Научная статья на тему 'Исследование качества проектирования систем управления организацией'

Исследование качества проектирования систем управления организацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / управление / качество / модель / структура / технология / эффективность. / organization / management / quality / model / structure / technology / efficiency.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Султанова

Проектная деятельность является одним из главных атрибутов исследования и развития современных организаций. Приведена технология процесса оценки качества проекта СУО или субпроектов. Определены состав, содержание и структура процесса анкетирования качества проектирования системных элементов проекта. Представлена общая схема состава и последовательности отдельных этапов проекта СУО или его субпроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF QUALITY SYSTEMS DESIGN MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

Project activity is one of the main attributes of research and development of modern organizations. The technology of the process of quality assessment of the project of SLA or subprojects is given. The composition, content and structure of the questionnaire quality design system elements of the project. A General scheme of the composition and sequence of the individual stages of the LMS project or its subprojects is presented.

Текст научной работы на тему «Исследование качества проектирования систем управления организацией»

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

А.В. Султанова, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный технический университет

(Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10484

Аннотация. Проектная деятельность является одним из главных атрибутов исследования и развития современных организаций. Приведена технология процесса оценки качества проекта СУО или субпроектов. Определены состав, содержание и структура процесса анкетирования качества проектирования системных элементов проекта. Представлена общая схема состава и последовательности отдельных этапов проекта СУО или его субпроектов.

Ключевые слова: организация, управление, качество, модель, структура, технология, эффективность.

Методология организационного проектирования экономических систем типа «организация» на основе процессного подхода начала формироваться в 60-70-х гг. 20 в. и получила широкое распространение в начале 90-х гг. 20 в. Важную роль при этом сыграли зарубежные технологии проектирования процессов и их составных частей, которые в поисках конкурентоспособных образцов вышли за границы типовых технологий управления и менеджмента [1]. Одновременно велась и продолжает выполняться и научная деятельность, обсуждая, обосновывая и развивая основные положения методологии организационного проектирования.

Исследования в области проектирования систем управления организациями (СУО), способных расширить доступ субъекта взаимодействия к возможностям партнера, составили основу российских научных школ организационного проектирования [14]. Современные тенденции в сфере построения организаций обусловлены развитием взаимодействия науки и практики, а также потребностью использовать эффективные инструменты для организационного развития.

Рассмотрим определения, используемые в процессах создания систем управления организациями (СУО) и оценки качества их проектирования [7].

Процесс - это деятельность организации, выделенная в рамках определенного инфор-

мационного или материального потока, ориентированная на управление деятельностью конкретных феноменов (процесса, объекта, явления) [13, 20].

Подроцесс - это деятельность в рамках процесса, выделенная определенным образом и имеющая право на существование.

Функциональная задача управления (ФЗУ) - это совокупность действий по выполнению некоторой части управленческого цикла в рамках одной функции и данного подпроцесса. Для того, чтобы выделить ФЗУ в любой сфере управления необходимо использовать структуры организации и управленческой деятельности.

Таким образом, СУО состоит из некоторого количества процессов. Каждый процесс состоит из некоторого числа подпроцессов, состоящие из конечного числа ФЗУ, взаимосвязанных между собой в рамках типового управленческого цикла [6]. Для проектирования СУО (процесса или подпроцесса) необходимы концепция, модель или механизм; технология, инструменты, а также несколько видов обеспечения, в т.ч. правовое, информационное, техническое, методическое и кадровое обеспечение [8]. В настоящее время актуально улучшать процессы и подпроцессы управления и постоянно повышать качество и эффективность СУО или отдельных сторон её деятельности. Для этого выбирается некоторая сфера деятельности организации, которая особенно нуждается в

поддержании или развитии в самое ближайшее время.

