УДК 035.353
Экономические науки
Киреев Кирилл Александрович, студент 2 курс магистратуры, факультет « Управления» Нижегородский Институт Управления - филиал РАНХиГС Россия, г. Нижний Новгород Дудина Виктория Юрьевна, научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Государственное управление и менеджмент» Нижегородский Институт Управления - филиал РАНХиГС Россия, г. Нижний Новгород
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О РЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОРГАНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Аннотация: Статья посвящена изучению вопроса информированности жителей Нижегородской области о РЯ-деятельности, осуществляемой законодательным органом власти данного субъекта РФ. Автор использует социологическое исследование выборочной совокупности населения региона c целью получения практических результатов по выбранной теме. В статье рассматривается корреляция между заинтересованностью граждан в РЯ-мероприятиях, проводимых Законодательным Собранием Нижегородской области, и активностью участия в них. В работе выявлены Интернет-платформы социальной активности, оптимальные с точки зрения использования данным органом власти для оповещения граждан о своих РЯ-акциях.
Ключевые слова: Орган законодательной власти, Законодательное Собрание, связи с общественностью, РЯ-технологии, РЯ-мероприятия, РЯ-проекты, социальные сети.
Annotation: The article is devoted to exploring the awareness of the Nizhny Novgorod region's residents about PR-activities carried out by the legislative body of this Russian Federation's subject. The author uses a sociological study of the region's population sample to obtain practical results on the chosen topic. The section focuses on the correlation between the interest of citizens in PR-events and the resulting positive image of the Legislative Body of the Nizhny Novgorod region. The research is intended to optimal use by this authority of Internet-platforms of social activity in order to notify citizens about their PR-actions.
Keywords: Legislature, Legislative Assembly, Public Relations, PR-technologies, PR-events, PR-projects, social networks.
Актуальность исследования вызвана тем, что информация - важнейшая потребность граждан; от того насколько человек оповещён об окружающем его политическом мире зависят его интересы, предпочтения, желание сотрудничать в пассивной или активной форме с органами власти. Степень открытости гражданского общества к тому или иному государственному органу власти связана со способностью властных структур грамотно работать с целевыми группами (социальными, возрастными и др.) и понимать веяния времени (развитие страниц в социальных сетях, предоставление жителям Интернет-платформы для информирования о своих PR-акциях).
Теоретики и практики PR выделяют их три главные функции: информировать, убеждать и объединять людей. Эти функции реализуются во всех сферах деятельности, в том числе и государственном управлении. PR в рамках работы госструктур - это многофункциональная система по формированию и поддержанию отношений с общественностью [2, с. 12].
В связи с этим в настоящей работе представлены результаты социологического исследования мнений граждан Нижегородской области о деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области (далее -ЗСНО), в сфере связей с общественностью.
Для проведения исследования автором составлена программа, в которой отражены ключевые этапы и последовательность действий (Таблица 1):
Таблица 1. Программа исследования
Этап Содержание этапа исследования
Разработка концепции исследования
1. Постановка цели и задач исследования Цель - проанализировать информированность населения о PR-технологиях, применяемых ЗСНО Задачи исследования: - охарактеризовать уровень вовлеченности граждан в проводимых ЗСНО PR- мероприятиях; - выявить, каким источникам информации больше всего доверяют граждане при получении информации о трудовой активности аппарата ЗСНО, в частности, о PR-деятельности.
2.Формирова-ние гипотез 1. Существует взаимосвязь между заинтересованностью граждан PR-мероприятиями, проводимыми ЗСНО, и активностью участия в них. 2. Возникает корреляция между Интернет-ресурсами, пользующимися большим доверием со стороны граждан и выбором ЗСНО Интернет-платформ с целью осуществления своей PR-деятельности.
Обоснование выборочной совокупности
Тип выборки в данном исследовании Невероятностная стихийная выборка. Преимуществом данного метода является доступность распространения, равное представительство и формирование состава выборки вследствие активности непосредственно самих респондентов
Определение источников информации
1. Первичная информация Источником первичной информации являются результаты опроса жителей г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области посредством распространения анкеты, созданной в Google forms через социальные сети «Вконтакте», мессенджер «Telegram» и ряд государственных структур власти. Количество опрошенных респондентов: 189 человек.
2. Вторичная информация - официальный сайт ЗСНО: https://www.zsno.ru. - официальная группа ЗСНО в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/zsno52.
Разработка рабочего инструментария
Инструментарий Основным рабочим инструментарием является специально разработанная анкета.
Сроки и период проведения исследования
Сроки и период исследования ноябрь-декабрь 2020 г.
Сбор и обработка информации
1. Методы сбора информации Процесс получения данных осуществляется в соответствии с целями исследования. Методом сбора первичной информации является анкетирование через Google forms.
