Научная статья на тему 'Деревянная архитектура прибрежных территорий Казани рубежа хiх-хх веков'

Деревянная архитектура прибрежных территорий Казани рубежа хiх-хх веков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
370
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / WOODEN ARCHITECTURE / ЗАСТРОЙКА ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / DEVELOPMENT OF COASTAL TERRITORIES / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / MORPHOLOGICAL ZONES / ТИПЫ ДЕРЕВЯННЫХ СТРОЕНИЙ / TYPES OF WOODEN STRUCTURES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Айдарова-Волкова Галина Николаевна, Айдаров Равиль Сайярович

Постановка задачи. Задача заключается в выявлении характерных признаков и типологических особенностей деревянной архитектуры прибрежных территорий Казани рубежа XIX-XX веков. Результаты. В архитектуре прибрежных территорий Волги и Казанки преобладали производственно-складские и транспортные типы сооружений; на берегах Булака, Кабана, Черного озера строения общественно-рекреационного назначения. Деревянная, преимущественно профессиональная архитектура представляла собой разнообразные типы временных и стационарных строений межсезонного использования. Стилистика архитектурных решений основывалась на применении каркасно-щитовых конструкций с ограниченным включением упрощенного эклектичного декора. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в методике анализа деревянной застройки прибрежных территорий крупного исторического города Поволжья на примере г. Казани, а также в архитектурном описании объектов и выявлении типологических признаков сооружений, расположенных в различных морфологических зонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wooden architecture of the coastal areas of Kazan at the turn of the 19-20th centuries

Problem statement. The task is to identify the specific characteristics and typological features of the wooden architecture of the coastal areas of Kazan at the turn of the 19-20th centuries. Results. The architecture of the coastal areas of the Volga and Kazanka was dominated by manufacturing, warehouse and transport facilities; on the banks of Bulak, Caban, Black Lake -buildings of public and recreational purpose. The wooden, mainly professional architecture represented a variety of types of temporary and fixed buildings for inter-seasonal use. The style of architectural decisions was based on the use of frame-panel structures with limited inclusion of a simplified eclectic decor. Conclusion. The significance of the results obtained lies in the methodology for analyzing the wooden development of the coastal areas of a large historical city of the Volga region, using the example of Kazan, as well as in the architectural description of objects and the identification of typological features of structures located in different morphological zones.

Текст научной работы на тему «Деревянная архитектура прибрежных территорий Казани рубежа хiх-хх веков»

- i ОIt " иCIO РН Л Vi' \ ИIV. I VГ> РЬ1.14!СТ * КI» 11 111 It [1' j р ■ РЕ Ml 11 ( IРЖЦНЯ IK TO Pll Ml -ЛР\ШШ I1II (I 111 It U. irllfil

УДК 72.03

Айдарова-Волкова Галина Николаевна

доктор архитектуры, профессор

E-mail: aidagalnik@mail.ru

Айдаров Равиль Сайярович

кандидат архитектуры, профессор

E-mail: ravilaidarov@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Деревянная архитектура прибрежных территорий Казани рубежа Х1Х-ХХ веков

Аннотация

Постановка задачи. Задача заключается в выявлении характерных признаков и типологических особенностей деревянной архитектуры прибрежных территорий Казани рубежа XIX-XX веков.

Результаты. В архитектуре прибрежных территорий Волги и Казанки преобладали производственно-складские и транспортные типы сооружений; на берегах Булака, Кабана, Черного озера - строения общественно-рекреационного назначения. Деревянная, преимущественно профессиональная архитектура представляла собой разнообразные типы временных и стационарных строений межсезонного использования. Стилистика архитектурных решений основывалась на применении каркасно-щитовых конструкций с ограниченным включением упрощенного эклектичного декора.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в методике анализа деревянной застройки прибрежных территорий крупного исторического города Поволжья на примере г. Казани, а также в архитектурном описании объектов и выявлении типологических признаков сооружений, расположенных в различных морфологических зонах.

Ключевые слова: деревянная архитектура, застройка прибрежных территорий, морфологические зоны, типы деревянных строений.

