В настоящее время в Китае статус человека в обществе оценивается согласно правилам культуры речи. Культура речи считается средством связи и отношений друг с другом. Культура речи разработана на основе традиций, обычаев и правил поведения.
На основе развития процессов глабализации, экономических и информационных технологий, происходящих в мире, межкультурная коммуникация является главной дисциплиной. Последнее десятилетие китайские лингвисты и педагоги занимаются исследованием категорий культуры речи. Известные китайские учёные, посвятившие свои труды культуре речи: Гу Юего, Чэнь Сунцэнь, Фэй Сеотун, Ху Миньян, Хуан Хэ, Цзя Юйсцинь, Чан Цзин Юй,Чжу Юйфу, Чжоу Слоцуань, Чэнь Супцень,Чэнь Юэмин, Чжэн Ин Ин и др.
Известный лингвист Гу Юего отмечает следующие принципы культуры речи в китайском языкознании:
1. Принцип уважения других, ставить себя ниже других. По этому принципу нужно внимательно слушать адресанта.
2. Принцип взаимоотношения. Отношение к адресату по возрасту, социальному статусу, служебному положению и др. Этот принцип считается главным в культуре речи китайского языкознания и отражает отношение людей друг другу.
3. Принцип этичности. В общении нужно использовать только художественные, этичные слова. Не допускается использование невежливых, грубых слов.
4. Принцип гармонии. Какие бы спорные проблемы не возникали, коммуниканты должны добиваться компромисса или консенсуса.
5. Принцип соблюдения нравственного единения в поведении человека, в мыслях и общении. В этом принципе важно соблюдать правила «уважай старших, не обижай младших», «если били камнем, то бей едой», «не мешай говорящим, не навязывай им свою идею» и др. А так же в этом принципе говорится о том, что нужно мыслить глубоко, говорить вежливо, слушать внимательно [1].
В настоящее время в Китае уделяется особое внимание культурной коммуникации. Таким образом, культура речи - это эффективный путь в организации улучшения отношений между людьми, в оптимизации деловой и политической коммуникации.
Литература
1. Гу Юего. Вежливость, прагматика и культура // Иностранные языки, 1992.
2. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.
3. Словарь родственных обращений Чаньчунь, 1988.
4. Сы Чуан, ХуБэй. Большой китайский словарь, 1985.
5. Чэнь Кэ. Интересные нравы в разговорной речи китайцев. Тайбэй, 1995.
The study of speech in ancient times and in Russian linguistics
Biygeldieva K.
Исследование культуры речи в античную эпоху и в русском языкознании
Бийгелдиева К. А.
Бийгелдиева Кундуз Абдыгуловна / Biygeldieva Kunduz — аспирант, кафедра языкознания, факультет филологии, Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева, г. Нарын, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье проведён анализ исследования культуры речи в античную эпоху и в русском языкознании, рассмотрены труды учёных и видных ораторов-философов. Abstract: this article provides the analysis of the study of speech in ancient times and in Russian linguistics, considered works of scholars and prominent speakers, philosophers.
Ключевые слова: культура речи, античная риторика, ораторская речь, условия общения, стиль, ораторское искусство, теория, практическое направление.
Keywords: speech culture, ancient rhetoric, oratorical speech, communication conditions, style, rhetoric, theory and practical direction.
Культура речи относится к научному направлению, которая развивается с древних времён в человеческом обществе. Эта наука охватывает историческое время. Культура речи как наука
зародилась в эпоху античной риторики. Древнегреческий философ Аристотель(348-322 гг. до н. э.) в своих трудах по поэтике и риторике написал о научных проблемах культуры речи [2, с. 15], [2, с. 127]. Его идеи и в сегодняшнее время не утратили свою актуальность [4, с. 6].
В древней Греции и Риме филология и риторика интенсивно развивались. Древнеримский ученый Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в своем труде «Об ораторстве» определил основные особенности ораторского искусства. По его мысли, в ораторском общении необходимо уделить особое внимание условию, времени, особенностям слушателя, фактическим материалам, аудитории и психологической обстановке [2, с. 122].
