Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нейролингвистическое программирование / английский язык / обучение / образование / особенности преподавания. / Neuro-linguistic programming / English / teaching / education / teaching features.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А. Лапина М., Мовзалевская В. В., Токмакова М. Е., Ржевская Н. В.

В статье рассматривается применение нейролингвистического программирования как средства изучения английского языка в рамках современного образования, приводится ряд техник и стратегий, которые позволяют сделать процесс обучения более эффективным. Дается анализ их основных функций. Особое внимание уделено понятию нейролингвистического программирования, позволяющего качественно внести изменения в образовательную среду. Обозначена связь данного метода с другими подходами в образовании. Также уделено особое внимание психологическим аспектам воздействия нейролингвистического программирования на обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А. Лапина М., Мовзалевская В. В., Токмакова М. Е., Ржевская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE DIRECTIONS OF APPLICATION OF NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING FOR LEARNING ENGLIS

The article discusses the use of neuro-linguistic programming as a means of learning English in the framework of modern education, provides a number of techniques and strategies that make the learning process more effective. The analysis of their main functions is given. Special attention is paid to the concept of neuro-linguistic programming, which makes it possible to make qualitative changes in the educational environment. The connection of this method with other approaches in education is indicated. Special attention is also paid to the psychological aspects of the impact of neuro-linguistic programming on the student, one should be aware of a sense of proportion when using it and approach its implementation in educational processes with understanding in order to avoid nullifying the entire beneficial effect

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.8

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© 2023 М. А. Лапина1, В. В. Мовзалевская2, М. Е. Токмакова2, Н. В. Ржевская2

1 научный руководитель, доцент кафедры информационной безопасности автоматизированных систем e-mail: mlapina@ncfu.ru 2 студент, кафедра информационной безопасности автоматизированных систем

Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

В статье рассматривается применение нейролингвистического программирования как средства изучения английского языка в рамках современного образования, приводится ряд техник и стратегий, которые позволяют сделать процесс обучения более эффективным. Дается анализ их основных функций. Особое внимание уделено понятию нейролингвистического программирования, позволяющего качественно внести изменения в образовательную среду. Обозначена связь данного метода с другими подходами в образовании. Также уделено особое внимание психологическим аспектам воздействия нейролингвистического программирования на обучающегося.

Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, английский язык, обучение, образование, особенности преподавания.

RESEARCH OF THE DIRECTIONS OF APPLICATION OF NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING FOR LEARNING ENGLISH

© 2023 M. A. Lapina1, V. V. Movzalevskaya2, M. E. Tokmakova2, N. V. Rzhevskaya2

1 Scientific Supervisor, Docent of Department of Information Security of Automated Systems e-mail: mlapina@ncfu.ru 2 Student, Department of Information Security of Automated Systems

North Caucasian Federal University

The article discusses the use of neuro-linguistic programming as a means of learning English in the framework of modern education, provides a number of techniques and strategies that make the learning process more effective. The analysis of their main functions is given. Special attention is paid to the concept of neuro-linguistic programming, which makes it possible to make qualitative changes in the educational environment. The connection of this method with other approaches in education is indicated. Special attention is also paid to the psychological aspects of the impact of neuro-linguistic programming on the student, one should be aware of a sense of proportion when using it and approach its implementation in educational processes with understanding in order to avoid nullifying the entire beneficial effect.

Keywords: neuro-linguistic programming, English, teaching, education, teaching

features.

В связи с тенденцией современного общества к глобализации все большую актуальность приобретает изучение английского языка как международного. Возникает потребность в новых, более эффективных методах и инструментах передачи и усвоения необходимой информации. В данной ситуации лингвистика начинает успешно сотрудничать с социологией и психологией.

В современной практической психологии нейролингвистическое программирование (далее НЛП) - одно из самых популярных направлений, оно применяется в различных сферах жизни: межличностных отношениях, коммуникации, обучении, бизнесе, рекламе и т. д.

Роберт Дилтс, один из первых разработчиков системы НЛП, дает следующее определение: «Нейролингвистическое программирование - это поведенческая модель и набор тщательно продуманных технических приемов, методов, шаблонов, техник и методологий, основанных на взаимодействии между мозгом, языком и телом» [4].

Английский антрополог Грегори Бейтсон после серии экспериментов с участием психологов и психотерапевтов, практикующих нетрадиционные подходы к лечению, сформулировал определение понятия НЛП, в которое также включаются три компонента: неврологический компонент, лингвистический компонент и компонент программирования [1].

Рис. 1. Компоненты НЛП

Практическое применение методов и технологий НЛП в процессе обучения включает в себя исследование особенностей восприятия различной информации у обучающихся (например, преобладание какой-либо репрезентативной системы), определение степени влияния этих особенностей на мышление и формирование модели обучения в соответствии с полученной информацией.

Так, в исследовании закономерностей развития репрезентативных систем школьников [5] приводятся следующие соотношения детей (в процентах от общего числа обследованных школьников) с преобладающим развитием одной или двух репрезентативных систем в 1-х,5-х,8-х,10-х,11-х классах.

