2. Прослушайте слова и запишите номера слов, содержащих
• звук [ц]: цвет, сера, свойство, сахар, Цельсий;
• звук [х]: запах серы, три десятых, цвет хлора,
семь восьмых;
• звук [ш]: уменьшаться, состоять, решение,
шар;
• звук [ч]: плотность, качество, частное, скорость, характеризовать.
3. Напишите ударные слоги в словах: модуль, скаляр, величина, направление.
4. Выпишите только односложные слова: дробь, дроби, вкус, скорость, частица.
5. Дополните записи известными вам словами.
Вкус: сладкий, ...
Вещество: твердое, ...
Движение: вращательное, .
Математические действия: сложение, ...
6. Закончите словосочетания: алгоритмический ... (язык), периодическая ... (система), криволинейное ... (движение), скалярная ... (величина).
Вот далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкивается вьетнамский студент, изучающий русский язык в России и в особенности на родине, и пути их преодоления. Подчеркнем еще раз: в учебном комплексе по русскому языку на базе специальных дисциплин, адресованном вьетнамским студентам, изучающим русский у себя на ро-
дине, может содержаться большее количество фрагментов аутентичных текстов, чем в соответствующих материалах в России. Такой учебный комплекс обязательно должен включать Толковый терминологический словарь, который облегчает работу как преподавателя русского языка, так и вьетнамского студента. Комплекс также должен содержать систему корректировочных упражнений по фонетике русского языка, базирующуюся на лексике языка специальности, так как язык специальности является наиболее трудным для изучения, но необходимым для профессиональной деятельности будущего инженера.
Список литературы
1. Авдеева И.Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты. — М.: МГТУ им. Баумана, 2005. — С. 336.
2. Яковлев В.Д. Начальный курс русской фонетики для китайцев. — М.: РУДН, 2006. — С. 87.
3. Тью Фыон Ань. Фонетические трудности учащегося при изучении русского языка // Международный аспирантский вестник. — 2012. — № 1. — С. 72—76.
4. Иванова Э.И. Богомолова И.А. Наземные транс-портно-технологические средства. — М.: МАДИ (ГТУ), 2014.
5. Русский язык будущему инженеру / Е.В. Дубин-ская, Т. К. Орлова, Л.С. Раскина [и др.]. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.
УДК 37.04
Н.Е. Жданова, канд. пед. наук
Российский государственный профессионально-педагогический университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Происходящие в нашей стране социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны современного состояния общества. Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп, и следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров.
Современному российскому обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение эффективного лидерства в ранней юности, так как именно в этом возрасте закладываются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Создание условий, способствующих формированию лидеров в студен-
ческие годы, является одним из средств создания фонда способных лидеров [1—6].
Актуальность исследования обусловлена тем, что учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на создание эффективных педагогических условий для развития индивидуально-психологических особенностей учащихся с целью формирования активного и инициативного лидера, ориентированного на творческое развитие своего коллектива, раскрытие потенциала каждого члена своей команды.
Лидерство является многоаспектным социальным явлением. Его феномен проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. В исследовании автор рассматривает феномен лидерства в формальной молодежной среде (школьные
классы) в возрасте ранней юности, для этого представляют эту среду как малую группу.
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей, можно понять динамику лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.
Важность изучения лидерства обусловливается силой его влияния на развитие личности. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций. Лидерство создает также социально-психологические условия, способствующие успешной социализации личности (Б.З. Вульфов, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев). Еще большее воздействие лидерство оказывает на группу. Так многие исследователи рассматривают лидерство в качестве одного из показателей развития группы в целом.
Психолого-педагогическая наука накопила богатый эмпирический и теоретический материал, посвященный лидерству, изучены многие его аспекты. В то же время проведенный теоретический анализ подходов лидерства в психологии показывает, что некоторые вопросы требуют дальнейшей проработки и более детального рассмотрения: традиционные подходы к исследованию лидерства не дают полных представлений о влиянии лидерства и его эффективность, также нет универсальной модели лидерства, объясняющей природу данного феномена.
В зарубежной социальной психологии понятие «лидерство» связано с именами Дж. Мак-Гре-гора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа и др. В отечественной психологии данная проблема раскрывается в исследованиях Р.Л. Кричевско-го, А.Н. Леонтьева, П.Д. Парыгина.
Автор поставил общую цель исследовать индивидуально-психологические особенности личности лидера в ранней юности, а также найти способы формирования активного и инициативного лидера при осуществлении учебного процесса в средней школе.
