Научная статья на тему 'Исследование мер поддержки субъектов национальной платежной системы в условиях экономических санкций'

Исследование мер поддержки субъектов национальной платежной системы в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальная платежная система / экономические санкции / финансовая стабильность / Центральный банк РФ / валютное регулирование / меры поддержки / national payment system / economic sanctions / financial stability / Central Bank of the Russian Federation / currency regulation / support measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидулина Светлана Григорьевна

В данной научной статье проводится всесторонний анализ мер поддержки субъектов национальной платежной системы Российской Федерации в условиях экономических санкций. Исследование охватывает теоретические аспекты национальной платежной системы, включая её определение, структуру и роль в экономике страны. Особое внимание уделяется анализу влияния международных экономических санкций на функционирование и стабильность платежной системы, а также рассматриваются международные примеры поддержки национальных платежных систем. В статье представлены конкретные меры поддержки, реализованные в России, включая усиление роли Центрального банка РФ, регулирование валютных операций и развитие внутренних технологических решений. Также обсуждаются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются субъекты платежной системы, и предлагаются рекомендации по улучшению механизмов поддержки. Исследование подчеркивает необходимость комплексного и многоаспектного подхода к поддержке национальной платежной системы для обеспечения её устойчивости и развития в условиях экономических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MEASURES TO SUPPORT THE SUBJECTS OF THE NATIONAL PAYMENT SYSTEM IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

This scientific article provides a comprehensive analysis of measures to support the subjects of the national payment system of the Russian Federation in the context of economic sanctions. The study covers theoretical aspects of the national payment system, including its definition, structure and role in the country’s economy. Particular attention is paid to the analysis of the impact of international economic sanctions on the functioning and stability of the payment system, as well as international examples of support for national payment systems are considered. The article presents specific support measures implemented in Russia, including strengthening the role of the Central Bank of the Russian Federation, regulation of foreign exchange transactions and the development of internal technological solutions. The main problems and challenges faced by the subjects of the payment system are also discussed, and recommendations for improving support mechanisms are proposed. The study highlights the need for an integrated and multidimensional approach to support the national payment system to ensure its sustainability and development in the face of economic sanctions.

Текст научной работы на тему «Исследование мер поддержки субъектов национальной платежной системы в условиях экономических санкций»

Исследование мер поддержки субъектов национальной платежной системы в условиях экономических санкций

Хамидулина Светлана Григорьевна,

магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: khamidulina_s@mail.ru

В данной научной статье проводится всесторонний анализ мер поддержки субъектов национальной платежной системы Российской Федерации в условиях экономических санкций. Исследование охватывает теоретические аспекты национальной платежной системы, включая её определение, структуру и роль в экономике страны. Особое внимание уделяется анализу влияния международных экономических санкций на функционирование и стабильность платежной системы, а также рассматриваются международные примеры поддержки национальных платежных систем. В статье представлены конкретные меры поддержки, реализованные в России, включая усиление роли Центрального банка РФ, регулирование валютных операций и развитие внутренних технологических решений. Также обсуждаются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются субъекты платежной системы, и предлагаются рекомендации по улучшению механизмов поддержки. Исследование подчеркивает необходимость комплексного и многоаспектного подхода к поддержке национальной платежной системы для обеспечения её устойчивости и развития в условиях экономических санкций.

Ключевые слова: национальная платежная система, экономические санкции, финансовая стабильность, Центральный банк РФ, валютное регулирование, меры поддержки.

Введение

В современном мире, где глобализация экономических процессов играет ключевую роль, национальные платежные системы становятся неотъемлемой частью финансовой стабильности и экономического развития стран. Особую актуальность приобретает вопрос поддержки национальных платежных систем в условиях экономических санкций, которые могут оказывать значительное влияние на финансовую инфраструктуру и экономическое благополучие страны. В этом контексте, Российская Федерация, столкнувшаяся с рядом международных санкций, представляет интерес для изучения мер поддержки, направленных на укрепление и развитие национальной платежной системы.

