеют русским языком и способностями к коммуникации, но и имеют прочные знания о России, не вызывают сомнений.

Хотя в настоящее время направление подготовки «Регионоведение» пока не входит в список вузовских дисциплин в Китае, но в дальнейшем это новое направление будет иметь блестящие перспективы и в будущем все больше высших учебных заведений установят его для подготовки нужных междисциплинарных регионоведов по исследованию Россию.

Литература

1. Лю Лимин. Образование русского языка в Китае наследие и развитие^]. Китайское обучение русского языка 2017(1).

2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педа-гогики[М]. М: СПб., 1992.

3. Лопухов А.М. Словарь современных понятий и терминов[М]. М: Москва Неизвестный. 2002.

4. Russet B.M. International Relations: Self, Civilization, and Intellectual Politics in Subaltern East Asia. New York: Routledge, 2010.

RESEARCH OF THE DIRECTION OF TRAINING "RUSSIAN LANGUAGE + REGIONAL STUDIES" IN CHINESE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE SPECIFICITY OF THE REGION

Sun Na

Heihe University

Due to the diversification of social demand, the former graduates of the unitary type, who are only mastering linguistic knowledge, no longer meet the state and market needs, therefore, an adequate change in the models of training language specialists is of great importance.

In 2013, Chinese President Xi Jinping proclaimed Belt and Road as a global initiative of China aimed at deepening cooperation between the countries involved in many areas of their activities. It should be noted that many of the countries involved in the initiative speak Russian, and this figure fully testifies to the fact that the teaching of the Russian language plays a special role in the framework of the One Belt One Road initiative. Thus, in order to deeply promote the One Belt, One Road initiative, it is necessary to create teams of highly qualified interdisciplinary specialists who will not only become proficient in the Russian language and communication skills, but will also need to have solid knowledge of the regions participating in the initiative.

Keywords: Russian language, regional studies, specificity of the region, higher educational institutions, interdisciplinary specialist.

References

1. Liu Liming. The formation of the Russian language in China: heritage and development [J]. Chinese teaching of the Russian language 2017 (1).

2. Ginetsinsky V.I. Foundations of theoretical pedagogy [M]. M: SPb., 1992.

3. Lopukhov A.M. Dictionary of modern concepts and terms [M]. M: Moscow: Unknown. 2002.

4. Russet B.M. International Relations: Self, Civilization, and Intellectual Politics in Subaltern East Asia. New York: Routledge, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.