Научная статья на тему 'Исследование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах'

Исследование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к обучению в школе / интеллектуальная готовность / дошкольники / начальные классы / группа риска / school readiness / intellectual readiness / preschoolers / elementary grades / risk group

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична, Дугина Галина Александровна

Цель данного исследования заключается в апробации диагностических процедур для оценки уровня сформированности интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах, а также в разработке стратегии преодоления выявленных отклонений в развитии. С помощью метода систематического обзора выявлены основные направления в исследовании интеллектуальной готовности. Применение комплекса диагностических тестов позволило выявить группы риска дошкольников. На основании полученных данных разработаны приоритетные направления по формированию интеллектуальной готовности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична, Дугина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the intellectual readiness of preschoolers for primary school education

The purpose of this study is to test diagnostic procedures to assess the level of formation of intellectual readiness of preschoolers for primary school education, as well as to develop a strategy to overcome the identified developmental abnormalities. Using the method of systematic review, the main directions in the study of intellectual readiness are identified. The use of a set of diagnostic tests made it possible to identify risk groups of preschoolers. Based on the data obtained, priority directions for the formation of intellectual readiness of preschoolers have been developed.

Текст научной работы на тему «Исследование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах»

DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-1-38-48 УДК 373.29

Л.К. Веретенникова1, Г.А. Дугина1, 2

1 Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

2 Московский городской педагогический университет, 129226 г. Москва, Российская Федерация

Исследование

интеллектуальной готовности дошкольников

к обучению в начальных классах

Цель данного исследования заключается в апробации диагностических процедур для оценки уровня сформированности интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах, а также в разработке стратегии преодоления выявленных отклонений в развитии. С помощью метода систематического обзора выявлены основные направления в исследовании интеллектуальной готовности. Применение комплекса диагностических тестов позволило выявить группы риска дошкольников. На основании полученных данных разработаны приоритетные направления по формированию интеллектуальной готовности дошкольников. Ключевые слова: готовность к обучению в школе, интеллектуальная готовность, дошкольники, начальные классы, группа риска

0 н

01 Z

К I X ш О. Т О ^ Ш ю F о

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Веретенникова Л.К., Дугина Г.А. Исследование интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах // Педагогика и психология образования. 2024. № 1. С. 38-48. DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-1-38-48

© Веретенникова Л.К., Дугина Г.А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

Педагогика и психология образования. 2024. № 1 DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-38-48

L.K. Veretennikova1, G.A. Dugina1, 2

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

2 Moscow City University Moscow, 129226, Russian Federation

A study of the intellectual readiness

of preschoolers

for primary school education

The purpose of this study is to test diagnostic procedures to assess the level of formation of intellectual readiness of preschoolers for primary school education, as well as to develop a strategy to overcome the identified developmental abnormalities. Using the method of systematic review, the main directions in the study of intellectual readiness are identified. The use of a set of diagnostic tests made it possible to identify risk groups of preschoolers. Based on the data obtained, priority directions for the formation of intellectual readiness of preschoolers have been developed. Key words: school readiness, intellectual readiness, preschoolers, elementary grades, risk group

CITATION: Veretennikova L.K., Dugina G.A. A study of the intellectual readiness of preschoolers for primary school education. Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1. Pp. 38-48. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-38-48

Введение ш ™

^ X X 1=

Проблема интеллектуальной готовности дошкольников к обучению о о

н т

в начальных классах традиционно привлекает внимание многих иссле- ^ х дователей. С позиции родителя будущего первоклассника проблемы не существует, т.к. родители склонны преувеличивать возможно-

X ш О. Т О

сти своих детей и перекладывать возникающие в будущем проблемы ^ ю с обучением на плечи школьных учителей [4, с. 8]. *

С позиции воспитателя интеллектуальная готовность к школе оценивается в аспекте выполнения требований ФГОС дошкольного образования и федеральной образовательной программы и не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации (п. 16.3 Федеральной образовательной программы дошкольного образования: https:// edu-magadan.ucoz.ru/IMO/fop_do.pdf). С позиции учителя начальных классов проблема стоит остро, т.к., с одной стороны, есть высокие требования ФГОС начального образования к младшему школьнику, а с другой стороны - родители нередко выступают дотошными судьями, оценивая работу педагога с их детьми. Возникает необходимость в своевременной диагностике актуального уровня интеллектуальной готовности и разработке стратегий в случае незначительных или явных отклонений от нормы.