2. Методы обработки данных Результаты анкетирования введены в программу Microsoft Office Excel и обработаны методами дескриптивного анализа
Программируемый результат
Результат исследования В результате будут получены данные, характеризующие эффективность информированности жителей области о PR-деятельности ЗСНО и, вследствие, влияющие на развитие имиджа исследуемого органа власти.
В ходе проведения исследования автором опрошены различные
социальные группы (иллюстрировано на. рис. 1), что добавляет многогранности оценке-формируемой картины PR-деятельности ЗСНО.
■ бизнесмен, предприниматель, фермер
■ руководитель высшего звена предприятия, учреждения, фирмы
■ руководитель подразделения
■ специалист
■ служащий, технический исполнитель
■ рабочий
Рис. 1. Распределение респондентов по принадлежности к социальной группе в относительных (%) и абсолютных величинах (чел.)
Переходим к подтверждению (опровержению) гипотез, выдвинутых автором работы в ходе социологического исследования.
Гипотеза 1. Существует взаимосвязь между заинтересованностью граждан РЯ-мероприятиями, проводимыми ЗСНО, и активностью участия в них.
да, участвовал в публичных
да, принимал участие во встречах
с депутатами Собрания; 15; 11% да, я помощник депутата Собрания на общественных началах; 3; 2%
нет, но был членом Р^проектов, проводимых при содействии ЗСНО; 17; 13%
Рис. 2. Результаты исследования личного участия респондентов в мероприятиях,
осуществляемых ЗСНО Законодательством РФ предусмотрен перечень форм взаимодействия между гражданским обществом и институтами власти. Наиболее простой формой коммуникации являются PR-мероприятия, проводимые властными структурами. Службы связей с общественностью решают свои задачи по
улучшению имиджа их органа власти, а жители вовлекаются в PR-проекты, общественные обсуждения и иные формы PR-деятельности [5, с. 27].
В результате исследования выявлены наиболее востребованные формы участия граждан в PR-деятельности ЗСНО. Формат общественных обсуждений и публичных слушаний, равно как и встречи с депутатами Собрания предполагает наличие личной заинтересованности каждого присутствующего гражданина (более четверти, опрошенных совокупно выбрали данные варианты ответа - 26%), также, каждый шестой респондент был участником PR-проектов, проводимых при содействии ЗСНО (13%).
На основе анализа ответов респондентов к числу наиболее известных PR-проектов, реализуемых совместно с органом власти, следует отнести такие, как:
1) Мобильное приложение «Вам решать», с помощью которого жители Нижегородской области могут направлять сообщения по разным сферам городской жизни и отслеживать ход устранения проблемы. Технологическим преимуществом данного проекта является возможность установки на любое мобильное устройство-смартфон, планшет, нетбук. Несомненным бонусом является грамотная поддержка операторов, работа на платформах Windows Phone, Android, IOS. Эффективность подобного PR-проекта подтверждена количеством скачиваний (2.64 тыс.) и отсутствием негативных отзывов.
2) PR-проект «Умная остановка» получил свою широкую известность ещё в 2019 году, однако, «покрыть» региональный центр полностью подобными остановочными пунктами не удаётся до сих пор: внесла коррективы в бюджет пандемия COVID, вандализм и выход из строя ряда геолокационных систем. Несмотря на недостатки, совместный проект ЗСНО и разработчика технологической составляющей - федеральной компании «Айтидом» получил высокие оценки со стороны как граждан, отмечающих безопасность и простоту отслеживания общественного транспорта, так и федерального центра: проект считают успешным форматом реализации национального проекта «Жильё и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика».
Резюмируя вышесказанное стоит отметить тенденцию к повышению заинтересованности граждан PR-мероприятиями, PR-проектами, осуществляемыми ЗСНО. Проявление активной гражданской позиции и установление обратной связи между властью и обществом свидетельствует о позитивном имидже Законодательного Собрания Нижегородской области.
Гипотеза 2. Возникает корреляция между Интернет-ресурсами, пользующимися большим доверием со стороны граждан и выбором ЗСНО Интернет-платформ с целью осуществления своей PR-деятельности.
Интернет как средство коммуникаций развивается молниеносно, захватывая все сферы общества. Разнообразие видов интернет-коммуникаций, способов донесения информации, аудитории, которую можно охватывать по необходимым характеристикам, - все это делает Интернет еще более привлекательным для продвижения [6, с. 1].
21 век диктует свои правила: чтобы идти в ногу со временем, государственный орган власти обязан учитывать популярность, авторитет и силу Интернет-хостингов, платформ, порталов, ресурсов, социальных сетей, мессенджеров и прочих форм связи в Интернет-пространстве.
