17. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL ; Human Kinetics. 2015. - 640 p.
REFERENCES
1. Abrosimova, L.I. and Karasik, V.E. (1977), "Determination of the physical working capacity of adolescents", New research on age physiology, No. 2 (9), pp. 114-117.
2. Tikhvinsky, S.B. and Khrushchev S.V. (1991), Pediatric sports medicine, Medicine, Moscow.
3. Karpman, V.L., Belotserkovsky, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Physical culture and sport, Moscow.
4. Kolesov, D.V. and Selverova, N.B. (1978), Physiological and pedagogical aspects ofpuberty, Pedagogy, Moscow.
5. Kornienko, I.A., Sonkin V.D. and Tambovtseva R.V. (2007), "Age-related development of muscular active energy: results of a 30-year study. Communication III. Endogenous and exogenous factors influencing the development of skeletal muscle energy", Human Physiology, Vol. 33, No. 5, pp. 1-7.
6. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Polyanskaya, N.V. (2016), "Factor structure of physical working capacity of children 7-8 years old", Hygiene and Sanitation, No. 7 (95), pp. 636-642.
7. Krivolapchuk, I.A. and Myshyakov, V.V. (2017), "Features of the factor structure of physical performance in boys and girls 9-10 years old", Hygiene and Sanitation, No. 8, pp. 759-765.
8. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2017), "Factorial structure of the functional state of 13-14 year-old boys", Human Physiology, Vol. 43, No. 2, pp. 43-55.
9. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Energy supply of muscular activity of children 5-6 years old and a comprehensive assessment of physical performance", Human Physiology, Vol. 35, No. 1, pp. 76-87.
10. Krivolapchuk, I.A. (2011), "Energy supply of muscle activity in 13-14 year - old boys depending on the rate of puberty", Human Physiology, Vol. 37, No. 1, pp. 85-96.
11. Cooper, K. (1988), Aerobics for wellness, Book House "Physical culture and sport", Moscow.
12. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscle energy and performance in ontogenesis, Book House "LIBROKOM", Moscow.
13. Tambovtseva, R.V. (2016), "Enzymatic transformations of muscle tissue in postnatal ontogenesis", International Journal of Experimental Education, No. 12, pp. 124-127.
14. Armstrong, N. (2017), "Top 10 Research Questions Related to Youth Aerobic Fitness", Res Q Exerc Sport, Vol. 88, No. 2, pp. 130-148. doi: 10.1080/02701367.2017.1303298.
15. Armstrong, N., Barker, A.R. and McManus, A.M. (2015), "Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance?", Br J Sports Med, Vol. 49, No. 3, pp. 860-864. doi: 10.1136/bjsports-2014-094491.
16. Kaczor, J.J., Ziolkowski W., Popinigis J. and Tarnopolsky M.A. (2005), "Anaerobic and aerobic enzyme activities in human skeletal muscle from children and adults", PediatrRes., Vol. 57, No. 3, pp. 331-335.
17. Kenney, W.L., Wilmore J. and Costill, D. (2015), Physiology of Sport and Exercise, Published by Champaign, IL; Human Kinetics.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2020
УДК 796.92
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Елена Александровна Эйхман, младший научный сотрудник, Оксана Михайловна Куликова, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
Статья посвящена исследованию индивидуально-психологических особенностей лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки. Для выявления наиболее типичных психологических
профилей лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки был проведен кластерный анализ массива данных индивидуально-типологического опросника (по методике Собчик Л.Н.). Разработанные психологические профили и выявленные особенности личностных проявлений лыжников-гонщиков позволят определить специфику и дальнейшее направление психологической подготовки лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки.
Ключевые слова: лыжные гонки, лыжники-гонщики, спортивный резерв, многолетняя подготовка, психологическая подготовка, психологический профиль.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p312-318
STUDY OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE SKIERS AT
SPORTS TRAINING STAGES
Elena Aleksandrovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, director, Elena Ale-ksandrovna Eykhman, the junior research associate, Oksana Mikhaylovna Kulikova, the candidate of technical sciences, the senior research associate, Scientific research Institute for activity in extreme conditions, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Abstract
The article is devoted to the study of individual psychological characteristics of the skiers at sports training stages. To identify the most typical psychological profiles of the skiers at sports training stages, a cluster analysis was carried out of the data array of the individual typological questionnaire (methodology Sobchik L.N.). The developed psychological profiles and the revealed features of personal manifestations of skiers will determine the specifics and further direction of psychological training of skiers at the stages of sports training.
Keywords: cross-country skiing, skiers, sports reserve, long-term training, mental conditioning, psychological profile.
