ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.
О.В. Бородачева, ассистент, 8-4872- 35-36-79, MyLP@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО БЛОКА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАССКАЗАХ О СЕБЕ
Представлен анализ и интерпретация экспериментальных данных, касающихся структуры, особенностей и динамики содержания инструментального блока речевой компетентности в рассказах старших подростков, молодых и взрослых людей о себе. Выявлено, что инструментальные составляющие речевой компетентности имеют возрастную динамику. Доказано, что молодые люди обладают наиболее развитым инструментальным блоком речевой компетентности из трех исследуемых возрастов.
Ключевые слова: речевая компетентность, рассказ о себе, речевые умения и навыки, приемы и средства «Я-высказываний».
Речевая и текстопорождающая деятельность является основным способом самопознания человека и его взаимодействия с социальной действительностью. В рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) речь, её формы и составляющие являются социальным продуктом, а также центральной и ведущей функцией развития и самооформления личности [5]. Согласно акмеологическому подходу психическое, личностное, профессиональное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни и характеризуется достижением «пиков развития» в молодом и взрослом возрасте (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.) [1,2,6]. В связи со сказанным можно утверждать, что одной из линий акмеориентированного развития человека является развитие речевых возможностей и компетентности, детерминирующих эффективное осуществление большого количества социальных, межличностных и внутриличностных функций, способствующих социальной адаптации, самопознанию и самоопределению, в том числе и в различных текстах.
Опираясь на положения о языковой личности а также о повествовательном, нарративном модусе самоосмысления человека и упорядочивания им своего жизненного опыта в рассказах, историях [3,4,7,8,9,10], можно утверждать, что в процессе формулирования рассказов о себе человек активно использует различные речевые приемы, умения и процедуры. Рассказ
о себе - автобиографический нарратив - имея именно текстовую, речевую форму своего самоосуществления., использует технические и процедурные возможности того или иного языка, речевые возможности субъекта. Для эффективного создания и презентации рассказов о себе, обеспечивающих самоопределение человека, должны быть использованы все доступные субъекту компетентности, связанные с речевым поведением: языковая, речевая, дискурсивная и коммуникативная.
Необходимо отметить, что в большинстве современных подходов к пониманию речевой компетентности практически полностью игнорируется её психологическая составляющая, представляющая собой личностную и возрастную специфику функционирования и развития речевой компетентности, её мотивационные и целе-смысловые аспекты, меру «присвоения», индивидуализации речевых умений и средств. В связи с тем, что потребно-стно-мотивационная сфера личности стоит за организацией всего поведения и деятельности субъекта, в том числе и речевой, а также определяет его саморазвитие и самореализацию, мы полагаем, что центр речевой компетентности будет находиться именно в рамках её психологического содержания, которое, в свою очередь, актуализирует и определяет развитие и использование инструментальных компонентов и средств речевой компетентности.
Целостный феномен речевой компетентности мы описали с помощью структурно-содержательной модели, применимой к рассказам о себе (состоящей из блоков и элементов).
I блок - актуализирующий: 1) языковая и речевая способность; 2) способность к рефлексии и самопознанию; 3) осознание себя «компетентным говорящим». II блок - мотивационный: 1) потребности и мотивы формулирования рассказов о себе; 2) цели и смыслы повествования о себе. III блок - инструментальный: 1) языковые и речевые «готовности», умения и навыки; 2) речевые приемы и средства «Я - высказываний». IV блок - индивидуально - стилевой: 1) индивидуальный стиль повествования; 2) «модус» и жанр повествования.
Кроме того, мы предположили, что речевая компетентность в рассказах о себе является становящимся образованием, которое изменяется структурно и содержательно под влиянием различных социальных условий, общевозрастных и возрастно-психологических факторов, связанных как с общим поступательным характером психического развития человека, так и с ключевыми психологическими новообразованиями и потребностями каждого из возрастов.
Таким образом, наше исследование было направлено на изучение структурных и содержательных особенностей и динамики речевой компетентности в рассказах о себе представителей трех возрастов: старшего подросткового, молодого и взрослого. Выборку составили три группы испытуемых по 40 человек: 1) старшие подростки (15 - 16 лет); 2) молодые лю-
ди (18 - 28 лет); 3) взрослые люди (30 - 60 лет). В данной статье мы остановимся на анализе экспериментальных данных об инструментальном блоке речевой компетентности.
Для диагностики инструментального блока нами была разработана авторская методика «Речевая компетентность в рассказах о себе»., а также методики «Разноплановыерассказы о себе» и «Автобиография».
