Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / креативный класс / цифровая экономика / информационные технологии / трудовые кадры / знания / innovation / creative class / digital economy / information technology / workforce / knowledge

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С А. Шевченко, Е В. Кузьмина, А Э. Каравай

В статье исследуется понятие креативного класса и характерные черты его представителей. Рассмотрены требования государства к кадровому обеспечению цифровой экономики (способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства и достигать поставленных целей; способность человека к саморазвитию в условиях неопределенности и другие). Выявлены компетенции представителей креативного класса, необходимые для развития цифровой экономики в современном обществе: стремление к новым знаниям; способность к личностному развитию и преумножению интеллектуального капитала; творческую активность; способность к разработке новых идей для получения экономических результатов; мобильность; умение работать на стыке разных профессий; способность приспосабливаться к новым условиям и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С А. Шевченко, Е В. Кузьмина, А Э. Каравай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE COMPETENCIES OF THE CREATIVE CLASS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

The article explores the concept of the creative class and the characteristic features of its representatives. The state requirements for staffing the digital economy are considered (a person’s ability in a digital environment to use various digital means and achieve their goals; a person’s ability for self-development in conditions of uncertainty, and others). The competencies of representatives of the creative class necessary for the development of the digital economy in modern society have been identified: the desire for new knowledge; ability for personal development and increase of intellectual capital; creative activity; ability to develop new ideas to obtain economic results; mobility; ability to work at the intersection of different professions; ability to adapt to new conditions and others.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КРЕАТИВНОГО КЛАССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

С.А. Шевченко, канд. пед. наук, доцент Е.В. Кузьмина, канд. экон. наук, доцент А.Э. Каравай, студент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

DOr.10.244n/24n-0450-2024-5-2-223-225

Аннотация. В статье исследуется понятие креативного класса и характерные черты его представителей. Рассмотрены требования государства к кадровому обеспечению цифровой экономики (способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства и достигать поставленных целей; способность человека к саморазвитию в условиях неопределенности и другие). Выявлены компетенции представителей креативного класса, необходимые для развития цифровой экономики в современном обществе: стремление к новым знаниям; способность к личностному развитию и преумножению интеллектуального капитала; творческую активность; способность к разработке новых идей для получения экономических результатов; мобильность; умение работать на стыке разных профессий; способность приспосабливаться к новым условиям и другие.

Ключевые слова: инновации, креативный класс, цифровая экономика, информационные технологии, трудовые кадры, знания.

Цифровая экономика это реальность, которая уже наступила. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, умение мыслить креативно и адаптироваться к быстро меняющейся среде становится ключевым навыком для трудовых ресурсов.

При этом возникает проблема подготовки кадров, востребованных цифровой экономикой. Фактором создания новых и совершенствование уже имеющихся технологий, повышения эффективности использования уже имеющихся ресурсов выступает накопленный человеческий капитал. Важным для развития цифровой экономики приобретает эффективное использование и создание инновационных продуктов посредством развития человеческого капитала, науки и информационных технологий [1].

Одной из приоритетных задач Национального проекта «Цифровая экономика» является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики [2]. В.А. Гордеев в своём исследовании определяет важную роль человеческих ресурсов в развитии производи-

тельных сил в цифровом обществе [3]. С позиции С.И. Насыровой такую роль может выполнять креативный класс [4].

Креативный класс является объектом многих научных исследований. В работах авторы в основном выделяют характерные черты представителей креативного класса.

Креативный класс (творческий класс) -понятие, предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. С точки зрения автора креативный класс - часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых государствах и странах. Представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой [5].

В свою очередь, отечественные исследователи, например Д.В. Галкин и Е.В. Казанкина, полагают, что представители креативного класса способны к личностному развитию и преумножению интеллектуального капитала [1].

К характерным качествам креативного класса можно отнести: проявление социальных инициатив, направленных на модернизацию российского общества; творческая активность; создание и реализация инновационных идей для получения экономических результатов в виде новой потребительской стоимости и другие[6].

