Научная статья на тему 'Исследование корреляции между образованием родителей и образованием детей'

Исследование корреляции между образованием родителей и образованием детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1445
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / УСПЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмырев Иван Викторович, Нестеров Дмитрий Васильевич

В статье рассматривается возможность связи между образованием родителей и годами обучения их детей. Разбираются различные факторы влияния: от времени, непосредственно проведенного с детьми, до возможности финансовых инвестиций в их образование. Также учитывается более опосредованное влияние через приемных родителей или некоторые образовательные, экономические реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование корреляции между образованием родителей и образованием детей»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ

РОДИТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ

1 2 Шмырев И.В. , Нестеров Д.В.

1Шмырев Иван Викторович - воспитатель;

2Нестеров Дмитрий Васильевич - воспитатель;

Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается возможность связи между образованием родителей и годами обучения их детей. Разбираются различные факторы влияния: от времени, непосредственно проведенного с детьми, до возможности финансовых инвестиций в их образование. Также учитывается более опосредованное влияние - через приемных родителей или некоторые образовательные, экономические реформы.

Ключевые слова: образование родителей, образование детей, влияние образования родителей, успеваемость детей.

ВО!: 10.24411/2410-2881-2019-10201

В последние годы большое количество исследований было сосредоточено на связи между образованием родителей и образованием детей. Было показано, что в среднем более образованные родители имеют более образованных детей. Политические последствия связи между образованием родителей и образованием детей огромны. Повышение уровня образования сегодня приведет к увеличению школьного образования следующего поколения и, таким образом, к улучшению будущих показателей жизни, таких как здоровье, производительность и благосостояние.

Одним из простых способов оценить влияние семьи на уровень образования детей, который мы определяем, как годы, потраченные на обучение - это наблюдать, сколько братьев и сестер могут учиться в течение такого же количества лет по сравнению с двумя несвязанными родственными связями людьми в популяции. Это сравнение информативно именно в плане важности семейного влияния.

Как родители влияют на успеваемость своих детей? Родители передают некоторые способности генетически, они могут влиять на развитие детей, стимулируя их, и они могут влиять на решения детей. Одним из важных каналов является образование родителей: влияют ли более образованные родители на образование своих детей «лучше»?

В этой работе показано, что образование родителей является важной детерминантой образования детей. Из анализа имеющихся работ следует, что дополнительный год обучения матери или отца увеличивает образование их детей всего на одну десятую часть года [1]. Также литературные данные говорят в пользу того, что образование отцов более важно, чем образование матерей и имеет большее влияние на уровень образования детей. Одним из возможных объяснений меньшего материнского эффекта является то, что более образованные матери больше времени проводят на работе и тратят меньше времени на общение со своими детьми.

В настоящем исследовании мы проверяем эту гипотезу, сравнивая годы обучения детей почти идентичных матерей: матерей с одинаковым возрастом, одинаковым образованием, одинаковым количеством и возрастом детей, с одинаковым уровнем образования мужа, но разными годами трудовой карьеры, когда их дети были маленькими (4 и 7 лет).

Связь между уровнем образования родителей и их детей была одним из критериев, исследуемых при изучении мобильности между поколениями. Этот критерий рассматривался при оценке заработка, дохода и социальной устойчивости -

противоположности мобильности (например, см. [2]). Родительское образование - это, конечно, только один аспект семейного происхождения, который влияет на последующие достижения детей в зрелом возрасте, но важный. Например, уровень образования родителей оказывает большое влияние на их заработок; они могут изменить «производительность» своих временных вложений в детей, таких как чтение для ребенка; и они могут повлиять на устремления детей.

Другой мотивацией настоящего исследования является существенное повышение уровня образования в разных поколениях, причем квалификация женщин увеличилась больше, чем у мужчин, почти во всех странах [3]. Из-за различных тенденций в зависимости от пола мы также хотели бы знать, оказывают ли образование матери и отца различные причинно-следственные связи на образование их детей.