Введение

Архитектурная среда прибрежных территорий - востребованный ресурс развития исторических городов, включающий возможности их интеграции в систему общественных пространств. В связи с этим важно обратить особое внимание на исторический аспект их формирования с целью сохранения преемственности наиболее устойчивых морфологических признаков и изучения архитектурных особенностей деревянной застройки. Деревянная архитектура в последние десятилетия привлекает особое внимание ученых и общественности в связи с проблемой сохранения идентичности исторических городов, а также в связи с ее высоким туристическим потенциалом [1]. Все в большей степени становится востребован опыт деревянной архитектуры в связи с экологизацией и гуманизацией архитектурной среды крупнейших городов [2-4].

Цель статьи выявить характерные признаки и типологические особенности деревянной архитектуры прибрежных территорий Казани рубежа XIX-XX веков.

Проблема исследования прибрежных территорий

Исследование исторически сложившихся прибрежных территорий с деревянной застройкой пока недостаточно привлекало внимание исследователей. В связи с этим есть определенные терминологические трудности. Определение «прибрежная территория» в градостроительном и кодексе РФ отсутствует, существует сложность в определении границ прибрежных территорий. В географических исследованиях термины «прибрежные территории» и «прибрежные зоны» не включают понятие об их планировке и застройке [5]. Проблема исследования прибрежных территорий была поставлена Т.Ф. Саваренской в 1960-е годы. В трудах, посвященных изучению крупных европейских городов, расположенных у рек, ею введены термины «прибрежные территории»,

«береговые территории», «береговые участки», «прибрежная полоса» «береговая застройка», «речной фасад», некоторые из них использованы в данной работе [6]. Различные аспекты архитектурного формирования прибрежных территорий затрагивались в трудах других исследователей. Изучению приречных малых исторических городов посвящена работа Ф.М. Мансуровой [7], силуэтные особенности архитектуры приречных городов исследовала Т.С. Чудинова [8]. Вместе с тем вопросы, связанные с формированием деревянной архитектуры береговых территорий крупнейших исторических городов недостаточно разработаны. В частности, деревянная архитектура прибрежных территорий Казани, исторически сформировавшаяся к рубежу Х1Х-ХХ веков, с научной точки зрения специально не описана.

Под термином «прибрежные территории» мы понимаем территории, морфологически и планировочно-функционально связанные с водной акваторией, а под береговыми территориями - территории, непосредственно примыкающие к береговой полосе. На основе анализа картографических, архивных, иконографических, натурных источников рассмотрены прибрежные территории одного из крупнейших исторических городов Поволжья рубежа Х1Х-ХХ веков.

В Казани во второй половине Х1Х-начале ХХ веков профессиональная деревянная архитектура составляла 70 % застройки и оказывала значительное влияние на формирование облика крупного губернского города, его речных фасадов, сформированных деревянной береговой застройкой. Деревянными были не только жилые, но и разнообразные общественные и культовые здания: мечети, церкви, общественные бани, больницы, учебные заведения, вокзалы, фотосалоны, выставочные комплексы, садово-парковые павильоны, театр, синематограф, цирк, рестораны, торговые лавки и ярмарочные балаганы, трамвайные павильоны, трактиры [9].

Морфологические зоны в структуре исторического ландшафта Казани

Особенностью исторического ландшафта Казани является его сложная топография, включающая множество приречных и приозерных территорий, которые исторически формировались как промыслово-хозяйственные, производственно-промышленные и транспортно-складские. Отдельные части города различались характером рельефа, планировкой и застройкой, образуя семь морфологических зон: Прикремлевская, Арская, Проломная, Суконная, Забулачная, Закабанная, Заречная. Все они имели береговые территории. Акватории исторически сформировались вокруг Кремлевского холма в виде огибающего его с северной стороны русла Казанки, в которую с западной стороны впадали речка (протока) Булак и ее приток Ичка. С восточной стороны прибрежная территория Казанки включала цепь озер: Поганое, Черное, Банное. За Булаком начиналась прибрежная территория Волги, где было множество безымянных озер. Все водоемы Казани можно разделить на три группы: крупные речные, имеющие внешние связи: Волга, Казанка; внутригородские: речка Булак, озеро Нижний Кабан, Черное озеро. Мелкие водоемы, отчасти утраченные и уже не существовавшие в исследуемый период: река Ичка, мелкие озера Прилуцкое, Поганое, Банное и др. не имели оформленных застройкой берегов. Берег Волги входил в Закабанную и Забулачную морфологические зоны и был отдален от городской черты, заливными лугами, постепенно засыпавшимися и застраивавшимися. Все водоемы соединялись водными видами транспорта: лодки, баркасы, паромы, пароходы и др. Во всех частях города (морфологических зонах) были свои деревянные пристани.

