Научная статья на тему 'Исследование культурно-исторических оснований мировоззренческих позиций студенческой молодежи'

Исследование культурно-исторических оснований мировоззренческих позиций студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ / РАСПАД СССР / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА / САМООПИСАНИЕ / МОДЕЛЬ МИРОВОГО ПОРЯДКА / WORLDVIEW / COLLAPSE OF THE SOVIET UNION / GEOPOLITICAL CATASTROPHE / THE IDEAL MODEL OF SOCIETY / SELF-DESCRIPTION / THE MODELOF WORLD ORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Немцов Александр Аркадьевич

В статье изложен один из подходов к изучению культурно-исторических оснований мировоззренческих позиций студенческой молодежи. В качестве инструмента использована анкета, позволяющая оценить точки зрения студентов на причины и последствия распада СССР. Выявляются и описываются основные линии конфликтов в интерпретации студентами данного культурно-исторического события. Наряду с линиями потенциальных конфликтов выявляются точки возможного согласия и компромисса1. Описаны две позиции, обнаруженные у студентов и условно названные «советское» и «антисоветское» мировоззрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of cultural and historical outlook of students

The article describes one approach to the study of cultural and historical bases of worldview philosophical positions of students. The questionnaire assessing the point of view of students at the collapse of the USSR was used as the instrument. The main lines of conflict in the interpretation of the students of this cultural and historical event are identified and described. Along with the lines of potential conflict identified points of possible agreement and compromise are marked. Two positions, found among students and conventionally called “Soviet” and “anti-Soviet” worldview are described.

Текст научной работы на тему «Исследование культурно-исторических оснований мировоззренческих позиций студенческой молодежи»

Психология

Общая психология, психология личности, история психологии

А.А. Немцов

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье изложен один из подходов к изучению культурно-исторических оснований мировоззренческих позиций студенческой молодежи. В качестве инструмента использована анкета, позволяющая оценить точки зрения студентов на причины и последствия распада СССР. Выявляются и описываются основные линии конфликтов в интерпретации студентами данного культурно-исторического события. Наряду с линиями потенциальных конфликтов выявляются точки возможного согласия и компромисса1. Описаны две позиции, обнаруженные у студентов и условно названные «советское» и «антисоветское» мировоззрение.

Ключевые слова: мировоззренческие позиции, распад СССР, геополитическая катастрофа, идеальная модель общества, самоописание, модель мирового порядка.

Формирование мировоззрения студентов, очевидно, начинается еще до их поступления в вуз. Вместе с тем достаточно развернутое и структурированное представление о мире, своей стране и месте собственной личности в системе общественных отношений возникает у них в процессе получения высшего образования под влиянием разнообразных факторов социальной среды и педагогического воздействия.

В целях изучения мировоззренческих установок и представлений студентов нами было проведено исследование, в ходе которого прошел апробацию ряд социолого-психологических опросников.

© Немцов А.А., 2016

В основе интерпретации исторического прошлого, политического настоящего и будущего лежат представления о сущности людей, типичных для них формах общественного взаимодействия и идеальные модели построения общества. Наиболее явно эти представления проявляются при объяснении и интерпретации значительных, общественно значимых событий. Мы выбрали в качестве такого события распад СССР. Весьма уверенно можно говорить о том, что в настоящее время существуют практически полярные взгляды на то, чем был СССР, и то, чем в результате стала современная Россия. На одном полюсе те, кто считает, что СССР был «империей зла», чем-то средним между монастырем, тюрьмой и казармой, в которой нет ни свободы, ни счастья. На другом полюсе те, кто убежден в уникальном значении СССР, продемонстрировавшего на деле реализацию величайших принципов гуманизма, сформированных всей предшествующей историей человечества. В чем, вероятно, сходятся обе стороны - так это в грандиозности этого общественно-исторического проекта или эксперимента, потребовавшего колоссальных человеческих жертв. В любом случае, это было беспрецедентное по своим масштабам историческое явление, в той или иной степени затронувшее судьбы всех живших на земле людей и на многие десятилетия, а может быть и столетия, определившее ход мировой истории. Соответственно последствия распада СССР оцениваются в диапазоне от катастрофы, разрушившей величественное и прекрасное сооружение, до долгожданного уничтожения ужасного монстра, грозившего уничтожением современной цивилизации.

