Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Марина Юрьевна

Статья посвящена проблеме мотивации занятий физической культурой в старшем школьном возрасте. Целью исследования является выявление мотивов и отношения школьников к урокам физической культуры, к физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня. Актуальность темы заключается в том, что ориентация учащихся на освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Традиционные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в силу ряда причин не приносят ощутимого результата, более того - теряют свою популярность, что отношение к урокам, с возрастом у школьников меняется в отрицательную сторону. Понимание положительного влияния занятий физической культурой и спортом не приводит к увеличению времени, которое ребенок тратит. Практической значимостью исследования является возможность использования учителями новых видов физической культуры, ориентируясь на интересы школьников. Формирование у школьников компетенций ведения здорового жизни, применение различных кейс-технологий, проектов для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой в урочное и внеурочное время. В опросе приняли участие 56 респондентов с использованием Google-анкеты: обучающиеся 16-17 лет г. Сургута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL STUDENTS

The article is devoted to the problem of motivation in physical culture classes at higher school age. The aim of the research is to find out the motives and attitude of pupils to the lessons of physical culture, to physical culture and sport activities in the daily regime. The urgency of the topic lies in the fact that the orientation of students in mastering the program of physical culture requires the orderly impact on their intellectual, emotional-volitional and attitudinal environment, since the modern concept of personal physical culture is associated not only with the development of motor qualities, health, but also the breadth and depth of human knowledge, his motivation and worldview in the sphere of physical culture and sports activity. Traditional forms of physical education and sports-mass work for a number of reasons do not bring tangible results, moreover - lose their popularity that the attitude to the lessons, with age in schoolchildren changes in the negative side. Understanding the positive impact of physical education and sports does not lead to an increase in the time the child spends. The practical significance of the study is the possibility of teachers to use new types of physical education, focusing on the interests of schoolchildren. Formation of schoolchildren's competences of leading a healthy life, the use of various case technologies, projects to form positive motivation to engage in physical culture in class and out of class time. The survey was attended by 56 respondents with using Google questionnaire - students 16-17 years old in Surgut.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

7. Shatskaya, S.S. (2016) "Increasing the self-efficacy of a subject as a result of a decrease in the self-esteem of another subject in joint activities", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10709

Контактная информация: anepopernyak@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2021

УДК 371.72

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марина Юрьевна Глухова, кандидат педагогических наук, Сургутский государственный

педагогический университет, Сургут

Аннотация

Статья посвящена проблеме мотивации занятий физической культурой в старшем школьном возрасте. Целью исследования является выявление мотивов и отношения школьников к урокам физической культуры, к физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня. Актуальность темы заключается в том, что ориентация учащихся на освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Традиционные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в силу ряда причин не приносят ощутимого результата, более того — теряют свою популярность, что отношение к урокам, с возрастом у школьников меняется в отрицательную сторону. Понимание положительного влияния занятий физической культурой и спортом не приводит к увеличению времени, которое ребенок тратит. Практической значимостью исследования является возможность использования учителями новых видов физической культуры, ориентируясь на интересы школьников. Формирование у школьников компетенций ведения здорового жизни, применение различных кейс-технологий, проектов для формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой в урочное и внеурочное время. В опросе приняли участие 56 респондентов с использованием Google-анкеты: обучающиеся 16-17 лет г. Сургута.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p101-104

STUDY OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG THE HIGHER

SCHOOL STUDENTS

Marina Yurievna Glukhova, the candidate of pedagogical sciences, Surgut State Pedagogical

University, Surgut

Abstract

The article is devoted to the problem of motivation in physical culture classes at higher school age. The aim of the research is to find out the motives and attitude of pupils to the lessons of physical culture, to physical culture and sport activities in the daily regime. The urgency of the topic lies in the fact that the orientation of students in mastering the program of physical culture requires the orderly impact on their intellectual, emotional-volitional and attitudinal environment, since the modern concept of personal physical culture is associated not only with the development of motor qualities, health, but also the breadth and depth of human knowledge, his motivation and worldview in the sphere of physical culture and sports activity. Traditional forms of physical education and sports-mass work for a number of reasons do not bring tangible results, moreover - lose their popularity that the attitude to the lessons, with age in schoolchildren changes in the negative side. Understanding the positive impact of physical education and sports does not lead to an increase in the time the child spends. The practical significance of the study is the possibility of

teachers to use new types of physical education, focusing on the interests of schoolchildren. Formation of schoolchildren's competences of leading a healthy life, the use of various case technologies, projects to form positive motivation to engage in physical culture in class and out of class time. The survey was attended by 56 respondents with using Google questionnaire - students 16-17 years old in Surgut.

