Научная статья на тему 'Исследование метода повышения точности прогнозов отказов автопогрузчика'

Исследование метода повышения точности прогнозов отказов автопогрузчика Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Суглобов Владимир Васильевич, Лаврик Валерий Павлович, Нефёдов И. А.

Исследована возможность применения метода нечеткой логики при прогнозировании отказов работы систем автопогрузчика. С целью повышения точности прогнозов отказов автопогрузчиков расчет проведен с помощью построения и обучения гибридной нейронной сети в среде MATLAB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование метода повышения точности прогнозов отказов автопогрузчика»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕС1ТЕТУ 2009 р. Вип. № 19

УДК 629.113.001.18

Суглобов В.В.1, Лаврик В.П.2, Нефёдов И.А.3

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПРОГНОЗОВ ОТКАЗОВ АВТОПОГРУЗЧИКА

Исследована возможность применения метода нечеткой логики при прогнозировании отказов работы систем автопогрузчика. С целью повышения точности прогнозов отказов автопогрузчиков расчет проведен с помощью построения и обучения гибридной нейронной сети в среде МАТЬАВ.

Анализ научных публикаций и практических разработок показывает, что в настоящее время проблема прогнозирования отказов в работе перегрузочной техники решается с использованием метода статистического анализа, использующего коэффициенты корреляции, катего-ризированный вероятностный график, коэффициенты вариации и детерминации и обеспечивающего относительную ошибку прогноза порядка 10 % [1]. Эксплуатация автопогрузчиков происходит в условиях неопределённости, когда невозможно четко увязать параметры режимов эксплуатации и отказы систем автопогрузчика. Поэтому актуальной является задача использования математического аппарата, основанного на нечеткой логике, позволяющего описывать процессы работы автопогрузчика в условиях различного рода неопределенностей и случайностей, возникающих в процессе эксплуатации автопогрузчиков.

Целью данной работы является повышение точности прогноза отказов систем автопогрузчика с использованием гибридных нейронных сетей.

Гибридные нечёткие нейронные сети объединяют в себе достоинства нейронных сетей и систем нечёткого вывода. С одной стороны, они позволяют разрабатывать и представлять модели систем в форме правил нечётких продукций, которые обладают наглядностью и простотой содержательной интерпретации. С другой стороны, для построения правил нечётких продукций используются методы нейронных сетей, что является более удобным и менее трудоёмким процессом [2].

Правила преобразования сигнала в искусственном нейроне (рис. 1) описываются с помощью следующих выражений:

у=/(4 (1)

п ¿=1

где Г - выходной сигнал нейрона;

- результат суммирования;

х( - компонент вектора входного сигнала (/ е {1,2,...,«});

- вес синапса (/ е {1,2,...,«}); с - параметр смещения.

Вес синапса может иметь как положительный, так и отрицательный знак. Уравнение (1) представляет собой функцию активации нейрона, в качестве которой могут быть использованы различные нелинейные преобразования - квадратичная, экспоненциальная, синусоидальная и т.д. Получив вектор входного сигнала X, нейрон выдаёт некоторое число Г на своём выходе. Нейронная сеть представляет собой совокупность нейронов с определённой топологией.

ПГТУ. д-р техн. наук, проф.

2ПГТУ, канд. техн. наук, доц.

3ПГТУ, ст. преп.

Видя». Bit Стоитор Еявк Выишк

снгншш сккалга келндайвдго скпал

Построение и использование нейронной сети

состоит из следующих этапов:

1. Выбор типа и структуры нейронной сети.

2. Обучение нейронной сети на основе имеющейся информации.

3. Проверка нейронной сети на контрольном примере.

4. Использование полученной нейронной сети для решения поставленной задачи.

Рис. 1 - Функциональная схема нейрона

Для предсказания отказов систем автопогрузчиков на основании данных и значений плотности статистической вероятности ресурса систем автопогрузчика за 15 лет эксплуатации в условиях порта использована нечёткая модель гибридной сети, которая является многослойной нейронной сетью без обратной связи с четырьмя входами и одним выходом. При этом первая входная переменная будет соответствовать плотности статистической вероятности ресурса систем автопогрузчика на текущий момент, вторая - на предыдущее время, т.е. на время (/ -1), где через / обозначено текущее время. Тогда третья входная переменная будет соответствовать плотности статистической вероятности ресурса систем автопогрузчика на (/ - 2) время, а четвёртая - на (/ - 3) время.

Каждая входная переменная имеет три лингвистических терма, функции принадлежности входных переменных выбраны треугольными, так как они обеспечивают наименьший уровень ошибки при обучении сети (рис. 2).