Пандемия COVID-19 вносит свои коррективы: ещё вчера о платформе «Zoom» было известно узкому кругу лиц и её использовали для проведения медиа-конференций и коротких брифингов, сегодня это инструмент для образовательной среды, бизнес-сообществ, государственных органов власти.
Растёт популярность социальных сетей, это уже СМИ, такое же по силе воздействия как радио или телевидение. В этой связи, представляется важным оценить насколько продуктивно Законодательное Собрание в данном направлении, отвечает ли запросам граждан и учитывает ли те платформы, чьи авторитет и доверие в глазах жителей более высоки.
Анализируя полученные данные, касающиеся ресурсов, пользующихся большим доверием у граждан при получении информации, автором получена следующая картина, проиллюстрированная на рис. 3:
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ "TELEGRAM" "TWITTER" "ОДНОКЛАССНИКИ" "INSTAGRAM" "FACEBOOK" "YOUTUBE" "ВКОНТАКТЕ"
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ,WEB-САЙТЫ (ПРИМЕР - САЙТ ЗСНО)
80
117
■
II125
20
40
60
80
100
120
140
0
Рис. 3. Интернет-платформы социальной активности, пользующиеся большим доверием у
опрошенных при поиске информации
Немалая доля опрошенных выразили доверие мессенджеру Telegram (42.3%): возможность быстро создавать чаты, обмениваться потоковыми видео и в режиме on-line общаться с гражданами, без соответствующих бюрократических процедур, таких как: созыв определенного пула журналистов, включение программы «Прямая линия с гражданами» в эфирную сетку телевидения, минуя препоны в виде длительной очереди желающих высказаться: чат-боты могут помогать сортировать обращения по рубрикам. Стоит подчеркнуть успешным опыт Законодательного Собрания Нижегородской области ведения страницы в социальной сети «Вконтакте» с размещением актуальной информации, активно комментируемой гражданами, и злободневных опросов [9].
М. Кастельс писал: «Что не существует в медиапространстве - не существует в публичном сознании» [4, с. 63]. Следовательно, необходимо грамотно подходить к информированию целевых аудиторий в интернет-среде, расширяя свое присутствие в Интернете.
Вследствие этого тезиса, автором учтены мнения респондентов относительно степени использования Законодательным Собранием данных
Интернет-ресурсов с целью информирования граждан о своей PR-деятельности. Результаты опроса отражены в таблице 2.
Таблица 2. Распределение ответов о степени использовании ЗСНО Интернет-платформы социальной активности, пользующихся доверием у граждан
Вариант ответа Количество респондентов Доля опрошенных
да, использует в полном объёме 91 48.1%
скорее да, чем нет 45 23.8%
скорее нет, чем да 29 15.3%
нет, использует не достаточно 21 11.1%
затрудняюсь ответить 3 1.59%
За счёт комплексного и оптимального использования Интернет-ресурсов у жителей складывается образ технологичного и отвечающего требованиям 21 века государственного органа власти. Также, результаты свидетельствуют о продуктивном использовании Законодательным Собранием Интернет-платформ, как важным и популярным источником информирования граждан планом текущих и будущих PR-мероприятий.
Таким образом, влияние осведомлённости населения о PR-акциях институтов власти не стоит недооценивать. Исследуемый орган власти структурированно ведёт работу в данном направлении о чём свидетельствует результаты опроса. Умение грамотно воспользоваться информацией, участие в PR-мероприятиях органа власти и готовность к диалогу в совокупности создают необходимый баланс взаимодополняющих друг друга полюса силы общественного воздействия - граждан и институтов власти.
Библиографический список:
1. Беленкова Л. М. Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий//Управленческое консультирование: журнал. - 2017, №04. С. 199-209.
2. Борщевский Г. А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 267 с.
3. Василенко В.И. Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях: методического пособие / В.И. Василенко, Л.А. Василенко, О.А. Казанцева, Е.В. Тарасова. — М.: Проспект, 2015. — 112 с.
4. Кастельс М. Власть коммуникации: пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2016.
5. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник. М.: ИНФРА-М, 2014.
6. Потапкина Т.И. Интернет-коммуникации как инструмент формирования имиджа государственных органов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4.
7. Селентьева Д. О. Политическая имиджелогия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Д. О. Селентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с.
8. Шлеверда И. Н. Политический имидж государственной гражданской службы в современной России: факторы формирования и перспективы улучшения: диссертация кандидата Политических наук [Место защиты: «РАНХиГС при Президенте РФ»]. - Москва, 2016. - 165 с.
9. Официальная публичная страница в социальной сети «Вконтакте» Законодательного Собрания Нижегородской области: [Электронный ресурс]. Режим работы: https://vk.com/zsno52. (Дата обращения: 11.03.2021).