Научная статья на тему 'Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде: кейс социальной сети «ВКонтакте»'

Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде: кейс социальной сети «ВКонтакте» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1631
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / ОБЩЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОНТЕНТ / АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / РЕЙТИНГ / IT-МЕТОДЫ / INTERESTS / SOCIAL NETWORK / THEMATIC REPERTOIRE / COMMUNICATION / GENDER DIFFERENCES / CONTENT / ACTIVITY / YOUTH / RATING / IT METHODS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бразевич С. С., Сафронова Ж. С., Бразевич Д. С., Матюха Д. В.

В статье обосновывается актуальность социологического подхода к исследованию интересов молодежи в социальных сетях. Представлен анализ результатов исследования интересов студенческой молодежи акторов социальной сети «ВКонтакте» через тематический репертуар общения в группах сети. Исследование проводилось при помощи IT-методов обработки и анализа биографических данных, методов анализа и статистики, машинного обучения. Выборка состояла из 171 972 студентов уникальных участников групп в сети «ВКонтакте». Составлен рейтинг групп, различных по тематике, основанный на количестве участников. Представлены результаты анализа тематического репертуара общения студентов в социальной сети «ВКонтакте». Выявлены интересы участников групп. Показаны общие и частные особенности направленности интересов студентов различных вузов, обозначена специфика общения участников популярных групп, установлены гендерные различия в интересах студентов и познавательная направленность в зависимости от места обучения. Делаются выводы о характере познавательной направленности интересов студентов и возможностях влияния на интересы студентов через определенный контент, о слабой активности студентов в «корпоративных» группах вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бразевич С. С., Сафронова Ж. С., Бразевич Д. С., Матюха Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of a sociological approach to the study of young students' interests in social networks. The authors analyze the results of a study involving young students who use the thematic commu-nication repertoire in the Vkontakte net-work’s social groups. The study applies IT methods for processing and analyzing biographical data, analysis and statistics methods, and machine learning. The sample consists of 171,972 unique par-ticipants who joined the network’s social groups. The authors draw up a rating of groups on various topics based on the number of group participants, present the results of the analysis of student the-matic repertoire and reveal the interests of the group participants. The article de scribes general and specific directions of student interests in different universities, explores the features of interactions be-tween the participants in popular groups, and defines gender differences and vari-ous cognitive orientations depending on the place of studies. The authors provide insight into the nature of the cognitive orientation of student interests and the possibilities to influence the interests through certain content, and the weak student activity in the “corporate” social groups of the universities

Текст научной работы на тему «Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде: кейс социальной сети «ВКонтакте»»

СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТА

DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.09 Правильная ссылка на статью:

Бразевич С. С., Сафронова Ж. С., Бразевич Д. С., Матюха Д. В. Исследование интересов молодежи через тематический репертуар общения в студенческой среде: кейс социальной сети «ВКонтакте» //Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 193—211. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.09. For citation:

Brazevich S. S., Safronova Z. S., Brazevich D. S., Matyukha D. V. (2019) Studying the youth interests through the thematic repertoire of student communication: a case study of Vkontakte social network. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1. P. 193—211. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.09.

С. С. Бразевич, Ж. С. Сафронова, Д. С. Бразевич, Д. В. Матюха ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: КЕЙС СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: КЕЙС СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

БРАЗЕВИЧ Святослав Станиславович — доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт- Петербург, Россия E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4345-7428

STUDYING THE YOUTH INTERESTS THROUGH THE THEMATIC REPERTOIRE OF STUDENT COMMUNICATION: A CASE STUDY OF VKONTAKTE SOCIAL NETWORK

Svyatoslav S. BRAZEVICH1 — Dr. Sci. (Soc.), Professor E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4345-7428

1 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia

САФРОНОВА Жанна Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2231-5655

БРАЗЕВИЧ Дмитрий Святославович — кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург, Россия E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6205-101X

МАТЮХА Денис Владиславович — аспирант, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия

E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1830-7177

Аннотация. В статье обосновывается актуальность социологического подхода к исследованию интересов молодежи в социальных сетях. Представлен анализ результатов исследования интересов студенческой молодежи — акторов социальной сети «ВКонтакте» через тематический репертуар общения в группах сети. Исследование проводилось при помощи IT-методов обработки и анализа биографических данных, методов анализа и статистики, машинного обучения. Выборка состояла из 171 972 студентов уникальных участников групп в сети «ВКонтакте». Составлен рейтинг групп, различных по тематике, основанный на количестве участников. Представлены результаты анализа тематического репертуара общения студентов

Zhanna S. SAFRONOVA2 — Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2231-5655

Dmitry S. BRAZEVICH3—Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6205-101X

Denis V. MATYUKHA2 — Postgraduate Student

E-MAIL: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1830-7177

2 St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, St. Petersburg, Russia

3 St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg, Russia

Аbstract. The article substantiates the relevance of a sociological approach to the study of young students' interests in social networks. The authors analyze the results of a study involving young students who use the thematic communication repertoire in the Vkontakte network's social groups. The study applies IT methods for processing and analyzing biographical data, analysis and statistics methods, and machine learning. The sample consists of 171,972 unique participants who joined the network's social groups. The authors draw up a rating of groups on various topics based on the number of group participants, present the results of the analysis of student thematic repertoire and reveal the interests of the group participants. The article de-

в социальной сети «ВКонтакте». Выявлены интересы участников групп. Показаны общие и частные особенности направленности интересов студентов различных вузов, обозначена специфика общения участников популярных групп, установлены гендерные различия в интересах студентов и познавательная направленность в зависимости от места обучения. Делаются выводы о характере познавательной направленности интересов студентов и возможностях влияния на интересы студентов через определенный контент, о слабой активности студентов в «корпоративных» группах вузов.

Ключевые слова: интересы, социальная сеть, тематический репертуар, общение, гендерные различия, контент, активность, молодежь, рейтинг, IT-методы

scribes general and specific directions of student interests in different universities, explores the features of interactions between the participants in popular groups, and defines gender differences and various cognitive orientations depending on the place of studies. The authors provide insight into the nature of the cognitive orientation of student interests and the possibilities to influence the interests through certain content, and the weak student activity in the "corporate" social groups of the universities.

