Научная статья на тему 'Исследование мотивационного компонента личности спортсменов-дзюдоистов'

Исследование мотивационного компонента личности спортсменов-дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1281
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТСМЕНЫ-ДЗЮДОИСТЫ / MOTIVE / MOTIVATION / JUDO ATHLETES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеев Василий Александрович, Дерябина Галина Ивановна

Рассмотрен мотивационный компонент личности спортсмена-дзюдоиста по следующим показателям: мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач и склонность к риску. В рамках исследования были протестированы спортсмены-дзюдоисты различных разрядов на выявление уровня проявления каждого из показателей мотивационного компонента личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гордеев Василий Александрович, Дерябина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MOTIVATION COMPONENT OF PERSONALITY OF JUDO ATHLETES

The motivational component of personality judo athlete on the following parameters: motivation to success, motivation for avoiding failure and risk appetite are considered. In the study, athletes were tested wrestlers of various grades to identify the level of manifestation of each of the indicators of the motivational component of personality.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационного компонента личности спортсменов-дзюдоистов»

физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни.

Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, в т. ч. с помощью средств массовой информации. Воздействие СМИ на молодежь трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно быть «нездоровым».

Таким образом, досуг и активный отдых как одна из форм его проведения являются важными факторами совершенствования психофизического состояния человека, его духовного мира, системы ценностных ориентаций. Физическая культура - это объективное образование, которое, однако, имеет субъективный и более того, индивидуальноличностный характер. В этой связи она выступает как базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено культуры, содержащее большой потенциал воспроизводства личности как целостности, т. е. создает фундамент для формирования личностных качеств, эстетических и этических норм, корректирует эмоциональное состояние человека, его жизненную позицию.

1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-4.

2. Быховская И.М. «Быть телом» - «иметь тело» -«творить тело»: три уровня бытия «НОМО 8ОМЛТ18» и проблемы физической культу-

ры // Теория и практика физической культуры. 1993. №7. С. 2-5.

3. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3.

4. Горшков В.Е., Какузин В.А., Починкин А.В. Управление физической культурой и спортом в современных условиях. Малаховка, 2006.

5. Залетаев И.П., Шеянов В.П., Загорский Б.И. и др. Физическая культура. М., 2004.

6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от

04.12.2007 г. № 329-ФЗ // Российская газета. 2007. 7 дек.

7. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М., 2010.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2003.

9. Гостев Р.Г., Гуськов С.И. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. М., 2004.

10. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006.

11. Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. М., 2005.

12. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. М., 1998.

13. Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / III тысячелетие. Пути к здоровью нации: материалы 1 Всероссийского форума. 15-17 мая. М., 2001.

14. Лубышева Л.И. Социология физической культуры. М., 2001.

15. Шарапова О.В., Царегородцев А.Д., Кобрин-ский Б.А. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей // Российский вестник перинаталогии и педиатрии. 2004. № 1. С. 56-60.

Поступила в редакцию 11.08.2012 г.

UDC 796.011

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT AS FACTOR OF YOUNG PEOPLE HEALTH STRENGTHENING Sergey Yuryevich DUTOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Public Health and Health Keeping Department, e-mail: osmanov@bk.ru

Physical education at school age is especially important to develop the necessary motor skills in life, skills, and master of the fundamentals of their practical use in different conditions of motor activity. Protection of public health is one of the areas of national security; the underestimation of this leads to negative social, health, and demographic consequences and impact on the economy.

Key words: physical exercise; physical development; physical culture; health; healthy lifestyle.

УДК 796/799

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ДЗЮДОИСТОВ

© Василий Александрович ГОРДЕЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры,

e-mail: dergal@yandex.ru © Галина Ивановна ДЕРЯБИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: dergal@yandex.ru

Рассмотрен мотивационный компонент личности спортсмена-дзюдоиста по следующим показателям: мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач и склонность к риску. В рамках исследования были протестированы спортсмены-дзюдоисты различных разрядов на выявление уровня проявления каждого из показателей мотивационного компонента личности.

Ключевые слова: мотив; мотивация; спортсмены-дзюдоисты.

