Научная статья на тему 'Исследование исторической деревянной застройки Архангельска: 1980-е годы'

Исследование исторической деревянной застройки Архангельска: 1980-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСК / ИССЛЕДОВАНИЕ / КРОКИ / ФОТОФИКСАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕРТЁЖ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барашков Ю. А.

В работе исследуются результаты научной работы Архангельского технического университета в области исторической деревянной постройки г. Архангельска. В частности показано, что в начале 1980-х годов в Архангельске проводилось исследование исторической деревянной застройки центральной части города. Целью исследования было выявление домов и зданий, которые стоило сохранить как архитектурное и культурное наследие в условиях обновления города. В результате из более чем 600-т исторических строений, существовавших на тот момент в центре города к сохранению было рекомендовано около 30ти, из них 12 в дальнейшем были внесены в реестры памятников истории и архитектуры государственного и местного значения. Остальные были использованы при формировании историко-заповедной улицы деревянного городского зодчества Архангельска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Барашков Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование исторической деревянной застройки Архангельска: 1980-е годы»

я я V V V

Исследование историческом деревянной застроики Архангельска: 1980-е годы

Барашков Юрий Анатольевич,

канд. архитектуры, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет

В работе исследуются результаты научной работы Архангельского технического университета в области исторической деревянной постройки г. Архангельска. В частности показано, что в начале 1980-х годов в Архангельске проводилось исследование исторической деревянной застройки центральной части города. Целью исследования было выявление домов и зданий, которые стоило сохранить как архитектурное и культурное наследие в условиях обновления города. В результате из более чем 600-т исторических строений, существовавших на тот момент в центре города к сохранению было рекомендовано около 30- ти, из них 12 в дальнейшем были внесены в реестры памятников истории и архитектуры государственного и местного значения. Остальные были использованы при формировании историко-заповедной улицы деревянного городского зодчества Архангельска.

Ключевые слова: Архангельск, исследование, кроки, фотофиксация, исторический чертёж.

В начале 80-х годов уже прошлого века сотрудниками кафедры инженерных конструкций и архитектуры Архангельского технического университета (ныне -САФУ) было проведено широкое предпроектное исследование исторической деревянной застройки центра города. Целью исследования было выявление ценных для сохранения старых зданий, паспортизация и выработка рекомендаций по их сохранению. До этого историческая деревянная архитектура Архангельска никогда не изучалась, обмеры не проводились, даты возведения большинства домов были неизвестны, фотодокументы были разрознены, публикаций по исторической застройке не было, тем более не было рекомендаций по сохранению наиболее ценного. Актуальность исследования обуславливалась и тем, что деревянный город «на глазах» уходил в историю не изученным (Рисунки 1,).

Рисунок 1. Архангельск. Новая застройка с окраин города наступает на исторический центр. Снимок 1980-х годов

Прежде всего исследователям следовало определиться, что такое памятник. Известно, что здания памятниками не рождаются, ими становятся. Памятники - это след, оставленный теми, кто жил до нас. Они обогащают наше мировосприятие, расширяют кругозор и, что немаловажно, доставляют нам удовольствие. Жить в архитектурной среде, где присутствуют памятники гораздо приятнее и уютнее, чем в новостройке. Стены, окна и двери архитектурных памятников соответствуют друг другу и служат дополнением к целому; фасады выражают утверждения, заявления, общественные противоречия и надежду на социальную гармонию. В старых зданиях можно разглядеть черты больших исторических стилей и открыть для себя архитектуру без архитектора - народную архитектуру, а то и смесь стилей в одном сооружении, потому что создавались они людьми, руко-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

водствовавшимися существовавшей модой и собственными предпочтениями. Архитектурные памятники - это микрокосм, аллегория, принадлежащие эпохам. Вместе взятые, они составляют множество граней народного гения, таинство преемственности всего создававшегося на протяжении веков, и того, что ещё предстоит возвести. Во многом памятник - феномен восприятия. Это можно отнести и к шедеврам, и к скромным объектам.

Для обоснования принадлежности старых зданий к категории памятника был принят ряд критериев: возраст сооружения, типичность для своего времени или, напротив, уникальность, этапная роль в развитии городского деревянного зодчества, связь зданий с историческими персонажами или событиями, градоформирующее значение, наличие архитектурного языка того или иного стиля и, наконец, эстетическая ценность (для большинства домов - это оценка качества декора). Одним из мотивов сохранения старых домов должна быть возможность использования их как источник знаний.

На время проведения исследования в исторической части Архангельска было 663 деревянных строений. Преимущественно это был обветшалый жилой фонд, но разнообразие декора свидетельствовало о исторической глубине и её эволюции, что подчёркивало необходимость проведения исследования (Рисунок 2). Во многих домах сохранялось историческое убранство. Планировка домов и их конструктивные решения позволяли проникнуть в недоступные иным путём области прошлого.