Реализации основных идей поддержания и/или развития того или иного процесса производится на основе выбора одного или нескольких подпроцесса внутри того или иного процесса [2, 3]. Чтобы обеспечить новое состояние деятельности в подпроцессах управления необходимо научно обоснованно построить каждый подпроцесс, включенный в процесс. Методологические основы построения одного подпроцесса или процесса аналогичны. Это связано с системными свойствами всех структур управления и одинаковой элементной

базой. Единственное отличие: требуется больше усилий по проектированию и объединению моделей различных подпроцессов в единую модель всего процесса [11].

Управление качеством проектирования СУО - это совокупность организационных, экономических, технических, технологических и правовых атрибутов (видов обеспечения), осуществляемых для удовлетворения требований к качеству выполняемых работ в течение всего жизненного цикла проекта или субпроекта (части проекта). Технология оценки качества проекта СУО представлена на рис. 1 [10].

Краткое описание предложений по проекту

Характеристики параметров проекта

Методика оценки и инструкция менед- Г Экспертиза материалов Г Система

жеров членами менеджеров по показателей

По качеству качеству оценки

Обработка данных и расчет групповых оценок

Направление предложений L Решение о включении J Отклонение предложений по

на доработку в проект существу

Рекомендации по включению в проект по направлению менеджеров качеству_

Рекомендации для других менеджеров качеству и смежных субпроектов_

Точки роста экономики региона

Пакет отобранных субпроектов_

Выбор критериев привлекательности проектов_

Оценка привлекательности проекта,

выделение сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей

Типовые программы реализации проектов

Упорядочение субпроектов. Определение общесистемных взаимосвязей и спецификаций требований к компонентам проекта_

Типовые мероприятия-стратегии продвижения проекта_

Технические предложения исполнителей-поставщиков базовых компонентов проекта_

Подготовка решений по продвижению проекта

Система показателей

оценки компонентов

проекта

Формирование программ действий по реализации проекта

1 1

Программы работ по проектам, мероприятия по текущей оценке качества Программы административной поддержки и сопровождения проекта

Рис. 1. Технология оценки качества проекта СУО

Первоочередными задачами по обеспечению качества проектирования СУО являются [18]: разработка методологического обеспечения процесса управления каче-

ством, создание организационно-экономического механизма управления качеством проектов, разработка инструментальных средств оценки и управления

качеством проектов, совершенствование системы социально-правовых отношений при разработке и реализации обеспечения управления качеством проектов (субпроектов), мероприятий, создание информационного обеспечения качества объекта проектирования.

Решение поставленных задач должно базироваться на принципах приоритетности интересов пользователя (потребителя) проекта, экономичности управления созданием и применением проекта, системности, т.е. комплексности решения поставленных задач в течение всего жизненного цикла объекта, состязательности вариантов, использовании высокоэффективных технологий разработки, изготовления и сопровождения проекта.

При решении проблемы обеспечения качества проектов СУО необходимо учитывать следующие основные факторы, влияющие на качество [4]:

конкретный объект проектирования;

соответствие организационно-

экономических условий разработки;

наличие средств контроля и обеспечения качества проекта на каждой стадии жизненного цикла;

инструментально-технологическая оснащенность процессов создания, использования и сопровождения проекта; обеспеченность нормативно-технической документацией [17];

направленность социально-правовых условий на создание и использование механизмов реализации проекта;

человеческий фактор при создании проекта.

Для обеспечения качества проектирования СУО предлагается введение графика оценки качества элементов проекта, благодаря которому осуществляется слежение за процессами проектирования и сроками выполнения мероприятий по качеству проектирования (табл. 1).

№ n/n Наименование мероприятия Срок выполнения Ответственный исполнитель Отметка о выполнении

1 Краткое описание предложений по проекту 15.10 АН. Петров

2 Характеристики параметров проекта 30.10 В.В. Иванов

3 Методика оценки и инструкция экспертам (рабочим группам) 30.12 К.Л. Сизов

N

Таблица 1. График оценки качества проектирования СУО

(наименование проекта)

Управление качеством проекта СУО должно проводиться в связи с выработанными мероприятиями по стандартизации в данной области [12]. При этом в полной мере должны учитываться и однозначно трактоваться понятия, являющиеся объектами стандартизации, а также содержание процессов, которые непосредственно влияют на процесс разработки проекта СУО и его качество [16]. Методология оценки качества проекта СУО базируется на интегральных результатах анализа по-

требительских свойств проектов с учетом конъюнктурных требований и требований заказчика. Оценка может формироваться на применении многоуровневой системы показателей качества проектирования СУО, построенной по принципам квали-метрии и таксономических методов исследования содержания проектов [19].

