Научная статья на тему 'Исследование методик установления потребительских бюджетов как инструмента государственной и корпоративной социальной политики'

Исследование методик установления потребительских бюджетов как инструмента государственной и корпоративной социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительский бюджет / потребительская корзина / районный коэффициент / стоимость жизни / потребность / нормативный метод / продукты питания / непродовольственные товары / услуги / consumer budget / consumer basket / regional coefficient / cost of living / need / normative method / food / non-food products / services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумов Александр Александрович, Сковпень Виктория Александровна, Старокожева Виктория Павловна

В статье проведён сравнительный анализ различных методических подходов по разработке минимального (восстановительного) потребительского бюджета. Рассмотрены 10 как современных, так и ранее действовавших отечественных методик, разработанных в разные годы учёными Всероссийского центра уровня жизни, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института экономики РАН, Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России и других организаций. Особое внимание уделено вопросу установления минимального (восстановительного) потребительского бюджета, отражающего потребности работников, для его использования при формировании и реализации социальной политики в России. Методологической основой исследования выступил контент-анализ научной литературы по затрагиваемой проблеме, в результате которого рассмотрены теоретические положения системы потребительских бюджетов, сформулировано авторское определение потребительского бюджета, а также выбраны, сгруппированы и систематизированы соответствующие методики. Выявлены положительные аспекты изученных методик (такие, как применение нормативного метода для всех составляющих бюджета, расширенный набор непродовольственных товаров и услуг, наличие сбережений, учёт семейной нагрузки и др.), которые необходимо принимать во внимание при совершенствовании минимального (восстановительного) потребительского бюджета. Показана зависимость расходных статей потребительских бюджетов (продукты питания, непродовольственные товары, услуги) и соответствующих потребительских корзин от группы физической активности и природно-климатических условий. Материалы исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти, предприятиями для оценки стоимости жизни в регионах, в том числе в целях установления районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения, а также для совершенствования региональных программ по борьбе с бедностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разумов Александр Александрович, Сковпень Виктория Александровна, Старокожева Виктория Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Methods of Consumer Budgets Setting as an Instrument of State and Corporate Social Policy

The article provides a comparative analysis of various methodological approaches for the development of a minimum (restorative) consumer budget. The study considers 10 both modern and previously existing Russian methods developed over the years by scientists from the All-Russian Center for Living Standards, the Institute of Socio-Economic Problems of Population of the Russian Academy of Sciences, the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, the All-Russian Scientific Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation and other organizations. The special attention in the study is paid to the issue of establishing a minimum (restorative) consumer budget, reflecting the needs of employees, for its use in the formation and implementation of social policy in Russia. The methodological basis of the research was the content analysis of scientific literature on the problem concerned, as a result of which the theoretical provisions of the consumer budget system were considered, the author's definition of the consumer budget was formulated, and appropriate methods were selected, grouped and systematized. The positive aspects of the studied methods have been identified (such as the application of the normative method for all budget components, an expanded set of non-food products and services, the availability of savings, considering family burden, etc.), which must be taken into account when improving the minimum (restorative) consumer budget. The dependence of the expenditure items of consumer budgets (food, non-food products, services) and the corresponding consumer baskets towards the groups of physical activity and climatic conditions is shown. The research findings and outputs can be used by federal and regional executive authorities, enterprises to assess the cost of living in the regions aiming at establishing the regional coefficients for wages and some other types of monetary income of the population, as well as to improve the regional programs of poverty reduction.

Текст научной работы на тему «Исследование методик установления потребительских бюджетов как инструмента государственной и корпоративной социальной политики»

Оригинальная статья УДК 331.2+369.011.4

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_9_258_270 EDN QVIGIN

Исследование методик установления потребительских бюджетов как инструмента государственной и корпоративной социальной политики

Александр Александрович Разумов1, Виктория Александровна Сковпень2, Виктория Павловна Старокожева3

1Д3 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты РФ, Москва, Россия

1 (aarazumov@mail.ru), (https://orcid.org/0000-0002-6935-0397)

2 (vaskovpen@yandex.ru), (https://orcid.org/0000-0001-6359-3622)

3 (starokozheva.vika@yandex.ru), (https://orcid.org/ 0000-0002-4762-2187)

Аннотация

В статье проведён сравнительный анализ различных методических подходов по разработке минимального (восстановительного) потребительского бюджета. Рассмотрены 10 как современных, так и ранее действовавших отечественных методик, разработанных в разные годы учёными Всероссийского центра уровня жизни, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института экономики РАН, Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России и других организаций. Особое внимание уделено вопросу установления минимального (восстановительного) потребительского бюджета, отражающего потребности работников, для его использования при формировании и реализации социальной политики в России. Методологической основой исследования выступил контент-анализ научной литературы по затрагиваемой проблеме, в результате которого рассмотрены теоретические положения системы потребительских бюджетов, сформулировано авторское определение потребительского бюджета, а также выбраны, сгруппированы и систематизированы соответствующие методики. Выявлены положительные аспекты изученных методик (такие, как применение нормативного метода для всех составляющих бюджета, расширенный набор непродовольственных товаров и услуг, наличие сбережений, учёт семейной нагрузки и др.), которые необходимо принимать во внимание при совершенствовании минимального (восстановительного) потребительского бюджета. Показана зависимость расходных статей потребительских бюджетов (продукты питания, непродовольственные товары, услуги) и соответствующих потребительских корзин от группы физической активности и природно-климатических условий. Материалы исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти, предприятиями для оценки стоимости жизни в регионах, в том числе в целях установления районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения, а также для совершенствования региональных программ по борьбе с бедностью.

Ключевые слова: потребительский бюджет, потребительская корзина, районный коэффициент, стоимость жизни, потребность, нормативный метод, продукты питания, непродовольственные товары, услуги

Для цитирования: Разумов А.А., Сковпень В.А., Старокожева В.П. Исследование методик установления потребительских бюджетов как инструмента государственной и корпоративной социальной политики // Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 2. С. 258-270. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_9_258_270 EDN QVIGIN

RAR (Research Article Report)

https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_9_258_270

Research of Methods of Consumer Budgets Setting as an Instrument of State and Corporate Social Policy

Aleksandr A. Razumov1, Viktoriya A. Skovpen'2, Viktoriya P. Starokozheva3

1'23 All-Russian Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 (aarazumov@mail.ru), (https://orcid.org/0000-0002-6935-0397)

2 (vaskovpen@yandex.ru), (https://orcid.org/0000-0001-6359-3622)

3 (starokozheva.vika@yandex.ru), (https://orcid.org/ 0000-0002-4762-2187)

Abstract

The article provides a comparative analysis of various methodological approaches for the development of a minimum (restorative) consumer budget. The study considers 10 both modern and previously existing Russian methods developed over the years by scientists from the All-Russian Center for Living Standards, the Institute of Socio-Economic Problems of Population of the Russian Academy of Sciences, the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, the All-Russian Scientific Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation and other organizations. The special attention in the study is paid to the issue of establishing a minimum (restorative) consumer budget, reflecting the needs of employees, for its use in the formation and implementation of social policy in Russia. The methodological basis of the research was the content analysis of scientific literature on the problem concerned, as a result of which the theoretical provisions of the consumer budget system were considered, the author's definition of the consumer budget was formulated, and appropriate methods were selected, grouped and systematized. The positive aspects of the studied methods have been identified (such as the application of the normative method for all budget components, an expanded set of non-food products and services, the availability of savings, considering family burden, etc.), which must be taken into account when improving the minimum (restorative) consumer budget. The dependence of the expenditure items of consumer budgets (food, non-food products, services) and the corresponding consumer baskets towards the groups of physical activity and climatic conditions is shown. The research findings and outputs can be used by federal and regional executive authorities, enterprises to assess the cost of living in the regions aiming at establishing

the regional coefficients for wages and some other types of monetary income of the population, as well as to improve the regional programs of poverty reduction.