ВВЕДЕНИЕ
Особенности тренировочной и соревновательной деятельности лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки определяют формирование определенной структуры личности, обеспечивающей оптимальную социальную адаптацию к условиям спортивной деятельности [1]. Ведущие свойства личности определяют тип реагирования личности, особенности мотивации, социализации и стиль познавательных процессов лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки. Изучение индивидуально -типологических особенностей личности лыжников-гонщиков на этапах многолетней спортивной подготовки необходимо для определения преимущественного направления стратегии психологической подготовки в зависимости от прогнозируемых типовых ситуаций спортивной подготовки [1].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации № 1080 от 20 декабря 2019 года «Об утверждении тематических планов проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта и работ по научно-методическому обеспечению сферы физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2020-2022 годы».
В исследовании принимали участие лыжники-гонщики, проходящие спортивную подготовку на этапе начальной подготовки (32 лыжника и 25 лыжниц), на тренировочном этапе (31 лыжник и 29 лыжниц), на этапе спортивного совершенствования (25 лыжников и 14 лыжниц), и на этапе высшего спортивного мастерства (25 лыжников и 26 лыжниц).
Для исследования психологических свойств личности лыжников-гонщиков на разных этапах спортивной подготовки использовался индивидуально-типологический опросник Собчик Л.Н. [2], который позволяет определить индивидуально-психологические особенности и степень социально-психологической адаптированности личности.
Для выявления наиболее типичных психологических профилей лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки была проведена кластеризация массива данных индивидуально-типологического опросника лыжников-гонщиков на каждом из этапов спортивной подготовки. Кластеризация данных проводилась при помощи карт Кохо -нена в пакете программ МЛТЬЛБ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Для лыжников на этапе начальной подготовки было выделено 4 кластера (рисунок
1).
кластер 1 ■ кластер 2 ■ кластер 3 ■ кластер 4 Рисунок 1 - Психологические профили лыжников-гонщиков на этапе начальной подготовки
Первый кластер представляет психологический профиль гармоничной личности. Количество значимых ответов данного психологического профиля по всем факторным шкалам находится в пределах 3-4 баллов. Второй кластер представляет психологический профиль с межличностным типом поведения по конформному типу с выраженными значениями по шкале ложь и сензитивность. Представителям данного профиля свойственна избыточная ориентированность на общепринятые нормы. Такой тип чаще всего встречается у лиц женского пола.
Третий кластер представляет психологический профиль с акцентуированной сен-зитивностью. Представителям данного профиля свойственна высокая чувствительность, пассивность, склонность к продолжительному переживанию ситуаций, неуверенность в себе. Сензитивность часто сопровождается тревожностью и интроверсией, в результате чего постепенно формируется зависимый тип межличностного поведения, для которого характерно избегание конфликтных ситуаций и поиск постоянной привязанности со стороны более сильной личности. Для представителей данного профиля очень важно формирование умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.
Для четвертого кластера характерны акцентуации по шкале сензитивность и экстраверсия. Сочетание акцентуации сензитивности и экстраверсии формирует гипертим-ный (сильный) тип поведения, для которого характерно чрезмерная общительность, энергичность, потребность в деятельности и инициативность. Лыжники, относящиеся к данному психологическому профилю, отличаются завышенной самооценкой, многие из них стремятся быть лидерами, но при этом к тренировочному процессу не всегда относятся серьезно. Представители данного психологического профиля легко возбудимы, отличаются вегетативной лабильностью, тяжело приспосабливаются к однообразной деятельности.
На тренировочном этапе было выявлено два кластера (рисунок 2).
кластер 1 ■ кластер 2 Рисунок 2 - Психологические профили лыжников-гонщиков на тренировочном этапе
Первый кластер представляет психологический тип с акцентуацией сензитивности и гипоэмотивностью по шкале аггравации. Представители данного психологического профиля на фоне повышенной чувствительности не совсем хорошо понимают мотивы своих поступков. Среди них много обидчивых, ранимых спортсменов, которые чрезвычайно бурно реагируют на все ситуации. Представителям данного профиля необходима поддержка тренера и родителей.
Второй кластер представляет психологический профиль гармоничной личности. Количество значимых ответов данного психологического профиля по всем факторным шкалам находится в пределах 3-4 баллов.
На этапе совершенствования спортивного мастерства было выявлено три кластера (рисунок 3).