Лингвистическая переменная - это переменная, значениями которой могут быть слова или словосочетания некоторого естественного или искусственного языка. Терм-множеством является множество всех возможных значений лингвистической переменной [3]. В теории нечётких множеств терм формализуется нечётким множеством с помощью функции принадлежности.

Функция принадлежности выходной переменной выбрана линейной. Используется структура системы нечёткого вывода типа Сугено первого порядка с четырьмя входами и одним выходом из правил вида [2]:

11 : if X is Д. and Y is Bj and Z is Ci and О is /).

(3)

then щ =SjX + i v + ptz + h.q + r., где X,Y,Z,0 - нечёткие переменные, определённые на множествах вещественных чисел /), . 1)у. ¡)7 и D0, а А.. В..('. у/.), - значения нечётких переменных X. Y. Z.0 в правиле Rt . Значения нечётких переменных определяются как нечёткие множества, определённые на Dx,Dy ,Dz и д.,. Нечёткая модель представляет собой совокупность правил указанного вида.

Для заданных вещественных значений входных сигналов х* ,v* ,z* ,q в каждом правиле вычисляется значение правой части:

Z,. = sp + t,y + p:z + lit/ + rt, (4)

и сила его срабатывания W) AN])(/t (.v1)[ В. (г1)(' (г1)[ /), (с/*)). где AND - вещественная функция от двух переменных, формализующая операцию конъюнкции. Значения правых частей правил агрегируются с учётом силы срабатывания правил:

Г = -, (5)

Рис. 2 - Ошибка обучения гибридной сети

В результате на выходе нечёткой модели получается вещественное значение переменной Г . Таким образом, нечёткая система определяет некоторую вещественную функцию, зависящую от способа задания нечётких множеств и определения операции конъюнкции (рис. 3).

Рис. 3 - Структура построенной нечёткой модели

После окончания обучения данной гибридной сети может быть выполнен анализ графика ошибки обучения [5]. Из графика видно, что обучение закончилось после 10 цикла. Ошибка

обучения при этом составила ®= 6,0182-10 4.

Для проверки адекватности построенной нечёткой модели гибридной сети сравним прогнозируемое и известное значение отказов автопогрузчика за один временной отрезок.

Результаты (табл. 1) показывают, что относительная погрешность прогноза на 5 периодов составляет менее 6 %, в среднем - 2,044 %, что позволяет говорить о достаточно высокой степени адекватности построенной нечёткой модели гибридной сети.

Таблица 1 - Погрешность прогноза плотности статистической вероятности ресурса систем

автопогрузчика

Время, Плотность вероят- Прогноз плотности Абсолютная Относительная

мес. ности ресурса сис- вероятности ресурса ошибка ошибка прогноза, %

тем автопогрузчика систем автопогрузчика прогноза

181 1,6601 1,6743 0,0142 0,85

182 1,6110 1,6010 -0,0100 0,62

183 1,5995 1,6185 0,0190 1,18

184 1,6430 1,5520 -0,0910 5,53

185 1,6652 1,6312 - 0,0340 2,04

Предложенный подход предсказания отказов автопогрузчиков с использованием нечётких нейронных сетей обеспечивает достаточно низкую погрешность прогноза (менее 6 %), что позволяет с большей точностью предсказывать информацию об отказах систем погрузчика.

Перспектива дальнейших исследований заключается в моделировании работы систем автопогрузчиков при различных режимах эксплуатации с использованием аппарата нейро-нечётких технологий

Выводы

1. Для повышения точности предсказаний отказов систем автопогрузчика, работающих в условиях различного рода неопределенностей внешней среды, предложено использование метода нечеткой логики.

2. Прогноз отказов систем автопогрузчиков выполнен с помощью построения и обучения гибридной нейронной сети, с использованием правил нечеткого логического вывода.

3. Применение данного метода позволило повысить точность прогноза по сравнению с существующими классическими методами теории вероятностей и математической статистики до 2,044 % в среднем.

Перечень ссылок

1. Суглобов В.В. Исследование причин отказов автопогрузчиков при эксплуатации в морских портах / В.В. Суглобов, В.П. Лаврик. И.А. Нефёдов II Щдйомно-транспортна техшка: 36. наук. пр. - Дншропетровськ, 2009. - Вип. № 3. - С. 42 - 47.

2. Рутковская Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечёткие системы / Д.. Рутков-ская, М. Пилинъский, Л. Рутковский. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. - 183 с.

3. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и её применение к принятию приближенных решений /Л. Заде. - М.: Мир, 1976. - 167 с.

4. Леоненков A.B. Нечёткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH / A.B. Леоненков. -СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 736 с.

Рецензент: М.В. Маргулис д-р техн. наук, проф.

Статья поступила 20.03.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.