Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ "ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОФИС" И WELL-BEING В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ "ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОФИС" И WELL-BEING В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
303
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОФИС / БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕРСОНАЛА / БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / WELL-BEING / РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ "ЭКОЛОГИЧНОГО ОФИСА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чуланова Оксана Леонидовна, Рябова Анна Максимовна, Колесов Олег Сергеевич

Все более актуальным становится внедрение в организации «экологичных офисов», которые не только повышают благополучие работников и фирмы в целом, но и благоприятно воздействую на экологическую обстановку в мире. Объектом исследования является “экологичный офис” как составляющая технологии well-being. Предметом исследования является оптимизация технологии well-being на основе концепции «экологичного офиса». Цель исследования - применения концепции «экологичного офиса» как тренда цифровой экономики и разработка методики внедрения концепции «экологичного офиса» как составляющей технологии well-being в работу организации. «Зеленый офис» - это комплексная программа мероприятий, которая помогает организациям рационально и эффективно использовать ресурсы и свести к минимуму негативное влияние на окружающую среду. В статье представлен авторский анализ рисков внедрения «экологичного офиса» в организацию. В статье приведены результаты исследования распространения применения концепции «экологичного офиса» в различных организациях, а также определения отношения сотрудников и влияние «экологичного офиса» на их благополучие (исследование проведено в марте-июне 2020 г. Авторами статьи выявлены проблемы, связанные с применением концепции «экологичного офиса», и их влияние на экологию, благополучие сотрудников и организации. На основании результатов проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что концепция «экологичного офиса» не в полной мере получила свое развитие в российских организациях. Выявленные проблемы оказывают влияние в первую очередь на экологию, а впоследствии и на благополучие сотрудников и организации в целом. С помощью внедрения концепции «экологичного офиса» организации смогут помочь своим сотрудникам улучшить их физическое и психологическое здоровье, создавая комфортные и благоприятные условия труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чуланова Оксана Леонидовна, Рябова Анна Максимовна, Колесов Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE INTEGRATION OF GREEN OFFICE TECHNOLOGIES AND WELL-BEING INTO WORK WITH THE PERSONNEL OF MODERN ORGANIZATIONS

Ecologically uncontrolled human activities have led to catastrophic consequences for our planet: there is a continuous depletion of natural resources and life-threatening environmental pollution. In connection with these circumstances, it is becoming more and more urgent to introduce “environmentally friendly offices” in the company, which not only improve the well-being of employees and the company as a whole, but also have a beneficial effect on the environmental situation in the world. The object of the research is the “green office” as a component of well-being technology. The subject of the research is the optimization of well-being technology based on the concept of "green office". The purpose of the study is to apply the concept of "green office" as a trend in the digital economy and develop a methodology for introducing the concept of "green office" as a component of well-being technology in the work of an organization. The Green Office is a comprehensive program of activities that helps companies use resources rationally and efficiently and minimize their negative impact on the environment. In addition to the obvious environmental benefits of a green office (reduced consumption of water, heat, electricity, various materials and other resources), there are also benefits for business: income and economic viability. After all, this saves resources, improves the company's image, and also increases the level of employee well-being. The article presents the author's analysis of the risks of introducing a "green office" into an organization. The authors of the article identified the problems associated with the application of the concept of "green office", and their impact on the environment, the well-being of employees and the company. In particular, this negative impact is expressed in: irrational use of natural resources; increased negative impact on the environment; increased costs due to increased resource consumption and reduced control efficiency; deterioration of the well-being of workers, an increase in their morbidity, which entails a decrease in labor productivity; decrease in employee loyalty to the organization; lowering the image of the organization; low level of environmental awareness of employees of the organization. In order to minimize the negative impact of these factors, each organization should conduct an environmental audit in order to identify specific problems and take further measures to eliminate them. In further publications of the authors, tools for introducing the concept of "green office" into the organization will be presented. Based on the results of the study, the authors concluded that the concept of “green office” has not been fully developed in Russian companies. The identified problems have an impact primarily on the environment, and subsequently on the well-being of employees and the company as a whole. By implementing the green office concept, organizations will be able to help their employees improve their physical and psychological health, creating a comfortable and supportive work environment. Even small improvements in the green office will contribute to the well-being of the organization and its employees, as well as enhance the organization's image.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ "ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОФИС" И WELL-BEING В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №1, Том 13 / 2021, No 1, Vol 13 https://esi.today/issue-1-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/52ECVN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чуланова О.Л., Рябова А.М., Колесов О. С. Исследование интеграции технологий «экологичный офис» и well-being в работу с персоналом современных организаций // Вестник Евразийской науки, 2021 №1, https://esj.today/PDF/52ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chulanova O.L., Ryabova A.M., Kolesov O.S. (2021). Research on the integration of green office technologies and well-being into work with the personnel of modern organizations. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(13). Available at: https://esj.today/PDF/52ECVN121.pdf (in Russian)

