ИССЛЕДОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РГУФКСиТ)
Кандидат педагогических наук, доцент Н. И. Николаева, заместитель директора ИПКиППК Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Москва Контактная информация для переписки: г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4
структура кадрового состава рассматривается как обобщенный показатель качественного состояния научно-педагогических кадров, поэтому оценка кадров осуществляется на основании структурного подхода. измеряются и оцениваются следующие структурные характеристики: профессиональные (предметные), квалификационные, статусные, демографические.
ключевые слова: структурные характеристики, квалификационные характеристики, оценка уровня квалификации, профессорско-преподавательский состав, кадровый потенциал, кадровая политика.
Квалификационные характеристики кадрового состава вуза рассматриваются в двух неразрывно связанных аспектах: научно-исследовательском и педагогическом. Оценка кадрового потенциала как инструмента кадровой политики должна не только исходить из их состояния и прошлых достижений, но и стимулировать профессиональный рост кадров. Это следует учитывать при выборе показателей оценки, оказывающих существенное влияние на кадры, их состояние и характер изменений.
Среди показателей, которые фактически учитываются при оценке уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, наиболее распространены такие как: ученая степень, ученое звание, должность, стаж педагогической работы, количество печатных работ и др.
Проводимые исследования отражают изменения научной продуктивности преподавательского состава в зависимости от возраста и пола, в какой-то мере это можно сказать и о педагогическом мастерстве, но в
*в таблице представлен штатный состав вместе с совместителями.
меньшей степени. Возрастание научной продуктивности и педагогического мастерства на начальных этапах деятельности вузовского преподавателя - очевидно. Нужно отметить, что эти изменения носят не однонаправленный, а циклический характер, т. е. выявляются несколько циклов, причем научная продуктивность и педагогическое мастерство по направленности и динамике на всем протяжении педагогической деятельности не всегда совпадают. Так, в исследованиях З. Ф. Есаревой выделены 7 этапов взаимовлияния научной и педагогической деятельности, и связаны они со стажем научной и педагогической деятельности.
Достаточно разработан такой показатель квалификации научно-педагогических кадров, как ученая степень. Однако ученая степень имеет большее отношение к научной деятельности преподавателя. Более универсально для определения квалификации педагогических кадров ученое звание.
Анализ штатного расписания профессорско-преподавательского состава Университета, проведенный в 1990/1991, 1996/1997, 2000/2001, 2007/2008, 2008/2009 учебных годах, позволил оценить квалификацию данной категории работников по перечисленным выше показателям и проследить динамику развития в указанном временном промежутке.
Представленные в таблице 1 данные указывают на то, что с 1990/91 по 2008/09 учебный год профессорско-преподавательский состав РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК) увеличился с 469 до 588 человек, количество кафедр увеличилось с 32 до 43.
Качественный состав ППС также изменился. Численность кандидатов наук увеличилась с 186 человек (39,6%) до 267 человек (49,1%). Численность докто-
Таблица 1
Численность и научная квалификация ППС РГУФКСиТ (РГАФК)
Год Всего препод. Доктора наук % от числа ППС Канд. наук % от числа ППС Всего преп. с уч. ст. % от числа ППС
1990 469 33 7 186 39,6 219 46,7
1996 449 52 11,6 216 48,1 268 59,7
2001 467 62 13,3 214 45,8 276 59,1
2008 543 67 12,3 267 49,1 334 61,5
2009 588 73 12,4 269 45,7 345 59,0
ров наук в указанный период увеличилась с 33 человек (7%) до 73 человек (12,4%). Численность профессорско-преподавательского состава высокой квалификации (с ученой степенью) увеличилась с 219 человек (46,7%) до 345 человек (59,0%).
Общей тенденцией развития вузов физической культуры и РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК), в частности, является увеличение общей численности преподавательского состава, относительных показателей численности высококвалифицированных преподавателей к общему числу ППС, количества кафедр.
Для удобства сравнения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза мы разделили кафедры на три группы: спортивно-педагогические (специальные), общетеоретические, медико-биологические.
Данные, представленные в таблице 2, указывают на то, что в исследуемый период численность ППС спортивно-педагогических кафедр увеличилась с 264 до 328 человек. Численность кандидатов наук увеличилась со 116 (43,9%) до 153 человек (45,2%). Численность докторов наук увеличилась с 13 (6%) до 33 человек (9%). Численность преподавателей высокой квалификации увеличилась с 129 (48,9%) до 186 человек (56,7%). Количество спортивно-педагогических кафедр увеличилось с 18 до 25.