Keywords: consumer budget, consumer basket, regional coefficient, cost of living, need, normative method, food, non-food products, services

For citation: Razumov A.A., Skovpen' V.A., Starokozheva V.P. Research of Methods of Consumer Budgets Setting as an Instrument of State and Corporate Social Policy. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2024;20(2):258-270. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_9_258_270 (In Russ.)

Введение. Постановка задачи

Проблема количественной оценки потребностей населения в товарах и услугах при определении стоимости жизни1 по регионам сначала в СССР, а затем в России в целях установления уровня и соотношений в оплате труда имеет длительную историю. Так, ещё в 1920-х гг. прожиточный минимум и затем бюджетный набор, на основании которого исчислялся индекс стоимости жизни, применялись при построении тарифных поясов [1, с. 43-44, 52]. Позднее, в 1956-1964 гг. региональные различия в стоимости жизни, определённые на основе бюджета минимума материальной обеспеченности (рассчитанного для мужчины в активном трудовом возрасте 18-39 лет, занятого трудом средней тяжести), учитывались при расчёте районных коэффициентов к заработной плате [2].

Данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. До сих пор не принят единый нормативный правовой акт, определяющий размеры районных коэффициентов к заработной плате работающих в неблагоприятных природно-климатических условиях, а действует значительное количество правовых актов СССР и РСФСР, устанавливающих районные коэффициенты для работников отдельных краёв, областей, а иногда и предприятий. При этом Минтрудом России при участии ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в течение ряда лет ведётся работа по их инкорпорации в законодательство РФ2 [3] (например, в 2021 г. Институтом в рамках соответствующей темы государственного задания были проанализированы более 500 профильных нормативных правовых актов, часть из которых в последующем была отменена приказами Минтруда России).

1 Под стоимостью жизни обычно понимают количество материальных благ и услуг, которые необходимо потреблять или которые фактически потребляются населением (домохо-зяйствами), выраженное в денежной форме.

2 На основании Распоряжения Президента РФ от 18 марта 2011 г. №158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним Планов мероприятий на соответствующие годы, утверждённых Приказами Минюста России, например, от

17 марта 2021 г. № 39 на 2021 г., от 23 марта 2023 г. № 44 на 2023 г.

Потребности населения, проживающего в различных по природно-климатическим условиям регионах, объективно отличаются. Это относится как к продуктам питания, так и к отдельным товарам и услугам, что должно находить отражение в потребительских бюджетах. Объектом исследования выступают потребительские бюджеты. Предмет исследования - методики разработки потребительских бюджетов в СССР и в России. Целью исследования является сравнительный анализ различных методических подходов по разработке минимального (восстановительного) потребительского бюджета для его использования при формировании и реализации социальной политики в России. Для достижения цели в рамках исследования были решены следующие задачи: проведён анализ научных публикаций по теме исследования, на основе которого сформулировано авторское определение потребительского бюджета; выбраны, сгруппированы и проанализированы методики исчисления потребительских бюджетов, в результате чего выявлены положительные аспекты изученных методик, которые необходимо принимать во внимание при совершенствовании минимального (восстановительного) потребительского бюджета, и показана зависимость расходных статей рассматриваемых потребительских бюджетов от группы физической активности и природно-климатических условий.

С учётом изложенного в настоящем исследовании выдвигается гипотеза о целесообразности на основе сравнительного исследования доступных потребительских бюджетов отражения в минимальном (восстановительном) потребительском бюдже-те3 различий в стоимости жизни по регионам России, которые могут быть учтены при расчёте районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения.

Совершенствование системы районного регулирования заработной платы и других доходов населения как направление социальной политики призвано способствовать решению одной из ключевых задач, ориентированных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.: «увеличение реальных

3 Данное понятие рассматривается в статьях [4, 5].

доходов граждан», как это указано в Перечне поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утверждённом Президентом Российской Федерации 18 февраля 2024 г.4

Краткий анализ научных публикаций

по рассматриваемой теме

Для достижения цели исследования было проанализировано существенное количество научных публикаций и разработок по рассматриваемой теме, в числе основных из которых необходимо отметить следующие:

- учёными Всероссийского центра уровня жизни (далее - ВЦУЖ) разработаны потребительские бюджеты различного уровня достатка. [6-8] В.Н. Бобковым, А.А. Гулюгиной, Е.В. Одинцовой обоснована нормативная социально приемлемая потребительская корзина, которая, как отмечают авторы, может стать основой разработки минимального потребительского бюджета. [9, 10] Данные исследования продолжались в Институте социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (далее - ИСЭПН ФНИСЦ РАН), а в настоящее время - Институте экономики Российской академии наук (далее - ИЭ РАН) [11-13];

- учёными ВЦУЖ разработан отраслевой социальный стандарт оплаты труда для работников горно-металлургического комплекса и других отраслей [14-16];

- в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (далее - ВНИИ труда) разработан минимальный (восстановительный) потребительский бюджет квалифицированных рабочих организаций нефтегазового комплекса5;

- проблема разработки потребительской корзины и её связь с минимальным размером оплаты труда исследована в статье Л.Н. Широковой и В.А. Сковпень [17];

- исторический опыт разработки и применения потребительских бюджетов в Советской России и СССР изучены А.А. Разумовым и В.А. Сковпень [18];

- региональный аспект разработки социально приемлемого потребительского бюджета на при-

4 Подпункт «в» пункта 1. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (утв. Приказом Президента РФ от 18 февраля 2024 г. № Пр-295). URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/73492 (дата обращения: 25.03.2024).

5 Оценка стоимости минимального (восстановитель-

ного) потребительского бюджета для работников, занятых лёгким и тяжёлым физическим трудом, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: научный отчет. ВНИИ труда Минтруда России. М.: Нефтегазстройпрофсоюз России, 2017. URL: https://www.rogwu.ru/content/bl_files_docs/стои-мости%20минимального%20потребительского%20бюджета. PDF (дата обращения: 04.10.2023).

мере арктических регионов исследовала Е.Г. Злен-ко [19];

- в Институте экономики РАН коллективом авторов под руководством Л.С. Ржаницыной подготовлен стандарт экономической устойчивости семей с детьми [20].

В зарубежной практике также существуют различные форматы потребительских бюджетов. Так, в качестве примеров приведём стандарт минимального уровня дохода для гражданина Великобритании (a minimum income standard for Britain - MIS) [21, 22], минимальный необходимый уровень жизни в Ирландии (the minimum essential standard of living) [23], стандарт самообеспеченности семей США (the Self-Sufficiency Standard) [24]. Также имеются и расчёты, особо выделяющие региональный аспект, например, стандарт минимального уровня дохода для жителей отдаленных сельских территорий Шотландии (a minimum income standard for remote rural Scotland) [25], минимальный уровень дохода для четырех крупнейших городов Мексики (minimum income standard for four of Mexico's largest cities, который разработан на основе MIS) [26].

Следует отметить, что зарубежные авторы также указывают на «ценность исследований эталонных бюджетов» для целей «разработки национальной, региональной и глобальной социальной политики» [27, с. 333].

Итак сформулируем авторское определение потребительского бюджета. Это комплексный (синтетический) инструмент, характеризующий одну из важнейших составляющих уровня жизни населения, который балансирует доходы и расходы домохозяйств и позволяет определить набор потребностей, необходимых для их жизнедеятельности, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, а также размер дохода, требуемый для удовлетворения этих потребностей. Принципы разработки потребительских бюджетов на международном уровне сформулированы в Конвенциях МОТ о социальной политике № 117 (пункт 2 статьи 5) и № 82 (пункт 2 статьи 9), в которых указано, что необходимо принимать во внимание потребности семей работников в питании и его пищевой ценности, жилище, одежде, медицинском обслуживании и образовании, а в Конвенции МОТ об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран № 131 (статья 3) предусмотрено, что при определении уровня минимальной заработной платы должны («насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями») учитываться потребности работников и их семей, принимая во внимание в том числе стоимость жизни.6

6 International labour standards // ILO: [сайт]. URL: https:// www.ilo.org/global/standards/lang--en/index.htm (дата обращения: 20.01.2024).