3. Теоретические основы

Инвестиции в детей, которые влияют на их образование, могут быть временем родителей, деньгами и временем, и деньгами. Время родителей, проведенное со своими детьми, передает способности, устремления и ценности, которые влияют на их успеваемость в образовании, и есть много товаров, которые покупают родители, от ухода за детьми до домашних компьютеров, прямого обучения и частного образования, которые влияют на уровень образования, которого дети добиваются. Образование родителей влияет на количество и производительность этих ресурсов. Наша цель - оценить влияние образования женщины (мужчины) на образование ее (его) детей при одновременном контроле за образованием ее (его) партнера. Разумная интерпретация такой оценки заключается в том, что женщина сопоставляется с мужчиной с таким же образованием, несмотря на ее высшее образование, которое может иметь место только в том случае, если образование всех женщин увеличится на одинаковую величину. Таким образом, наш анализ аппроксимирует ответ на следующий мысленный эксперимент и политический вопрос: что произойдет со средним уровнем образования детей, если уровень образования всех женщин (мужчин) увеличится при одинаковом распределении доступных партнеров? Существуют альтернативные вопросы, например, как увеличение образования отдельного человека влияет на образование его/ее ребенка, включая влияние на то, с кем он/она заключает брак? Но в свете общего роста образования родителей мы сосредоточимся только на первом вопросе.

Мы следуем [4] и предполагаем, что уровень образования ребенка линейно зависит от уровня образования каждого из его родителей, а также от некоторых необеспеченных «возможностей» дошкольного образования. Трудно быть конкретным в отношении составляющих этих необеспеченных «возможностей», но думать о них очень важно, потому что они, скорее всего, будут соотноситься с образованием родителей. Первый из них - это доход каждого родителя, который влияет на их почасовой заработок, что, в свою очередь, влияет на расход на детей, распределение времени и время на общение с детьми, как описано в обсуждении влияния образования родителей.

В контексте экономических моделей семьи вклад от образования родителей должен отражать три отдельных эффекта на образование детей (например, [5]). Существует эффект дохода, который является положительным, потому что высшее образование увеличивает способность получать доход на рынке, и больше дохода расходуется на все, что ценится родителями. Существует эффект замещения или распределения времени, который зависит от влияния образования родителей на размер инвестиций в образование их детей. То, как расходы на детей варьируются в зависимости от образования родителей, зависит от возможностей заработка родителей, сколько времени родители тратят на мероприятия по повышению уровня образования детей и насколько образование родителей повышает продуктивность их времени в таких занятиях. Таким образом, возможны три варианта развития. Первый - повышение образования родителей увеличивает эффективность усилий,

34

затрачиваемых, на образование детей и вследствие этого уменьшает размер финансовых инвестиций в ребенка. Второй вариант - повышение образования родителей может не повлиять на размер инвестиций в образование детей, если родитель не инвестирует в образование детей. Третий вариант - если, например, матери ценят образование детей больше, чем отцы, то высшее образование матери и, следовательно, увеличение ее материальных возможностей приведет к повышению образования детей (то же справедливо и для отцов).

Кроме того, анализ использования времени американскими родителями [6] показывает, что время, проведенное с детьми, ценится более образованными родителями. Рассмотрим влияние занятости матери на образование детей. Многие статистические данные говорят, что дополнительный год обучения матери действительно увеличивает ее возможности на работе (измерялись пенсионными взносами).

Теоретически, каждый дополнительный год трудоустройства может оказать негативное влияние на образование ребенка: он сокращает время, проводимое матерью дома с детьми, но увеличивает семейный доход (т. е. меньшее время уделяется детям, но больше финансовая свобода). Результаты исследований нескольких авторов показывают, что увеличение срока трудоустройства увеличивает продолжительность обучения детей, вопреки гипотезе, выдвинутой Берманом и Розенцвейгом (2002) [4]. Похоже, что эффект дохода преобладает и / или фактическое сокращение времени с детьми незначительно как предположили [6].

