Научная статья на тему 'Исследование изменений смыслового пространства инди-видуального сознания в результате восприятия исторического кинофильма «Агония»'

Исследование изменений смыслового пространства инди-видуального сознания в результате восприятия исторического кинофильма «Агония» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование изменений смыслового пространства инди-видуального сознания в результате восприятия исторического кинофильма «Агония»»

ласти действительности, связанной с определенными составляющими профессиональной деятельности. Для выявления качества таких структур и для глубоких выводов об устройстве профессионального языкового сознания необходимо дальнейшее экспериментальное исследование.

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1. Бутакова Л.О. Отделим ли «конструкт» от «феномена» или сколько может быть языковых сознаний? // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. — 266 с. — Вып.10. С. 18-31.

2. См. о разных сторонах профессионального сознания (сознания профессионала), например, Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. — СПб.: «Питер», 2005. — 480 с. — с. 204214; Харченко Е.В. Моделирование профессионального общения как психолингвистическая проблема // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 8. М.; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004, — 196 с. — С. 160-164; Харченко Е.В. Языковое сознание как отражение корпоративной культуры // Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. — М., 2003, — 324 с. — С. 294-295; Алферова Ю.И. Концепт «преступление» в профессиональном и общеязыковом сознании // Человек — слово — текст — контекст: проблемы современных лингвистических исследований: Сб. науч. тр. — Омск: Омский гос. ун-т, 2004. — 176 с.

— С. 6-12; Алферова Ю.И. Профессионально маркированные компоненты языкового сознания, репрезентированные единицами родного и изучаемого языков. Дисс. ... канд. филол. наук. — Омск, 2005. — 220 с.

3. См. рассуждения об этом в работе А.А. Залевской «Языковое сознание и описательная модель языка» // Методология современной психолингвистики. М.; Барнаул: ИЯ РАН; Изд-во Алт. унта, 2003.. или в кн.: Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. — М.; «Гнозис», 2005, 543с.

— С. 256-257.

4. Залевская А.А. Ментальный лексикон с позиций разных подходов // Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. — М.; «Гнозис», 2005 543с. — С. 174-186.

5. Залевская А.А. Психолингвистчисекие проблемы семантики слова // Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. — М.; «Гнозис», 2005 543с. — С. 86-132.

6. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека // Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. — М.; «Гнозис», 2005. — 543с. — С. 31-85.

Список использованных словарей:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.т. Воспроизведение 2-го изд.

— М.: Изд-во «Художественная литература», 1935.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Из-д-во «Оникс», «Мир и образование», 2008. — 736 с.

3. Русский ассоциативный словарь. В 2 т.т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. — М.: «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002, — 784 с.

4. Словарь русского языка. В 4-х тт. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. Изд. 3., стереотипн. — М.: Изд-во «Русский язык», 1985-1988.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. эн-цикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. — М.: Изд-во «Альта-принт», 2008. — 1239 с.

Т. А. Винникова

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОСПРИЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО

КИНОФИЛЬМА «АГОНИЯ»

В современных гуманитарных науках большое внимание уделяется изучению процессов понимания текста, поскольку «за последние годы проблема понимания вошла в число мировых

проблем» [1. С. 266]. Изучением механизмов смыслового восприятия и их взаимодействием наряду с языкознанием занимаются такие дисциплины, как философия, психология, психолингвистика и другие.

Несмотря на различие в подходах к рассмотрению диады «реципиент-текст», их объединяет стремление объяснить механизмы понимания воспринимающим индивидом. В рамках психолингвистики подчеркивается, что особую роль в восприятии играют лингвистические когнитивные структуры реципиента, позволяющие ему анализировать знаковую форму текста. В результате такого анализа индивид может понимать логическое строение и коммуникативную направленность текста, что подводит его к восприятию, осознанию концепта текста. Знание и понимание текста становится частью индивидуального когнитивного пространства реципиента [2. С. 193], т.е. восприятие текста приводит к формированию у индивида проекции текста, которая является результатом включения содержания текста в смысловое поле реципиента.

Инструментом для исследования процессов смыслового восприятия является построение проекции текста, под которой понимается «ментальное образование (концепт текста, смысл текста как цельность/целостность), продукт процесса смыслового восприятия текста реципиентом, в той или иной мере приближающийся к авторскому варианту проекции текста» [1. С. 386].

В последнее время отмечено увеличение интереса к изучению особенностей восприятия текстов, продуцируемых в сфере СМИ, среди которых заметную роль имеет кинематограф как один из наиболее популярных средств массовой коммуникации.

В ходе данного исследования было решено рассмотреть динамику понимания кинематографического текста и определить изменения структур индивидуального сознания реципиентов, происходящих в результате его смыслового восприятия.