Языковые и речевые умения и навыки.
Представления и знания испытуемых о речевой компетентности в целом имеют определенную возрастную специфику.
Некоторые общие для трех возрастов умения и навыки, входящие в состав речевой компетентности, значимо снижают или повышают свой удельный вес от младших к старшим возрастам. Так, «владение нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации» крайне значимо в подростковом возрасте (0,8) и гораздо менее значимо для молодых и взрослых (0,6 и 0,57, при уровне значимости различий р<0,01). Возрастает значимость умения «развертывать аргументацию» от подросткового ко взрослому возрасту (0,45 - 0,6 - 0,63, при р<0,05). Изменяется (возрастает) удельный вес умения «с каждым говорить на его языке» от молодого ко взрослому возрасту (0,4 - 0,65, р<0,05). На наш взгляд, это связано с профессиональной необходимостью взрослых людей общаться и взаимодействовать с широким кругом социально разных людей, что накладывает отпечаток на необходимые для такого речевого поведения умения и навыки. Вес «умения использовать определенный стиль повествования» увеличивается от подросткового ко взрослому возрасту (0,35 - 0,55, р<0,01), что может быть объяснено необходимостью взрослых людей осуществлять речевую (устную и письменную) самопрезентацию в различных ситуациях, что требует использование различных стилей повествования о себе. А вот вес умений «правильно использовать разные типы предложений» и «использовать широкий репертуар изобразительных языковых и речевых средств» снижается от подросткового к молодому и взрослому возрасту (особенно в отношении использования предложений: 0,65 - 0,35 - 0,37 при р<0,01). Это может быть объяснено снижением эмоционального накала в отношении социального окружения к грамотности речи молодых и взрослых людей, а также со смещением у них акцента с «красивой речи» на «эффективную речь». Таким образом, в общевозрастных речевых умениях и навыках имеет место возрастная динамика степени их значимости для речевой компетентности, обусловленная социальными требованиями к возрасту.
Далее остановимся на тех языковых и речевых умениях, которые свойственны одному или двум возрастам. Для подростков и молодых людей значимый вес в речевой компетентности имеют «владение различной терминологией (словарный запас)» и «умение использовать «крылатые фразы», обращаться к примерам из художественной литературы при создании своих повествований». По-видимому, эти умения должны сделать
речь и транслируемые подростками и молодыми рассказы более «весомыми», серьезными, заслуживающими внимания и показывающими уровень их образованности (профессиональной подкованности, у молодых) и культуры. Для молодых и взрослых имеют значение «умение создавать и использовать универсальные, метафорические, символические, образные высказывания» (0,32) и «умение правильно использовать различные элементы высказываний во времени» (0,42 и 0,43). Эти речевые умения призваны сделать речь более яркой, выразительной, убедительной и точной, что, естественно, является необходимыми атрибутами профессиональной и «личностной» речи взрослых и молодых людей. Интересно, что подростков и взрослых людей объединяет значимость «умения отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать необходимую информацию в текстах» (0,45 и 0,5), что может быть связано с потребностями обучения и профессиональной деятельности. Также для подростков и взрослых важно «умение создавать рассказы различного назначения, для разных ситуаций рассказывания и разных адресатов» (0,4 и 0,55). Незначимость последнего навыка, вероятно, компенсируется у молодых людей выделенными только ими «готовностью учитывать в процессе создания рассказов о себе «фактор адресата» и «готовностью оперировать подъязыками разговорной речи».
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить об определенной возрастной динамике инструментального содержания речевой компетентности и веса отдельных языковых и речевых умений, приемов и средств. Эта динамика не является настолько очевидной, как мы предполагали, но она есть и объясняется изменением социальных требований и психологических потребностей в разных возрастах.
Перейдем к анализу знаний испытуемых о потребностях и целях, для реализации которых нужна речевая компетентность, а также о тех ситуациях, которые требуют её высокого уровня. Набор указанных респондентами мотивов и целей, определяющих необходимость речевой компетентности, является общим для трех возрастов и во многом детерминирован портретом социально адаптированной личности. Однако есть и мотивы необходимости речевой компетентности, имеющие большую выраженность в отдельных возрастах, что связано со значимыми психологическими потребностями возраста.