Чуланова Оксана Леонидовна1

БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия Профессор кафедры «Государственного и муниципального управления и управления персоналом»

Доктор экономических наук, доцент E-mail: chol9207@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2477-0096 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=535996 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAB-4944-2019 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200229000

Рябова Анна Максимовна

БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный университет», Сургут, Россия

Бакалавр направления «Управление персоналом» E-mail: ryabova.nyura2015@yandex.ru

Колесов Олег Сергеевич

Банк ВТБ (ПАО), Сургут, Россия Начальник отдела административной поддержки в г. Сургуте, Уральского федерального округа Управления бюджетирования, сопровождения закупок и функциональной координации Административного департамента

Магистр менеджмента, соискатель E-mail: Kolesov-o@yandex.ru

Исследование интеграции технологий «экологичный офис» и well-being в работу с персоналом современных организаций

Аннотация. Все более актуальным становится внедрение в организации «экологичных офисов», которые не только повышают благополучие работников и фирмы в целом, но и благоприятно воздействую на экологическую обстановку в мире.

Объектом исследования является "экологичный офис" как составляющая технологии well-being. Предметом исследования является оптимизация технологии well-being на основе концепции «экологичного офиса».

1 https://www.chulanova.com

52ECVN121

Цель исследования - применения концепции «экологичного офиса» как тренда цифровой экономики и разработка методики внедрения концепции «экологичного офиса» как составляющей технологии well-being в работу организации.

«Зеленый офис» - это комплексная программа мероприятий, которая помогает организациям рационально и эффективно использовать ресурсы и свести к минимуму негативное влияние на окружающую среду.

В статье представлен авторский анализ рисков внедрения «экологичного офиса» в организацию.

В статье приведены результаты исследования распространения применения концепции «экологичного офиса» в различных организациях, а также определения отношения сотрудников и влияние «экологичного офиса» на их благополучие (исследование проведено в марте-июне 2020 г.

Авторами статьи выявлены проблемы, связанные с применением концепции «экологичного офиса», и их влияние на экологию, благополучие сотрудников и организации. На основании результатов проведенного исследования авторами сделан вывод о том, что концепция «экологичного офиса» не в полной мере получила свое развитие в российских организациях. Выявленные проблемы оказывают влияние в первую очередь на экологию, а впоследствии и на благополучие сотрудников и организации в целом. С помощью внедрения концепции «экологичного офиса» организации смогут помочь своим сотрудникам улучшить их физическое и психологическое здоровье, создавая комфортные и благоприятные условия труда.

Ключевые слова: экологичный офис; благополучие персонала; благоприятные условия труда; well-being; риски внедрения «экологичного офиса

Введение (актуальность)

Неконтролируемая в экологическом плане деятельность человека привела к катастрофическим последствиям для нашей планеты: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное для жизни загрязнение среды. В связи с данными обстоятельствами все более актуальным становится внедрение в организации «экологичных офисов», которые не только повышают благополучие работников и организации в целом, но и благоприятно воздействую на экологическую обстановку в мире.

Объектом исследования является "экологичный офис" как составляющая технологии well-being. Предметом исследования является интеграция технологии well-being и концепции «экологичного офиса».

Цель исследования - анализ применения концепции «экологичного офиса» как тренда цифровой экономики и разработка методики внедрения концепции «экологичного офиса» как составляющей технологии well-being в работу организации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть сущность технологии well-being и технологии «экологичный офис» и возможность и потребность их интеграции;

• провести исследование применения концепции «экологичного офиса» как тренда цифровой экономики;

• выявить проблемы применения принципов «экологичного офиса» на основании результатов исследования.

Методы и материалы

Основными методами исследования были анкетный опрос; контент-анализ; методы статистического анализа. Опрос проводился в соответствии с требованиями этики научных исследований.

В рамках исследования, в марте-июне 2020 года был проведен опрос. (посредством google формы). Анкета состояла из 14 закрытых вопросов, 3 из которых предполагают > 1 ответа либо свой вариант; в остальных вопросах выбирается один вариант. Объектом исследования выступили работники российских и зарубежных фирм, а также представительств зарубежных компаний в России. Предмет исследования - применение элементов «экологичного офиса» и его влияние на благополучие сотрудников. Всего в опросе приняли участие 172 респондента.