Keywords: interests, social network, thematic repertoire, communication, gender differences, content, activity, youth, rating, IT methods

По статистическим данным различных сервисов, молодежь проводит в социальных сетях более пяти часов в день 1. Исследования Google и Ipsos показывают, что 98 % молодого поколения россиян используют интернет ежедневно 2. По данным сервисов Яндекс.Метрика 3, SpyLog/Openstat 4, LiveInternet 5, Hotlog 6, Рейтинг@ Mail.ru 7, среди социальных сетей в России наиболее популярна «ВКонтакте», она охватывает до 93 % населения от 14 до 25 лет 8. Общение в сети представляет собой мощный элемент социализации и способствует созданию групп по интересам. Разнообразие тематик групп позволяет участникам объединяться на определенный период времени (учитывая добровольный характер участия в группе, свободу выхода из нее), создавать новые социальные связи, легко взаимодействовать с незнакомыми людьми, у которых схожие взгляды и интересы.

1 Google: Исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн // Adindex.ru. 10.03.2017. URL: https:// adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml (дата обращения: 20.02.2019).

2 Там же.

3 https://metrika.yandex.ru/

4 https://www.openstat.com/

5 https://www.liveinternet.ru/

6 https://www.hotlog.ru/

7 https://top.mail.ru/

8 ВКонтакте провела масштабное исследование молодежи в России // Mail.ru Group. 02.11.2017. URL: https://corp. mail.ru/ru/press/releases/10163/ (дата обращения: 24.02.2019).

«Интерес» — это категория, объясняющая характер социального выбора, определяющая область социальных отношений и принципы формирования социальных сетей, обусловливающая особенности потребления и владения информацией. «Интерес» трактуется:

— как мотивы, желания субъекта, позволяющие контролировать «жизненно необходимые ресурсы, обеспечивающие удовлетворение его потребностей и нужд» (Дж. Коулмен);

— обыденность человеческого сознания, объединяющая насущное, желаемое и должное (Р. Патнэм);

— «рационально-ценностная позиция социального субъекта относительно условий и способов своей жизнедеятельности и поведения в обществе...» [Александров, 2014].

Очевидна направленность личности, выражающаяся в познавательной социальной активности. Цель исследования заключается в выявлении интересов студенческой молодежи — акторов социальной сети «ВКонтакте» через тематический репертуар общения в группах по интересам. Исследование проводилось при помощи IT-методов обработки и анализа биографических данных, методов анализа и статистики. Был разработан инструментарий для автоматического сбора, обработки и анализа данных социальной сети, который содержал следующие модули: модуль сбора информации; модуль хранения большого объема данных; модуль обработки информации; модуль принятия решений; модуль, содержащий вспомогательные методы (для работы с сетью, аутентификации, обработки данных разных форматов, безопасности).

Программный инструментарий разработан нами специально для операционной системы Ubuntu 17.04 средствами языка Python 2.7. Список используемых библиотек: Requests (для работы с сетью); peewee (в качестве ORM); re (для обработки данных регулярными выражениями); vkapi и др.

Для сбора информации использовались средства открытого API «ВКонтакте». Разработан многопоточный краулер, использующий паттерн проектирования producer-consumer при помощи синхронной очереди задач. Так как основное время работы worker потоков уходит на блокирующее ожидание выполнения сетевых I/O операций (отправка запроса и ожидание ответа сервера) плюс запись в базу данных, то есть на операции, не являющиеся CPU интенсивными, то для увеличения производительности было запущено количество потоков, значительно превышающее количество CPU ядер процессора.

Поскольку у API социальной сети «ВКонтакте» имеется лимит по количеству HTTP запросов в секунду, для повышения производительности извлечения открытых данных социальной сети использовалась маршрутизация сетевого трафика через сеть TOR. Она была настроена с переключением выходной ноды каждые 10 секунд при помощи опции MaxCircuitDirtiness. (В связи с тем, что время открытия одного TCP соединения с сервером «ВКонтакте» существенно увеличилось, пришлось увеличить количество worker потоков в два раза).

Так как при работе с сервером «ВКонтакте» основное время единичного запроса приходится на сетевое взаимодействие, было принято решение необработанные данные хранить на локальном диске. Данное решение позволило значительно со-

кратить общее время обработки данных за счет того, что повторяющиеся запросы при манипуляциях с «сырыми» данными осуществлялись без использования сети.

Для промежуточного хранения большого объема извлеченных данных использовалась нереляционная база данных Cassandra с двумя нодами. В columnfamily (таблице) базы Cassandra строки (rowkeys) не обязаны резервировать хранилище для каждого столбца, определенного в схеме, и могут быть разряженными, в отличие от реляционных RDBMS, где каждая таблица обязана строго удовлетворять заранее определенной схеме и для любой строки резервируется место для всех столбцов вне зависимости от того, что поле может быть нулевым для некоторых строк. Поскольку заполненность данных профилей пользователей «ВКонтакте» носит флуктуационный и неструктурированный характер, применение Cassandra позволяет рационально использовать дисковое хранилище, а поддержка создания вторичных индексов позволяет ускорить операции поиска и извлечения данных.

Обработанные данные сохранялись в структурированном виде в реляционной базе mysql. Для повышения читаемости кода работа с базой данных велась по методологии ORM (Object-RelationalMapping—технология объектно-реляционного отображения, позволяющая связать базы данных с концепциями объектно-ориентированных языков программирования, создавая «виртуальную объектную базу данных» [Гарсиа-Молина и др., 2003]).

Разработанный инструментарий позволил обработать аккаунты студентов Университета ИТМО, Горного университета, РГПУ им. Герцена. Выбор университетов был обусловлен направленностью подготовки (IT-инженерия, промышленная инженерия и классический гуманитарный вуз).

Из соответствующих групп были извлечены идентификаторы участников. Далее по данным идентификаторам запрашивалась следующая биографическая информация: имя, фамилия; город; место учебы, работы; пол; возраст; группы, страницы, на которые подписан данный пользователь.

Затем программа принимала решение о причастности пользователя к исследуемому вузу и, в случае положительного решения, заносила его данные в mysql базу. Таким образом составлялась выборка пользователей и групп, в которых они состоят.