Наибольший удельный вес имеют ситуации и поводы для максимальной речевой компетентности, связанные с межличностной коммуникацией: «выступление перед аудиторией» (0,9 у подростков, 0,82 у молодых и 0,74 у взрослых), «необходимость передать важную информацию» (0,4 -0,52 - 0,57 от младших к старшим), «переговоры» (0,7 - 0,62 - 0,45), «необходимость убедить или переубедить собеседника» (0,6 - 0,5 - 0,65), «необходимость научиться чему-либо» (0,6 - 0,42 - 0,32) и «необходимость точно и правильно понять собеседника» (0,3 - 0,45 - 0,58).
Общим для подростков и молодых поводом проявлением речевых
умений и навыков является «необходимость выразить себя, свои мысли, чувства, переживания» (0,6 и 0,57 соответственно). Это связано, с одной стороны, с большей эмоциональностью подростков и молодых людей, большей значимостью для них сферы чувств, переживаний. С другой стороны, открытие своего внутреннего мира, самопознание, а также осознание своей целостной личности, её неповторимости, требуют умения выразить, описать, объяснить себя вербально в рассказах для себя и для других. Только для подростков значимость имеет повод для речевой компетентности - «потребность в принятии, любви, дружбе» (0,3, при р<0,01). Мы связываем это с одними из значимых возрастных потребностей - потребностью в принятии и положительной оценке, а также с потребностью в «настоящем друге», реализация которых в подростковом возрасте достигается именно через «говорение» о себе. Для взрослых значимым удельным весом обладает «необходимость выяснить информацию» (0,35), которая естественно дополняет триаду «передать важную информацию - выяснить информацию - правильно понять собеседника», наиболее выраженную именно во взрослом возрасте.
Перейдем к анализу ряда вопросов, касающихся развития (динамики) речевой компетентности на протяжении жизни. Практически все испытуемых всех трех возрастов утверждают, что умение говорить, рассказывать меняется с возрастом в сторону улучшения, развития. В качестве основных причин называются возрастание образованности, развитие ума, появление мудрости, расширение словарного запаса, накопление, как опыта общения, так и жизненного опыта в целом, постепенное превалирование рациональности над эмоциональностью.
В качестве возраста возникновения речевой компетентности молодые люди и подростки называют подростковый возраст (удельный вес хоть и не является значимым (0,25 и 0,22), но превышает все остальные возраста у подростков). Кроме того, молодые люди добавляют сюда и молодой возраст (удельный вес 0,27). Взрослые в качестве возраста появления речевой компетентности также называют молодой возраст (вес - 0,25) (в основном по причине получения образования и накопления жизненного опыта), а также взрослый возраст (0,32). В качестве возраста максимального уровня развития речевой компетентности молодые люди и взрослые называли взрослый возраст (уд. вес - 0,55 и 0,65 соответственно), а молодые люди и подростки - пожилой возраст (0,68 и 0,4). Соотнося указанные выше ответы с тем, что наши респонденты отмечают возрастание собственных речевых умений и навыков за последние несколько лет (удельный вес ответа «да» - 0,85 у подростков, 0,88 у молодых и 0,7 у взрослых), мы можем говорить о развитии (становлении) речевой компетентности на протяжении жизни.
Испытуемые оценивали факторы, влияющие на изменение речевых умений, навыков и возможностей человека. Большинство факторов, набра-
вших значимый удельный вес во всех трех возрастах, связаны с общим поступательным развитием психики, когнитивным и личностным развитием человека. Так, по мнению наших испытуемых, на изменение речевых умений и навыков влияют: «интеллектуальное развитие» (удельный вес - 0,9 - у подростков, 0,92 у молодых и 0,87 у взрослых), «повышение осведомленности, эрудированности» (0,65 - подростки, 0,53 - молодые и 0,5 взрослые), «совершенствование владения родным языком и речью» (0,5 - 0,6 -0,45 от младших к старшим), «расширение круга чтения и осмысления прочитанного» (0,4 - 0,65 - 0,5), «усложнение с возрастом внутреннего мира личности» (0,6 - 0,3 - 0,35) и «профессиональная самореализация» (0,3 - 0,72 - 0,37).