Как известно из зарубежной и российской практики, потребительские бюджеты исчисляются разными методами - нормативным, нормативно-статистическим, статистическим, социологическим и др. Преимущества и недостатки этих методов приведены в ряде публикаций [9, 28-31].

Наиболее часто потребительские бюджеты исчисляются нормативным методом на основе наборов товаров и услуг, норм и нормативов их потребления (в ряде случаев за исключением отдельных статей, рассчитываемых статистически в процентах от определённых видов расходов). Применение статистического метода (полностью для всего бюджета или только для отдельных его составляющих) не позволяет на научной основе выявить различия в потребностях работников, что крайне важно для учёта региональных различий в стоимости жизни. По нашему мнению, для цели исследования предпочтительным является нормативный метод построения минимального (восстановительного) потребительского бюджета, и методики, его применяющие, можно отнести к лучшим практикам.

В научном сообществе до настоящего времени нет единства мнений относительно терминологии, касающейся потребительских бюджетов. В частности, применяются такие термины, как: социально приемлемый, минимальный, восстановительный, рациональный потребительский и некоторые другие бюджеты [32-37]. Исследование рассмотренных источников и публикаций показывает, что в данных случаях речь идёт о потребительском бюджете, позволяющем обеспечить прогрессивный по химическому составу и энергетической ценности набор продуктов питания, широкий набор непродовольственных товаров и услуг с учётом развития потребительского рынка, надлежащий уровень организации быта и проведения досуга работниками, сохранение и укрепление здоровья и повышение уровня образования.

Об этом свидетельствует и анализ российского законодательства, на основе которого мож-

но выделить принципиальное отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета: первый призван удовлетворять только минимальные потребности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, а второй направлен на обеспечение более широкого их круга: «основные материальные и духовные потребности», необходимые «для поддержания активного физического состояния человека и воспроизводства рабочей силы»7.

Так, согласно позиции Федерации независимых профсоюзов России, «Заработная плата должна обеспечивать работнику не только «выживание» (прожиточный минимум), но и восстановление способностей и сил к труду»; эту роль может выполнять минимальный потребительский бюджет.8 Тем самым обосновывается восстанавливающий характер рассматриваемого бюджета. Зленко Е.Г. также указывает на необходимость обеспечения социально приемлемым потребительским бюджетом восстанавливающего уровня потребления населения [19, с. 33].

В связи с вышеизложенным под минимальным (восстановительным) потребительским бюджетом понимается потребительский бюджет, обеспечивающий минимально допустимый уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей работника и его семьи. Другими словами, это - бюджет простого воспроизводства работника, учитывающий иждивенческую нагрузку (затраты на воспитание детей).

Данные и методы работы с ними

В настоящей работе рассмотрены 10 методик исчисления потребительских бюджетов, которые по распространению их действия могут быть сгруппированы следующим образом: отраслевые, региональные, единые (общероссийские). Научные разработки, содержащие методики, о которых речь идёт в настоящей работе, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Методики определения потребительских бюджетов

Table 1

Methods of Consumer Budgets Setting | ^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ п/п Наименование методики Кем и когда разработана Для кого разработана Группа тяжести труда (физической активности)

Отраслевые методики

1. Методика определения отраслевого социального стандарта оплаты труда (горно-металлургический комплекс)9 ВЦУЖ, 2001 г. Для рабочего 5 разряда, занятого в основных цехах металлургического производства, для Свердловской области IV (тяжёлый физический труд)

7 Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан от 23 июля 2008 г. № 31-ЗРТ «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан».

8 Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 8 июля 2020 г. № 4-10 «Об итогах коллективно-договорной кампании 2019 г. и задачах на предстоящий период».

9 Приложение 3 к Отраслевому тарифному соглашению по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2003-2005 гг.

Окончание таблицы 1

№ п/п Наименование методики Кем и когда разработана Для кого разработана Группа тяжести труда (физической активности)

2. Минимальный (восстановительный) потребительский бюджет квалифицированных рабочих организаций нефтегазового комплекса10 ВНИИ труда Минтруда России и Институт питания РАН, 2017 г. Для квалифицированных рабочих в активном трудоспособном возрасте, занятых лёгким физическим трудом (оператор технологических установок) и тяжёлым физическим трудом (бурильщик 5 разряда), для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры II (лёгкий физический труд), IV (тяжёлый физический труд)

3. Минимальный отраслевой стандарт оплаты труда квалифицированного рабочего основной (базовой) профессии (авиационная промышлен- ность)11 НИИ труда и социального страхования Минздравсоц-развития России и Институт питания РАМН12, 2008 г. Для токаря (фрезеровщика) и слесаря механосборочных работ 5 разряда в активном трудоспособном возрасте (19-39 лет), занятых трудом средней тяжести, для Смоленской, Саратовской, Новосибирской и Иркутской областей, Хабаровского края III (труд средней тяжести)

Региональные методики

4. Стандарт экономической устойчивости семей с детьми в г. Москве [20] Институт экономики РАН, 2008 г. Для семьи с детьми, г. Москва не указано

5. Минимальный потребительский бюджет в Республике Татарстан Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, 2001-2002 гг. 13 Для 13 социально-демографических групп населения Республики Татарстан (расчёты были проведены для мужчины трудоспособного возраста) не указано

Единые методики

6. Социально приемлемая потребительская корзина [38] ВЦУЖ, ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 2018 г. Для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ для мужчин, относящихся к I—III группам, женщин, относящихся к I—II группам

7. Проект закона о рациональном потребительском бюджете [39] Научно-консалтинговое предприятие «Социальный прогресс страны», 2010 г. Для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и по субъектам РФ не указано

8. Бюджет минимума материальной обеспеченности [1] НИИ труда Госкомтруда СССР, 1965 г. Для рабочего промышленности лёгкий физический труд

9. Рациональный потребительский бюджет [1] НИИ труда Госкомтруда СССР, 1960-е гг. В среднем на душу населения СССР, для семьи рабочего14, для семьи, проживающей в сельской местности, для отдельных республик лёгкий и тяжёлый физический труд

10. Рациональный потребительский бюджет [40] НИЭИ Госплана СССР, 1970-е гг. Для населения СССР дифференцированно по полу и возрасту лёгкий и тяжёлый физический труд

Источник: составлено авторами.

10 Оценка стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работников, занятых лёгким и тяжёлым физическим трудом, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре: научный отчёт. ВНИИ труда Минтруда России. М.: Нефтегазстройпрофсоюз России, 2017. URL: Шр8://шшш.го^и.ги/соп1еп1/Ы^1е8_^с8/стоимости%20минимального%20 потребительского%20бюджета.РПБ (дата обращения: 04.10.2023).

11 Пунктом 45.3 Отраслевого соглашения по авиационной промышленности Российской Федерации на 2023-2025 гг. предусмотрено использование как ориентиров в оплате труда показателей минимального отраслевого стандарта оплаты труда рабочих базовых профессий авиационной промышленности, разработанных НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России.

12 Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. № 253-Ф3 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская академия медицинских наук была присоединена к РАН.

13 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июля 2001 г. № 466 «О составе минимального потребительского бюджета в Республике Татарстан» (с изм. и доп. от 22 ноября 2002 г. и от 6 мая 2006 г.).

14 Муж, жена, два ребёнка (мальчик 14 лет и девочка 8 лет).