Так, например, в исследовании [1] в качестве критерия возможного повышения образования детей рассматривались оценки детей по трем школьным предметам: родному языку, математике и английскому. Авторы формировали группы матерей, все из которых имеют одинаковый уровень образования и возраст, одинаковое количество детей, одинаковый возраст старшего ребенка и одинаковый уровень образования отца. Результаты показывают, что опыт работы матери в возрасте до четырех лет не является статистически значимым, за исключением оценок по английскому языку, для которых работа имела положительный эффект. Работа матери в возрасте от четырех до семи лет ребенка оказывает значительное положительное влияние на оценки по всем трем предметам. Это исследование убедительно свидетельствуют о том, что, по крайней мере, в странах с похожим способом ухода за детьми, более высокий стаж трудоустройства матери не снижает успеваемость ребенка в школе или годы, потраченные им на образование. Конечно, например, для США этот вывод может быть другим из-за, например, различий в организации ухода за детьми для работающих матерей, которые вероятно, будут менее доступными, более дорогими и менее качественными для большой части населения.

Авторы [7] также указывают, что некоторые реформы, в результате которых семьи не имели возможности или имели очень ограниченную возможность использования государственных субсидированных детских садов привели к тенденции ухудшения образования детей. Так как особенно высокообразованные женщины были вынуждены выполнять менее квалифицированную и менее оплачиваемую работу.

Гетерогенные эффекты. Рассмотрим два альтернативных эффекта на образование детей. Влияние образования родителей на приемных детей и последствия реформ образования.

Различается ли вклад образования родителей в зависимости от уровня их образования? В дополнение к внутреннему интересу к этому вопросу, разделение выборки по уровню образования родителей приближается к двум альтернативным способам определения влияния образования родителей: изучение приемных детей и последствия реформы в системе образования. Первая использует отсутствие генетической связи между родителями и усыновленными детьми, а вторая порождает экзогенные изменения в уровне образования для некоторых групп или регионов, распространенным примером является увеличение возраста обязательного школьного образования.

Обычно родители, которые усыновляют детей, не являются репрезентативными для населения - они в среднем старше и имеют более высокий уровень образования. Напротив, реформы обязательного школьного образования влияют только на образование в нижней части распределения, поскольку именно в результате реформы происходят экзогенные изменения у родителей. Распространенным выводом в исследованиях по усыновлению [8] является то, что влияние образования отца является положительным и статистически значимым, в то время как образование матери не оказывает существенного влияния. Напротив, исследования реформ обязательного школьного образования [9] обнаруживают значительный положительный эффект образования матери, но незначительный эффект образования отца. Больший эффект образования отца для лиц с более высоким уровнем образования может отражать более активное взаимодействие между отцом и ребенком среди отцов с более высоким уровнем образования, как в полных семьях, так и в семьях с одним родителем.

Другим аспектом разнородности является различное влияние родительского воспитания для дочерей и сыновей. В [10] предполагается, что эффекты, связанные с полом, могут различаться в зависимости от уровня образования родителей. По данным исследований дополнительный год обучения матери повышает уровень образования их сына на 0,096 года, а уровень образования дочери на 0,159 года. Дополнительный год обучения отца повышает уровень образования их потомков на 0,162 года независимо от пола ребенка.

Рассматривая ситуацию, в которой оба родителя имеют одиннадцать лет образования или меньше большую роль начинают играть реформы образования. Исследование [11], в котором изучается школьная реформа, которая в основном затронула менее образованных родителей к выводам, что - влияние на образование сыновей выше, чем для дочерей, независимо от пола родителя. Кроме того, исследование [9], в котором используется реформа обязательного школьного образования, обнаруживает только существенное положительное влияние образования матери на образование сыновей (в выборке «с низким уровнем образования» (менее десяти лет)). Для более образованных родителей гендерная структура менее ясна, потому что результаты различаются в выборках матерей-близнецов и отцов-близнецов. В первом случае образование отца оказывает гораздо большее влияние, чем образование матери, а образование отца оказывает большее влияние на сыновей, чем на дочерей. Применительно к выборке отцов-близнецов эффект от образования матери больше, чем от образования отца, при этом эффект от образования матери еще больше, если ребенок является дочерью [1].