Обратим внимание, что некоторые факторы имеют большую (статистически значимую) выраженность в отдельных возрастах. Так, «усложнение с возрастом внутреннего мира личности» имеет наибольшее значение для подростков (при р<0,01). В совокупности с выделенным только ими фактором «развитие рефлексии, способности «заглянуть» в свой внутренний мир» (уд. вес - 0,4), он образует характерный только для подростков кластер факторов, связанных с ключевым психологическим новообразованием этого возраста - развитием личностной рефлексии, открытием внутреннего мира и самопознанием. В молодом возрасте наибольший удельный вес имеет «профессиональная самореализация» (при р<0,01). Мы связываем это с тем, что для молодых людей построение профессиональной карьеры связано с характерным для молодого возраста психологическим новообразованием: поиском пути личностной и профессиональной самореализации, «личностной экспансии», поиском своего «стиля жизни». Только для взрослого возраста характерны ещё два фактора: «появление и определение своего мировоззрения, миропонимания, жизненной позиции» (уд. вес - 0,38) и «необходимость упорядочивать свой жизненный опыт, переосмыслить, переоценить жизненный путь» (0,33, при р<0,05). Как мы видим, эти факторы связаны в большей степени с экзистенциальным полюсом жизни, ее осмыслением, означиванием, оценкой. Мы объясняем выделение этих факторов именно во взрослом возрасте влиянием ключевой психологической потребности этого возраста - потребности в самоактуализации и самодетерминации.
Таким образом, можно сделать вывод, что на становление (развитие) речевой компетентности влияет ряд общевозрастных факторов, связанных с прогрессивным развитием психики и личности человека, а также ряд возрастноспецифических факторов, связанных с ключевыми психологическими новообразованиями и потребностями каждого из возрастов.
Речевые приемы и средства «Я-высказываний». Перейдем теперь к анализу конкретных речевых умений и навыков, приемов и средств «Я-высказываний», которые продемонстрировали испытуемые в своих рассказах о себе. Мы выделили определенные речевые параметры (К-
переменные), по которым оценивался каждый текст каждого испытуемого, и которые свидетельствуют о сформированности у него того или иного речевого навыка. Они же выступают теми Я-средствами, с помощью которых достигается речевое самовыражение. Затем мы подсчитывали относительную встречаемость выбранных параметров в текстах испытуемых одной возрастной группы, после чего подсчитывали межгрупповые различия (с помощью критерия знаков). В таблице приведены средние значения речевых параметров в трех возрастах.
Речевые параметры рассказов старших подростков, молодых
и взрослых людей о себе
Параметры анализа Подрост- Молодые Взрослые
ки люди
1.Количество предложений 5,54 7,50 6,64
2.Простых предложений 3,17 3,84 3,77
3.Слоных предложений 2,47 3,64 2,85
4.Количество слов в текстах 50,91 78,85 59,1
5. Эпитеты Односложные 1,70 2,44 2,37
Словосочетания 0,38 0,59 0,43
6. Метафоры 0,06 0,07 0,08
7. Сравнения 0,04 0,10 0,10
8. Формы Неопределенные 0,33 0,16 0,14
предложений Вопросительные 0,06 0,15 0,10
Восклицательные 0,04 0,27 0,20
Утвердительные 5,20 6,92 6,22
9. Образные выражения 0,15 0,18 0,17
10. «Насыщенные описания» 15%* 90%* 92,%*
11. Оригинальные слова 0 0 0,005
12. Количество просторечий 0,09 0,04 0,04
13.Количество штампов 2,23 2,88 2,08
14. «Крылатые фразы» 0,02 0,11 0,08
15. Орфографические ошибки 80%* 52,5%* 50%*
16. Пунктуационные ошибки 85%* 72,5%* 77,5%*
Примечание. Испытуемые из группы, у которых есть данный параметр, в %.
Наиболее развернутые тексты мы получили в группе молодых людей - средняя длина текста - 7,5 предложений (а диапазон разброса - от 3,2 до 16 предложений на текст). У взрослых тексты чуть короче - 6,6 предложения (но диапазон разброса средней длины - больше - от 1,2 до 18 предложений на текст). Подростки написали еще более короткие тексты о себе - средняя длина - 5,5 предложений (диапазон от 1,75 до 17,4 предложений). Но самый длинный текст мы получили в группе взрослых людей - 59
предложений. Самые короткие рассказы встречались как у подростков, так и у взрослых людей (1 предложение, как правило, простое). При этом соотношение количества сложных и простых предложений в текстах во всех трех возрастах в пользу простых, хотя у молодых людей среднее количество простых и сложных предложений на текст почти равно (3,84 и 3,64). Молодые люди также опережают и взрослых и подростков по среднему количеству слов в текстах: 78,8 слов против 59,1 у взрослых и 50,9 у подростков.
