АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ НА МЕСТЕ БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА НА ПЕТРОВСКОМ ОСТРОВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Р.К. Краснов, студент
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-2-108-110
Аннотация. В рамках проекта на Петровском острове Санкт-Петербурга определены характерные особенности и потенциал рассматриваемого участка проектирования. На основании анализа участка определены критерии выбора прототипов жилого комплекса. Проведено исследование успешно реализованных проектов жилых комплексов из мирового опыта проектирования, соответствующих выявленным критериям. Изучены градостроительные и архитектурно-планировочные решения рассматриваемых объектов. Результаты исследования применены при разработке проекта жилого комплекса на Петровском острове.
Ключевые слова: жилой комплекс, реновация промышленных территорий, современная архитектура, градостроительная концепция, интеграция новой застройки в историческую среду.
Рассматриваемый участок проектирования располагается в западной части Петровского острова, расположившегося в центральной части Санкт-Петербурга, в Петроградском районе. Характерной особенностью участка является его компактное расположение между центральной улицей острова и видовой набережной Малой Невы и его исторический контекст. На этом месте ранее располагались корпуса Пивоваренного завода, а затем - крупный судостроительный завод. Сложное расположение участка, его значительный архитектурно-градостроительный потенциал и индустриальное прошлое стали предпосылкой для проведения анализа мирового опыта проектирования жилых комплексов на месте бывших промышленных территорий у водных объектов в центральной части города. На основании анализа возможностей участка были выделены следующие характерные особенности, влияющие на архитектурное и градостроительное решение, которые и стали критериями выбора прототипа жилого комплекса:
- расположение у воды
- возможность интеграции речного транспорта
- высокий класс жилья
- близость к исторической застройке города.
По выделенным критериям были найдены и проанализированы прототипы жилых комплексов из мирового опыта проектирования. Были проанализированы основные градостроительные принципы, композиционные приёмы, архитектурные решения, высотность, сомасштабность, типология выбранных прототипов.
Хафенсити, Гамбург. В пятидесятые годы XX века территория порта Гамбурга утратила свою основную функцию и стала постепенно деградировать. В начале 20 века к ней появился большой интерес у застройщиков и властей города и был разработан проект реновации промышленного района и застройки жилыми, общественно-деловыми и общественно-культурными комплексами. При разработке проекта был максимально использован потенциал территории: весь порт изрезан каналами, на набережные которых было выведено видовое жилье с необычной архитектурой, а по самим каналам пущены пешеходные понтоны и пирсы. У воды расположены основные площади с общественными функциями, которые играют роль точек притяжения района, его доминант. С точки зрения архитектуры, проект
интересен тем, что здания Хафенсити в плане имеют очень простую и понятную конфигурацию (по сути, квартал застроен однотипными модулями), при этом архитектура каждого здания уникальна. Фасады зданий разрабатывали разные архитекторы, были применены разные материалы и архитектурные приёмы, при этом общий приём и тема застройки выдержаны в образе каждого дома.
Вывод: Подход к интеграции новой застройки в историческую среду центра европейского города и максимальное использование водного ресурса территории взят за основу при разработке архитектурного решения жилого комплекса на Петровском острове.
Квартал Роттерманни, Таллин. До Второй мировой войны в этом квартале располагались макаронная и крахмальная фабрики, спиртовой завод, лесопильное производство, хлебозавод, мельницы и соляной склад. Во время войны часть зданий была разрушена, квартал пришёл в упадок и постепенно разрушался до начала 1990-х годов [1]. В 1991 году началась реконструкция квартала, ставшая знаковым примером современного подхода к реновации промышленных территорий. В начале нулевых была разработана концепция реновации квартала и была установлена максимальная высота для зданий в 24 метра. Архитектура современных построек сочетает в себе дух индустриальной застройки и современных фасадных решений и материалов. При этом новая архитектура никак не спорит с исторической, а продолжает её тему, дополняет, даёт новую жизнь. В центре квартала сохранена историческая труба, которую архитекторы визуально связали с примыкающими улицами и центральной аллеей пешеходными коридорами и разрывами застройки.
Вывод: Подход к интеграции современной застройки в бывшие промышленные комплексы с частичным сохранением индустриальной архитектуры и новым прочтением образа места, который продемонстрирован в квартале Роттерманни, взят за основу при разработке архитектурного решения жилого комплекса на Петровском
острове, в котором также предлагается частичное сохранение индустриальных элементов, их интеграция в образ квартала и также предложено сохранение исторических промышленных труб, которые стали бы основой композиции и визуальных осей.
Нордхавн, Копенгаген. История этого проекта похожа на историю Хафенсити -это тоже территория заброшенного порта в центре города, которая в начале 21 века была застроена современными общественными и жилыми зданиями. Подход к проектированию сочетает в себе концепцию Хафенсити (максимальное использование потенциала речной акватории) и идеи реновации квартала Роттерманни (сохранения индустриальной застройки и интеграция современной архитектуры). При проектировании Нордхавн архитекторы стремились сохранить историческое наследие района и вместо сноса старых зданий преобразовать их, сохраняя черты индустриального прошлого. Например, в здании заброшенной силосной башни появился жилой комплекс из 38 квартир, созданный по проекту бюро СОВЕ [2]. Главная идея реновации района — построить как можно больше общественных пространств, удобных для велосипедистов и пешеходов, а движение перестроить таким образом, чтобы ездить по району на машине стало попросту некомфортно. С трёх сторон Нордхавн окружён морем и пронизан водными каналами, что позволяет запустить в городе ещё один вид общественного транспорта.
Вывод: интеграция промышленного наследия, разнообразная современная европейская архитектура с разделением фасадов на отдельные блоки, уникальная фу-туристичная архитектура как доминанта, большое количество общественных пространств, связанных пешеходными маршрутами, проницаемости застройки для пешеходов и велосипедистов, приватность отдельных жилых комплексов - вот основные принципы Нордхавн, используемые в проекте жилого комплекса на Петровском острове.
Библиографический список
1. Rotermann City. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rotermann.eu/ru/ (дата обращения: 22.06.2022).
2. Нордхавн. «Голубой карман» Копенгагена / ПРАГМАТИКА. МЕДИА. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pragmatika.media/m/nordhavn-sinij-karman-kopengagena/ (дата обращения: 22.06.2022).
ANALYSIS OF WORLD EXPERIENCE IN DESIGNING RESIDENTIAL COMPLEXES ON THE SITE OF FORMER INDUSTRIAL TERRITORIES AS A PROJECT ON PETROVSKY ISLAND ST. PETERSBURG
R.K. Krasnov, Student
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, St. Petersburg)
Abstract. Within the framework of the project on Petrovsky Island in St. Petersburg, the characteristic features and potential of the considered design area were determined. Based on the analysis of the site, the criteria for selecting prototypes of the residential complex were determined. A study was made of successfully implemented projects of residential complexes from the world design experience that meet the identified criteria. The town-planning and architectural-planning solutions of the considered objects are studied. The results of the study were applied in the development of a project for a residential complex on Petrovsky Island.
Keywords: residential complex, renovation of industrial areas, modern architecture, urban planning concept, integration of new buildings into the historical environment.