Причем с 1990 до 2001 года заметна тенденция повышения качества профессорско-преподавательского состава, к 2007/08 учебному году - тенденция к понижению качества научного потенциала ППС спортивно-педагогических кафедр.
Данные, представленные в таблице 3, указывают на то, что в исследуемый период времени численность
ППС общетеоретических кафедр увеличилась со 123 до 130 человек. Численность кандидатов наук увеличилась с 43 (34,9%) до 69 человек (53,1 %). Численность докторов наук увеличилась с 9 (7,3%) до 21 человека (16,2%). Численность преподавателей высокой квалификации увеличилась со 52 (42,2%) до 90 человек (69,2%). Количество общетеоретических кафедр увеличилось с 8 до 10.
Наблюдается рост численности профессорско-преподавательского состава после спада в 1996 году. Изменилась квалификационная структура научно-педагогических кадров в сторону уменьшения доли преподавателей высокой квалификации - этот показатель составил 59,0% в 2008/2009 учебном году.
Данные, представленные в таблице 4, указывают на то, что в исследуемый период численность ППС медико-биологических кафедр увеличилась незначительно: с 82 до 85 человек. Численность кандидатов наук увеличилась с 27 (32,9%) до 42 человек (49,4 %). Численность докторов наук увеличилась с 11 (13,4%) до 15 человек (17,6%). Численность преподавателей высокой квалификации увеличилась с 38 (46,3%) до 57 человек (67%). На данных кафедрах так же наблюдалось снижение квалификации ППС на 14,7% с 2000/2001 по 2007/2008 учебный год. Количество медико-биологических кафедр не увеличилось и составило 8.
Изложенные выше данные позволяют сделать вывод, что квалификация профессорско-преподавательского состава по параметру «ученая степень» с 1990 по 2001 год повысилась. Наиболее высокие относительные показатели численности высококвалифицированных преподавателей в 1996 г. на кафедрах медико-биологического профиля составили 79,4%, в 2007/2008
Таблица 2
Численность и научная квалификация ППС спортивно-педагогических кафедр РГУФКСиТ (РГАФК
Год Всего препод. Доктора наук % от числа ППС Канд. наук % от числа ППС Всего преп. с уч. ст. % от числа ППС
1990 264 13 6 116 43,9 129 48,9
1996 265 16 6 135 50,9 151 57
2001 283 29 10,2 123 43,5 152 53,7
2007 328 33 9 153 45,2 186 56,7
Таблица 3
Численность и научная квалификация ППС общетеоретических кафедр РГУФКСиТ (РГАФК)
Год Всего препод. Доктора наук % от числа ППС Канд. Наук % от числа ППС Всего преп. с уч. Ст. % от числа ППС
1990 123 9 7,3 43 34,9 52 42,2
1996 116 21 18 43 37 64 55,2
2001 111 22 19,8 49 44,1 71 70,0
2007 130 21 16,2 69 53,1 90 69,2
учебном году по показателю научной квалификации ППС на первое место вышли кафедры общетеоретического профиля - 69,2%.
Нужно отметить, что наблюдается снижение качества научного потенциала всего профессорско-преподавательского состава Университета после 2000/2001 года. Все эти качественные изменения происходят на общем фоне старения педагогических кадров. Средний возраст профессорско-преподавательского состава на кафедрах спортивно-педагогического профиля составил 49,3 года; общетеоретических - 48,2 года; медико-биологического профиля - 52,2 года.
Одним из критериев, позволяющих судить о квалификации педагогических кадров, являются относительные показатели численности ППС, имеющих ученые звания, от всего состава преподавателей. Ученое звание присваивается не только при наличии ученой степени, но и определенного стажа педагогической работы, наличии научных и методических разработок, при осуществлении руководства дипломными работами студентов, научного руководства работой аспирантов и др.
Рассмотрим такой показатель уровня квалификации, как «ученое звание» (таблица 5). В 1996/1997 учебном году на кафедрах спортивно-педагогического профиля число доцентов и старших научных сотрудников составляло 74 человека (27,9%); профессоров - 15 человек (5,6 %).
На кафедрах общетеоретического профиля число доцентов и старших научных сотрудников составляло
28 человек (24,1%); звание профессора имели 16 преподавателей (13,8 %).