Одновременно исследователи обратились к вторичным источникам - историческим материалам, касающимся эволюции деревянного города, в частности, к рукодельным альбомам поквартальных планов Архангельска 1829 и 1865 годов и проектным материалам второй половины XIX - XX веков, хранящимся в областном архиве и, зачастую, у владельцев домов. Эти обобщенные графические изображения выявляют специфику дома, его размеры и форму, участок и окружающую застройку, По дальнейшим согласованиям на них можно проследить планировочные и конструктивные изменения. На них указана фамилия, социальное положение и профессия застройщика и дата согласования (Рисунок 3). Имена сверялись по старым адресным книгам, городским путеводителям, даже по некрологам в газетах. Те же источники позволили проследить переход домов от одного владельца к другому.

Рисунок 2. Дом Анциферовой в Архангельске. 1907. Снимок. 1970-х гг.

Рис. 3.

о

см

О Ш

т х

<

т о х

X

Обследование включало фотосъемку, кроки, обмеры, историю из первых уст.

Фотографирование интересовавших исследователей домов и зданий производилось со стороны каждого фасада и углов. Снимки карнизов, наличников, декоративных элементов и обшивок делались крупным планом. Обмеры производились снаружи и внутри. Фиксировались все выступы и углубления, размеры окон и дверей, их естественный ход, высота помещений. По длине фасадов в сравнении с габаритами помещений вычислялась реальная толщина стен. Тщательно зарисовывались и измерялись печи, вытяжные трубы, лестницы, отмечая у последних количество и высоту ступеней. На чердаках и в надворных постройках отыскивались отвалившиеся когда-то или выброшенные за ненадобностью архитектурные элементы, определялось их начальное месторасположение. Оконные рамы с мелким переплетом подсказывали, какими именно были в доме стекла до того, как в моду вошли большие.

Неполнота традиционных письменных источников и интерес к культурному подтексту обусловили необходимость обращения к устной истории. Интервью со старожилами оказались важным исследовательским инструментом в познании деревянного города. Личные воспоминания стали эффективным инструментом воссоздания прошлого, как непосредственные впечатления о жизни в её подлинном и максимально возможном виде, позволили проникнуть в мировоззрение людей прошлого. В частности, выяснилось, что люди деревянного Архангельска действительно предпочитали деревянный дом каменному, считая, что жить в деревянном доме полезнее для здоровья. Устные исследования позволили также выявить много новых документов, находящихся в частных руках, например, семейную бухгалтерию и сметы на строившийся дом, вовлекая их в круг исследования.

Важным источником информации оказались старые фотографии (Рисунок 4) и простые почтовые видовые

открытки конца XIX - начала XX веков (Рисунок 5), хранящиеся в музеях, но в большинстве случаев в частных коллекциях.

Рисунок 4. Дом Анциферовой в застройке Архангельска начала XX века. Снимок 1908 года

Рисунок 5. Открытое письмо конца XIX века

Города Русского Севера стали объектом интенсивных съёмок с появлением на Севере фотографии, это вторая половина XIX века. Снимки городов вызывали неизменный интерес своей реалистичностью и, если хотите, невероятностью. Интимные уголки и панорамы города, умещавшиеся на одном снимке, тиражировались и расходились по городам и весям, учили современников видеть и понимать город. Первые фотографы, хотели они того или нет, донесли до нас целую эпоху. Не будь их, мы и сегодня гадали бы, каким был город в начале XX века, как гадаем о городе, скажем, XVI века.

Письменные и устные источники постоянно взаимодействовали. Находка нового документа побуждала задаваться новыми вопросами, а устные свидетельства позволяли видеть документ в новом свете. Обследование включало изучение истории каждого дома Установить точные даты возведения домов оказалось не просто, т. к. в паспортах домов, хранящихся в городском инвентаризационном бюро, в графе «год постройки» в большинстве случаев имеется лишь малозначащая запись «До 1917 года». Приходилось начинать с сегодняшних владельцев и двигаться в прошлое.

В результате исследования была собрана картотека на более чем 60 домов, из которых по суммарной оценке критериев 12 получили статус памятника, и были приняты на государственную охрану. Более 20-ти старых зданий, не обладающих ярко выраженными эстетическими характеристиками памятника, были рекомендованы для создания и застройке заповедной улицы исторического городского деревянного зодчества. Два памятник рекомендовалось сохранить на местах возведения их, два дома - передвинуть, остальные перенести с их исторических мест на заповедную улицу и возвести заново либо в историческом материале, либо способом «новодела». Единственное общее требование ко всем сохраняемым домам заключалось в том, что наружный облик зданий должен быть сохранён без каких-либо изменений, внутри домов допускалась любая перепланировка в соответствии с новыми функциями.

