Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦЕНТРА НА ПЕТРОВСКОМ ОСТРОВЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦЕНТРА НА ПЕТРОВСКОМ ОСТРОВЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / ЯХТ-КЛУБ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ / СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Слепченко А.Л.

Проведено исследование мирового опыта проектирования в рамках проектирования учебно-тренировочного центра на Петровском острове Санкт-Петербурга, соответствующих обозначенным критериям. Изучены архитектурно-планировочные решения, градостроительный контекст, функциональное наполнение, архитектурный облик рассматриваемых объектов. Определены критерии выбора аналогов проектов для исследования. Проанализирован состав и функциональное наполнение комплексов, тип планировочного решения, основные и дополнительные функции. Результаты исследования применены при создании функциональной схемы для проекта учебно-спортивного центра на Петровском острове в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Слепченко А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF WORLD DESIGN EXPERIENCE IN THE FRAMEWORK OF DESIGNING A TRAINING CENTER ON PETROVSKY OSTROV IN ST. PETERSBURG

A study of the world design experience was carried out within the framework of designing a training center on the Petrovsky Island of St. Petersburg, corresponding to the designated criteria. Architectural and planning solutions, urban planning context, functional content, architectural appearance of the objects under consideration are studied. The criteria for selecting analogues of projects for research are determined. The composition and functional content of the complexes, the type of planning solution, the main and additional functions are analyzed. The results of the study were applied to create a functional diagram for the project of an educational and sports center on Petrovsky Island in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦЕНТРА НА ПЕТРОВСКОМ ОСТРОВЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦЕНТРА НА ПЕТРОВСКОМ ОСТРОВЕ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

А.Л. Слепченко, студент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-2-160-163

Аннотация. Проведено исследование мирового опыта проектирования в рамках проектирования учебно-тренировочного центра на Петровском острове Санкт-Петербурга, соответствующих обозначенным критериям. Изучены архитектурно-планировочные решения, градостроительный контекст, функциональное наполнение, архитектурный облик рассматриваемых объектов. Определены критерии выбора аналогов проектов для исследования. Проанализирован состав и функциональное наполнение комплексов, тип планировочного решения, основные и дополнительные функции. Результаты исследования применены при создании функциональной схемы для проекта учебно-спортивного центра на Петровском острове в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: учебный центр, яхт-клуб, функционально-планировочная организация, состав помещений, спортивный центр, функциональная схема.

Петровский остров можно по праву назвать особенным местом для речного яхтенного спорта. В 1934 году на Петровскую косу, был переведен Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. Он уникален не только для данного места, но и для всего города, поэтому очень важно сохранить, поддержать и развить на Петровской косе тему яхтенного спорта. В связи с этим, предлагается возведение комплекса учебно-тренировочного центра со спортивными функциями и небольшой гостиницей для Речного яхт-клуба. В рамках проектирования учебно-тренировочного центра было проведено исследование мирового опыта проектирования объектов со схожей средой и потребителем и выбраны несколько аналогов для детального анализа.

Задачами данного исследования являются:

1. Изучение типологии учебно-тренировочного и яхтенного центра.

2. Выявление основных принципов планировочной и функциональной организации таких объектов.

3. Выделение характерных архитектурных решений и приёмов проектирования.

Аналоги были выбраны на основании соответствия нескольким критериям:

1. Размещение объекта у воды: на берегу реки, озера, моря.

2. Присутствует функция хранения, ремонта или обслуживания морских или речных судов.

3. Наличие учебного или спортивного центра в составе комплекса

4. Доступность комплекса и территории для посетителей.

В качестве первого аналога из мирового опыта проектирования был выбран Яхт-клуб Монако - «дом-корабль», спроектированный Норманом Фостером (рис. 1). Этот объект призван стать современным ярким символом Монако, который выделил и подчеркнул статус общины яхт-клуба, привлек внимание людей к яхтенному спорту и предоставил возможность обучаться ему. Здание расположено вдоль набережной, формируя ее, наполняя функциям и притягивая людей, создает новое общественное пространство набережной. На первом этаже расположились клубные помещения, бар, ресторан, а также зона отдыха с бассейном. Ниже, на уровне набережной - гребной клуб и детская школа парусного спорта, в которой расположены учебные классы, мастерские, раздевалки и места для хранения небольших лодок, и также обустроены кафе и магази-

ны для туристов и жителей города [1]. Выявлены основные функционально-планировочные принципы: детская парусная школа и яхт-клуб с общественными функциями расположены в разных уров-