Результаты и обсуждение

Профессором организационного поведения Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Джеффри Пфеффером в статье от компании Mckinsey проведены исследования, связывающие контроль работы персонала и социальную поддержку со здоровьем сотрудников. Как сказано в статье: «Стресс на рабочем месте требует возрастающих физических и психологических потерь. Он негативно сказывается на производительности, увеличивает добровольную текучесть кадров и обходится американским работодателям в 200 миллиардов долларов ежегодно в расходах на здравоохранение»2 . Это актуально и для российских организаций.

Наряду с комфортной окружающей средой, на благополучие работников и производительность их труда влияет и ряд других показателей: физических, психических, производственных, непроизводственных факторов, связанных с состоянием личности. Исследования подтверждают важность реализации технологии well-being [1-5].

Многие компании знают о таких негативных последствиях, и некоторые разработали способы противодействия им для улучшения благополучия сотрудников и снижения уровня стресса на рабочем месте:

• физическая активность, корпоративные спортивные мероприятия, дни здоровья, диспансеризации, ДМС, программы питания, ЗОЖ и пр.

• Финансовая грамотность, управление личными финансами, льготное кредитование, касса взаимопомощи, корпоративный финансовый консультант и пр.

• Просветительские программы, корпоративные учебные программы, корпоративный психотерапевт, семейный психолог, детский психолог, встречи без галстуков и пр.

Tom Rath и Jim Harter [6] выделяют следующие сферы жизни в качестве элементов благополучия («Well-being»): (1) профессиональное благополучие (карьера, призвание, профессия или работа); (2) физическое благополучие (крепкое здоровье); (3) социальное благополучие (важность ближайшего окружения и социальных взаимоотношений); (4) финансовое благополучие (финансовая безопасность, удовлетворенность своим уровнем

2 Jeffrey Pfeffer. The overlooked essentials of employee well-being [Электронный ресурс] / Jeffrey Pfeffer // Mckinsey. - URL: https://edwb.blogspot.com/2019/04/upushchennye-faktory-blagopolucMya-sotmdnikov-employee-well-being.html (дата обращения: 20.03.2020).

жизни); (5) благополучие в среде проживания (безопасность, собственный вклад в развитие общества). Причем, по словам авторов, успех должен присутствовать во всех пяти элементах, так как достижения в одной из областей не может компенсировать неудачу в другой [7].

Well-being также предусматривает постоянное развитие сотрудников, в том числе информирование о состоянии окружающей среды, рациональном использовании ее ресурсов, а также об энергосберегающих проектах. Эти мероприятия неразрывно связаны со здоровьем работников и повышением их благополучия. Но недостаточно знать о состоянии окружающей среды и экономии природных ресурсов, необходимо активно применять эти знания для улучшения качества труда и отдыха, поддержания здорового образа жизни и душевного равновесия, минимизации стрессовых ситуаций [8].

Технология well-being предоставляет широкие возможности для развития компании и благополучия работников. В числе ее вопросов: как создать здоровый «зеленый» офис, какие факторы и параметры добавляют ценность «здоровым» зданиям, а что напротив - провоцирует болезни и плохое самочувствие. Тем самым, компании могут помочь своим сотрудникам снизить уровень стресса, создавая комфортные и благоприятные условия труда, соблюдая концепцию «экологичного офиса».

Разработка инструментария управления энергосбережением на предприятиях представлена в исследовании Блиновой Т.Г. [9]. Инструменты и методика управления конкурентоспособностью предприятий на основе проектов оптимизации портфелей проектов энергомодерации рассмотрены в исследовании Чумак П.В. [10].

«Зеленый офис» - это комплексная программа мероприятий, которая помогает компаниям рационально и эффективно использовать ресурсы и свести к минимуму негативное влияние на окружающую среду. Экоофис - это целая философия, основанная на уважении к природе и бережном отношении к ресурсам нашей планеты. 3

«Зеленый офис» компании - это комплекс внедренных практик, позволяющих повысить экономику эксплуатации объекта, повысить комфорт и безопасность рабочего места сотрудников и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду4.

Помимо очевидных экологических преимуществ «зеленого офиса» (снижение расходования воды, тепла, электроэнергии, различных материалов и других ресурсов), существуют также преимущества и для бизнеса: доход и экономическая целесообразность. Ведь это позволяет экономить ресурсы, улучшает имидж компании, а также повышает уровень благополучия сотрудников.

В России многие компании поддерживают принципы эко-офиса (Google, Intel Россия, Coca-Cola, Courtyard by Marriott Moscow City Center, Ernst&Young, PriceWaterhouseCoopers, БЦ "Тусар", Splat, "Оптиком"), а некоторые даже прошли соответствующую сертификацию по системе «Листок жизни» - российский экологический сертификат по международному стандарту ISO 14024, присуждаемый Экологическим союзом (Санкт-Петербург) с 2001 года.5

3 Внедрение концепции зеленый офис в компании [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecogreenoffice.club/greenofficeproject (дата обращения: 19.03.2020).