Прикремлевская морфологическая зона. В исследуемый период была заселена казанской аристократией, а также чиновниками, духовенством, разночинцами. На территории восточнее кремля прибрежная территория Казанки, изрезанная живописными оврагами, была почти сплошь застроена деревянными домами городского типа (доходные, особняки). Береговая полоса была занята усадебными домами и лодочными причалами. Под кремлем на левом берегу Казанки находилась деревянная водяная мельница, а западнее - деревянная церквушка.

Озеро Черное - единственное сохранившееся здесь озеро. На северном берегу озера располагался деревянный цирк братьев Никитиных. Он представлял собой центричный многогранный объем из каркасно-щитовых конструкций, покрытый многоскатной

шатровой крышей с высоким флагштоком. Деревянная обшивка стен и входной узел были лишены декора. Лестницы, ведущие на верхние галереи цирка, располагались снаружи и оживляли облик здания. Прибрежные территории Казани рубежа Х1Х-ХХ веков использовались не только для производственно-хозяйственных, транспортно-складских, но и для общественно-рекреационного назначения. Особенно это характерно для береговых территорий казанских озер - Черное, Кабан. С южной стороны прибрежная территория включала Николаевский сад, где стоял деревянный ресторан, находились фонтан, клумбы, беседки и другие садово-парковые строения. Здесь в 1890 году располагалась научно-промышленная выставка в формах деревянной эклектичной архитектуры, включавшей многоколонные каркасно-щитовые павильоны, высокие шатры, парадные лестничные входы. Здесь же вблизи, на Николаевской площади в начале ХХ века стоял деревянный балаган - первый в Казани синематограф [10].

Заречная морфологическая зона. По правому берегу Казанки, против кремлевского холма находились слободы с многонациональным населением. Здесь же находилась Адмиралтейская слобода, известная со времен ханской Казани как Бишбалта. Возле нее тогда было небольшое озеро. За Казанкой располагалось еще шесть слобод: Пороховая, Кизическая, Гривка, Козья, Ягодная, Игумнова. Прибрежные территории почти сплошь были заняты деревянной усадебной застройкой. По правому берегу старого русла Казанки находился крупнейший промышленный район начала ХХ века - комплекс предприятий «Торгово-промышленного общества Алафузовских фабрик и заводов» с каменными и деревянными производственными строениями. Здесь были свои пристани каркасно-щитовой конструкции с простым архитектурным оформлением. Других деревянных строений общественного назначения на береговой полосе почти не было. В отдалении от нее по улице Большая стояли две деревянные мечети.

Арская морфологическая зона. За Арским полем начиналась территория, заселенная казанской аристократией - наиболее благоустроенная часть города. Высокий берег Казанки живописно спускался оврагами к береговой полосе. Городской парк «Русская Швейцария» был излюбленным местом общественных гуляний. Здесь в 1909 году располагался комплекс Международной выставки из 64 деревянных выставочных павильонов, театром, рестораном. В разнообразных формах эклектики и модерна на основе каркасно-щитовых конструкций были возведены крупные общественные здания, в которых проявились традиции народной и профессиональной архитектуры, а также авангардные черты рационального модерна. Береговая полоса отчасти была застроена усадебными домами, отчасти использовалась как пляжная зона отдыха.

Закабанная морфологическая зона, расположенная между левым берегом Кабана и берегом Волги, традиционно являлась местом расселения татарского купечества, мещан, духовенства, буржуазии. На протяжении ряда веков здесь сформировалось несколько татарских слобод (Старая, Новокрещенская, Мещанская, Новая). Здесь находились крупные промышленные предприятия (Свечной стеариновый и мыловаренный завод братьев Крестовниковых, Пивоваренный завод Петцольда). На рубеже Х1Х-ХХ веков здесь сложилась смешанная типология застройки. Деревянные жилые усадьбы занимали верхнюю часть береговой полосы. Нижняя формировалась деревянными строениями производственно-хозяйственного назначения: грузовые причалы, деревянные складские строения, а также строения общественного пользования: частные деревянные и общественные бани, купальни. По Нижнему, Среднему и Верхнему Кабану ходили пароходики, баркасы, плоты на берегах имелись лодочные причалы и пассажирские пристани. На левом берегу Нижнего Кабана стояла пассажирская пристань, оборудованная причалом, залом для пассажиров, обходной галереей, набережная была благоустроена деревянными мостками. Все строения возводились в каркасно-щитовых конструкциях. В зимнее время общественная жизнь на озере имела свои особенности: по озеру Кабан пролегал санный путь на Средний Кабан и Верхний Кабан, традиционным занятием жителей был подледный лов, в праздничные дни на льду устраивались кулачные бои.