Мы предложили студентам-гуманитариям небольшую анкету, посвященную причинам и последствиям распада СССР2.

Инструкция к анкете: СССР возник в 1922 г. и распался в 1991 г.

1. Считаете ли Вы, что период существования СССР был естественным и закономерным этапом многовековой истории России?

а) да; б) нет.

2. Был ли распад СССР геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении? а) да; б) нет.

3. Стал ли после распада СССР мир однополярным, т.е. можно ли говорить, что в нем установилось лидерство одной сверхдержавы - США? а) да; б) нет.

4. Был ли распад СССР закономерным событием? а) да; б) нет.

5. Был ли распад СССР самопроизвольным событием? а) да;

б) нет.

6. Кто был более заинтересован в распаде СССР - его правящая, властная элита или народные массы? а) элита; б) массы.

7. Какие силы, внешние или внутренние оказались более значимыми при распаде СССР? а) внешние; б) внутренние.

8. Какие факторы, материальные или духовные, оказались более значимыми при распаде СССР? а) материальные; б) духовные.

9. Означает ли распад СССР победу либеральной идеи (принципа свободы) над идеей социалистической и коммунистической (принципом справедливости, равенства)? а) да; б) нет.

10. Кто из народов, населявших СССР, наиболее ответственен за его распад? а) русские; б) другие.

11. Есть ли связь между распадом СССР и катастрофой Второй мировой войны? а) да; б) нет.

12. Восстановится ли СССР в будущем? а) да; б) нет.

13. Является ли проблема распада СССР значимой лично для Вас, волнует ли она Вас? а) да; б) нет.

14. Если принять всех людей, живущих на земле за 100 %, то как, по-вашему, они распределились бы между следующими группами? а) дружелюбно относятся к людям; б) равнодушно относятся к людям; в) враждебно относятся к людям (в %).

Полученные результаты позволяют построить модели линий потенциальной конфронтации между носителями различных точек зрения на прошлое, настоящее и будущее России.

Линия потенциальной конфронтации № 1

Позиция: мы считаем (они считают); мы (они) в меньшинстве.

Распад СССР был самопроизвольным событием, он не стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении, он никак не связан с потерями в Великой Отечественной войне и для нас лично распад СССР не является значимой проблемой, он нас не волнует.

Самоописание (мы). Мы прагматики и живем сегодняшним днем и реальными проблемами.

Отрицательный имидж (они). Циники, которым безразлична судьба страны и ее народа.

Антипозиция: мы считаем (они считают); мы (они) в большинстве.

Распад СССР не был самопроизвольным событием, он стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении и свою роль в

этом трагическом для России и ее народа событии сыграли гигантские потери, которые СССР понес в Великой Отечественной войне. Распад СССР лично значим для нас, он нас волнует.

Самоописание (мы). Мы граждане великой России, переживающие за те тяжелые удары, которые ей наносит историческая судьба.

Отрицательный имидж (они). Тоскующие по великой империи псевдопатриоты.

Линия потенциальной конфронтации № 2

Позиция: мы считаем (они считают); мы (они) в меньшинстве.

Распад СССР был самопроизвольным событием, в его результате мир стал однополярным - в нем установилось несомненное лидерство одной сверхдержавы - США, решающую роль в этом распаде сыграли внутренние противоречия СССР. Распад СССР доказал превосходство либеральных идей над социалистическими и коммунистическими. Русские, предоставленные сами себе, до сих пор томились бы в тюрьме народов под названием СССР.

Самоописание (мы). Мы свободные граждане мира, всегда готовые отстаивать идеалы прогресса и гуманизма.

Отрицательный имидж (они). Безродные космополиты, русофобы, агенты влияния спецслужб США, пятая колонна.

Антипозиция: мы считаем (они считают); мы (они) в большинстве.