Всего было идентифицировано с соответствующими университетами 87 активных групп (групп, в которых информация часто обновляется от одного раза в день до ежеминутного обновления), содержащих все корпоративные признаки (символика, название группы, информация об университете, мероприятиях администрации и студентов вузов, обсуждение событий университета, отчеты, фотографии, связанные с соответствующим вузом).

Инструментарий позволил выявить все совпадающие отношения, подсчитать их количество: составить рейтинг групп по популярности в данном конкретном учебном заведении.

Выборка аккаунтов (реальные акторы) социальной сети «ВКонтакте» состоит из студентов вузов Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 23 лет, участвующих в социальных группах сети.

Объективность данных обусловлена количеством акторов. Всего было охвачено 171 972 студента — акторов социальной сети «ВКонтакте», они же уникальные

участники групп социальной сети «ВКонтакте». Для более точной идентификации акторов были установлены дополнительные параметры: частота участия в группах, связанных с высшими учебными заведениями, в которых они обучаются; открытость аккаунтов, позволяющая идентифицировать пользователей групп.

— ГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (далее Университет ИТМО): 74 994 актора — уникальных участников групп, связанных с Университетом ИТМО (из них 41 993 юношей и 33 001 девушка);

— ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет» (далее Горный университет): 28 826 акторов — уникальных участников групп, связанных с Горным университетом (из них 13 497 юношей и 15 329 девушек);

— ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (далее РГПУ им. Герцена): 68 152 актора—уникальных участников групп, связанных с Университетом Герцена (из них 18 036 юношей и 50 116 девушек).

Неравномерность выборки по университетам обусловлена количеством «корпоративных» групп, связанных с университетами и активностью в них акторов, открытостью аккаунтов акторов, установленной идентификацией актора и аккаунта.

Анализ количественных данных и анализ тематик групп показали, что предпочтение групп, которые строго отличаются по тематике, а соответственно интересы юношей и девушек различны, следовательно, существуют гендерные различия интересов. Результаты представлены ниже в таблицах 1—6.

Таблица 1. Рейтинг интересов по социальным группам юношей Университета ИТМО

№ Название группы* Тематика группы Всего акторов

1 Хабрахабр (НаЬг) https://vk.com/habr 1Т-технологии, виртуальные ресурсы, программное обеспечение, 1Т-новости; интернет-экономика 5308

2 всюпсеЖаука https://vk.com/sci Научно-популярные факты, новости науки и техники 4970

3 Наука и Техника https://vk.com/science_technology Научно-популярные факты, новости науки и техники 4965

4 Лентач https://vk.com/oldlentach Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 4947

5 Команда «ВКонтакте» https://vk.com/team Новости, акции, реклама «ВКонтакте» 4615

6 МЭК https://vk.com/mudakoff Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 4448

7 Подслушано в ИТМО https:// vk.com/overhearitmo Мемы, неформальное общение (анонимное в том числе), новости ИТМО 4341

8 Типичный программист https://vk.com/tproger Новости 1Т-технологий, вакансии, популярное в 1Т-мире, образовательные статьи и переводы 4300

№ Название группы* Тематика группы Всего акторов

9 ITMO.STUDENTS https://vk.com/itmostudents Новости, актуальная информация о студенческих мероприятиях Санкт-Петербурга и Университета ИТМО 4197

10 Лепра https://vk.com/leprum Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 3977

* Так как групп с подобным названием может быть более пяти в сети «ВКонтакте», мы вычленяли только те, которые составили рейтинг.

Таблица 2. Рейтинг интересов по социальным группам девушек Университета ИТМО

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

1 Интересные события в Санкт-Петербурге https://vk.com/blog_fiesta События, новости, мероприятия, развлечения Санкт-Петербурга 6459

2 KudaGo: Санкт-Петербург https://vk.com/kudagospb События, новости, развлечения Санкт-Петербурга 5883

3 Способы путешествовать почти бесплатно (RU) https://vk.com/vandroukiru Бюджетный туризм, акции туристических агентств, 5203

4 Это Питер, детка! [Типичный Питер] https://vk.com/piter События, новости, развлечения Санкт-Петербурга 4908

5 ЭаепсеЖаука https://vk.com/sci Научно-популярные факты, новости 4324

6 Bon Appétit Лучшиерецепты https://vk.com/bon Кулинария 4218

7 Лепра https://vk.com/leprum Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 4157

8 E-squire https://vk.com/ru.esquire Брендирование,спецпроекты, на-тивная реклама 3922

9 ITMO.STUDENTS https://vk.com/itmostudents Новости, актуальная информация о студенческих мероприятиях города и Университета ИТМО 3918

10 Лучшие стихи великих поэтов! Литература https://vk.com/1poetry Поэзия, цитаты знаменитых людей 3700

Таблица 3. Рейтинг интересов по социальным группам юношей Горного университета

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

1 Анонимные Слухи В Горном https://vk.com/mining_anon Неформальное общение (анонимное в том числе), информация о мероприятиях университета 3447

2 MDK https://vk.com/mudakoff Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 2453

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

3 СПБГТИ(ТУ) ФЭМ помощь студентам https://vk.com/zfemhelps Помощь с дисциплинами, модулями, курсовыми, отчетами по практике (коммерческая деятельность) 2169

4 Наука и Техника https://vk.com/science_technology Научно-популярные факты, новости 2059

5 SciencelНаука https://vk.com/sci Научно-популярные факты, новости 1934

6 Киномания https://vk.com/kino_mania Кино, сериалы, информация о кино 1874

7 ЕП (Эпицентр Юмора) https://vk.com/fuck_humor Интернет-мемы, демотиваторы, черный юмор 1664

8 5 лучших фильмов https://vk.com/xfilm Кино, сериалы, информация о кино 1653

9 ^/НОВЫЙ РЭП https://vk.com/rapnewrap Музыка, информация о музыке 1557

10 Киномания 1 Новинки кино 2018 https://vk.com/kinomania Кино, сериалы, информация о кино 1511

Таблица 4. Рейтинг интересов по социальным группам девушек Горного университета

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 СПБГТИ(ТУ) ФЭМ помощь студентам https://vk.com/zfemhelps Помощь с дисциплинами, модулями, курсовыми, отчетами по практике (коммерческая деятельность) 4101