Интерес к данной проблеме подтверждается также данными проведенного нами систематического обзора публикаций с ключевыми словами «интеллектуальная готовность дошкольников к обучению» на сайте elibrary.ru (по базе полнотекстовых книг, статей и диссертаций за 2019-2023 гг.). Было найдено 1228 статей. Из списка изучены первые 600 статей, основная тематика которых представлена в табл. 1.

Таблица 1

Направления исследований готовности дошкольников к обучению в начальных классах

X

I

го

го н

^ X

X с

ч и

о о

н m

01

Z X

X о; X

о; I

X 01

^

О

Ш ю

F о

Направление исследования Содержание исследований Количество статей

Гендерно обусловленные особенности интеллектуальной готовности Заключаются в различных путях интеллектуального развития у мальчиков и девочек 3

Формирование интеллектуальной готовности дошкольников Развитие осуществляется посредством различных методик и технологий; интеллектуальная готовность рассматривается как фактор готовности к учебной деятельности и успешности 11

Оценка интеллектуальной готовности дошкольников Представлены критерии для оценки, диагностические методы, а также статистические данные, определены и охарактеризованы уровни 3

Позиция родителей к готовности дошкольника к обучению Родители отмечают количество и качество знаний, а не составляющие готовности к обучению. Исследователи указывают на влияние семейного стиля воспитания и психолого-педагогической культуры родителей на готовность их детей к обучению 7

Окончание табл. 1

Направление исследования Содержание исследований Количество статей

Психологическая готовность Даны определения и структура, раскрыто содержание подходов и критериев к оценке, описаны диагностические методики и коррекционная работа. Рассматривается проблема целеполага-ния и когнитивного развития как факторы влияния 36

Эмоционально-волевая готовность Даны определения и структура, описаны тенденции в развитии, охарактеризованы методы развития и методики для оценки 4

Общее исследование готовности к школьному обучению, ее развитие Раскрыты взаимосвязи готовности к обучению и самооценки, рассмотрены социальные аспекты готовности, а также пути оптимизации готовности дошкольников, содержательные компоненты готовности, роль и взаимодействие школы, семьи и дошкольной организации и др. 33

Готовность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Исследовались особенности готовности к обучению у дошкольников с нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с общим недоразвитием речи и др. 15

Влияние цифровых технологий на формирование готовности Изучалась готовность дошкольников к электронному обучению 1

Не соответствуют ключевым словам Статьи посвящены не связанным с исследованием темам 487

Исследования интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах происходили в двух направлениях: |

- сквозь призму гендерных различий: мальчики демонстрируют более о развитое пространственное мышление, в то время как девочки чаще ^ используют вербальный интеллект и речь [2, с. 254; 9, с. 10];

- изучались различные пути, методы формирования интеллектуальной ^ готовности дошкольников, в том числе с ОВЗ (нарушениями зрения, ^ ^ расстройствами аутистического спектра и др.). *

К I

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1

В частности, формирование и диагностика интеллектуальной готовности возможны посредством: цифровых технологий, применяемых в электронном обучении [6]; развивающих, дидактических игр [1; 5; 10; 12]; познавательных культурных практик [3]; коррекционно-развивающих программ [7]; средствами артпедагогики [11] и др.

Были проанализированы диагностические методики и критерии для оценки интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах [7]. Например, тесты Г. Витцлака, прогрессивные матрицы Дж. Равена, методики Н.И. Гуткиной, Л.А. Ясюковой и др. [Там же, с. 309]. Исследователи рассматривают в качестве критериев интеллектуальной готовности характеристики внимания, мышления, памяти, произвольной сферы.

Основной исследовательский вопрос заключается в следующем: какие диагностические методики в наибольшей степени отражают степень сформированности интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах и обосновывают стратегию преодоления отклонений от нормального уровня ее формирования?

Цель и задачи исследования

Данное исследование обосновывает системный подход к оценке интеллектуальных возможностей будущих первоклассников. Применяется комплекс диагностических методик. Цель исследования заключается в апробации диагностических процедур для оценки уровня сформированности интеллектуальной готовности, а также в разработке стратегии преодоления выявленных отклонений в развитии.

Задачи исследования: уточнить понятие интеллектуальной готовности для обоснования применения комплекса диагностических процедур; разработать концепцию диагностики интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в начальных классах; апробировать комплекс методик и представить анализ полученных результатов; определить ключевые стратегии по формированию интеллектуальной готовности дошкольников.

