Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ КАК ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ КАК ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ЮНОШИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галахова А.А., Елисеева Ж.М.

в статье описано и проанализировано исследование механизмов психологической защиты как предпосылок возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов. В ней также рассматривается понятие механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галахова А.А., Елисеева Ж.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ КАК ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ КАК ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

СТУДЕНТОВ

1 2 Галахова А.А. , Елисеева Ж.М.

1Галахова Алёна Александровна - бакалавр, направление: психология, 2Елисеева Жанна Михайловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии;

Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: в статье описано и проанализировано исследование механизмов психологической защиты как предпосылок возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов. В ней также рассматривается понятие механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, синдром эмоционального выгорания, студенты, юноши.

В психике человека, начиная с детства, возникают и развиваются механизмы, которые как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Их традиционно называют «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности» [1].

Психологические защиты - объекты изучения в различных сферах психологического знания, многие авторы склонны рассматривать психологические защитные механизмы как очень важное средство социально-психологической адаптации для человека [2]. В настоящее время механизмы психологической защиты рассматриваются как индивидуально-психологические характеристики личности. По мнению ряда ученых, психологическая защита представляет собой специфические приемы переработки представлений, которые нейтрализуют их болезненное воздействие на сознание. Защита является постоянно применяемым психологическим механизмом в процессе адаптации к сложным и постоянно меняющимся условиям среды [4]. Механизмы психологической защиты относятся к феномену, который привлекает внимание и исследуется многими специалистами, но при этом, эту проблему можно назвать одной из самых неразработанных в психологии личности. В различных конфликтных и напряженных ситуациях, психологические защиты помогают личности устранить тревогу, напряженность, а также обрести эмоциональное благополучие, но при этом все сохраняется причина того самого неблагополучия, то есть как такового разрешения ситуации не происходит [3].

В наше время высока вероятность развития неблагоприятных психических состояний у студентов и уже квалифицированных кадров, это происходит, потому что не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, из-за условий социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, роста требования к профессионализму личности [5]. Именно поэтому исследование специфических социально-психологических явлений является приоритетным, а к числу очень важных относится «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, разработка

108

программ по их предупреждению и коррекции. Синдром эмоционального выгорания у студентов возникает под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др. [9].

Таким образом, актуальность исследования определяется: большой вероятностью возникновения у студентов «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий деятельности; недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей студенчества, а также отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания» у студентов.

Данная работа направлена на изучение особенностей механизмов психологической защиты как предпосылок возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов.

В рамках данного исследования было выдвинуто предположение о том, что механизмы психологической защиты могут рассматриваться как предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Исследование проводилось на базе Пензенского государственного университета факультета педагогики, психологии и социальных наук. В исследовании приняли участие 30 студентов (3 юноши, 27 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет.

В исследовании применялись методы теоретического анализа используемой литературы, психодиагностические методы, метод анкетирования и сравнения.

Для исследования механизмов психологической защиты, как предпосылок возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов применялись следующие методики: Индекс жизненного стиля (Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х.Р. Конте); Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. Бойко).

На основании результатов методики «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х.Р. Конте, стоит отметить, что самый большой процент показали такие механизмы психологической защиты как: «компенсация», «регрессия», «замещение» и «отрицание». Самый низкий процент: «интеллектуализация», «подавление», «проекция». По утверждению ученых, наиболее конструктивной психологической защитой является компенсация, а наиболее деструктивной - проекция. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта и его обострения. Большинство испытуемых пытаются искать подходящую замену реального или воображаемого недостатка, с помощью фантазирования или присваивания себе свойств, достоинств, ценностей другой личности. Также студенты склонны к стремлению избегания тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо, то есть в стрессовой ситуации характерен возврат к детски стереотипам поведения, что сдерживает чувство неуверенности в себе и страх неудачи (успокоение от беспричинного упрямства, курения, еды, перекладывание ответственности на более старших). Очень часто у людей происходит разрядка подавленных эмоций, которая направляется на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства или же личность отрицает фрустрируюущие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-то внутренний импульс.

В рамках диагностики уровня эмоционального выгорания (по методике В. Бойко) было выявлено, что большая часть респондентов имеет низкий уровень напряжения (76,6%) и истощения (56,7%), на фоне среднего уровня резистентности (36,7%).

Достаточно низкий уровень эмоционального выгорания студентов можно объяснить тем, что исследование проводилось в начале нового семестра, после сдачи сессии и отдыха на каникулах.

Как известно, нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. У большинства студентов эта фаза находится на низком уровне, что говорит о ригидности, умении направлять энергетику не только на себя, но и вовне, а также об умеренной интериоризации обязанностей, совестливости, чувстве ответственности. Фаза резистенции у большинства респондентов находится на среднем уровне. Сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Студенты осознанно или бессознательно стремятся к психологическому комфорту, стараются снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в их распоряжении средств. Фаза истощения на низком уровне - можно говорить о высоком энергетическом тонусе и способности студентов справиться самостоятельно с имеющимся эмоциональном выгоранием, так как у большинства из них низкий уровень фазы истощения.

Для подтверждения того, что механизмы психологической защиты могут рассматриваться как предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов, была проведена математическая обработка данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На основании полученных результатов, можно говорить о том, что связь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания не случайна, а именно связь была подтверждена на уровне р<=0,05, то есть механизмы психологической защиты могут рассматриваться как предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: ЮРАЙТ, 2012. 100-104 с.

2. Еремеева А. Психологическая защита/ А. Еремеева. М.: ЮРАЙТ, 2005. 66 с.

3. Калинина Н.Б. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О.Н. Арестова, Н.Б. Калинина // Вестник МГУ Серия 14 Психология, 2000. № 1. С. 20-29.

4. Лаврененко И.М.Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы, 2009. № 2. 2 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М, 2004. 340 с.

6. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.Р. Битянова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 287 с.

7. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. 111 с.

8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: Наука, 2006. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.