2 Анонимные Слухи В Горном https://vk.com/mining_anon Неформальное общение (анонимное в том числе), информация о мероприятиях университета 2721

3 Палата № 6 https://vk.com/pn6 Юмор 2573

4 40 КГ https://vk.com/40kg Образ жизни, «правильне питание» 2498

5 90—60—90 I Спортивные девушки https://vk.com/9o_6o_9o Образ жизни, «правильне питание», спорт 2386

6 Киномания https://vk.com/kino_mania Кино, сериалы, информация о кино 2319

7 Шедевры кулинарии I Простые рецепты https://vk.com/sh.cook Кулинария 2225

8 Психология отношений https://vk.com/psy.people Психология отношений 2212

9 Лучшие стихи великих поэтов I Литература https://vk.com/1poetry Поэзия, цитаты знаменитых людей 2206

10 Bon Appétit I Лучшиерецепты https://vk.com/bon Кулинария 2203

Таблица 5. Рейтинг интересов по социальным группам юношей РГПУ им. Герцена

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

1 Фундаментальная библиотека РГПУ им.А.И.Герцена https://vk.com/libherzen Информация о библиотеке, мероприятия 2992

2 SciencelНаука https://vk.com/sci Научно-популярные факты, новости 1857

3 Подслушано в Герцена https://vk.com/rgpu_sluh Неформальное общение (анонимное в том числе), информация о мероприятиях университета 1809

4 Команда ВКонтакте https://vk.com/team Новости, акции, реклама ВКонтакте 1730

5 MDK https://vk.com/mudakoff Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 1686

6 Киномания https://vk.com/kino_mania Кино, сериалы, информация о кино 1671

7 Наука и Техника https://vk.com/science_technology Научно-популярные факты, новости 1646

8 5 лучших фильмов https://vk.com/xfilm Кино, сериалы, информация о кино 1558

9 Интересные события в Санкт-Петербурге https://vk.com/blog_fiesta События, новости, развлечения Санкт-Петербурга 1550

10 Киномания l Новинки кино 2018 https://vk.com/kinomania Кино, сериалы, информация о кино 1550

Таблица 6. Рейтинг интересов по социальным группам девушек РГПУ им. Герцена

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

1 Интересные события в Санкт-Петербурге https://vk.com/blog_fiesta События, новости, развлечения Санкт-Петербурга 9684

2 KudaGo: Санкт-Петербург https://vk.com/kudagospb События, новости, развлечения Санкт-Петербурга 8584

3 Это Питер, детка! [Типичный Питер] https://vk.com/piter События, новости, развлечения Санкт-Петербурга 8543

4 Лучшие стихи великих поэтов ! Литература https://vk.com/1poetry Поэзия, цитаты знаменитых людей 7844

5 Bon Appétit ! Лучшиерецепты https://vk.com/bon Кулинария 6560

6 Подслушано в Герцена https://vk.com/rgpu_sluh Неформальное общение (анонимное в том числе), информация о мероприятиях университета 6458

7 Лепра https://vk.com/leprum Интернет-мемы, демотиваторы на злободневные темы, черный юмор 6345

№ Название группы Тематика группы Всего акторов

8 ДТП и ЧП I Санкт-Петербург 1 Питер Онлайн I СПб https://vk.com/spb_today Информация о ДТП 6067

9 Cook Good — лучшиерецепты https://vk.com/cook_good Кулинария 5996

10 Палата № 6 https://vk.com/pn6 Юмор 5871

Высокий рейтинг групп, определяемый количеством активных пользователей, входящих в рассматриваемую категорию акторов социальной сети «ВКонтакте», свидетельствует о преобладании соответствующих интересов. Тематика групп поддерживается их модераторами, администраторами в соответствии с описанием на главной странице, существенных отклонений от тематики выявлено не было. Важную роль в поддержании интересов акторов играет наличие во «ВКонтакте» новостной ленты личного аккаунта. Учитывая, что в новостной ленте отображаются новые посты группы, сообщения, лайки, то есть общая активность группы, очевидно, что подписчики имеют доступ ко всем событиям, происходящим в группе, это стимулирует интерес и соответствующую познавательную активность акторов, поддерживает их внимание к событиям группы. Подтверждением этому является активное посещение акторами групп, репосты на личных страницах, комментарии и лайки акторов.

Анализ данных показал, что юноши Университета ИТМО проявляют интересы к следующим группам: «Хабрахабр» (5308 юношей), «Science I Наука» (4970), «Наука и Техника» (4965), «Лентач» (4947), «Команда ВКонтакте» (4615), MDK (4448), «Подслушано в ИТМО» (4341), «Типичный программист» (4300), «ITMO.STUDENTS» (4197), «Лепра» (3977). Анализ тематик групп позволяет классифицировать интересы данных студентов по направлениям.

Среди юношей Университета ИТМО — акторов социальной сети «ВКонтакте» лидируют группы «Хабрахабр», «^аепсе1Наука», «Наука и Техника», «Команда ВКонтакте»; «Типичный программист», в которых представлена информация в области науки и техники, IT-технологий, робототехники, особенности IT-рынка, интернет-экономики. Контент-анализ групп показал, что наиболее популяризированную (общедоступно изложенной, упрощенной) информацию предоставляет группа «^аепсе1Наука». Посты в группе касаются не только науки и техники, но и политики, происшествий в городах и регионах, комментарии в группе носят экспрессивный характер, содержат гиф-анимацию, мемы, не связанные с научными фактами. Соответственно, юноши Университета ИТМО проявляют интерес не только к сугубо научным фактам, но и к популярной информации. Было выявлено преобладание познавательных интересов в IT-области, интереса к новинкам науки и техники, а также в области популярной (вирусной) информации в сети.

Анализ контента таких групп, как «Команда ВКонтакте», «Типичный программист», позволяет заключить, что юношей интересуют вакансии на IT-рынке, информация о событиях и новинках социальной сети «ВКонтакте», интернет-экономика, новости иных социальных сетей, касающиеся в основном программного

обеспечения, актуальных событий, обучающих курсов в области 1Т. Комментарии в группе носят специфический характер: обсуждаются программы, их новизна, мобильные разработки, в комментариях задаются вопросы по предмету обсуждения; общение отличается юмором, сленгом: «мобилки», «операционки», «кодить», «гамать», «вебня», «джоиниться» и пр. Очевидно наличие определенной субкультуры и узкой профессиональной направленности познавательных интересов.

