Научная статья на тему 'Исследование конкуренции и оценка уровня рыночной концентрации автотранспортных услуг в Тамбовской области'

Исследование конкуренции и оценка уровня рыночной концентрации автотранспортных услуг в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ / ПРИГОРОДНЫЕ И МЕЖДУГОРОДНИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЕМКОСТЬ РЫНКА / РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВЕНЬ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ / THE LEVEL OF MARKET CONCENTRATION / MARKET CAPACITY / MARKET POTENTIAL / MARKET ROAD TRANSPORT SERVICES / URBAN / SUBURBAN AND INTERCITY TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеньшин Николай Васильевич

Произведена оценка емкости и конкурентной среды рынка автотранспортных услуг в Тамбовской области, используя рыночный потенциал, доли конкурирующих категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, предпочтения потребителей, а также коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es ist die Einschätzung der Aufnahmefähigkeit und des Konkurrenzmediums des Marktes der Autoverkehrdienstleistungen im Gebiet Tambow durchgeführt. Dabei wurden das Marktpotential, die Teile der konkurrierenden Kategorien der Wirschaftssubjekte des Kraftverkehrs, die Vorzüge der Verbraucher, und auch der Koeffizient der Konzentration und der Index von Herfindahl-Hirschman benutzt.Est effectuée lévaluation de la capacité et du milieu compétitif du marché des services de transport dans la région de Tambov ayant employé le potentiel de marché, les parts des catégories compétitives des sujets du transport automobile, les préférences des consommateurs ainsi que le coefficient de la concentration et lIndex Herfindahl-Hirschman.The paper presents the estimation of the capacity and competitive environment of the market of road transport services in Tambov region; it is based on the market potential, the shares of the competing categories of business entities of road transport, consumer preferences, as well as the concentration ratio and HerfindahlHirschman Index.

Текст научной работы на тему «Исследование конкуренции и оценка уровня рыночной концентрации автотранспортных услуг в Тамбовской области»

УДК 656.07(470.326)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Пеньшин

Кафедра «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ГОУВПО «ТГТУ»; avto@mail.tambov.ru

Представлена членом редколлегии профессором Н.Ц. Гатаповой

Ключевые слова и фразы: городские, пригородные и междугородние перевозки; емкость рынка; рынок автотранспортных услуг; рыночный потенциал; уровень рыночной концентрации.

Аннотация: Произведена оценка емкости и конкурентной среды рынка автотранспортных услуг в Тамбовской области, используя рыночный потенциал, доли конкурирующих категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, предпочтения потребителей, а также коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Пассажирские перевозки занимают особое место на рынке автотранспортных услуг, так как обусловлены высоким социально-экономическим значением в жизни общества.

Рынок автотранспортных услуг на примере Тамбовской области представлен городскими, пригородными и междугородними видами пассажирских перевозок. Каждый из них характеризуется различной емкостью рынка, видом и уровнем конкуренции, мотивацией поездки и эластичностью спроса.

Городские перевозки являются наиболее значительными по количеству перевезенных пассажиров. Среди мотиваций поездок преобладают перевозки, связанные как с производственной деятельностью, так и с культурно-бытовой необходимостью. Спрос на данные перевозки является неэластичным по цене и доходу, но имеет высокую перекрестную эластичность.

Пригородные перевозки занимают второе место по массовости после городских перевозок. Спрос на эти перевозки по цене и доходу более эластичен. Большое влияние на окончательный выбор населением определенного вида транспорта оказывает такой неценовой фактор конкуренции, как надежность и удобство расписания.

Междугородние перевозки значительно отличаются расстоянием поездок пассажиров. В их структуре имеются и внутрирегиональные и межрегиональные перевозки.

