Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аргумент / альтернативы проблемы / дедукция / критерии Альфа Кронбаха / критическое мышление / интерпретация / потенциальный вариант / целостный образ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гули Шодимуродовна Саломова

Сегодняшний рынок труда и международные рейтинговые показатели диктуют навыков и профессиональных качеств личности, которые отвечают всем стандартам и считаются актуальными долгое время. Критическое мышление рассматривается, как самая актуальная и современная способность XXI века. В статье дано определение данному виду мышления и приведен обзор авторских тестов для исследования критического мышления личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гули Шодимуродовна Саломова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Гули Шодимуродовна Саломова

Докторант (DSc) Национального Университета Узбекистана

АННОТАЦИЯ

Сегодняшний рынок труда и международные рейтинговые показатели диктуют навыков и профессиональных качеств личности, которые отвечают всем стандартам и считаются актуальными долгое время. Критическое мышление рассматривается, как самая актуальная и современная способность XXI века. В статье дано определение данному виду мышления и приведен обзор авторских тестов для исследования критического мышления личности.

Ключевые слова: аргумент, альтернативы проблемы, дедукция, критерии Альфа Кронбаха, критическое мышление, интерпретация, потенциальный вариант, целостный образ.

ANNOTATSIYA

Bugungi mehnat bozori va xalqaro reyting ko'rsatkichlari shaxsning barcha standartlarga javob beradigan va uzoq vaqt davomida dolzarb bo'lgan ko'nikma va kasbiy fazilatlarini talab qiladi. Tanqidiy fikrlash XXI asrning eng dolzarb va zamonaviy qobiliyati hisoblanadi. Maqolada tafakkurning ushbu korinishiga ta'rif berilgan va shaxsning tanqidiy fikrlashini o'rganish uchun mualliflik testlari haqida qisqacha ma'lumot berilgan.

Kalit so'zlar: argument, deduksiya, Alfa Kronbax mezoni, muammoli alternativalar, tanqidiy tafakkur, interpretatsiya, potentsial variant, yaxlit tasvir.

ABSTRACT

Today's labor market and international rating indicators dictate skills and professional qualities of an individual that meet all standards and are considered relevant for a long time. Critical thinking is considered as the most relevant and modern ability of the 21st century. The article gives a definition of this type of thinking and provides an overview of the author's tests for studying the critical thinking of an individual.

Keywords: argument, problem alternatives, deduction, Cronbach's Alpha criteria, critical thinking, interpretation, potential option, holistic image.

229

Проявление критического мышления, как основная черта сильной личности заключается: - в умении слушать своего оппонента, учитывать все аргументы, а затем устанавливать актуальность проблемы и после вынести заключения; - в способности четко определять предполагаемые теории касающиеся изучаемой проблемы, справедливо отнестись ко всем аспектам этих теорий; - в умении воссоздать целостный образ основываясь на его фрагменты; - в стратегии формирования и развития разумных альтернатив проблемы, даже если она не выбирает эти альтернативы, как потенциальный вариант; - в объяснении принятого конкретного вывода, применения определенных критерий; - в понимании концепцию противоположной стороны, рассуждая с ракурса данной стороны. Интерпретация предоставляемого материала.

По мнению экспертов, интерпретация - это «понять и выражать значение или смысл широкого спектра переживаний, ситуаций, данных, событий, суждений, условностей, убеждений, правил, процедур или критерий [2, 20]. Интерпретация включает в себя навыки, изучающие содержание и факты, проясняющие важность материала. Если привести пример интерпретации, то можно сказать, что это, как осознание проблемы и ее описание без предвзятости; например, как читать намерение человека по его выражению лица; выделить основную идею информации по второстепенному смыслу в тексте; строение предварительную схему изучаемого материала; предсказание реакций собеседника или объяснение значений в диаграммах; формулирование цели, мнения автора.

С целью выявить наличие и уровень критического мышления испытуемых в исследовании, была создана специальная исследовательская программа, включающая в себя несколько утверждений и тестов.

Тесты, направленные на определение уровня критического мышления студентов, в частности, проектируются из аргументов, дедуктивных утверждений, предположений и логических выводов.

Испытуемым предоставляется ряд утверждений, за которым последуют от двух до четырех предположений. По данной информации они должны определить верность или неверность предположения. На основе данного утверждения испытуемые должны решить, какие предположения являются логически обоснованными. Если они считают, что предположение принимается, как само собой разумеющееся в утверждении и, следовательно, логически оправдано, то выберут «Предположение верное». А в обратном случае, если

230

предположение не принимается, как должное в утверждении и поэтому не является логически обоснованным, выберут «Предположение неверное».

Вопрос состоит в том, можно ли с помощью специально созданных тестов раскрыть всех критериев и уровня критического мышления? Для этой цели было проведено ряд экспериментальных работ, в результате которых эффективность, целенаправленность, надежность методик нашли свое подтверждение с выводом 0,70 в критерии Альфа Кронбаха. Для эксперимента выбирались студенты разных возрастов и направления, с разных городов Республики. В эксперименте участвовали 7535 испытуемые. Такой исход дает нам право дальше использовать экспериментальную программу критического мышления в дальнейшем исследовании. Что и было сделано. Далее представим и обсудим результаты опрошенных испытуемых по методике.

