Научная статья на тему 'В контакте со всем миром'

В контакте со всем миром Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / КОНТЕНТ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пашкина А. А.

В статье рассматривается и обосновывается феномен популярности социальных сетей, получивших свое стремительное развитие менее чем десятилетие назад. В качестве наиболее выдающегося примера активно используемой социальной сети представлен сайт «ВКонтакте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В контакте со всем миром»

ПРОБЛЕМЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Problems of media culture

В КОНТАКТЕ СО ВСЕМ МИРОМ

А.А. Пашкина,

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Аннотация: В статье рассматривается и обосновывается феномен популярности социальных сетей, получивших свое стремительное развитие менее чем десятилетие назад. В качестве наиболее выдающегося примера активно используемой социальной сети представлен сайт «ВКонтакте».

Ключевые слова: социальные сети, Интернет, коммуникация, контент, медиакультура

In touch with the whole world

Anastasia Pashkina Saint-Petersburg State University of cinema and television

Abstract: The article considers and substantiates the phenomenon of popularity of social networks, which have received its rapid development at least ten years ago. ^s the most outstanding example of actively used social network we present the site called "VKontakte".

Key words: social networks, the Internet, communication, content, media culture Социальные сети, как средство ежедневно в сети Интернета попа-

коммуникации, уже прочно вошли в быт большинства городских людей. В перспективе, по мере увеличения площади интернет-охвата, они могут добраться до самых отдаленных уголков нашей планеты. Однако на данный момент еще есть люди, которые не только не используют социальные сети, но и не знают о существовании некоторых из них, хотя их число стремительно уменьшается -

дают все новые и новые «жертвы».

С чем это связано? Что привлекает людей в социальных сетях? Проанализировав пользовательский контент и основной вид информации, представленный на различных социальных сетях на примере сайте «ВКонтакте», мы попытаемся выяснить, чем вызвана такая ошеломляющая популярность этого средства общения.

Официальной датой появления социальных сетей в мире считается 1995 г, когда был выпущен проект под названием «Classmates». Он использовался для общения между учащимися из различных университетов по всем штатам Северной Америки. Сайт достаточно быстро приобрел популярность в виду наличия удобного поискового сервиса и разнообразных возможностей для самовыражения пользователей. По аналогии с «Classmates» стали появляться другие сайты, такие как «LinkedIn», «MySpace» и «Facebook», имевшие свои характерные особенности [http:// ru.wikipedia.org]. В России социальные сети появились в 2006 году, когда пользователям были представлены сайты «Одноклассники» и «ВКонтакте». Это послужило спусковым крючком для стремительного развития российских социальных сетей, таких как «Мой Мир», и созданию адаптированных русскоязычных версий иностранных сайтов, например «Facebook» и «MySpace».

На данный момент лидер по популярности среди социальных сетей рунета (русскоязычного Интернета) - сайт «ВКонтакте», который насчитывает более 220 миллионов зарегистрированных пользователей. По данным статистики, j от этого количества являются активными пользователями, которые заходят и обновляют свою страницу на сайте не менее одного раза в день [http://vk.com/about]. Однако более распространенной является ситуация, когда пользователь находится в «онлайне» практически круглые сутки. Это стало возможным благодаря созданию удобной облегченной версии 104

сайта для мобильных телефонов и планшетов. Благодаря этому пользователи, имеющие подобные устройства, могут по мере необходимости заходить на свою учетную запись, так называемый аккаунт, просматривать новостную ленту, добавлять какую-либо информацию и обмениваться сообщениями со своими друзьями.

Сайт «ВКонтакте» начал свою работу 10 октября 2006 г, и за все время своего существования его внешний вид и интерфейс претерпели значительные изменения. Сама концепция сайта также изменилась - от первоначального использования для общения между бывшими одноклассниками по аналогии с американским «Classmates», сайт достиг статуса огромного информационного поля. Наряду с возможностью непосредственного общения, сервер позволяет просматривать видео, фото и аудиоматериалы, обмениваться данным контентом со всеми желающими, создавать собственные группы по интересам, публиковать информационные и развлекательные сообщения.

Когда популярность сайта стала стремительно увеличиваться, а число пользователей - расти, все известные СМИ поспешили зарегистрировать свои аккаунты. Для телевизионных каналов, печатных изданий и радиостанций наличие своей публичной страницы «ВКон-такте» - бесплатная и удобная реклама, привлекающая внимание сотен тысяч людей. Так, на официальную страницу «Первого канала» подписано более 150 тысяч пользователей [http://vk.com/1tv], аудитория «Российской газеты»

насчитывает 70 тысяч [http://vk.com/ rgru], а новости радио «Рекорд» отслеживает свыше 1,8 миллионов пользователей [http://vk.com/record].

Публичные личности, имеющие свои страницы в данной социальной сети, также получают удобную возможность саморекламы и публикации какой-либо информации из своей профессиональной деятельности или личной жизни. Например, на страницу журналистики Тины Канделаки подписано более 600 тысяч человек [http://vk.com/ tina_kandelaki]. Даже в случае, когда официальную страницу заполняет не сама персона самостоятельно, а её менеджер или секретарь, основная функция в виде размещения различного новостного материала успешно выполняется. Не редки случаи, когда в новостях ссылкой на источник информации указывается именно официальная страница или публичная группа «ВКонтакте». Причина в том, что новостная лента обновляется практически каждую минуту, доступ к её материалам свободен для распространения при указании на первоисточник, и в некоторых случаях это единственное место, где можно найти необходимые данные.

