УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
© 2024 Е. И. Скорикова
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: gamova-katrine @yandex. ru
Курский государственный университет
В статье представлена проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Раскрыто влияние склонности к интернет-зависимости на коммуникативную сферу личности подростков. В результате эмпирического исследования было выявлено, что для подростков, склонных к формированию интернет-зависимости, характерен низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, конформное поведение, чувствительность к критике и зависимость от мнения окружающих в сочетании с повышенным уровнем тревожности.
Ключевые слова: подростковый возраст, личность, интернет-зависимость, коммуникативная сфера личности, психологические особенности подростков, тревожность, коммуникативные и организаторские склонности.
RESEARCH OF THE COMMUNICATIVE SPHERE OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS PRONE TO INTERNET ADDICTION
© 2024 E. I. Skorikova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology
e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article presents the problem of Internet addiction in adolescence. It detects the influence of the propensity to Internet addiction on the communicative sphere of the personality of adolescents. According to the results of an empirical study, it was revealed that adolescents prone to the formation of Internet addiction are characterized by a low level of communication and organizational inclinations, conformist behavior, sensitivity to criticism and dependence on the opinions of others, combined with an increased level of anxiety.
Keywords: adolescence, personality, Internet addiction, communicative sphere of personality, psychological characteristics of adolescents, anxiety, communicative and organizational inclinations.
Проблема интернет-зависимости стала предметом научных психологических исследований в конце ХХ в. В исследованиях К. Янг были предприняты первые попытки изучения данного феномена [5, с. 25]. В дальнейшем отечественными учеными (Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунским, А. Ю. Егоровым, В. Н. Друзиным, В. Л. Малыгиным) и зарубежными учеными (М. Д. Гриффитс, К. Янг и др.) были продолжены исследования в данном направлении.
По мнению первых исследователей интернет-зависимости (И. Голдберг, К. Янг, Д. Гринфилд, К. Суррат), основными критериями, которые позволяют выявить
и диагностировать интернет-зависимость, являются следующие поведенческие особенности:
• отсутствие желания выполнять какую-либо другую деятельность, кроме деятельности в Интернете;
• в случае если приходится отвлечься от деятельности в Интернете, -повышенная раздражительность и возбудимость, плохое самочувствие;
• увеличение финансовых расходов для обеспечения беспрерывной работы в Интернете;
• стремление преуменьшать длительность нахождения в Сети;
• сокращение физической и социальной активности, ухудшение качества употребляемой пищи, а также пренебрежение личной гигиеной, происходящее в результате нежелания тратить время на другую деятельность.
И. Голдберг утверждал, что психологическим аспектом интернет-зависимости является абстинентный синдром, который проявляется и при химических зависимостях, при отсутствии физиологического компонента. При интернет-зависимости все остальные потребности отходят на второй план, а потребность нахождения в интернете становится основным видом деятельности - происходит патологическое изменение потребностей и мотивов. В настоящее время определение термина «интернет-зависимость» звучит следующим образом: интернет-зависимость - это навязчивое желание использовать Интернет, чрезмерное его использование, приводящее к ряду поведенческих проблем, тревожности, стрессу.
В исследованиях психологов М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг были выявлены характерные признаки подростковой интернет-зависимости [7, р. 697-608]:
• подросток крайне негативно и даже агрессивно реагирует на попытку отвлечь его от использования гаджетов;
• если отвлечь ребенка все же удалось, он становится агрессивным и раздражительным;
• подросток не может самостоятельно планировать время, проводимое в сети;
• интернет-зависимый подросток халатно относится к своей учебной деятельности и домашним обязанностям;
• возвращаясь с прогулки или учебы, подросток сразу же обращается к гаджетам;
• использование гаджетов приносит подростку удовольствие, он испытывает чувство эйфории;
• подросток отдает предпочтение нахождению в виртуальном мире вместо реального общения;
• подросток постоянно ищет возможность выйти в сеть или поиграть;
• в отсутствие возможности воспользоваться гаджетами подросток не находит, чем себя занять;
• подросток скрывает то, чем занимается в Сети, и негативно реагирует на расспросы;
• подросток тратит свои карманные деньги на покупки в играх, приложениях или на различных сайтах;
• график сна, приема пищи сбивается, подросток начинает пренебрежительно относиться к своему здоровью.