Обобщая, можно заключить, что дифференцированный эффект от образования матери всегда сильнее влияет на дочерей, в то время как гендерное взаимодействие с образованием отца менее четко определено и зачастую статистически незначимо, даже в случае с очень большими выборками (десятки тысяч человек). Если не учитывать возможность того, что матери могут отдавать предпочтение девочкам перед мальчиками в своем вкладе в образование детей, больший эффект их образования на дочерей предполагает, что механизм, лежащий в основе этого эффекта, может заключаться в воздействии матерей на устремления и мотивацию их дочерей через «эффект подражания».

Выводы

Мы показали, что образование родителей является важной, но не единственной частью общего семейного происхождения, которое создает положительную корреляцию между образовательными достижениями братьев и сестер из одной семьи. Тем не менее, корреляция между уровнем образования родителей и их детей преувеличена. Оценки, основанные на некоторых исследованиях, показывают, что дополнительный год обучения матери или отца может увеличить образование их детей в среднем всего на одну десятую часть года. Есть некоторые свидетельства того, что эффект матери больше среди менее

36

образованных родителей, в то время как эффект отца больше среди родителей с более высоким уровнем образования. Мы также находим, что влияние образования матери больше для дочерей, чем для сыновей.

Сравнивая косвенные оценки для монозиготных близнецов для Норвегии и Швеции с идентичными оценками близнецов из США, выясняется, что образование отца имеет больший эффект, чем у матерей во всех трех странах, но родительские эффекты только значительно отличаются в анализе США. Одним из объяснений меньшего материнского эффекта было то, что более образованные матери больше времени проводят на работе и тратят меньше времени на общение со своими детьми, но эта гипотеза исследованиям, не была подтверждена рядом исследований. На самом деле дети одинаковых по ряду критериев матерей, имеющих больший стаж работы, демонстрируют более продолжительное обучение.

Список литературы

1. Ermisch John & Pronzato Chiara. Causal Effects of Parents' Education on Children's Education // CHILD Working Papers wp05_10, CHILD - Centre for Household, Income, Labour and Demographic economics. Italy, 2010.

2. Blanden Jo, Wilson Kathryn, Haveman Robert and Smeeding Timothy. Understanding the mechanisms behind intergenerational persistence: a comparison between the US and UK // Paper presented at the IARIW 31th conference, 2010.

3. Buchman Claudia and DiPrete Thomas A. The growing female advantage in college completion: the role of family background and academic achievement // American Sociological Review, 2006. 71 (4):515-541.

4. Behrman Jere R. and Rosenzweig Mark R. Does increasing women's schooling raise the schooling of the next generation? // American Economic Review, 2002. 92 (1):323 -334.

5. Ermisch John. An Economic Analysis of the Family // Princeton: Princeton University Press, 2003.

6. Guryan Jonathan, Hurst Erik and Kearney Melissa. Parental education and parental time with children // Journal of Economic Perspectives, 2008. 22(3):23-46.

7. Naz Ghazala. The impact of cash-benefit reform on parents' labour force participation // Journal of Population Economics, 2004.17 (2):369-383.

8. Plug Erik. Estimating the effect of mother's schooling on children's education using a sample of adoptees // American Economic Review, 2004. 94(1):358-368.

9. Black Sandra E., Devereux Paul J. and Salvanes Kjell G. Why the apple doesn't fall far: understanding intergenerational transmission of human capital // American Economic Review, 2005. 95 (1):437-449.

10. Buchman Claudia and DiPrete Thomas A. The growing female advantage in college completion: the role of family background and academic achievement. American Sociological Review, 2006. 71 (4):515-541.

11. Bingley Paul, Vibeke Myrup Jensen and Romani Annette Quinto. Intergenerational transmission of human capital: Reform-based evidence from Denmark // Paper presented at the 2009 European Society for Population Economics Annual Conference. Seville, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.