Выбор, экспертиза и ранжирование показателей качества производятся с учетом функциональной принадлежности и классов проектов, отдельных этапов, стадий и

технологических операций в жизненном цикле процесса проектирования [5].

Важную роль в процессе проектирования и процессах повышения качества имеют инструменты оценки качества (критерии, показатели, методы измерения)

2. Можно ли улучшить каче- Да ство проектирования?

3. Что Вы ожидаете получить от применяемых инструментов качества проекта (субпроекта)?

4. Есть ли целесообразность использования новых инструментов оценки качества проекта (субпроекта)?

5. Что могут дать новые инструменты определения качества проектирования?

6. Какие технологии управления Вы предлагаете для улучшения качества проектирования?

7. Какие показатели следует использовать для оценки качества проектирования?

Процесс использования оценок менеджеров по качеству предназначен для определения уровня процесса проектирования и выбора технологий управления проектированием (субпроектированием) по оценкам самих менеджеров качества и включает следующие операции [9]:

сбор менеджеров по качеству для проведения установки по проектирования;

обучение менеджеров по качеству пониманию и идентификации процесса проектирования, оценок параметров этого процесса и методов обработки экспертных оценок;

[21]. Для исследования процессов проектирования экспертам предлагается анкета для сбора мнений о формах и содержании качества проектирования СУО и возможностях его улучшения (табл. 2).

-1 0 +1 +2 +3 Очень положительное

Отчасти Нет

предложение менеджерам по качеству до начала проектирования СУО или его части заполнить анкету;

предложение менеджерам по качеству после окончания проектирования СУО или его части заполнить ту же анкету по тем же параметрам;

качественное и количественное исследование ответов менеджеров по качеству в анкетах;

обработка результатов анкетирования; интерпретации результатов обработки анкетирования;

доведение результатов обработки анкетирования до сведения менеджеров по качеству и руководства;

Таблица 2. Анкета оценки качества проектирования Код эксперта

Наименование проекта.......................................

Наименование субпроекта..................................

1. Ваше отношение к качест- Очень отри- -3 -2 ву проекта цательное

выявление менеджеров по качеству ошибок, динамики и факторов, влияющих на процесс анкетирования;

разработка предложению по устранению негативных аспектов процесса экспертизы, подбора менеджеров по качеству и процесса проектирования в целом и его отдельных этапов;

принятие решений по устранению негативных аспектов процесса экспертизы, а также процесса проектирования в целом и/или отдельного субпроекта.

Процесс развития менеджеров по качеству проектирования предназначен для определения эффективности применения показателей качества проектирования и технологий управления качеством проектирования (субпроектирования).

Основные процедуры оценки качества проектирования (субпроектирования): предложение менеджерам по качеству ежедневно после рабочего дня сделать рефлексивный анализ того, что происходило в течение дня.

Примеры вопросов для рефлексивного анализа:

что нового и полезного дал лично мне сегодняшний день?

как сегодня работало подразделение в целом?

что изменилось в представлениях о ситуации, проблеме?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что мне сегодня больше всего не понравилось?

как я себя сейчас чувствую? определение в конце работы менеджеров у кого имела место динамика представлений, рост нового и полезного, снижение неудовлетворенности;

По ответам выполняется определение того, как работали менеджеры по качеству в отдельности, подразделение качества проектирования в целом в позитивном направлении и наличие синергетического эффекта [15]. Количество и содержание процедур, позволяющих исследовать и оценивать эффективность применения инструментария и технологий управления качеством проектирования СУО, не исчер-

пывается приведенными выше процедурами.