Keywords: physical education, motivation, attitude towards physical culture and health activities.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что возраст человека накладывает определённый отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Вместе с тем у большей части обучающихся в школе не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности.

Мотивы посещения уроков по физической культуре, занятий могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Те обучающиеся, которые довольны занятиями, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. В своих работах Ильин Е.П. отмечал [1], что мотивы по характеру направленности подразделяются на процессуальные и результативные. Процессуальные мотивы реализуются в процессе занятий физической культурой: ученик удовлетворяет потребность в двигательной активности, получает удовольствие от самого процесса деятельности (фактор соперничества, риска, азарта, сладость победы и др). На уроках физической культуры необходимо, прежде всего, уделять постоянное внимание именно такой мотивации. Результативные мотивы направлены на результат деятельности. В процессе занятий как физической культурой, так и спортом ученики стремятся к определенному результату, который у каждого свой. Достигаются такие результаты только в процессе длительных и систематических тренировок. Мотивы этой группы могут быть направлены на: 1) самосовершенствование (укрепление здоровья, улучшение телосложения, устранение дефектов в фигуре, развитие физических и волевых качеств); 2) самовыражение и самоутверждение (стремление стать ловким и сильным, быть не хуже других, выступать в спортивных соревнованиях и т.п.). Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Укрепление их обусловлено достигаемыми результатами. Формированию таких мотивов в большей мере способствуют занятия в спортивных секциях, где спортивное соревнование является необходимым компо -нентом. Школьники, не удовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради оценки, чтобы избежать возможных неприятностей из - за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности,- это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества. Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных нужд. Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.

Мотивационная сфера обучающихся является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес учащихся к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т. е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у современного школьника необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий.

Цель исследования - выявление интереса и мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, отношение к физической культуре в школе, выявить ведущие мотивы занятий среди обучающихся старшего школьного возраста г. Сургута.

Задачи исследования:

1. Проанализировать результаты анкетирования обучающихся среднего школьного возраста г. Сургута с целью выявления мотивов к занятиям физической культурой.

2. Разработать рекомендации по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой в школе, так и вне рамок урочной деятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение и анализ научно-методической литературы, анкетирование, анализ анкетирования. Для достижения поставленной цели был проведен анализ результатов анкетирования обучающихся среднего школьного возраста в количестве 56 человек.

Анкетирование было представлено в Google-форме, проводилось в мае 2021 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Можно сказать, что выбор школьниками вида спорта и физических упражнений по своим интересам и желаниям не всегда учитывается. Связано это, в первую очередь с тем, что большинство школ имеют стандартную материально-техническую базы спортивных сооружений, которая может удовлетворить только базовые двигательные действия.

С целью интересов школьников в сфере физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к учебному процессу, в частности к учебным занятиям по физическому воспитанию в образовательной организации, мы провели анкетирование с обучающимися старшего школьного возраста г. Сургута. В анкетном опросе приняло участие 56 школьников г. Сургута, 16-17 лет, из них 55,6% - девушки, 44,4% - юноши. Исследование проводилось анонимно, что позволило добиться, как мы считаем, достаточной степени откровенности в ответах.

С помощью анкетирования мы попытались выявить у школьников: 1) считаете ли вы физическую культуру частью общей культуры человека 2) что мотивирует заниматься физкультурно-спортивной деятельностью? виды физкультурно-спортивной деятельности, которыми бы они предпочитали заниматься на уроках физической культуры; 2) мотивацию к урокам физической культурой и занятиям во внеурочное время; 3) уровень знаний о своей физической подготовленности; 4) их мнение о физической культуре, как элементе общей культуры человека и т. д.

Анализ посещаемости уроков физической культуры показал, что количество детей пропускающих занятие по болезни составляет 47,2 %. Это одна из основных причин пропуска занятий по физической культуре среди опрошенных.

