Рис.2. Семантическое пространство отношений «власть — народ» до и после просмотра фильма «Агония» (Ф1, Ф3), где Ф1 — «Душевность отношений» Ф3 — «Формальность отношений»
Таким образом, у реципиентов по трем исследуемым личностям трансформации образов сознания происходят только в двух случаях. Кинотекст «Агония» не меняет устойчивых представлений о Николае II, но оказывается способным сходным образом сформировать новые смыслы в отношении императрицы и Распутина.
1,5- СО ■
х7 1,0- Л Л
0,5 - • \ Ф2
0 0 0 0 0.5 1.0 1.5 2,0 2|5 3,
—■— Николай II
• Александра Федоровна ▲
А Распутин
Рис.3. Семантическое пространство отношений «власть — народ» до и после просмотра фильма «Агония» (Ф2, Ф3), где Ф2 — «Напряженность отношений» Ф3 — «Формальность отношений»
Следовательно, можно сказать, что в отношении устойчивых представлений индивидуального сознания кинотекст оказывается не способен на значимое воздействие. Изменение структур восприятия происходит только по отдельным семантическим категориям, не меняя общего семантического пространства в целом.
ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ
1. Залевская А. А. Слово. Текст: Избранные труды. — М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
2. Красных В. В. Структура коммуникации в свете лингво-когнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст): Дис. ...д-ра филол. наук. — М., 1999. — 421 с
3. Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики /Сост. и ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова;
Изд. 3-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 368 с.
Р. Н. ГАРИПОВА
АССОЦИАТИВНЫЙ МАССИВ СЛОВА
В статье рассматривается понятие «ассоциативный массив», выявленный при изучении
специфики развития значения слова в индивидуальном сознании в условиях нормы и патологии. Это понятие легло в основу создания модели семантического развития в условиях патологии, которая описывалась в предыдущей публикации [1].
Материалом исследования являются ассоциативные реакции, полученные в ходе проведения свободного вербального ассоциативного эксперимента с умственно отсталыми детьми и взрослыми. Испытуемые были разделены на следующие возрастные группы: 1) школьники младших классов (8-11 лет), 2) школьники средних классов (12-14 лет); 3) школьники старших классов (15-17 лет), 4а) учащиеся профессионального училища (17-19 лет), 4б) опекаемые психоневрологического интерната (20-78 лет).
Идея выделения ассоциативного массива слова возникла при анализе перестройки ассоциативного поля, в ходе которого было обнаружено преобладание одного и того же ряда лекси-ко-семантического варианта (далее — ЛСВ), актуализированного во всех возрастных группах умственно отсталых испытуемых. Среди этого ряда один или два ЛСВ являются по степени актуальности доминирующими, другие ЛСВ ему «вторят» и дополняют с разной силой интенсивности на протяжении всего периода развития ребенка. Для примера рассмотрим ассоциативное поле слова ЖИЗНЬ с набором актуализированных ЛСВ у умственно отсталых испытуемых разных возрастов (см. табл. 1).
Таблица1
Актуализация разных ЛСВ слова ЖИЗНЬ
ЛСВ Возрастные группы
1 2 3 4а 4б
ФР + + + + +
ЛСВ1 + + + - -
ЛСВ2 + + + + +
ЛСВз + + + + +
ЛСВ4 + + + + -
ЛСВ5 + + + + +
ЛСВб + - - - +
ЛСВ7 + - + - +
ЛСВ8 - + - - -
По мере взросления ребенка происходит сужение набора ЛСВ (с 7 ЛСВ в 1 группе до 4 ЛСВ в 4а группе) и затем увеличение количества ЛСВ в 4б группе (до 5 ЛСВ). Перестройка происходит путем смены ранее актуализированных ЛСВ. Однако за видимым расширением, сужением и сменой набора ЛСВ выявляется стабильность одного и того же ряда формальных реакций (ФР) и ряда ЛСВ (ЛСВ2, ЛСВ3, ЛСВ4, ЛСВ5), актуализированных во всех пяти группах, за исключением ЛСВ4, который был зафиксирован в четырех группах. По суммарному количеству реакций, относящихся к тому или иному ЛСВ можно определить доминирующие ЛСВ (ЛСВ5=123, ЛСВ2=118) и вспомогательные ЛСВ (ЛСВз=43, ЛСВ4=16). Остальные ЛСВ (ЛСВ1, ЛСВ6, ЛСВ7, ЛСВ8) представлены хаотично и не являются стабильными и количественно значимыми во всех группах.