После принятия «Антипиратского» закона, который вступил в силу с 1 августа 2013 г, [№ 187-ФЗ] администрации «ВКонтакте» пришлось удалить значительное количество видео и аудиоматериала, который нарушал авторские права и добавлялся пользователями в значительной степени из-за незнания о своем правонарушении. Несмотря на это, на настоящий момент сайт располагает одной из самой больших баз фильмов, се-

риалов, музыкальных клипов, пользовательских роликов, песен, которые можно легко скачать, используя дополнительные бесплатные приложения. Особенностью этой базы является её разнообразие и разный уровень доступности. Пользователи сами решают, что сейчас интересно смотреть, а что - слушать, и, поскольку их число составляет несколько миллионов, велика вероятность, что любой человек сможет найти материал по своему вкусу, а также друзей по предпочтениям.

Одна часть пользователей использует «ВКонтакте», чтобы публиковать свои видео или аудиозаписи, имея возможность ограничения доступа к их просмотру, другая часть аудитории, наоборот, распространяет всеми любимые и востребованные материалы, тем самым зачастую рекламируя свои собственные проекты.

Весь информационный материал, который можно найти «ВКон-такте», создан обыкновенными пользователями, которые постоянно находятся в движении и реагируют на любые изменения извне. Этим можно объяснить тот факт, что и сайт не останавливается в развитии и соответствует веяниям моды. Среди молодежи, зарегистрированной в социальной сети, особой популярностью пользуются Интернет-мемы. Это понятие обозначает какую-либо информацию, которая приобрела спонтанную популярность в Интернет-среде. Мемом может стать удачно сформулированная мысль, каламбур, интригующее или неоднозначное изображение или даже определенное физическое действие.

Так, благодаря мемам об известном актере Чаке Норрисе, чью силу и степень владения боевыми искусствами восхваляли в весьма комичной форме - «Чак Норрис может делить на ноль», фильмы с его участием вновь стали пользоваться популярностью.

Однако мемы иногда выполняют не только развлекательную функцию. Благодаря им злободневные, смешные и порой очень актуальные новости становятся достоянием общественности, а сама социальная сеть приобретает характеристики средства воздействия и даже манипулирования людьми.

В качестве примера можно привести новость о «Женской армии». Согласно информации, разлетевшейся по сайту «ВКонтакте» летом 2013 г, в ближайшем будущем Госдума планирует рассмотреть законопроект об обязательном призыве девушек от 18 до 27 лет, не имеющих детей, на службу в российскую армию. Буквально за несколько дней эта сомнительная информация, не имеющая никакого официального подтверждения и указания источников, стала достоянием социальной сети, породив активные обсуждения, дебаты и откровенные возмущения. В связи с подобной перспективой представительницы прекрасного пола стали рассуждать о женском предназначении и отстаивать свои позиции. Это привело к установлению на определенный период мнению, что девушка - хозяйка домашнего очага, которая хрупка и нежна по своей природе вне зависимости от царящих настроений женского и мужского равноправия.

Среди подобных настроений, идей и точек зрения также можно 106

выделить тенденцию к популяризации здорового образа жизни, в частности, крайне негативное отношение к курящим и пьющим девушкам, пропаганду владения грамотностью, чтения классической и интеллектуальной литературы, возвышение духовной культуры над материальной составляющей.

Так, многие пользователи активно порицают тех, кто пишет с ошибками в грамматике и пунктуации, выражают свое недовольство в случае демонстрации меркантильности и откровенно обсуждают между собой любые интересующие их вопросы. В числе негативных настроений можно выделить активное неприятие работающих мигрантов, так называемых гастар-байтеров. При этом значительная часть пользователей на различных публичных страницах и в группах выражают свою толерантность и призывают не оценивать людей по их внешним данным и различиям по каким-либо факторам.

Так почему же «ВКонтакте» становится едва ли не наркотиком для сотен тысяч людей по всей России? Подводя итоги, можно сделать вывод, что причиной тому - огромное информационное пространство, которым располагает данная социальная сеть. Пользователей привлекает возможность не только общения, но и поиск актуальной информации различного содержания, которая удовлетворяет все запросы. Вместо того чтобы просматривать новости на одном сайте, слушать музыку на другом и общаться с друзьями на третьем, они выбирают синтетический вариант «ВКонтакте» предоставляет возможность разностороннее уто-

лять человеческую жажду в информации, коммуникации и развлечении. А насколько это вредно или полезно для физического и психического здоровья - уже совсем отдельный вопрос.

Литература

Википедия: портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org. Дата обращения: 30.10.2013

ВКонтакте. Официальный сайт социальной сети [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.com. Дата обращения: 02.11.13

Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартиш-вили А. Г. Модели влияния в социальных сетях (обзор) // Управление большими системами. 2009. № 27. Законопроект № 292521-6. Автомати-

зированная система обеспечения законодательной деятельности. Самые популярные социальные сети в России // Коммерсантъ (21 мая 2013).

References

The bill № 292521-6. The automated system for ensuring the legislative activity. The most popular social networks in Russia // Kommersant (21 May 2013) VKontakte. The official site of social network [electronic resource]. Mode of access: http://vk.com. Access Date: 02.11.13

Wikipedia [electronic resource]. Mode of access: http://ru.wikipedia.org. Access Date: 30.10.2013

Wrasse D., Novikov D., Chkhartishvili A. Models of influence in social networks (review) / / Managing large systems. 2009. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.