В начале работы были сформулированы следующие гипотезы:
1) между лидерскими качествами и уровнем самооценки учащихся существует прямая взаимосвязь;
2) уровень самооценки у учащихся мужского пола выше, чем у учащихся женского пола;
3) учащиеся женского пола в отличие от мужского пола менее склонны к лидерству, поэтому не проявляют лидерских качеств.
В опытно-поисковом исследовании приняли участие 104 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет, среди них 58 девушек и 46 юношей. Эксперимен-
тальной площадкой выступило МОУ СОШ № 1 п. Зайково Свердловской области. Испытуемым предъявлялись три диагностические методики: 1) социометрический тест Дж. Морено; 2) методика исследования самооценки личности С.А. Бу-дасси; 3) моторная проба Шварцландера (методика на определение уровня притязаний).
Социометрический тест позволяет диагностировать межличностные связи в группе, социальный статус и степень выраженности лидерских качеств учащихся.
Приведем результаты диагностики социометрического статуса. Из всех исследуемых высокий социометрический статус имеют лишь 14,4 % респондентов, для них свойственно высокое положение в своем учебном коллективе (классе), данные респонденты легко устанавливают межличностные контакты и пользуются симпатиями у своих одноклассников. В коллективе данные респонденты имеют статус лидера или социометрической звезды. Средний социометрический статус имеют 48,1 % респондентов, данный показатель свидетельствует о том, что одноклассники предпочитают общаться с ними и охотно принимают их в свои микрогруппы. Чаще всего респондентам со средним социометрическим статусом в группе отводится роль предпочитаемого или принимаемого. Оставшиеся 37,5 % респондентов имеют низкий социометрический статус, данный факт свидетельствует о том, что этим подросткам не удалось завоевать авторитета в своем классе. Одноклассники либо пренебрегают общением с данной группой лиц, либо абсолютно изолируют их от себя.
Поскольку выборка в данном случае является независимой, следовательно, все результаты описательной статистики будут представлены в по разным подвыборкам: учащиеся-лидеры и учащиеся-нелидеры.
В группе учащихся-лидеров по данным дескриптивного анализа получились следующие результаты.
Методика «Самооценка личности» позволяет определить отношение подростка к самому себе, т. е. определить уровень самооценки.
Высоким уровнем самооценки обладают 47 % респондентов. Такие показатели говорят о том, что почти половина учащихся в группе лидеров имеют высокий уровень самооценки. С учетом этого факта отчасти подтверждается одна из гипотез о том, что лидеры имеют высокий уровень самооценки. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что старшеклассники переоценивают себя и свои возможности. В результате этого у них возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.
Средним уровнем самооценки обладает 40 % респондентов, что говорит об адекватности самооценки в соответствии со своим положением. Соотношение между «Я — реальным» и «Я — идеальным» и характеризует адекватность представлений учащихся — лидеров о себе, находящую свое выражение в самооценке.
Низким уровнем самооценки обладают лидеры, составляющие 13 %. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания.
В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.
Методика «Уровень притязаний» позволяет оценить стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, 47 % респондентов составляют лидеры с высоким уровнем притязаний, 27 % лидеров имеют средний уровень притязаний и 26 % лидеров имеют низкий уровень притязаний. Такой результат, в общем, ожидается, так как уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, и, оказавшись в группе лидеров, он показывает высокий уровень притязаний.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе лидеров по показателям самооценки и уровня притязаний обнаружился одинаковый процент, а именно, 47 %. Это означает, что у лидеров уровень самооценки и уровень притязаний находится в одинаковом соотношении.
В результате описательной статистики автор выявил, что из общей выборки в группе лидеров определились 15 чел., что в процентном соотношении от всей выборки составило 14,4 %. По тендерному признаку лидеры разделились следующим образом: 67 % юношей и 33 % девушек. Такой факт говорит о том, что девушки-лидеры присутствуют в школьных коллективах, т. е. они способны проявлять лидерские качества и могут быть лидерами наравне с юношами.
В группе учащихся-нелидеров по данным дескриптивного анализа получились следующие результаты.