4 Жевачевская А. ЭкоОфис: 30 идей, как сделать ваш офис более экологичным [Электронный ресурс] / А. Жевачевская // Сетевое издание Ресайкл (Recycle). - Режим доступа: URL: https://recyclemag.ru/article/ekoofis-vdohnoveniya (дата обращения: 20.03.2020).

5 Северова В. Эко-офис: 7 идей "озеленения" рабочего пространства [Электронный ресурс] / В. Северова // Натур Продукт. - Режим доступа: URL: https://np-mag.ru/dela/otvetstvennyvybor/eko-ofis-7-idej/ (дата обращения: 19.02.2021).

Страница 4 из 15

52ECVN121

На основании Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ, многие компании разрабатывают программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций. При создании экологичного офиса, наряду с другими этапами, необходимо обязательное включение мероприятий по энергосбережению.

Концепция «зеленого офиса» - это комплексный подход, включающий в себя как технические, так и мотивационно-образовательные мероприятия, направленные на внедрение внутренней экологической политики и бережного обращения с ресурсами офиса.1

Чтобы внести в функционирование офиса экологическую рациональность и целесообразность следует обратить внимание на важные аспекты, отраженные на рисунке 1.

Элементы "экологичного офиса"

Экономия электроэнергии через внедрение энергосберегающих технологий

Экономия Экономия

тепла воды

Рациональный

выбор и использование бумаги

Прочие элементы "экологичного офиса"

Рисунок 1. Элементы "экологичного офиса"6

При внедрении принципов «экологичного офиса» в организацию могут возникнуть различные риски. Они, а также мероприятия по их минимизации, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ рисков внедрения «экологичного офиса» в организацию

Риски Мероприятия по минимизации рисков

Неготовность руководителей перестраивать сложившуюся систему Показ презентаций с описанием преимуществ «экологичного офиса» с расчетами и примерами опыта других организаций.

Неготовность сотрудников менять свои привычки Организация встреч менеджера и сотрудников для обсуждения преимуществ.

Временные и финансовые затраты Установка четких дедлайнов и закрепление ответственных лиц; установка приборов учета воды и теплоэнергии, использование светодиодных ламп, вследствие чего снижается размер оплаты за потребленные энергоресуры; закупка материалов и оборудования у отечественных производителей.

Нехватка специалистов для внедрения «экологичного офиса» Приглашение внешних экспертов.

Разработано авторами

Внедрение любых нововведений сопряжено с определенными рисками. Но при осуществлении мероприятий по их минимизации организация может достичь желаемых результатов.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что основная цель «экологичного офиса» - создать здоровые и благоприятные условия для сотрудников, сохраняя при этом природные ресурсы и снижая вредное влияние производства на климат. Well-being, как технология благополучия сотрудников, должна включать в себя, помимо прочего, заботу об окружающей среде. В первую очередь, потому что состояние экологии непосредственно

6 Внедрение концепции зеленый офис в компании [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecogreenoffice.club/greenofficeproject (дата обращения: 19.03.2020).

касается абсолютно каждого человека на нашей планете. Качество окружающей среды во многом определяет уровень здоровья работников, их удовлетворенность работой и жизнью в целом.

«Экологичный офис» - это комплекс мероприятий, помогающий компании эффективно и рационально использовать ее ресурсы и сводить к минимуму отрицательное влияние на окружающую среду [13].

Для того, чтобы узнать, насколько распространено применение концепции «экологичного офиса» в различных организациях, в чем оно выражается, а также определить отношение сотрудников и влияние «экологичного офиса» на их благополучие, в марте-июне 2020 года было проведено исследование. Сбор информации для исследования осуществлялся посредством анкетирования (google форма). Анкета состояла из 14 закрытых вопросов, 3 из которых предполагают > 1 ответа либо свой вариант; в остальных вопросах выбирается один вариант. Всего в опросе приняли участие 172 респондента.

Объектом исследования выступили работники российских и зарубежных организаций, а также представительств зарубежных организаций в России. Предмет исследования -применение элементов «экологичного офиса» и его влияние на благополучие сотрудников.

56,5 % от числа респондентов составили женщины, 43,5 % - мужчины. Возраст респондентов варьируется от 16 до 60 лет. 80,5 % опрошенных имеют высшее образование (бакалавриат, специалитет - 59,8 %, магистратура - 20,7 %). Соответственно, 19,6 % имеют среднее и среднее специальное образование.

Большая часть опрошенных (81,5 %) работают в российских организациях. В представительствах зарубежных организации в РФ работают 10,9 %, а в организациях ближнего зарубежья (Беларуси и Украины) - 7,6 %.