В качестве второго аналога была выбрана концепция развития территории Речного яхт-клуба на Петровском острове в Санкт-Петербурге, разработанная архитектурным бюро «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» (рис. 2). Градостроительная концепция проекта заключается в развитии Речного яхт-клуба профсоюзов как центра проведения международных регат, чемпионатов страны, использовании возможностей города, как морского порта, туристической базы для яхт разного класса. Помимо этого, проект создает новое знаковое место, точку притяжения в городе и комплексно формирует общественное пространство острова. В данном примере спроектированы несколько блоков различного функционального назначения, которые вместе создают комплексное решение мыса, продолжают развитие осевой композиции Петровского проспекта. В проекте предусмотрены все необходимые функции для жизни и развития яхт-клуба, проведения

В качестве третьего аналога был выбран Центр водных видов спорта в Ольштыне, Польша, спроектированный Restudio (рис. 3). Особенностью градостроительного размещения данного объекта стала задача городского планирования - развитие городских территорий, открытие водного пространства горожанам и его интеграция

нях. Схема коммуникации - линейная. Единый коридор в центре здания, на который «нанизаны» различные функции. Кроме того, выявлен состав основных помещений детской школы и яхт-клуба.

соревнований, обучения детей и взрослых, отдыха и занятий спортом. Многофункциональный комплекс напоминает лайнер, пришвартованный у берега. Терраса на кровле эллинга напоминает палубу, три объема гостиницы - трубы, ресторан, вынесенный вперед - нос корабля. В проекте доминируют три основные функции: учебно-тренировочная, спортивной подготовки и гостиничная. Они разделены на три блока-здания. Проект оснащен большим количеством эллингов для хранения судов, которые расположены в уровне 1 -го этажа, над ними - учебный центр и гостиница. Структура учебного центра - общий линейный внутренний коридор с двумя рекреациями и одним лестнично-лифтовым узлом, аудитории расположены по периметру. Спортивная база имеет общий большой холл, из которого осуществляется доступ в раздевалки, а затем в спортзалы и бассейн.

в общественную жизнь. Проект соединен с существующей сетью пешеходных и велодорожек, которые приводят к пристани [2]. Здание состоит из двух корпусов и спроектировано таким образом, чтобы максимально интегрироваться в живописную местность, раствориться в среде. Центр водных видов спорта предназначен, в

первую очередь, для яхтсменов, для проведения мероприятий на открытом воздухе, соревнований, любительских трениро-

ванных крыла - в одном крыле находятся эллинги и мастерская для ремонта судов, в другом - раздевалки, столовая, конференц-

вок. Комплекс разделен на два изолиро- зал и тренажерный зал.

Делая общий вывод, можно выделить некоторые типологические критерии, общие для всех изученных объектов. В первую очередь - это функциональная насыщенность таких объектов. Во всех присутствует функция хранения, ремонта или обслуживания судов. Также, в каждом комплексе присутствует учебный центр для яхтсменов и спортивный зал или бассейн. Имеются и дополнительные функции, такие как: кафе, конференц-зал, зал

как: аудитории, лаборатории, раздевалки, мастерские и др. Кроме того, все объекты расположены у воды и имеют благоустроенную набережную и ряд общественных пространств, выполняющих функцию привлечения людей к месту, приобщения посетителей к спорту. Результатом исследования является функциональная схема, основанная на выводах об изученных объектах и являющаяся основой для проектирования учебно-спортивного центра на Пет-

для мероприятий, паркинг. Учебные цен- ровском острове (рис. 4). тры имеют ряд общих помещений, таких

Рис. 4. Функциональная схема проекта учебно-спортивного центра

В комплексе учтено основное функцио- общим холлом, из которого осуществляет-нальное наполнение аналогов, а также до- ся доступ в основные функциональные бавлены вспомогательные функции. единицы: учебный центр, спортивный Структура комплекса - разветвленная, с центр и гостиницу.

Библиографический список

1. Непотопляемый. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/world/55971/nepotoplyaemyi (дата обращения: 22.06.2022).

2. Centre of Water and Ice Sports / Restudio. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/785590/centre-of-water-and-ice-sports-restudio (дата обращения: 22.06.2022).

STUDY OF WORLD DESIGN EXPERIENCE IN THE FRAMEWORK OF DESIGNING A TRAINING CENTER ON PETROVSKY OSTROV IN ST. PETERSBURG

A.L. Slepchenko, Student

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, St. Petersburg)

Abstract. A study of the world design experience was carried out within the framework of designing a training center on the Petrovsky Island of St. Petersburg, corresponding to the designated criteria. Architectural and planning solutions, urban planning context, functional content, architectural appearance of the objects under consideration are studied. The criteria for selecting analogues of projects for research are determined. The composition and functional content of the complexes, the type ofplanning solution, the main and additional functions are analyzed. The results of the study were applied to create a functional diagram for the project of an educational and sports center on Petrovsky Island in St. Petersburg.

Keywords: training center, yacht club, functional and planning organization, composition of premises, sports center, functional diagram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.