Ряд современных спортивных психологов отмечают, что в процессе занятия спортом не всегда учитываются интересы и потребности молодежи. А в то же время знание тренера об особенностях мотивационных состояний каждого из своих учеников представляет особую значимость в его профессиональном росте. Блок мотивации является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований, регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов [1].

Несомненно, что активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность занятий тем или иным видом спорта, его результативность, определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация базируется на потребностях спортсмена, идет через значимость его целей в спорте (стратегических, тактических, операционных) и находит выражение в создании конкретных побуждений.

Вопрос о мотивации всегда вызывает исключительный интерес у тренеров, особенно на ежегодных конференциях по различным видам спорта. Среди проблем психологического обеспечения спортивной тренировки поддержание мотива к хорошей, продуктивной, многолетней работе можно считать проблемой номер один. Что может предпринять тренер, руководитель, администратор, пси-

холог, врач, массажист или любой человек, находящийся рядом со спортсменом, для того, чтобы поддерживать как можно более высокую активность, продуктивность и качество тренировочного процесса, как побудить спортсмена к полной отдаче сил, как сохранить эту активность на долгие годы - вот некоторые вопросы этой проблемы.

Особенно важно формировать мотивацию достижения успеха у спортсменов высокого класса, т. к. в современном спорте высоких достижений, очень сильно возросло качество и мастерство спортсменов. Если еще лет 20 назад рекорд мог продержаться несколько лет и уровень подготовки спортсменов значительно отличался, то теперь это различие практически отсутствует. Сейчас спортсмены на соревнованиях приблизительно с одинаковым высоким уровнем физической подготовки [2].

Таким образом, для того чтобы спортсмен достиг высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса формировать у него мотивацию достижения успеха. А для этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов, и какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха.

На основе вышеизложенного была сформулирована тема и решены основные вопросы организации и проведения исследования.

Модель личности спортсмена состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.

Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из интереса к виду деятельности, уровня притязаний и ценностных ориентаций.

В сущности, мотивация является обширным понятием, охватывающим сложный процесс управления направлением и интенсивностью усилий. Психологи, работающие в области спорта и физической культуры, рассматривают мотивацию с различных специфических позиций, выделяя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мотивацию достижения и мотивацию в форме соревновательного стресса. Эти составные формы мотивации являются составными определения мотивации.

Мотивация - это ключевая переменная овладения спортивными навыками, умением их демонстрации [3].

Мотивация - это, прежде всего, стремление к успеху, высоким результатам в своей деятельности. И если человек стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения [4].

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности.

Ю.Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - «индивидуалистов» - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях [3].

Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед

собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов [2].

Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот, и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е.Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л.П. Дмит-риенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.

Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Из проведенного литературного анализа следует, что данная группа мотивов более всего ха-

рактерна для единоборств и игровых видов спорта.

Целью работы явилось изучение мотивационного компонента структуры личности спортсменов-дзюдоистов.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать специальную литературу, посвященную психологическим особенностям мотивации спортсменов;

2) оценить мотивационный компонент личности спортсменов-дзюдоистов по следующим составляющим: мотивация личности к успеху, мотивация к избеганию неудач, склонность к риску;

3) разработать практические рекомендации по результатам исследования.

При проведении исследования мы руководствовались современными принципами и требованиями, предъявляемыми к методам исследования, которые подбирались в соответствии с целью и задачами исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) анализ и обобщение литературных источников;

2) педагогическое наблюдение;

3) анкетирование.

Для исследования мотивационного компонента личности спортсменов использовались следующие тесты:

1) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (см.: [5]). Спортсменам задают 41 вопрос, на каждый из которых, нужно дать один ответ «да» или «нет». Подсчитывается сумма набранных баллов. Полученные результаты оцениваются следующим образом: от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску»;

2) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (см.: [5]). Испытуемым предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке.

В каждой строке нужно выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и отметить его. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску»;

3) методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (см.: [5]). Испытуемым предлагают оценить степень своей готовности совершить действия, о которых их спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов требуется поставить соответствующий балл по следующей схеме. После заполнения бланка подсчитывается общая сумма баллов. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов. Результат: меньше -30 баллов: слишком осторожны; от -10 до +10 баллов: средние значения; свыше +20 баллов: склонны к риску.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе изучалась и анализировалась специальная литература, посвященная психологическим особенностям мотивации спортсменов, занимающихся дзюдо. Была определена цель исследования, сформулированы задачи исследования.