Отраслевые методики отражают потребности квалифицированных рабочих (5 разряда) различных видов экономической деятельности (горно-металлургический комплекс, нефтегазовый комплекс, авиационная промышленность) и разработаны для регионов, в которых преимущественно представлены соответствующие предприятия. Региональные методики разработаны для конкретного субъекта РФ (г. Москва, Республика Татарстан). Единые методики, представленные в настоящем исследовании, распространяются на всю страну: для РФ - социально приемлемая потребительская корзина и проект закона о рациональном потребительском бюджете; для СССР - бюджет минимума материальной обеспеченности (подготовленный НИИ труда Госкомтруда СССР) и рациональный потребительский бюд-жет15 (в двух вариантах, один из которых разработан НИИ труда Госкомтруда СССР [1], а другой - Научно-исследовательским экономическим институтом при Госплане СССР (НИЭИ Госплана СССР) [40]).

В структуру потребительских бюджетов по всем методикам входят продукты питания, непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы при их различном перечне, количестве наименований товаров и услуг, норм и нормативов их потребления. Сбережения и расходы на содержание ребёнка представлены не во всех методиках и также существенно отличаются подходами к их расчёту.

Данные методики разработаны в разные годы, для разных категорий работников, занятых трудом различной тяжести и проживающих в различных регионах, поэтому прямое сравнение норм и нормативов потребления товаров и услуг представляется некорректным. В то же время, методические подходы по разработке наборов потребительских бюджетов, их состав и структура представляют несомненный интерес для исследования, в том числе сопоставительного.

В этой связи, как было отмечено выше, нами был проведён контент-анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме, в результате которого рассмотрены теоретические положения системы потребительских бюджетов, а также выбраны, сгруппированы и систематизированы методики для исследования. При анализе методик применялись такие методы исследования,

15 Согласно подходам советских учёных-экономистов бюджет минимума материальной обеспеченности отражал уровень жизни, который необходим для воспроизводства рабочей силы при данных условиях производства, а рациональный потребительский бюджет обосновывал объём и структуру материальных и духовных благ, обеспечивающих полное удовлетворение разумных потребностей населения на долгосрочную перспективу и являлся эталоном потребления (выделено нами - авторы).

как структурный анализ, сравнительный подход, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и сравнение и др.), методы классификаций, группировок, статистической обработки информации.

Результаты исследования

Во всех разработанных потребительских бюджетах на различия в наборах продуктов питания в значительной степени влияет группа физической активности работника, зависящая от трудовой деятельности, которой он занят16, а также природно-климатические условия, в которых он проживает. Более высокая физическая нагрузка обусловливает повышенную потребность организма человека в жирах и белках, а нервно-психическая - в белках, что требует соответствующей пищевой ценности и калорийности питания. Это наглядно демонстрируют рассматриваемые методики: наибольшая калорийность - 4150 ккал в сутки - предусмотрена в методике для нефтегазового комплекса, разработанной для работника тяжёлого физического труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (относящемся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и характеризующемся сильными морозами и ветрами, избыточным увлажнением, резкой сменой суровой морозной зимы на жаркое лето и пр.). Для работников горно-металлургического комплекса той же группы физической активности, но проживающих в более благоприятных природно-климатических условиях (Свердловская область), энергетическая ценность продуктового набора составляет 3608 ккал в сутки, а для работников авиационной промышленности, занятых трудом средней тяжести в г. Комсомольск-на-Амуре (относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и отличается суровой малоснежной зимой и влажным летом), - 3500 ккал в сутки. Для работников лёгкого труда в регионах, не характеризующихся суровыми природно-климатическими условиями, калорийность в методиках составляет 2900-3000 ккал в сутки. Это, например, минимальный потребительский бюджет в Республике Татарстан, бюджет минимума материальной обеспеченности и рациональный потребительский бюджет в СССР. Различается и структура потребления жиров, белков и углеводов.

Следует дать положительную оценку тому факту, что в некоторых методиках (например,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Группы работников по уровню физической активности (тяжести труда) приведены в п. 3.3 Методических рекомендаций МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г.).

в методике для авиационной промышленности, проекте закона РФ о рациональном потребительском бюджете, минимальном потребительском бюджете Республики Татарстан, рациональном потребительском бюджете в СССР) учтены национальные традиции и местная специфика потребления населением товаров и услуг, а в методике бюджета минимума материальной обеспеченности - возможности обеспечения входящими в бюджет продуктами как из местных ресурсов, так и путём завоза из других регионов.

Из сказанного выше следует, что наборы продовольственных товаров в рассматриваемых методиках существенно различаются как по нормам потребления, так и по наименованиям товаров (которые в некоторых методиках раскрыты более подробно, а в некоторых приведены обобщенно в виде групп товаров). Например, количество продуктов, богатых белками животного происхождения, существенно выше в методиках для горнометаллургического комплекса и нефтегазового комплекса, чем в методике Республики Татарстан и проекте закона о рациональном потребительском бюджете.

В некоторых методиках (авиационная промышленность, социально приемлемая потребительская корзина, рациональный потребительский бюджет в СССР) содержатся расходы на питание вне дома. Это следует характеризовать положительно, поскольку многие работники во время обеденного перерыва питаются в столовой или кафе. Также следует положительно оценить наличие витаминно-минеральных комплексов в социально приемлемой потребительской корзине, бюджете минимума материальной обеспеченности и методике Республики Татарстан.

По непродовольственным товарам также наблюдаются существенные различия как в наборе товаров, так и в нормах их потребления. При этом в некоторых методиках (например, в методике для горно-металлургического комплекса, в социально приемлемой потребительской корзине, в проекте закона о рациональном потребительском бюджете, в минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан, рациональном потребительском бюджете в СССР) непродовольственные товары делятся на товары индивидуального и общесемейного пользования. В минимальном потребительском бюджете Республики Татарстан подобным образом дифференцируются не только непродовольственные товары, но и услуги, и для расчёта данного бюджета берётся % набора товаров и услуг общесемейного пользования.

В методике для авиационной промышленности при обосновании набора непродовольственных товаров подробно отражено влияние

природно-климатических условий. Для этого субъекты РФ распределены по трём зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления данной группы товаров: продолжительность зимнего периода, температура января, скорость ветра, продолжительность отопительного периода и др. Так, Смоленская и Саратовская области отнесены к зоне с умеренным климатом (II зона), а Новосибирская и Иркутская области - к зоне с холодным и резко континентальным климатом (I зона). Северная часть Хабаровского края из-за сильных скоростей ветра в зимний период выделена в отдельную подзону с более суровым климатом, чем в I зоне. Объём потребления и сроки службы предметов гардероба (одежды, белья, обуви и др.) определены с использованием нормативов, разработанных Всероссийским научно-исследовательским институтом потребительского рынка и маркетинга (далее - ВНИИПРиМ) для удовлетворения минимальных потребностей населения, проживающего в разных природно-климатических условиях. Следует отметить, что в приведённых методиках наборы мебели и другие товары культурно-бытового и хозяйственного назначения не дифференцируются по регионам.

Платные услуги представлены во всех методиках - услугами ЖКХ, бытовыми услугами, услугами связи, транспорта, культурных и спортивных учреждений, медицинскими услугами (за исключением методик СССР), организованным отдыхом и лечением, но по этим услугам в методиках наблюдается существенная дифференциация нормативов.

Следует отметить, как положительный факт, что некоторые методики отличаются более актуализированным набором услуг. Например, в методику для нефтегазового комплекса в услуги связи включена абонентская плата за доступ к сети Интернет, в методику для авиационной промышленности - оплата мобильного телефона, в социально приемлемую потребительскую корзину - оба этих вида связи. Данные услуги имеют особое значение при учёте региональной дифференциации стоимости жизни. Кроме того, отдалённость северных и восточных регионов влияет на транспортные расходы, а суровый климат - на расходы на рекреационно-оздоровительные услуги.