Цель данной статьи - исследовать и систематизировать меры поддержки, принимаемые Российской Федерацией в ответ на экономические санкции, с целью обеспечения стабильности и эффективности национальной платежной системы. В статье рассматриваются как теоретические аспекты функционирования национальной платежной системы, так и практические меры, реализуемые на государственном уровне. Особое внимание уделяется анализу влияния международных экономических санкций на функционирование платежной системы и разработке стратегий для минимизации негативных последствий.

Основная часть

На основании Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» национальная платежная система Российской Федерации (НПС) представляет собой совокупность организаций и инфраструктуры, обеспечивающих осуществление платежей. В ее структуру входят платежные системы, операторы платежных систем, платежные инфраструктуры, а также участники платежных систем, включая банки и небанковские финансовые организации. [1]

Структура НПС организована таким образом, чтобы обеспечить эффективное и безопасное выполнение платежных операций внутри страны, а также с международным участием. Основой функционирования НПС является принцип недискриминации участников, что гарантируется статьей 4 вышеуказанного закона.

Национальная платежная система играет ключевую роль в экономической стабильности и развитии Российской Федерации. Она обеспечивает циркуляцию денежных средств в экономике, что является неотъемлемой частью всех экономических

процессов. Согласно статье 1 Федерального закона № 161-ФЗ, НПС направлена на обеспечение устойчивости и развития платежной системы страны, что в свою очередь способствует укреплению финансовой системы и экономическому росту. [1]

Эффективная работа НПС способствует ускорению платежных операций, снижению транзакци-онных издержек, повышению прозрачности финансовых потоков и укреплению доверия к финансовой системе страны.

Финансовые санкции против Российской Федерации заключаются в ограничениях, наложенных на доступ к международным финансовым рынкам и услугам. Это включает в себя запреты на долгосрочное кредитование российских государственных банков и компаний, а также ограничения на торговлю определенными видами ценных бумаг на международных рынках. Примером может служить запрет на приобретение новых выпусков облигаций и акций государственных банков России, введенный Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки.

Кроме того, введены меры по замораживанию активов и запрету на транзакции с определенными лицами и организациями. Эти меры направлены на ограничение финансовых возможностей лиц, причастных к действиям, которые считаются нарушающими международное право или угрожающими суверенитету и территориальной целостности других государств.

Торговые санкции включают в себя ограничения на экспорт и импорт определенных товаров и услуг. Примером могут служить ограничения на экспорт в Россию высокотехнологичного оборудования и технологий, которые могут быть использованы в военных или оборонных целях. Также существуют ограничения на импорт определенных товаров из России, например, на нефтепродукты, что направлено на уменьшение экспортных доходов страны.

Технологические санкции заключаются в запрете на передачу определенных видов технологий и программного обеспечения, которые могут быть использованы в стратегически важных отраслях, таких как оборона, космическая промышленность и энергетика. Это ограничивает возможности России в области развития собственных технологий и модернизации промышленности.

Персональные санкции направлены на отдельных граждан и должностных лиц, ограничивая их возможности путешествовать и вести бизнес на международном уровне. Это включает в себя запреты на въезд в определенные страны, а также замораживание иностранных активов. Персональные санкции часто применяются в отношении лиц, которые считаются ответственными за нарушения международного права или политику, противоре-5= чащую интересам санкционирующих государств. ^ Таким образом, можно сделать вывод о том, что ^ санкции оказывают значительное влияние на экономику России, ограничивая доступ к международ-Ц ным рынкам, технологиям и финансовым ресур-

сам. В ответ на эти вызовы, Российская Федерация принимает меры по адаптации своей экономики и поиску альтернативных путей развития, в том числе через развитие внутренних рынков и технологий, а также укрепление экономических связей с другими странами.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Центральный банк Российской Федерации занимает центральное место в системе регулирования и поддержки национальной платежной системы. [2] Роль Центрального банка в этом контексте не ограничивается традиционными функциями регулятора, но также включает в себя ряд ключевых аспектов, направленных на обеспечение финансовой стабильности и устойчивости экономики страны.