Ключевое определение исследования: интеллектуальная готовность дошкольников к обучению - это необходимый для обучения в школе уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).

По мнению авторов статьи, в структуру интеллектуальной готовности дошкольников входят: произвольная память и умения отсроченного воспроизведения; готовность к интенсивной учебной деятельности и произвольность поведения; интеллектуальные умения, в том числе умение обобщать информацию; воображение; мотивация и интерес к учению; познавательная инициатива и активность.

CK

X

I

го

го н

^ X

X с

ч и

о о

н m

Ol

Z X

X CK X

CK X

X Ol

^

О

Ш ю

F о

Методы исследования

Исследование интеллектуальной готовности дошкольников проводилось с использованием технологии диагностического тестирования. Были отобраны методики, которые позволили оценить уровень интеллектуальной готовности к обучению в целом. Описание применяемых методик представлено в табл. 2.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психодиагностические методики для оценки уровня сформированности интеллектуальной готовности дошкольников к обучению

Применяемая методика Цель методики

Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) Оценка уровня развитости произвольной памяти и умения отсроченного воспроизведения

Кольца Ландольта Выявление затруднений в воспроизведении информации и готовности к интенсивной учебной деятельности

Прогрессивные матрицы Равена Оценка уровня развития интеллекта и способности к обобщению

Исключение лишнего (предметный вариант)

Дорисовывание фигурок (О.А. Дьяченко) Диагностика воображения

Методика диагностики учебной мотивации у дошкольников «Светофор» Определение уровня сформированности учебной мотивации детей предшкольного возраста

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Оценка познавательной инициативы (активности) дошкольника

Гипотеза исследования: воспитанники дошкольных образователь- к ных учреждений к концу усвоения образовательной программы в целом

обладают сформированной интеллектуальной готовностью к обучению | |

в начальных классах школы. При этом есть дети, которые входят в груп- о о

пу риска и нуждаются в индивидуальном подходе к формированию ^ х

их готовности к школьному обучению. ^ §

В соответствии с концепцией постмодернизма при работе с детьми ^ ^

из группы риска (как и другими детьми) следует воспользоваться «аль- ю1 тернативностью в выборе методов и средств обучения и воспитания

с опорой на уникальность каждого ребенка, созданием условий для раскрытия и развития его индивидуальных способностей и самоактуализации потенциала» [8, с. 136].

В тестировании участвовали 15 воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Исследование позволило выявить группы риска и определить качественные характеристики отклонений в формировании интеллектуальной готовности дошкольников.

Результаты исследования

Дадим качественный и количественный анализ результатов тестирования.

Методика «Заучивание 10 слов» позволяет выявить уровень развития непосредственного и отсроченного воспроизведения у респондентов. Согласно полученным данным, 87% участников исследования показали средние и высокие результаты. Прогноз развития данных дошкольников при обучении в школе благоприятный. В группу риска попали те дети, у которых умение запоминать и воспроизводить информацию не выражено в достаточной степени.

Методика «Кольца Ландольта» позволяет оценить качество воспроизведения информации и готовность к интенсивной учебной деятельности. Большинство дошкольников (около 50%) не смогли полно и точно воспроизвести информацию. При обучении в начальных классах это чревато трудностями в запоминании, воспроизведении и применении учебного материала. Дети сделали большое количество ошибок при низкой скорости выполнения заданий, что указывает на утомление и неготовность к интенсивной умственной деятельности. В группу риск попали те дети, для которых стали выраженными качества повышенной утомляемости в условиях интенсивной работы.

Методики «Прогрессивные матрицы Равена» и «Исключение лишнего» (предметный вариант) позволяют оценить уровень развития интеллекта и способности к обобщению. Исследование выявило, что 80% к дошкольников обладают достаточным для обучения уровнем развития ^ интеллекта и способности к обобщению. В группе риска находятся вос-| | питанники, которые не проявили должного уровня развития интеллек-

о туальных умений, способности к обобщению. ^ х Методика «Дорисовывание фигурок» позволяет провести диагно-^ § стику воображения. Достаточный уровень развития воображения про-^ демонстрировали 87% детей. Эти дошкольники дорисовывают все ^ ю1 предложенные им рисунки. Остальные дети вошли в группу риска, т.к.

не поняли или не захотели выполнить задания на должном уровне.