Следует положительно оценить, что в методиках для горно-металлургического комплекса, авиационной промышленности и др. предусмотрено пребывание в домах отдыха и санаториях. При этом, согласно статье 325 Трудового кодекса РФ, работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, один раз в два года работодателем

оплачивается проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа (в пределах территории России). Это учтено, например, в методике для нефтегазового комплекса.

Отрицательным является то, что не во всех методиках учтены расходы на образование (профессиональное обучение). Они содержатся, например, в социально приемлемой потребительской корзине и методике для нефтегазового комплекса.

Также редко встречаются услуги правового характера (они предусмотрены в методике для горно-металлургического комплекса, социально приемлемой потребительской корзине, минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан), ритуальные услуги (включены в методику для горно-металлургического комплекса и в минимальный потребительский бюджет Республики Татарстан), услуги страхования (содержатся в методике социально приемлемой потребительской корзины), свадебные услуги (предусмотрены в минимальном потребительском бюджете Республики Татарстан).

В современных условиях стремительного роста третичного сектора экономики услуги должны составлять всё растущую долю в структуре минимального (восстановительного) бюджета, поскольку в настоящее время, в отличие от периода СССР, не существует общественных фондов потребления и расходы на значительную часть услуг осуществляются работниками за счёт собственных средств, поэтому наличие в методиках платных услуг образования, медицинских услуг, санаторно-курортных услуг, организации досуга следует оценить положительно.

Расходы на обязательные платежи и сборы состоят большей частью из налога на доходы физических лиц, основная ставка которого составляет 13%.17 При этом, если в методике для горно-металлургического комплекса (2001 г.) «незначительность налоговых льгот позволяет ими пренебречь при проведении нормативных расчётов», то в методике для нефтегазового комплекса 2017 г. учитываются налоговые вычеты на детей. Учёт других налогов, таких как налог на недвижимость, а также взносов по ипотеке увеличивает размер обязательных платежей и сборов.

Сбережения содержатся в методике для горно-металлургического комплекса, социально приемлемой потребительской корзине, стандарте экономической устойчивости семей с детьми, методике для нефтегазового комплекса.

17 Для доходов в размере менее или равных 5 миллионам рублей в год. Для доходов свыше 5 миллионов рублей в год налог с 1 января 2021 г. составляет 650 тысяч рублей и 15% с суммы, превышающей 5 миллионов (в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ).

В методике для нефтегазового комплекса в бюджет включены сбережения на покупку жилья. Для их расчёта в методике применяются показатели средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ18 с учётом оплаты кредита по ипотеке Сбербанка России в размере 8,4%. В социально приемлемой потребительской корзине также предусмотрены сбережения для улучшения жилищных условий: накопление необходимых средств за 18 лет для покупки жилья среднего качества (типового) общей площадью в размере 18 кв. м. на одного человека19.

Сбережения в методике для горно-металлургического комплекса устанавливаются в размере 5% от стоимости потребительской корзины. Данный показатель определён по данным обследований бюджетов домашних хозяйств Росстата исходя из сложившейся структуры расходов в семьях со средним достатком, соответствующей 6—7 де-цильным группам населения по доходам.

Немногим меньшая доля сбережений зафиксирована в стандарте экономической устойчивости семей с детьми — 3%. Стандарт экономической устойчивости семей с детьми предусматривает сбережения, но, как отмечают авторы этой методики, они недостаточны при экстремальных ситуациях[20]. В социально приемлемой потребительской корзине предусмотрен финансовый резерв с привлечением услуг банковского сектора на непредвиденные расходы, в том числе при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.

Существенное влияние на структуру рассмотренных нами выше бюджетов оказывает включение или невключение расходов на содержание ребёнка. Например, в стандарте экономической устойчивости семей с детьми они включены в бюджет, в методике для горно-металлургического комплекса входят в структуру отраслевого социального стандарта оплаты труда, но не самого бюджета, а в социально приемлемой потребительской корзине и минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан — не предусмотрены.

Данный аспект методик является важным, поскольку, как показало ранее проведённое специалистами ВНИИ труда исследование, «основ-

18 Утверждённые приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 708-пр «Показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2017 г.» и применяемые при предоставлении гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счёт средств федерального бюджета.

19 В соответствии с федеральным стандартом социаль-

ной нормы площади жилого помещения, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».

ной причиной попадания семей с детьми в зону риска монетарной бедности является низкий уровень оплаты труда работающих родителей». [41] Как отметил Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г., «невысокие доходы, с которыми сталкиваются в том числе многодетные семьи», являются «одной из самых острых проблем».20 Данный вопрос требует дальнейших глубоких исследований.

Заключение

Потребительский бюджет, позволяющий удовлетворять необходимые для восстановления физических, умственных, эмоциональных сил материальные и духовные потребности работника и его семьи на минимально допустимом уровне, обеспечивающий простое воспроизводство рабочей силы и учитывающий иждивенческую нагрузку, основанный на научно обоснованных нормах и нормативах потребления, может быть охарактеризован как минимальный (восстановительный) потребительский бюджет. Основным направлением удовлетворения потребностей населения на основе минимального (восстановительного) потребительского бюджета является продуктивная, приносящая необходимый уровень дохода, занятость, выступающая в разных формах [42, 43].

Проведённый анализ научных исследований по проблеме потребительских бюджетов и 10 методик их расчёта (как современных, так и ранее действовавших) показал, что в рассмотренных методиках существенно различаются как методические подходы к построению минимального (восстановительного) потребительского бюджета, так и нормы, нормативы потребления товаров и услуг, и их наборы. При этом исследование и сравнение данных методик выявили наличие в них региональной дифференциации наборов товаров и услуг, то есть учёт различий в стоимости жизни по регионам, что является дополнительной аргументацией целесообразности применения минимального (восстановительного) потребительского бюджета для установления районных коэффициентов к заработной плате и подтверждает гипотезу исследования. По нашему мнению, в методиках для нефтегазового комплекса и авиационной промышленности научное обоснование норм и нормативов проведено наиболее полно для целей учёта региональной дифференциации в стоимости жизни. Подобный подход применялся в СССР для обоснования бюджета минимума материальной обеспеченности и особенно рационального потребительского бюджета.

20 Послание Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/73585 (дата обращения: 12.03.2024).

Дифференциация норм потребления продуктов питания обусловлена необходимостью поддержания у занятого населения работоспособности и здоровья, определяемых различными затратами энергии в процессе трудовой деятельности. Это обусловливает различное количество и качество потребляемых продуктов питания. Кроме того, на нормы потребления продуктов питания влияют условия проживания в регионе, например, суровые природно-климатические условия требуют повышенных затрат энергии (что выражается в калорийности питания и структуре потребления жиров, белков и углеводов), что учтено в анализируемых методиках. Для непродовольственных товаров индивидуального пользования, таких как одежда и обувь, в некоторых методиках также указано на необходимость учёта сложных (суровых) природно-климатических условий, и наборы товаров дифференцируются по климатическим зонам.

Положительными аспектами методик являются применение нормативного метода для всех составляющих бюджета, научная обоснованность норм и нормативов потребления, расширенный набор непродовольственных товаров и услуг, в том числе наличие образовательных услуг, учёт семейной нагрузки. Методики в целом позволяют более полно отразить различия в стоимости жизни по регионам и современные потребности работников в целях расчёта обоснованных районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов.

Важным для современных условий жизнедеятельности семей представляется актуализация перечня входящих в бюджет услуг, а также включение в него образовательных, правовых, страховых и других услуг. Для реализации воспроизводственной функции необходимо учитывать в бюджете расходы на содержание ребёнка. Для новой семьи необходимо соответствующее жильё, поэтому целесообразно включить в бюджет сбережения на его приобретение. Здесь уместно отметить, что на федеральном и региональном уровне принимаются соответствующие меры, направленные на поддержку семей с детьми: предложен новый национальный проект «Семья», «с 1 января 2023 года введено единое ежемесячное пособие для семей с невысокими доходами», регулярно индексируется размер материнского капитала, предложено продлить до 2030 года программу семейной ипотеки с погашением части ипотечного кредита за семью при рождении третьего ребёнка, повысить в два раза налоговые вычеты на второго, третьего и каждого последующего ребёнка.21

21 Послание Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/73585 (дата обращения: 12.03.2024).