Данные наблюдения о стабильности одного и того же ряда ЛСВ в ассоциативном поле умственно отсталых испытуемых хорошо согласуются с результатами исследования факта наличия семантического развития у дебильных детей, проведенного Т. М. Рогожниковой. Согласно автору, выявленная специфика процесса развития значения слова у дебильного ребенка проявляется в тенденциях к «замыканию» значения слова в узкие рамки на протяжении длительного возрастного периода [2. С. 142-143].
Это говорит о возможности существования некоего ассоциативного массива слова, который оставался бы неизменным во всех возрастных группах и в рамках которого происходили бы семантические изменения в условиях патологии.
Мы провели количественный и качественный анализы ассоциативных массивов исследуемых слов-стимулов у умственно отсталых испытуемых. В массив вошли реакции, относящиеся к тому или иному ЛСВ, актуализированному во всех пяти или четырех возрастных группах испытуемых. Нетипичные, случайные реакции, проявляющиеся в минимальном количестве в некоторых группах и не являющиеся постоянными для ассоциативного реагирования умственно отсталых испытуемых, рассматривались отдельно. По количественным показателям
актуальности устанавливались доминирующие и вспомогательные ЛСВ для всех возрастов; отметим, что доминирующий ЛСВ актуализировался во всех пяти группах, тогда как вспомогательный мог присутствовать и в четырех группах. Поскольку формальные реакции являются неотъемлемой частью ассоциативного реагирования испытуемых на всех этапах развития, то они также были включены в ассоциативный массив слова. Структура массива включает в себя формальные реакции, доминирующие и вспомогательные ЛСВ.
Рассмотрим ассоциативный массив слова КРАСНЫЙ, включающий актуализацию одного и того же набора ЛСВ и группы формальных реакций (ФР) (см. табл. 2).
Таблица 2
Актуализация разных ЛСВ слова КРАСНЫЙ
ЛСВ Возрастные группы
1 2 3 4а 4б
ФР + + + - +
ЛСВ1 + + + + +
ЛСВ2 - - + - +
ЛСВз + + + + +
ЛСВ4 - - - - -
ЛСВ5 - - - + +
ЛСВб - - - - -
ЛСВ7 - - - - -
НЛСВ + + + + +
Ассоциативный массив слова КРАСНЫЙ включает в себя группу формальных реакций (ФР), набор ЛСВ (ЛСВ1, ЛСВ3) и ряд ЛСВ, незарегистрированных в толковом словаре (НЛСВ), которые актуализировались во всех пяти возрастных группах. По степени актуальности был определен доминирующий ЛСВ (ЛСВ1=309) и вспомогательные ЛСВ (НЛСВ=21, ЛСВз=17). Группа формальных реакций насчитывает 32 ответа. Таким образом, объем массива составил 379 реакций или 94,8% от общего количества реакций, полученных от всех испытуемых на данное слово (400). Реакции, не вошедшие в массив, можно назвать случайными и нетипичными для ассоциативного реагирования умственно отсталого ребенка; их количество насчитывает 21 ответ или 5,2% от общего числа реакций.
В результате анализа ассоциативных массивов исследуемых слов выяснилось следующее: во-первых, количество зарегистрированных доминирующих и вспомогательных ЛСВ может совпадать в ассоциативных массивах разных исследуемых слов, что дает основание для возможного объединения последних в определенные группы. Во-вторых, общее количество реакций, входящих в ассоциативный массив разных слов, было примерно одинаковым, и в процентном отношении от общего числа реакций, полученных на слово, составило по средним исчислениям примерно 95%, что, на наш взгляд, является весомым показателем массива. В-третьих, в отличие от нормы, у умственно отсталых испытуемых перестройка структуры приобретает характер внутренних изменений в основном в результате количественных и качественных семантических трансформаций внутри доминирующих и вспомогательных ЛСВ исследуемого слова, т.е. внутри ассоциативного массива. В условиях нормы перестройка структуры происходит не только за счет семантических изменений внутри актуализированных ЛСВ, но и в результате расширения набора ЛСВ путем сохранения ранее актуализированных ЛСВ и наращивания новых ЛСВ по мере взросления ребенка.
Данные расхождения в перестройке ассоциативной структуры поля можно, на наш взгляд, представить метафорично. Нормальные испытуемые занимают определенную земельную территорию и постепенно ее возделывают, начиная от центра и уходя к периферии, до того момента, когда не будет охвачена вся территория. Далее происходит расширение земельных границ с сохранением ранее возделанного участка. И так продолжается постепенно на протяжении всей жизни. Умственно отсталые люди занимают определенный участок, а при возделывании испытывают трудности с выбором приоритетов. В связи с этим обработка земли происходит хаотично, в разных местах, без определенного порядка культивации, т.е. без выделения главных и второстепенных задач. По мере взросления данные трудности сглаживаются, и их работа приносит первые плоды. Однако они не спешат занимать новые территории, а продол-
жают работать на том же самом участке, время от времени пробуя новые земли, но возвращаясь на свое прежнее место.