На втором этапе были определены методы исследования и проведено исследование. Каждому спортсмену был выдан бланк со шкалой и проведена инструкция по процедуре определения оценок. В оценке мотивационного компонента личности участвовало 18 спортсменов-дзюдоистов (в основном это были студенты различных курсов института физической культуры и туристической индустрии ТГУ имени Г.Р. Державина).

На третьем этапе была проведена обработка результатов исследования, сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации. Осуществлялось оформление результатов исследования.

В рамках данного исследования был проведен анализ литературных источников по проблеме мотивации спортсменов в раз-

личных видах спорта, и, в частности, спорт-сменов-дзюдоистов.

Исследования различных авторов выявили у дзюдоистов следующие мотивы: интерес к спорту вообще, интерес к своему виду спорта, общение в спортивной группе, желание быть не хуже других [2; 4; 6].

У борцов также выявлены мотивы продолжения занятий спортом, причем внимание акцентировано как на положительных сторонах отношений к спорту, так и на отрицательных.

Выявлены положительные стороны отношения к спорту:

- спортсмену нравится заниматься борьбой, он получает удовлетворение от тренировок и соревнований;

- занятия борьбой он намерен продолжать и впредь, они являются главной или одной из главных целей его жизни, эта цель определяет образ жизни спортсмена на многие годы;

- занимаясь спортом, борец стремится достичь самых высоких результатов.

Выявлены варианты отрицательного отношения к занятиям спортом:

- скрыто отрицательное отношение к занятиям борьбой не является одной из основных целей в жизни, спортсмен продолжает заниматься либо из желания общаться, либо под влиянием второстепенных причин: привык, близость спортивных сооружений и т. д.; он уже не претендует на рост спортивного мастерства;

- удовольствия от процесса тренировок и соревнований не получает, такие борцы могут еще показывать высокие результаты за счет своего прошлого опыта;

- потребительское отношение - занятия спортом являются средством достижения каких-то личных целей, хотя борцу и нравятся занятия спортом, но для достижения роста результатов такой спортсмен нуждается во внешней стимуляции;

- неопределенно положительное отношение - спортсмену нравятся занятия спортом, но нет четко поставленных стратегических целей; в результате уровень притязаний неустойчив;

- рабочее отношение - у некоторых спортсменов самой высокой квалификации исчезает интерес к спорту, спорт превраща-

ется из деятельности, приносящей радость, в тяжелую и однообразную работу.

Таким образом, мотивационный компонент личности спортсмена представляет собой вектор, по которому устремляется энергия спортсменов и стимулирует их подниматься все выше и выше к вершинам мастерства. Без этого внутреннего движения вверх занятия профессиональным спортом не имеют смысла.

В экспериментальной части исследования приняли участие 18 спортсменов-дзюдоистов различного возраста (17-29 лет), квалификации (от 3 разряда до мастера спорта) и стажа занятий (от 2 до 10 лет).

Исследование выявило у данной группы дзюдоистов следующие уровни мотивации к успеху - средний, умеренно высокий и слишком высокий. Низкого уровня зарегистрировано не было.

Исследование мотивации к избеганию неудач выявило наличие всех уровней данного вида мотивации. При этом у двух спортсменов отмечено наличие слишком высокого уровня.

Положительные значения свидетельствуют о наличии склонности к риску, что выявлено почти у половины испытуемых дзюдоистов.

Проведенные исследования и их обобщенные результаты (табл. 1-4) показывают одинаково умеренную мотивацию к успеху и к избеганию неудач при достаточно малой склонности к риску у мастеров спорта. Кандидаты в мастера спорта имеют более выраженную мотивацию к успеху, нежели к избеганию неудач, и более высокую склонность к риску, нежели мастера спорта. Спортсмены I, II и III разрядов более мотивированы на успех и избегание неудач, чем их высококвалифицированные коллеги, но при этом слишком осторожны, т. е. практически не имеют склонности к риску.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Таблица 1

Результаты диагностики мотивации к успеху спортсменов-дзюдоистов

№ Ф. И. Возраст (лет) Квалификация Стаж занятий (лет) Мотивация к успеху Уровень мотивации