Исходя из результатов исследования, наиболее распространенными в организациях являются такие элементы «экологичного офиса», связанные с использованием и переработкой материалов, как: сбор и сдача на переработку старых картриджей, аккумуляторов и офисной техники (79,3 %), безопасная утилизация батареек (76,1 %), а также раздельный сбор бумаги, пластика, стекла и алюминия (71,7 %). Наименее часто применяемыми являются использование бумаги для печати, полиграфии и туалетной бумаги, полностью или частично изготовленные из вторичного сырья (29,3 %), а также выбор бытовой химии со специальной «экологичной» маркировкой (22,8 %) (рис. 2).

Использование многоразовой посуды

Использование бумаги, полностью или частично изготовленные из вторичного сырья

Безопасная утилизация батареек

Сбор и сдача на переработку старых картриджей, аккумуляторов и офисной техники Раздельный сбор бумаги, пластика, стекла и алюминия Выбор бытовой химии со специальной «экологичной» маркировкой Проведение комплексной экологической оценки офиса специализированными организациями

10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 2. Какие из элементов «экологичного офиса», связанные с использованием и переработкой материалов, присутствуют в вашей организации? (разработано авторами)

0

Среди элементов «экологичного офиса», связанных с экономией ресурсов, в организациях наиболее часто встречаются следующие: перевод компьютеров в ждущий режим, когда ими не пользуются - 84,8 %, использование светодиодных ламп вместо ламп накаливания или люминисцентных ламп - 84,8 %, экономия бумаги (использование обеих сторон листа для печати, печать черновиков документов на неиспользованной оборотной стороне бумаги) -78,3 %. Примерно в половине организаций присутствуют следующие элементы: оборудование радиаторов отопления ручной или автоматической системой регулировки подачи тепла (64,1 %), наличие приборов учета расхода воды (52,2 %), использование системы автоматического контроля освещения (44,6 %), наличие унитазов с двумя режимами смыва (51,1 %) (рис. 3).

Наличие унитазов с двумя режимами смыва

Наличие приборов учета расхода воды

Оборудование радиаторов отопления ручной или автоматической системой регулировки

Перевод компьютеров в ждущий режим, когда ими не пользуются

Использование системы автоматического контроля освещения

Использование светодиодных ламп вместо ламп накаливания или люминисцентных ламп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономия бумаги

20

40

60

80

100

Рисунок 3. Какие из элементов «экологичного офиса», связанные с экономией ресурсов, присутствуют в вашей организации? (разработано авторами)

В 93,5 % организаций проводится ежедневная уборка офисов от пыли. В 78,3 % офисов присутствуют комнатные растения. 76,1 % организаций имеют специально отведенные места для курения. Регулярное мытье окон проводится в 54,3 % организаций, а регулярная очистка от пыли ламп, светильников и плафонов - в 48,9 % (рис. 4).

Наличие специально отведенных мест для курения

Наличие в офисе комнатных растений

Ежедневная влажная уборка офиса от пыли

Регулярное мытье окон

Регулярная очистка от пыли ламп, плафонов, светильников

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 4. Какие из элементов "экологичного офиса", связанные с чистотой помещения, присутствуют в вашей организации? (разработано авторами)

0

Большинство организаций (82 %) не осуществляет проведение семинаров, вебинаров и пр. для сотрудников на тему осознанного потребления и концепции «экологичного офиса» (рис. 5). При этом в 70 % представительств зарубежных организаций в РФ такое информирование проводится. По данным исследования, только в 9,3 % российских организаций проводят различные семинары на тему экологичности рабочего пространства для своих работников.

Рисунок 5. Проводятся ли в вашей организации семинары/вебинары для сотрудников на тему осознанного потребления и концепции «зеленого офиса»? (разработано авторами)

Мнение о том, что экологичность офиса оказывает значительное влияние на здоровье и физическое состояние поддерживает большинство респондентов (69,75 %). 12 % считают, что она оказывает небольшое влияние, а 5 % - что не оказывает вовсе (рис. 6).

Да Нет

■ Оказывает значительное влияние ■ Оказывает небольшое влияние

■ Не оказывает никакого влияния ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 6. Как Вы оцениваете влияние экологичности офиса на свое здоровье и физическое состояние? (разработано авторами)

2.2% 4,4%

■ Оказывает значительное влияние ■ Оказывает небольшое влияние

■ Не оказывает никакого влияния Затрудняюсь ответить

Рисунок 7. Как Вы оцениваете влияние экологичности офиса на свое эмоциональное состояние и уровень стресса? (разработано авторами)

Большая часть (63,69 %) опрошенных оценивают влияние экологичности офиса на свое эмоциональное состояние и уровень стресса как значительное; 23,25 % - как небольшое; 2,2 % - считают, что экологичность офиса не оказывает никакого влияния (рис. 7).