Суконная морфологическая зона территориально граничила с правым берегом озера Нижний Кабан и была заселена этнически смешанными социальными слоями мещанского сословия. Здесь стояли каменные старообрядческие и православные церкви, а также одна мечеть, застройка прибрежной территории состояла из деревянных

усадебных домов с садами и огородами. Ботанический сад с деревянной садово-парковой архитектурой располагался на правом берегу озера Кабана, южнее Суконной слободы. Небольшие лодочные причалы, пляжи и купальни утопали в зеленых зарослях

Проломная морфологическая зона, граничащая с правым берегом Булака, не имела развитой береговой деревянной архитектуры, за исключением деревянного моста через Булак и лодочных пристаней. Деревянные торговые лобазы располагались в устье Булака на месте старинной ярмарки Ташаяк.

Забулачная морфологическая зона располагалась между берегом Волги и левым берегом речки Булак - проток, соединяющий озеро Кабан и р. Казанку.

Берега Булака, Нижнего Кабана и Черного озера были в окружении сплошной городской застройки. Речка Булак на рубеже Х1Х-ХХ веков была еще живым полноводным водоемом. Здесь проходили весенние ярмарки на баркасах, стояли временные деревянные лабазы. Рядом находилась Сенная площадь, застроенная деревянными торговыми павильонами простейшей деревянно-щитовой конструкции. С севера территория ограничивалась устьем Казанки. Специфика зоны состояла в смешанном русско-татарском населении и преобладающей торгово-транспортной функции. Здесь был своего рода пересадочный узел, объединявшие разные виды транспорта: железнодорожный вокзал, трамвайную линию, пристани Старая (Бакалда) и Новая в устье Казанки. Пароходство на Волге началось с 1820-х годов [11], но разные суда и плавсредства ходили от Казани до Астрахани и вверх по Волге с глубокой древности.

Главная улица на берегу Волги соединялась трамвайной линией со всеми частями города, была застроена деревянными жилыми, общественными и производственно-транспортными строениями. Все объекты строились по утвержденным проектам. Трактиры, гостиницы, торговые лавки строились из каркасно-щитовых и срубных конструкций. Деревянные двухэтажные гостиницы, трактиры строились на основе каркасно-щитовых и срубных конструкций, имели крыльца, высокие крыши с флагштоками, резные ставни, карнизы и причелины.

Стилистика архитектурных решений отличалась простотой и рациональностью (резной декор с элементами народной архитектуры).

Более декорированными были крупные общественные объекты, такие как пассажирские пристани. Архитектура речного вокзала Устьинской пристани (казенная пристань) выдержана в эклектичных формах, конструктивная основа содержит каркасно-щитовую конструкцию. Одноэтажное строение имеет по фасаду шесть окон. Главная ось акцентирована крупной стрельчатой аркой, расположенной над главным проходом для посадки и высадки пассажиров. Она поддержана с обеих сторон меньшими арками подковообразной формы. На плоской крыше, окруженной балюстрадой и четырьмя башенками, возвышается изящный бельведер, увенчанный высоким четырехдольным куполом с флагштоком. С двух сторон от главной арки расположены одноэтажные пассажирские залы. По их углам поставлены четырехгранные башни разной величины. Парапеты украшены резными зубчиками, а карнизы сталактитами. Эклектика оказалась вполне уместной в выражении облика значительного общественного сооружения, формирующего береговой фасад города. В зимнее время санный путь соединял город с противоположным берегом Волги. Ранней весной здесь собиралась вся Казань встречать ледоход и открытие навигации. По Волге плавали различные пассажирские и грузовые суда, в том числе своеобразные баржи с деревянными домиками, которые назывались беляны.