Лапина М. АМовзалевская В. ВТокмакова М. ЕРжевская Н. В. Исследование направлений применения нейролингвистического программирования

для изучения английского языка

| Визуальная система | Аудиальная система Кинестетическая система Визуально-аудиальная система Визуально-кинестетическая Аудиально-кинестетическая

Диаграмма 1. 1 класс

Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система Визуально-аудиальная система Визуально-кинестетическая Аудиально-кинестетическая

Диаграмма 3. 8 класс

0%4% 4%

■ Визуальная система

■ Аудиальная система

■ Кинестетическая система

■ Визуально-аудиальная система

■ Визуально-кинестетическая

■ Аудиально-кинестетическая

Диаграмма 2. 5 класс

■ Визуальная система

■ Аудиальная система

■ Кинестетическая система

■ Визуально-аудиальная система

■ Визуально-кинестетическая

■ Аудиально-кинестетическая

Диаграмма 4. 10-11 классы

Как видно из приведенных диаграмм, количество визуалов среди школьников растет по мере взросления, однако достаточно большой процент учеников даже в старших классах ориентирован на аудиальную и кинестетическую системы восприятия. Для повышения эффективности образовательного процесса эту статистику следует учитывать и составлять учебный план с преобладанием упражнений, подходящих конкретной группе обучающихся.

НЛП предлагает большое количество различных техник и методов, направленных на более качественное усвоение информации учениками. Приведем наиболее подходящие для применения в рамках изучения английского языка техники:

- модель ТОТЕ;

- техника Swish;

- копирование интонации собеседника.

Одним из важных факторов при изучении английского языка является копирование. Оно позволяет воспроизводить элементы системы иностранного языка в их изначальной форме.

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер в своем собрании [3] выделили два принципиально важных момента:

1) состояние во время процесса копирования;

2) отсутствие анализа своих действий или действий модели.

Язык - это сложное, многоструктурное, комплексное явление. При совершении анализа одной из его составляющих человек сразу же абстрагирует от себя все другие. Например, при разборе грамматического строя предложения не берутся во внимание такие аспекты, как фонетика, лексика, интонация и многое другое.

Человеку достаточно тяжело приспособиться к другому, незнакомому языку, осознать его структуру, обхватить комплексно все его уровни. Поэтому копирование на начальном этапе изучения иностранного языка поможет закрепить его на подсознательном уровне. Структура звукоподражания в английском языке отражает образное представление о самом языке и о каждом его уровне, в особенности фонетической стороне [2].

Техника Swish предполагает избавление от негативной, вредной модели поведения и создание новой. Swish - это разрыв паттерна мысли, который ведет к негативным последствиям.

Например, у обучающегося был неудачный опыт в изучении английского языка в виде игнорирования домашних заданий. Эта модель поведения ведет к существенному снижению эффективности обучения, следовательно, от нее необходимо избавиться. Техника заключается в максимально подробном представлении своих действий, как новых, так и старых. Далее следует мысленно заменить негативную картину желаемой.

TOTE - модель описания стратегий и один из основных инструментов моделирования в НЛП. Была описана еще в 60-х гг. прошлого века Карлом Прибрамом, Джоном Миллером и Юджином Галантером [6]. Аббревиатура расшифровывается как «Тест - Операции - Тест - Выход».

Исследование

Лапина М. А., Мовзалевская В. В., Токмакова М. направлений применения нейролингвистического

для изучения

Е., Ржевская Н. В. программирования английского языка

Рис. 2. Компоненты модели TOTE

Например, обучающемуся необходимо научиться правильно использовать времена в английском языке.

Первый тест (Т1) - это постановка цели, определения критериев ее достижения. Здесь человек чётко представляет, что такое «правильно использовать времена» лично для него, мотивирует себя для последующих действий.

Операции (О) - это совершение конкретных шагов для достижения поставленной цели. Для студента он может заключатся в изучении теории и переносе ее на практику.

Второй тест (Т2) - это проверка, успешно прошел предыдущий этап или нет. Соотносятся представление обучающегося о «правильном использовании времен» и реально достигнутые результаты по итогам всех действий второго пункта.

Выход (Е) - решение о завершении или продолжении движения к цели. Возможно, придется изменить последовательность действий в пункте операции.

Библиографический список

1. Байрон, А. NLP магия нейролингвистического программирования без тайн / А. Байрон., Р. Льюис., Ф. Пуселик. - Санкт-Петербург: Петербург-ХХ1 век, 2012. -URL: https://studfile.net/preview/1095427/ (дата обращения: 13.05.2023).

2. Байтукалов, Т. А. Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского / Т. А. Байтукалов. - Москва: Рипол-классик, 2009. - URL: http://varma.narod.ru/baitukalov.htm (дата обращения: 13.05.2023).

3. Бендлер, Р. Из лягушек - в принцы (вводный курс НЛП тренинга) / Р. Бендлер, Д. Гриндер. - Хабаровск: Центр НЛП и ГИПНОЗА, 1978. - URL: https://www.mynlp.ru/ ld/0/67 .pdf (дата обращения: 13.05.2023).

4. Дилтс, Р. Электроника Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. -Москва: Класс, 1997. - URL: http://lib.ru/NLP/dilts 1 .txt (дата обращения: 13.05.2023).

5. Плигин, А. А. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников / А. А. Плигин, А. В. Герасимов // Центр НЛП в Образовании, 2006. - URL: https://nlp-institute.ru/library/s52/issledovanie.html (дата обращения: 13.05.2023).

6. Прибрам, К. Планы и структура поведения / К. Прибрам, Д. Миллер, Ю. Галантер - Москва: Прогресс, 1964. - URL: https://codenlp.ru/books/Pribram.pdf (дата обращения: 13.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.