Научная статья на тему 'Исследование механизмов поддержки инновационной деятельности организаций: региональный аспект'

Исследование механизмов поддержки инновационной деятельности организаций: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE ACTIVITY / REGIONAL POLICY / ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрянцев Вячеслав Васильевич

В статье обоснованы ключевые индикаторы инновационного потенциала, региональные особенности формирования механизмов поддержки инновационной деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MECHANISMS OF SUPPORT INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS: REGIONAL ASPECT

In article key indicators of innovative potential, regional features of formation of mechanisms of support of innovative activity of the organizations are proved.

Текст научной работы на тему «Исследование механизмов поддержки инновационной деятельности организаций: региональный аспект»

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В. В. БЫСТРЯНЦЕВ

В статье обоснованы ключевые индикаторы инновационного потенциала, региональные особенности формирования механизмов поддержки инновационной деятельности организаций.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная деятельность, региональная политика, предпринимательские структуры, инновационная активность.

В целях повышения качества и уровня жизни населения руководством страны поставлена задача, сформировать современную конкурентоспособную модель экономики, как в масштабах страны, так и на уровне отдельных регионов, в основании которой будут находиться знания, инновации и высокие технологии.

Ориентация Российской Федерации на «инновационную модель экономического и социального развития», определенная в стратегии развития России до 2020 г. президентом В. В. Путиным, требует, в первую очередь, создания эффективного механизма реализации конституционной свободы творчества в процессе инновационной деятельности и признания результатов данной деятельности - инноваций - стратегическим ресурсом государства [1]. Инновационная деятельность является одной из перспективных сфер экономики и видов предпринимательской деятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными давать значительный экономический эффект. Вместе с тем, инновационная деятельность - это один из самых рисковых видов предпринимательской деятельности и основывается на рисковых начинаниях.

Для понимания проблем развития инновационной деятельности и в целях оценки инновационного потенциала рассмотрим ключевые индикаторы инновационной деятельности на уровне областей ЦЧР.

Опираясь на материалы статистических ежегодников по областям ЦЧР, нетрудно проследить как изменяется инновационный потенциал и его составляющие. Рассматривая период с 2009 по 2012 гг., с привлечением данных статистических ежегодников по областям ЦЧР, видим, что по чис-

ленности аспирантов на конец 2009 и 2011 гг. лидирует Воронежская область. В Воронежских вузах в 2011 г. проходили обучение 2703 аспиранта. В отстающих по этому показателю числится Липецкая область - 648 аспиранта. С высокой долей уверенности можно констатировать, что Воронежская область отличается не только интеллектуальным капиталом, но и имеет более высокий потенциал к его росту (табл. 1).

В тоже время по сложившемуся уровню затрат на технологические инновации с огромным отрывом среди областей ЦЧР лидирует Липецкая область. Так в 2009 г. общий объем финансирования составил 25643,8 млн руб., а к 2012 г. этот показатель возрос до 33983 млн руб. Для сравнения в Воронежской области на эти цели было выделено всего 4674,6 млн руб., а в Курской области - 889,4 млн руб.

По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, первое место занимает Воронежская область. В НИИ, конструкторских бюро, ВУЗах, опытных предприятиях работало 14677 чел. Наихудшие результаты по этому показателю у Липецкой области - всего 369 чел.

По числу организаций, выполнявших исследования и разработки, лидирующие позиции в исследуемый период отмечены в Воронежской области - 58 предприятий и организаций. Таким образом, Воронежская область имеет высокий научный и инновационный потенциал. Научные исследования ведут 65 организаций, в которых, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в конце 2009 г. работало более 700 докторов и свыше 3500 кандидатов наук.

Для научно-технического комплекса Воронежской области характерна высокая доля обо-

ронного сектора, в научных организациях которо- более 60 % научно-исследовательских и опытного занято до 50 % специалистов, выполняющих конструкторских работ (далее НИОКР) (табл. 2).

Таблица 1

Инновационный потенциал областей ЦЧР за 2011 г.

Название региона Численность населения, тыс. чел. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, шт. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. Численность аспирантов на конец года, чел. Затраты на технологические инновации, млн руб. Доля персонала, занятого исследованиями в общей доле населения, чел/тыс. чел. Доля аспирантов в общей доле населения, чел/тыс. чел.

Белгородская область 1532,4 16 1198 1347 2136,6 0,78 0,88

Курская область 1125,6 17 3088 1253 885,5 2,74 1,11

Воронежская область 2334,8 59 14106 2703 3453,2 6,04 1,16

Липецкая область 1172,0 12 326 598 33983,0 0,28 0,77

Тамбовская область 1089,7 34 1807 1166 1187,3 1,66 1,07

Таблица 2

Число организаций Воронежской области, выполнявших исследования и разработки

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число организаций - всего, в том числе: 65 66 60 58 58 59

научно-исследовательские организации 17 16 16 15 14 14

конструкторские бюро 12 13 11 12 10 7

проектные и проектно-изыскательские организации 1 - - - - -

высшие учебные заведения 12 14 14 14 15 17

научно исследовательские - подразделения в промышленных организациях 9 9 7 6 6 8

опытные предприятия 5 6 5 6 6 4

прочие организации 9 8 7 5 7 9

На уровне Воронежской области механизмами активизации инновационной предпринимательской деятельности являлись реализованная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы», утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 № 863-111-ОД, и мероприятия областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 23.10.2008 № 1445-1У-ОД, реализованные в 2009-2010 годах.