Отмечают значительное влияние экологичности офиса на свое профессиональное развитие 26,28 % респондентов; 33,36 % считают, что она оказывает небольшое влияние; 18,2 % - не оказывает никакого влияния; 15,16 % опрошенных затруднились ответить (рис. 8).

■ Оказывает значительное влияние ■ Оказывает небольшое влияние

■ Не оказывает никакого влияния ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 8. Как Вы оцениваете влияние экологичности офиса на свое профессиональное развитие? (разработано авторами)

Экологичность офиса оказывает значительное влияние на лояльность к организации 46,5 % респондентов; небольшое влияние - 32,35 %, никакого влияния - 6,6 %; 8,9 % затруднились ответить (рис. 9).

6,6% 8,9%

32,35%

Оказывает значительное влияние ■ Оказывает небольшое влияние Не оказывает никакого влияния ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 9. Оказывает влияние ли экологичность офиса на вашу лояльность к организации? (разработано авторами)

Большинство опрошенных считают «экологичный офис» одной из составляющих позитивного имиджа организации. Противоположного мнения придерживаются 2,2 %. 8,9 % респондентов затрудняются ответить (рис. 10).

«Экологичный офис» является частью бренда организаций, в которых работают 37,4 % опрошенных. При чем «зеленый офис» является элементом бренда 80 % представительств зарубежных организаций в РФ и только 36 % российских организаций (рис. 11).

8,9%

Да ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 10. По вашему мнению, является ли «экологичный офис» одной из составляющих позитивного имиджа организации? (разработано авторами)

Да Нет

Рисунок 11. Является ли «экологичный офис» частью бренда вашей организации? (разработано авторами)

Таким образом, можно сделать вывод, что концепция «зеленого офиса» не в полной мере получила свое развитие в российских организациях. Большая часть опрошенных не считает «экологичный офис» частью бренда своей организации, в большей части российских организаций не проводится информирование сотрудников в области осознанного потребления и «зеленого офиса» (семинары, вебинары и т. д.). Однако большинство респондентов считает экологичность частью позитивного имиджа любой организации, а также отмечает ее значительное влияние на свое здоровье, эмоциональное состояние и профессиональное развитие. На лояльность почти половины опрошенных экологичность офиса оказывает большое влияние. Все это говорит о том, что респонденты осознают важность внедрения «экологичного офиса» в организации.

Из результатов исследования мы четко видим связь «экологичного офиса» с технологией благополучия персонала well-being, что выражается в высоких результатах оценки респондентами значимости экологичности рабочего пространства на свое физическое и психологическое здоровье, уровень стресса, а также профессиональный рост.

Проблемы применения принципов «экологичного офиса» (на основании результатов исследования)

На основании проведенного исследования применения концепции «экологичного офиса» как тренда цифровой экономики составим сводную таблицу (табл. 2). В данной таблице представлены результаты проведенного анкетирования с указанием каждого критерия в

порядке убывания для наглядности и дальнейшего выявления наиболее часто встречающихся в организациях проблем.

Таблица 2

Сводная таблица результатов исследования

Критерий Результаты, %

Ежедневная влажная уборка офиса от пыли 93,5

Перевод компьютеров в ждущий режим, когда ими не пользуются 84,8

Использование светодиодных ламп вместо ламп накаливания или люминисцентных ламп 84,8

Сбор и сдача на переработку старых картриджей, аккумуляторов и офисной техники 79,3

Экономия бумаги (использование обеих сторон листа для печати, печать черновиков документов на неиспользованной оборотной стороне бумаги) 78,3

Наличие в офисе комнатных растений 78,3

Безопасная утилизация батареек 76,1

Наличие специально отведенных мест для курения 76,1

Раздельный сбор бумаги, пластика, стекла и алюминия 71,7

Оборудование радиаторов отопления ручной или автоматической системой регулировки подачи тепла 64,1

Регулярное мытье окон 54,3

Наличие приборов учета расхода воды 52,2

Наличие унитазов с двумя режимами смыва 51,1

Регулярная очистка от пыли ламп, плафонов, светильников 48,9

Проведение комплексной экологической оценки офиса специализированными организациями 45,7

Использование системы автоматического контроля освещения 44,6

Использование многоразовой посуды 38,0

«Экологичный офис» - часть бренда организации 37,4

Использование бумаги для печати, полиграфии и туалетной бумаги, полностью или частично изготовленные из вторичного сырья 29,3

Выбор бытовой химии со специальной «экологичной» маркировкой 22,8

Проведение семинаров, вебинаров и пр. на тему осознанного потребления и концепции «зеленого офиса» 18,5