Считаем, что для оценки емкости и конкурентной среды рынка автотранспортных услуг, необходимо:

- измерение рыночного потенциала, долей конкурирующих категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, изучение предпочтений потребителей, оценка передовых технологий при предоставлении услуг;

- получение первичной информации с помощью анкетирования потребителей и наблюдения за конкурирующими категориями перевозчиков;

- исследование емкости и конкурентной среды рынка автотранспортных услуг должны основываться на анализе внутренней и внешней статистической информации, характеризующей объемы предоставляемых услуг различными категориями хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта;

- для обобщения и анализа маркетинговой информации должны использоваться такие статистические показатели, как коэффициент концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана, которые позволяют получить адекватные количественные характеристики и сделать четкие выводы как о степени развития конкуренции, так и о состоянии исследуемого потребительского рынка автотранспортных услуг, повысить достоверность и объективность результатов исследования, что является одним из основных принципов его проведения.

Емкость рынка автотранспортных услуг, с точки зрения потребительского и производственного потенциалов, то есть спроса и предложений, определим по формуле (1) и представим в виде объема перевозок пассажиров различными категориями хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта Тамбовской области в 2009 году (табл. 1)

г=£ъ, (1)

1-=1

где V - общая емкость рынка; - емкость каждой 1-й категории перевозчиков;

п - общее число категорий.

Показатель общей емкости рынка автотранспортных услуг позволяет вычислить по формуле (2) доли категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта на рынке (см. табл. 1) и определить тип их конкурентной структуры.

Таблица 1

Объем перевозок пассажиров различными категориями хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта Тамбовской области в 2009 году, млн чел.

Наименование категорий перевозчиков Городские перевозки Пригородные перевозки Междугородные перевозки Общий объем услуг

Муниципальные предприятия пассажирского автомобильного транспорта 9,4 13,3 0,4 23,1

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов более 50 единиц 9,2 5,3 2,1 16,6

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов менее 50 единиц 22,2 7,9 3,3 33,4

Индивидуальные предприниматели пассажирского автомобильного транспорта 10,5 2,1 1,3 13,9

Малые предприятия автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности 5,7 2,9 0,1 8,7

ИТОГО 57,0 31,5 7,2 95,7

Б, = & 100%, (2)

V

где Б, - доля на рынке автотранспортных услуг каждой ,-й категории перевозчиков; - объем предложения на рынке каждой ,-й категории.

Для определения уровня концентрации рынка автотранспортных услуг на перевозках пассажиров используем коэффициент рыночной концентрации СЯ и рассчитаем его как процентное отношение объема перевозок пассажиров основными категориями хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта к общему объему перевозок пассажиров

СЯ =-------------к=1--------------------------------------------------------------, (3)

к=1

I & +1 Q,

к=1 г=1

где СЯ - коэффициент концентрации рынка автотранспортных услуг; &к - объем услуг к-й крупной категории перевозчиков; - объем услуг ,-й менее крупной

категории перевозчиков; т - число самых крупных (по доле на рынке) категорий перевозчиков; п - число менее крупных (по доле на рынке) категорий перевозчиков.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей рынка каждой крупной фирмы

т

НН1 = IБ2 , (4)

к=1

2

где НН1 - индекс Херфиндаля-Хиршмана; Бк - доля к-й крупной категории перевозчиков; т - число крупных категорий перевозчиков.

Коэффициент концентрации рынка автотранспортных услуг рассчитываем как сумму долей трех крупнейших категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта

3

СЯ(3) = 1 Б2 , (5)

к=1

Используя формулы (3) - (5) произведем расчеты. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана НН1 выделим три типа рынка: I тип - высококонцентрированные рынки, включающие области значений 70 % < СЯ(3) < 100 %, 2000 < НН1 < 10 000 или НН1 = 10 000; II тип - умеренно концентрированные рынки, при 45 % < СЯ(3) < < 70 %, 1000 < НН1 < 2000; III тип - низкоконцентрированные рынки СЯ(3) < 45 %, НН1 < 1000.

Уровень концентрации, а также индекс концентрации и доли основных категорий перевозчиков на рынке в городском сообщении представим в табл. 2.

Коэффициент рыночной концентрации СЯ(3) для рынка городских перевозок СЯ(3) имеет значение 73,8 %, индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана НН1 = 2127,6. Это позволяет сделать вывод о слабой конкуренции и присутствии на данном рынке незначительной монополии, хотя не исключена тенденция развития умеренной конкуренции.