Отечественный исследователь В.А. Бурунова считает, что формирование интернет-аддикции начинается с фиксации самого Интернета, а затем проходит следующие этапы:
• формирование зависимости;
• развитие зависимости;
• поведение зависимости.
Необходимость изучения феномена интернет-зависимости у подростков обусловлена быстрыми темпами развития технологий, а также опасными последствиями как для личности, так и для общества в целом, которые могут повлечь за собой развитие аддиктивного поведения. Наиболее опасно развитие зависимости у подрастающего поколения. Современные подростки развиваются в цифровую эпоху, характеризующуюся не только новыми средствами связи, но и принципиально иными видами культурных орудий, которые определяют особенности социального взаимодействия, а следовательно, и специфику подросткового общения [3, с. 80-82]. Современные исследователи говорят о необходимости введения понятия «цифровая социализация» как опосредованного всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесса овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирования его цифровой личности как части реальной личности [4, с. 435-437].
Российские и международные исследования подтверждают возрастающий интерес молодых людей к ресурсам глобальной сети Интернет. По данным Керюз, за 2021 год количество интернет-пользователей в России увеличилось на 5,8 млн (+4,7%). Среднестатистический житель России проводит в интернете примерно 7 часов 50 минут в сутки и 46,7% этого времени - на мобильных устройствах. Пользовательская аудитория интернет-пространства молодеет. Доля пользователей интернета в возрасте от 12 до 24 лет в России приблизилась к 100% и составила 97,1% за февраль-ноябрь 2022 г. (по данным МеШазеоре).
Общение подростков на сегодняшний день не обходится без использования интернета. Посредством интернета подростки удовлетворяют различные потребности: в самостоятельности и независимости, возникающие в процессе социализации, в признании и самореализации со стороны сверстников. Для подростка важны потребности в принадлежности к группе, которая разделяет его интересы, в удовлетворении социальных потребностей в общении со сверстниками. Различные социальные сети, мессенджеры не только упростили процесс общения, но также сделали его более глобальным, упростили процесс знакомства. В результате у подростка, который пользуется возможностями Интернета, возникает ощущение владения ситуацией и полного контроля над собой и своими потребностями. Но велика вероятность противоположного эффекта - формирования интернет-аддикции с дальнейшими негативными последствиями для личности подростка и его социализации.
Актуальность исследования определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей Интернета, во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на психику ребенка.
Проблема исследования заключается в недостаточной изученности влияния интернет-зависимости на коммуникативную сферу личности подростков. Между тем некоторые возрастные и личностные особенности подростков могут становиться факторами риска развития интернет-зависимости.
Цель: изучение особенностей коммуникативной сферы личности подростков, склонных к интернет-зависимости.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы интернет-зависимости и исследований коммуникативной сферы личности подростков, склонных к интернет-зависимости.
2. Разработать программу эмпирического исследования коммуникативной сферы личности подростков, склонных к интернет-зависимости.
3. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования.
Объект: подростки, склонные к интернет-зависимости.
Предмет: особенности коммуникативной сферы личности подростков, склонных к интернет-зависимости.
Гипотеза: склонность подростков к интернет-зависимости обусловливает низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей в сочетании с повышенным уровнем тревожности.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опросный метод, тестирование, методы статистической обработки данных. Методики исследования: «Тест на интернет-зависимость» К. Янг в адаптации В. А. Лоскутовой, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС), тест школьной тревожности Филлипса, непараметрический критерий для двух несвязанных (независимых) выборок и Манна-Уитни.