Анализировать каждую полученную информацию и делать выводы преимущественно по ней, невзирая на то, что имеется свой опыт и своя точка зрения, является важным свойством в случае критического мышления. По этой причине были разработаны разного рода предположения к заданному утверждению, а следовательно, представленной информации. Представим некоторых из них:

Утверждение:

Допустимо ли установить свободное посещение студентов в высших учебных заведениях?

Аргумент №1: да, свободное посещение дает студентам возможность свободно составить свой график, и они побольше смогут заниматься самостоятельно.

Сильный аргумент. Слабый аргумент.

Правильный ответ: сильный аргумент.

Пояснение: аргумент является сильным, поскольку, прямо направлен на исходное утверждение. А также точно и ясно показывает преимущество этого утверждения.

Аргумент № 2: да, ВУЗы, высоко оценивающие свободный график и время своих студентов, как обычно, лучшие в рейтинге.

Сильный аргумент. Слабый аргумент.

Правильный ответ: слабый аргумент.

Пояснение: аргумент прямо не указывает преимущество или недостаток свободного посещения, а нацелен на факты являющимися показателями высокого рейтинга и отклоняется от основной идеи.

231

Обратите внимание на второй аргумент. В нем говорится, что, применившее в своей практике свободное посещение студентов, ВУЗ должно являться лучшим в рейтинге. Данный аргумент считается слабым, но большинство студентов выбрало аргумент, как противоположный слабому и объяснило свой выбор тем, что установление ВУЗами такого графика для студентов, является основательным решением и справедливо, быть лучшим в рейтинге благодаря этому событию, следовательно, аргумент «сильный». Испытуемые экспериментальной группы оценили данный факт исходя, из своего предпочтения и допустили ошибку. Поскольку в утверждение совсем не говорится о рейтинге ВУЗа. Текущая ошибка часто повторяется. В данной позиции испытуемые не имеют возможности вовремя избавится от субъективности.

Многие испытуемые ошиблись в утверждении связанным с логическим выводом. Далее представим и обсудим одного из таких утверждений:

Утверждение.

Рабочие супермаркета «Комплект» были правы, массово потребовав, от администрации этого учреждения повысить их заработные платы.

Предположение № 1: во многих супермаркетах города рабочие получают хорошую зарплату.

Предположение верное. Предположение неверное.

Правильный ответ: предположение неверное.

Пояснение: в утверждении не говорится, что сколько платят другие супермаркеты своим рабочим, или о том, что администрации супермаркета «Комплект» следует перенять методы других супермаркетов. Предположение неверное.

Предположения № 2: зарплата рабочих супермаркета «Комплекс» очень низкая.

Предположение верное. Предположение неверное.

Правильный ответ: предположение неверное.

Пояснение: в утверждение упоминается, что рабочие были правы в требование с администрации повышать их зарплаты. В этом предположении не описывается правильность их действия.

Предположения № 3: месячный доход супермаркета «Комплект» достаточна высокий и покрывает все его расходы, а также уровень дохода позволяет, чтобы работникам платили требованные ими зарплаты.

Предположение верное. Предположение неверное.

Правильный ответ: предположение верное.

232

Пояснение: в утверждении говорится правильность требования рабочих повысить их зарплату. Месячный доход супермаркета позволяет платить требованную зарплату его работникам поэтому, их поступок можно считать правильным.

При обработке данных нами было замечено, что многие испытуемые, в частности, выбирают сильного аргумента, верного предположения и верного вывода в качестве правильного ответа, что означает отсутствие опыта работы с подобными тестами.

Данные явлений лишний раз доказывают необходимость коррекционных работ по развитию критического мышления и когнитивной гибкости и урегулирование отношения к информации самими испытуемыми.

В тестах всего 51 ответов, они составлены из предположений, аргументов и выводов. К каждому правильному ответу присваивается 1 балл. При обработке данных свойства критического мышления были разбиты на следующие виды: Предположения, аргументирования, дедукции, логические выводы. Студентам предстоит пройти четыре серии задач.

REFERENCES

1. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. - М.: Сентябрь, 2011. - 256 с.

2. Канеман Д., Думай медленно, решай быстро. Издательство: АСТ, Neoclassic, 2017. 656 c.

3. Том Чатфильд. Анализируй сомневайся, формируй свое мнение. 559 с., Альпина., Москва 2019.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

5. APA Dictionary of Psychology// https://dictionary.apa.org/.

6. Atabaki, Ali Mohammad Siahi; Keshtiaray, Narges; Yarmohammadian, Mohammad H. Scrutiny of Critical Thinking Concept International Education Studies, p. 93-102 2015.

7. Forrest, S., & Smith, M. (2018). The role of education in the development of critical thinking: A meta-analysis. Educational Psychology Review, 30(2), 477-514.

8. Gabbenesch, H. (2006). Critical thinking: What is it good for? (In fact, what is it?). Skeptical Inquirer, 30, 2, 36-41.Google Scholar

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.