На основе проведённого сопоставительного анализа выделены лучшие практики построения минимального (восстановительного) потребительского бюджета, на которые целесообразно обратить внимание при его дальнейшем совершенствовании в целях установления районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения. В частности, необходима актуализация наборов:

— продуктов питания в зависимости от группы физической активности и природно-клима-

тических условий с учётом национальных традиций, местной специфики потребления, возможности обеспечения данными продуктами как из местных ресурсов, так и путём завоза из других регионов, а также необходимости для трудоспособного населения питаться вне дома;

— одежды и обуви по климатическим зонам с учётом морального износа;

— отдельных видов платных услуг — в зависимости от природно-климатических условий с учётом отдаленности регионов (услуги ЖКХ, связи, транспорта и др.).

Список литературы

1. Саркисян Г.С., Кузнецова Н.П. Потребности и доход семьи. М.: Экономика, 1967. 176 с.

2. Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Проблемы районного регулирования оплаты труда: современные задачи и пути их решения / Социально-трудовые отношения в современной России: проблемы и решения. Коллективная монография к 60-летию НИИ труда / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Разумова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. С. 220-254. ISBN 978-5-394-02737-6

3. Мосина Л.Л., Старокожева В.П. Инкорпорация в законодательство РФ нормативных правовых актов СССР и РСФСР, касающихся районного регулирования заработной платы // Социально-трудовые исследования. 2022. № 2(47). С. 124-131. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-47-2-124-131 EDN QGEROT

4. Бобков В.Н. Дифференциация минимальных уровней оплаты труда на основе системы минимальных потребительских бюджетов // Человек и труд. 1993. № 3. С. 69-73.

5. Бобков В.Н., Арбузова Т.И. О разработке минимальных потребительских бюджетов // Общество и экономика. 1994. № 5-6. С. 127-137.

6. Бобков В.Н. Комплексная политика регулирования затрат на рабочую силу на основе восстановительных и развивающих потребительских бюджетов // Уровень жизни населения регионов. 2007. № 6(112). С. 5-10. EDN MBWFBN

7. Бобков В.Н. Методологический подход Всероссийского центра уровня жизни к изучению и оценке качества и уровня жизни населения // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2009. № 2. С. 26-36. EDN KZBTCH

8. Одинцова Е.В. О методологических аспектах выявления среднего класса экономически активного населения // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 8. С. 47-50. EDN PCBVCD

9. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Гулюгина А.А. Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть первая) // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 3. С. 4-15. https://doi. org/10.19181/popu1ation.2020.23.3.1 EDN SYEGLZ

10. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Гулюгина А.А. Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть вторая) // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 4. С. 4-18. https://doi. org/10.19181/popu1ation.2020.23.4.1 EDN YHFSEL

11. Бобков В.Н., Колмаков И.Б. Выявление социальной структуры и неравенства распределения денежных доходов населения Российской Федерации // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 971-984. https://doi.org/10.17059/2017-4-1 EDN XIGYOK

12. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России-2022 год: [Ежегодник]. Вып. 1(202) / В. Н. Бобков, А.А. Гулюгина, И.Б. Колмаков [и др.]; отв. ред. В Н. Бобков, А.А. Гулюгина. М.: ИЭ РАН, 2023. 166 с. ISBN 978-5-9940-0736-5

13. Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Развитие нормативного регулирования уровня жизни населения в России // XI Московский юридический форум. 4-6 апреля, 2024 г. Международная научно-практическая конференция «Развитие стандартов достойного уровня жизни в трудовом праве и праве социального обеспечения». URL: https://inecon.org/docs/2024/ Bobkov_0dintsova_presentation_20240405.pdf (дата обращения: 26.04.2024).

14. Чащина Т.В. Потребительский бюджет трудоспособного населения как основа отраслевых социальных стандартов оплаты труда в горно-металлургической отрасли // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 12. С. 60-67.

15. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в образовании / В.Н. Бобков, О.И. Меньшикова, В.Ф. Майер [и др.] // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 8.

16. Бобков В.Н. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в машиностроении // Уровень жизни населения регионов России. 2003. № 1.

17. Сковпень В.А., Широкова Л.Н. Минимальный размер оплаты труда и потребительская корзина: проблемы и суждения // Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты: сборник статей международной конференц-сессии. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2019. Том 1. С. 914-933. ISBN 978-5-907242-27-2

18. Разумов А.А., Сковпень В.А. Разработка и применение потребительских бюджетов в Советской России и СССР // Социально-трудовые исследования. 2024. № 1(54). С. 99-110. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2024-54-1-99-110 EDN GBLZNC

19. Зленко Е.Г. Социально приемлемый потребительский бюджет в арктических регионах России // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 1. С. 28-38. https://doi.org/10.19181/popu1ation.2020.23.1.3 EDN GQACDO

20. Ржаницына Л.С. Стандарт экономической устойчивости семьи с детьми - новый ориентир политики доходов // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 1. С. 122-127. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00009 EDN MVSTRF

21. A Minimum Income Standard for Britain: What People Think: Report / N. Oldfi, N. Smith, L. Cusworth, J. Williams. 1 July 2008. New York: JRF, 2008. URL: https://www.jrf.org.uk/work/a-minimum-income-standard-for-britain-what-people-think (дата обращения: 29.02.2024).

22. Minimum Income Standard. Household Budgets // Centre for Research in Social Policy. Loughborough University: [website]. URL: https://www.lboro.ac.uk/research/crsp/minimum-income-standard/household-budgets/ (дата обращения: 26.04.2024)

23. Vincentian MESL Research Centre: [website]. 2024. URL: https://www.budgeting.ie/ (дата обращения: 25.04.2024)

24. Fisher G.M. An Overview of Recent Work on Standard Budgets in the United States and Other Anglophone Countries: report. Assistant Secretary for Planning and Evaluation: ASPE; 2006 Dec 31. 29 p. URL: https://aspe.hhs.gov/reports/overview-recent-work-standard-budgets-united-states-other-anglophone-countries-0#Definition (дата обращения: 29.02.2024).

25. Hirsch D., Bryan A., Ellen J. A Minimum Income Standard for Remote and Rural Scotland: A Policy Update: report. Centre for Research in Social Policy, Loughborough University; 2016 October. URL: https://www.hie.co.uk/media/6441/ aplusminimumplusincomeplusstandardplusforplusremoteplusruralplusscotlandplus-plusapluspolicyplusupdateplus2016.pdf (дата обращения: 25.04.2024).

26. Minimum Income Standard for Four of Mexico's Largest Cities / J.D.A. Tamayo, M.B. Pérez, M. Delajara, L.L. Robles. Mexico: Espinosa Yglesias Research Centre, 2021. 119 p. URL: https://ceey.org.mx/minimum-income-standard-for-four-of-mexicos-largest-cities/ (дата обращения: 25.04.2024).

27. DeemingC. (ed.) Minimum Income Standards and Reference Budgets. Bristol: Policy Press, 2020. 272 p. ISBN 978-1447352952

28. Кузнецова Н.П., Фейзулина Р.Ф. Нормативные потребительские бюджеты - основа районного регулирования доходов и заработной платы // Уровень жизни: проблемы и решения: сборник научных трудов. М.: НИИ труда, 1991. С. 46-69.

29. Майер В.Ф., Саенко О.П. Нормативный подход к планированию народного благосостояния // Плановое хозяйство. 1984. № 9. С. 51-60.

30. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. М.: Формула права, 2007. 336 с. ISBN 978-5-8467-0056-7 EDN QSISPJ

31. Литвинов В.А. Разработка потребительских бюджетов в СССР // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 3. С. 27-42 EDN MBWERN

32. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. 25 лет Мониторинга доходов и уровня жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. № 3. С. 9-23. https://doi.org/10.19181/lsprr.2020.16.3.1 EDN ASIDQD

33. Степанова Т.Н. Система потребительских бюджетов: за и против // Уровень жизни населения регионов России. 2005. № 3. С. 54-64. EDN LMBFCX

34. Мудракова Е.И. Минимальный потребительский бюджет // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 7. С. 26-42 EDN MBWFKT

35. Кокин Ю.П., Широкова Л.Н. Ещё раз о прожиточном минимуме и нормативных потребительских бюджетах в целом по Российской Федерации и в регионах России // Социальная политика и социальное партнёрство. 2011. № 6. С. 21-27. EDN OFNXPJ

36. Артемова О.В., Нестеренко И.Ю. Оценка потребительских бюджетов работающего населения региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 11(469). С. 28-39. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-11104 EDN JSCRYH

37. Кузнецова Н.П., Разумов А.А. Минимальный потребительский бюджет. Как его считать? // Экономика и жизнь. 1991. № 37. С. 14.

38. Социально приемлемая потребительская корзина / В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, Е.В. Одинцова, А.М. Сафронова // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 2. С. 8-26. https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10060 EDN OJYTMZ

39. Садков В.Г., Старикова Л.И., Новикова Е.В. О формировании стратегий развития регионов и повышении эффективности института социального партнёрства на основе регулярных расчётов потребительских бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 31(214). С. 2-14. EDN NYbQwN

40. Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. 263 с.

41. Разумов А.А., Селиванова О.В. Домохозяйства в зоне риска бедности: региональный аспект // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 2. С. 236-247. https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.2.8 EDN JWLUEB

42. Разумов А.А., Дрямов В.П. Качество рабочей силы в системе национальных приоритетов // Человек и труд. 2006. № 11. С. 11-14. EDN HVKSGR

43. Нестандартная занятость как форма использования рабочего времени (российский и зарубежный опыт) / А.А. Разумов, И.В. Цыганкова, Г.В. Антонова, О.Ю. Никишина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. 171 с. ISBN 978-5-394-02806-9 EDN XZUAAP

Информация об авторах:

Александр Александрович Разумов - доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник Минтруда России, советник генерального директора, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты РФ (SPIN-код: 6951-0705) (РИНЦ Author ID: 418386) (ReseacherID: AID-5743-2022) (Scopus Author ID: 56409656600) Виктория Александровна Сковпень - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты РФ (SPIN-код: 2920-4612) (РИНЦ Author ID: 907276)

Виктория Павловна Старокожева - младший научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты РФ (SPIN-код: 2509-1160) (РИНЦ Author ID: 1035372) Заявленный вклад авторов:

А.А. Разумов - постановка проблемы, разработка концепции статьи, анализ методик, анализ результатов исследования и формулирование выводов, научное редактирование текста.

В.А. Сковпень - постановка проблемы, разработка концепции статьи, сбор, обработка и анализ методик, обзор отечественной литературы, анализ результатов исследования и формулирование выводов.

В.П. Старокожева - разработка концепции статьи, логическое структурирование материала, сбор, обработка и анализ методик,

обзор зарубежной литературы, формулирование выводов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Автор, ответственный за переписку - Виктория Александровна Сковпень.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 02.05.2024; принята к публикации 09.06.2024.

References

1. Sarkisjan G.S., Kuznecova N.P. Potrebnosti i dokhod sem'i. Moscow: Ekonomika. 1967. 176 p. (In Russ.)

2. Shirokova L.N., Mosina L.L. Problemy raionnogo regulirovaniya oplaty truda: sovremennye zadachi i puti ikh resheniya. In: Razumov A.A. (ed.) Sotsial'no-trudovye otnosheniya v sovremennoi Rossii: problemy i resheniya. Kollektivnaya monografiya k 60-letiyu NII truda. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K»; 2016. P. 220-254. (In Russ.)

3. Mosina L.L., Starokozheva V.P. Incorporation of normative legal acts of the USSR and the RSFSR on regional regulation of wages into the legislation of the Russian Federation. Social'no-trudovye issledovanija=Social and labor research. 2022;(2(47)):124-131. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-47-2-124-131 (In Russ.)

4. Bobkov V.N. Differentsiatsiya minimal'nykh urovnei oplaty truda na osnove sistemy minimal'nykh potrebitel'skikh byud-zhetov. Chelovek i trud. 1993;(3):69-73. (In Russ.)

5. Bobkov V.N., Arbuzova T.I. O razrabotke minimal'nykh potrebitel'skikh byudzhetov. Obshchestvo i ehkonomika=Society and Economy. 1994;(5-6):127-137. (In Russ.)

6. Bobkov V.N. Kompleksnaya politika regulirovaniya zatrat na rabochuyu silu na osnove vosstanovitel'nykh i razvivayushchikh potrebitel'skikh byudzhetov. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2007;(6(112));5-10. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bobkov V.N. Metodologicheskii podkhod Vserossiiskogo tsentra urovnya zhizni k izucheniyu i otsenke kachestva i urovnya zhizni naseleniya. Vestnik VGU. Seriya: Ehkonomika i upravlenie=Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2009;(2)26-36 (In Russ.)

8. Odintsova E.V. O metodologicheskikh aspektakh vyyavleniya srednego klassa ehkonomicheski aktivnogo naseleniya. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2012;(8);47-50 (In Russ.)

9. Bobkov V.N., Odintsova E.V., Gulyugina A.A. Consumer basket as the basis for the State guarantees of minimum monetary income of Russian citizens (Part 1). Narodonaselenie=Population. 2020;23(3):4-15. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.3.1 (In Russ.)

10. Bobkov V.N., Odintsova E.V., Gulyugina A.A. Consumer basket as the basis for the State guarantees of minimum monetary income of Russian citizens (Part 2). Narodonaselenie=Population. 2020;23(4):4-18. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.1 (In Russ.)

11. Bobkov V.N., Kolmakov, I.B. Identifying the social structure and the inequality of monetary incomes of the population of the Russian Federation. Ekonomika regiona=Economy of Region. 2017;13(4);971-984. https://doi.org/10.17059/2017-4-1 (In Russ.)

12. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. (eds.), Kolmakov, I.B. et al. Monitoring dokhodov i urovnya zhizni naseleniya Rossii-2022 god: [Ezhegodnik]. Issue 1(202). Moscow Institute of Economics, Russian Academy of Sciences; 2023. 166 p. ISBN 978-5-9940-0736-5 (In Russ.)

13. Bobkov V.N., Odintsova E.V. Razvitie normativnogo regulirovaniya urovnya zhizni naseleniya v Rossii. XI Moscow Legal Forum: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Razvitie standartov dostoinogo urovnya zhizni v trudovom prave i prave sotsial'nogo obespecheniya»; April 4-6, 2024; Moscow, Russia. URL: https://inecon.org/docs/2024/Bobkov_Odintso-va_presentation_20240405.pdf (дата обращения: 26.04.2024) (In Russ.)

14. Chashchina T.V. Potrebitel'skii byudzhet trudosposobnogo naseleniya kak osnova otraslevykh sotsial'nykh standartov oplaty truda v gorno-metallurgicheskoi otrasli. Kadrovik. Kadrovyj menedzhment=HR Manager. 2008;(12):60-67. (In Russ.)

15. Bobkov V.N., Men'shikova O.I., Maier V.F., et al. Razrabotka minimal'nogo otraslevogo normativa oplaty truda v obrazovanii. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2002;(8). (In Russ.)