кластер 1 ■ кластер 2 ■ кластер 3
Рисунок 3 - Психологические профили лыжников-гонщиков на этапе совершенствования спортивного мастерства
Первый кластер представляет психологический профиль с акцентуацией по шкале сензитивность и тревожность (конформный стиль поведения). Для лыжников-гонщиков этого типа характерна неуверенность в себе, обостренное чувство ответственности, внутренняя потребность соответствовать ожиданиям тренера и родителей. Спортсмены этого типа проявляют старательность в тренировочном процессе, но из-за страха не оправдать доверие тренера и родителей очень переживают перед соревнованиями и, в итоге, зачастую не показывают результат, на который способны. При достаточно хороших физических способностях, в силу старательности могут достигать высоких результатов в спорте, но только до определенного уровня. Когда психологическая устойчивость начнет играть большую роль, представители этого типа будут проигрывать своим менее физически одаренным соперникам, но более психологически устойчивым к стрессам. В то же время сочетание сензитивности и тревожности можно рассматривать, как слабый тип поведения,
для которого характерны неустойчивые мотивационные установки.
Для лыжников-гонщиков этого психологического профиля очень важна психологическая подготовка. Использование различных психологических методик и приемов, снижающих тревожность лыжников, повышающих их уверенность в себе, позволит проявить все их способности в соревновательной деятельности.
Второй кластер представляет психологический профиль, подобный которому был выявлен на тренировочном этапе, с акцентуацией сензитивности и гипоэмотивностью по шкале аггравации.
Для третьего кластера характерны акцентуации экстраверсии и агрессивности. Для лыжников этого типа характерна энергичность, общительность, высокая приспособляемость и эмоциональная лабильность, стремление быть всегда на виду, жажда повышенного внимания к себе и похвалы в свой адрес. Психологический профиль этого кластера представляет демонстративный, конфликтный стиль межличностного общения с тенденцией к агрессивной манере самоутверждения.
На этапе высшего спортивного мастерства было выявлено три кластера (рисунок
4).
кластер 1 ■ кластер 2 ■ кластер 3 Рисунок 4 - Психологические профили лыжников-гонщиков на этапе высшего спортивного мастерства
Первый кластер представляет психологический профиль, в котором акцентуированы экстраверсия, спонтанность, ригидность и лабильность. Для лыжников этого психологического профиля характерен лидерский стиль межличностного общения, самостоятельность в принятии решений, самоуверенность, импульсивность. Стиль межличностного общения по неконформному типу: преобладание значимости собственного мнения над значимостью мнения группы, тренера. Конфликтный стиль межличностного поведения: сочетание устойчивости собственного мнения с тенденцией к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих.
Выраженные значения экстраверсии проявляются в склонности к широким социальным контактам. Представителям этого психологического профиля свойственна моти-вационная неустойчивость и признаки инфантилизма.
У представителей данного психологического профиля повышены показатели полярных по значению типологических свойств «ригидность»-« лабильность», что может свидетельствовать о социально-психологической дезадаптации и приводить к соматическим расстройствам [2, 3].
Второй кластер представляет психологический профиль, в котором акцентуированы экстраверсия, сензитивность и лабильность. Представителям данного профиля характерен гипертимный (сильный) тип поведения с чрезмерной общительностью, энергичностью, импульсивностью. Лыжники, относящиеся к данному психологическому профилю, отличаются завышенной самооценкой, многие из них стремятся быть лидерами, но зачастую переоценивают свои возможности. Представителям данного психологического профиля свойственна избыточная ориентированность на общепринятые нормы поведения и
правила, а также компромиссный стиль межличностного поведения.
Третий кластер представляет психологический профиль, в котором акцентуирована ригидность. Для лыжников данного профиля характерна устойчивость к стрессам и педантизм при выполнении любых видов деятельности. Лыжникам данного психологического профиля свойственен индивидуализм в межличностном поведении, они придерживаются собственного мнения, временами достаточно самобытного и субъективного.
Этап высшего спортивного мастерства предполагает увеличение не только физических, но и психических нагрузок у лыжников-гонщиков. Тренировочно-соревновательная деятельность, неразрывно связанная с постоянными стрессовыми ситуациями, приводит к формированию специфических индивидуально-типологических свойств личности лыжников-гонщиков на этапе высшего спортивного мастерства. Для всех трех выявленных типов психологических профилей лыжников-гонщиков на этапе высшего спортивного мастерства характерен лидерский стиль межличностного поведения при умеренной степени выраженности самостоятельности в принятии решений, склонность к широким социальным контактам и коммуникабельность в сочетании с мотивационной неустойчивостью, избыточная ориентированность на общепринятые нормы поведения и правила, а также педантизм при выполнении любых видов деятельности. При компенсированной социально-психологической адаптации вышеперечисленные свойства личности позволяют лыжникам на этапе высшего спортивного мастерства добиваться высоких результатов.