В качестве материала исследования была выбрана историческая драма «Агония» (1974 г.). В силу жанровой специфики этот фильм предполагает наличие у потенциального кинозрителя некоторой системы представлений о воспроизведенных в фильме событиях, исторических персонажах и о характере их взаимоотношений. Так как в кинофильме идет речь о довольно известных исторических фигурах, их узнавание в значительной степени предсказуемо. Особенности отношений определенных политических фигур (ПФ) со своим народом находились в центре внимания нашего эксперимента. Его целью было установление изменений или сохранение устойчивости зрительских интерпретаций указанных отношений.

Эта историческая драма обладает некоторой смысловой дистанцией для современного зрителя, так как в ней речь идет о событиях почти вековой давности. Это позволяет предположить наличие расхождений между историческими персонажами, воссозданными «коллективным автором» кинокартины, и существующими в сознании зрителей представлениями о них.

Для того чтобы рассмотреть, как сформированная в сознании зрителя проекция кинотекста оказывает воздействие на дальнейшее развитие смыслового пространства индивидуального сознания реципиента было, необходимо решить следующие задачи:

- Установить существующую у реципиентов систему представлений до просмотра кинотекста.

- Определить сформированное в ходе просмотра смысловое пространство

- Выявить произошедшие в результате восприятия изменения в индивидуальном сознании реципиента

Порядок проведения эксперимента. Эксперимент проводился методом семантического дифференциала, с последующим факторным анализом полученных данных, что позволило выявить относительно небольшое количество глубинных конструктов и смоделировать семантическое пространство. Эксперимент по исследованию смыслового восприятия кинотекста был проведен в 3 этапа.

На первом этапе эксперимента испытуемых, в роли которых выступило 25 студентов-филологов ОмГУ 1 курса, просили оценить отношения между указанными историческими личностями со своим народом (русскими как нацией) по антонимичным категориям по 7-ми балльной шкале, где -3 — максимально выражено качество, стоящее в списке слева

-2 — это качество выражено в значительной степени,

-1 — это качество выражено в некоторой степени,

0 — никакое качество не выражено или затрудняюсь ответить,

1 — в некоторой степени выражено качество, стоящее в списке справа,

2 — качество выражено в значительной степени,

3 максимально выражено качество, обозначенное справа. Всего оценивалось 30 категорий: Неприятные-приятные

Спокойные-тревожные

Печальные—радостные Устойчивые — изменчивые Поверхностные — глубокие

Бессмысленные — осмысленные Легкие — сложные Безмятежные — напряженные Гневные — мирные Статичные — динамичные Неформальные — формальные Непрочные — прочные Некомфортные — комфортные Равнодушные — заинтересованные Не доверительные — доверительные

Бесстрастные — сердечные Жесткие — мягкие

Отталкивающие — привлекательные Легкомысленные — серьезные Грубые — утонченные

Непредсказуемые — предсказуемые Жестокие — добрые Тяжелые — легкие Скованные — свободные Сдержанные — восторженные Серьезные — ироничные Фамильярные — корректные Простые — высокопарные Скучные — интересные Яростные — тихие

Шкалы были отобраны по результатам данных следующего рода: письменные отзывы студентов о фильме, рецензии кинокритиков. Дополнительно были включены категории метода семантического дифференциала Ч. Осгуда [3. С. 280].

Группе испытуемых предлагалось оценить по указанным категориям следующие политические фигуры: последнего русского царя Николая II, его супругу Александру Федоровну и Григория Распутина.

Через неделю на следующем этапе эксперимента этим же испытуемым был предложен групповой просмотр кинофильма «Агония». Вслед за просмотром было предъявлено задание, схожее с заданием первого этапа, но с той разницей, что предлагалось оценить отношения между персонажами фильма и русским народом. Чтобы избежать случайного совпадения оценок, герой фильма (далее — ГФ) в анкетах испытуемых были переставлены местами, также в другом порядке были даны оцениваемые категории. Таким образом, эта часть эксперимента была призвана определить и реконструировать зрительскую проекцию кинотекста в отношении главных персонажей драмы.

На третьем этапе, проведенном через неделю после группового просмотра, тем же 25 испытуемым было предложено то же самое задание, что и на первом этапе: оценить отношения между реальными историческими фигурами и русскими как нацией. Такой трехэтапный эксперимент позволял проследить происходящие изменения образов сознания у реципиентов и/или констатировать их устойчивость. Как и в предыдущем случае, порядок подачи исторических личностей и категории для оценки был изменен.

После проведения всех этапов индивидуальные матрицы данных обеих групп испытуемых суммировались в общегрупповую, которая затем подвергалась процедуре факторного анализа.