16. Bobkov V.N. Razrabotka minimal'nogo otraslevogo normativa oplaty truda v mashinostroenii. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2003;(1) (In Russ.)

17. Skovpen V.A., Shirokova L.N. Minimal'nyi razmer oplaty truda i potrebitel'skaya korzina: problemy i suzhdeniya. Public administration and development of Russia: National Goals and Institutions: Proceedings of the International Conference-session. Moscow: Publishing House «Scientific Library». 2019;1:914-933. ISBN 978-5-907242-27-2 (In Russ.)

18. Razumov A.A., Skovpen V.A. Development and application of consumer budgets in Soviet Russia and the USSR. Social'no-trudovye issledovanija=Social and labor research. 2024;(1(54)):99-110. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2024-54-1-99-110 (In Russ.)

19. Zlenko E.G. Socially acceptable consumer budget in the arctic regions of Russia. Narodonaselenie=Population. 2020;23(1):28-38. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.L3 (In Russ.)

20. Rzhanitsina L.S. Standard of economic sustainability offamily - a new orientation ofincome policy. Narodonaselenie=Population. 2019;22(1):122-127. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00009 (In Russ.)

21. Bradshaw J., Middleton S., Davis A., et al. A Minimum Income Standard for Britain: What People Think. Report. New York: JRF; 2008 July 1. URL: https://www.jrf.org.uk/work/a-minimum-income-standard-for-britain-what-people-think (access date: 29.02.2024).

22. Minimum Income Standard. Household Budgets. Centre for Research in Social Policy. Loughborough University: [website]. URL: https://www.lboro.ac.uk/research/crsp/minimum-income-standard/household-budgets/ (access date: 26.04.2024).

23. Vincentian MESL Research Centre: [website]. 2024. URL: https://www.budgeting.ie/ (access date: 25.04.2024).

24. Fisher G.M. An Overview of Recent Work on Standard Budgets in the United States and Other Anglophone Countries. Report. Assistant Secretary for Planning and Evaluation: ASPE; 2006 Dec 31. 29 p., January 2007. URL: https://aspe.hhs.gov/reports/ overview-recent-work-standard-budgets-united-states-other-anglophone-countries-0#Definition (access date: 29.02.2024).

25. Hirsch D., Bryan A., Ellen J. A Minimum Income Standard for Remote and Rural Scotland: A Policy Update. Report. Centre for Research in Social Policy, Loughborough University; 2016 October. URL: https://www.hie.co.uk/media/6441/aplusmini-mumplusincomeplusstandardplusforplusremoteplusruralplusscotlandplus-plusapluspolicyplusupdateplus2016.pdf (access date: 25.04.2024).

26. Tamayo J.D.A., Pérez M.B., Delajara M., et al. A Minimum Income Standard for Four of Mexico's Largest Cities. Mexico: Espinosa Yglesias Research Centre; 2021. 119 p. URL: https://ceey.org.mx/minimum-income-standard-for-four-of-mexicos-largest-cities/ (access date: 25.04.2024)

27. Deeming C. (ed.) Minimum Income Standards and Reference Budgets. Bristol: Policy Press; 2020. 272 p. ISBN 978-1447352952

28. Kuznetsova N.P., Feizulina R.F. Normativnye potrebitel'skie byudzhety - osnova raionnogo regulirovaniya dokhodov i zarabotnoi platy. In: Uroven' zhizni: problemy i resheniya. Collection of scientific papers. Moscow: NII Truda; 1991. P. 46-69. (In Russ.)

29. Mayer V.F., Saenko O.P. Normativnyi podkhod k planirovaniyu narodnogo blagosostoyaniya. Planovoe hozjajstvo. 1984;(9):51-60. (In Russ.)

30. Razumov A.A., Yagodkina M.A. Bednost' v sovremennoi Rossii. Moscow: Formula prava; 2007. 336 p. ISBN 978-5-8467-00567. (In Russ.)

31. Litvinov V.A. Razrabotka potrebitel'skikh byudzhetov v SSSR. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2007;(3):27-42. (In Russ.)

32. Bobkov V.N., Gulyugina A.A. 25 Years of Monitoring Income and Living Standards of the Russian Population. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2020;16(3):9-23. https://doi.org/10.19181/ lsprr.2020.16.3.1 (In Russ.)

33. Stepanova T.N. Sistema potrebitel'skikh byudzhetov: za i protiv. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2005;(3):54-64. (In Russ.)

34. Mudrakova E.I. Minimal'nyi potrebitel'skii byudzhet. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2007;(7):26-42. (In Russ.).

35. Kokin Y.P., Shirokova L.N. Eshche raz o prozhitochnom minimume i normativnykh potrebitel'skikh byudzhetakh v tselom po Rossiiskoi Federatsii i v regionakh Rossii. Social'najapolitika i socialnoepartnerstvo. 2011;(6):21-27. (In Russ.)

36. Artemova O.V., Nesterenko I.Yu. Evaluation of consumer budgets of the working population of the region. Vestnik Cheljabin-skogo gosudarstvennogo universiteta=Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;11(469):28-39. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-11104 (In Russ.)

37. Kuznetsova N.P., Razumov A.A. Minimal'nyi potrebitel'skii byudzhet. Kak ego schitat'? Ehkonomika i zhizn'. 1991;(37);14.

38. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V., et al. The Socially Acceptable Consumption Basket. Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2019;15(2):8-26. https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10060 (In Russ.)

39. Sadkov V.G., Starikova L.I., Novikova E.V. O formirovanii strategii razvitiya regionov i povyshenii ehffektivnosti instituta sotsial'nogo partnerstva na osnove regulyarnykh raschetov potrebitel'skikh byudzhetov. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika=Regional Economics: Theory and Practice. 2011;(31(214)):2-14. (In Russ.)

40. Mayer V.F. Uroven' zhizni naseleniya SSSR. Moscow: Mysl'; 1977. 263 p. (In Russ.)

41. Razumov A.A., Selivanova O.V. Households at risk of poverty: a regional aspect. Uroven'zhizni naselenija regionovRossii=Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2022;18(2):236-247. https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.2.8 (In Russ.)

42. Razumov A.A., Dryamov V.P. Kachestvo rabochei sily v sisteme natsional'nykh prioritetov. Chelovek i trud. 2006;(11):11-14. (In Russ.)

43. Razumov A.A., Tcygankova I.V., Antonova G.V., et al. Nestandartnaya zanyatost' kak forma ispol'zovaniya rabochego vremeni (rossiiskii i zarubezhnyi opyt). Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K»; 2019. 171 p. ISBN 978-5-39402806-9. (In Russ.)

Information about the authors:

Aleksandr A. Razumov - Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Advisor to the General Director, All-Russian Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation

(SPIN-code: 6951-0705) (РИНЦ Author ID: 418386) (ReseacherID: AID-5743-2022) (Scopus Author ID: 56409656600)

Viktoriya A. Skovpen' - PhD in Economics, Leading Researcher, All-Russian Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and

Social Protection of the Russian Federation

(SPIN-code: 2920-4612) (РИНЦ Author ID: 907276)

Viktoriya P. Starokozheva - Junior Researcher, All-Russian Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation

(SPIN-code: 2509-1160) (РИНЦ Author ID: 1035372) Authors' declared contribution:

Aleksandr A. Razumov- statement of the problem, article concept, analysis of methods, analysis of research results and the formulation of conclusions, scientific text editing.

Viktoriya A. Skovpen' - statement of the problem, article concept, collection, processing and analysis of methods, review of Russian literature, analysis of research results and the formulation of conclusions.

Viktoriya P. Starokozheva - article concept, logical structuring of the material, collection, processing and analysis of methods, review of foreign literature, research conclusions. The authors declare no conflicts of interests.

The author responsible for the correspondence is Victoria A. Skovpen'.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 02.05.2024; accepted for publication 09.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.