¥
L (z) P (k) zk,
k=0
где Рi(k) - вероятность того, что число заявок в очереди не превышает k.
Для систем с исчерпывающим обслуживанием очередей величины Xi связаны соотношением [4; 5]
w к/ + Aj £&л + St+l), j * i,
Xi+i = i k=1
Aj (Si+i).
Библиографический список
1. Takagi, H. Analysis of polling systems / H. Takagi. MIT Press, 1986.
2. Blanc, J. P. C. The power-series algorithm applied to polling systems with dormant server / J. P. C. Blanc, R. D. van der Mei // The Fundamental Role of Tele-traffic in the Evolution of TN / eds. J. Labetoulle and J. W. Roberts. Elsevier ; Amsterdam, 1994.
3. Вишневский, В. М. Теоретические основы проектирования компьютерных сетей / В. М. Вишневский. М. : Техносфера, 2003.
4. Вишневский, В. М. Системы поллинга: теория и применение в широкополосных беспроводных сетях / В. М. Вишневский, О. В. Семенова. М. : Техносфера, 2007.
5. Yechiali, U. Analysis and control of polling systems / U. Yechiali // Performance Evaluates of Computing and Communication Systems / eds. L. Donatielo, R. Nelson. Springer-Verlag, 1993.
S. N. Nazarov
Uljanovsk Higher Aviation School of Civil Aircraft, Russia, Uljanovsk
POLLING STOCHASTIC MODEL APPLICATION FOR THE ESTIMATION OF WIRELESS NETWORK CHARACTERISTICS OF INFORMATION TRANSFER
The generating function and Polling branching process methods are considered. Markov's circuit distribution, giving the information concerning net user quantity, is determined by the research of Polling cycle systems with complete service Properties of stochastic decomposition of a server busy time are studied.
© Назаров С. Н., 2009
УДК 621.391.173
Д. В. Орел, А. П. Жук Ставропольский государственный университет, Россия, Ставрополь
ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАСШИРЯЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ СИГНАЛОВ С КОДОВЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ КАНАЛОВ СИСТЕМ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИИ
Проводится анализ корреляционных характеристик расширяющих последовательностей существующих и проектируемых сигналов систем GPS Navstar и Galileo, проводится сравнение с корреляционными характеристиками кодов Касами, предлагаемых к использованию в системе ГЛОНАСС. Корреляционные характеристики рассмотренных кодовых последовательностей сравниваются с требованиями, описанными Варакиным, делается вывод о необходимости поиска расширяющих последовательностей с хорошими корреляционными характеристиками для применения в системе ГЛОНАСС.
В последние годы активизировались работы по развитию и модернизации систем спутниковой радионавигации. Ключевыми моментами модернизации систем являются следующие:
- ввод новых навигационных сигналов;
- расширение применения кодового разделения каналов (КРК).
Как известно, системы GPS Navstar и Galileo построены полностью на применении КРК. В системе ГЛОНАСС также планируется ввод новых сигналов с КРК [1]. Существующие и про-
ектируемые сигналы с КРК с указанием длины расширяющих последовательностей в чипах приведены в табл. 1.
Ключевыми характеристиками применимости ансамбля расширяющих последовательностей в системе с КРК являются значения максимальных боковых пиков автокорреляционной (АКФ) и вза-имнокорреляционной (ВКФ) функций.
Имеющиеся вычислительные мощности не позволили провести практическую проверку корреляционных характеристик расширяющих после-
Системы управления, космическая навигация и связь
табл. 2: наивысшие значения максимальных боковых пиков АКФ и ВКФ по ансамблю расширяющих последовательностей и средние значения максимальных боковых пиков по ансамблю последовательностей.
Как видно, коды Касами обладают корреляционными свойствами, сопоставимыми с лучшими показателями расширяющих кодов системы GPS Navstar. Характеристики последовательностей системы Galileo разбалансированы: максимальные пики АКФ достаточно велики, а ВКФ - достаточно малы.
В работе [2] Л. Е. Варакин описывает требования, предъявляемые к расширяющим последовательностям в системах с КРК: значение максимальных боковых пиков АКФ не должно превышать 0,3, а значение максимальных боковых пиков ВКФ не должно превышать квадратного корня из базы сигнала. Ни один из приведенных ансамблей расширяющих последовательностей не соответствует требованиям, описанным Вараки-ным. Крайне актуальной остается задача поиска ансамблей расширяющих последовательностей с корреляционными характеристиками, отвечающими требованиям Варакина, для применения в качестве расширяющих последовательностей в системе ГЛОНАСС.
Библиографический список
1. Пчелинцев, А. П. Новые сигналы ГЛОНАСС / А. П. Пчелинцев // ИСНС. 2008. № 2.
2. Варакин Л. Е. Теория систем сигналов / Л. Е. Варакин. М. : Сов. Радио, 1978.