Распад СССР не был самопроизвольным событием, в его результате мир не стал однополярным с лидирующим положением в нем США. Распад СССР произошел под действием внешних, враждебных ему сил и этот распад не является доказательством превосходства либеральных идей над социалистическими и коммунистическими. Русские проявили при этом недопустимую уступчивость разрушительным тенденциям, не оказали им должного сопротивления.

Самоописание (мы). Нас прежде всего волнует судьба России и русского народа, которые проявляют труднообъяснимую беспомощность перед внешними разрушительными силами.

Отрицательный имидж (они). Сентиментальные славянофилы, питающие иллюзии относительно какого-то особого пути России.

Линия потенциальной конфронтации № 3

Позиция: мы считаем (они считают); мы (они) в большинстве.

В распаде СССР прежде всего была заинтересована его тогдашняя властная элита. Сам период существования СССР не был

естественным и закономерным в историческом развитии России, но распад СССР стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении. Это не доказывает превосходства либеральных идей над социалистическими и коммунистическими. Лично для нас это событие значимо, оно волнует нас.

Самоописание (мы). Нас волнуют любые разрушительные потрясения, если они касаются естественного развития нашей страны.

Отрицательный имидж (они). Консерваторы, с предубеждением относящиеся к неизбежным прогрессивным изменениям в обществе.

Антипозиция: мы считаем (они считают); мы (они) в меньшинстве.

В распаде СССР прежде всего были заинтересованы широкие народные массы. Период существования СССР - это естественный и закономерный этап истории Российской империи - тюрьмы народов. Зато распад этого тоталитарного монстра был благотворен и не стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении. Распад СССР под ударами стремящихся к свободе народных масс -блестящее доказательство победы общечеловеческих либеральных ценностей над мрачной и бесчеловечной коммунистической утопией. СССР ушел в прошлое - туда ему и дорога. Нас лично это не волнует.

Самоописание (мы). Мы за свободу, демократию, прогресс.

Отрицательный имидж (они). Циничные демагоги, продавшиеся Западу, повторяющие его лозунги, равнодушные к судьбе России и ее народа, а возможно, и враждебные им.

Линия потенциальной конфронтации № 4

Позиция: мы считаем (они считают); мы (они) в большинстве.

Ответственность за распад СССР прежде всего лежит на русских, основные причины распада были внутренние и сам по себе распад СССР не доказывает превосходства либеральных идей над социалистическими и коммунистическими.

Самоописание (мы). Мы думаем, что распад СССР - это скорее историческая ошибка, основная ответственность за которую, к сожалению, лежит на русских, не сумевших отстоять того, что ими было завоевано.

Отрицательный имидж 1 (они) (справа). Консерваторы и пессимисты, не понимающие необходимости исторического прогресса.

Отрицательный имидж 2 (они) (слева). Мягкотелые слюнтяи, недооценивающие всей тяжести произошедшей катастрофы.

Антипозиция: мы считаем (они считают); мы (они) в меньшинстве.

Ответственность за распад СССР прежде всего лежит на представителях нерусских народов, основные причины распада СССР были внешними и сам по себе распад доказывает превосходство либеральных идей над социалистическими и коммунистическими.

Самоописание (мы). Мы убеждены, что распад империи зла произошел в результате успешных скоординированных действий сил цивилизации и прогресса.

Отрицательный имидж (они). Восторженные поклонники Запада, пренебрежительно относящиеся к России как к периферии цивилизованного мира.

На основании полученных в исследовании результатов можно наметить точку возможного объединения носителей различных взглядов.

Линия потенциальной конфронтации

Позиция: мы считаем (они считают).

СССР был естественным этапом исторического развития России, его распад стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении, ответственность за него несут представители других народов, населявших СССР.

Самоописание (мы). Мы патриоты России, одним из этапов истории которой был СССР.

Отрицательный имидж (они). Имперски настроенные, великодержавные ксенофобы.

Антипозиция: мы считаем (они считают).

СССР не был естественным этапом исторического развития России, его распад не стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении, ответственны за него сами русские.