В исследовании приняли участие 29 юношей (58%) и 21 девушка (42% человек) в возрасте 15 лет (56%) и 14 лет (44%). На первом этапе мы выявляли у обучающихся наличие или отсутствие фактора склонности к интернет-зависимости. На втором этапе были изучены особенности коммуникативной сферы подростков, склонных к интернет-зависимости, и подростков, относящихся к категории «обычный пользователь Интернета».
В результате эмпирического исследования было выявлено две группы подростков. В группу №1 (50% от общей выборки) вошли подростки, относящиеся к категории «обычный пользователь Интернета» (юношей 60%, девушек 40%). Для них характерно длительное нахождение в интернете, но со способностью контролировать себя. Группу №2 (50% от общей выборки) составили подростки, относящиеся к «пользователям с чрезмерным увлечением Интернетом» (юношей 56%, девушек 44%). Для них характерны трудности контроля нахождения в интернете, что негативно влияет на их учебную деятельность, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и др.
При исследовании межличностных отношений с помощью методики Т. Лири нами были получены следующие результаты (рис. 1). Средние показатели по шкале «властный-лидирующий» выше в группе № 1. Подростков характеризуем как энергичных людей, обладающих лидерскими способностями, проявляющих настойчивость и упорство в отстаивании собственного мнения, решительность, высокий уровень притязаний. Высокий уровень организаторских склонностей, ориентированность на собственное мнение и минимальная зависимость от мнения «других», мотивация достижения успеха, экстравертированность, способность быстро принимать решения в требующих этого ситуациях, умение «вести за собой» людей и активно воздействовать на них - характеристики, присущие юношам и девушкам, не склонным к интернет-зависимости.
Также мы обнаружили, что показатели шкалы «зависимый-послушный» выше в группе подростков со склонностью к интернет-зависимости. Это свидетельствует о том, что для данной категории обучающихся характерны высокая тревожность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям, неуверенность к себе, самокритичность, повышенная мнительность, мотивация избегания неудачи, формирующие конформное поведение. Потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, а также привязанности и теплых отношениях является ведущей для данной группы.
Средние показатели в октанте «недоверчивый-скептический» также выше в группе №2. Подростков, относящихся к данной категории, можно охарактеризовать замкнутыми, отстраненными, чувствительными к критике окружающих, недоверчивыми, обидчивыми, подозрительными, скептически настроенными на взаимодействие с миром, склонными к формированию сверхценных идей о недоброжелательном отношении к ним со стороны внешнего окружения и критике.
Сопоставление средних значений социальных ориентаций, полученных в процессе исследования групп №1 и №2, выявило ряд различий. Обнаруженные различия статистически достоверны на 1% уровне значимости (р<0,01) по шкалам «авторитарный» и «зависимый», что свидетельствует о разных типах межличностных отношений в представленных группах.
Группа №1 Группа №2
□ лидирующий 1 независимый Нагрессивный недоверчивый
Щзастенчивый (Шзависимый □ сотрудничающий □ великодушный
Рис. 1. Средние значения социальных ориентаций по методике Т. Лири
При анализе коммуникативных и организаторских склонностей с помощью методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС) было выявлено, что уровень коммуникативных умений выше у подростков, относящихся к «обычным пользователям Интернета», в сравнении с подростками, склонными к интернет-зависимости (низкий и средний уровни соответственно). Подростки, склонные к интернет-зависимости, не стремятся к общению, в новой компании чувствуют себя неуверенно и скованно, испытывают трудности в установлении контакта с людьми, при выступлении на публике, предпочитают одиночество, ограничивают свой круг общения, недостаточно ориентируются в незнакомой ситуации, тяжело справляются с обидами и стараются избегать ответственности. В связи с этим мы можем сказать, что простор Интернета для данных подростков выступает «безопасным» пространством, в котором можно найти способ самовыражения, завести друзей и т.п. Подростки, не склонные к интернет-зависимости, стремятся контактировать с окружающими, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою деятельность, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Выявлено, что
обнаруженные различия статистически достоверны на 1% уровне значимости по показателю «коммуникативные склонности» (р<0,01).