Так же как и в отношении количества предложений, наибольший разброс среднего количества слов на текст наблюдается у взрослых (от 9 до 148 слов на текст), далее идут подростки (от 7,8 до 136,7 слов) и молодые люди (от 25,2 до 140 слов). Таким образом, можно говорить о том, что молодые люди устойчиво пишут относительно развернутые тексты средней длины (7,5 предложений - это один средний или два маленьких абзаца) с почти равным количеством простых и сложных предложений. Самый развернутый текст о себе мы получили во взрослом возрасте, хотя средняя длина текстов меньше, а диапазон разброса длин текстов во взрослом возрасте наибольший, что говорит о наиболее выраженных индивидуальных различиях в написании текстов о себе во взрослом возрасте. Самые короткие и простые тексты о себе представили подростки.
В отношении разнообразия используемых типов предложений, во всех трех возрастах можно говорить о доминировании утвердительных предложений (5,2 из 5,54 предложений у подростков, 6,92 из 7,5 у молодых и 6,22 из 6,64 у взрослых). Важно отметить, что зачастую, даже в тех случаях, когда предложение было призвано отразить достаточно сильные эмоции, переживания, эмоциональное напряжение многие испытуемые все равно ставили точку, сводя тем самым воздейственный эффект предложения к минимуму. Как видно из таблицы, чуть большая, чем в других возрастах относительная встречаемость неопределенных предложений характерна для подросткового возраста (0,33 предложения на текст при уровне значимости р<0,01 с молодыми и р<0,05 со взрослыми людьми). У молодых людей, по сравнению с подростками и взрослыми, мы видим некоторое повышение встречаемости вопросительных и восклицательных предложений (0,15 и 0,27 предложений на текст соответственно при уровне значимости различий р<0,01 с подростками и р<0,05 со взрослыми). Мы связываем это с большей общей эмоциональностью молодых людей, их большим стремлением поделиться своими чувствами, переживаниями по поводу каких-либо жизненных событий и своего к ним отношения. Тем не менее, исходя из полученных текстов, очевидна недостаточность развития у респондентов всех трех возрастов умения выражать свои эмоции, чувства и переживания речевыми изобразительными средствами в письменных текстах.
В пользу последнего предположения говорит и небольшое количес-
тво эпитетов в текстах испытуемых. Так, у подростков на рассказ, состоящий из 50 слов, приходится 1,7 однословных эпитетов и 0,38 эпитетов-словосочетаний (при этом мы учитывали и те слова и словосочетания, которые не всегда можно назвать «эпитетом» в строгом смысле слова). У молодых людей - на 78 слов рассказа приходится 2,4 однословных и 0,59 эпитетов-словосочетаний, а у взрослых - на текст из 59 слов - 2,3 однословных и 0,43 двухсловных эпитетов. Естественно, что количество эпитетов в разных текстах разное. Большинство эпитетов, использовавшихся нашими респондентами, носят простой и распространенный характер: «целеустремленный», «трудолюбивый», «добрый», «серьезный», «любящий», «веселый», «доброжелательный», «красивый», «необычный», «очень важный», «прекрасный», «солнечный», «мрачный», «туманный», «яркий», «трудный» и т.д. Это позволяет нам предположить скорее отсутствие умения выражать языковыми и речевыми средствами свои чувства, оценки и впечатления в письменных текстах. Ещё меньше средняя встречаемость в текстах испытуемых метафор и сравнений: 0,06, 0,07 и 0,08 метафоры на текст от младших к старшим возрастам и 0,04 и 0,1 сравнения на текст у подростков и молодых и взрослых людей.
Сложность и выразительность текстов испытуемых мы также оценивали по количеству образных выражений, «оригинальных» слов и выражений, просторечий, «крылатых фраз» и литературных, речевых штампов. Во всех трех возрастах наблюдается невысокая относительная частота встречаемости образных выражений (0,15 выражения на текст у подростков, 0,18 - у молодых и 0,17 у взрослых) и еще меньшая частота встречаемости «крылатых фраз» (0,02 фразы на текст у подростков, 0,11 - у молодых и 0,08 у взрослых при уровне значимости различий р<0,01 между подростками и молодыми и р<0,05 между молодыми и взрослыми и подростками и взрослыми). Большинство рассказов испытуемых характеризуется изобразительной «сухостью», обобщенностью, простотой речевых конструкций и незначительным числом художественных средств выражения. Что касается оригинальных слов (выпадающих из общего типа используемой лексики и стиля речи), то, как видно из таблицы, во всех трех возрастах они встречаются так редко (буквально в одном тексте у 1-2 испытуемых в группе), что не отражаются в усредненных показателях.