Результаты анкетирования показали, что больше половины опрошенных школьников считаю физическую культуру частью общей культуры человека - 61%, при этом 41,7 % удовлетворены уровнем своей физической подготовленности, 36,1% не удовлетворены, 22,2% затрудняются с ответом, т.е., можно сказать, они не обращают внимание на уровень развития своих физических способностей. Но при этом всего 5,6 % опрошенных знает показатели, характеризующие уровень своей физической подготовленности, 66,7 % опрошенных знают приблизительно и 30 % не знают данные показатели. Можно сделать вывод, что обучающиеся ориентируются лишь на собственные ощущения.

При ответах на вопрос «Что мотивирует вас заниматься физкультурно-спортивной деятельностью?» было установлено, что большинство обучающихся рассматривают двигательную деятельность как возможность «совершенствовать свою фигуру» (53%); желание избавиться от чувства усталости и повысить личную работоспособность (39%); стремление к приобретению новых навыков, культуры и техники физических упражнений (22%); стремление к самовоспитанию (22 %); желание рационально распределять свое личное время (17 %); хочу получить зачет по физической культуре своевременно и без трудностей (8 %); мотивы отсутствует (30 %).

Несмотря на то, что в целом обучающиеся удовлетворены уроками физической культуры, тем не менее они хотят, чтобы учитывали их мнение при выборе двигательной деятельности на уроках. Как мы видим, на вопрос «Что могло бы повысить ваш интерес к урокам физической культуры?» обучающиеся в приоритет ставят «Наличие возможно-

сти выбирать наиболее интересующий меня вид спорта» - 72,2 %, «Достойный уровень знаний» - 13,9 % ставят на второе место. Как мы видим, часть школьников считают, что для мотивации играют роль теоретические и практические знания, которые им дают в школе. Соответственно распределились ответы по ответам: «Техническое оснащение спортивного зала» - 8,3 % и «Реклама занятий по физической культуре» - 5,6 %. В данном случае можно сделать вывод, что в очередной раз обучающиеся основным мотивом посещения уроков физической культуры отдают свободе выбора вида физкультурно-спортивной деятельности. Следует отметить, что при выборе вида спорта на уроках по физической культурой в школе обучающиеся отдали предпочтение тем видам, которые включены в рабочую программу по физической культуре (у них была возможность выбора до 3 вариантов ответа): волейбол - 75 %; баскетбол - 36,6 %, плавание, настольный теннис, единоборства и оздоровительная гимнастика - по 25 % каждый вид, футбол -22,2 %, легкая атлетика - 19,4 %, лыжная подготовка - 13,9 %. Как мы видим, школьники отдают предпочтение игровым видам спорта, тогда как легкую атлетику и лыжную подготовку поставили на последнее место.

Установлено, что основная форма занятий физкультурно-спортивной деятельностью опрошенных школьников - это урок физической культуры. На вопрос «Сколько часов в неделю вы занимаетесь физическими нагрузками помимо уроков физической культуры?» мы видим, что 44,4 % обучающихся не занимаются абсолютно ничем, 30,6 % уделяют всего 2-3 часа в неделю помимо уроков физической культуры и только всего 25 % обучающихся уделяют от 5 до 8 часов и более. В основном это дети, которые занимаются в секциях по видам спорта.

Анализируя полученные данные мы видим, что только 38,9% школьников считают себя здоровыми, 50% обучающихся считают уровень своего здоровья удовлетворительным, 11,1% затрудняются ответить на данный вопрос. При этом на вопрос «Занимаетесь ли вы физической культурой и спортом в свободное время от уроков время» было установлено, что 72,2% опрошенных не занимаются целенаправленной двигательной деятельностью.

ВЫВОД

Таким образом, анализ анкетных данных позволяет констатировать, что у обучающихся старшего школьного возраста не сформированы компетенции ведения здорового образа жизни в рамках физической культуры, отсутствует четкое представление о пользе занятий физической культурой, нет понимания, что двигательная деятельность является неотъемлемой частью основ культуры здорового образа жизни. Исходя из этого, существует необходимость разработки и внедрения более интересных форм проведения уроков физической культуры, использование теоретического материала, учет мотивов обучающихся (по мере возможности) и уровня физической и технической подготовленности при разработке программного материала по физической культуре для школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 512 с.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2000), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg

Контактная информация: weta.zac@list.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.