Методика диагностики учебной мотивации у дошкольников «Светофор» позволяет выявить уровень сформированности учебной мотивации детей предшкольного возраста. Исследование позволило выяснить, что 87% дошкольников обладают учебной мотивацией и высказывают позитивные прогнозы по поводу обучения в школе. Остальные дети попали в группу риска.

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» позволяет оценить познавательную инициативу (активность) дошкольника. Большинство детей (87%) демонстрируют развитую познавательную активность. Если у дошкольника высокая познавательная активность и высокий уровень учебной мотивации, то дети, вероятно, готовы к трудностям, связанным с усвоением нового материала в условиях высокого темпа обучения. Небольшая группа дошкольников, которые на данный момент не могут это сделать, попадают в группу риска.

Заключение и выводы

В ходе констатирующего эксперимента были апробированы тестовые методики и получены результаты, свидетельствующие о том, что интеллектуальное развитие старших дошкольников, в целом, соответствует возрастными нормами. Следовательно, гипотеза доказана.

Выявлены группы риска, в которые попали дети с замедленным развитием. Эти дошкольники нуждаются в дополнительной коррекци-онной работе. Полученные в ходе эксперимента данные ставят задачу нового исследования - поиска и разработки эффективных стратегий формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

Укажем следующие вероятные направления коррекционно-раз-вивающей работы с дошкольниками из групп риска, воспитателями и родителями:

- разработка программ по формированию и развитию интеллектуальных умений дошкольников; приоритет развития - в формировании продуктивности, скорости и точности запоминания, а также воспроизведения полученной информации;

- планирование и проведение семинаров для педагогов и родителей | по вопросам формирования интеллектуальной готовности дошколь- о ников к обучению; ^ х

- планирование, организация и проведение диагностики интеллектуаль- ^ §

к I

ного и познавательного развития воспитанников детских учреждений; ^

- проведение психологами и дефектологами регулярных занятий для ^ ю1

дошкольников с особенностями когнитивного развития;

го

го

- разработка курсов повышения квалификации для педагогических работников по вопросам по интеллектуальной подготовки к школе;

- публикация учебно-методических пособий по методике интеллектуальной подготовки к школе для воспитателей, педагогов и студентов;

- информирование широкой общественности о методах когнитивного и интеллектуального развития старших дошкольников.

Библиографический список / References

1. Аншукова А.М. Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в процессе развивающих игр // Вопросы педагогики. 2022. № 11-1. С. 19-26. [Anshukova A.M. Formation of intellectual readiness of 6-7 year old children for school learning in the process of educational games. Voprosy pedagogiki. 2022. No. 11-1. Рр. 19-26. (In Rus.)]

2. Дедюкина М.И., Находкин В.В. Особенности интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 254-256. [Dedyukina M.I., Nakhodkin V.V. Features of the intellectual readiness of children of different sexes for schooling. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. No. 67-3. Pp. 254-256. (In Rus.)]

3. Ишутина Ю.М. Познавательные культурные практики как средство формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Вопросы педагогики. 2020. № 12-2. С. 134-137. [Ishutina Yu.M. Cognitive cultural practices as a means of developing the intellectual readiness of older preschoolers to study at school. Voprosy pedagogiki. 2020. No. 12-2. Pp. 134-137. (In Rus.)]

4. Климакова М.В., Кочетова Ю.А., Сакаданова А.Э. Представления современных родителей о психологической готовности к школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. URL: https://mir-nauki. com/PDF/06PSMN322.pdf (дата обращения: 22.05.2023). [Klimakova M.V., Kochetova Yu.A., Sakadanova A.E. Modern parents' ideas about psychological readiness for school. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2022. Vol. 10. No. 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN322.pdf (In Rus.)]

5. Коняхина Е.С., Шинкарёва Н.А. Дидактические игры как средство развития интеллектуальной готовности детей 7 года жизни к школе // Сов-

к ременные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://

i science-education.ru/ru/article/view?id=31724 (дата обращения: 22.05.2022).

™ [Konyahina E.S., Shinkareva N.A. Didactic games as a means of developing

§ 5 the intellectual readiness of 7-year-old children for school. Modern Problems

jj ш of Science and Education. 2022. No. 3. URL: https://science-education.ru/ru/

z ¡^ article/view?id=31724 (In Rus.)]