Были выявлены 2 типа ассоциативных массивов исследуемых слов-стимулов, которые представлены в табл. 3 с указанием структуры, характерной для определенного слова и объема массива в процентном отношении от общего количества зарегистрированных реакций на данный стимул, где ФР — формальные реакции, ЛСВдм — ЛСВ доминирующие, ЛСВВС — ЛСВ вспомогательные, НЛСВ — ЛСВ, незарегистрированные в толковом словаре, пЛСВВС — разное количество ЛСВ вспомогательных. Вспомогательные ЛСВ представлены в скобках по мере уменьшения количества относящимся к ним ассоциаций.
По наличию в структуре одного или двух доминирующих ЛСВ ассоциативные массивы были разделены на 2 типа. Структура первого типа включает группу формальных реакций, один доминирующий ЛСВ, один или нескольких вспомогательных ЛСВ: ФР+1ЛСВдМ+(пЛСВВс). Объем массива I типа составляет 95%. Структура массива второго типа состоит из группы формальных реакций, двух доминирующих ЛСВ, вспомогательных ЛСВ в разном количестве: ФР+2ЛСВдм+(пЛСВвс). Объем массива II типа составляет 94,2%.
Подобное разделение важно для понимания происходящих внутри ассоциативного массива семантических изменений. В ассоциативных массивах первого типа изменения реакций наблюдаются параллельно и стабильно как в доминирующем ЛСВ, так и во вспомогательном. Во втором типе массива большинство изменений происходит перекрестно и скачкообразно в двух доминирующих ЛСВ. Далее по количеству вспомогательных ЛСВ ассоциативные массивы первого и второго типов разделились на подтипы, которые представлены в табл. 3 под обозначениями 1а-1г и 2а-2д соответственно. Общее количество реакций, вошедших в ассоциативный массив 1 типа, составило 76,2%, что превосходит 2 тип (18,8%) в четыре раза.
Таблица 3
Типология ассоциативных массивов исследуемых слов
№ Тип Исходное слово Структура I (%)
1. ФР+1ЛСВдм+(ПЛСВвс) 95
1а. ФР+1ЛСВдм РАБОТАТЬ ФР+ЛСВ1
ШКОЛА ФР+ЛСВ1 92,7
1б. ФР+1ЛСВдм+(1ЛСВвс) БЕЖАТЬ БЕЛЫЙ ВРАГ ГОРЬКИЙ ПО- ФР+ЛСВ1+(ЛСВ5) ФР+ЛСВ1+(НЛСВ) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ3) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2)
РЯДОК СИЛЬНЫМ СТРАХ СЧАСТЬЕ УЧИТЬСЯ ЦВЕТОК ЧЕЛОВЕК ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ7) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2) ФР+ЛСВ2+(ЛСВ1) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2) 94,6
1в. ФР+1ЛСВдм+(2ЛСВвс) ВРЕМЯ ДУМАТЬ ЛЮБИТЬ КРАСНЫМ СТОЛ ФР+ЛСВ2+(ЛСВ3+ЛСВ1) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ3+ЛСВ2) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2+ЛСВ3) ФР+ЛСВ1+(НЛСВ+ЛСВ3) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2+ЛСВ3) 96,2
1г. ФР+1ЛСВдм+(3ЛСВвс) БОЛЬШОЙ ДРУГ МЕЧТА МУЗЫКА ПЛОХО ХОРОШО ФР+ЛСВ2+(ЛСВ3+ЛСВ1+ЛСВ1) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ2+ЛСВ3+ЛСВ1) ФР+ЛСВ3+(ЛСВ5+ЛСВ1+ЛСВ1) ФР+ЛСВ2+(ЛСВ4+ЛСВ1+ЛСВ1) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ3+ЛСВ2+ЛСВ1) ФР+ЛСВ1+(ЛСВ3+ЛСВ2+ЛСВ1) 96,3
2. ФР+2ЛСВдм+(пЛСВвс) 94,2
2а. 2б. 2в. 2г. 2д. ФР+2ЛСВдм ФР+2ЛСВдм+(1ЛСВвс) ФР+2ЛСВдм+(2ЛСВвс) ФР+2ЛСВдм+(3ЛСВвс) ФР+2ЛСВдм+(5ЛСВвс) ДЕНЬГИ ГОВОРИТЬ ЖИЗНЬ ДОМ ЗЕМЛЯ СТОРОНА ФР+ЛСВ1+ЛСВ2 ФР+ЛСВ2+ЛСВ3+(ЛСВ1) ФР+ЛСВ5+ЛСВ2+(ЛСВ3+ЛСВ4) ФР+ЛСВ1+ЛСВ2+(ЛСВ3+ЛСВ1) ФР+ЛСВ1+ЛСВ3+(ЛСВ2+ЛСВ4+ЛСВ5) ФР+ЛСВ2+ЛСВ1+(ЛСВ4+ЛСВ6+ЛСВ5+ ЛСВ8+ЛСВ7) 96,2 94,6 91,2 97,2 97,4 90,4
Суммируя вышесказанное, отметим, что ассоциативный массив слова представляет собой совокупность реакций, увязанных с группой ФР или ЛСВ, которые актуализируются во всех группах испытуемых. Структура массива остается неизменной на всех этапах развития анормального человека, что показывает ограничение переработки умственно отсталыми людьми разностороннего опыта.