Одной из основных функций Центрального банка является проведение монетарной политики, целью которой является поддержание стабильности национальной валюты и контроль инфляции. В условиях экономических санкций и внешних финансовых шоков, эта функция приобретает особую актуальность, поскольку позволяет смягчить негативные последствия для национальной экономики. [6] Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, устанавливает ключевую ставку, которая влияет на процентные ставки по кредитам и депозитам в коммерческих банках, и проводит операции на открытом рынке для регулирования ликвидности банковского сектора.

На основании Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» российские экспортеры обязаны возвращать валютную выручку в Россию. Это говорит о том, что что доля выручки от международной торговли, полученная в иностранной валюте, должна быть конвертирована в рубли и возвращена на счета в российских банках в установленные законом сроки. [3] Эта мера направлена на увеличение валютных резервов страны и поддержание стабильности национальной валюты. Закон также вводит ряд ограничений на валютные транзакции, в том числе на переводы за границу и обмен валюты. Эти ограничения включают лимиты на суммы, которые можно перевести или обменять, а также требования к документации и отчетности по таким операциям.

Одной из ключевых мер, направленных на поддержку субъектов национальной платежной системы, является создание и развитие платежной системы «Мир», предусмотренное Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Эта система была разработана как альтернатива иностранным платежным системам, таким как Visa и MasterCard, и направлена на уменьшение зависимости от иностранных финансовых инструментов. [4] С момента ее введения, система «Мир» значительно расширилась, обеспечивая широкий спектр финансовых услуг, включая дебетовые и кредитные карты, онлайн-платежи и переводы.

В ответ на угрозы кибербезопасности, связанные с международными санкциями, были приняты меры по укреплению защиты критической информационной инфраструктуры, включая платежные системы. Эти меры регулируются Федеральным законом от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Закон предусматривает создание системы обнаружения, предотвращения и устранения последствий кибератак, а также обязывает операторов критической инфраструктуры проводить регулярные проверки безопасности и обновлять свои системы защиты. [5]

Субъекты национальной платежной системы Российской Федерации сталкиваются с рядом сложных проблем и вызовов, которые требуют комплексного подхода к их решению. Одним из ключевых аспектов является интеграция новых технологий в платежные системы. Это не только вопрос внедрения инновационных решений, но и обеспечение их совместимости с существующими системами. [7] Такая интеграция требует значительных инвестиций, как финансовых, так и временных, и включает в себя разработку новых технических стандартов, обновление программного обеспечения и оборудования, а также обучение персонала.

Второй важной проблемой являются регулятор-ные барьеры. Субъекты платежной системы должны постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве и требованиям регуляторов, что может быть особенно сложно в условиях быстро меняющейся экономической и политической ситуации. Это требует глубокого понимания правовой среды, а также гибкости в управлении бизнес-процессами, чтобы соответствовать новым нормативным требованиям. [8]

Третья значимая проблема - экономические риски. Эти риски связаны с волатильностью финансовых рынков, колебаниями курсов валют, а также изменениями в экономической политике, которые могут оказывать прямое влияние на стабильность и эффективность работы платежных систем. Управление этими рисками требует разработки эффективных стратегий риск-менеджмента, включая диверсификацию активов, хеджирование валютных рисков и мониторинг изменений в экономической среде.