1. Щ. Н. 18 КМС 4 18 Умеренно высокий

2. А. А. 19 КМС 5 17 Умеренно высокий

3. Р. С. 22 МС 7 21 Слишком высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Д. А. 21 II 4 23 Слишком высокий

5. К. В. 22 КМС 6 13 Средний

6. З. С. 21 КМС 4 20 Умеренно высокий

7. М. Г. 17 I 3,5 18 Умеренно высокий

8. Б. А. 20 КМС 5 21 Слишком высокий

9. К. В. 20 II 3 24 Слишком высокий

10. П. С. 20 КМС 2 20 Умеренно высокий

11. Щ. А. 21 КМС 2,5 20 Умеренно высокий

12. Н. М. 17 МС 7 15 Средний

13. С. Н. 20 III 2 15 Средний

14. Б. А. 23 МС 10 20 Умеренно высокий

15. Б. А. 22 КМС 4 19 Умеренно высокий

16. Р. А. 18 КМС 10 20 Умеренно высокий

17. Ж. А. 22 КМС 7 16 Средний

18. С. А. 29 МС 9 17 Умеренно высокий

Таблица 2

Результаты диагностики мотивации к избеганию неудач спортсменов-дзюдоистов

№ Ф.И. Возраст (лет) Квалификация Стаж занятий (лет) Мотивация к избеганию неудач Уровень мотивации

1. Щ. Н. 18 КМС 4 12 Средний

2. А. А. 19 КМС 5 9 Низкий

3. Р. С. 22 МС 7 13 Средний

4. Д. А. 21 II 4 14 Средний

5. К. В. 22 КМС 6 12 Средний

6. З. С. 21 КМС 4 12 Средний

7. М. Г. 17 I 3,5 16 Средний

8. Б. А. 20 КМС 5 20 Высокий

9. К. В. 20 II 3 18 Высокий

10. П. С. 20 КМС 2 15 Средний

11. Щ. А. 21 КМС 2,5 11 Средний

12. Н. М. 17 МС 7 14 Средний

13. С. Н. 20 III 2 20 Высокий

14. Б. А. 23 МС 10 24 Слишком высокий

15. Б. А. 22 КМС 4 18 Высокий

16. Р. А. 18 КМС 10 9 Низкий

17. Ж. А. 22 КМС 7 11 Средний

18. С. А. 29 МС 9 22 Слишком высокий

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи,

а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится

чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Проведенные исследования показывают, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

Таблица 3

Результаты диагностики склонности к риску спортсменов-дзюдоистов

№ Ф.И. Возраст (лет) Квалификация Стаж занятий (лет) Склонность к риску Уровень склонности

1. Щ. Н. 18 КМС 4 16 Выше среднего

2. А. А. 19 КМС 5 -10 Ниже среднего

3. Р. С. 22 МС 7 17 Выше среднего

4. Д. А. 21 II 4 -9 Ниже среднего

5. К. В. 22 КМС 6 1 Среднее

6. З. С. 21 КМС 4 -10 Ниже среднего

7. М. Г. 17 I 3,5 -18 Низкая

8. Б. А. 20 КМС 5 9 Средняя

9. К. В. 20 II 3 -18 Низкая

10. П. С. 20 КМС 2 -9 Ниже средней

11. Щ. А. 21 КМС 2,5 33 Очень высокая

12. Н. М. 17 МС 7 4 Средняя

13. С. Н. 20 III 2 -26 Очень низкая

14. Б. А. 23 МС 10 -8 Средняя

15. Б. А. 22 КМС 4 -5 Средняя

16. Р. А. 18 КМС 10 32 Очень высокий

17. Ж. А. 22 КМС 7 6 Средняя

18. С. А. 29 МС 9 -6 Средняя

Таблица 4

Мотивация и склонность к риску у спортсменов различной квалификации

Квалификация Мотивация к успеху Мотивация к избеганию неудач Склонность к риску

МС 18,25 18,25 1,75

Умеренно высокий Высокий Средняя

КМС 18,4 12,9 6,3

Умеренно высокий Средний Средняя

I, II, III разряды 20 17 -17,75

Слишком высокий Высокий Низкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.