Уровни рыночной концентрации трех крупнейших категорий перевозчиков

Наименование категорий перевозчиков Объем оказываемых услуг, млн чел. Доля на рынке, %

1 2 3

Г ородское сообщение

Муниципальные предприятия пассажирского автомобильного транспорта 9,4 16,5

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов более 50 единиц 9,2 16,1

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов менее 50 единиц 22,2 38,9

Индивидуальные предприниматели пассажирского автомобильного транспорта 10,5 18,5

Малые предприятия автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности 5,7 10

Итого 57,0 100,0

НН1 2127,6

СЯ(3) 73,8

Пригородное сообщение

Муниципальные предприятия пассажирского автомобильного транспорта 13,3 42,2

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов более 50 единиц 5,3 16,8

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов менее 50 единиц 7,9 25,0

Индивидуальные предприниматели пассажирского автомобильного транспорта 2,1 6,6

Малые предприятия автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности 2,9 9,2

Итого 31,5 100,0

НН1 2688,0

СЯ(3) 84,0

Продолжение табл. 2

1 2 3

Междугородное сообщение

Муниципальные предприятия пассажирского автомобильного транспорта 0,4 5,5

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов более 50 единиц 2,1 29,2

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов менее 50 единиц 3,3 45,8

Индивидуальные предприниматели пассажирского автомобильного транспорта 1,3 18,1

Малые предприятия автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности 0,1 1,4

Итого 7,2 100,0

НН1 3277,8

СЯ(3) 93,1

Все виды сообщения

Муниципальные предприятия пассажирского автомобильного транспорта 23,1 24,1

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов более 50 единиц 16,6 17,3

Юридические лица пассажирского автомобильного транспорта с количеством автобусов менее 50 единиц 33,4 34,9

Индивидуальные предприниматели пассажирского автомобильного транспорта 13,9 14,5

Малые предприятия автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности 8,7 9,0

Итого 95,7 100,0

НН1 2098,1

СЯ(3) 76,3

Коэффициент рыночной концентрации СЯ(3) для рынка пригородных перевозок СЯ(3) равен 84 %, индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана НН1 = 2688 (см. табл. 2). Это тип высококонцентрированного рынка. На данных рынках степень монополизации высокая, конкуренция слабая.

Коэффициент рыночной концентрации СЯ(3) на междугородних перевозках СЯ(3) равен 93,1 %, индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана НН1 = 3277,8 (см. табл. 2). Этот тип также высококонцентрированного рынка с высокой монополизацией и отсутствием какой-либо конкуренции.

Методика оценки состояния конкуренции основана на экспертной оценке индикаторов, характеризующих состояние конкуренции на конкретном рынке автотранспортных услуг. В качестве экспертов выступали специалисты МУ «Пассажирские перевозки» мэрии г. Тамбова, профессорско-преподавательский состав кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения» ГОУ ВПО «ТГТУ», руководители хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта Тамбовской области, потребители автотранспортных услуг. Экспертами, согласно рекомендациям Федеральной антимонопольной службы, численно оценивались значения индикаторов, влияющих на развитие конкуренции, по 5-балльной системе с установленными весовыми коэффициентами.

Абсолютное значение интегрального коэффициента состояния конкуренции яСабс определяем по формуле

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пСабс = X АК,, (6)

г=1

где Аг - значение /-го индикатора в пределах от 0 до 5; п - количество используемых индикаторов; Кг - весовой коэффициент /-го индикатора в пределах от 0,1 до 1,0; п =1.

В нашем случае, оценку проводим несколькими экспертами, поэтому применяем усредненные значения Аг и Кг.

Максимально возможный абсолютный интегральный коэффициент при выбранных весовых коэффициентах К (Смакс) определяем по формуле

п

пСмакс = 5К/, п = 1. (7)

г=1

Интегральный нормированный коэффициент состояния конкуренции Снорм, который и является результатом исследований, определяем по формуле

Снорм = . (8)

Смакс

Анализируя в целом рынок услуг всех категорий перевозчиков Тамбовской области (см. табл. 2) при СЯ(3) = 76,3 %, НН1 = 2098,1, Снорм = 1,8, Смакс = 33, Сабс = 12, можно сделать предположение о переходе высококонцентрированного рынка пассажирских перевозок к рынку с развивающейся конкуренцией.