Популярность групп «Подслушано в ИТМО», «!ТМ0.8ТийЕМТ8», которые относятся к корпоративным группам ИТМО, свидетельствует, что юношей интересует корпоративное общение, неформальное общение в Университете ИТМО, общение со сверстниками, студенческие мероприятия. Группа «Подслушано в ИТМО» имеет более неформальный контент. Посты, комментарии касаются жизни студентов в общежитии (поиск возможности заселения, бытовые вопросы, помощь при возникновении проблем), вопросы межличностного общения, обсуждение учебных дисциплин и преподавателей, вопросы поступления, перевода с одного направления подготовки на другой, поиск вещей, потерянных в стенах вуза, знакомства и пр. В комментариях часто используется юмор, они содержат мемы, гиф-анимацию, фотографии. Для поддержания темы беседы студентами предлагается общение за пределами группы, в личных сообщениях. Группа отличается высокой активностью участников.

«!ТМ0.8ТийЕМТ8» — официальная группа Университета ИТМО, где содержится информация о вузе, мероприятиях, грантах, конкурсах, событиях. Комментарии носят целенаправленный характер: запись, регистрация на мероприятия, уточняющие вопросы о событиях; неформальное общение сведено к минимуму.

Участие в популярных интернет-группах «Лентач», «МРК» свидетельствует, что в структуру интересов включены демотиваторы на злободневные темы, интернет-мемы, распространенная резонансная интернет-информация. Контент-анализ показал, что в данных группах представлена упрощенная, вирусная информация, практически без фильтров на ненормативную лексику, объективность, эстетичность. Темы могут быть различными по направленности, могут заимствоваться с разных сайтов интернета, отражают настроения пользователей в определенный момент времени. Комментарии в группе носят экспрессивный неформальный характер, изобилуют ненормативной лексикой.

Группа «Лепра» имеет высокий рейтинг среди юношей Университета ИТМО, в ней содержится популярная информация на злободневные темы (политика, экономика, юриспруденция), демотиваторы, мемы, различные фотографии, музыка и прочее, в постах присутствует ненормативная лексика. Отключены комментарии. Таким образом, подтверждается информация, что у юношей студентов Университета ИТМО преобладают интересы к вирусной популярной, злободневной информации, которые включены в интересы интернет-сообщества.

Среди девушек Университета ИТМО—акторов социальной сети «ВКонтакте» наибольшую популярность имеют группы «Интересные события в Санкт-Петербурге» (6459 девушек), «К^аСо: Санкт-Петербург» (5883), «Способы путешествовать почти бесплатно (Яи)» (5203), «Это Питер, детка! [Типичный Питер]» (4908), «8о1епое!Наука» (4324), «ВопАрреШ Лучшие рецепты» (4218), «Лепра» (4157),

«Е^шге» (3922), «!ТМ0^Т1ЮЕ1^» (3918), «Лучшие стихи великих поэтов1 Литература» (3700).

Анализ тематик групп позволяет обобщить интересы группы девушек по направлениям. Так, наибольшую популярность имеют группы «Интересные события в Санкт-Петербурге», «KudaGo: Санкт-Петербург», «Это Питер, детка! [Типичный Питер]». Группы содержат информацию о культурных событиях Санкт-Петербурга, новостях культуры (премьеры, выставки, концерты, обучающие тренинги, встречи с деятелями культуры и искусства), приглашения на экскурсии, приводятся экскурсионные маршруты, описываются достопримечательности города. На стенах групп размещаются музыкальные посты, аудиофайлы с экскурсиями, рассказами о культурных событиях. Комментарии в группах соответствуют постам, содержат отношение к информации.

В группе «Способы путешествовать почти бесплатно (Яи)» публикуется информация об акциях и скидках туристических агентств, компаний перевозчиков, уровень цен на авиаперелеты, автобусные маршруты, железнодорожный транспорт; популярные туристические направления. Комментарии в группе носят единичный характер, количество просмотров каждого поста достигает нескольких тысяч. Анализ позволяет сделать вывод, что девушки проявляют интерес к области развлечений, досуга, путешествий как по стране, так и за ее пределами, их интересуют новости и события в Санкт-Петербурге.

Участие в группе «BonAppëtit I Лучшие рецепты» подтверждает интересы в области кулинарии, так как основной контент группы — кулинарные рецепты, информация о пользе продуктов. Комментариев в группе меньше десятка, количество просмотров может достигать до нескольких десятков тысяч.

Участие в группах «ScienceIНаука» свидетельствуют об интересе к популярной науке, причем не только к научным фактам, но и к вирусной информации (аналогично интересам юношей Университета ИТМО).

В группе «Е^шге» представлена краткая информация о деятелях культуры и искусства из одноименного журнала, фотографии на популярные темы в интернете (время года, города, страны, популярные артисты), мемы, гиф-анимация, информация о брендах. Участие девушек в группе «Е^шге» свидетельствует об интересах к брендированию, рекламе, популярной информации в сети.

Также среди девушек Университета ИТМО популярностью пользуется группа «Лепра», что означает, что в сферу интересов входят демотиваторы на злободневные темы, интернет-мемы, вирусная информация в сети.

Участие в группе «ITM0.STUDENTS» говорит о том, что девушки интересуются корпоративным общением, неформальным общением в Университете ИТМО, студенческими мероприятиями (аналогично интересам юношей Университета ИТМО).

Также наблюдаются интересы в области лирики, поэзии, это подтверждает популярность группы «Лучшие стихи великих поэтов1 Литература», в которой представлены тексты стихотворений поэтов, фотографии поэтов и деятелей литературы, краткие выдержки из литературных произведений. В группе активно комментируются личности поэтов, их деятельность, отношение участников группы к поэзии, публикуются стихотворения, обсуждаются взаимоотношения. Количество просмотров одного поста достигает нескольких сот тысяч.