Представители креативного класса обладают: открытостью и восприимчивостью к новым знаниям; стремлением к обмену знаниями между собой для модификации новых знаний в собственном стиле на основе творчества; умением работать на стыке разных профессий и областей знания; способностью приспосабливаться к новым условиям; мобильностью как внутренней готовностью к изменениям; умением психологически комфортно переносить смену обстановки, норм и правил поведения [7].

С позиции государства к ключевым компетенциям кадров для цифровой экономики относятся: способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства и достигать поставленных целей; способность человека к са-

способность человека искать, анализировать и обрабатывать информацию с использованием цифровых средств; способность человека к креативному мышлению для решения производственных задач и другие [8]. Появление новых производственных трендов в цифровой экономике, таких как виртуальные фабрики, требует профессионализма и творчества трудовых кадров для повышения эффективности и конкурентоспособности организаций [9].

Таким образом, основываясь на требованиях к кадровому обеспечению цифровой экономики и принимая во внимание особенности представителей креативного класса, мы полагаем, что креативный класс обладает набором необходимых компетенций для развития цифровой экономики в современном обществе: стремление к новым знаниям; способность к личностному развитию и преумножению интеллектуального капитала; творческую активность; способность к разработке новых идей для получения экономических результатов; мобильность; умение работать на стыке разных профессий; способность приспосабливаться к новым условиям и другие.

моразвитию в условиях неопределенности;

Библиографический список

1. Галкин, Д.В. Истина в мире без истины: самоопределение интеллектуалов в культуре постиндустриального общества / Д.В. Галкин, Е.В. Казанкина // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 298. - С. 72-79.

2. Национальный проект «Цифровая экономика РФ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fya.ru%2f.

3. Гордеев В.А. Цифровая экономика с позиции теоретической экономии/ В.А. Гордеев, С.В. Шкиотов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2019. - №2. - С. 250-253.

4. Насырова, С.И. Креативный класс как драйвер экономики, ориентированной на человека: теоретико-методологический аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 6-2 (114). - С. 159-163.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее // Пер. с англ. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 421 с.

6. Креативный класс как объект экономической науки: теоретические аспекты определения сущности понятия / С.А. Шевченко, И.А. Морозова, Е.В. Кузьмина, М.И. Кузьмина, Ю.А. Москалев // Экономика и предпринимательство. - 2021. - Т. 15, № 1 (126). - C. 3236.

7. Шевченко, С.А. Кадровое обеспечение новой индустриализации региона в контексте концепции креативного класса / С.А. Шевченко, И.А. Морозова, Е.В. Кузьмина // Теоретическая экономика. - 2024. - № 1. - C. 43-61.

8. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/bd31fe31b5135c35e402b702c346f304/41_24012020. pdf.

9. Кузьмина, Е.В. Технология виртуальной фабрики, как тренд развития предприятия в условиях цифровой экономики / Е.В. Кузьмина, С.А. Шевченко, Д.В. Шокурова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 3-1 (109). - C. 196-198. -DOI: 10.24412/2411-0450-2024-3-1-196-198.

RESEARCH OF THE COMPETENCIES OF THE CREATIVE CLASS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

S.A. Shevchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

E.V. Kuzmina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

A.E. Karavai, Student

Volgograd State Technical University

(Russia, Volgograd)

Abstract. The article explores the concept of the creative class and the characteristic features of its representatives. The state requirements for staffing the digital economy are considered (a person's ability in a digital environment to use various digital means and achieve their goals; a person's ability for self-development in conditions of uncertainty, and others). The competencies of representatives of the creative class necessary for the development of the digital economy in modern society have been identified: the desire for new knowledge; ability for personal development and increase of intellectual capital; creative activity; ability to develop new ideas to obtain economic results; mobility; ability to work at the intersection of different professions; ability to adapt to new conditions and others.

Keywords: innovation, creative class, digital economy, information technology, workforce, knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.