K ! 6. Михно О.С. Концептуальная модель изучения готовности детей к обуче-

о. ? нию в системе электронного обучения (на примере дошкольников

,8 & 6-7 лет) // Психология обучения. 2020. № 6. С. 106-112. [Mihno O.S.

1 Conceptual model for studying children's readiness to learn in the e-learning

system (using the example of preschoolers 6-7 years old). Psychology of Education. 2020. No. 6. Pp. 106-112. (In Rus.)]

7. Печатнова Н.Б., Некрасова Е.Н. Формирование у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе посредством реализации коррекционно-развивающей программы «Школа ждет» // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5. № 4 (20). С. 309-318. DOI: 10.21603/2542-1840-2021-5-4-309-318. [Pechatnova N.B., Nekrasova E.N. Formation of intellectual readiness for learning at school in older preschoolers through the implementation of the correctional and developmental program "School is Waiting". Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 5. No. 4 (20). Pp. 309-318. (In Rus.). DOI: 10.21603/2542-1840-2021-5-4-309-318]

8. Постмодернизм как доминанта развития системы образования в США и России / Бокова Т.Н., Малахова В.Г., Тарева Е.Г. и др. М., 2020. [Bokova T.N., Malahova V.G., Tareva E.G. et al. Postmodernizm kak dominanta razvitiya sistemy obrazovaniya v SShA i Rossii [Postmodernism as a dominant development of the education system in the USA and Russia]. Moscow, 2020.]

9. Терещенко М.Н. Формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе с учетом их половых особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. [Tereshchenko M.N. Formirovanie intellektualnoj gotovnosti detej k obucheniyu v shkole s uchetom ih polovyh osobennostej [Formation of children's intellectual readiness for school, taking into account their gender characteristics]. PhD Dis. Ekaterinburg, 2007.]

10. Чепина М.И., Вдовина Н.А. Развитие интеллектуальной готовности первоклассников к обучению в школе средствами развивающих занятий // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 332-335. [Chepina M.I., Vdovina N.A. Development of intellectual readiness of first-graders for learning at school through developmental activities. Problems of Modern Pedagogical Education. 2021. No. 70-3. Pp. 332-335. (In Rus.)]

11. Шельшакова Н.Н. Современные подходы к формированию интеллектуальной готовности детей средствами артпедагогики // Современный ученый. 2019. № 1. С. 127-131. [Shelshakova N.N. Modern approaches to the formation of children's intellectual readiness through art pedagogy. Modern Scientist. 2019. No. 1. Pp. 127-131. (In Rus.)]

12. Шинкарева Н.А., Пушкина Н.Г. Дидактические игры как средство развития у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе // Карельский научный журнал. 2023. Т. 12. № 1 (42). С. 13-17.

го

го

DOI: 10.57145/27129772_2023_12_01_03 [Shinkareva N.A., Pushkina N.G. | ё Didactic games as a means of developing intellectual readiness for learning ° g at school in older preschoolers. Kareian Scientific Journal. 2023. Vol. 12. -г ^ No. 1 (42). Pp. 13-17. (In Rus.). DOI: 10.57145/27129772_2023_12_01_03] ^ x

К X X Ш О. T

Статья поступила в редакцию 06.11.2023, принята к публикации 11.01.2024 § ю

I— о

The article was received on 06.11.2023, accepted for publication 11.01.2024

Сведения об авторах / About the authors

Веретенникова Людмила Кузьминична - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теории и практики начального образования факультета начального образования, Московский педагогический государственный университет

Lyudmila K. Veretennikova - Dr. Pedagogy Hab.; Professor at the Department of Theory and Practice of Primary Education of the Faculty of Primary Education, Moscow Pedagogical State University E-mail: lk.veretennikova@mpgu.su

Дугина Галина Александровна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков, Московский городской педагогический университет

Galina A. Dugina - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Moscow City University E-mail: DuginaGA@mgpu.ru

Заявленный вклад авторов

Веретенникова Л.К. - разработка концепции исследования, анализ результатов исследования, участие в подготовке статьи

Дугина Г.А. - анализ и интерпретация литературы, диагностические процедуры, участие в подготовке статьи

Contributions of the authors

L.K. Veretennikova - the concept of the study, the analysis of the results, participation in the preparation of the article

G.A. Dugina - analysis and interpretation of literature, diagnostic procedures, participation in the preparation of the article

X 1=

ч и

0 о н m

1 *

К X

X ш О. T О ^ Ш ю F о

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.