В результате обработки данных после поворота факторных структур по принципу vari-max было выбелено 3 относительно независимых, ортогональных фактора: фактор Ф1, в который вошли шкалы «равнодушные — заинтересованные» (с весом факторной нагрузки 0,707) и «бесстрастные — сердечные» (0,7408). Он был интерпретирован как «Душевность отношений». Второй фактор Ф2 со шкалой «безмятежные — напряженные» (с весом 0,7) был назван «Напряженность отношений». И третий фактор Ф3, образованный шкалой «неформальные — формальные» с весом факторной нагрузки в 0, 718, исходя из названия шкалы, был интерпретирован как «Формальность отношений».

Как видно из полученных результатов, как до, так и после просмотра, характер отношений между русским народом и главной политической фигурой, отображенной в кинофильме, Николаем II, остается практически идентичным по всем трем факторам. В отношении киноперсонажа можно отметить, что шкала по фактору 2 выше на 1 балл, чем до просмотра. Это объяс-

няется тем, что в фильме находит свое отражение наиболее напряженное и трагичное время правления последнего русского монарха.

Изображение отстраненного от политических вопросов царя в фильме «Агония» также могло способствовать тому, что фактор 3 на 0.5 балла выше, чем оценка соответствующей ПФ. Тем не менее, восприятие киноперсонажа не оказывает решающих трансформаций в сознании испытуемых.

Практически без изменений остается представление о характере отношений между супругой царя и русским народом. Лишь немного снижается по фактору 3 (с 1.1 до 0.7), очевидно в результате просмотра (0.3 по кинообразу).

В целом представления о взаимоотношениях выглядят единообразно как для реальной ПФ, так и для ГФ, что свидетельствует об использовании создателями фильма устоявшихся представлений об этой исторической фигуре.

Аналогичным образом фигура Распутина до и после просмотра претерпевает незначительные изменения. Под влиянием кинофильма меняется на 1 балл только фактор 3 (0.7, -0.4, -0.3), поскольку в кинотексте характер его отношений с русским народом представлен в высшей степени лишенным формальностей.

Таким образом, можно сказать, что, выстаивая особенности взаимоотношений «власть — народ» авторы фильма «Агония», отразили устойчивые представления о сущности этих отношений.

Однако даже в том случае, когда оценки ГФ расходятся с имеющимися до просмотра («напряженность» в отношении Николая II и Распутина, «формальность» для всех трех лиц), представления испытуемых сохраняют определенную стабильность, вероятно в силу значительной устойчивости представлений по данным образам.

Графики, представленные на рисунках 1, 2 и 3, отображают стабильность образа Николая II, несмотря на отмеченное расхождение с воспринимаемым кинообразом.

сч

в1-5-

р®

Ф1

\ А

■Николай II -Александра Федоровна - Распутин

0,0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4

Рис. 1. Семантическое пространство отношений «власть — народ» до и после просмотра фильма «Агония» (Ф1, Ф2), где Ф1 — «Душевность отношений»; Ф2 — «Напряженность отношений

Также стоить отметить сходное поведение по всем факторам в оценке двух других ПФ — императрицы Александры Федоровны и Распутина и их кинообразов. Эволюция представлений по данным ПФ происходит фактически параллельно, что может свидетельствовать об идентичности воздействия кинотекста в отношении указанных фигур.

Рис.2. Семантическое пространство отношений «власть — народ» до и после просмотра фильма «Агония» (Ф1, Ф3), где Ф1 — «Душевность отношений» Ф3 — «Формальность отношений»

Таким образом, у реципиентов по трем исследуемым личностям трансформации образов сознания происходят только в двух случаях. Кинотекст «Агония» не меняет устойчивых представлений о Николае II, но оказывается способным сходным образом сформировать новые смыслы в отношении императрицы и Распутина.

1,5- СО ■

Х7 1,0- Л Л

0,5 - • \ Ф2

0 0 0 0 0.5 1.0 1.5 2,0 2|5 3,

—■— Николай II

• Александра Федоровна ▲

А Распутин

Рис.3. Семантическое пространство отношений «власть — народ» до и после просмотра фильма «Агония» (Ф2, Ф3), где Ф2 — «Напряженность отношений» Ф3 — «Формальность отношений»

Следовательно, можно сказать, что в отношении устойчивых представлений индивидуального сознания кинотекст оказывается не способен на значимое воздействие. Изменение структур восприятия происходит только по отдельным семантическим категориям, не меняя общего семантического пространства в целом.

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1. Залевская А. А. Слово. Текст: Избранные труды. — М.: Гнозис, 2005. — 543 с.

2. Красных В. В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст): Дис. ...д-ра филол. наук. — М., 1999. — 421 с

3. Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики /Сост. и ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова;

Изд. 3-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 368 с.

Р. Н. ГАРИПОВА

АССОЦИАТИВНЫЙ МАССИВ СЛОВА

В статье рассматривается понятие «ассоциативный массив», выявленный при изучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.