Разработано авторами

На основании таблицы 3 можно выявить некоторые наиболее часто встречающиеся в организациях проблемы. Например, только в половине организаций проводится регулярное мытье окон, регулярная очистка от пыли ламп, плафонов, светильников, существуют приборы учета расхода воды и унитазы с двумя режимами смыва. В 54,3 % организаций не проводится комплексная экологическая оценка офиса специализированными организациями. В 55,4 % не применяется система автоматического контроля освещения. В 62 % организаций не используется многоразовая посуда. «Экологичный офис» является частью бренда только 37,4 % организаций. В 70,7 % организаций не используется бумага для печати, полиграфии и туалетная бумага, полностью или частично изготовленная из вторичного сырья. 77,2 % не используют бытовую химию со специальной «экологичной» маркировкой. И лишь в 18,5 % организаций ведется экопросвещение сотрудников.

Каждая из выявленных проблем оказывает влияние на окружающую среду, что впоследствии влияет как на благополучие отельных сотрудников, так и на развитие организации в целом. Данные проблемы и влияние каждой из них указаны в таблице 3.

Рассмотрев наиболее часто встречающиеся в организациях проблемы, выявленные на основе проведенного исследования, можно сделать вывод, что данные проблемы оказывают влияние в первую очередь на экологию, а впоследствии и на благополучие сотрудников и организации в целом.

Таблица 3

Проблемы, связанные с применением концепции «экологичного офиса», и их влияние на экологию, благополучие сотрудников и организации

Проблема Влияние

Не проводится регулярное мытье окон Ухудшение самочувствия; Повышение заболеваемости; Снижение производительности труда работников; Снижение лояльности к организации.

Не проводится регулярная очистка от пыли ламп, плафонов, светильников

Отсутствие приборов учета расхода воды Увеличение издержек за счет повышенного потребления ресурсов и пониженной эффективности контроля; Нерациональное природопользование; Повышенное негативное воздействие на окружающую среду.

Отсутствие унитазов с двумя режимами смыва

Использование одноразовой посуды

Не проводится комплексная экологическая оценка офиса специализированными организациями Понижение имиджа организации; Ухудшение самочувствия; Повышение заболеваемости; Снижение производительности труда работников; Снижение лояльности к организации; Повышенное негативное воздействие на окружающую среду.

Не используется система автоматического контроля освещения Увеличение издержек за счет повышенного потребления ресурсов и пониженной эффективности контроля.

«Экологичный офис» не является частью бренда организации Понижение имиджа организации.

Не используется бумага для печати, полиграфии и туалетная бумага, полностью или частично изготовленная из вторичного сырья Нерациональное природопользование; Повышенное негативное воздействие на окружающую среду.

Выбор бытовой химии без специальной «экологичной» маркировки Ухудшение самочувствия; Повышение заболеваемости; Снижение производительности труда работников; Снижение лояльности к организации; Повышенное негативное воздействие на окружающую среду.

Не проводится экопросвещение работников Низкий уровень экологической сознательности.

Разработано авторами

В частности, это негативное влияние выражается в: нерациональном природопользовании; повышенном негативном воздействии на окружающую среду; увеличении издержек за счет повышенного потребления ресурсов и пониженной эффективности контроля; ухудшении самочувствия работников, повышении их заболеваемости, что влечет за собой снижении производительности труда; снижении лояльности сотрудников к организации; понижении имиджа организации; низком уровне экологической сознательности сотрудников организации.

Для того чтобы минимизировать негативное влияние данных факторов, каждой организации следует проводить экологический аудит с целью выявления конкретных проблем и проведения дальнейших мероприятий по их устранению. В дальнейшем авторами будут представлены инструменты внедрения в организацию концепции «экологичного офиса», интегрированного с well-being.

Заключение

Проведенное исследование показало, что концепция «экологичного офиса», интегрированная с технологией благополучия, не в полной мере получила свое развитие в российских организациях. Выявленные проблемы оказывают влияние в первую очередь на

экологию, а впоследствии и на благополучие сотрудников и организации в целом. В дальнейшем планируется разработать инструментарий интеграции технологий экологичного офиса и технологии well-being в работу с персоналом современных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagopoluchie-subektivnoe-blagopoluchie-udovletvorennost-zhiznyu-problema-vzaimosvyazi (дата обращения: 16.03.2021).