Суть методики оценки качества проектирования заключается в следующем: в группу менеджеров по качеству вносится предложение заполнить карточки оценки получения возможных результатов после использования инструментов и технологий управления качеством проектирования.

Каждому менеджеров по качеству предоставляется возможность проставить наиболее приемлемые оценки результатов, использования технологий управления по 10-балльной шкале. После обработки материалов исследования определяются направления повышения качества проектирования СУО.

Процедуры измерения показателей управления качеством проектирования должны быть ориентированы на использование автоматизированной системы оценки. Следует отметить, что известные принципы управления качеством проектирования должны соответствовать имеющимся технологиям управления, используемым в реализации проектов, а также иметь возможность развития и использования.

Любая идея, мобилизующая возможности отдельных людей (работников организаций и учреждений), формальных или неформальных коллективов, населения территорий, регионов и даже целых стран может оказаться необходимой и плодотворной инициативой в развитии экономических систем любого уровня, в т.ч. современных организаций.

Таким образом, что рассмотренная методологическая концепция позволяет также улучшать методическую и технологическую оснащенность и профессионализм современных

менеджеров по качеству, повышая стабильность и устойчивость всей системной и процессной архитектуры проектирования и управленческой деятельности организаций в обозримом будущем.

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. Изд. 2-е. СПб.: СПб.ГТУ, 1999. 442 с.

3. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы / пер. с англ. М.: Эйтэкс, 1993. Ч. 1. 186 с. Ч. 2. 214 с.

4. Герасимов Б.Н. Теория управления. Самара: СИБиУ, 2014. 404 с.

5. Герасимов Б.Н. Универсальная модель организационного реинжиниринга // Вестник Самарского аэрокосмического университета. 2003.№ 2(4). С. 21-28.

6. Герасимов Б.Н. Механизм отношений элементов структуры организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №1. С. 157-165.

7. Герасимов Б.Н. Моделирование содержания и взаимоотношений процессов организации // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА-М. 2017. Т. 5. Вып. 4. C. 549-557.

8. Герасимов Б.Н. Структура и содержание процессов деятельности организаций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №4. С. 17-26.

9. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.

10. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. 304 с.

11. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Поведенческий менеджмент организации. Самара: СГАУ, 2003. 376 с.

12. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: «Амирит», 2018. 448 с.

13. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. М.: Амфора, 2001. 160 с.

14. Дончевский Г.Н. Начала общей теории конкурент-менеджмента. Ростов-на-Дону, 2008. 328 с.

15. Ионесов В.И. Вещи в пространстве культуры: предметы, меняющие мир // Креативная экономика и социальные инновации. 2012. № 2(3). С. 75-94.

16. Неизвестный С.М. Мозг проекта. М.: Russian Science Publisher, 2007. 400 с.

17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком. 2010. 280 с.

18. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 864 с.

19. Российский менеджмент: технологии успеха / Б.Н. Герасимов, В.Н. Иванов, С.Б. Мельников и др. М.: Муниципальный мир, 2005. 400 с.

20. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление. URL: http://sadykov.org/files/lib/organizaciya_schedrovickiy.pdf

21. Gerasimov Boris N., Gerasimov Kirill B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 20. Р. 82-89.

INVESTIGATION OF QUALITY SYSTEMS DESIGN MANAGEMENT

OF THE ORGANIZATION

A.V. Sultanova, candidate of economic sciences, associate professor Samara state technical university (Samara, Russia)

Abstract. Project activity is one of the main attributes of research and development of modern organizations. The technology of the process of quality assessment of the project of SLA or sub-projects is given. The composition, content and structure of the questionnaire quality design system elements of the project. A General scheme of the composition and sequence of the individual stages of the LMS project or its subprojects is presented.

Keywords: organization, management, quality, model, structure, technology, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.