Типология застройки прибрежных и береговых территорий

Деревянная застройка различных прибрежных и береговых территорий имела свои морфологические и типологические особенности (рис.). Она вносила своеобразный колорит в облик волжского губернского города. Деревянная застройка отражала архитектурные тенденции своего времени, связанные с рациональным подходом. В зависимости от расположения в той или иной морфологической зоне и от социально-национального состава жителей различался типологический состав деревянных строений. И прибрежные и береговые территории отличались типами застройки в той мере, в какой внешние водоемы (Волга, Казанка) отличаются от внутренних водоемов (Кабан, Булак, Черное озеро). Типология застройки прибрежных и береговых территорий Волги и

Казанки включала производственно-складские, транспортные и общественные строения: фабрики, складские зоны, мельницы, пересадочные узлы, причалы и пассажирские пристани, часовни, мечети, гостиницы, трактиры. В типологии прибрежных и береговых территорий внутренних водоемов характерно преобладание общественных функций.

В)

¡4

Рис. а) Береговая улица на волжской пристани; б) Цирк Никитиных на Черном озере; в) Пристань на Волге; г) Пассажирская казенная пристань; д) Беляна на Волге; е) Купальни на озере Кабан. Архитектурные акварели выполнены Р. С. Айдаровым

Так, для береговой зоны озера Нижний Кабан кроме жилой и общественной характерны производственно-складские строения. Объекты гражданской архитектуры включали: пассажирские пристани, бани, общественные купальни, а также усадебные жилые дома. Особенность использования прибрежной территории Черного озера заключалась в возникновении здесь крупных общественных зданиях (цирк, комплекс деревянных зданий научно-промышленной выставки, деревянный кинематограф, ресторан). Эволюционные преобразования крупных береговых территорий связаны с постепенным вытеснением хозяйственно-складских и производственных функций и превращением в городские общественно-рекреационные пространства. Характерны

разнообразные способы использования береговых зон с применением в застройке деревянных каркасно-щитовых конструкций конструкция и ограниченным использованием декоративных деталей. Все архитектурные строения создавались по утвержденным строительной комиссией проектам [12].

Заключение

Описаны типологические признаки застройки приречных и приозерных территорий Волги, Казанки, Булака, озера Нижний Кабан, Черного озера. Формирование приречных территорий было во многом связано с развитием внешних транспортных коммуникаций, пересадочных узлов (трамвай, железная дорога, водный транспорт), формированием производственно-складских комплексов, появлением функций общественного назначения. Для приозерных берегов характерно преобладание общественно-рекреационных функций. Использование деревянных конструкций давало возможность для быстрого восстановления прибрежных строений в периоды сезонных разливов и подтоплений. В облике города противопоставление верхней и нижней террасы с прибрежными территориями, застроенными объектами деревянной архитектуры создавали самобытный речной фасад Казани и впечатляющий колорит волжского губернского города.

Рекомендации

Современное проектирование прибрежных и береговых территория Казани следует проводить с учетом некоторых сложившихся приемов застройки:

- выделять морфологически и типологически границы прибрежных и береговых территорий;

- береговые территории целесообразно застраивать общественно-коммуникационными и рекреационными объектами с применением современных деревянных конструкций;

- из исторически сложившейся типологии для благоустройства приозерных береговых территорий можно использовать деревянное мощение и деревянные пирсы, беседки, организованные рекреационно-развлекательные площадки с применением деревянных конструкций;

- значительным потенциалом является возможность организации водного внутригородского прогулочного транспорта с организацией пассажирских пристаней на Казанке и озере Кабан и соответствующей инфраструктуры.

Список библиографических ссылок

1. Khodakovsky E., Skjold Lexau S. Historic Wooden Architecture in Europe and Russia. Basel : Birchauser Verlag GmbH, 2016. 364 p.

2. Гельфонд А. Л., Ахмедова Е. А. Архитектурное формирование общественных пространств волжских набережных (на примере Нижнего Новгорода и Самары) : Труды XVII Международного научно-промышленного форума «Великие реки» / Н. Новгород, 2015. С. 177-181.

3. Mihaila M. City Architecture as Cultural Ingredient // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 149. P. 565-569.

4. Rashid M. S. Understanding the Past for a Sustainable Future: Cultural mapping of Malay heritage // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 170. P. 10-17.

5. Кропинова Е. Г., Афанасьева Э. П. Устойчивое развитие прибрежных территорий как основа комплексного управления прибрежными зонами // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 1. С 140-147.