Среди юношей Горного университета — акторов социальной сети «ВКонтакте» пользуются популярностью группы «Анонимные Слухи В Горном» (3447), «МОК» (2453), «СПБГТИ(ТУ) ФЭМ помощь студентам» (2169), «Наука и Техника» (2059), «8о1епое!Наука» (1934), «Киномания» (1874), ЕП (Эпицентр Юмора) (1664), «5 лучших фильмов» (1653), «ИЯ / НОВЫЙ РЭП» (1557), «Киномания ! Новинки кино 2018» (1511).

Первые места в рейтинге групп у юношей Горного университета занимают группы «Анонимные Слухи В Горном», «СПБГТИ(ТУ) ФЭМ помощь студентам». Анализ контента этих групп показывает, что в них превалирует информация из жизни студентов: вопросы написания курсовых работ, помощь в обучении, заселение в общежитие, обсуждение личности преподавателей, способов сдачи долгов по учебе, общение со сверстниками, бытовые вопросы и прочее. Комментарии в группе «Анонимные Слухи в Горном» носят неформальный характер, часто содержат юмор, включают мемы, гиф-анимацию, фотографии. В группе «СПБГТИ(ТУ) ФЭМ помощь студентам» комментарии отключены. Количество просмотров в среднем от нескольких сотен до тысячи под одним постом, что свидетельствует об активности группы.

Исходя из полученных данных, мы можем заключить, что лидируют интересы к корпоративному неформальному общению, в том числе анонимному, интересы к учебной информации Горного университета, студенческим мероприятиям, помощи в обучении.

Также высокий рейтинг по количеству участников имеют группы «Наука и Техника», «8о1епое!Наука», что говорит о познавательных интересах в области науки и техники, а также в области популярной, вирусной информации в сети, аналогично интересам студентов Университета ИТМО.

Контент группы «ЕП (Эпицентр Юмора)» содержит упрощенную популярную информацию, демотиваторы на злободневные темы, фотографии, гиф-анимацию, мемы и т. д. Посты могут содержать ненормативную лексику. Комментарии отключены. Количество просмотров одного поста достигает нескольких сот тысяч.

Участие в группах «МОК», «ЕП (Эпицентр Юмора)» свидетельствует, что в сферу интересов юношей попадают демотиваторы на злободневные темы, интернет-ме-мы, юмор, интересы к вирусной популярной, злободневной информации, которые включены в интересы интернет-сообщества.

Группы «Киномания», «5 лучших фильмов», «Киномания ! Новинки кино 2018» отличаются преобладанием рекламы кинофильмов, на стенах групп размещены видеорелизы фильмов по направлениям, фотографии актеров и режиссеров. В группах «5 лучших фильмов», «Киномания ! Новинки кино 2018» разрешается оставлять комментарии, количество которых достигает нескольких сотен под одним постом. Комментарии в основном отражают характер группы: содержат гиф-анимацию, фотографии актеров, режиссеров, ссылки на другие кинофильмы, обсуждение фильмов и героев, отношение к ним. Данный анализ подтверждает интересы к кино, к просмотрам фильмов онлайн, к общению.

«ИЯ/НОВЫЙ РЭП» содержит информацию о концертах современных направлений музыки (как правило, это рэп, хип-хоп, рок). В группе размещен музыкальный видео- и аудиоконтент, фотографии музыкантов, исполнителей, афиши концертов.

Участие в группе «NR/НОВЫЙ РЭП» говорит об интересе к современной музыке, общению по данной тематике. Количество просмотров одного поста достигает десятков тысяч.

Среди девушек Горного университета — акторов социальной сети «ВКонтакте» наиболее популярны группы «СПБГТИ(ТУ) помощь студентам СПБГТИ ФЭМ заочникам» (4101 девушка), «Анонимные Слухи в Горном» (2721), «Палата № 6» (2573), «40 КГ» (2498), «90-60-90 I Спортивные девушки» (2386), «Киномания» (2319), «Шедевры кулинарии I Простые рецепты» (2225), «Психология отношений» (2212), «Лучшие стихи великих поэтов I Литература» (2206), «BonAppétit I Лучшие рецепты» (2203).

Анализ тематик групп выявляет интересы студенток. Популярность групп «Анонимные Слухи В Горном», «СПБГТИ(ТУ) помощь студентам СПБГТИ ФЭМ заочникам» говорит о том, что лидирует интерес к корпоративному неформальному общению, в том числе анонимному, к информации Горного университета, студенческим мероприятиям, помощи в обучении (подобно интересам юношей Горного университета).

Группы «40 КГ», «90-60-90 I Спортивные девушки» содержат информацию о здоровом питании, тренировках, особенностях спортивного образа жизни, фотографии девушек, гиф-анимацию, видео спортивных тренировок, мотиваторы, гиф-анимацию, музыку к тренировкам. Количество просмотров достигает до нескольких десятков тысяч. В комментариях обсуждаются проблемы «лишнего веса», личных достижений в тренировках, отношение к спорту. Участие в группах «40 КГ», «90-60-90 I Спортивные девушки» позволяет предположить, что в сравнении со студентками других рассматриваемых вузов девушки из Горного университета теоретически больше интересуются здоровым питанием, спортивным образом жизни, проявляют интерес к красоте тела и демонстрации его.

В группе «Палата № 6» публикуются короткие анонимные истории, высказывания, конкурсы группы, интернет-мемы. В группе официально действует цензура (что объявлено на странице), в постах поддерживается юмор. Комментарии отключены. Количество просмотров постов достигает сотен тысяч. Участие в группе «Палата № 6» предполагает наличие у девушек интересов к юмору, интернет-мемам.

Подписка девушек на группу «Киномания» подтверждает интересы к новостям кино, к просмотрам фильмов онлайн, аналогично интересам юношей Горного университета.

«Психология отношений» — группа, где публикуется популярная информация из области психологии, короткие посты об отношениях, эмоциях, фотографии людей, природы, популярные тесты, опросы. Количество просмотров постов достигает нескольких сот тысяч. Есть возможность комментирования, общения. Участие в группе «Психология отношений» обозначает интересы в области психологии общения, эмоций, интерес к сентиментальной информации.

Контент группы «Лучшие стихи великих поэтов I Литература» свидетельствует об интересах к лирике, поэзии (аналогично интересам девушек Университета ИТМО). В сферу интересов девушек Горного университета также входят кулинарные рецепты, здоровое питание, о чем говорит участие в группе «BonAppétit I Лучшие рецепты».