Самоописание (мы). Мы за свободную Россию, равноправного члена мирового демократического сообщества.

Отрицательный имидж (они). Предатели великой России.

Позиция: мы считаем (они считают).

СССР был естественным этапом исторического развития России, но его распад не стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России

направлении, ответственны за него представители других народов, населявших СССР.

Самоописание (мы). Мы граждане России, которая никому не хочет угрожать.

Отрицательный имидж (они). Безвольные пораженцы, недостойные великого прошлого своих предков.

Антипозиция: мы считаем (они считают).

СССР не был естественным этапом исторического развития России, но его распад стал геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении, ответственны за него русские.

Самоописание (мы). Мы патриоты советского социалистического государства.

Отрицательный имидж (они). Совки, застрявшие в прошлом и не желающие из него выбираться.

Точка возможного объединения

В любом случае распад СССР был закономерным, СССР был обречен на распад, произошло то, что должно было произойти.

Линия потенциальной конфронтации

Позиция: мы считаем (они считают).

Распад СССР был геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении.

Самоописание (мы). Мы граждане великой России, страдающие от ее унижения.

Отрицательный имидж (они). Тоскующие по великой империи псевдопатриоты.

Антипозиция: мы считаем (они считают).

Распад СССР не был геополитической катастрофой, изменившей мировой политический порядок в нежелательном для России направлении.

Самоописание (мы). Мы граждане свободной России, которая никому не хочет угрожать.

Отрицательный имидж (они). Пораженцы, равнодушные к судьбе своей великой страны.

Точка возможного объединения

В любом случае распад СССР был, с экономической точки зрения, неизбежен и ответственность за него лежит главным образом на самих русских.

Линия потенциальной конфронтации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиция: мы считаем (они считают).

Более заинтересованной стороной в распаде СССР была его тогдашняя властная элита.

Самоописание 1 (мы). Мы трезвые реалисты и понимаем, что все масштабные изменения в обществе всегда идут сверху, разговоры о движении широких народных масс - пустая болтовня для наивных людей.

Самоописание 2 (мы). Нас не обмануть лживыми демократическими лозунгами, мы знаем, кто в действительности развалил СССР.

Отрицательный имидж 1 (они). Циники, презирающие большинство и его интересы.

Отрицательный имидж2 (они). Демагоги, неисправимые кому-няки. Достойные продолжатели дела Ленина-Сталина.

Антипозиция: мы считаем (они считают)

Более заинтересованной стороной в распаде СССР были широкие народные массы.

Самоописание (мы). Мы никогда не сомневались в стремлении россиян к свободе и демократии.

Отрицательный имидж (они). Лицемеры или болваны, одураченные лживыми лозунгами.

Точка возможного объединения

В любом случае причины распада СССР были внутренними, ответственность за распад лежит в основном на самих русских и последствия Великой Отечественной войны здесь ни при чем.

На основании проведенного исследования мы выделили также 4 основных компонента мировоззрения: 1) человек; 2) стремления человека; 3) мир; 4) требования мира к человеку. Каждый из 4 компонентов описывается 7 параметрами3.

Анализ взаимосвязей между вариантами ответов на вопросы приведенной выше анкеты позволил выделить 30 пар симметричных по своему смыслу блоков утверждений о причинах и последствиях распада СССР. Объем статьи не позволяет полностью привести эти материалы. Тем не менее можно описать два конструкта, которые мы условно назвали «советское мировоззрение» и «антисоветское мировоззрение». В основу такого деления мы положили общее содержание смысловых блоков. Если оно может быть сведено к заключению: «СССР был естественен для истории России, распался не сам, то, что распался - плохо», - мы квалифицировали данный смысловой блок как проявление «советского мировоззре-

ния». Если это содержание сводится к заключению: «СССР не был естественен для истории России, распался сам, то, что он распался - хорошо», - то данный смысловой блок относится нами к проявлению «антисоветского мировоззрения»4.

Анализ 4 компонентов мировоззрения по 7 параметрам позволяет охарактеризовать миры, в которых живут советский и антисоветский человек.