Цицерон отметил, что названные условия являются воздействующими знаками на общение. Итак, со стороны Марка Туллия Цицерона было предложено перед слушателями логическое, воздействующее общение [4, с. 6]. Древнегреческий философ Марк Фабий Квинтилиан, живший примерно в 35 гг. до н. э. выделил три стиля речи, два из них с логической стороны противоположны друг другу и третий стиль - это смешанный стиль. Судя по этому, мы можем сделать вывод, что учёные в древности распознавали культуру речи со стилем в тесной связи. По нашему мнению, появление стиля - основной знак в речевом процессе. Итак, наука «риторика» исследует вопросы общения.
Древние исследователи отличались «многословностью», «сухим рассказом». Квинтилиан ораторское искусство, в зависимости от особенности общения, делил на три вида: низкий вид «выражение мысли», средний вид «рассказ о чувстве удовлетворения» и высший вид «пробуждение чувства» [4, с. 6]. Позднее эти идеи Квинтилиана повлияли на теорию М. В. Ломоносова. При классификации ораторского искусства, Квинтилиан опирался на риторические знаки, используемые в общении. В «низком виде» он показал доверительный знак. В «среднем виде» - метафоры, различные стилистические фигуры в общении, а в «высшем виде» показаны различные знаки и средства, которые оказывают влияние на чувства человека.
Профессор Маразыков Т. С. отмечает, что вопросы, связанные с общением, не должны быть вне стиля. Если рассмотреть с этой точки зрения, то древние исследователи осознанно подходили к данной проблеме. Это исследовал древнегреческий ученый Квинтилиан после учения Цицерона по стилистике и риторике, он попытался провести исследование с различных сторон. Итак, были попытки совместно исследовать некоторые проблемы, касающиеся культуры речи, взаимосвязанные со стилистикой. Научные заключения, идеи были заключены в такой особенности. С одной стороны, культура речи как наука развивалась под влиянием ораторского искусства того времени [8, с. 167].
В сущности, в древней Греции и Риме зарождение ораторского искусства и его развитие связано с развитием культуры в древней Греции. Развитие культуры повлияло на обмен информацией и на исследование его природных особенностей. Известные ораторы античного века как Аристотель, Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан, Демосфен разработали различные пути и средства мышления. Это большой успех древнегреческих ученых, они внесли большой вклад в технологию общения, в средства и механизмы идеи в риторике [6, с. 45].
В Греции ораторское искусство развивалась как профессия. Древнегреческие ученые придавали большое значение интонации, голосу, тембру [6, с. 45].
В эпоху античности языкознание не рассматривалось отдельной наукой, а было отдельным направлением в философии. Культура речи тесно развивалось во взаимодействии с ораторским искусством. Исследования в области языкознания того периода проводились от простого к сложному, по наблюдениям некоторых исследователей, развитие общества дало возможность продвижения языкознания. В VII веке нашей эры зарождение исламской религии дало положительное влияние на развитие первых наук. Например, в XVI-XII вв. во время формирования исламской религии был составлен словарь, приведена в порядок лексическая сторона языка. Судя по этой информации, в VII-XII вв. проведение работы по составлению словаря доказывает то, что внимание исследователей было направлено на семантическую норму, эту сторону можно рассматривать как развитие культуры речи [3, с. 26]. В русском языкознании учение о культуре речи связано с именем великого русского учёного М. В. Ломоносова. Он написал работу по ораторскому искусству. В своей работе он поднимал вопросы по культуре речи. М. В. Ломоносов попытался всесторонне развивать в фактах русского языка теории ораторского искусства, которые сильно развивались в Древней Греции и Древнем Риме. В труде «Риторика» исследовал теории строения литературного языка и стилей, значения лексико-грамматического уровня литературного языка, высказал свои идеи по поводу проблем, связанных с произношением русских слов, морфологических форм и видов
предложений [3, с. 8]. М. В. Ломоносов одним из первых поднял научную проблему в культуре речи - применение слов в зависимости от условий общения.