На кафедрах медико-биологического профиля доцентов насчитывалось 17 человек (25 %); звание профессора имели 15 человек (22 %).
Сравнивая полученные данные, можно сделать вывод, что по параметру «ученое звание» в 1996/1997 учебном году более высокая квалификация у преподавателей, работающих на кафедрах медико-биологического профиля.
Показатели, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что численность преподавателей, имеющих ученые звания профессора или доцента, увеличилась с 178 (35,6%) человек в 1996/97 году до 250 (43,1%) человек в 2008/09 году. При этом число доцентов увеличилось с 120 (26,7%) до 174 (30,0%) человек, а профессоров с 58 (13%) до 76 (13,1%) человек. В 2001 году относительный показатель численности профессоров увеличился и составил 17,3%.
Кроме того, происходит заметное отставание присвоения преподавателям ученых званий от присуждения им ученых степеней. Так, в РГАФК в 1996/1997 учебном году из 216 кандидатов наук звание доцента имели 120 человек (55,5%). Совсем по-другому выглядит положение дел с присуждением звания профессора: ученую степень доктора наук имели 52 человека, а звание профессора - 58 человек (111,5%).
В 2001/2002 учебном году из 238 кандидатов наук звание доцента имели 127 человек (53,4%), ученую степень доктора наук имели 48 человек, а звание профес-
Таблица 4
Численность и квалификация ППС медико-биологических кафедр РГУФКСиТ (РГАФК)
Год Всего препод. Доктора наук % от числа ППС Канд. наук % от числа ППС Всего преп. с уч. ст. % от числа ППС
1990 82 11 13,4 27 32,9 38 46,3
1996 68 15 22 39 57,3 54 79,4
2001 68 11 16,2 42 61,8 53 77,9
2007 85 15 17,6 42 49,4 57 67,1
Год Всего ППС Доценты Профессора Всего с уч. зван.
Кол-во человек % от числа ППС Кол-во человек % от числа ППС Кол-во человек % от числа ППС
1996/1997 449 120 26,7 58 13,0 178 39,6
2000/2001 467 127 27,2 81 17,3 208 44,5
2007/2008 543 168 30,9 81 14,9 249 45,8
2008/2009 580 174 30,0 76 13,1 250 43,1
Таблица 5
Показатели научной квалификации (ученое звание) ППС РГУФКСиТ (ГцОЛИФК) 1996/97-2008/09 гг.
сора - 81 человек (168%).
В 2007/2008 учебном году из 267 кандидатов наук звание доцента имели 168 человек (62,9%), ученую степень доктора наук имели 67 человек, а звание профессора - 81 человек (121%).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Галиханова, Ю. Р. Кадровая политика высшей школы как регулятор мобильности //www.kspu.ru/uop2// ир1оас1$/1207103819/10-01.с1ос
2. Дрезинский, К. С. Совершенствование системы управления персоналом высших учебных заведений // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - СПб.: изд-во СПбГУЭиФ, 2007. - № 3 (51).
3. Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л.: ЛГУ, 1974. - 156 с.
4. Колесов, А. А. Подготовка и профессиональная ориентация научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1985. - 22 с.
5. Мудрова, Е. Б. Основные тенденции развития преподавательских кадров и способы повышения обоснованности решений в сфере управления кадровым потенциалом высшей школы // Научно-технические ведомости СПбГТУ. - № 4, 2006.
6. Николаева, Н. И. Формирование преподавательского состава вуза физической культуры, его структура
и повышение квалификации: автореф. дис____канд. пед.
наук. - М., 1999. - 22 с.
7. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 448 с.
RESEARCHING THE QUALIFICATIONAL STRUCTURE OF THE TEACHING STAFF OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (RSUPEST TAKEN AS AN EXAMPLE)
N. Nikolaeva, Deputy Director of the IIQ and PIQ
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism, Moscow Contact information for correspondence: g. Moscow, Sirenevi blv., 4
The structure of the teaching staff is considered as an united index of the qualitative condition of the scientific-pedagogical contingent, therefore its evaluation is made on the basis of the structural approach. Following structural characteristics are measured and evaluated: professional
(i. e. subjects), qualificational, status ones and those dealing with demography.
Key words: structural characteristics, qualificational characteristics, evaluation of the qualificational level, teaching staff, cadre potential, cadre policy.