Отдельного внимания заслуживает дальнейшая разработка ассоциативного массива слова не только в условиях патологии, но и в условиях нормы, позволяющая, на наш взгляд, обнаружить некоторые аспекты семантического развития у испытуемых разных типов, различающихся по гендерному признаку, психологическим типам, репрезентативным системам.
ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ
1. Гарипова Р.Н. Моделирование процессов семантического развития в условиях патологии // Вестник МГЛУ. Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. — М.: МГЛУ, 2007. — Вып. 541. — С. 70-77.
2. Рогожникова Т.М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова: Монография. — Уфа: УГАТУ, 2000. — 242 с.
Т. А. Голикова
МОДЕЛИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Имени ребенка в традиционной алтайской культуре придавалось большое смысловое и символическое значение: ат коркушту учурлу неме («имя имеет очень большой смысл»). Получить право наречь младенца означало удостоиться высокой чести. Предоставление этого права выражалось определенным символическим действием. Так, если родители ребенка во время угощения на родинах клали перед избранным ими гостем голову барана, повернутую к нему, это означало, что гость должен назвать ребенка. Тот, кто нарекал ребенка, обязательно дарил ему что-нибудь, хотя бы пуговицу со своей одежды. Л. Э. Каруновская об этом обычае писала: «Тот, имя которого дается ребенку, должен матери новорожденного подарить что-нибудь, большею частью какой-нибудь пустяк, копеек десять-двадцать серебром. Есть будто бы любители награждать новорожденных своим именем; они стараются подоспеть к важному моменту с каким-нибудь подарком» [1. С. 30].
1. Простые антропонимы.
Большинство алтайских имен собственных составляют простые антропонимы, образованные от нарицательных имен самой различной семантики. Следы «первичного именника сильнее у алтайцев, меньше у якутов, еще слабее у других тюркоязычных народов, где большинство имен не только вторично, но и заимствовано от других народов, т. е. не имело корней в живой речи» [2. С. 103].
Первым на этимологию алтайских имен обратил внимание В. И. Вербицкий: «Имена означают какие-либо предметы, например, Мултык — ружье, Сары-баш — желтая голова, и притом у южных алтайцев — в уменьшительном виде: Позучак — теленочек...» [3. С. 85]. Материалы Л. Э. Каруновской показывают, что у алтайцев устоявшегося именника не было, фактически собственным именем могло стать любое слово, и значит, границы именника весьма расплывчаты: «Все присутствующие тут же подбирают имя новорожденному; попивая арачку, каждый кричит свое, один, напр., предлагает назвать мальчика «таш» (камень), другой — «ак-ча» (деньги), третий — «чалкан» (репа), «арка» (самец), «юж (человек), «чит-пак» (молодая лиственница) «чочко» (свинья), «куй-кач1» (пещерный писарь), «ит» (собака), «ма1ай» (варежки) и пр. ... Девочкам выбирают более привлекательные имена, напр.: «чачак» (цветок), «сыр-га» (серьга), «кур» (опояска), «тапачак» (нагрудное украшение), «^он» (заяц), «пуба1 (зыбка), «топчы» (пуговка), «кандык» (растение, корень которого употребляют в пищу)» [1. С. 29].
Современные алтайские имена могут означать: Алым — долг; Амыр — мирный; Анны — охотник; Байрам — праздник; Дьайым — свобода; Дьескинек — брезгливый; Дьиндьи — бисер, жемчуг; Ирбис — барс; Темир — железо; Кожончы — песенница; Чейнеш — пион; Эр-келей — миленькая.
В именах может «кодироваться» информация о времени, месте, обстоятельствах рожде-