Для улучшения механизмов поддержки субъектов национальной платежной системы в Российской Федерации, особенно в контексте текущих экономических и технологических вызовов, необходимо принять комплекс мер, ориентированных на развитие внутреннего рынка, гибкость регулирования, повышение уровня финансовой грамотности и активизацию международного сотрудничества. [9]

Первым шагом является стимулирование разработки и внедрения отечественных технологических решений в сфере платежных систем. Это включает в себя поддержку инновационных проектов и стартапов, работающих в данной области, а также создание благоприятных условий для ис-

следований и разработок в сфере финансовых технологий. Такие меры помогут снизить зависимость от иностранных технологий и укрепить технологическую безопасность страны.

Второй важный аспект - это гибкое регулирование. Необходимо адаптировать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы она соответствовала быстро меняющейся технологической и экономической среде. Это предполагает регулярный пересмотр и обновление законодательства, упрощение процедур лицензирования и контроля, а также введение норм, способствующих инновациям и развитию цифровой экономики. [10]

Третье направление - повышение финансовой грамотности. Важно организовать образовательные программы для участников рынка, которые бы охватывали новые продукты и услуги в сфере платежных систем, а также основы управления финансовыми рисками и использования цифровых технологий. Это поможет участникам рынка лучше ориентироваться в изменяющихся условиях и эффективно использовать доступные инструменты и сервисы.

Наконец, необходимо активизировать международное сотрудничество. Развитие партнерских отношений с международными организациями и финансовыми институтами позволит обмениваться опытом и лучшими практиками, а также способствует интеграции российской платежной системы в мировую финансовую архитектуру. Это может включать в себя участие в международных проектах, совместные исследования и разработки, а также диалог с зарубежными регуляторами и организациями. [11]

Таким образом, комплексный подход к улучшению механизмов поддержки субъектов национальной платежной системы позволит повысить их устойчивость и адаптивность к современным вызовам, способствуя тем самым стабильности и развитию финансовой системы России.

Заключение

Исследование показало, что в условиях экономических санкций, национальная платежная система Российской Федерации сталкивается с рядом серьезных вызовов, включая технологические ограничения, регуляторные барьеры и экономические риски. Эти вызовы требуют комплексного подхода в разработке и реализации мер поддержки.

Одним из ключевых направлений является развитие и поддержка отечественных технологических решений, что позволяет снизить зависимость от иностранных систем и укрепить технологическую безопасность. Важным аспектом также является гибкое регулирование, которое должно соответствовать динамике технологических и экономических изменений, способствуя инновациям и развитию цифровой экономики.

Повышение финансовой грамотности среди участников рынка и развитие международного сотрудничества также играют важную роль в укре-

5 -о

сз ж

■с

плении национальной платежной системы. Эти меры помогают участникам рынка лучше адаптироваться к изменениям и эффективно использовать новые финансовые инструменты и технологии.

В заключение, исследование подчеркивает, что для обеспечения устойчивости и развития национальной платежной системы в условиях экономических санкций необходимо принимать сбалансированные и многоаспектные меры поддержки. Это включает в себя как укрепление внутренних ресурсов и потенциала, так и активное взаимодействие с международным сообществом, что позволит Российской Федерации эффективно противостоять вызовам и укрепить свои позиции в мировой финансовой системе.

Литература

1. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/?y-sclid=lpfvvbeq7v398098201 (дата обращения: 23.11.2023)

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37570/?ysclid=lpfvw6mez3204057579 (дата обращения: 23.11.2023)

3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_45458/?ysclid=lpfvwrfo2d461319853 (дата обращения: 24.11.2023)

4. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115625/?ysclid=lpfvx-bwc47184895355 (дата обращения: 23.11.2023)

5. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 № 187-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/?y-sclid=lpfvxu10bt884050246 (дата обращения: 24.11.2023)

6. Банк России. Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 гг. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_382148/?ysclid=lpfw2bcuy2557367122 (дата обращения: 24.11.2023)

7. База данных Гарант. Антисанкционные меры 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан). URL: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/57750630/paragraph/2136:0 (дата обращения: 2411.2023)

8. Каурова Н.Н. Национальная платежная система: время пришло! // Банковский ритейл. -