Состояние конкуренции на рынке грузовых автомобильных перевозок нами исследовано аналогичным методом. Уровень концентрации, а также индекс концентрации и доли основных категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта при перевозке грузов представим в табл. 3.

В нашем случае наблюдается тип умеренно концентрированных рынков, так как соотношение: 45 % < СЯ(3) < 70 %; 1000 < НН1 < 2000 относится ко II типу рынка. На этом рынке присутствует конкуренция, но она недостаточно развита, имеет место неравномерность присутствия на нем определенных категорий перевозчиков.

Уровень рыночной концентрации и доля на рынке различных категорий хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта при перевозке грузов Тамбовской области в 2009 году

Наименование категорий перевозчиков Объем оказываемых услуг, тыс. тонн Доля на рынке, %

Крупные хозяйствующие субъекты грузового автомобильного транспорта (выше 50 автомобилей ) 2234,8 14,8

Средние хозяйствующие субъекты грузового автомобильного транспорта (ниже 50 автомобилей) 2567,0 17,0

Предприниматели-владельцы грузовых автомобилей 4061,9 26,9

Малые хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности (выше 20 автомобилей) 3035,1 20,1

Малые хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности (ниже 20 автомобилей) 3201,2 21,2

Итого 15100,0 100,0

НН1 1577,0

СЯ(3) 68,2

Сделаем вывод, что услуги грузового автомобильного транспорта, в отличие от пассажирского, - умеренно концентрированные рынки, которые занимают предприниматели - владельцы грузовых автомобилей и малые хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта различных видов экономической деятельности, где наблюдается конкуренция, но недостаточно развитая.

Подводя итоги исследований отметим, что развитая конкурентная среда на рынке услуг автомобильного транспорта способствует повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг, обеспечивает финансовую стабильность хозяйствующих субъектов и защиту интересов потребителей услуг.

Список литературы

1. Транспорт и связь в Тамбовской области : сборник / Тамб. обл. ком. госстатистики. - Тамбов, 2010. - 121 с.

2. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке : приказ Федер. антимонопол. службы Рос. Федерации от 25 апр. 2006 г. № 108 : зарег. в Мин-ве юстиции РФ 27.07.2006, № 8121 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. - 2006. - 7 авг., № 32. - С. 77.

3. Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия : учеб. пособие / Е. А. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 298 с.

Study of Competition and Estimation of the Level of Market Concentration of Motor Services in Tambov Region

N.V. Penshin

Department "Organization of Transportation and Road Safety", TSTU; avto@mail.tambov.ru

Key words and phrases: the level of market concentration; market capacity; market potential; market road transport services; urban, suburban and intercity transportation.

Abstract: The paper presents the estimation of the capacity and competitive environment of the market of road transport services in Tambov region; it is based on the market potential, the shares of the competing categories of business entities of road transport, consumer preferences, as well as the concentration ratio and Herfindahl-Hirschman Index.

Untersuchung der Konkurrenz und Einschatzung des Niveaus der Marktkonzentrierung der Autoverkehrdienstleistungen im Gebiet Tambow

Zusammenfassung: Es ist die Einschatzung der Aufnahmefahigkeit und des Konkurrenzmediums des Marktes der Autoverkehrdienstleistungen im Gebiet Tambow durchgefuhrt. Dabei wurden das Marktpotential, die Teile der konkurrierenden Kategorien der Wirschaftssubjekte des Kraftverkehrs, die Vorzuge der Verbraucher, und auch der Koeffizient der Konzentration und der Index von Herfindahl-Hirschman benutzt.

Etude de la concurrence et evaluation du niveau de la concentration du marche des services de transport dans la region de Tambov

Resume: Est effectuee revaluation de la capacite et du milieu competitif du marche des services de transport dans la region de Tambov ayant employe le potentiel de marche, les parts des categories competitives des sujets du transport automobile, les preferences des consommateurs ainsi que le coefficient de la concentration et l’Index Herfindahl-Hirschman.

Автор: Пеньшин Николай Васильевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ГОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Герасимов Борис Иванович - доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, ГОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.