Результаты исследования деревянной застройки центра Архангельска вошли составной частью в «Проект организации зон охраны памятников истории и культуры» проекта детальной планировки центральной части Архангельска, разработанного Ленгипрогором в 1989 году Главный архитектор проекта С. А. Алымов, и легли в основу Проекта историкоархитектурной заповедной улицы, разработанного в Архангельских реставрационных мастерских в 1986 году. Главный архитектор проекта В. М. Лопатько.

Литература

1. Барашков Ю. А. Ностальгия по деревянному городу. - М.: РИФ «КРИПТО-ЛОГОС», 1992. - 207 с.: ил.

2. Барашков Ю. А. Генетический код деревянных городов Русского Севера. - LAMBERT Academic Publishing, 2019. - 295 с.

3. Барашков Ю. А. Вы сказали: «Архангельск»? -LAMBERT Academic Publishing, 2019. - 513 с.

4. Арктические конвои в настроении Гленна Миллера [Текст]: опыт коллективной памяти/ Ю. А. Барашков. — Архангельск: РА"М'Арт«,2000. — 184 с.

5. Ностальгия по деревянному городу [Текст]: архитектура, традиции, быт Архангельска накануне и после 1917г. Формы и функции городского дома/ Ю. А. Барашков. — М.: РИФ «Крипто-Логос», 1992. — 207 с.

6. Dushkova, D., Haase, D., & Haase, A. (2016). Urban Green Space in Transition: Historical Parks and Soviet Heritage in Arkhangelsk, Russia. Critical Housing Analysis, 3(2), 61-70.

7. Carlsson, L., Lundgren, N. G., Olsson, M. O., & Varakin, M. Y. (1999). Institutions and the emergence of markets: transitions in the Arkhangelsk forest sector. International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA.

8. Watts, J. (2002). Heritage and enterprise culture in Archangel, Northern Russia. See Mandel & Humphrey, 2002, 53-75.

9. Davydov, A. N. (1992). The wooden architecture of Archangel during the second half of the 19th-the beginning of the 20th century: The cultural context and historical background. Acta Borealia, 9(1), 9-17.

10. Khodakovsky, E. (2015). Wooden church architecture of the Russian North: Regional Schools and Traditions (14th-19th centuries). Routledge.

Research of the historic wooden buildings in arkhangelsk.

1980s Barashkov Y.A.

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

X X О го А С.

X

го m

о

to о

to

The work examines the results of the scientific work of the Arkhangelsk Technical University in the field of historical wooden buildings of the city of Arkhangelsk. In the early 1980s, a study of historic wooden buildings in the center of the city of Arkhangelsk was carried out. The aim of this study was to identify houses and buildings that were worth preserving as an architectural and cultural heritage in the conditions of a big project to upgrade the city. As a result, about 30 buildings of the 600 historic buildings that existed at that time in the center were recommended for preservation; of these 30, 12 were subsequently included on the roll of historical and architectural monuments of state and local importance; the others were gathered along a street grouping preserved historic wooden buildings of Arkhangelsk.

Keywords: Arkhangelsk, study, sketch, photographic record, historical drawing.

References

1. Barashkov Yu. A. Nostalgia for a wooden city. - M.: RIF "CRYPTO-LOGOS", 1992. - 207 pp., Ill.

2. Barashkov Yu. A. Genetic code of wooden cities of the Russian

North. - LAMBERT Academic Publishing, 2019 .-- 295 p.

3. Barashkov Yu. A. You said: "Arkhangelsk"? - LAMBERT Academic Publishing, 2019 .-- 513 p.

4. Arctic convoys in the mood of Glenn Miller [Text]: the experience

of collective memory / Yu.A. Barashkov. - Arkhangelsk: RA "M'Art", 2000. - 184 p.

5. Nostalgia for a wooden city [Text]: architecture, traditions, life of

Arkhangelsk on the eve and after 1917. Forms and functions of a city house / Yu.A. Barashkov. - M .: RIF "Crypto-Logos", 1992. - 207 p.

6. Dushkova, D., Haase, D., & Haase, A. (2016). Urban Green

Space in Transition: Historical Parks and Soviet Heritage in Arkhangelsk, Russia. Critical Housing Analysis, 3 (2), 61-70.

7. Carlsson, L., Lundgren, N. G., Olsson, M. O., & Varakin, M. Y.

(1999). Institutions and the emergence of markets: transitions in the Arkhangelsk forest sector. International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA.

8. Watts, J. (2002). Heritage and enterprise culture in Archangel,

Northern Russia. See Mandel & Humphrey, 2002, 53-75.

9. Davydov, A. N. (1992). The wooden architecture of Archangel

during the second half of the 19th - the beginning of the 20th century: The cultural context and historical background. Acta Borealia, 9 (1), 9-17.

10. Khodakovsky, E. (2015). Wooden church architecture of the Russian North: Regional Schools and Traditions (14th-19th centuries). Routledge

o

es

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.