Неудовлетворенность собственными результатами, сомнение в запланированных результатах, невозможность выполнить на соревнованиях поставленную тренером задачу зачастую имеет психологическую основу и приводит к социально-психологической диза-даптации, следствием которой являются частые травмы, заболевания, особенно накануне ответственных стартов.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что на всех этапах спортивной подготовки наиболее акцентуированным свойством личности лыжников-гонщиков является сензитивность. В спорте сензитивность может нести в себе как позитивное, так и негативное начало. Лыжными гонками юные спортсмены, как правило, начинают заниматься с 9 лет. Процесс становления спортивного мастерства до этапа высшего мастерства занимает около 10 лет. Поэтому у лыжников очень рано формируется чувство долга, дисциплинированность и обязательность, ответственность и добросовестность. Ни один спортивный путь не бывает без проигрышей. Увеличение количества соревнований от этапа начальной подготовки к этапу высшего спортивного мастерства постепенно формирует повышенную требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны. В этом аспекте сензитивность можно рассматривать с позиции положительного влияния.
Выполняя адаптивную функцию, акцентуированные черты личности могут становиться причиной дезадаптации. Негативные стороны сензитивности могут проявляться повышенной впечатлительностью, зависимостью от мнения окружающих, особенно значимых для спортсмена людей (тренера и родителей), тревожностью (особенно накануне соревнований), внутренней неуверенностью в себе.
Неуверенность в себе имеет несколько причин и одна из них связана с тем, что спортсмен не знает, как он выполнит тренировочное задание или соревновательную установку тренера. Поэтому в ходе тренировочного процесса обязательным является обеспечение качественной обратной связи, в процессе которой спортсмен воспринимает результаты своей деятельности. Перед началом любого действия (обучение упражнению, отработка техники передвижения на лыжах) очень важно, чтобы спортсмен видел и понимал свой будущий результат. Спортсмен должен четко представить в своем сознании его образ. Уверенность в себе, прежде всего базируется на реальной оценке своих возможностей при постановке задачи на тренировку или соревнование. Это способствует возникновению оптимального психического состояния, которое является важнейшим
фактором, обеспечивающим эффективное выполнение тренировочных заданий или выступлений на соревнованиях. При этом собственно оценочная деятельность спортсменов должна быть организована таким образом, чтобы спортсмены занимали активную позицию относительно анализа себя и своих результатов.
Тренеру очень важно ставить перед спортсменами реально достижимые цели (развитие определенных физических качеств, овладение техникой передвижения коньковым стилем на «неудобную» руку). В разборе итогов выступления на соревнованиях следует акцентировать внимание спортсмена на положительных сторонах выступления и давать чёткие рекомендации по устранению допущенных ошибок, указывая на возможность их исправления.
Тренерам необходимо поддерживать контакты с родителями своих воспитанников. Важно проводить беседы с родителями, с акцентированием внимания на положительных результатах тренировочной деятельности и соревновательных результатах спортсмена, доносить до родителей, что важно скорректировать оценочное поведение на положительное, а не критичное отношение к ребенку.
Немаловажным фактором, способствующим формированию психологической устойчивости, является уровень развития самоконтроля лыжников-гонщиков, выражающийся в способности к адекватной оценке своего состояния и скорости передвижения в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятия лыжными гонками, являясь одним из ведущих видов деятельности, оказывают существенное влияние на особенности формирования личности лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки. Проведенные исследования позволили определить психологические профили лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки. Дальнейшие исследования необходимо направить на подбор эффективных средств и методов психологического воздействия с целью повышения психологической адаптации и соревновательной надежности лыжников-гонщиков с учетом разработанных психологических профилей на этапах спортивной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте : метод. пособие / В.Ф. Сопов. - Москва : [б. и.], 2010. - 120 с.
2. Собчик, Л.Н. Индивидуально-типологический опросник : практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста : монография / Л.Н. Собчик. - Москва : Изд-во «Компания Боргес», 2010. - 59 с.
3. Павлова, Н.В. Предикторы психосоматических расстройств при занятиях спортом / Н.В. Павлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 281-283.
REFERENCES
1. Sopov, V.F. (2010), Theory and methodology of psychological training in modern sport: study guide, Moscow.
2. Sobchik, L.N. (2010), Individual Typological Questionnaire: practical guide to traditional and computer test options: monograph, "Company Borges" Publishing House, Moscow.
3. Pavlova, N.V. (2017), "Predictors of psychosomatic disorders in sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 281-283.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2020