2. Чуланова О.Л. Исследование применения технологии "well-being" в гуманизации трудовой деятельности персонала организаций в цифровой экономике [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова, С.А. Булгакова // Вестник евразийской науки. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7issledovanie-primeneniya-tehnologii-well-being-v-gumanizatsii-trudovoy-deyatelnosti-personala-organizatsiy-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 20.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шмелева Д.А. Аспекты социальной безопасности в контексте обеспечения благополучия персонала [Электронный ресурс] / Д.А. Шмелева, Л.П. Федорова // Россия - 2035: наука и практика в фокусе инновационного развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 30 января 2020 г.). - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2020. - 752 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44087440 (дата обращения: 23.03.2020).

4. Задорожная И.И. Well-being-программы как современная стратегия работы с персоналом [Электронный ресурс] / И.И. Задорожная, Н.Д. Мачнева // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 3. С. 25-31. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44205722 (дата обращения: 23.03.2020).

5. Пугач С.П. Способы и инструменты обеспечения благополучия сотрудников. Цифровая экономика: Проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / С.П. Пугач // Сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. Издательство: Юго-Западный государственный университет (Курск), 2019. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41556686 (дата обращения: 23.03.2020).

6. Tom Rath, Jim Harter Rath T., Harter J. Wellbeing: The Five Essential Elements. New York: GALLUP PRESS, 2010. 232 p.

7. Чуланова О.Л. Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well-being [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова // Вестник евразийской науки. - 2019. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-personala-v-tsifrovoy-ekonomike-operatsionalizatsiya-soft-skills-personala-organizatsii-s-uchetom-ortobioticheskih (дата обращения: 10.04.2020).

8. Barck-Holst, P., Nilsonne, A., Torbjorn A., Hellgren C. (2015). Reduced working hours and stress in the Swedish social services: A longitudinal study. International Social Work, 60 (4), 897-913.

9. Блинова, Т.Г. Современные подходы к управлению энергосбережением на теплоснабжающих предприятиях / Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017 7(8A): 70-84.

10. Чумак, П.В. Модель оптимизации портфеля проектов энергомодернизации предприятия с учётом конкурентоспособности / Фундаментальные исследования № 11, 2018, С. 109-114.

^ulanova Oksana Leonidovna

Surgut state university, Surgut, Russia E-mail: chol9207@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2477-0096 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=535996 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAB-4944-2019 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200229000

Ryabova Anna Maksimovna

Surgut state university, Surgut, Russia E-mail: ryavova.nyura2015@yandex.ru

Kolesov Oleg Sergeevich

VTB Bank (PJSC), Surgut, Russia E-mail: Kolesov-o@yandex.ru

Research on the integration of green office technologies and well-being into work with the personnel of modern organizations

Abstract. Ecologically uncontrolled human activities have led to catastrophic consequences for our planet: there is a continuous depletion of natural resources and life-threatening environmental pollution. In connection with these circumstances, it is becoming more and more urgent to introduce "environmentally friendly offices" in the company, which not only improve the well-being of employees and the company as a whole, but also have a beneficial effect on the environmental situation in the world.

The object of the research is the "green office" as a component of well-being technology. The subject of the research is the optimization of well-being technology based on the concept of "green office".

The purpose of the study is to apply the concept of "green office" as a trend in the digital economy and develop a methodology for introducing the concept of "green office" as a component of well-being technology in the work of an organization.

The Green Office is a comprehensive program of activities that helps companies use resources rationally and efficiently and minimize their negative impact on the environment.

In addition to the obvious environmental benefits of a green office (reduced consumption of water, heat, electricity, various materials and other resources), there are also benefits for business: income and economic viability. After all, this saves resources, improves the company's image, and also increases the level of employee well-being.

The article presents the author's analysis of the risks of introducing a "green office" into an organization.

The authors of the article identified the problems associated with the application of the concept of "green office", and their impact on the environment, the well-being of employees and the company. In particular, this negative impact is expressed in: irrational use of natural resources; increased negative impact on the environment; increased costs due to increased resource consumption and reduced control efficiency; deterioration of the well-being of workers, an increase in their morbidity, which entails a decrease in labor productivity; decrease in employee loyalty to the organization; lowering the image of the organization; low level of environmental awareness of employees of the organization.

In order to minimize the negative impact of these factors, each organization should conduct an environmental audit in order to identify specific problems and take further measures to eliminate them. In further publications of the authors, tools for introducing the concept of "green office" into the organization will be presented.

Based on the results of the study, the authors concluded that the concept of "green office" has not been fully developed in Russian companies. The identified problems have an impact primarily on the environment, and subsequently on the well-being of employees and the company as a whole. By implementing the green office concept, organizations will be able to help their employees improve their physical and psychological health, creating a comfortable and supportive work environment. Even small improvements in the green office will contribute to the well-being of the organization and its employees, as well as enhance the organization's image.

Keywords: eco-friendly office; staff well-being; favorable working conditions; well-being; risks of implementing an "green office"

52ECVN121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.