При анализе уровня школьной тревожности нами были получены следующие результаты. Общий уровень школьной тревожности, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу выше в группе подростков, склонных к аддиктивному поведению, в сравнении с подростками, относящимися к категории «обычный пользователь Интернетом» (рис. 2).
Общее эмоциональное состояние (общая тревожность), связанное с различной деятельностью в школе юношей и девушек группы №2, можно охарактеризовать как повышенное. Также страх самовыражения, проявляющийся в негативном эмоциональном переживании ситуаций, исходящих из необходимости проявлять себя в коллективе и демонстрировать свои способности перед другими, выше у подростков, склонных к формированию интернет-зависимости.
6,95
4,2
3,16
1,3
11,52
3,2
группа №1
4,8
3,1 2,44
3,7
4,1
2,7
2,1
группа №2
□ Обща я тревожность
Переживание социального стресса
88 Фрустрация потребности в достижении успеха
и Страх самовыражения
® Страх ситуации проверки знаний
■V Страх не соответствовать ожида ниям окружа ющих
□ Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
я Проблемы и страхи в отношениях с учителями
1
Рис. 2. Средние значения уровня школьной тревожности
У подростков, входящих во вторую группу, наблюдается тенденция к формированию негативного отношения в ситуации проверки знаний, это характерно при публичных ответах, где возможна критика и оценка собственных достижений и способностей со стороны учителей и одноклассников. В данных обстоятельствах тревожность нарастает, формируя страх ситуации проверки знаний.
Значимость оценки собственных способностей, результатов, действий, мировоззрения другими людьми выше у подростков, склонных к аддиктивному поведению. У представителей данной группы может нарастать тревожность относительно оценок, выставленных учителем. У подростков, склонных к интернет-зависимости, снижена физиологическая сопротивляемость стрессу, отмечается ригидность в поведении, повышающая возможность использования деструктивных способов совладания и реагирования в стрессогенной ситуации.
При анализе уровня школьной тревожности в исследуемых группах выявлены различия, которые статистически достоверны на 1% уровне значимости по показателям «общая тревожность в школе» (p<0,01), «страх самовыражения», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».
Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждают гипотезу. Для подростков, склонных к интернет-зависимости, характерен низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, конформное поведение, чувствительность к критике и зависимость от мнения окружающих в сочетании с повышенным уровнем тревожности.
Подростки, осваивая в быстром темпе современные технологии и свободно ориентируясь в просторах Интернета, подвержены формированию зависимости. Именно поэтому вопрос изучения коммуникативной сферы личности подростков, склонных к интернет-зависимости, остаётся актуальным в современном мире, с непосредственного общения коммуникация плавно перешла в различные социальные сети, индустрия развлечений и игр в Интернете растет с каждым годом, формируя вокруг «защиту» от реального мира. Подростки в данном случае являются наиболее уязвимой к возникновению интернет-зависимости категорией населения.
Библиографический список
1. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации I Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский II Психологический журнал. - 2013. - №1. - С. 89-95.
2. Завалишина, О. В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к интернет-зависимости: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 I О. В. Завалишина. - Курск, 2012. - 24 с.
3. Смагин, С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение I С. Ф. Смагин. -Санкт-Петербург: МИПУ, 2000. - 199 с.
4. Солдатова, Г. У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и эволюция психики I Г. У. Солдатова, А. Е. Войскунский ИПсихология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Том 18. - №3. - С. 431-450.
5. Янг, К. Диагноз - интернет-зависимость I К. Янг II Мир Internet. - 2000. - №2. - С. 24-29.
6. Therapeutic Drugs and the Quality of Life I Edited by Ivan K. Goldberg, Austin H. Kutcher, Harold B. Haley. Center for Thanatology and Education, 1998.
V. Scott David Л., Valley B., Brooke Л. Mental Health Concerns in the Digital Age II International journal of mental health and addiction. - 201V. - Vol. 15. -Release 3. -Р.604-613.
8. Stefan Л. M. Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment II Revista Romana de Sociologie. - 2012. - V. 23. - №1I2. - P. 152.