Анализ данных рейтинга групп социальной сети «ВКонтакте» среди студентов РГПУ им. Герцена выявил следующие особенности: большую открытость аккаун-тов и активность девушек — акторов социальной сети по сравнению со всеми рассматриваемыми акторами.

Среди юношей РГПУ им. Герцена — акторов социальной сети «ВКонтакте» наибольшую популярность получили группы: «Фундаментальная библиотека РГПУ им.А.И.Герцена» (2992 юноши), «8о1епое!Наука» (1857), «Подслушано в Герцена» (1809), «Команда ВКонтакте» (1730), «МОК» (1686), «Киномания» (1671), «Наука и Техника» (1646), «5 лучших фильмов» (1558), «Интересные события в Санкт-Петербурге» (1550), «Киномания ! Новинки кино 2018» (1550).

Среди юношей из РГПУ им. Герцена лидирует группа «Фундаментальная библиотека РГПУ им. А. И. Герцена», в которой представлена информация о новостях библиотеки, культурных мероприятиях, событиях (дни рождения деятелей культуры, писателей, ученых), обращения к читателям, обозначены доступы к библиотечным ресурсам, семинарам, проводимым в рамках библиотечных мероприятий. Просмотров группы насчитывается до нескольких сотен. Активность участников можно назвать низкой по сравнению с другими группами, где количество просмотров значительно выше, но здесь необходимо учитывать корпоративный характер группы, ее специфическую направленность. Комментарии и лайки редки. Количество участников в группе может свидетельствовать об интересе к информации Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена.

Участие в группах «8о1епое!Наука» и «Команда ВКонтакте» позволяет выявить познавательные интересы в области науки и техники, информации о событиях и новинках сети «ВКонтакте», а также в области популярной (вирусной) информации, подобно интересам юношей из других рассматриваемых вузов.

«Подслушано в Герцена» — корпоративная группа студентов данного вуза. Контент-анализ выявил, что, как и в предыдущих корпоративных группах, здесь превалирует информация из жизни студентов: вопросы про обучение в вузе, заселение в общежитие, обсуждение преподавателей, общение со сверстниками и пр. Высокий рейтинг группы «Подслушано в Герцена» у данных студентов позволяет заключить, что в сферу актуальных интересов входит корпоративное общение, неформальное общение, в том числе анонимное, общение со сверстниками, интерес к студенческим мероприятиям университета им. А. И. Герцена.

Участие в группе «МОК» показывает, что юноши интересуются демотиватора-ми на злободневные темы, интернет-мемами. Группы «Киномания», «5 лучших фильмов», «Киномания ! Новинки кино 2018» — объединяют тех, кто интересуется кино, смотрит фильмы онлайн. Состоящие в группе «Интересные события в Санкт-Петербурге» получают новости, информацию о событиях и развлечениях в Санкт-Петербурге.

Анализ данных показал, что среди девушек РГПУ им. Герцена — акторов социальной сети «ВКонтакте» наиболее популярны группы «Интересные события в Санкт-Петербурге» — (9684 девушки), «К^аСо: Санкт-Петербург» (8584), «Это Питер, детка! [Типичный Питер]» (8543), «Лучшие стихи великих поэтов ! Литература» (7844), «ВопАрреШ ! Лучшие рецепты» (6560), «Подслушано в Герцена»

(6458), «Лепра» (6345), «ДТП и ЧП I Санкт-Петербург I Питер Онлайн I СПб» (6067), «CookGood—лучшие рецепты» (5996), «Палата № 6» (5871).

Анализ тематик групп позволяет обобщить интересы рассматриваемой группы девушек по направлениям: «Интересные события в Санкт-Петербурге», «KudaGo: Санкт-Петербург», «Это Питер, детка! [Типичный Питер]» — интересы к досуговой деятельности, событиям, новостям, развлечениям в Санкт-Петербурге (аналогично интересам девушек Университета ИТМО).

Участие в группах «Подслушано в Герцена»—интерес к корпоративному неформальному общению, в том числе анонимному, к информации университета им. Герцена, студенческим мероприятиям. «Лучшие стихи великих поэтов I Литература»—интерес к поэзии, лирике; «BonAppétit I Лучшие рецепты»—к кулинарии.

Девушки интересуются демотиваторами на злободневные темы, интернет-мемами, юмором, популярным (вирусным) контентом. Об этом свидетельствует участие в группах «Лепра» и «Палата № 6».

«ДТП и ЧП I Санкт-Петербург I Питер Онлайн I СПб» — группа, где содержится информация об авариях, дорожно-транспортных происшествиях в Санкт-Петербурге, угонах автомобилей, происходит поиск свидетелей дорожно-транспортных происшествий. Количество просмотров одного поста доходит до нескольких десятков тысяч, а количество комментариев — до нескольких сотен. Участие в группе «ДТП и ЧП I Санкт-Петербург I Питер Онлайн I СПб» показывает интерес к событиям на автодороге, дорожно-транспортным происшествиям, общению в группе.

Обобщая полученные в ходе анализа данные, можно прийти к выводу, что среди юношей Университета ИТМО—акторов социальной сети «ВКонтакте» преобладают познавательные интересы. Активность в соответствующих социальных группах может свидетельствовать о том, что студенты интересуются будущим в профессиональной деятельности, следят за развитием IT-сферы, вакансиях на IT-рынке, также интересуются вирусной информацией в сети. Студенты Университета ИТМО, вне зависимости от гендерной принадлежности, не проявили явных интересов к социальным группам, где представлены киноновинки, сериалы, где можно смотреть фильмы онлайн.

Девушки Университета ИТМО больший интерес в социальной сети проявляют к досуговой деятельности, международному туризму и развлечениям, что уникально для данной выборки.

Для студентов Горного университета, вне зависимости от гендерной принадлежности, познавательные интересы имеют отличительный характер (наряду с интересом к науке и технике у юношей), большое количество акторов интересуются помощью в освоении дисциплин, модулей, написании курсовых работ, отчетов по практике. Особо распространен среди студентов Горного университета интерес к кино, просмотрам фильмов онлайн.