Согласно «советскому мировоззрению», злые или равнодушно-враждебные люди, стремящиеся к независимости (суверенитету) и в незначительной степени к свободе, живут в суровом и черством мире, требующем от них самостоятельности и в незначительной степени смелости. Мы охарактеризовали бы данное мировоззрение как «угрюмое».

Согласно «антисоветскому мировоззрению», равнодушные, добрые или равнодушно-добрые люди, стремящиеся к свободе и безопасности, живут в нейтральном, добром или нейтрально-добром мире, требующем от них смелости, осторожности и комбинации этих качеств. Мы охарактеризовали бы данное мировоззрение как «открыто-благоразумное».

Можно также отметить, что в мировоззрении «антисоветского человека» мир выглядит чуть более поляризованным, чуть более расколотым на борющихся друг с другом «хороших» и «плохих» парней.

Из полученных результатов можно сделать, по крайней мере, два существенных предположения5.

Во-первых, постоянную актуальность для «советского мировоззрения» архетипа Сталина - «вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут, в бой роковой мы вступили с врагами, нас еще судьбы безвестные ждут».

Во-вторых - низкую актуальность для данного менталитета проблемы свободы.

Видно также, что «советское мировоззрение» по 7 выделенным параметрам более однозначно, а «антисоветское мировоззрение» несколько более многозначно. В «советском» более явно просматриваются приоритеты, а в «антисоветском» - определенный плюрализм.

Можно констатировать, что культурно-исторические установки, влияя на интерпретацию недавнего исторического прошлого, детерминируют в свою очередь и ожидания, возлагаемые на ближайшую перспективу развития российского общества. С нашей точки зрения они могут быть представлены в виде следующей концептуальной структуры. Прежде всего, это общая модель мирового политическо-

го порядка. Она вытекает из представлений о сущности людей, их основных стремлениях, а также об общих принципах построения общественной жизни. На этой основе формируется культурно-историческое самоопределение личности как носителя общественного сознания. В свою очередь, это самоопределение влияет на процесс интерпретации исторического прошлого, реалий настоящего и интересов будущего. Наконец, на основании этих интерпретаций, а также возможного игнорирования фактов истории, реалий современности и интересов будущего формируется модель экономического, политического и социального развития общества. Она проявляется в концепции использования природных и других ресурсов, политики в области техники, технологии, науки и образования6.

Примечания

1 Немцов А.А. Социогуманитарные ориентиры и установки студенческой молодежи // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы всерос. науч.-практ. конф. М., 2008. С. 187-192; Немцов А.А., Кансузян Л.В. К вопросу о национальном интересе и национальной идеологии // Ломоносовские чтения - 2007. Основные направления реализации национальных проектов РФ в системе повышения квалификации преподавателей: В 2 ч. М.: ТЕИС, 2008. С. 120-123; Немцов А.А., Кансузян Л.В. и др. Мировоззренческие позиции в студенческой среде // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 143-148; Немцов А.А. Фундаментальные гуманитарные установки студентов технических специализаций как будущих инженеров-профессионалов // Акмеология. 2015. Юбилейный выпуск. № 3. С. 129-131.

2 Немцов А.А., Кансузян Л.В. К вопросу о национальном интересе... С. 120-123; Немцов А.А., Кансузян Л.В. и др. Указ. соч. С. 143-148.

3 Немцов А.А., Кансузян Л.В. и др. Указ. соч. С. 143-148.

4 Там же.

5 Там же.

6 Немцов АА., Кансузян Л.В. Мировоззренческое конструирование культурно-исторического контекста студентами гуманитарных специализаций // Интеллигенция в мире современных коммуникаций. Вып. Х. М., 2009. С. 285-297; Немцов АА. Культурно-исторические установки студентов-гуманитариев // Культура информационного общества и проблемы модернизации России: Сб. междунар. науч. конф. М., 2011. С. 153-165; Он же. Исследование особенностей культурно-мировоззренческого сознания студенчества (на материале студентов технического университета) // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения. Материалы XIV Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского. М., 2013. С. 136-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.