6. Саваренская Т. Ф. Архитектурно-планировочные вопросы формирования прибрежных территорий в городах, расположенных у рек. М. : МАРХИ, 1954.

7. Мансурова Ф. М. Историко-теоретические предпосылки планировки и застройки городов Прикамья. М. : МАРХИ, 1981.

8. Чудинова Т. С. Формирование вертикальной композиции исторических центров приречных городов (на примере городов Поволжья) М. : МАРХИ, 1985.

9. Айдаров Р. С. Татарская деревянная усадьба в архитектурном пейзаже Казани второй половины Х1Х-начала ХХ веков // Проблемы дизайна. 2009. № 5. С. 272-283.

10. Балабанова Ю. П. Культурно-историческое наследие г. Казани: Черноозерский парк // Казанская наука. 2012. № 2. С. 13-21.

11. Айдарова Г. Н. Морфология архитектурного пространства Казани как процесс эволюционных преобразований и культурных влияний // Труды конгресса международного научно-промышленного форума «Великие реки» / Н. Новгород, 2011. С. 316-320.

12. Самолин В. А., Савельев В. П. Волжские путешествия. Казань : DYT, 2014. 126 с.

Aidarova-Volkova Galina Nikolaevna

doctor of architecture, professor E-mail: aidagalnik@mail.ru Aidarov Ravil Sayarovich

candidate of architecture, professor E-mail: ravilaidarov@yandex.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Wooden architecture of the coastal areas of Kazan at the turn of the 19-20th centuries Abstract

Problem statement. The task is to identify the specific characteristics and typological features of the wooden architecture of the coastal areas of Kazan at the turn of the 19-20th centuries.

Results. The architecture of the coastal areas of the Volga and Kazanka was dominated by manufacturing, warehouse and transport facilities; on the banks of Bulak, Caban, Black Lake -buildings of public and recreational purpose. The wooden, mainly professional architecture represented a variety of types of temporary and fixed buildings for inter-seasonal use. The style of architectural decisions was based on the use of frame-panel structures with limited inclusion of a simplified eclectic decor.

Conclusion. The significance of the results obtained lies in the methodology for analyzing the wooden development of the coastal areas of a large historical city of the Volga region, using the example of Kazan, as well as in the architectural description of objects and the identification of typological features of structures located in different morphological zones.

Keywords: wooden architecture, development of coastal territories, morphological zones, types of wooden structures.

References

1. Khodakovsky E., Skjold Lexau S. Historic Wooden Architecture in Europe and Russia. Basel : Birchauser Verlag GmbH, 2016. 364 p.

2. Gelfond A. L., Akhmedova E. A. Architectural formation of public spaces of the Volga embankments (on the example of Nizhny Novgorod and Samara) : dig. of art. XVII International scientific-industrial forum «Great Rivers» / N. Novgorod, 2015. P. 177-181.

3. Mihaila M. City Architecture as Cultural Ingredient // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 149. P. 565-569.

4. Rashid M. S. Understanding the Past for a Sustainable Future: Cultural mapping of Malay heritage // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 170. P. 10-17

5. Kropinova E. G., Afanasieva E. P. Sustainable development of coastal areas as a basis for integrated coastal zone management // Vestnik Baltiyskogo Federalnogo Universiteta im. I. Kanta. 2014. № 1. P. 140-147.

6. Savarenskaya T. F. Architectural and planning issues of formation of coastal territories in cities located near rivers. M. : MARHI, 1954.

7. Mansurova F. M. Historical and theoretical background for the planning and development of the cities of the Kama region. M. : MARHI, 1981.

8. Chudinova T. S. Formation of the vertical composition of the historical centers of riverine towns (on the example of the cities of the Volga region). M. : MARHI, 1985.

9. Aidarov R. S. Tatar wooden homestead in the architectural landscape of Kazan in the second half of the 19th-early 20th centuries // Problemy Dizaina. 2009. № 5. P. 272-283.

10. Balabanova Y. P. Cultural and historical heritage of Kazan: Chernoozersky Park // Kazanskaya Nauka. 2012. № 2. Р. 13-21.

11. Aidarova G. N. Morphology of the architectural space of Kazan as a process of evolutionary transformations and cultural influences // dig. of art. of International scientific-industrial forum «Great Rivers» / N. Novgorod, 2011. P. 316-320.

12. Samolin V. A., Saveliev V. P. Volga travel. Kazan : DYT, 2014. 126 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.