В Воронежской области приняты Законы Воронежской области от 09.10.2007 № 98-ОЗ «О науке и научно-технической политике в Воронежской области», от 05.06.2006 № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» (первый региональный закон о технопарках в России), от 11.12.2003 № 68-ОЗ «Об инновационной политике на территории Воронежской области», от 21.02.2002 № 10-ОЗ «О промышленной деятельности в Воронежской области», ряд отраслевых ведомственных и областных целевых программ.

Реализация мероприятий в 2009-2010 гг. ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Воро-

нежской области на 2009-2012 годы» позволила продолжить работу по развитию региональной инновационной системы. В рамках указанной программы проведено поддержание и развитие региональной инновационной инфраструктуры, а именно региональных бизнес-инкубаторов. Были заключены государственные контракты и договоры на сумму свыше 3,6 млн руб. В рамках заключенных договоров и контрактов были выполнены работы по текущему обеспечению бизнес-инкубаторов, размещению в них системы противопожарной безопасности и прокладке коммуникационных сетей. Проведение этих работ позволило продолжить предоставлять малым инновационным предприятиям площади региональных бизнес-инкубаторов на льготных условиях.

В целях информационного обеспечения инновационной деятельности были заключены государственные контракты и договоры на сумму 4,073 млн руб.: разработано специализированное программное обеспечение, проведены маркетинговые исследования рынка, издан каталог «Инновационные проекты Воронежской области-2010».

В рамках государственной поддержки реализации инновационных проектов совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российским фондом фундаментальных исследований заключены контракты на совместное финансирование выполнения НИОКР на сумму 7,76 млн. руб. В общей сложности было поддержано свыше 20 инновационных проектов, находящихся как на «посевной» стадии, так и на стадии опытного производства.

Основным механизмом, регулирующим поддержку инновационной деятельности на уровне Воронежской области, является Постановление Правительства Воронежской области от 8 октября 2010 г. № 839 «Об утверждении положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции».

Дескриптивная оценка данного механизма позволила установить, что на уровне законодательства существуют ограничители предпринимательской активности организаций в инновационной сфере. Рассмотрим лишь некоторые из них. Так, например, п. 5 Постановления № 839 ограничивает возможность получения финансовой поддержки обязательными условиями:

- наличие инновационного бизнес-проекта создания малой инновационной компании;

- наличия независимой экспертизы инновационного бизнес-проекта создания малой инновационной компании;

- наличия документального подтверждения практического применения результатов интеллектуальной деятельности.

Комментируя данные ограничения, нельзя не отметить, что более 50 % инноваций не доходят до потребителя, т. е. не коммерциализируются, а документальное подтверждение практического применения результатов интеллектуальной деятельности, полученное патентное свидетельство для значительной части малых предприятий является высокозатратным, трудоемким и в ряде случаев недоступным процессом. В дополнение, ряд инновационных разработок, например, в области маркетинга, управленческих решений и методов анализа, сфере услуг, организации торговли и т. п. вообще не являются предметом патентования, хотя по своей сути несут значительный коммерческий эффект и являются инновационными.

Есть и другие не менее спорные вопросы. Считаем, что осуществлять поддержку и стимулирование инновационной деятельности предпринимательских структур на уровне Воронежской области следует с учетом:

- дальнейшего совершенствования региональной законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

- ускорения реализации практико-ориен-тированного подхода при создании льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов;

- вида инноваций и организационно-правовой формы функционирования малого предприятия при определении суммы субсидирования инновационной деятельности;

- минимизации уровня налогообложения (вплоть до полного освобождения) предприятий осваивающих принципиально новую продукцию (технологию) на начальный период ее выпуска (применения);

- установления таможенных льгот для организаций, осуществляющих инновационные проекты и производящих инновационные продукты на экспорт;

- содействия развитию инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе информационной инфраструктуры, обеспечивающей накопление и распространение информации, предназначенной для использования субъектами инновационной деятельности.

Необходимо обеспечить информационную насыщенность инновационного рынка, как в отношении условий предоставления поддержки действующим инновационным компаниям, так и по популяризации полученных результатов.

Дальнейшее развитие инновационной деятельности в Воронежской области требует решения некоторых вопросов, в числе которых:

- повышение инвестиционной привлекательности региона для венчурных инвестиций;

- развитие системы льгот на региональном и федеральном уровнях для элементов инновационной инфраструктуры - научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов и инновационных кластеров, что не позволяет им стать заметными центрами инновационного развития;

- низкий уровень внедрения объектов интеллектуальной собственности на предприятиях и внесения их в малые инновационные предприятия, а также на стадии развития малых инновационных предприятий;

- недостаточная эффективность инновационной деятельности вузов, направленной на наиболее полное использование имеющегося у них потенциала в области коммерциализации знаний.

Литература

1. Выступление на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г. Москва. Кремль. Официальный сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru

2. Об утверждении положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции: Постановление Правительства Воронежской области от 8 октября 2010 г. № 839. URL: http: //base.consultant.ru/regbase

* * *

RESEARCH OF MECHANISMS OF SUPPORT INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS: REGIONAL ASPECT

V. V. Bystryantsev

In article key indicators of innovative potential, regional features of formation of mechanisms of support of innovative activity of the organizations are proved.

Key words: innovative potential, innovative activity, regional policy, enterprise structures, innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.