Таблица 2
Корреляционные характеристики расширяющих последовательностей
Максимальные АКФ Средние из максимальных АКФ Максимальные ВКФ Средние из максимальных ВКФ
32 кода 210 кодов 32 кода 210 кодов 32 кода 210 кодов 32 кода 210 кодов
C/A 0,531 3 0,558 8 0,527 7 0,528 0 0,265 9 0,500 5 0,265 0 0,265 6
i-l ГЛ > ЫС(Р) 0,500 5 0,500 5 0,500 1 0,500 1 0,499 9 0,500 0 0,345 6 0,348 8
L1C(D) 0,500 6 0,500 6 0,500 1 0,500 1 0,499 9 0,500 0 0,348 4 0,348 8
г L2C(CM) 0,517 9 0,524 7 0,508 4 0,510 7 0,262 2 0,268 0 0,254 0 0,256 0
т Рч L2C(CL) 0,502 9 - 0,501 7 - 0,491 6 - 0,251 4 -
О L5(I) 0,516 8 0,519 8 0,510 1 0,509 1 0,263 2 0,265 1 0,255 6 0,254 9
L5(Q) 0,517 6 0,520 0 0,508 3 0,508 5 0,262 5 0,266 6 0,253 9 0,254 5
50 кодов 100 кодов 50 кодов 100 кодов 50 кодов 100 кодов 50 кодов 100 кодов
E1-B 0,778 6 - 0,748 4 - 0,212 6 - 0,193 5 -
E1-C 0,610 2 - 0,593 7 - 0,211 1 - 0,193 8 -
о E5a-I 0,525 5 0,769 7 0,510 6 0,630 0 0,267 4 0,267 4 0,255 9 0,208 3
Й о E5a-Q 0,519 3 0,769 3 0,510 1 0,629 9 0,264 5 0,264 5 0,255 5 0,208 5
E5b-I 0,525 8 0,763 6 0,511 0 0,630 9 0,268 3 0,268 3 0,255 7 0,209 4
E5b-Q 0,521 7 0,762 8 0,510 8 0,629 6 0,267 4 0,267 4 0,256 0 0,207 9
Коды Кассами 0,507 9 0,500 0 0,254 0 0,249 7
довательностей P-кода и всех 200 последовательностей, зарезервированных для Ь2СЬ-кода.
Таблица 1 Навигационные сигналы с кодовым разделением каналов
Частотный диапазон ГЛОНАСС GPS Navstar Galileo
L1 (E1) L1CR C/A (1 023) L1C (10 230) E1-B E1-C (по 4 092)
L2 (E5) L2CR L2CM (10 230) L2CL (767 250) E5a-I E5a-Q (по 10 230) E5b-I E5b-Q (по 10 230)
L3 (L5, E6) L5R I5 Q5 (по 10 230) E6-B E6-C
Расширяющие последовательности для сигналов на частоте E6 системы Galileo не описаны в интерфейсном контрольном документе (ИКД) системы. В качестве расширяющих последовательностей сигналов с КРК в системе ГЛОНАСС в некоторых источниках предлагается использовать коды Кассами размерности 4 095 чипов. Корреляционные характеристики 64 кодов Каса-ми размерности 4 095 чипов, сгенерированных с помощью полинома [12 6 4 1] и начальными условиями «все единицы», сопоставлены с характеристиками расширяющих последовательностей систем GPS Navstar и Galileo.
Оценка корреляционных характеристик проведена с помощью языка технических вычислений Matlab. Результаты вычислений приведены в
D. V. Oryol, A. P. Zhuk Stavropol State University, Russia, Stavropol
RESEARCH OF CORRELATION CHARACTERISTICS OF SPREADING CODES FOR SIGNALS WITH CODE DIVISION MULTIPLE ACCESS OF SATELLITE RADIO NAVIGATION SYSTEMS
The correlation characteristics of spreading codes of existing and projected signals of GPS Navstar and Galileo systems are analysed, they are compared with correlation characteristics of Kasami codes offered to use in GLONASS system. Correlation characteristics of the considered codes are also compared to the requirements described by Varakin, the necessity of search for expanding sequences with good correlation characteristics for application in system GLONASS is proved.
© Орел Д. В., Жук А. П., 2009
УДК 681.5: 629.735
В. И. Петунин
Уфимский государственный авиационный технический университет, Россия, Уфа
СИНТЕЗ АСТАТИЧЕСКОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Рассматриваются особенности построения астатических систем автоматического управления газотурбинных двигателей на переходным режимах. Показано, что применение логико-динамического управления позволяет обеспечить астатизм каналов разгона и сброса частоты вращения и тем самым повысить точность реализации программ управления
В системах автоматического управления (САУ) современными газотурбинными двигателями (ГТД) формирование управления часто осуществляется с помощью селекторов [1]. К таким системам относятся, например, САУ подачей топлива в камеры сгорания ГТД. Обычно применяется принцип селектирования, согласно которому регулируется параметр двигателя, наиболее приблизившийся к величине, определяемой программой регулирования. Такое селектирование реализуется с помощью алгебраических селекторов (АС). Структурная схема регулятора основного контура ГТД (рис. 1) состоит из РЧВ - регулятора частоты вращения, основного регулятора режима; РР - регулятора разгона; РС - регулятора сброса; О - ограничителей, ИР - изодромного регулятора, исполнительного устройства [2].
В существующих САУ ГТД, как правило, РР и РС строятся как статические каналы управления производной частоты вращения ротора, что приводит к потере точности выполнения программ разгона и сброса. Невозможность получения аста-тизма в этих каналах связано с противоречиями между точностью и устойчивостью.
Как известно, повышение точности САУ возможно с помощью увеличения порядка астатизма за счет введения в статические каналы системы интегрирующих звеньев. Включение интегратора
в каналы разгона и сброса позволяет сделать их астатическими и, соответственно, повысить точность выдерживания программ управления на переходных режимах. Однако при работе САУ на режиме стабилизации частоты вращения ротора этот интегратор должен быть выключен, так как он нарушает требуемые динамические характеристики этого канала [3].
Рис. 1. Структурная схема регулятора основного контура ГТД
Следовательно, необходимо управлять структурой САУ, в частности, работой интегратора в каналах стабилизации режима работы, разгона и сброса. Это можно выполнить с помощью управляемого интегратора (УИ).