Просторечия мы вынесли в отдельный показатель, так как предполагали, что их будет достаточно много (особенно у подростков). Тем не менее, как мы видим, они встречаются в рассказах наших испытуемых редко: 0,09 просторечия на текст у подростков и 0,04 - у молодых и взрослых. У подростков этот показатель всё же несколько выше, чем у молодых и взрослых (при уровне значимости различий р<0,01 с молодыми людьми и р<0,05 со взрослыми), и в их текстах встречаются такие слова как «прикольный», «пофигизм», «продвинутый». В целом подавляющее большинство испытуемых во всех трех группах используют для создания рассказов
о себе скорее «разговорную», «повседневную», нежели «литературную», «художественную» лексику.
О малой индивидуализации языка и речи испытуемыми, с одной стороны, но и об их хорошей социокультурной речевой адаптированности, с другой, говорит высокая средняя встречаемость в текстах так называемых литературных, речевых штампов (2,33 на текст - у подростков, 2,88 - у молодых и 2,08 - у взрослых). У наших респондентов в рассказах о себе встречалось множество разнообразных речевых штампов, например, «где и обучаюсь до сих пор», «я никогда этого не забуду», «мы были очень близки», «но я не стою на месте», «сердце обливалось кровью», «я исполнила свою мечту», «устроился на приличную работу», «со слезами на глазах», «я сделала выбор о котором ни капли не жалею», «за что я ей очень благодарен» и многие другие. Самое частое использование речевых штампов свойственно молодым людям, подростки используют их менее часто и взрослые еще реже (уровень значимости различий между молодыми и подростками р<0,01и р<0,05 между молодыми и взрослыми).
О содержательной сложности и разработанности рассказов о себе говорит также и присутствие в текстах испытуемых «насыщенных описаний» как отражения способности адекватно и точно объективировать в речевой форме сложные, отрефлексированные и осмысленные личностные содержания, носящие «избыточное» личное значение для субъекта. От подросткового к молодому возрасту происходит значимое увеличение процента респондентов, в рассказах которых встречаются «насыщенные описания» (с 15 % в подростковом возрасте до 90 % в молодом, при уровне значимости р<0,01), и от молодого ко взрослому возрасту этот процент еще немного увеличивается (до 92,5 %). Таким образом, можно говорить о значимом скачке содержательной сложности рассказов о себе от подросткового к молодому возрасту и дальнейшем её закреплении в текстах взрослых.
Таким образом, можно утверждать, что наши испытуемые всех трех возрастов обладают ограниченным репертуаром речевых приемов и средств «Я-высказываний», который характеризуется незначительным процентом выразительных предложений, преобладанием простых предложений над сложными, средним словарным запасом, укладывающимся в рамки разговорного, «повседневного» и делового стилей речи, использованием небольшого числа относительно простых и распространенных эпитетов, крайне малым количеством метафор, сравнений и других выразительных литературных приемов, практически полным отсутствием «оригинальных слов», небольшим количеством образных выражений и «крылатых фраз» и значительным процентом литературных, речевых штампов в текстах. При этом наибольшее актуальное использование речевых приемов и средств в своих рассказах демонстрируют молодые люди, чуть меньшее -взрослые и еще меньшее - старшие подростки. Можно сделать вывод, что
наиболее развитым с точки зрения содержания и актуального проявления в рассказах о себе инструментальным блоком речевой компетентности обладают молодые люди, чуть меньшей компетентностью обладают взрослые люди и еще меньшей - старшие подростки (при уровне значимости различий между подростками и молодыми людьми p<0,01, между молодыми и взрослыми людьми и подростками и взрослыми p<0,05).
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996. С.248-254.
2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
3. Брокмейер Й., Харе Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42.
4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив / перевод М. Соколовой // Пост-неклассическая психология. 2005. № 1. С. 9-31.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 243-385.
6. Деркач А. А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993. 32 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 6-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 264 с.
8. Сапогова Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива // Известия ТулГУ. Сер. «Психология». 2005. Вып. 5. С. 200-228.
9. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 37-51.
10. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 104 с.
O.V. Borodacheva
THE RESEARCH OF SPEECH COMPETENCE'S INSTRUMENTAL BLOCK IN AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVES
The analysis and interpretation of experimental data on the structure, characteristics and dynamics of the content of speech competence's instrumental block in autobiographical narrative of older adolescents, young peoples and adults. Found that the instrumental component of speech competence have age dynamics. Proved that young people have the most advanced instrumental block of speech competence of the three age groups studied.
Key words: speech competence, a story about themselves, speech skills, techniques and tools of "I-statements".
Получено 15.10.2012