Девушки Горного университета демонстрируют в сети интересы к правильному питанию, красоте тела, спорту, что также уникально для рассматриваемой выборки.

Интересы студентов РГПУ им. Герцена имеют больше общих черт с акторами всей представленной выборки. Познавательные интересы юношей включают интересы к науке и технике, событиям и новинкам социальной сети «ВКонтакте»,

популярному контенту. Также акторы интересуются событиями в Санкт-Петербурге. У юношей был выявлен интерес к библиотечным ресурсам Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена, а у девушек — интересы к дорожно-транспортным происшествиям и чрезвычайным ситуациям в Санкт-Петербурге (возможно, это следствие социальных или образовательных акций университета).

Всех студентов объединяют интересы к корпоративному университетскому общению, к неформальному и анонимному общению со сверстниками. Данные интересы можно рассматривать в рамках социализации личности в университете, принятия норм, правил, традиций студенческой жизни. Исходя из анализа информации на стенах подобных групп, можно сказать, что студенты в «корпоративных» группах проявляют экспрессивность в комментариях, делятся впечатлениями, обсуждают проблемы обучения, личностного общения. При анонимности часто используется ненормативная лексика, что может свидетельствовать не столько о культурном уровне студентов, сколько о высокой эмоциональности контактов, эмоциональной разрядке, а также особенностях молодежной субкультуры.

Веянием времени является увлеченность демотиваторами на злободневные темы, интернет-мемами, то есть присутствует интерес к спонтанной информации, которая имеет вирусный характер распространения в интернет-среде, популярной и актуальной на относительно короткий промежуток времени и отражающей интересы молодого поколения. Это возможность быть в курсе последних событий, следовать моде, что консолидирует студентов, позволяет придерживаться единой субкультуры (молодежной, студенческой). К этому можно добавить, что такая увлеченность не гарантирует погруженности в проблемы, события, которые представляет тот или иной мем или демотиватор, позволяет на поверхностном уровне уловить направление интересов большинства, быть «в курсе».

Интересы к путешествиям и досугу—это то, что традиционно характеризует молодежь, позволяет проявлять активность, в том числе познавательную. В группах, где представлены подобные интересы, можно обрести товарищей по совместным путешествиям или друзей. Найти доступный в материальном плане отдых или досуг, поделиться эмоциями, впечатлениями.

Девушки, в большинстве своем, проявляют традиционные гендерные интересы, проявляют эмоциональность и чувствительность, драматичность, демонстрируют интересы к кулинарии (что не гарантирует умение готовить или любовь к приготовлению пищи, которая стала трендом в социальных сетях).

Интересы студенческой молодежи — акторов социальной сети «ВКонтакте» имеют ряд особенностей: гендерные различия; познавательную направленность в зависимости от места обучения, традиций, норм вуза; они отражают характерные социально-психологические признаки молодежи; имеют культурно-массовый характер. Также существуют и общие тенденции. Для юношей это участие в группах с популярной, упрощенной информацией, содержащей интернет-мемы, демотиваторы, черный юмор и пр.; для девушек—участие в поэтических и кулинарных группах, где также публикуется простая по форме информация (фотографии, короткие фразы в посте, гиф-анимация и пр.).

Таблица 7. Совпадение рейтинга интересов по социальным группам студентов вузов

Социальные группы «ВКонтакте» ИТМО Горный РГПУ им. Герцена ИТМО Горный РГПУ им. Герцена

Юноши Девушки

ScienceIНаука + + + +

Наука и Техника + + +

MDK + + +

Bon Appétit I Лучшиерецепты + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лучшие стихи великих поэтов I Литература + + +

Команда ВКонтакте + +

Киномания + + +

5 лучших фильмов + +

Киномания I Новинки кино 2018 + +

Лепра + + +

Интересные события в Санкт-Петербурге + + +

KudaGo: Санкт-Петербург + +

Это Питер, детка! [Типичный Питер] + +

Палата № 6 + +

Анализ активности в группах (посещаемость, количество пользователей, комментариев) социальной сети «ВКонтакте» позволяет заключить, что на интересы молодежи можно влиять путем распространения информации, имеющей характер мемов, не перегруженной символами и знаками, носящей яркий экспрессивный характер (отрицательный или положительный) или имеющей юмористическую форму. Неслучайно у рассматриваемых акторов популярностью пользуются группы с вирусным контентом, имеющие количество участников более миллиона человек: «Лентач» (на момент исследования 1 981 498 участников), «MDK» (10 360 218), «Лепра» (4 790 562), «БаепсеШаука» (5 346 044), «ЕП (Эпицентр Юмора)» (9 372 009), BonAppétit I Лучшие рецепты (4 361 945) и др., где представлена подобная информация.

По интересам молодежи — акторов социальной сети «ВКонтакте» можно судить о том, как тот или иной вуз использует информационно-образовательные ресурсы социальной сети, их эффективность. Выявлено, что активность в корпоративных социальных группах университетов, информационно-образовательных по своему назначению, низкая. Количество обработанных машинным методом групп, организованных для корпоративного общения, больше, чем представлено в текущем рейтинге студентов, активность в группах данных студентов низкая или отсутствует. Участие в такой группе обозначает принадлежность к университету, но не подразумевает студенческую активность, чаще вызывает интерес у студентов младших курсов (что следует из анализа обращений и комментариев в группе), бывших выпускников и преподавателей (анализ состава участников группы). Количество

просмотров, комментариев и других свидетельств активности группы существенно ниже, чем во всех остальных рассматриваемых группах.

Полученные данные могут быть использованы в педагогических, социально-психологических, социологических, маркетинговых исследованиях.

Список литературы (References)

Александров Д. В. Понятие «интерес» в современной западной социологии // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 57—66.

Aleksandrov D. V. (2014) The Notion of 'Interest' in Contemporary Western Sociology. Sociological Studies. No. 8. P. 57—66. (In Russ.)

Гарсиа-Молина Г., Ульман Д., Уидом Д. Системы баз данных. Полный курс. / пер. с англ. А. С. Варакина. М. : Вильямс, 2003. 1088 с.

Garcia-Molina G., Ullman D., Widom D. (2003) Database Systems: The Complete Book. Trans. from English by A. S. Varakina. M.: Williams. 1088 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.