Высоким уровнем самооценки обладают 56 % респондентов (из них 26 % юношей и 23 % девушек). Такие показатели говорят о том, что больше половины учащихся в группе не лидеров имеют высокий уровень самооценки, т. е. многие из респондентов данной группы переоценивают себя и свои возможности. Всего 16 % респондентов-нелидеров показали средний уровень самооценки, что соответствует уровню адекватности, т. е. у этих старшеклассников «Я — реальное» соответствует «Я — идеальному», 28 % респондентов показали низкий уровень самооценки. Здесь можно предположить, что такие учащиеся не уверены в себе, не общительны, с внутренней тревожностью и глубокими переживаниями личности.
У 36 % не лидеров выявился высокий уровень притязаний. Средний уровень притязаний показали 9 % респондентов и 55 % опрошенных с низким уровнем притязаний.
Для процентного соотношения уровня самооценки в группах лидеров и нелидеров автор сравнил полученные данные, которые показывают, что в группе лидеров респондентов с низким уровнем самооценки меньше, чем у респондентов в другой группе, а вот респондентов с высоким уровнем самооценки, наоборот, больше, чем в группе лидеров. Возможно, это объясняется тем, что в группе нелидеров респонденты обладают завышенной неадекватной самооценкой, т. е. у них «Я — реальное» не соответствует «Я — идеальному», а также они, возможно, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые могут реально достигнуть.
Результаты сравнительного анализа позволяют говорить о том, что по гендерному признаку критерий и-Манна—Уитни не показал значимых результатов. На основании этого можно отметить, что значимых различий между группами в данной выборке нет.
Полученные в ходе корреляционного анализа результаты показали, что в первой группе — группе лидеров корреляционных связей больше (13), чем во второй группе (нелидеры — 11).
Значения положительной корреляции позволяют сделать вывод о том, что с увеличением уровня лидерских качеств нелидеров по функционально-ролевому критерию уровень, например, коммуникативных и организаторских способностей, также увеличится, как и социальный статус нелидера по деловому критерию, и, соответственно, повысится уровень притязаний, и, наоборот, в случае, если развиваются, т. е. повышаются личностные деловые качества нелидеров, повышается его социальный статус в группе, ставятся для решения уже более трудные задачи, тогда и уровень функцио-
Рис. 1. Корреляционная плеяда показателей группы лидеров:
—высокозначимая положительная взаимосвязь;
-► среднезначимая положительная взаимосвязь;
• • • положительная тенденция
нально-ролевой значимости в группе повысится. В этом случае у нелидеров появляется шанс стать реальными лидерами (рис. 1, 2).
Первая гипотеза исследования о том, что между лидерскими качествами и уровнем самооценки учащихся существует прямая взаимосвязь в проявлении лидерских качеств (статуса в группе) и уровня самооценки учащихся существует прямая взаимосвязь — нашла свое подтверждение.
По результатам описательной статистики можно сделать вывод о том, что уровень самооценки у юношей выше, чем у девушек, и это подтверждает вторую гипотезу.
Третья гипотеза о том, что девушки в отличие от юношей менее склонны к лидерству, поэтому не проявляют лидерских качеств, доказательства не получила. На основании этого можно констатировать, что гипотеза опровергнута, так как девушки способны проявлять лидерские качества и быть в группе лидером.
Обобщение результатов исследования позволило определить следующие направления деятельности по развитию индивидуально-психологических особенностей личности лидера.
1. Создание условий для активного и деятельного включения учащихся в различные инновационные внеучебные воспитательные мероприятия — выделение грантов для реализации идей и задумок; стимулирование креативного подхода к проведению традиционных мероприятий; освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.
Рис. 2. Корреляционная плеяда показателей второй группы (нелидеров):
—высокозначимая положительная взаимосвязь; ->■ среднезначимая положительная взаимосвязь
2. Организация интерактивных интернет-ресурсов, реализуемых администрацией учебного заведения, ведущими психологами, деятелями культуры и искусства, успешными бизнесменами и общественными лидерами. Это обеспечит развитие творческой составляющей профессиональной деятельности, конструктивное преодоление кризисов и оптимизацией процесса обучения с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей учащихся.
3. В рамках учебных занятий разработка порт-фолио личностного развития. Личностное портфо-лио поможет старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
Список литературы
1. Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенных фактор их самооценки // Мир психологии. — 2009. — № 3. — С. 147-155.
2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. — 2010. — № 1. — С. 87-95.
3. Котрухова Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи // Вестник ЧелГУ. — 2009. — № 14 (152). — С. 54-58.
4. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учеб. пособие. — М.: Статут, 2007. — 544 с.
5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 2001. — 352 с.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. — 538 с.