2019. - № 2. - II квартал. (дата обращения: 25.11.2023)

9. Достов В. Л., Шуст П.М. Самостоятельность в платежах: перспективы создания подлинно национальной платежной системы // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2020. - № 3. (дата обращения: 25.11.2023)

10. Достов В. Л., Шуст П.М. Анализ страновых подходов к национальным платежным системам и их применимость в условиях России // Банковское право. - 2021. - № 3. (дата обращения: 25.11.2023)

11. Белоусова В.Ю., Усоскин В.М. Мировые тенденции развития платежных систем // Деньги и кредит. 2021. № 11. С. 39-48. (дата обращения: 25.11.2023)

STUDY OF MEASURES TO SUPPORT THE SUBJECTS OF THE NATIONAL PAYMENT SYSTEM IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS

Khamidulina S.G.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

This scientific article provides a comprehensive analysis of measures to support the subjects of the national payment system of the Russian Federation in the context of economic sanctions. The study covers theoretical aspects of the national payment system, including its definition, structure and role in the country's economy. Particular attention is paid to the analysis of the impact of international economic sanctions on the functioning and stability of the payment system, as well as international examples of support for national payment systems are considered. The article presents specific support measures implemented in Russia, including strengthening the role of the Central Bank of the Russian Federation, regulation of foreign exchange transactions and the development of internal technological solutions. The main problems and challenges faced by the subjects of the payment system are also discussed, and recommendations for improving support mechanisms are proposed. The study highlights the need for an integrated and multidimensional approach to support the national payment system to ensure its sustainability and development in the face of economic sanctions.

Keywords: national payment system, economic sanctions, financial stability, Central Bank of the Russian Federation, currency regulation, support measures.

References

1. Federal Law "On the National Payment System" dated 27.06.2011 No. 161-FZ (latest edition). URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/?ysclid=lpfvvbe-q7v398098201 (accessed: 23.11.2023)

2. Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" dated 10.07.2002 No. 86-FZ (latest edition). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37570/?ysclid=lpfvw6mez3204057579 (accessed: 23.11.2023)

3. Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" dated 10.12.2003 No. 173-FZ (latest edition). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/?ysclid=lpfvwr-fo2d461319853 (accessed: 24.11.2023)

4. Federal Law "On the National Payment System" dated 27.06.2011 No. 161-FZ (latest edition). URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/?ysclid=lpfvxb-wc47184895355 (accessed: 23.11.2023)

5. Federal Law "On the Security of Critical Information Infrastructure of the Russian Federation" dated 26.07.2017 No. 187-FZ (latest edition). URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_220885/?ysclid=lpfvxu10bt884050246 (accessed: 24.11.2023)

6. Bank of Russia. Strategy for the Development of the National Payment System for 2021-2023. URL: https://www.con-

sultant.ru/document/cons_doc_LAW_382148/?ysclid=lpfw2b-cuy2557367122 (accessed: 24.11.2023)

7. Garant Database. Anti-Sanction Measures 2022 (special economic measures and measures aimed at supporting business and citizens). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/57750630/ paragraph/2136:0 (accessed: 24.11.2023)

8. Kaurova N.N. National Payment System: The Time Has Come! // Bank Retail. - 2019. - No. 2. - Q2. (accessed: 25.11.2023)

9. Dostov V.L., Shust P.M. Independence in Payments: Prospects for Creating a Genuinely National Payment System // Settle-

ments and Operational Work in a Commercial Bank. - 2020. -No. 3. (accessed: 25.11.2023)

10. Dostov V.L., Shust P.M. Analysis of Country Approaches to National Payment Systems and Their Applicability in Russia // Banking Law. - 2021. - No. 3. (accessed: 25.11.2023)

11. Belousova V.Y., Usoskin V.M. Global Trends in Payment Systems Development // Money and Credit. 2021. No. 11. Pp. 3948. (accessed: 25.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.