Проблему культуры речи в русском языкознании в XX веке исследовали такие известные ученые как В. В. Виноградов, В. И. Чернышев, Б. В. Томашевский, Л. В. Щерба, С. И. Ожегов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, Л. И. Скворцов. Эти исследователи высказывали свои мнения по поводу культуры речи и написали интересные научные труды.
Ученый С. И. Ожегов в своем труде «Проблемы культуры речи» отмечая важность культуры речи для общества в целом и лично для человека, высказал свое мнение о том, что культура речи - это когда говорящий с помощью языковых средств ясно и четко выражает свою мысль [9, с. 33].
Отсюда можем сказать, что на начальном этапе исследования главный акцент был сделан на литературно-языковую норму общения. Согласно литературно-языковой норме, общение рассматривалось как основной знак культуры речи.
Но некоторые из русских исследователей исследовали механизмы общения и научно-теоретические вопросы мышления и общения. Если Н. И. Жинкин открыл на научной основе механизмы общения, то известный ученый Л. С. Выготский в своем труде «Мышление и общение» проанализировал диалектику процесса общения с мыслительным процессом и сделал вывод, что «.. .общение - это сложный мыслительный процесс» [5, с. 414].
В итоге, механизмы деятельности общения, закономерности, психологические обстановки были проанализированы, сделаны значительные научно-теоретические выводы [7, с. 216].
Русские ученые, проводив исследование по ораторскому искусству, внесли вклад в исследование проблем культуры речи.
Среди русских ученых труды Б. Н. Головина очень актуальны с научно-теоретической стороны [1, с. 278].
В 1970 г. среди исследователей были разные мнения по поводу природы культуры речи и её особенностям. Вышедшая в 1976 году в «Справочнике лингвистических терминов» Розенталя Д. Э. и Теленковой М. А. дано толкование термина «культура речи» [10, с. 543].
Ученый Л. И. Скворцов дал особое значение нормативным вопросам культуры речи. Он отметил, что норма является центральным понятием в теории культуры речи за последние десять лет [11, с. 17-24.]. На основе работы Н. И. Формановской, речевая этика рассматривается как предмет лингвистического исследования. Научные исследования в этом направлении: лингвокультура (Акишина, Формановская, 1975), прогматика (Формановская, 1982, 1989), социолингвистика (Гольдин, 1978), методика (Лазуткина, 1998, Смелкова, 1977).
Таким образом, исследователями были предложены формулы, применяемые в речевой этике, определены их социальные значения, классификации с научной стороны. В настоящее время в русском языкознании культура речи - это многоотраслевая наука, которая исследуется всесторонне и в этой области активно проводятся исследования.
Литература
1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М.: Изд-во МГУ, 1978. 278 с.
2. Аристотель. Античные риторики. М., 1978. 127 с.
3. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988.
4. ДерягинВ. Я. Беседы о русской стилистике. М.: Знание, 1973.
5. Жинкин Н. И. Механизм речи. М., 1958.
6. Зубов В. П. Человек. Наука. Судьба наследия. [Текст] / М.: Изд-во АН СССР, 1963. 366 с.
7. Леонтьев А. А. Язык, Речь. Речевая деятельность. [Текст] / М.: Просвещение, 1969. 216 с.
8. Маразыков Т. С. Экстралингвистикалык факторлордун тексттеги интеграциясы [Текст] / Бишкек: Бийиктик, 2005. 2-китеп. 167 б.
9. Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи. [Текст] // Вопросы культуры речи. М., 1955. Вып. 1.
10. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. [Текст] / М.: Просвещение, 1976. 543 с.
11. Скворцов Л. И. Язык, общение и культура. [Текст] // Рус.яз. в шк., 1994. № 1.